Сочинение образы лесковских праведников

Обновлено: 25.06.2024

Творчество Н. С. Лескова является важным этапом в формировании национального своеобразии русской литературы. Он не боялся говорить о своей стране и своем народе самую горькую правду, потому что верил в возможность их изменения к лучшему. В своих произведениях он уделяет особое внимание судьбе простолюдинов. И хотя героиня рассказа "Старый гений" не крестьянка, а помещица, но она бедная старушка, оказавшаяся в безвыходном положении. Изображается эта женщина с большой авторской симпатией: "по своей сердечной доброте и простоте", "выручила из беды одного великосветского франта, заложив для него свой домик, составлявший все достояние старушки и ее недвижимость". Потом писатель подчеркнет ее исключительную честность.

Судебное дело, затеянное героиней, решится быстро и благоприятно для нее. Но дальше этого власти не сдвинутся. Никто не захочет связываться с молодым человеком, ведущим себя откровенно бессовестным образом ("он всем нам надоел"), но остающимся безнаказанным, так как "было у него какое то могущественное родство или свойство". Поэтому то даже судебную бумагу не могли ему вручить, советуя старушке бросить добиваться от него уплаты долга, хотя и сочувствовали ей. Вот такая "мелочь жизнь" изображается Н. С. Лесковым. Нет здесь ни яростного осуждения беспомощных властей, ни бесчестно молодого человека, ни простодушной старушки, верящей людям только потому, что ей "сны снятся" и предчувствие есть. Но за этой ситуацией, так просто и безыскусно переданной, встают серьезные и глубокие выводы автора. При чтении этого рассказа невольно напрашивается вопрос: если уж такое мелкое разбирательство не просто безответного крестьянина, а помещицы, и не Бог весть с какими значительными лицами, а с молодым франтом из знатной семьи не смогли ни низшие, ни высшие инстанции разрешить, то на что же вообще тогда годятся власти? И каково людям жить при таком бесправии? Рассказ написан о пореформенном времени, и писатель показывает, что сущность государственной системы осталась прежней, что судьбы людей мало заботят чиновников всех рангов, что продолжает управлять жизнью закон "кто богаче, тот и прав". Поэтому и будут страдать от несправедливости простые люди, если не придут им на помощь другие такие же простые, но честные, порядочные и находчивые люди, где "гений Иван Иванович" в этом рассказе. А в существование таких людей Н. С. Лесков горячо верил и именно с ними связывал свои надежды на возрождение России, на ее великое будущее.

Смотрите также:

УкрЛіб — скорочення від Ukrainian Library (українська бібліотека). Метою створення цього сайту було зробити українську літературу доступною для всіх, хто бажає її читати.

УкрЛіб © 2000 — 2022, Євген Васильєв
При використанні матеріалів сайту, посилання на УкрЛіб обов'язкове.


Ключевые слова: Н. С. Лесков, герой-праведник, русская литература.

Попытка изобразить человека, достигшего полного нравственного и духовного равновесия, положена в основу всех произведений о праведничестве, в том числе и в основу произведений Н. С. Лескова.

Праведники Н. С. Лескова, праведничество — феномен русской литературы, в основе которого вера в идеал, в высшую правду. Смысл жизни праведники Н. С. Лескова видят в деятельной нравственности. Главное, что определяет их поведение в жизни — служение живому делу. Ежедневно его герои совершают незаметный подвиг доброго участия и помощи ближнему.

Герою-праведнику Н. С. Лескова присущи следующие черты:

 отрешённость по отношению к вещам материального мира;

 чувство справедливости и чувство долга перед людьми;

 борьба за народную правду.

На протяжении всего произведения Несмертельный Голован проявляет себя так, что его можно назвать святым. Голован — бывший крепостной, человек огромной физической силы, обладающий незлобивой нежной натурой. Его образ вырастает в символическую фигуру народного подвижника, жертвующего собой для страдающих крестьян во время народного бедствия — чумной эпидемии. Лесковское праведничество — не синоним святости. Праведничество — это путь развития, эволюция от грехопадения к нравственному идеалу. В своих произведениях Лесков ярко отразил данный принцип, который составляет основу праведничества. Лесковский праведник всегда деятельно добр. Его религия — религия добрых дел. В жизни праведник незаметен, невиден, скромен, в глазах обывателей он непрактичен, смешон, но ежедневно, ежечасно он творит добро, спасаясь сам и спасая людей.

  1. Гебель, В. А. Н. С. Лесков. В творческой лаборатории / В. А. Гебель. — М.: Сов. писатель, 1945. — 319 с.
  2. Горький, М. Собр. соч. в 30-ти т. Т. 24. Статьи, речи, приветствия (1907–1928) / М. Горький. — М.: Худож. лит., 1949–1955. — 480 с.
  3. Лесков, Н. С. Собрание сочинений: в 11 т. / Под общ. ред. В. Г. Базанова, Б. Я. Бухштаба, А. И. Груздева, С. А. Рейсера, Б. М. Эйхенбаума / Н. С. Лесков. — М.: ГИХЛ, 1956–1958. — Т. IV. — 558 с.
  4. Троицкий В. Ю. Лесков-художник / В. Ю. Троицкий. — М.: Наука, 1974. — 216 с.

Основные термины (генерируются автоматически): голован, русский народ, главный герой, друг друга, Несмертельный Голован, образ Голована, путь развития, русская литература, Русь, страница рассказа.

На чем или на ком держится земля русская? Конечно, ответ здесь прост. Многие понимают, что держится она на простых людях.

Эти люди никак внешне не отличаются от всех других. Хуже того, они иногда просто некрасивы. Но эти люди незаметно и постоянно творят подвиги.

И почти каждый автор стремится показать этих простых и в то же время незаурядных людей в своих сочинениях.
Мысль о создании цикла рассказов, посвященных праведникам земли русской, возникла у Лескова в 70-е годы XIX в. после сиора с писателем Писемским. Писемский писал Лескову о

том, что нет уже святости на Руси, а в душе каждого человека “ничего, кроме мерзости”, не видно. Такое признание друга и собрата по перу поразило Лескова. “Как,- думал я,- неужели в самом деле не видать ничего, кроме дряни? Неужели все доброе И хорошее, что когда-либо заметил художественный глаз других писателей,- одна выдумка и вздор?

монастырь”, “Несмертельный Голован” и др.
В рассказах и очерках Лескова описаны благородные люди с неповторимыми судьбами. Поистине, лесковские герои – Праведники. Они говорят правду и несут в свет правду. Конечно же это Иван Северья-нович Флягин в “Очарованном страннике”, который много видел, много скитался по земле русской.

Когда думаешь о Флягине, то сразу же вспоминаешь образ могучего Ильи Муромца. И действительно, Флягин – типично русский человек, может быть, немного простоватый, но с чистой душой. Он обязательно поможет чужому горю и не останется безучастным, Флягин – человек бескорыстный, чувствующий настоящую красоту жизни.
Другим примером являются герои рассказа “Кадетский монастырь” – директор Перский, эконом Бобров и врач Зеленский. Кажется, что люди, занимающие эти посты, не могут быть праведниками. Но это не так.

Перский – человек честный и благородный, На личном примере он учил воспитанников. Все свое время проводил в Кадетском “монастыре” и лично следил за жизнью кадетов. Он был всегда очень аккуратно одет, то есть это был человек чистый и внутри и снаружи.

В нем чувствовалась сила, он никогда не гнался за местом и не заискивал перед начальством. Бобров “был такой же высоко замечательный человек”. Он был даже добрее Перского.

Он выручал наказанных и тайком кормил арестованных кадетов. Большую часть своего жалованья он отдавал на нужды Кадетского “монастыря”. Этот человек хотел, чтобы все выпускники монастыря стали настоящими, хорошими людьми, чтобы они нашли свою тропу в жизни. И вот в это Бобров вкладывал свою душу.

Доктор Зеленский лечил кадетов не только телесно, но и морально. Давал читать книги своим воспитанникам. Единственное, что у него было,- это его воспитанники.

Он сам лично следил за здоровьем каждого.
Все эти Праведники Лескова ничего не требуют взамен. Они отдают себя полностью ради счастья других, И таковы все Праведники Лескова. Но такие люди в жизни обычно живут не очень хорошо. Они отличаются от других людей, их не понимают, над ними смеются.

Но такова судьба праведников – страдать больше других.
Прежде всего праведник у Лескова смотрит в себя и старается следовать какому-то нравственному идеалу. Но Праведники Лескова не так уж безобидны. Своей “душевной” красотой, своими поступками и делами они борются с носителями греха и порока, й в этой борьбе они даже могут преступить заповедь “не убий”.

Лесковские герои немного чудаковаты, у них совсем другой образ мыслей, чем у простых людей. Они живут в своем мире, куда вход открыт только людям с добрым сердцем и чистой душой.
В основном, действие рассказов Лескова происходит в николаевскую эпоху. В эпоху деспотизма и цензуры, И именно в такую эпоху рождаются настоящие борцы, которые противопоставляют свое человеколюбие окружающей их бесчеловечности.
Эти борцы – не победители В этой неравной борьбе они проигрывают, но их дела навечно остаются в народе. Их поступки – огни в темноте. И чем больше борцов-праведников, тем больше света.
Праведники Лескова – учителя жизни, которые являются для писателя образцом, Сам Лесков писал о своих героях: “Одушевляющая их совершенная любовь ставит их выше всех страхов”. Праведники Лескова – это бесстрашные, бескорыстные, борющиеся за справедливость люди.
И как правильно отметил М. Горький: “Лесков – писатель, открывший праведника в каждом сословии, во всех группах.

Гост

ГОСТ

Праведничество – это феномен русской литературы, в основе которого находится вера в высшую правду, в идеал.

Тема праведничества в творчестве Н. С. Лескова

Н. С. Лесков в своих произведениях неоднократно поднимает тему праведничества. Праведничество у него – это страницы духовной жизни русского народа. Для Лескова праведничество – это православная русская земля, на которой находятся истоки духовности и нравственности народа.

Праведничество – это поиск духовной правды, служение Богу, людям, стремление к добру и чистоте, любовь к миру, соблюдение моральных законов.

Лесков в своих произведениях признает сверхличностные ценности. Он выражает веру в нравственное достоинство и создает целую галерею образов праведников. Писатель в своем творчестве обращается к образу положительного высоконравственного героя. Он стремится найти в русском народе нравственное содержание, свидетельствующее о возможностях его духовного и исторического развития. И этот поиск становится целью Лескова.

Тип героя-праведника в русскую литературу вошел в начале 19 столетия. Впервые этот образ появился в следующих произведениях:

Герои-праведники стали воплощением национально- традиционных ценностей. Как правило, они запечатлеваются писателями в ореоле святости. В целом творчество русских писателей 19 века можно охарактеризовать как опыт художественного моделирования мира праведничества. В основу их произведений положена попытка показать человека, который достиг абсолютного духовного и нравственного равновесия.

Готовые работы на аналогичную тему

Праведники Н. С. Лескова смысл жизни видят в деятельной нравственности, и главным, что определяет их поведение, является служение живому делу. Герои произведений Лескова ежедневно совершают незаметный подвиг помощи ближнему и доброго участия. Праведник Лескова обладает такими чертами, как:

  • Отрешенность от вещей материального мира;
  • Чувство долга перед людьми;
  • Чувство справедливости;
  • Сострадание;
  • Борьба за правду.

Голован на протяжении всего рассказа остается загадочным персонажем. И лишь в конце Лесков открывает эту завесу тайны, подчеркивая праведность героя. Читатель узнает, что все совершенные Голованом поступки обусловлены естественными причинами. Он совершал поступки по интуитивному понимаю жизни, согласно Священному писанию. Совершенство главного героя на грани святости.

Голован Несмертельный – бывший крепостной. Он обладает колоссальной физической силой и незлобивой нежной натурой. Образ Голована – это символическая фигура народного подвижника, который жертвует собой ради страдающих крестьян во время эпидемии чумы. Праведничество у Лескова – это не синоним святости. Это путь развития от грехопадения к нравственному идеалу.

Писатель в своих произведения отразил принцип, составляющий основу праведничества – доброту. Праведник Лескова всегда деятельно добр. Религия его героев – религия добрых дел. Праведник в жизни скромен, незаметен, в глазах обывателей – смешон и непрактичен, но он ежедневно творит добро, спасая людей и спасаясь сам.

Лесков хорошо знал быт, нравы, язык разных социальных групп и сословий России – купечества, крестьянства, дворянства, чиновников, торгового люда, духовенства, мещан.

Замысел романа – показать критическое отношение к церковной аристократии и выразить уважение ярким выходцам из низших слоев духовенства, сумевших сохранить связь с народом.

На протяжении произведения читатель наблюдает за духовной эволюцией главного герой. Туберозов, постоянно мужая, превращается в сурового обличителя светской и церковной морали.

Читайте также: