Сочинение образ снегурочки в произведениях островского и каверина

Обновлено: 17.05.2024

Главные герои

Снегурочка, дочь Мороза и Весны, проживающая с отцом Морозом, не имеет никаких чувств. Она не смеется, не влюбляется, ей просто нравится слушать веселые песни пастуха Леля, он нравится ей. Когда Мизгирь влюбляется в Снегурочку, Бакула уговаривает девушку прогнать Леля, она не понимает, за что пастух зол на нее. Мизгиря она боится. Девушка просит мать одарить ее возможностью любить. Весна пытается предупредить что, получая способность любить, Снегурочка может растаять. Предупреждение не останавливает девушку. Получив дар любви, девушка ощущает тепло, губительное для нее, но благодарит мать Весну, за полученную способность любить.

Пастух Лель, бедный пастух, обладатель красивой внешности и приятного голоса, мягкий и улыбчивый, привыкший к девичьему вниманию, любитель петь веселые песни. Влюбился в Снегурочку, заигрывает с ней и с другими девушками одновременно. Понимая, что девушка не любит его, он плачет и злится, а когда царь Берендей дал время женихам добиться взаимности от Снегурочки, ушел вместе с Купавой.

Весна, мать Снегурочки. Любит свою дочь, но не может жить с нею вместе. Переживает за холод, в котором приходится жить ее дочери, холод снаружи и холод душевный. Желая дочери счастья, настаивает на ее общения с людьми, желает ей хороших друзей и подруг, просит Мороза отпустить девушку в деревню. Выполняя желание девушки, дает ей возможность почувствовать, что такое любовь, и что такое любить.

Мороз, отец Снегурочки, заботится о ней, но, пришло время теплу, и он уступает Весне, поэтому должен уйти, а чтобы Снегурочка была под присмотром, отпускает ее в семью к Бобылю Бакуле. При этом наказывает лешим скрывать дочь от Солнца, и не допускать близко Леля.

Мизгирь, жених Купавы, совершенная противоположность Лелю. Приезжает с серьезными намерениями сватать Купаву, привез богатые подарки, увидев Снегурочку теряет голову от любви и бросает Купаву. После превращения Снегурочки в облако, не смог перенести разлуки и утонул в озере.

Царь Берендей, умудренный опытом правитель, соблюдающий порядок в царстве. Главная проблема царства снова завоевать милость Солнца, чтобы в царство вернулась стабильность. На обращение Купавы, изгоняет Мизгиря из своего царства, а чтобы справедливо решить, с кем будет Снегурочка, решает все просто, тот кто сможет ее развеселить и получит взаимную симпатию.

Купава, девушка Мизгиря, к которой он приехал свататься. Единственная подруга Снегурочки, весело рассказывавшая о своем женихе. Упрекает Снегурочку в коварстве, просит силы природы отомстить за измену, и отвечает Лелю взаимностью, благодарит его за поддержку.

Ярило — солнце, сердится на Снегурочку за ее холодность и отсутствие любви. Первые солнечные лучи после долгих холодов, растапливают сердце девушки, и Ярило радуется, что снова наступает равновесие.

Во всем должно быть равновесие, холод сменяться весной и теплом, отдавая свою любовь, человек должен получать ее в ответ на свои чувства.

Экранизации

История появления

В русском фольклоре есть сюжет о девочке, которую сделали из снега. Та ожила и получила имя Снегурка или Снежевиночка. В сказке обычно идет речь о крестьянской паре, которая живет вместе в любви до старости, но дети у них так и не появляется. Немолодые уже герои горюют и печалятся по этому поводу. Как-то раз снежной зимой старики выходят из избы и лепят из снега девочку. Снежная фигурка оживает, герои оставляют ту у себя как дочь. В финале сказки Снегурка обычно тает.

Снегурочка


Снегурочка

образы сказки снегурочка в декоративно прикладном искусстве

Островский испытывает свою героиню:

  • ее не понимают окружающие (жители Слободы);
  • Бобыль и Бобылиха, в отличие от деда с бабкой из народной сказки, не любят дочку, а используют ее, преследуя только одну цель: наживу.

Островский подвергает девушку испытаниям: она проходит через душевные муки.

Третье действие

Начинается ночь накануне Ярилиного дня. Начинается веселье, и запевалой стал пастух Лель. Постепенно девушки начинают мириться с парнями, всё идёт на лад. Лель целует Купаву на глазах у Снегурочки. Что чувствует дочь Мороза? Ревность? Нет, в сердце холодной девушки заговорила гордость.

Мизгирь ослеплён любовью, и хочет во что бы то ни стало взять в жёны Снегурочку. Но дочь Мороза отказывается. Чуть позже вмешивается леший. И молодого купца начинает манить мираж холодной девушки. И Мизгирь будет бегать за этим миражом всю ночь.

После разговора с Лелем и Купавой Снегурочка наконец-то поняла, что жизнь без любви пуста.

Снегурочка в культуре

Снегурочка и Дед Мороз


Снегурочка и Дед Мороз

По этой пьесе Островского композитор Римский-Корсаков в 1882 году сочинил оперу с тем же названием. Популярность оперы и образа Снегурочки привела к тому, что с начала ХХ века героиню начали включать в сценарии рождественских елок для детей. Образ тиражировался в виде фигурок, которые вешали на елку. Девочки изображали Снегурочку в рождественских инсценировках пьесы Островского. Героиня стала значимой частью рождественской традиции, но еще не выступала в роли ведущей.

В СССР празднование Рождества как религиозного праздника отменили. Вместо этого начали отмечать Новый год – праздник светский. Впервые Снегурочка в знакомом современному человеку качестве внучки и помощницы Деда Мороза, ведущей праздника, появляется в 1937 году на елке, которая проводилась в Доме Союзов в Москве.

В роли Снегурочек обычно выступают студентки театральных вузов или молодые актрисы.

Четвёртое действие

Девушка по-новому смотрит на мир. Встретив Мизгиря, Снегурочка признаётся, что любит его. И вскоре случается то, что должно случиться: попав под луч Солнца, дочь Мороза тает. Мизгирь, в отчаяньи от потери любимой, топится в озере.

Царь Берендей и пастух Лель зовут бога Ярило. И бог откликнулся на зов: Ярило перестал сердиться, потому что его заклятый враг, Мороз, побеждён.

Второе действие

Мы переносимся в замок царя Берендея. Правитель занимается делом – расписывает замысловатым узором один из столбов. Два скомороха (попросту говоря, шуты) спорят о том, что это за рисунок – изображение коровьей или собачьей ноги. Спор становится всё серьёзнее, и едва не оборачивается кулачным боем. Царь прогоняет обоих скоморохов.
Позже к правителю приходит советник. В ходе разговора царь отмечает, что дела в государстве плохи: уже пятнадцать лет вёсны и осени холодны, снег лежит до середины лета. По словам Берендея, Ярило очень сердит на людей – ибо в их душах холодность, равнодушие, и другие недобрые чувства. Задобрить бога можно разве что мольбами и жертвами. Царь надеется поженить невест и женихов как раз в Ярилин день, и не где-нибудь, а в заповедном лесу. Дружная брачная песня должна умилостивить бога.

Советник говорит о том, что план вряд ли сработает – женихи и невесты перессорились, причина – появление девушки Снегурочки. Царь поначалу не верит своим ушам, а затем хочет увидеть дочь Мороза.

В царский замок входит Купава и рассказывает о своём горе. Узнав о том, что её сердце разбил жених, молодой купец Мизгирь, Берендей обещает покарать виновного.

Позже появляется и виновница горя Купавы – Снегурочка. Царь удивлён: как можно такой красавице ровно ничего не знать о любви! Пусть кто-нибудь сумеет растопить лёд в сердце этой девушки.

Чистякова Елена Евгеньевна

Ученица в своей работе анализирует мифы, народные сказки, сказку Островского "Снегурочка" и т.д.

ВложениеРазмер
obraz_snegurochki_v_unt_i_literature.docx 45.13 КБ

Предварительный просмотр:

Глава 1. Введение.

Глава 2. История возникновения и развития образа Снегурочки.

Глава 4. Образ Снегурочки в русском искусстве.

Глава 5. Работа педагогов.

Глава 6. Где можно познакомиться со Снегурочкой?

Глава 9. Анкетирование (результаты, выводы).

Глава 10. Ссылки.

Глава 11. Список используемой литературы.

Глава 1. Введение

почему образ Снегурочки встречается только в России? Благодаря кому, эта девушка стала знаменита и любима нашим народом?

Актуальность моей работы обусловлена тем, что всеми любимый образ Снегурочки недостаточно изучен. В своей работе постараюсь создать целостный образом этой прекрасной девушки. Эта работа научила меня анализировать литературный текст, выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении, а также помогла развивать творческое воображение.

В ходе работы использованы следующие методы : анализ произведений литературы, живописи; анализ и сравнение литературного образа, обобщение результатов исследования, анкетирование..

Гипотеза исследования : образ Снегурочки почитаем и любим на Руси во многом благодаря весенней сказке Островского.

На основании вышесказанного я ставлю перед собой следующую цель : исследовать историю возникновения образа Снегурочки и отношение к ней нашего народа.

Для реализации поставленной цели мною были выдвинуты следующие задачи:

-Проанализировать литературу по данной теме.

-Познакомиться с произведениями о Снегурочке.

- Выявить сходства и отличия образа Снегурочки в этих произведениях.

Глава 2. История возникновения и развития образа Снегурочки

Существует предположение о том, что эти сказки о Снегурочке возникли на основе древнего славянского обряда похорон Костромы. И значит можно утверждать, что Кострома не просто родина Снегурочки – она и есть та самая Снегурочка.

Существует ещё одна версия происхождения Снегурочки. Дед Мороз берёт начало в древнем мифологическом Варуне – боге ночного неба и вод. Исследователь Жарникова С. считает, что исток образа Снегурочки, постоянно сопровождающей Деда Мороза, надо искать рядом с Варуной.

Судя по всему, это мифологизированный образ зимнего состояния вод священной реки арьев Двины (Ардви древних иранцев). Таким образом, Снегурочка - воплощение застывших вод вообще и вод Северной Двины в частности. Она одета только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается. Орнамент выполняется только серебряными нитями. Головной убор - восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом 5 .

Снегурочка не похожа на жителей берендеева царства. Именно поэтому Снегурочка — существо очень противоречивое. В ее сердце холод — это наследие ее отца, сурового и угрюмого Мороза. Долгое время Снегурочка живет в глуши лесной, а ее терем старательно охраняет суровый отец. Но, как оказалось, Снегурочка похожа не только на своего отца, но и на мать, прекрасную и добрую Весну. Именно поэтому она устала жить в одиночестве, взаперти. Ей хочется увидеть настоящую человеческую жизнь, познать всю ее красоту.

Снегурочка поражает людей своей красотой. Она кажется прекраснее, скромнее и нежнее, чем все окружающие девушки. Но она не знает любви, поэтому не может ответить на горячие человеческие чувства. В ее душе нет тепла. Существо, не знающее любви, вызывает жалость и удивление.

Весна дарует своей дочери чувство любви, но этот дар оказывается губительным для Снегурочки. Она погибает

Но что со мной? блаженство или смерть?
Какой восторг! Какая чувств истома!
О мать Весна, благодарю за радость,
За сладкий дар любви! …Прощайте, все
Подруженьки, прощай, жених! О милый,
Последний взгляд Снегурочки тебе 6 .

Гибель Снегурочки представляется берендеям чем-то закономерным. Снегурочке было чуждо тепло души, поэтому ей было трудно найти свое счастье среди людей.

Чем отличается Снегурочка Островского от Снегурок из русских народных сказок?

Образ Снегурочки в пьесе Островского

Образ Снегурочки в русских народных сказках

Дочь Мороза и Весны

Слепили дед с бабкой

На долю Снегурочки выпадает испытание людским равнодушием (старик Бобыль и старуха Бобылиха используют Снегурочку, хотят разбогатеть; жители Слободы равнодушны к ней, они не понимают её).

Дед с бабкой любят свою снежную дочку.

В народных сказках испытание героини заключается в борьбе с силами зла.

Погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы,

В другой сказке Снегурочка тает, прыгая с подружками через большой жаркий костер, и превращается в маленькое облачко, улетающее в небо.

Прекрасная светловолосая девушка, способная зажечь сердца юных берендеев горячим чувством любви. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички).

Снегурочка олицетворяет сердечную стужу, дитя Мороза и Весны.

Тоскуя от одиночества, желая быть счастливой, как все берендеи, Снегурочка выпрашивает у своей матери девичью любовь. Загоревшись восторгом кипучих страстей, Снегурочка, как и предсказывал ее отец, гибнет "от сладких чувств любви".

Снегурочка предстает как абсолютно положительный персонаж, но попавший в неудачные окружающие условия. Даже страдая, сказочная Снегурочка не проявляет ни одной отрицательной черты.

А.Н.Островский назвал свою пьесу “Весенней сказкой”. Н.Римский-Корсаков также называет свою оперу “Снегурочка” весенней сказкой.

Глава 4. Образ Снегурочки в русском искусстве.

Известны эскизы художника М. А. Врубеля.

Глава 5. Работа педагогов.

Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX — начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала. В период репрессий с 1927 года Снегурочка вдруг пропала и появилась лишь в 1935 году после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, не как его дочка, а как внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов.

Снегурочка стала бессменной спутницей Деда Мороза, помогающей ему во всем (традицию нарушали только в 1960-е годы, когда место Снегурочки на кремлевской елке несколько раз занимал космонавт). Так потом и повелось: девушка, то постарше, то помоложе, с косичками или без, в кокошнике или в шапочке, иногда в окружении зверюшек, иногда поющая, иногда танцующая задает вопросы Деду Морозу, водит с детьми хороводы, помогает раздавать подарки.

Глава 6. Где можно познакомиться со Снегурочкой?

Исследуя образ Снегурочки, я пришла к такому выводу, что образ Снегурочки в русском фольклоре фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.

Родиной Снегурочки можно считать Кострому. Во-первых, образ снежной девушки возник из обряда похорон Костромы, давшее название городу. Во-вторых, весенняя сказка А.Н.Островского была создана на родине писателя, костромской земле.

Благодаря великим мастерам живописи: В.М.Васнецову, Н.К.Рериху и М.А.Врубелю - Снегурочка обрела свои знаменитые наряды.

Большую роль в развитие образа Снегурочки сыграли педагоги. Они создавали сценарии, героиней которых была внучка Деда Мороза.

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году, после официального разрешения празднования Нового года.

Всем полюбилась эта красивая, милая, женственная, трепетная девушка. Она не могла не стать героиней новогодних праздников. И вот уже много лет путешествует внучка Деда Мороза по российской земле, радуя всех: и детей, и взрослых.


Пьеса рассказывает историю Снегурочки, которая предстаёт перед нами юной девушкой, отчаянно жаждущей единственного, чего у неё никогда не было — любви. Сохраняя верность основной линии, Островский параллельно раскрывает ещё несколько: устройство своего полубылинного-полусказочного мира, нравы и обычаи берендеев, тему преемственности и воздаяния, и цикличности жизни, отмечая, пусть и в иносказательной форме, что жизнь и смерть всегда идут рука об руку.

История создания и главные герои

По задумке в спектакле должны были участвовать артисты разных трупп:

  • драматической;
  • оперной;
  • балетной.

Несмотря на ограниченные сроки, Островский успешно справился с поставленной задачей. Первая постановка состоялась 11 мая и была принята критиками не очень благосклонно. Возможно, потому что тема навеяна русским и украинским фольклором, которым в то время очень увлекался автор, а может из-за большого количества второстепенных персонажей. История прекрасной девушки описана в стихах, что тоже являлось для автора своеобразным дебютом.


Но мнение критиков не столь важно, если пьеса нравится зрителям. Оригинальная постановка, усиленная музыкой молодого Чайковского, так полюбилась публике, что спектакль не сходил со сцены многие годы. Впоследствии по этому сценарию даже был снят полноценный художественный фильм.

В сказке много персонажей. Каждый из них, безусловно, очень важен для лучшего представления развивающихся событий. Однако главных героев, которые влияют на развитие сюжета, можно выделить всего несколько:

  • Снегурочка — дочь Мороза и Весны, отпущенная родителями жить с людьми.
  • Мороз — символ зимы и холода, отец.
  • Весна — мать Снегурочки.
  • Лель — ветреный парень-пастух, от песен которого были без ума все девушки.
  • Мизгирь — молодой человек, богатый жених.
  • Царь Берендей — мудрый правитель.
  • Купава — подруга, она же соперница Снегурочки.
  • Ярила — незримый персонаж, летнее божество.

В основе сказки — любовь. Молодые люди влюбляются, ревнуют, ссорятся и мирятся. События происходят с такой скоростью, что поневоле создаётся впечатление о ветрености чувств некоторых героев. Но это только на первый взгляд. Если глубже вникнуть в смысл истории, то становится понятно, что не всё так однозначно. Каждое действие персонажей имеет под собой основу и скрытый подтекст.

Чтобы лучше разобраться в перипетии чувств каждого из героев, нужно подробнее изучить его внутренний мир и понять скрытые мотивы.


Персонажи

Купава — дочь Мураша, богатого жителя слободы. Это местная красавица, к которой сначала посватался Мизгирь.

Царь Берендей — беспокоящийся о будущем своего народа и о благосклонности к нему бога Ярилы. Его ближний боярин — Бермята. Жена Бермяты — Елена Прекрасная.

Радушка, Малуша — слободские девушки, подруги Купавы.

Брусило, Малыш, Курилка — слободские парни.

Юная Снегурочка

Необычайной красоты девушка, дочь Весны и Мороза, отпущенная родителями жить к людям. Она была затворницей в замке своего отца, поэтому не умела испытывать человеческие чувства. Именно в поисках чего-то нового она и решила стать приёмным ребёнком у бедных стариков.

Красота девушки свела сума всех молодых парней в деревне. Они позабывали своих невест, каждый из них пытался понравиться юной красавице. Однако сердце Снегурочки не знало, что такое любить, поэтому все воздыхатели получали отказ, пока ей не повстречался молодой пастух Лель.

Но даже тогда Снегурочка стала испытывать не любовь, а что-то сродни ревности, когда юноша предпочёл общению с ней веселье с другими девушками.

А я стою и чуть не плачу с горя, Досадую, что Лель меня оставил.

Сложный внутренний мир девушки, неспособной испытывать любовь, прописан автором очень ярко. Она способна на такие чувства, как огорчение и злость, но не понимает, откуда и почему они берутся.

Однако юная красавица готова даже пожертвовать своей жизнью, чтобы хоть на миг почувствовать, что такое любовь.

Четвертое действие

Из озера в Ярилиной долине выходит Весна. Она напоминает девушке, что любовь может стоить ей жизни.

— Пусть гибну я, любви одно мгновенье

Дороже мне годов тоски и слез.

Весна надевает ей на голову свой венок, и девушка обретает неизведанные дотоле чувства. Мать предупреждает ее, что ее любовь достанется первому, кого она встретит. Но ей следует немедленно скрыться от солнца, чтобы Ярило не узнал, что Снегурочка смогла полюбить.

Первым девушка встречает Мизгиря. Он всю ночь бродил по лесу, ища ее. Снегурочка очарована его речами. Мизгирь обнимает ее, но она умоляет его спрятать ее от губительных лучей солнца. Однако юноша не понимает, считая это прихотью. И с первым лучом солнца Снегурочка тает. Мизгирь в отчаянье бросается с горы в озеро.

Завершают пьесу слова Берендея, обращенные к своему народу:

Мороза порожденье —

Холодная Снегурочка погибла.

(…)

Теперь, с ее чудесною кончиной,

Вмешательство Мороза прекратилось.

Мать Весна

На первый взгляд, очень странный персонаж. Весна любит свою дочь, но при этом отпускает жить к людям.

Она даже одаривает Снегурочку чувством любви, зная, что это принесёт девушке погибель. Но если присмотреться внимательнее, то мотивы такого поведения Весны становятся понятны.

Она, как любая мать, в первую очередь хочет, чтобы её ребёнок был счастлив. Добиться этого можно, лишь опустив его от себя.

Для этого ей приходится:

  • пойти наперекор отцу девочки;
  • отпустить дочь в незнакомый мир;
  • одарить Снегурочку венком, чтобы та могла испытать любовь.

Весна — истинный образ природы. Символ возрождения к жизни. Тем труднее этой героине пойти против своего естества, отпуская ребёнка в неизвестный мир, грозящий опасностями.

Отец Мороз

Символ холодной неприступности и строгости. Характер персонажа полностью соответствует его описанию. Однако, как любящий отец, он тоже не может противиться просьбе дочери отпустить её жить к людям. Но в отличие от матери девушки подходит к этому более практично, обязуя всю лесную нечисть приглядывать за Снегурочкой.

Этот герой вызывает довольно смешанные чувства. С одной стороны, неприязнь, так как не желает уходить и сдавать свои права Весне, даже видя, что многие животные уже приготовились к теплу и поэтому мёрзнут. С другой — вызывает уважение из-за своих нежных чувств и заботы о дочери.

Если глубже проанализировать его поведение, то становится понятно, как трудно ему даётся противостоять самому себе.

Доподлинно зная, что его враг Ярила пообещал уничтожить Снегурочку лишь та сумеет полюбить, Мороз всё же отпускает дочь к людям. Даже одним этим поступком он вызывает у зрителей пьесы уважение.

Пастух Лель

Молодой человек со своеобразным характером. Его поведение трудно вписать в какие-то рамки. Он красив, талантлив и умён. Изначально, как и все остальные парни в деревне, был влюблён в Снегурочку.

Однако стоило ей хоть немного проявить свою заинтересованность в молодом человеке, как тот сразу же начинает терять к ней интерес.

Леля любят почти все девушки и даже жена царя. Такое внимание ему явно льстит, поэтому он не спешит от него отказываться. Его игра чувствами других людей не вызывает у зрителей положительных эмоций, хотя назвать этот персонаж отрицательным тоже нельзя.

Скорее Леля можно охарактеризовать как непостоянного, не понимающего чего он сам хочет юношу.

Купец Мизгирь

Этот герой появляется в пьесе как завидный жених для подружки Снегурочки Купавы. Однако увидев саму Снегурочку, он быстро теряет интерес к своей невесте.

В целом образ молодого человека можно описать следующими словами:

Деньги дают ему определённое положение в обществе и делают желанным женихом для любой девушки. Но только не для Снегурочки. Мизгирь привык, что ему ни в чём нет отказа. Возможно, именно эта привычка иметь всё, что пожелает, а вовсе не внезапно вспыхнувшая любовь побуждает юношу добиваться Снегурочку во что бы то ни стало.

Он даже прилюдно отзывается о своё бывшей невесте, как о доступной девушке, чем характеризует себя с не очень хорошей стороны. А его попытка взять Снегурочку силой только добавляет отвращения. Несмотря на то что Мизгирь и Снегурочка всё же становятся влюблённой парой в конце сказки, чувство неприязни к этому персонажу так и не проходит.

Девушка Купава

Обычная деревенская девушка, по-своему несчастная. Её бросает жених, да ещё и позорит при всём народе. Разбив Купаве сердце, любимый переключается на Снегурочку. В результате девушка теряет не только парня, но и подругу.

Однако нужно отдать должное характеру этой юной особы. Вместо того, чтобы впасть в уныние, она ищет справедливости у царя.

А когда её добивается, то благородно отказывается от разлюбившего её парня. Так что Купава скорее положительный герой, чем отрицательный.

Несмотря на печальную историю, она вызывает у зрителей больше уважение, чем жалость.

Содержание

  • 1 Основные персонажи
  • 2 Сюжет
  • 3 Адаптации 3.1 Мультфильм И. Иванова-Вано и А. Снежко-Блоцкой (1952)
  • 3.2 Фильм 1968 года
  • 3.3 Фильм 1971 года
    5.1 Фольклор

Царь Берендей

Мудрый правитель. Он почти интуитивно чувствует, что с его царством не всё гладко. Берендей понимает, что Ярило на что-то разгневан, поэтому нет мира и любви между молодыми людьми в деревне. Царь даже хочет издать указ, чтобы все стали любить друг друга, но потом отказывается от этой идеи, заранее зная, что по приказу полюбить невозможно.

Однако он всё же находит выход из положения, обязуясь переженить всех, кто сам этого захочет, на Ярилов день. Это было мудрое решение, так как одновременно будут созданы новые семьи и задобрен гнев Ярилы. Характеристика царя Берендея, как одного из главных героев, скорее положительная. Возможно, он вызывает немного сочувствия (из-за неверности жены), но точно не отрицательные эмоции.

Анализ произведения

  • в этой стране царит справедливость;
  • все обычаи и законы непременно соблюдаются, а нарушителям грозит суровое наказание, как это могло бы случиться с Мизгирем;
  • здесь в цене верность и всеобщая поддержка, жизнь по законам людей и природы.

Отзывы читателей

Царь Берендей вынужден принимать суровые решения, он опечален судьбой Снегурочки, но понимает, что так будет лучше для всех. К слову, Ярило тоже поступает по справедливости, даруя людям долгое лето после того, как Снегурочка тает.

Во-вторых, как уже было отмечено, многогранность, взаимосвязь противоположностей и мир, сотканный из противоречий — еще одна важная идея этой пьесы.

Ярило летнее солнце

Персонаж, образ которого появляется в самом конце пьесы, хотя незримо присутствует во всех её действиях. Ярило — дух лета, божество, которое недовольно тем, что кто-то может противиться его воле. По сюжету он враг Мороза, желающий погубить Снегурочку.

Однако воспринимать его как отрицательного героя не совсем верно. Это скорее символ природного равновесия. Сопротивляться ему невозможно. Если есть зима, то должно быть и лето. Направляя свой тёплый луч на Снегурочку, Ярило, как бы выравнивает баланс между силами природы. Даже тая, Снегурочка это понимает, поэтому чувствует себя счастливой. Ведь без тепла любовь просто не может существовать.

В чем суть концовки

Смысл Снегурочки наиболее точно выражен в финале сказки. С одной стороны – концовка довольно печальна. Героиня, наконец-то познавшая чувство любви, погибает. Вслед за ней кончает собой и ее возлюбленный – Мизгирь. Но кончина влюбленных не омрачила праздник, берендеи продолжают веселиться. Уход Снегурочки приносит в мир солнце и свет. Тем самым Островский отразил мифологическое представление об условиях вечного существования Вселенной, когда на смену зиме приходит весна и лето. И чтобы этот порядок не нарушался, в языческие времена существовали специальные обряды и ритуалы, одной из составляющей которых было жертвоприношение.

В сказке много парадоксов и прозрений в будущее. Зима всегда для простых людей в далёкие, стародавние времена была суровым испытанием, а лето долгожданным праздником света и тепла. Зиму нужно было перебедовать, а летом радоваться жизни и всласть потрудиться.

Для героев же сказки, старика и старухи, всё наоборот: описанная зима принесла радость, а красное лето её развеяло и не оставило следа.

Бездетные старики решили сами помочь своему горю и разомкнуть круг сиротливого одиночества. Эта мысль звучит очень по-современному. Герои, решившие слепить себе дочку Снегурочку, конечно, верят в чудо. Но многие сказочные чудеса через века воплотились в жизнь. И в наши дни стало реальным появление на свет детей путём различных технологий, когда невозможно их рождение естественным образом.

Сказка как художественное произведение рисует захватывающую картину появления снежной девочки. Фоном выступают чудесный зимний пейзаж, образ деревенских ребятишек, весело играющих в снегу.

Трогательно и участливо передан труд стариков. Они скатали снежный ком, приставили ручки и ножки. Старик вылепил лицо. И вот из сугроба вышла живая девочка.

Читатель радуется вместе с новоявленными родителями, потому что Снегурочка оказалась и умницей, и красавицей. Она приветлива со всеми, весела и трудолюбива. Тревожно звучит только одно упоминание – на лице девицы никогда не бывает румянца.

Тревога нарастает с описанием прихода весны и лета. То, что радует людей, несёт печаль сердцу Снегурочки. Ей жаль последних островков тающего снега. Она ищет тени и прохлады и прячется от солнечных лучей. Крупный град из тёмной тучи, которого боится всё живое, для снежной героини будто драгоценный жемчуг. А прошёл он – и Снегурка заплакала, как сестра о родном брате.

Читателю ясно, что трагедия неизбежна: этой героине нет места среди жителей земли, которых питает живительный солнечный свет. Трагедия Снегурочки – от невозможности примирить и сочетать любовь к людям и свою собственную природу.

Конец сказки содержит какую-то троекратно усиленную печаль. Очень жаль героиню, прыгнувшую вслед за подружками через костёр и ставшую облачком. Большим сочувствием проникается читатель к старику, который в начале сказки позвал жену лепить дочку из снега и очень старался над снежным личиком.

Особенного сопереживания достойна старуха: её горе замешано к тому же на чувстве вины. Ведь именно она уговорила дочку-Снегурку пойти с девушками в лес. Она желала ей веселья, а получилось – подтолкнула к гибели.

Мудрость сказки – в мысли о том, что замыслы и старания людей часто дают обратный результат, а благие намерения могут обернуться горем и трагедией. С этим сталкиваются люди, берущиеся за дело, которое им не предназначено.

Другие темы: ← Высказывания об отцах и детях↑ Разные Матренин двор по рассказу →

Юная Снегурочка

Необычайной красоты девушка, дочь Весны и Мороза, отпущенная родителями жить к людям. Она была затворницей в замке своего отца, поэтому не умела испытывать человеческие чувства. Именно в поисках чего-то нового она и решила стать приёмным ребёнком у бедных стариков.

Красота девушки свела сума всех молодых парней в деревне. Они позабывали своих невест, каждый из них пытался понравиться юной красавице. Однако сердце Снегурочки не знало, что такое любить, поэтому все воздыхатели получали отказ, пока ей не повстречался молодой пастух Лель.


Но даже тогда Снегурочка стала испытывать не любовь, а что-то сродни ревности, когда юноша предпочёл общению с ней веселье с другими девушками.

А я стою и чуть не плачу с горя, Досадую, что Лель меня оставил.

Сложный внутренний мир девушки, неспособной испытывать любовь, прописан автором очень ярко. Она способна на такие чувства, как огорчение и злость, но не понимает, откуда и почему они берутся.

Однако юная красавица готова даже пожертвовать своей жизнью, чтобы хоть на миг почувствовать, что такое любовь.


Ярило летнее солнце

Персонаж, образ которого появляется в самом конце пьесы, хотя незримо присутствует во всех её действиях. Ярило — дух лета, божество, которое недовольно тем, что кто-то может противиться его воле. По сюжету он враг Мороза, желающий погубить Снегурочку.

Однако воспринимать его как отрицательного героя не совсем верно. Это скорее символ природного равновесия. Сопротивляться ему невозможно. Если есть зима, то должно быть и лето. Направляя свой тёплый луч на Снегурочку, Ярило, как бы выравнивает баланс между силами природы. Даже тая, Снегурочка это понимает, поэтому чувствует себя счастливой. Ведь без тепла любовь просто не может существовать.

Отец Мороз

Символ холодной неприступности и строгости. Характер персонажа полностью соответствует его описанию. Однако, как любящий отец, он тоже не может противиться просьбе дочери отпустить её жить к людям. Но в отличие от матери девушки подходит к этому более практично, обязуя всю лесную нечисть приглядывать за Снегурочкой.

Этот герой вызывает довольно смешанные чувства. С одной стороны, неприязнь, так как не желает уходить и сдавать свои права Весне, даже видя, что многие животные уже приготовились к теплу и поэтому мёрзнут. С другой — вызывает уважение из-за своих нежных чувств и заботы о дочери.

Если глубже проанализировать его поведение, то становится понятно, как трудно ему даётся противостоять самому себе.

Доподлинно зная, что его враг Ярила пообещал уничтожить Снегурочку лишь та сумеет полюбить, Мороз всё же отпускает дочь к людям. Даже одним этим поступком он вызывает у зрителей пьесы уважение.

Царь Берендей

Мудрый правитель. Он почти интуитивно чувствует, что с его царством не всё гладко. Берендей понимает, что Ярило на что-то разгневан, поэтому нет мира и любви между молодыми людьми в деревне. Царь даже хочет издать указ, чтобы все стали любить друг друга, но потом отказывается от этой идеи, заранее зная, что по приказу полюбить невозможно.

Однако он всё же находит выход из положения, обязуясь переженить всех, кто сам этого захочет, на Ярилов день. Это было мудрое решение, так как одновременно будут созданы новые семьи и задобрен гнев Ярилы. Характеристика царя Берендея, как одного из главных героев, скорее положительная. Возможно, он вызывает немного сочувствия (из-за неверности жены), но точно не отрицательные эмоции.

История создания и главные герои

По задумке в спектакле должны были участвовать артисты разных трупп:

  • драматической;
  • оперной;
  • балетной.

Несмотря на ограниченные сроки, Островский успешно справился с поставленной задачей. Первая постановка состоялась 11 мая и была принята критиками не очень благосклонно. Возможно, потому что тема навеяна русским и украинским фольклором, которым в то время очень увлекался автор, а может из-за большого количества второстепенных персонажей. История прекрасной девушки описана в стихах, что тоже являлось для автора своеобразным дебютом.

Но мнение критиков не столь важно, если пьеса нравится зрителям. Оригинальная постановка, усиленная музыкой молодого Чайковского, так полюбилась публике, что спектакль не сходил со сцены многие годы. Впоследствии по этому сценарию даже был снят полноценный художественный фильм.

В сказке много персонажей. Каждый из них, безусловно, очень важен для лучшего представления развивающихся событий. Однако главных героев, которые влияют на развитие сюжета, можно выделить всего несколько:

  • Снегурочка — дочь Мороза и Весны, отпущенная родителями жить с людьми.
  • Мороз — символ зимы и холода, отец.
  • Весна — мать Снегурочки.
  • Лель — ветреный парень-пастух, от песен которого были без ума все девушки.
  • Мизгирь — молодой человек, богатый жених.
  • Царь Берендей — мудрый правитель.
  • Купава — подруга, она же соперница Снегурочки.
  • Ярила — незримый персонаж, летнее божество.

В основе сказки — любовь. Молодые люди влюбляются, ревнуют, ссорятся и мирятся. События происходят с такой скоростью, что поневоле создаётся впечатление о ветрености чувств некоторых героев. Но это только на первый взгляд. Если глубже вникнуть в смысл истории, то становится понятно, что не всё так однозначно. Каждое действие персонажей имеет под собой основу и скрытый подтекст.

Чтобы лучше разобраться в перипетии чувств каждого из героев, нужно подробнее изучить его внутренний мир и понять скрытые мотивы.

Снегурочка главные герои характеристика

Сочинения

Характеристика главных героев и описание их образов поможет школьникам лучше понять тему и смысл сказки, а также определить главную мысль автора и уловить общую атмосферу сюжета.

История создания и главные герои

По задумке в спектакле должны были участвовать артисты разных трупп:

  • драматической;
  • оперной;
  • балетной.

Несмотря на ограниченные сроки, Островский успешно справился с поставленной задачей. Первая постановка состоялась 11 мая и была принята критиками не очень благосклонно. Возможно, потому что тема навеяна русским и украинским фольклором, которым в то время очень увлекался автор, а может из-за большого количества второстепенных персонажей. История прекрасной девушки описана в стихах, что тоже являлось для автора своеобразным дебютом.

 снегурочка характеристика царя берендея

Но мнение критиков не столь важно, если пьеса нравится зрителям. Оригинальная постановка, усиленная музыкой молодого Чайковского, так полюбилась публике, что спектакль не сходил со сцены многие годы. Впоследствии по этому сценарию даже был снят полноценный художественный фильм.

В сказке много персонажей. Каждый из них, безусловно, очень важен для лучшего представления развивающихся событий. Однако главных героев, которые влияют на развитие сюжета, можно выделить всего несколько:

  • Снегурочка — дочь Мороза и Весны, отпущенная родителями жить с людьми.
  • Мороз — символ зимы и холода, отец.
  • Весна — мать Снегурочки.
  • Лель — ветреный парень-пастух, от песен которого были без ума все девушки.
  • Мизгирь — молодой человек, богатый жених.
  • Царь Берендей — мудрый правитель.
  • Купава — подруга, она же соперница Снегурочки.
  • Ярила — незримый персонаж, летнее божество.

В основе сказки — любовь. Молодые люди влюбляются, ревнуют, ссорятся и мирятся. События происходят с такой скоростью, что поневоле создаётся впечатление о ветрености чувств некоторых героев. Но это только на первый взгляд. Если глубже вникнуть в смысл истории, то становится понятно, что не всё так однозначно. Каждое действие персонажей имеет под собой основу и скрытый подтекст.

Чтобы лучше разобраться в перипетии чувств каждого из героев, нужно подробнее изучить его внутренний мир и понять скрытые мотивы.

Юная Снегурочка

Необычайной красоты девушка, дочь Весны и Мороза, отпущенная родителями жить к людям. Она была затворницей в замке своего отца, поэтому не умела испытывать человеческие чувства. Именно в поисках чего-то нового она и решила стать приёмным ребёнком у бедных стариков.

Красота девушки свела сума всех молодых парней в деревне. Они позабывали своих невест, каждый из них пытался понравиться юной красавице. Однако сердце Снегурочки не знало, что такое любить, поэтому все воздыхатели получали отказ, пока ей не повстречался молодой пастух Лель.

Лель и снегурочка

Но даже тогда Снегурочка стала испытывать не любовь, а что-то сродни ревности, когда юноша предпочёл общению с ней веселье с другими девушками.

А я стою и чуть не плачу с горя, Досадую, что Лель меня оставил.

Сложный внутренний мир девушки, неспособной испытывать любовь, прописан автором очень ярко. Она способна на такие чувства, как огорчение и злость, но не понимает, откуда и почему они берутся.

Однако юная красавица готова даже пожертвовать своей жизнью, чтобы хоть на миг почувствовать, что такое любовь.

Мать Весна

На первый взгляд, очень странный персонаж. Весна любит свою дочь, но при этом отпускает жить к людям.

 главные герои оперы снегурочка

Она даже одаривает Снегурочку чувством любви, зная, что это принесёт девушке погибель. Но если присмотреться внимательнее, то мотивы такого поведения Весны становятся понятны.

Она, как любая мать, в первую очередь хочет, чтобы её ребёнок был счастлив. Добиться этого можно, лишь опустив его от себя.

Для этого ей приходится:

  • пойти наперекор отцу девочки;
  • отпустить дочь в незнакомый мир;
  • одарить Снегурочку венком, чтобы та могла испытать любовь.

Весна — истинный образ природы. Символ возрождения к жизни. Тем труднее этой героине пойти против своего естества, отпуская ребёнка в неизвестный мир, грозящий опасностями.

Отец Мороз

Символ холодной неприступности и строгости. Характер персонажа полностью соответствует его описанию. Однако, как любящий отец, он тоже не может противиться просьбе дочери отпустить её жить к людям. Но в отличие от матери девушки подходит к этому более практично, обязуя всю лесную нечисть приглядывать за Снегурочкой.

 герои оперы снегурочка

Этот герой вызывает довольно смешанные чувства. С одной стороны, неприязнь, так как не желает уходить и сдавать свои права Весне, даже видя, что многие животные уже приготовились к теплу и поэтому мёрзнут. С другой — вызывает уважение из-за своих нежных чувств и заботы о дочери.

Если глубже проанализировать его поведение, то становится понятно, как трудно ему даётся противостоять самому себе.

Доподлинно зная, что его враг Ярила пообещал уничтожить Снегурочку лишь та сумеет полюбить, Мороз всё же отпускает дочь к людям. Даже одним этим поступком он вызывает у зрителей пьесы уважение.

Пастух Лель

Молодой человек со своеобразным характером. Его поведение трудно вписать в какие-то рамки. Он красив, талантлив и умён. Изначально, как и все остальные парни в деревне, был влюблён в Снегурочку.

 образ снегурочки в пьесе островского

Однако стоило ей хоть немного проявить свою заинтересованность в молодом человеке, как тот сразу же начинает терять к ней интерес.

Леля любят почти все девушки и даже жена царя. Такое внимание ему явно льстит, поэтому он не спешит от него отказываться. Его игра чувствами других людей не вызывает у зрителей положительных эмоций, хотя назвать этот персонаж отрицательным тоже нельзя.

Скорее Леля можно охарактеризовать как непостоянного, не понимающего чего он сам хочет юношу.

Купец Мизгирь

Этот герой появляется в пьесе как завидный жених для подружки Снегурочки Купавы. Однако увидев саму Снегурочку, он быстро теряет интерес к своей невесте.

В целом образ молодого человека можно описать следующими словами:

Деньги дают ему определённое положение в обществе и делают желанным женихом для любой девушки. Но только не для Снегурочки. Мизгирь привык, что ему ни в чём нет отказа. Возможно, именно эта привычка иметь всё, что пожелает, а вовсе не внезапно вспыхнувшая любовь побуждает юношу добиваться Снегурочку во что бы то ни стало.

Он даже прилюдно отзывается о своё бывшей невесте, как о доступной девушке, чем характеризует себя с не очень хорошей стороны. А его попытка взять Снегурочку силой только добавляет отвращения. Несмотря на то что Мизгирь и Снегурочка всё же становятся влюблённой парой в конце сказки, чувство неприязни к этому персонажу так и не проходит.

Девушка Купава

Обычная деревенская девушка, по-своему несчастная. Её бросает жених, да ещё и позорит при всём народе. Разбив Купаве сердце, любимый переключается на Снегурочку. В результате девушка теряет не только парня, но и подругу.

 герои сказки снегурочка

Однако нужно отдать должное характеру этой юной особы. Вместо того, чтобы впасть в уныние, она ищет справедливости у царя.

А когда её добивается, то благородно отказывается от разлюбившего её парня. Так что Купава скорее положительный герой, чем отрицательный.

Несмотря на печальную историю, она вызывает у зрителей больше уважение, чем жалость.

Царь Берендей

Мудрый правитель. Он почти интуитивно чувствует, что с его царством не всё гладко. Берендей понимает, что Ярило на что-то разгневан, поэтому нет мира и любви между молодыми людьми в деревне. Царь даже хочет издать указ, чтобы все стали любить друг друга, но потом отказывается от этой идеи, заранее зная, что по приказу полюбить невозможно.

Однако он всё же находит выход из положения, обязуясь переженить всех, кто сам этого захочет, на Ярилов день. Это было мудрое решение, так как одновременно будут созданы новые семьи и задобрен гнев Ярилы. Характеристика царя Берендея, как одного из главных героев, скорее положительная. Возможно, он вызывает немного сочувствия (из-за неверности жены), но точно не отрицательные эмоции.

Ярило летнее солнце

Персонаж, образ которого появляется в самом конце пьесы, хотя незримо присутствует во всех её действиях. Ярило — дух лета, божество, которое недовольно тем, что кто-то может противиться его воле. По сюжету он враг Мороза, желающий погубить Снегурочку.

Однако воспринимать его как отрицательного героя не совсем верно. Это скорее символ природного равновесия. Сопротивляться ему невозможно. Если есть зима, то должно быть и лето. Направляя свой тёплый луч на Снегурочку, Ярило, как бы выравнивает баланс между силами природы. Даже тая, Снегурочка это понимает, поэтому чувствует себя счастливой. Ведь без тепла любовь просто не может существовать.

Читайте также: