Сочинение омонимы обогащают нашу речь или могут быть помехой в общении
Обновлено: 05.07.2024
Цель деятельности учителя: организовать деятельность учащихся, направленную на распознавание в тексте омонимом и многозначных слов.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Планируемые результаты:
Предметные: Находят омонимы и многозначные слова в тексте и определяют их лексическое значение, при затруднении обращаются к словарю, отличают омонимы от многозначных слов.
Метапредметные: определяют значение омонимов, выстраивают логические суждения.
Личностные: обогащают свою речь полученными знаниями об омонимах и многозначных словах.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу по теме;
Коммуникативные: формулируют и доказывают свою точку зрения, работая в парах.
г. Красноярск, 2016
Этапы урока
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Открытие нового знания.
- Работа с текстом.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
- Работа с текстом стих-я, погружение в проблему.
Послушайте стихотворение:
Говорю своей сестрёнке:
- На воскресник мне пора.
Разобьём сегодня клумбу в центре нашего двора.
И быстрей на плечи куртку
Да на голову платок.
кричит сестрёнка. – Ты забыла … молоток.
- Что придаёт стихотворению шуточный диалог?
- Почему девочка не поняла свою старшую сестру?
- А что имела в виду младшая сестра?
- Что общего в этих словосочетаниях?
- Какое заметили противоречие? Что удивило?
- Как такое стало возможно?
- Какой возникает вопрос? Что нам предстоит выяснить?
- Являются ли эти слова многозначными?
Омо́нимы ( др.-греч. ὁμός — одинаковый + ὄνομα — имя) — разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова, морфемы и другие единицы языка. Термин введён Аристотелем .
Стакан из стекла – вода стекла ; косить косой – косой взгляд; тёплую печь – печь пироги; разводить голубей – небо стало голубей ; раствор соли – соли кашу.
Прочитайте стихотворения. На каких лексических явлениях они основаны?
Птичий клин
Когда на мартовских полях
Лежала толща белая,
Сидел я с книгой, на полях
Свои пометки делая,
И в миг, когда моё перо
Касалось граф тетрадочных,
Вдруг журавлиное перо
С небес упало радужных.
А в облаках летел журавль,
И не один, а стаями,
Крича скрипуче, как журавль,
В колодец опускаемый.
Журавль был южный, но зато
Он в гости к нам пожаловал!
Благодарю его зато,
Что мне перо пожаловал. (С. Кирсанов)
Ну, а вы-то кто такие?
- Мы лисички тоже.
- Как, с одной-то лапкой?
- Нет, ещё со шляпкой.
Рассмотрите рисунки. Выпишите из текстов словосочетания, которые они обозначают. Определите, какие из них многозначные слова, а какие омонимы? Докажите.
Обсудите в парах: омонимы и многозначные слова обогащают нашу речь или могут быть помехой в общении? Свой ответ обоснуйте письменно.
Решите примеры, вставьте пропущенные слова-омонимы (работа в парах), запишите верный вариант в тетрадь: Не люблю запах_________ Туго натянуть тетиву ___________ Умыть _________ Определить ________глагола. Скорчить__________ Обезвредить вражескую _________ Подъёмный __________ __________с горячей водой. Прикусить _____________ Английский___________
Рефлексия. - Какие цели мы ставили на уроке? Удалось ли их достичь? - Что вызвало затруднение? - Понравилось ли вам, как вы работали на уроке? -- Покажите свое настроение на нашем букете.
Домашнее задание. 1. Найдите в толковом словаре три омонима, составьте с ним предложение. 2. Выполните упр. 335. 3. Придумайте загадку об омонимах (отгадку проиллюстрируйте).
Читайте также: