Сочинение образ дома в лирике цветаевой

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок № лит-ра 11 кл. Дата___________

Тема. Тема дома – России в поэзии Цветаевой

дидактическая: исследовать тему Родины в поэзии М. И. Цветаевой;

развивающая: формировать личностное отношение к лирике М. И. Цветаевой.

показать сложность, секрет и обаяние лирики М.Цветаевой, посвященной теме Родины;

развивающие:

совершенствовать навыки анализа поэтического текста;

реализовать личностный подход к изучению лирики М.Цветаевой;

воспитательные:

создать атмосферу погружения в творчество поэта;

пробудить интерес к поэзии М. И. Цветаевой;

воспитывать у детей глубокое уважение к своей стране.

Методы работы: эвристическая беседа, исследовательский, диалоговый, активизации познавательной деятельности

Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуально-групповая, фронтальная

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал.

Тип урока: комбинированный

Эпиграф урока:

Мотивационный этап

Введение – постановка учебной проблемы

(темы и цели урока)

КАК МЕНЯ БУДУТ ЛЮБИТЬ…

- Правильно, сегодня мы продолжим изучать творчество Цветаевой.

- Прослушайте песню Валентины Рябовой, сформулируйте тему урока.

(Тема родины-России в творчестве Цветаевой).

( Родина - это то место, где мы родились, где живем, это наш дом).

-Давайте немножко перефразируем сформулированную вами тему.

( Тема дома – России в поэзии Цветаевой)

- Как вы думаете, почему звучит тема таким образом?

(Скорее всего, Родина, Россия - это не только одна из центральных тем творчества Цветаевой, но и её жизнь )

- Как на ваш взгляд, перекликаются с темой строчки эпиграфа?

(Я думаю, что Россия для Цветаевой – это сама жизнь, судьба)

- Попробуйте, исходя из сделанных выводов, сформулировать цель урока?

(рассмотреть тему Родины в поэзии М. И. Цветаевой, перелистать страницы творчества поэта, посвящённые России; прочитать и проанализировать стихи).

- А для себя?

( попробовать влюбиться в Россию всем сердцем и душой).

- У вас на партах лежат листы самооценки, на протяжении урока не забывайте ставить баллы за каждое выполненное задание.

Исследовательский этап

1.Слово учителя

В ранних книгах Цветаевой Родина – это дом, уют, детская комната. Но этот дом был утрачен с началом грозных событий в стране, трагических жизненных цепочек в судьбе самого поэта и долгими годами эмиграции. Остаётся лишь тоска по родине. Нельзя полностью понять значение Родины в лирике поэтессы, не соприкоснувшись с её трагической судьбой.

2. Выступление учащихся

Начало развития темы России в творчестве М. Цветаевой связано с Москвой, в которой она чувствовала себя легко и счастливо, несмотря на переживания и жизненные неудобства. Цикл стихов о Москве – это Москва Марины Цветаевой: старинная и величественная, гордая и героическая, традиционная и народная.

Трагедия потери Родины выливается в эмигрантской поэзии Цветаевой в противопоставление себя – русской – всему нерусскому и потому чуждому.

Главный мотив поэзии этого времени – это трагическое звучание потери Родины , сиротства, а особенно – тоска по Родине.

3. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку и литературе

Терминологический диктант с взаимопроверкой. Запишите термины, соответствующие определениям в предлагаемом порядке.

Образное определение - эпитет

Скрытое сравнение, основанное на переносном значении слова - метафора .

Образное сопоставление двух предметов, явлений- сравнение.

Противопоставление предметов, явлений - антитеза .

Синтаксические конструкции, усиливающие эмоциональность поэтической речи - риторические фигуры .

Повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность - аллитерация.

Одинаковое начало фраз - анафора

Приём звуковой организации текста, повторение гласных звуков — ассонанс.

Образное преувеличение - гипербола .

Наделение неживой природы человеческими качествами - олицетворение .

4. Работа в группах с элементами подготовки к ЕГЭ по литературе.

Прочитайте приведенное ниже произведение и выполните задания 1-7

О, неподатливый язык!

Чего бы попросту — мужик,

Пойми, певал и до меня:

Но и с калужского холма

Мне открывалася она —

Даль, тридевятая земля!

Чужбина, родина моя!

Даль, прирожденная, как боль,

Настолько родина и столь —

Рок, что повсюду, через всю

Даль — всю ее с собой несу!

Даль, отдалившая мне близь,

Даль, говорящая: «Вернись

Меня снимающая мест!

Недаром, голубей воды,

Я далью обдавала лбы.

Ты! Сей руки своей лишусь,—

Хоть двух! Губами подпишусь

На плахе: распрь моих земля —

Гордыня, родина моя!

К какому литературному течению принадлежит Цветаева ?

Ответ: Цветаева по жизни всегда шла против течения.

Укажите номер строфы, в которой поэт использует анафору.

Какое средство выразительности использовано во фразе "О неподатливый язык!"

Какое лексическое средство использовано во фразе "Чужбина, родина моя!"

Какое средство выразительности использовано во фразе "Даль, прирожденная, как боль. "

Какое выразительное средство использовано во фразе "распрь моих земля"?

Какова основная мысль стихотворения "Родина"?

Цветаева признается в любви к родине.

Лирическая героиня тоскует по родине в разлуке.

Героине легко говорить о своей любви к родине.

Чувство М. Цветаевой к родине сложно и неоднозначно.

Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно —
Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
В дом, и не знающий, что — мой,
Как госпиталь или казарма.

Мне все равно, каких среди
Лиц ощетиниваться пленным
Львом, из какой людской среды
Быть вытесненной — непременно —

В себя, в единоличье чувств.
Камчатским медведём без льдины
Где не ужиться (и не тщусь!),
Где унижаться — мне едино.

Не обольщусь и языком
Родным, его призывом млечным.
Мне безразлично — на каком
Непонимаемой быть встречным!

(Читателем, газетных тонн
Глотателем, доильцем сплетен…)
Двадцатого столетья — он,
А я — до всякого столетья!

Остолбеневши, как бревно,
Оставшееся от аллеи,
Мне все — равны, мне всё — равно,
И, может быть, всего равнее —

Роднее бывшее — всего.
Все признаки с меня, все меты,
Все даты — как рукой сняло:
Душа, родившаяся — где-то.

Так край меня не уберег
Мой, что и самый зоркий сыщик
Вдоль всей души, всей — поперек!
Родимого пятна не сыщет!

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все — равно, и все — едино.
Но если по дороге — куст
Встает, особенно — рябина…

В каких произведениях русских поэтов создан образ России?

Укажите номер строфы, в которой заявлена тема стихотворения.

Ответ: мы думаем, что в первой строфе, в первой строке - это тоска человека по родине.

Какова роль пунктуационных знаков в этом стихотворении?

Ответ: В стихотворении мы насчитали семь восклицательных знаков и семнадцать тире. Мы думаем, что эти знаки выражают экспрессивность речи поэта, а также мы помним, что тире — это любимый знак М.И. Цветаевой.

А вот в конце стихотворения стоит многоточие:

Но если по дороге – куст

Встает, особенно - рябина.
Такое впечатление, что у героини словно перехватывает дыхание, она не может продолжать, потому что рябина слишком живо напоминает ей об оставленной родине.

Ответ: это ямб, потому что это двусложная стопа и ударение падает на второй, четвертый, шестой и т.д слог.

Ответ: гипербола ( преувеличение)

Ваше восприятие стихотворений Цветаевой

1 ученик. Во время чтения данного стихотворения я задумалась о своем будущем. До сегодняшнего дня я была уверена, что жизнь обязательно будет ко мне благосклонна, что радости будут и счастье, но только теперь поняла, что и потерь, и невзгод мне не избежать.

2 ученик. А я в каждой строчке стихотворения отчетливо увидела одинокую, неприкаянную, тоскующую по родине душу поэта.

Составление схемы Фишбоун

Проблема: тоска по родине.

Причины тоски: несколько лет ей пришлось провести за грани­цей в эмиграции .

ФАКТЫ: одиночество, бедность, плохие отношения с людьми, унижение, непонимание .

Вывод: поэтесса дает нам понять, что в душе каждого человека, как и в душе лирической героини, навсегда есть и будет частичка России, места, где ты родился и к которому тебя будет тянуть всю жизнь.

Результативный этап.

- Какой же можно сделать вывод нашего урока?

1 учащийся. Через 14 лет эмиграции любовь и тоска по Родине помогли Цветаевой вернуться домой, в Россию. Но это была уже другая Россия. Марина Ивановна столкнулась с препятствиями и горем: одиночеством, невозможностью работать, мыслями о гибели мужа, ненужностью читающей России. Всё это ей казалось непреодолимым, и она предпочла уйти из жизни, нежели страдать и роптать. Слишком тяжелой оказалась эта встреча с Россией.

2 учащийся. Для неё жизнь оказалась невозможной без России, которая отреклась от поэта.

РЕФЛЕКСИЯ

Закончите предложения

– Сегодня я узнал…
– Было интересно…
– Было трудно…

– Я понял, что…

– Меня удивило…
– Урок дал мне для жизни…

Оценивание. Взаимооценивание

Домашнее задание:

1.Выполните по плану анализ других стихотворений М.И. Цветаевой о России (на выбор)

- Спасибо всем за работу. Я думаю, что урок не оставил вас равнодушными. И хочу закончить наш разговор ещё одним завещанием М.Цветаевой:

Где судьба бы вам жить не велела,
В шумном свете иль в сельской тиши,
Расточайте без счёта и смело
Все сокровища вашей души…

Марина Ивановна Цветаева является одной из самых противоречивых и притягательных фигур в русской поэзии Серебряного века. Любившая Россию так сильно, как никто другой, волею судьбы Цветаева прожила четырнадцать лет в Париже, а по возвращению на Родину поняла, что годы эмиграции не прошли бесследно. Изменилось всё – власть, порядки, законы. Именно поэтому лирические произведения поэтессы о Родине наполнены тоской по прошлому – иногда едва уловимой, а иногда просто разрывающей душу на части.

Произведения Марины Цветаевой о Родине очень разные. Каждое из них хранит в себе особое чувство, которое хорошо знакомо каждому из нас – это может быть и одиночество, и гордость за свою страну, и ностальгия, и сожаление о прошлом, которое уже не вернётся. Стихотворения Цветаевой словно проникают в самые потаённые уголки души читателя, оставляя там свой отпечаток. На мой взгляд, это и есть та особенная черта, из-за которой лирика Марины Ивановны на тему Родины является действительно неповторимой.

История создания

Жанр, направление, размер

На произведение оказывает влияние модернизм, размывающий традиционные представления о жанрово-тематической системе. Черты этого направления проявляются в обострённом чувстве современности, которого требовал от искусства один из первых модернистов — Шарль Бодлер.

Композиция

Композиционное построение, художественные приемы

Впрочем, возвращение поэтессы и её семьи не принесло им в будущем ни счастья, ни спокойствия: её мужа Сергея Эфрона расстреляли, дочь Ариадна была арестована и на 15 лет оправлена в ссылку, сын погиб в 19 лет на фронте, сама Цветаева трагически ушла из жизни.

Образы и символы

Сочинения

Марина Цветаева – поэтесса, которой пришлось большую часть своей жизни жить за границей. По началу за границей она училась, а в дальнейшем, после революции, Цветаева эмигрировала со своими детьми и мужем, покинув границы России. Но кто тогда думал, что ужасная тоска накроет своим покрывалом и поэтесса не просто будет мечтать вернуться в родные края, но и грезить Родиной. Чтобы хоть как-то облегчить свою душу, унять тоску за Родиной, Марина Цветаева стала излагать свои мысли на листах бумаги и чаще всего это были произведения, где темой была Родина в стихотворениях Цветаевой.

Стихотворение Марины Цветаевой Родина

Смысл стихотворения Родина Цветаевой

В чем же смысл стихотворения Цветаевой? Наверное, смысл состоит в том, чтобы научить нас по-настоящему любить свою землю. Цветаева показывает нам, что, как бы ни было хорошо в чужих краях, сердце все равно будет рваться туда, где прошло детство, где остались родители, друзья, родственники и нужно уметь сохранить ту память, что остается нам на века и которая будет с нами всегда.

Стихотворение М. Цветаевой слушать

А какую оценку поставите вы?

Темы, настроение и проблемы

Тематика и проблематика стихотворения драматичны и интересны, что характерно для творчества Цветаевой:

Краткий анализ

История создания – из-за непростых взаимоотношений с советской властью Цветаева, чью поэзию считали буржуазной и вредной, была вынуждена эмигрировать в Чехию. Там в 1934 году и была написана “Тоска по Родине”.

Тема стихотворения

– ностальгия по Родине, печаль от разлуки с ней.

– произведение отличается особенной ритмичностью, характерной для стихов Цветаевой. Она создает линейную композицию с постепенно нарастающим напряжением.

Стихотворный размер


“разоблаченная морока”, “базарная кошелка”, “пленный лев”, “людская среда”, “камчатский медведь”, “зоркий сыщик”.
Сравнения


“как госпиталь или казарма”, “как бревно”.

Основная идея

Цветаева стремится донести до читателя идею произведения: важно хранить верность родине, даже в то время, когда это становится нравственным подвигом.

Возвращение. Москва

В 1939 г. Цветаева возвращается в сталинскую Москву. Как пишет она сама, ею двигало желание дать сыну Родину. Надо сказать, что она с рождения пыталась привить Георгию любовь к России, передать ему частичку этого своего сильного светлого чувства. Марина Ивановна была уверена, что русский человек не сможет быть счастлив вдали от Родины, поэтому ей хотелось, чтобы и сын полюбил и принял такую неоднозначную Отчизну. Но рада ли она возвращению?

Тема Родины в произведениях Цветаевой этого периода наиболее остра. Вернувшись в Москву, она не вернулась в Россию. На дворе чужая сталинская эпоха с доносами, заколоченными ставнями, всеобщим страхом и подозрениями. Марине Цветаевой тяжко, душно в Москве. В творчестве она стремится убежать отсюда в светлое прошлое. Но вместе с тем поэтесса превозносит и дух своего народа, который прошел через страшные испытания и не сломился. И себя она ощущает частью его.

Средства выразительности

Автор: Ксения Котченко

Судьба Марины Цветаевой сложилась таким образом, что примерно треть своей жизни она провела за границей. Сначала училась во Франции, постигая премудрости словесности, а после революции эмигрировала сперва в Прагу, а позже в свой любимый Париж, где обосновалась вместе с детьми и мужем Сергеем Эфронтом, в прошлом – белогвардейским офицером. Поэтесса, чьи детство и юность прошли в интеллигентной семье, где детям буквально с первых лет жизни прививались высокие духовные ценности, с ужасом восприняла революцию с ее утопическими идеями, которые впоследствии обернулись кровавой трагедией для целой страны. Россия в старом и привычном понимании перестала существовать для Марины Цветаевой, поэтому в 1922 году, чудом добившись разрешения на эмиграцию, поэтесса была уверена, что навсегда сможет избавиться от кошмаров, голода, неустроенного быта и страха за собственную жизнь.

Главная мысль – связь каждой отдельной личности со своим народом, с родимым краем. Цветаева уже с первых строк акцентирует внимание на том, что она такая же, как простой русский мужик, ведь у них много общего. Поэтессу радует то, что она – частица великого русского народа, которого переполняет чувство любви к своей стране.

Несомненно, это стихотворное произведение Цветаевой о родине переполнено желанием воспевать землю своих предков. Случилось так, что признание к поэтессе в родной стране пришло лишь после ее ухода, однако это ее никогда не заботило, ведь любовь к родной земле была глубочайшей, именно потому так много эмоционального напряжения.

Каждого, кто проникся чувствами поэтессы и вдумчиво прочитал строки стихотворения, тоже переполняет чувство любви к Родине и ощущается тесная связь со своим народом.

Марина Ивановна Цветаева является одной из самых противоречивых и притягательных фигур в русской поэзии Серебряного века. Любившая Россию так сильно, как никто другой, волею судьбы Цветаева прожила четырнадцать лет в Париже, а по возвращению на Родину поняла, что годы эмиграции не прошли бесследно. Изменилось всё – власть, порядки, законы. Именно поэтому лирические произведения поэтессы о Родине наполнены тоской по прошлому – иногда едва уловимой, а иногда просто разрывающей душу на части.

Произведения Марины Цветаевой о Родине очень разные. Каждое из них хранит в себе особое чувство, которое хорошо знакомо каждому из нас – это может быть и одиночество, и гордость за свою страну, и ностальгия, и сожаление о прошлом, которое уже не вернётся. Стихотворения Цветаевой словно проникают в самые потаённые уголки души читателя, оставляя там свой отпечаток. На мой взгляд, это и есть та особенная черта, из-за которой лирика Марины Ивановны на тему Родины является действительно неповторимой.

Сочинение Родина в лирике Цветаевой

Любовь к Родине Марина Цветаева пронесла через всю свою жизнь, она посвятила очень много произведений, в котором упоминается вся ее бескрайняя любовь к стране, в которой она родилась и выросла. Ей нравилось все, что было связано с Москвой, ведь в этом городе поэтесса родилась.

Марина Цветаева, словно тот художник, который смешивает палитру цветов, так она в своих стихотворениях объединят любовь к Родине, человеку, поэзии. В каждом произведении Цветаевой чувствуется ее характер, ее любовь к русскому слову, традициям, природе и русской культуры. Поэтесса ко всему, что связано с Родиной относилась с трепетом и любовью, она не могла не любить всю ту красоту, которая ее окружала.

Когда в 1922 году Марина Цветаева вынуждена покинуть Россию и уехать за границу вслед за своим мужем ее поэзия меняется. По стихотворениям Цветаевой прослеживается, как сильно она скучает по Родине, по ее бескрайним полям и лугам и завораживающей красоте России. Ей очень не хватало российского патриотизма за границей, ведь она там была совершенно одна среди чужих людей, на чужбине.

Поэтесса вспоминала о красоте полей на рассвете и как приятно пахнет, когда только первые лучи солнца касаются пшеницы. Цветаева считает Россию своей родной матерью, которая ее вскормила и вырастила. Она очень скучает по всему русскому народу, который так умеет любить и отдавать себя целиком своей Родине, если надо будет. Ее разделяет много тысяч километров с родной Россией, о которой она постоянно пишет.

Находясь далеко от Родины Цветаева, все-таки следит за всем, что происходит в ее родной стране. Так появляется стих про челюскинцев, которыми поэтесса гордится и воспевает их в своем стихотворении.

Цветаева хоть и находилась далеко от Родины, но никогда не забывала о своей русской земле, которая от одной мысли о ней согревала поэтессу. Ей очень нравилось, что Россия очень необычная страна и огромна в своей красоте. Цветаева завещает своему сыну, что он должен познать такую необъятную и огромную страну как Россия и полюбить ее, так же как и она.

В своем стихотворении она призывает своего ребенка уважать и чтить Родину, которая так много ему дала. В первую очередь Цветаева благодарна, что она родилась в такой красивой стране и смогла увидеть много красивых мест. Она очень уважала и чтила все, что было связано с ее Родиной, и призывала всех никогда не предавать Родину.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема Родины в творчестве Цветаевой

Популярные сегодня темы

Роман Герой нашего времени Михаила Юрьевича Лермонтова — первый психологический роман в русской литературе. Этот роман — не история одного героя, это история души человеческой.

В. Ленин пришел к власти в России после многовекового правления царей. Он был очень противоречивой фигурой, и его преемники оказались не менее противоречивыми, но В. Ленин оставил неизгладимый след в России и мире.

Для того чтобы разграничить две части дворянства автор показывает одну сторону в виде великой аристократии, а вторую в виде дворянства с замашками простолюдинов. Это естественно поместное дворянство с замашками крестьян

Когда меня спрашивают кто из русских актеров мне больше всего нравится мне в голову сразу приходит Сергей Безруков.

Роман "Преступление и наказание Фёдора Михайловича Достоевского был создан во второй половине XIX века. Это психологический роман, герой которого задаётся множеством вопросов

Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент МАТВЕЕВА Ирина Ивановна

Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4, корп. 4, ауд. 3406.

по адресу: 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4., корп.4.

Ученый секретарь диссертационного совета В.А. Коханова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста: Ст. и исследования. Заметки. Рецензии.

Выступления. – СПб.: Искусство-СПБ, 1996. – С. 272.

Творчество М.И. Цветаевой стало объектом научного изучения сравнительно недавно. Тем не менее, цветаеведение на современном этапе уже имеет несколько основных направлений: биографическое (В. Головко, А.А. Саакянц, И. Кудрова, В. Лосская, В. Швейцер, М. Белкина), лингвистическое (М. Маслова, Е. Эткинд, О. Фещенко, Е. Коркина), литературоведческое (С. Елиницкая, Н. Осипова, Н. Стрельникова, Т.И. Радомская, И. Мещерякова, ученые ИвГУ Л.Н. Таганов, В.Л. Страшнов, В.П. Раков, А.И. Николаев).

Несмотря на наличие множества работ, посвященных изучению жизни и творчества поэта (В. Швейцер, И. Кудрова, В. Лосская, А. Саакянц), ранний период творчества Цветаевой до сих пор остается не достаточно изученным.

Предмет исследования – феномен дом в ранней лирике М. Цветаевой, его структура, реальное и символическое наполнение, а также специфика его восприятия и интерпретации отечественными литературоведами.

Маслова В.А. Поэт и культура: Концептосфера Марины Цветаевой: Учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2004. – С. 30.

С.Н. Булгакова, особый стиль русской литературы, в которой вопросы онтологические рассматриваются феноменологически, через лично прожитый опыт1. Вот почему исследование феномена дом позволяет актуализировать онтологическую проблематику творчества М.И. Цветаевой.

Цветаева, определяя семантическое поле значений образа дома, оставила границы широкими и постепенно, развиваясь, насыщала его новыми смыслами. Так, из уютного особнячка в центре старой Москвы дом превратился в символ страдающей Россией, символ всего мира. Эта многогранность значений дома не дает возможности ограничить понятие дом категорией образа или концепта. Поэтому нам кажется более емким и Радомская Т.И. Дом и Отечество в русской классической литературе первой трети ХIХ в. Опыт духовного, семейного, государственного устроения.– М.: Совпадение, 2006. – С. 3.

Кудрявцев Ю.Г. Три круга Достоевского. – М.: МГУ, 1991. – С. 20.

Радомская Т.И. Указ. изд. – С.22.

точным определение дома как феномена в художественной картине мира Марины Цветаевой.

Целью данной работы является изучение феномена дома в ранней лирике М.И. Цветаевой.

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

исследовать литературный контекст, в котором рождалась, а затем крепла поэзия Цветаевой;

посредством анализа феномена дома как определяющей категории бытия рассмотреть своеобразие мировосприятия юного поэта;

определить место феномена дома в раннем творчестве Цветаевой;

описать образ дома через систему персонажей, образ лирической героини, особенности хронотопа;

показать этапы формирования творческой индивидуальности поэта;

выяснить истоки и основные особенности идиостиля поэта;

создать целостную картину художественного мира М. Цветаевой в ранних сборниках ее стихов.

Основная исследовательская гипотеза заключается в следующем:

категория дома в ранней лирике Марины Цветаевой представлена как многозначный феномен, который, в свою очередь, является структурообразующим элементом двух первых сборников. Формирование данного феномена происходило под влиянием семейной, литературной, национальной культурной традиции, а также проистекало из романтической натуры поэта.

Основные положения, выносимые на защиту Феномен дома включает в себя не только пространственно 1.

временные составляющие, но и духовное, социальное, историческое пространство жизни поэта, а также парадигму семейно-родственных и творческих отношений.

Образ матери является организующим в детской картине мира и 2.

Феномен дома в творчестве Марины Цветаевой воплощает 3.

романтические традиции западноевропейской и русской литературы, а также опирается на фольклорную традицию.

Научная новизна исследования определяется тем, что представленная тема раскрывается на материале ранней лирики поэта. Ранняя поэзия Цветаевой в научной литературе чаще всего рассматривается как подготовительный этап. Однако первые стихотворные опыты стали фундаментом для дальнейшей работы поэта, его творческой лабораторией.

Методологической основой работы стал комплексный подход, системно соединивший историко-литературный, феменологический, структурно-описательный, мифологический и психологический анализ.

Также в работе используется научный принцип целостного анализа художественного произведения. Методологическую основу работы составили труды А.А. Потебни, М.Ю. Лотмана, Л.Я. Гинзбург, В.Я. Проппа, М.Л. Гаспарова, В.Н. Топорова, Э. Гуссерля, Р. Ингардена;

а также исследования биографии и творчества Марины Цветаевой Т.И. Радомской, И.В. Кудровой, В. Швейцер, В. Лосской, И. Шевеленко.

Практическая значимость диссертационного исследования связана с возможностью использовать его результаты в вузовском и школьном образовании: в рамках изучения истории русской литературы и творчества Марины Цветаевой.

Структура и содержание работы: настоящее исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы, который насчитывает 168 наименований. Общий объем диссертации – 216 страниц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Введении Во формулируются цели и задачи исследования, определяется актуальность темы, степень ее изученности, обосновывается научная новизна и практическая значимость работы.

состоит из двух разделов.

В первом разделе «Теоретические обосновывается феноменологический подход при изучении образа дома в ранней поэзии М.И. Цветаевой, выделяются несколько смысловых слоев, анализ которых приводит к созданию общей художественной картины мира в ее творчестве.

В разделе даются основные положения феноменологии, разъясняются некоторые термины, которые используются в работе (феномен, субъект, субъективное познание, эстетический объект).

Поскольку в литературоведческой интерпретации феномен дома пересекается с такими понятиями, как художественная картина мира, хронотоп, пространство, то в данном разделе диссертации этим терминам также уделяется место с опорой на труды М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, В.Н. Топорова и др.

Анализ избранных текстов помогает выявить множественные пересечения с толкованием дома Мариной Цветаевой.

Как отмечают В.Я. Пропп и Е.М. Мелетинский, дом является центром жизнедеятельности человека, и потому в нём заключены представления человека о мироустройстве, о связи с другими людьми, с внешним миром.

Издавна человек стремился создать и укрепить свой дом, наполнить уютом, сформировать внутри него собственные традиции. Дом как категория бытия прочно вошел в сферу исканий человека, а вслед за тем и в сферу искусства.

Начиная с древнерусских памятников, категория дома занимает важнейшее место в произведениях литературы разных эпох.

Дом помогает сохранить традиции семьи, народа. Эта мысль близка и И.А. Бунину. Его дом, органично вписанный в природный мир, являет собой место обретения гармонии. Дом – это тихая гавань, где лирический герой укрывается от жизненных невзгод, лелеет воспоминания о былом счастье. В лирике Бунина нашла отражение и тема угасания дворянских усадеб. В его стихах нередко изображаются опустевшие сиротливые дома, застывшие в холодной бесприютности и мертвой тишине. Лирический герой Бунина подобно лирической героине Цветаевой переходит символическую границу дома – крыльцо, откуда видит таинственный манящий мир, получает возможность заглянуть в глаза вечности.

Тенденцию поиска дома–духовного пристанища, заданную в лирике М. Волошина, с особенной силой представляет М. Цветаева. И хотя не она является первооткрывателем темы, однако мало кому так, как ей, удаётся выразить горькие утраты взрослеющего человека, неумолимость разрушительного времени. В этом голос Цветаевой перекликается с голосами современников, и вместе они озвучивают одну из самых трагических страниц русской истории.

рассматривает феномен дома в ранней лирике М.И. Цветаевой. Глава состоит из четырёх разделов.

Так, дневниковый характер первых сборников Цветаевой (внешняя форма художественного образа), их ярко выраженное автобиографическое начало (содержание) определили структуру феномена дома (внутреннюю форму) в ранней лирике Цветаевой.

1. Дом как строение для жизни, жилище в ранней лирике Марины Цветаевой связан с категорией пространства. Дом–жилище в стихах поэта имеет реальный прототип: небольшой особняк в Москве, в Трёхпрудном переулке. Однако образ дома № 8 в Трехпрудном художественно переосмысливается Цветаевой, романтизируется, наделяется волшебными чертами.

2. Дом как город в ранней лирике Марины Цветаевой соединяет в себе черты реального города детства поэта – Москвы – и фантастического пространства, в котором возможны перемещения во времени, путешествия в другие миры. В образе дома-города воплощается внешнее пространство дома.

3. Дом как семья имеет для Цветаевой особое значение. Самыми близкими людьми для юного поэта были мать Мария Александровна и сестра Анастасия, поэтому образы матери и сестры являются центральными в доме, на периферии же располагаются образы отца, Ивана Владимировича Цветаева, сводной сестры Валерии и брата Андрея.

Поэт создаёт свой оригинальный художественный мир – сложное и многогранное мифопоэтическое пространство, способное изменяться.

Каждая из частей цветаевского космоса представляет собой разветвленную систему сквозных образов и ведет в глубины таких понятийных пластов, которые имеют архетипические истоки, то есть в самые недра поэзии, что, в свою очередь, позволяет говорить о феномене дома в ранней лирике Цветаевой.

неизменно подчёркивается в облике матери, также вызывает ассоциации со смертью.

Поэт организовала пространство дома по собственному усмотрению, заполнив его значимыми деталями: гостиная, детская, столовая, рояль, книги.

Комнаты, люди и вещи в доме взаимосвязаны. Каждая из комнат имеет свой собственный характер и своё назначение.

Прокофьева В.Ю. Категория пространство в художественном преломлении: локусы и топосы // Вестник ОГУ. – 2005. – № 11. – С.10.

Топоров В.Н. Пространство и текст. Указ. изд.. – С. 274.

применительно к дому в ранней лирике Цветаевой, что книги как произведения искусства расширяют и обогащают внутреннее пространство дома.

Во внутреннем пространстве дома особое место занимают лестницы и окна, которые являются одновременно границей и связующим звеном между двумя мирами.

В заключении подводятся итоги сделанным наблюдениям о структуре и содержании феномена дома в ранней лирике Марины Цветаевой, выявляется особая значимость образа дома как для мировоззрения юного поэта, так и для дальнейшего развития поэтики Цветаевой. Феномен дома в ранней лирике М.И. Цветаевой является структурообразующим элементом в художественной картине мира автора. Он включает в себя не только пространственно-временные составляющие, но и парадигму семейно родственных отношений, а также духовное, социальное, историческое пространство жизни.

Исследование показало, что Цветаева, определяя контуры дома, постоянно расширяла границы, постепенно насыщала семантическое поле феномена новыми значениями. Из уютного особнячка в центре старой Там же. – С. 234.

Москвы дом трансформируется то в сказочный дворец, то в терем, сливается с городом, а вслед за тем и со всем миром.

создан задел для расширения пространства от парадигмы человек–дом–город до парадигмы человек–дом–город–страна–мир.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

Кирьянова Е.Н. Фольклорные и литературные мотивы 1.

«Кирьянова Е.Н. Внутреннее пространство дома в 2.

ранней лирике Марины Цветаевой // Русская словесность. – 2012. – № 5. – С. 56-61.

Кирьянова Е.Н. Образ матери в ранней лирике Марины 3.

Цветаевой (на материале двух первых сборников) // Вестник МГПУ. – 2009. – 1 [2]. – С. 110-116.

Кирьянова Е.Н. Образ дома в ранней лирике Марины 4.

Кирьянова Е.Н. Феномен дома в литературе первой трети 5.

Кирьянова Е.Н. Образ Москвы в ранней лирике Марины 6.

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Марина Ивановна Цветаева является одной из самых противоречивых и притягательных фигур в русской поэзии Серебряного века. Любившая Россию так сильно, как никто другой, волею судьбы Цветаева прожила четырнадцать лет в Париже, а по возвращению на Родину поняла, что годы эмиграции не прошли бесследно. Изменилось всё – власть, порядки, законы. Именно поэтому лирические произведения поэтессы о Родине наполнены тоской по прошлому – иногда едва уловимой, а иногда просто разрывающей душу на части.

Произведения Марины Цветаевой о Родине очень разные. Каждое из них хранит в себе особое чувство, которое хорошо знакомо каждому из нас – это может быть и одиночество, и гордость за свою страну, и ностальгия, и сожаление о прошлом, которое уже не вернётся. Стихотворения Цветаевой словно проникают в самые потаённые уголки души читателя, оставляя там свой отпечаток. На мой взгляд, это и есть та особенная черта, из-за которой лирика Марины Ивановны на тему Родины является действительно неповторимой.

Сочинение Родина в лирике Цветаевой

Любовь к Родине Марина Цветаева пронесла через всю свою жизнь, она посвятила очень много произведений, в котором упоминается вся ее бескрайняя любовь к стране, в которой она родилась и выросла. Ей нравилось все, что было связано с Москвой, ведь в этом городе поэтесса родилась.

Марина Цветаева, словно тот художник, который смешивает палитру цветов, так она в своих стихотворениях объединят любовь к Родине, человеку, поэзии. В каждом произведении Цветаевой чувствуется ее характер, ее любовь к русскому слову, традициям, природе и русской культуры. Поэтесса ко всему, что связано с Родиной относилась с трепетом и любовью, она не могла не любить всю ту красоту, которая ее окружала.

Когда в 1922 году Марина Цветаева вынуждена покинуть Россию и уехать за границу вслед за своим мужем ее поэзия меняется. По стихотворениям Цветаевой прослеживается, как сильно она скучает по Родине, по ее бескрайним полям и лугам и завораживающей красоте России. Ей очень не хватало российского патриотизма за границей, ведь она там была совершенно одна среди чужих людей, на чужбине.

Поэтесса вспоминала о красоте полей на рассвете и как приятно пахнет, когда только первые лучи солнца касаются пшеницы. Цветаева считает Россию своей родной матерью, которая ее вскормила и вырастила. Она очень скучает по всему русскому народу, который так умеет любить и отдавать себя целиком своей Родине, если надо будет. Ее разделяет много тысяч километров с родной Россией, о которой она постоянно пишет.

Находясь далеко от Родины Цветаева, все-таки следит за всем, что происходит в ее родной стране. Так появляется стих про челюскинцев, которыми поэтесса гордится и воспевает их в своем стихотворении.

Цветаева хоть и находилась далеко от Родины, но никогда не забывала о своей русской земле, которая от одной мысли о ней согревала поэтессу. Ей очень нравилось, что Россия очень необычная страна и огромна в своей красоте. Цветаева завещает своему сыну, что он должен познать такую необъятную и огромную страну как Россия и полюбить ее, так же как и она.

В своем стихотворении она призывает своего ребенка уважать и чтить Родину, которая так много ему дала. В первую очередь Цветаева благодарна, что она родилась в такой красивой стране и смогла увидеть много красивых мест. Она очень уважала и чтила все, что было связано с ее Родиной, и призывала всех никогда не предавать Родину.

Тема Родины в лирике М. Цветаевой.

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все – равно, и все – едино.

Но если по дороге – куст

Встает, особенно — рябина…

У поэта нет Родины, поэт принадлежит прежде всего миру. Но всякий русский поэт принадлежит прежде всего России. Всегда. Чувство патриотизма доведено в русских поэтах до какой-то критической точки. Это – чаша, которую нельзя наполнить, чтобы вода перелилась через край. Поэтам все мало. М. Цветаева — русский поэт, кроме того, она – очевидец всех переломных событий своего времени. Ее лирика – это летопись. Летопись любовных переживаний и летопись России, Родины, ХХ века.

Я здесь одна. К стволу каштана

Прильнуть так сладко голове:

И в сердце плачет стих Ростана,

Как там, в покинутой Москве.

Женское начало везде в творчестве Цветаевой. Ее Россия – женщина. Сильная, гордая, и… всегда жертва. Тема смерти пронизывает все чувства, и когда про Россию, то это особенно громко слышно:

Ты! Сей руки своей лишусь,-

Хоть двух! Губами подпишусь

На плахе: распрь моих земля-

Гордыня, родина моя!

Детство верни нам, верни

Все разноцветные бусы,-

Маленькой, мирной Тарусы

Народ – такой, что и поэт –

Глашатай всех широт,-

Что и поэт, раскрывши рот,

Стоит – такой народ!

Трагедия Белой Гвардии – это тоже и ее трагедия. Знала ли она, когда в 1902 г., в Генуе писала революционные стихи, которые даже печатали в Женеве, с чем сравним ужас революции и гражданской войны? Скорее всего нет… Оттого такая скорбь потом, скорбь и раскаяние:

Да! Проломилась донская глыба!

Белая гвардия – да! – погибла.

Все гибнет в стихах Цветаевой, гибнет и она сама.

Тема Родины – это, прежде всего, тема всего русского народа, русской истории, это тема Державина, И. Грозного, Блока. Это все у Цветаевой – едино. Она сама – часть этой Родины, ее певец и ее творец. Она не может жить в России и не может вдали от нее. Вся ее судьба и творчество – это парадокс. Но парадокс далеко не бессмысленный! Цветаева, как зеркало, — она отражает все, без искажений, она все принимает, она просто не может с этим жить, с этим неизбывным чувством родины. И все оно, это чувство, в ее стихах:

Перестрадай же меня! Я всюду:

Зори и руды я, хлеб и вздох,

Есьм я и буду я, и добуду

Губы – как душу добудет Бог.

Иногда кажется, что она бросает вызов…

Женская лирика (Сочинение по творчеству А. Ахматовой и М. Цветаевой)

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Возвращение. Москва

В 1939 г. Цветаева возвращается в сталинскую Москву. Как пишет она сама, ею двигало желание дать сыну Родину. Надо сказать, что она с рождения пыталась привить Георгию любовь к России, передать ему частичку этого своего сильного светлого чувства. Марина Ивановна была уверена, что русский человек не сможет быть счастлив вдали от Родины, поэтому ей хотелось, чтобы и сын полюбил и принял такую неоднозначную Отчизну. Но рада ли она возвращению?

Тема Родины в произведениях Цветаевой этого периода наиболее остра. Вернувшись в Москву, она не вернулась в Россию. На дворе чужая сталинская эпоха с доносами, заколоченными ставнями, всеобщим страхом и подозрениями. Марине Цветаевой тяжко, душно в Москве. В творчестве она стремится убежать отсюда в светлое прошлое. Но вместе с тем поэтесса превозносит и дух своего народа, который прошел через страшные испытания и не сломился. И себя она ощущает частью его.

тема родины в поэзии цветаевой

История создания

Читайте также: