Сочинение о сохранении и размножении российского народа

Обновлено: 28.06.2024

В современной России сложилась сложная демографическая ситуация. Вызвана она тем, что количество рожденных в течение последних 20 лет намного меньше количества умерших за этот же период времени. Это в итоге привело к тому, что идет естественная убыль населения в стране. Критических отметок данный показатель достиг в конце 90-х гг., когда естественная убыль составила 900 тыс. человек в год.

За последние 10 лет это количество заметно сократилось и составило в 2010 г. 249 тыс. человек. Согласно прогнозу, обнародованному в начале октября 2009 года в докладе Программы развития ООН, Россия потеряет к 2025 году 11 миллионов человек населения, если, конечно, за это время не произойдет никаких коренных изменений в демографической политике.

Относительно причин российского демографического кризиса в научной среде существует несколько групп мнений.

Взгляды ученых разделяются по факторам, которые та или иная группа исследователей считает доминирующими, определяющими:

2) Социо-экономические факторы, связанные со сломом прежней социальной модели общества (отказ от социализма — общества всеобщей социальной защищенности), коренными экономическими реформами, ухудшением среды обитания, снижением уровня жизни, возможностей содержать семью и детей;

3) Социо-медицинские факторы, связанные с резким снижением качества жизни и здоровья населения, массовой наркоманией и алкоголизмом, повышением смертности — вследствие отказа от государственной политики поддержки общественного здравоохранения;

4) Социально-этические факторы, связанные с резкой деформацией социальной структуры общества, деградацией его институтов и, как следствие, — с массовой психологической депрессией, деградацией общественной морали и кризисом института семьи.

Пятое предложение Ломоносова в данном произведении касается открытия детских домов. Оно тщательного рассмотрения не требует. Стоит лишь отметить, что это было прогрессивно для того времени.

Шестое его предложение также немного утратило свою актуальность для нашего времени. Он пишет, что нужно, используя знания медицины и повивальных бабок, написать книжку по повивальному искусству. В то время в России роддомов не было, поэтому она была актуальна. Однако стоит заметить, что сейчас в районных больницах идет закрытие родильных отделений, что вполне может нас вернуть к изданию подобной книжки массовым тиражом.

Одиннадцатый пункт касается борьбы с бандитами, но меры, указанные Ломоносовым, на данный момент уже устарели.

В конце сочинения Ломоносов отметил, что этот список можно и продолжить. Надо сказать, что он планировал написание большого сочинения, в которое вошли бы множество глав:

1) О размножении и сохранении российского народа;

2) О истреблении праздности;

3) О исправлении нравов и о большем народа просвещении;

4) О исправлении земледелия;

5) О исправлении и размножении ремесленных дел и художеств;

6) О лучших пользах купечества;

7) О лучшей государственной экономии;

8) О сохранении военного искусства во время долговременного мира.

Однако этого ему не удалось сделать, и, возможно, мы потеряли замечательное сочинение великого русского ученого.

В конце я еще раз повторю все законодательные меры, предложенные Ломоносовым:

1) Запрет мужчинам жениться на женщинах, которые старше их более чем на 2 года или младше более чем на 10 лет; запрет женщинам выходить замуж за мужчин, которые старше более чем на 10 лет или младше более чем на 2 года;

2) Запрет насильственных браков и наказание священникам за их допущение;

3) Запрет четвёртого и последующих браков для лиц, у которых в предыдущих браках найдутся признаки неверности или свирепости;

4) Запрет на пострижение в монахи женщинам до 45 лет, а мужчинам до 50 лет;

5) Открытие сети учреждений для детей, брошенных родителями;

6) Издание книги по повивальному искусству;

7) Запрет на крещение младенцев в холодной воде;

8) Перенос Великого поста на более тёплое время года;

9) Отправление молодых талантливых студентов-медиков на обучение за границу; открытие сети медицинских учреждений образования и открытие как можно большего числа учреждений здравоохранения; прикрепление молодых специалистов после обучения к более опытным;

10) Создание системы предупреждения населения о солнечных затмениях, лесных пожарах, разливах рек и ледоходе;

11) Снижение гнета на население приграничных областей;

12) Прием на постоянное поселение людей, бежавших из других стран.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пути преодоления демографического

кризиса в России: идеи

М.В. Ломоносова о сохранении и размножении российского народа и современность

Исследовательская работа

Работу выполнила

Миночкина Ксения Андреевна,

Руководитель работы

Тимофеева Галина Алексеевна,

учитель географии

1.1 М.В.Ломоносов – выдающийся ученый, Человек и Гражданин своей страны……………………………………………………………………5-6

1.4 Особенности демографической ситуации в современной

Глава 2. Мои выводы

Введение

… В среднем число жителей нашей страны становится меньше ежегодно на 700 тысяч человек. Мы неоднократно поднимали эту тему, но, по большому счёту, мало что сделали. Для решения этой проблемы необходимо следующее.

Первое — снижение смертности.
Второе — эффективная миграционная политика.
И третье — повышение рождаемости.

… Никакая миграция не решит наших демографических проблем, если мы не создадим надлежащие условия и стимулы для роста рождаемости здесь, у нас, в нашей собственной стране, не примем эффективных программ поддержки материнства, детства, поддержки семьи.

Демографическая ситуация наконец-то начинает привлекать к себе внимание правительства страны и интеллигентной части общества. Однако до надлежащего осознания нашим обществом всей серьезности и уже почти неизбежных негативных последствий нынешней демографической ситуации еще очень далеко.

Да, действительно, демографические проблемы сегодня как никогда актуальны.

Неутешительные выводы по поводу демографии делал в 18 века еще М.В.Ломоносов и предлагал свои пути выхода и преодоления демографического кризиса.

Меня заинтересовали труды великого ученого и предложенные им пути преодоления демографического кризиса в России, и я решила более подробно ознакомиться с ними.

Объект моего исследования – это трактат великого русского ученого М.В.Ломоносова о сохранении и размножении российского народа.

Исследуя данную тему, я поставила следующую цель:

изучить трактат М.В.Ломоносова и посмотреть на проблемы, которые поднимал великий ученый 18 века с точки зрения современности.

Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

Проанализировать имеющуюся литературу по данной проблеме;

Изучить демографическую ситуацию в современной России;

Основу гипотезы составило следующее предположение: М.В.Ломоносов уже тогда в 18 веке говорил о демографическом кризисе в России и предлагал пути выхода из него Может быть, если бы россияне тогда осознавали всю серьезность положения, Россия не оказалась бы в таком глубоком кризисе, как сейчас.

В процессе исследования использовались следующие методы: анализ

научной и учебной литературы, беседы с учителем.

1.1 М.В. Ломоносов – выдающийся ученый, Человек и Гражданин своей страны.

Любой век, любая эпоха нашей народной жизни всегда приукрашена чьей-либо особо яркой и могучей жизнью, деяниями особо славными. Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова (Б.Шергин).

Актуальность обращения к жизни и деятельности первого российского академика обусловлена необходимостью познания его наследия, потребностью изучения личности и судьбы ученого, в том числе через организацию Ломоносовских чтений.

Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место в развитии отечественной и мировой науки и культуры. Неизмерима масштабность личности М.В.Ломоносова как первого российского академика, ученого-энциклопедиста, сына Отечества. Разработанные им проекты и открытия в различных отраслях научных знаний не утратили своей актуальности и востребованы в современном обществе.

1.2 Основные мысли трактата М.В.Ломоносова

Из письма М.В.Ломоносова к И.И.Шувалову

2. О истреблении праздности.
3. О исправлении нравов и о большем народа просвещении.
4. О исправлении земледелия.
5. О исправлении и размножении ремесленных дел и художеств.
6. О лучших пользах купечества.
7. О лучшей государственной экономии.
8. О сохранении военного искусства во время долговременного мира.


Мероприятия к увеличению народонаселения России, предложенные М. В. Ломоносовым, были рациональными и гуманными. Прежде всего, он считал необходимым запретить неравные браки и браки по принуждению. Муж, по мнению Ломоносова, может быть старше жены не более чем на 15 лет, и моложе ее не более чем на 2 года. Наилучшее соотношение возрастов — когда муж старше жены на 7 — 10 лет. Следует также запретить пострижение в монахи и монахини мужчин до 50 лет и женщин до 45 лет,

1.3 Демографическая ситуация в современной России

Но, несмотря на проблемы, население России увеличивалось. Дело в том, что в начале XIX века в стране у одной женщины в среднем рождалось до 7 детей. Это один из самых высоких показателей в мире на тот период. Сейчас этот показатель составляет всего 1,3 вместо необходимых 2,2. Поэтому в ближайшее время население России продолжит сокращаться. Малые северные народы могут вообще исчезнуть. Демографический кризис в первую очередь ударит именно по ним. Зато все заметнее будет становиться присутствие в России азиатской цивилизации. (В.Ионцев, профессор, заведующий кафедрой народонаселения экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова). ( Приложение 2)

Мероприятия к увеличению народонаселения России, предложенные М. В. Ломоносовым, были рациональными и гуманными.

Используемая литература

Астафуров В.И. М.В.Ломоносов. - М.: Просвещение, 1985.

Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений: в 11 т. / Гл. ред. С.И.Вавилов . - М., Л.: АН СССР, 1950-1959, 1983.

Ломоносов М.В. Краткий энциклопедический словарь / редактор-составитель Э.П.Карпеев. - СПб, 1999.

Михайло Ломоносов: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нем / Сост. Г.Е.Павлова , А.С.Орлов. - М.: Современник,1989.

Сергей МИРОНОВ :

СЕРЬЁЗНАЯ материальная поддержка материнства, возрождение семейных ценностей — это действительно то, что позволит оздоровить демографическую ситуацию. Теперь перед властью стоит ответственная задача. НУЖНО принять целый ряд юридических, финансовых, организационных решений, которые дадут возможность каждой матери воспользоваться объявленной господдержкой. Именно на этом этапе отечественная бюрократическая машина в прошлом много раз давала сбои, и нужные для людей решения оборачивались волокитой и чиновничьим произволом. Это ни в коем случае не должно повториться!

Хочу высказать свои соображения по поводу такого важнейшего нового инструмента демографической политики, как базовый материнский капитал. С моей точки зрения, стоит дополнить три направления возможного использования базового материнского капитала (приобретение жилья, оплата образования детей или увеличение накопительной части пенсии матери) ещё одним — возможностью оплаты лечения, оздоровления матери или её детей.

Необходимо продумать и варианты инвестирования материнского капитала на то время, пока он не будет использован по прямому назначению. Если речь идёт об оплате жилья, это минимум три года после рождения второго ребёнка, а если об оплате образования — то 17–18 лет, а то и больше. Весь этот срок деньги могут и должны работать, приносить прибыль их владелице, её семье и пользу экономике нашей страны.

Выход из демографического кризиса — это не только рост численности населения, но и повышение качества жизни людей. Модернизация и быстрое развитие экономики, создание современных рабочих мест для тех же детей, когда они вырастут, — надёжный фундамент будущего. Обе эти задачи надо решать одновременно, чтобы жизнь нашего народа продолжалась вечно, чтобы свеча не погасла.

Письмо М. В. Ломоносова к И. И. Шувалову.

(Окончивая сие надеюсь, что Вашему Высокопревосходительству что-нибудь понравится из моих доброжелательных к обществу мнений, и прошу о вашем безпрерывном здравии и во всем удовольствии Всевышняго строителя и Правителя всех народов и языков; пироизведшаго Вас в сей день, и влившаго Вам кровь сына Отечества к произведению дел полезных, а паче к покровительству наук и художеств, к которым я, равно и к Вам, от всей искренности усердствуя, с достодолжным высокопочитанием пребываю.
Ноября 1.

Михаил Васильевич Ломоносов. "О сохранении и размножении российского народа"

Михаил Васильевич Ломоносов

О сохранении и размножении российского народа



М.В. Ломоносов (1711-1765)

Поразительно, насколько круг вопросов, затронутых в трактате Ломоносова, совпадает с кругом вопросов, занимающих российских демографов сегодня, 250 лет спустя после его написания.

Нет, не потерял еще актуальности трактат Ломоносова и заслуживает того, чтобы его перечитывали и сегодня.

О сохранении и размножении российского народа 4

Милостивый государь Иван Иванович.

Разбирая свои сочинения, нашел я старые записки моих мыслей, простирающихся к приращению общей пользы. По рассмотрении рассудилось мне за благо пространнее и обстоятельнее сообщить их вашему высокопревосходительству яко истинному рачителю о всяком добре любезного отечества в уповании, может быть, найдется в них что-нибудь, к действительному поправлению российского света служащее, что вашим проницательством и рачением разобрано, расположено и к подлинному исполнению приведено быть может. Все оные по разным временам замеченные порознь мысли подведены быть могут, как мне кажется, под следующие главы:

  1. О размножении и сохранении российского народа
  2. О истреблении праздности
  3. О исправлении нравов и о большем народа просвещении
  4. О исправлении земледелия
  5. О исправлении и размножении ремесленных дел и художеств
  6. О лучших пользах купечества
  7. О лучшей государственной экономии
  8. О сохранении военного искусства во время долговременного мира

Сии толь важные главы требуют глубокого рассуждения, долговременного в государственных делах искусства к изъяснению и предосторожной силы к произведению в действо. Итак, м. г., извините мою дерзость, что, не имея к тому надобной способности, касаюсь толь тяжкому бремени только из усердия, которое мне не позволяет ничего (хотя бы только и повидимому) полезного обществу оставить под спудом. Начало сего полагаю самым главным делом: сохранением и размножением российского народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности, тщетной без обитателей. Божественное дело и милосердыя и человеколюбивыя нашея монархини кроткого сердца достойное дело - избавлять подданных от смерти, хотя бы иные по законам и достойны были. Сие помилование есть явное и прямо зависящее от ея материнския высочайшия воли и повеления. Но много есть человекоубивства и еще самоубивства, народ умаляющего, коего непосредственно указами, без исправления или совершенного истребления некоторых обычаев и еще некоторых, под именем узаконений вкоренившихся, истребить невозможно.

В обычай вошло во многих российских пределах, а особливо по деревням, что малых ребят, к супружеской должности неспособных, женят на девках взрослых, и часто жена могла бы по летам быть матерью своего мужа. Сему, с натурою спорному поведению следуют худые обстоятельства: слезные приключения и рода человеческого приращению вредные душегубства. Первые после женитьбы лета проходят бесплодны, следовательно, такое супружество - не супружество и сверх того вредно размножению народа, затем что взрослая такая женщина, будучи за ровнею, могла бы родить несколько детей обществу. Мальчик, побуждаем будучи от задорной взрослой жены, усиливанием себя прежде времени портит и впредь в свою пору к детородию не будет довольно способен, а когда достигнет в мужеский возраст, то жена скоро выйдет из тех лет, в кои к детородию была способнее. Хотя ж она и в малолетство мужнее может обрюхатеть непозволенным образом, однако, боясь бесславия и от мужних родителей попреку и побоев, легко может поступить на детоубивство еще в своей утробе. Довольно есть и таких примеров, что, гнушаясь малым и глупым мужишком, спознавается жена с другим и, чтоб за него выйти, мужа своего отравливает или инако убивает, а после изобличена предается казни. Итак, сими непорядками еще нерожденные умирают и погибают повинные и неповинные. Второе неравенство в супружестве бывает, когда мужчина в престарелых летах женится на очень молодой девушке, которое хотя и не столь опасно, однако приращению народа вредно, и хотя непозволенною любовию недостаток может быть наполнен, однако сие недружелюбия, подозрения, беспокойства и тяжеб в наследстве и больших злоключений причиною бывает. Для сего вредное приумножению и сохранению народа неравенство супружества запретить и в умеренные пределы включить должно. По моему мнению, невеста жениха не должна быть старее разве только двумя годами, а жених старее может быть 15-ю летами. Сие для того, что женщины скорее старятся, нежели мужчины, а особливо от частой беременности. Женщины родят едва далее 45 лет, а мужчины часто и до 60 лет к плодородию способны. Всего сходнее, ежели муж жены старее от 7 до 10 лет. Хотя ж по деревням и показывают причины, что женят малых ребят для работниц, однако все пустошь, затем что ежели кто семью малую, а много пашен или скота имеет, тот наймуй работников, прими третьщиков или половинщиков, или продай излишнее другому 5 .

Неравному супружеству много подобно насильное, ибо где любви нет, ненадежно и плодородие. Несогласия, споры и драки вредят плоду зачатому и нередко бывают причиною безвременному и незрелому рождению. Для того должно венчающим священникам накрепко подтвердить, что они, услышав где о невольном сочетании, оного не допускали и не венчали под опасением лишения чина, жениха бы и невесту не тогда только для виду спрашивали, когда они уже приведены в церковь к венчанию, но несколько прежде.

Вошло в обычай, что́ натуре человеческой противно ппротивно ли законам, на соборах положенным, не помню), что вдовых молодых попов и дьяконов в чернцы насильно постригают, чем к греху, а не ко спасенью дается повод и приращению народа немалая отрасль пресекается. Смешная неосторожность! Не позволяется священнодействовать, женясь вторым браком законно, честно и благословенно, а в чернечестве блуднику, прелюбодею или еще и мужеложцу литургию служить и всякие тайны совершать дается воля. Возможно ли подумать, чтобы человек молодой, живучи в монашестве без всякой печали, довольствуясь пищами и напитками и по всему внешнему виду здоровый, сильный и тучный, не был бы плотских похотей стремлениям подвержен, кои всегда тем больше усиливаются, чем крепче запрещаются. Для сих причин кажется, что молодым вдовым попам и дьяконам надобно позволить второй брак и не постригать прежде лет пятидесяти или, сняв чин священства, позволять быть мирскими чинами. Сюда ж надлежит и пострижение молодых людей прямо в монахи и монахини, которое хотя в нынешние времена и умалилось пред прежним, однако еще много есть излишества, особливо в Малороссии и при синодальных школах. Взгляды, уборы, обходительства, роскоши и прочие поступки везде показывают, что монашество в молодости ничто иное есть, как черным платьем прикрытое блудодеяние и содомство, наносящее знатный ущерб размножению человеческого рода, не упоминая о бывающих детоубивствах, когда законопреступление закрывают злодеянием. Мне кажется, что надобно клобук запретить мужчинам до 50, а женщинам до 45 лет.

Вышеписанное касалось больше до обильнейшего плодородия родящих; следующее надлежит особливо до сохранения рожденных. Хотя запрещением неравного и насильного супружества, позволением четвертого и пятого брака, разрешением к супружеству вдовых попов и дьяконов и непозволением до указанных лет принятия монашеского чина несомненно воспоследовать может знатное приумножение народа и не столько будет беззаконнорожденных, следовательно, и меньше детского душегубства, однако по разным случаям и по слабости человеческого сложения быть тому невозможно, чтобы непозволенным сластолюбием или и насильством обременная женщина, не хотя быть обесславлена, не искала бы способов утаить своего беззакония и несчастия, отчего иногда в отчаянии матери детей своих убивают. Для избежания столь ужасного злодейства и для сохранения жизни неповинных младенцев надобно бы учредить нарочные богаделенные домы для невозбранного зазорных детей приему, 7 где богаделенные старушки могли б за ними ходить вместо матерей или бабок; но о сем особливо, в письме о исправлении и размножении ремесленных дел и художеств.

Доселе о натуральных обстоятельствах, младенцам вредных; остается упомянуть о повреждениях, от суеверия и грубого упрямства происходящих. Попы, не токмо деревенские, но и городские, крестят младенцев зимою в воде самой холодной, иногда и со льдом, указывая на предписание в требнике, чтобы вода была натуральная без примешения, и вменяют теплоту за примешанную материю, а не думают того, что летом сами же крестят теплою водою, по их мнению смешанною. Итак, сами себе прекословят, а особливо по своему недомыслию не знают, что и в самой холодной воде еще теплоты очень много. От замерзания в лед принимает вода в себя стужу до 130 гр., 9 да и тут можно почесть ее горячею, затем что замерзающая ртуть 10 несравненно большее расстояние от сего градуса имеет, нежели вода от кипятка до замерзания. Однако невеждам-попам физику толковать нет нужды, довольно принудить властию, чтобы всегда крестили водою, летней в рассуждении теплоты равною, затем что холодная исшедшему недавно из теплой матерней утробы младенцу конечно вредна, а особливо который много претерпел в рождении. Одно погружение в умеренной воде не без тягости младенцу, когда мокрота в глаза, в уши, в ноздри, а иногда и в рот вливается (а когда рот и ноздри запирает поп рукою, тогда пресекается дыхание, которое недавно лишь получил младенец). Когда ж холодная вода со льдом охватит члены, то часто видны бывают признаки падучей болезни, и хотя от купели жив избавится, однако в следующих болезнях, кои всякий младенец после преодолеть должен, а особливо при выходе первых зубов, оная смертоносная болезнь удобнее возобновится. Таких упрямых попов, кои хотят насильно крестить холодною водою, почитаю я палачами, затем что желают после родин и крестин вскоре и похорон для своей корысти. Коль много есть столь несчастливых родителей, кои до 10 и 15 детей родили, а в живых ни единого не осталось?

Кроме сего впадает великое множество людей и в другие разные болезни, о излечении коих весьма еще мало порядочных есть учреждений, как выше упомянуто, и только по большей мере простые, безграмотные мужики и бабы лечат наугад, соединяя часто натуральные способы, сколько смыслят, с вороженьем и шептаниями, и тем не только не придают никакой силы своим лекарствам, но еще в людях укрепляют суеверие, больных приводят в страх унылыми видами и умножают болезнь, приближая их скорее к смерти. Правда, много есть из них, кои действительно знают лечить некоторые болезни, а особливо внешние, как коновалы и костоправы, так что иногда и ученых хирургов в некоторых случаях превосходят, однако все лучше учредить по правилам, медицинскую науку составляющим. К сему требуется по всем городам довольное число докторов, лекарей и аптек, удовольствованных лекарствами, хотя б только по нашему климату пристойными, чего не токмо нет и сотой доли, но и войско российское весьма не довольно снабжено медиками, так что лекари не успевают перевязывать и раненых, не токмо чтобы всякого осмотреть, выспросить обстоятельства, дать лекарства и тем страждущих успокоить. От такого непризрения многие, коим бы ожить, умирают. Сего недостатка ничем не можно скорее наполнить, как для изучения докторства послать довольное число российских студентов в иностранные университеты и учрежденным и впредь учреждаемым внутри государства университетам дать между прочими привилегиями власть производить достойных в доктора; 2-е. Медицинской канцелярии 14 подтвердить накрепко, чтобы как в аптеках, так и при лекарях было довольное число учеников российских, коих бы они в определенное время своему искусству обучали и Сенату представляли. Стыдно и досадно слышать, что ученики российского народа, будучи по десяти и больше лет в аптеках, почти никаких лекарств составлять не умеют, а ради чего? Затем, что аптекари держат еще учеников немецких, а русские при иготе 15 , при решете и при уголье до старости доживают и учениками умирают, а немецкими всего государства не наполнить. Сверх того, недостаточное знание языка, разность веры, несходные нравы и дорогая им плата много препятствуют.

Смертям от болезни следуют насильственные, натуральные и случайные обстоятельства как причины лишения жизни человеческой, т. е. моровые язвы, пожары, потопления, морозы. Поветрия на людей хотя по большей части в южных пределах здешнего государства случаются, однако всякие способы против того употреблять должно. Оные состоят в истреблении уже начавшегося или в отвращении приходящего. К первому требуются известные употребительные против такого несчастья средства, и для того, лучшие должно выбрав из авторов, сочинить Медицинскому факультету 16 книжку и напечатав распродать по государству. Ко второму надобно с бывших примеров собрать признаки, из которых главный есть затмение солнца, причиняющее почти всегда вскоре падеж на скот, а после и на людей поветрие. В наши просвещенные веки знают о том в великом свете обращающиеся люди от астрономов и могут предостеречься, не выпуская скота из дому и не давая травы, того дня снятой: так в других государствах остерегаются два или три дни после, и сами никаких плодов в то время не снимают и не употребляют, говоря, что во время солнечного затмения падают ядовитые росы. Главная причина быть кажется, по моему мнению, что во время затмения закрывается солнце луною, таким же телом, как и земля наша, пресекается круто электрическая сила, которую солнце на все растения во весь день изливает, что видно на травах, ночью спящих и тоже страждущих в солнечное затмение. Время научит, сколько может электрическая сила действовать в рассуждении поветрия. Затмения во всем государстве не знают, и для того надобно заблаговременно публиковать и что́ требуется повелеть указами по примеру, как водится в других государствах. Для избавления от огненной смерти служит предосторожность о утолении частых и великих пожаров, о чем покажется пространно в письме о лучшей государственной экономи и . Потопления суть двояки: от наводнения и от неосторожной дерзости, особливо в пьянстве. Первое легко отвратить можно, запретив, чтобы при великих реках на низких местах, вешней особливо воде подверженных, никаких жилищ не было. Сие делается от одной лености, чтоб вода и сено и всякая от воды удобность была близко, однако часто на высоких местах живущие видят весною, сами будучи в безопасности, как скот и люди и целые домы неприступный лед несет в отчаянии всякого спасения. Вторых потоплений ничем отвратить нельзя, не умалив много гощения и пьянства, для коих люди дерзают переезжать чрез реки в бурную погоду, перегрузив суда множеством, или переходить через лед осенью и весною, когда он весьма ненадежен и опасен. В главе о истреблении праздност и предложатся способы, равно как и для избавления померзания многих зимою.

Переставая говорить о потере российского народа болезнями, несчастиями и убивствами, должно упомянуть о живых покойниках. С пограничных мест уходят люди в чужие государства, а особливо в Польшу, и тем лишается подданных Российская корона. Подлинно, что расположив предосторожности на рубеже литовском, однако толь великой скважины силою совершенно запереть невозможно: лучше поступить с кротостию. Побеги бывают более от помещичьих отягощений крестьянам и от солдатских наборов 22 . Итак, мне кажется лучше пограничных с Польшей жителей облегчить податьми и снять солдатские наборы, расположив их по всему государству. Для расколу много уходит российских людей на Ветку: находящихся там беглецов не можно ли возвратить при нынешнем военном случае? 23 А впредь могут служить способы, кои представятся о исправлении нравов и о большем просвещении народа 24 .

Место беглецов за границы удобно наполнить можно приемом иностранных, ежели к тому употреблены будут пристойные меры. Нынешнее в Европе несчастное военное время принуждает не токмо одиноких людей, но и целые разоренные семейства оставлять свое отечество и искать мест, от военного насильства удаленных. Пространное владение великой нашей монархини в состоянии вместить в свое безопасное недро целые народы и довольствовать всякими потребами, кои единого только посильного труда от человеков ожидают к своему полезному произведению. Условия, коими иностранных привлечь можно к поселению в России, не представляю, не ведая довольно союзных и враждебных обстоятельств между воюющими и мирными сторонами.

Хотел бы я сочинить примерный счет, сколько бы из сих 13 способов (а есть еще и больше) воспоследовало сохранения и приращения подданных ея императорского величества. Однако требуется к тому для известия многие обстоятельства и не мало времени; для того только одною догадкою досягаю несколько, что на каждый год может взойти приращение российского народа больше против прежнего до полумиллиона душ, а от ревизии до ревизии в 20 лет - до 10 миллионов. Кроме сего уповаю, что сии способы не будут ничем народу отяготительны, но будут служить к безопасности и успокоению всенародному.

Окончивая сие, надеюсь, что вашему высокопревосходительству что-нибудь понравится из моих доброжелательных к обществу мнений, и прошу о вашем беспрерывном здравии и во всем удовольствии всевышнего строителя и правителя всех народов и языков, произведшего вас в сей день и влившего вам кровь сына отечества к произведению дел полезных, а паче к покровительству наук и художеств, к которым я, равно и к вам от всей искренности усердствуя, с достодолжным высокопочитанием пребываю.

Ноября 1 1761


"О размножении и сохранении российского народа"

В 1761 году, 1 ноября, в день рождения И. Шувалова, Ломоносов поднес ему одно из замечательнейших произведений своего пера. Это было большое письмо, в котором наш ученый собрал все свои "старые мысли, простирающиеся к приращению общественной пользы". Все оно написано на одну тему - "о размножении и сохранении российского народа", и Ломоносов находит, что взгляды, высказываемые им здесь, могли бы быть подведены под следующие главы:

"1) О размножении и сохранении российского народа.

2) Об истреблении праздности.

3) Об исправлении нравов и о большем народа просвещении.

4) Об исправлении земледелия.

5) Об исправлении и размножении ремесленных дел и художеств.

6) О лучших пользах купечества.

7) О лучшей государственной экономии.

8) О сохранении военного искусства во время долговременного мира".

Причинами уменьшения народонаселения Ломоносов считает, во-первых, браки между лицами несоответствующих лет, а также насильственные; во-вторых, запрещение жениться более трех раз; в-третьих, насильственное пострижение в монахи вдовых молодых священников и дьяконов и вообще поступление в монашество молодых людей обоего пола. Для сохранения жизни младенцев, рожденных вне брака, ученый предлагал устраивать "богаделенные дома", которые принимали бы и воспитывали бы подобных детей.

Для преодоления большой смертности Ломоносов рекомендует составить общедоступный лечебник, размножить лекарей и русские аптеки и этим уничтожить суеверное лечение волшебством и чародейством. Особенною яркостью красок блещет описание излишеств, которым русский народ предается в большие праздники.

Дальнейшие меры, которыми автор надеялся задержать уменьшение численности русского народа, сводились к искоренению драк, разбоев, к возвращению множества беглых из-за границы, к призыву иностранных поселенцев и так далее. Вообще это письмо затрагивает целую массу важных вопросов, которые и поныне остаются нерешенными. Широта взгляда вместе с глубоким знанием своего народа, искреннее убеждение в правоте своего мнения и могучий, блестящий и горячий язык, каким написано все письмо, заставляют признать это произведение одним из наиболее выдающихся во всей русской литературе XVIII столетия.

В нашем столетии этот знаменитый трактат претерпел многочисленные мытарства, навлекая гонения на издателей и цензоров, осмеливавшихся пропускать его в печать, хотя и с многочисленными пропусками.

Только в 1871 году, то есть почти через 110 лет, письмо Ломоносова впервые было напечатано без пропусков в третьем выпуске "Бесед в обществе любителей российской словесности".

Читайте также: