Сочинение образ учителя поводырь

Обновлено: 02.07.2024

--Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? О милосердии, о рассказе.

-Как вы понимаете эти слова?

-Автор говорит и еще об одном учителе – маме, почему?

Словарная работа.

(значение поводырь и учитель поищите в Толковом словаре, этимологическом)

- Какие слова близки по значению? Может быть, вам теперь стало понятнее, как перекликаются эпиграфы к рассказу?

Работа со словарем

Поводырь - тот, кто помогает кому-н. идти, водит кого-нибудь.

Учитель -1. Лицо, которое обучает чему-н., преподаватель. 2. Глава учения, человек, который учит чему-нибудь.

Работа с текстом.

-Кто является главным героем? (Магомед, Антонин Карлович)

-В тексте много лирических отступлений:

Б) Описание природы,зимы -с.47

- «Ночь. Пешком .Закоулками. Кругом будто чернилами залито.

Попробуем соотнести

- Попробуйте нарисовать цветом, каким вы видите Антонина Карловича?

Закрепление

- Когда впервые звучит этот вопрос?

- Злые только по отношению к учителю и Магомеду?

-Вспомните, где рос Магомед?

-Кого заменил Антонин Карлович мальчику?

- Как относится к учителю Магомед? (Провожал его; несмотря на то, что поджидали ребята, избивали, 5 лет был с ним.)

Работа по тексту.

-Ребята, а вы знаете, как относятся на Кавказе к пожилым людям, семье?

(Семья для дагестанца священна, именно с нее начинаются уважение и любовь к родителям, тухуму, родному селу, которые в свою очередь являются основой любви к Родине, к Дагестану, к Отечеству – России.

В соответствии с традиционными представлениями дагестанцев мужчина должен обладать мужественностью, благородством, трудолюбием, благочестием, честностью, щедростью, уважением к старшим, чувством чести и собственного достоинства, великодушием, смелостью, отвагой. Согласно этим нормам мужчине считалось предосудительным выказывать усталость, жаловаться на неудобства, голод, жажду, холод, зной, показывать утомление беседой со старшими, шумно реагировать на неприятность, пасовать перед трудностями.

Существовало четко обозначенное подчинение главе семьи, а также старшему члену семьи. Любая просьба пожилого человека – как мужчины, так и женщины – для детей, подростков и молодых людей была законом. Отказ выполнить просьбу рассматривался как позор.)

- А как вы относитесь к пожилым людям? Всегда ли внимательны, слушаетесь, помогаете?

- Найдите, как происходит прощание с Антонином Карловичем? (Слезы на глазах Магомеда).

Рефлексия.

- Как вы понимаете эти слова?

=Составьте синквейн об Антонине Карловиче.

Евангелие от Матфея

Цель исследовательской работы:

- проследить в произведениях А.Костюнина влияние учителя на формирование души, характера и судьбы человека.

1. Анализ рассказов по заданной теме;

2. Выявление их композиционного единства;

3. Обобщение лучших, по мнению автора, черт в облике учителя.

1. лингвистический анализ текста;

2. сравнительный анализ текстов;

3. комментирование текстов.

О серьезности замысла свидетельствует и посвящение православному священнику.

Согласитесь, учесть все так же невозможно, как рассказать о Вселенной в одной книге.

Нет в этой главе школьных уроков, учеников, нет и самой школы - перед нами история нелегкой жизни матери, написанная как художественная биография героини.

В повести о своей матери А.Костюнин не пишет о её педагогической деятельности, но у читателя остается твердое убеждение, что такая женщина не могла быть плохим учителем. Не может быть плохим учителем человек, так почитающий своих предков, их язык, культуру. Человек, так трудно зарабатывавший кусок хлеба и как подарок судьбы получивший возможность запечь утку с яблоками, будет ценить этот дар.

И сын, любящий свою маму-учительницу будет по-особому воспринимать людей этот профессии: он изнутри будет знать все самые прекрасные и самые отвратительные черты героинь своих рассказов.

Не пожалела раскаявшегося мальчика, взявшего рукавичку, чтобы показать своим младшим братьям и сестрам, детям из неблагополучной семьи, не пожалела его первая учительница. Что ею двигало?

Только одного из своих многочисленных учеников просил о помощи старый, совершенно слепой Антон Карлович, брошенный собственными детьми и без остатка отдающий талант своим подопечным.

Отсутствие притязаний на свою исключительность, претензий к миру – эти черты подвижничества, свойственные святым, мы видим в образах учителей, которым автор посвящает свои произведения.

Мы все помним некрасовские строки, обращенные к учителю в широком смысле этого слова:

И гораздо реже вспоминаем евангельскую притчу о семени, которое, увы, не всегда прорастает, не всегда, взойдя, выживает.

Рассказы А. Костюнина пробуждают в душе самое сокровенное, зовут к покаянию. И мы благодарны автору, что он не дает «светлым людям прекратиться, уйти в небытие, не дает нашим душам погрузиться в черствость равнодушия.

Прошло два дня. Заходит утром классный руководитель, улыбается. Она показывает часы и говорит:

Она посмотрела на нас и заплакала. Мы долго спрашивали, где она нашла свои часы, но она так и не сказала нам. Я только догадывалась, что тот, кто взял ее часы, вернул их сразу после того, как узнал историю с Юркой.

Вот так повлиял этот рассказ на судьбу одного ребенка. И хорошо, что учительница не поступила как Алла Ивановна.

О конкурсах и о себе

Мы остаёмся вместе

Ну вот, наконец, мы и вместе – я и моя книга. То есть книга-то не моя, а Александра Костюнина. Но она МОЯ.

Бесценный дар писателя – дорогой подарок автора одному из первых читателей, преподнесённый в начале 2010 года. Книга действительно дорогая – шикарно, со вкусом оформленная, настоящее подарочное издание (типография имени Анохина): прекрасные рисунки художницы Е.Крушельницкой, великолепная бумага, безупречная полиграфия, качественная обложка, переплёт – роскошное издание! Зо-ло-тая книга! И она действительно дорога мне. Тираж – всего 300 экземпляров. Раритет. И я – одна из трёхсот избранных читателей, кому достался экземпляр этого издания.

Я так часто предавала свою душу, что она скукожилась, и порой мне кажется, её уже не осталось у меня, а только пустая телесная оболочка ещё волочится по земле, без всякой радости и смысла. Так духовная смерть наступает прежде физической.

От рождения каждому из нас даётся божественный свет. Если мы подличаем, изворачиваемся, приспосабливаемся, лжём, выкручиваемся, предаём – свой талант, самих себя, своих друзей, родных, любимых – мы убиваем свою душу, и свет гаснет.

Как бы ни корчилась, ни извивалась, ни щерилась чернозубым ртом, ни рядилась Ложь в белые краденые одежды Правды, голая Правда всегда будет стоять перед твоим внутренним взором

и прямо смотреть на тебя своими честными глазами. И никуда ты не спрячешься от этого всевидящего ока. Они, твои п р е д а н н ы е, любящие тебя, даже умершие, всё видят и слышат. Они – твои судьи. Они прощают тебя, но ты понимаешь – нет тебе прощения. Ты сам себе судья.

в наше время ягуару уже никто не поклоняется, но до сих пор он остается самым не уловимым и скрытным охотником джунглей. ему приписывают множество разных способностей и качеств, так ли это расскажут интересные факты о ягуаре.

ягуар – самая большая кошка и самая неуловимая кошка, обитающая в америке.

пятнистый узор на теле ягуара уникален, как отпечаток пальца человека.

вес ягуара достигает 70-140 кг. был даже зафиксирован ягуар весом 160 кг.

ягуары умеют добывать пищу в воде, а также отлично плавают и ныряют.

охотничий участок ягуара по форме напоминает треугольник. на нем животное охотится 3-4 дня, а затем уходить на другой участок.

самка имеют преимущество при выборе самца.

ягуары часто встречаются путешествующими по воде на бревнах.

несколько ягуаров на одной территории можно встретить в том случаи, если это самка своим потомством.

н.м.карамзин. "бедная лиза"

- фольклорный жанр - это народное творчество, кот. передавалось от поколения к поколению (из уст в уста), а в -ой есть конкретный автор с конкретным отношением к своему герою (авторское отнош-е, через которое мы видим самого автора)- фолькл-ые сказки, созданы народом, поэтому их язык простой, незамысловатый. у какого-либо автора (как профессионала) присутствует использование разных лит-ых приемов, выразительных средств. тропов.- герои народн. сказок - это собирательный образ, такой обобщенный персонаж. а в лит. сказке герой - это яркая индивидуальность с определенными чертами хар-ра.

еня всегда интересовал вопрос: почему из маленьких, беззащитных, чистых созданий люди иногда превращаются в равнодушных и жестоких негодяев?

мы видим много примеров того, что не всегда в материально обеспеченной и социально-благополучной семье можно воспитать достоянного человека.

эти произведения никогда не утратят своей актуальности, потому что они талантливо и мощно раскрывают суть становления личности ребенка. детство – самый важный период в жизни человека. в нем происходит формирование главных качеств личности ребенка.

героев произведений воспитывает окружающий мир во всех его проявлениях: сломанный цветок, несчастная собачка жучка, непосильный труд крестьян, чудесные сказки на ночь, чистая детская дружба…

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образ учителя всегда привлекал писателей. В.Распутин, Ч.Айтматов, В.Астафьев, Е.Гришковец, А.Костюнин и многие другие обращаются к этой теме. Потому что всё начинается с учителя. Я считаю, рядом с именем героя, совершившего подвиг, учёного, сделавшего знаменательное открытие, конструктора, создавшего новую машину, рабочего-новатора производства, колхозника, вырастившего небывалый урожай, по праву всегда должно стоять имя их учителя, который помог найти своё призвание, научил любить труд, сформировал черты истинных патриотов, мужественных и честных людей. Именно учитель приобщает детей к труду, прививает привычку доводить дело до конца, учит учиться. И учительская профессия (как никакая другая) – одна из самых ответственных и благородных. Человек своим трудом может преобразовать природу. Но труд учителя тем ценен и велик, что он формирует природу самого человека. Литература же помогает нам глубже понять и осознать это.

Цель проекта:

1.Показать, что учитель является поводырём своих учеников,чтобы видеть, не обязательно быть зрячим.

2.Встретиться с героем рассказа Магомедом Агаевым и побеседовать с ним.

Цель проекта определила задачи:

1.Найти литературный материал, который отражает данную проблему;

2. Анализировать произведения по заданной теме;

4.Связать произведение с жизнью.

5.Проанализировать, какие качества делают человека поводырём.

6.Определить роль учителя в жизни детей.

7. Организовать поездку в с. Татляр Дербентского района, подготовиться к встрече.

1. лингвистический анализ текста;

2. сопоставительный анализ текстов;

3. комментирование текстов.

Поводырь: в мире слепых и зрячих

Автор: Омаров Муслим Алиакварович

II.Основная часть

§1.Александр Костюнин в Дагестане.

Александр Костюнин приехал в Дагестан в 2010 году.

А. Костюнин побывал в селении златокузнецовКубачи. В Балхаре он видел, как из-под рук местных жительниц рождаются глиняные кувшины, побывал в высокогорном селении Куруш, где в это время шел фестиваль по альпинизму, взбирался на гору Шалбуздаг, поднимался на бархан Сары-Кум.

Знакомство с Дагестаном было бы для писателя неполным, если бы он не соприкоснулся с тем, что имеет прямое отношение к творчеству народного поэта Дагестана Расула Гамзатова. Он побывал на открытии памятника народному поэту, встретился с его дочерью. Дагестан отныне стал для писателя родным краем.

14 сентября писатель встретился со студентами филологического факультета Дагестанского госуниверситета. На встрече он поделился своими впечатлениями о республике и рассказал о ближайших планах.

§2.Два поводыря в рассказе.

§3. Образ учителя в произведениях литературы.

Читайте также: