Сочинение омонимы обогащают нашу речь или могут быть помехой в общении

Обновлено: 05.07.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель деятельности учителя: организовать деятельность учащихся, направленную на распознавание в тексте омонимом и многозначных слов.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Планируемые результаты:

Предметные: Находят омонимы и многозначные слова в тексте и определяют их лексическое значение, при затруднении обращаются к словарю, отличают омонимы от многозначных слов.

Метапредметные: определяют значение омонимов, выстраивают логические суждения.

Личностные: обогащают свою речь полученными знаниями об омонимах и многозначных словах.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу по теме;

Коммуникативные: формулируют и доказывают свою точку зрения, работая в парах.

г. Красноярск, 2016

Этапы урока Приемы Организационный момент. Актуализация знаний. Открытие нового знания. Работа с текстом. Рефлексия. Домашнее задание. Работа с текстом стих-я, погружение в проблему. Работа в парах. Домашнее задание по выбору

Этапы урока

  • Организационный момент.
  • Актуализация знаний.
  • Открытие нового знания.
  • Работа с текстом.
  • Рефлексия.
  • Домашнее задание.
  • Работа с текстом стих-я, погружение в проблему.

Послушайте стихотворение:

Говорю своей сестрёнке:

- На воскресник мне пора.

Разобьём сегодня клумбу в центре нашего двора.

И быстрей на плечи куртку

Да на голову платок.

кричит сестрёнка. – Ты забыла … молоток.

- Что придаёт стихотворению шуточный диалог?

- Почему девочка не поняла свою старшую сестру?

- А что имела в виду младшая сестра?

- Что общего в этих словосочетаниях?

- Какое заметили противоречие? Что удивило?

- Как такое стало возможно?

- Какой возникает вопрос? Что нам предстоит выяснить?

- Являются ли эти слова многозначными?

Омо́нимы ( др.-греч. ὁμός — одинаковый + ὄνομα — имя) — разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова, морфемы и другие единицы языка. Термин введён Аристотелем .

Омо́нимы ( др.-греч. ὁμός — одинаковый + ὄνομα — имя) — разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова, морфемы и другие единицы языка. Термин введён Аристотелем .

 Прочитайте. Стакан из стекла – вода стекла ; косить косой – косой взгляд; тёплую печь – печь пироги; разводить голубей – небо стало голубей ; раствор соли – соли кашу.

Стакан из стекла – вода стекла ; косить косой – косой взгляд; тёплую печь – печь пироги; разводить голубей – небо стало голубей ; раствор соли – соли кашу.

Прочитайте стихотворения. На каких лексических явлениях они основаны? Птичий клин Когда на мартовских полях Лежала толща белая, Сидел я с книгой, на полях Свои пометки делая, И в миг, когда моё перо Касалось граф тетрадочных, Вдруг журавлиное перо С небес упало радужных. А в облаках летел журавль, И не один, а стаями, Крича скрипуче, как журавль, В колодец опускаемый. Журавль был южный, но зато Он в гости к нам пожаловал! Благодарю его зато, Что мне перо пожаловал. (С. Кирсанов) Кто вы? - Мы лисички, Дружные сестрички. Ну, а вы-то кто такие? - Мы лисички тоже. - Как, с одной-то лапкой? - Нет, ещё со шляпкой. (А. Шибаев)

Прочитайте стихотворения. На каких лексических явлениях они основаны?

Птичий клин

Когда на мартовских полях

Лежала толща белая,

Сидел я с книгой, на полях

Свои пометки делая,

И в миг, когда моё перо

Касалось граф тетрадочных,

Вдруг журавлиное перо

С небес упало радужных.

А в облаках летел журавль,

И не один, а стаями,

Крича скрипуче, как журавль,

В колодец опускаемый.

Журавль был южный, но зато

Он в гости к нам пожаловал!

Благодарю его зато,

Что мне перо пожаловал. (С. Кирсанов)

Ну, а вы-то кто такие?

- Мы лисички тоже.

- Как, с одной-то лапкой?

- Нет, ещё со шляпкой.

Рассмотрите рисунки. Выпишите из текстов словосочетания, которые они обозначают. Определите, какие из них многозначные слова, а какие омонимы? Докажите.

Рассмотрите рисунки. Выпишите из текстов словосочетания, которые они обозначают. Определите, какие из них многозначные слова, а какие омонимы? Докажите.

Обсудите в парах: омонимы и многозначные слова обогащают нашу речь или могут быть помехой в общении? Свой ответ обоснуйте письменно.

Обсудите в парах: омонимы и многозначные слова обогащают нашу речь или могут быть помехой в общении? Свой ответ обоснуйте письменно.

 Решите примеры, вставьте пропущенные слова-омонимы (работа в парах), запишите верный вариант в тетрадь: Не люблю запах_________ Туго натянуть тетиву ___________ Умыть _________ Определить ________глагола. Скорчить__________ Обезвредить вражескую _________ Подъёмный __________ __________с горячей водой. Прикусить _____________ Английский___________

Решите примеры, вставьте пропущенные слова-омонимы (работа в парах), запишите верный вариант в тетрадь: Не люблю запах_________ Туго натянуть тетиву ___________ Умыть _________ Определить ________глагола. Скорчить__________ Обезвредить вражескую _________ Подъёмный __________ __________с горячей водой. Прикусить _____________ Английский___________

 Рефлексия. - Какие цели мы ставили на уроке? Удалось ли их достичь? - Что вызвало затруднение? - Понравилось ли вам, как вы работали на уроке? -- Покажите свое настроение на нашем букете.

Рефлексия. - Какие цели мы ставили на уроке? Удалось ли их достичь? - Что вызвало затруднение? - Понравилось ли вам, как вы работали на уроке? -- Покажите свое настроение на нашем букете.


 Домашнее задание. 1. Найдите в толковом словаре три омонима, составьте с ним предложение. 2. Выполните упр. 335. 3. Придумайте загадку об омонимах (отгадку проиллюстрируйте).

Домашнее задание. 1. Найдите в толковом словаре три омонима, составьте с ним предложение. 2. Выполните упр. 335. 3. Придумайте загадку об омонимах (отгадку проиллюстрируйте).

Читайте также: