Сочинение о ваньке чехов

Обновлено: 30.06.2024

Этот небольшой рассказ А. П. Чехова повествует о нелегкой и трагичной судьбе простого крестьянского мальчишки. Центральное место в произведении занимает сцена, когда сиротка пишет письмо своему горячо любимому дедушке. Меж строк его мы читаем воспоминания Ваньки, героя рассказа, о своих лучших днях.

Был канун Рождества, когда мальчик решил написать это письмо. Для этого ему пришлось дожидаться времени, когда хозяев не будет дома. С первых же строк Ваня начинает умолять дедушку забрать его назад в деревню. Жизнь его очень тяжела.

взваливается немало забот. Мальчик должен нянчить господского ребенка. Если же что он делал не так, то его били за это.

Причем, хозяевам было все равно, что перед ними был всего лишь девятилетний ребенок.

Мальчику много доставалось. В добавок еще он был лишен возможности высыпаться, да и кормили его скудно. Из строк, написанных им деду, видно, насколько мрачна и непосильна для него такая жизнь.

В противопоставление его нынешним хозяевам, упоминает автор о тех господах, у которых жил он прежде. Мать Вани умерла. А при жизни своей она, по-видимому, пользовалась расположением хозяев.

Ведь пока она была

жива и служила горничной, к ее сыну относились хорошо. Барышня кормила его конфетами и даже обучила немного грамоте и танцам.

А после смерти матери и выдворили Ваню в начале в кухню к деду, а затем в Москву на обучение к сапожнику.

Немало горьких моментов видим мы, читая это рассказ. В нем описана судьба никому неизвестного крестьянского ребенка. Таких судеб было множество тогда в царской России.

Герой произведения – всего лишь один из того множества несчастных детей, лишенных и детства, и права выбора в чем бы то ни было. Это был удел крепостничества. Судьба этих людей полностью зависела от воли их господ.

И, познавать свою долю начинали они еще с ранних детских лет.

Примером этого и является несколько эпизодов из жизни героя рассказа. Их вполне достаточно для того, чтобы судить о всей его жизни. И, вряд ли она будет другой.

Что еще хуже, так это то, что далеко не все дети простолюдин доживали до зрелого возраста, измученные такими обстоятельствами.

И сам Ванька пишет дедушке о том, что помрет он, коль тот его назад не заберет. Он готов был бы и пешком уйти из ненавистного ему дома. Да у бедняги не было даже сапог, а ведь зимой по морозу босым не уйдешь далеко.

Между всем этим, стоит отметить, что Ваня – мальчик наблюдательный и любопытный. Живя такой нелегкой жизнью, он успевал разглядывать московские лавки с ружьями и удочками. Да и, по всей видимости, к обучению был он способен.

Не будь предрешена его судьба, он мог изменить свою жизнь. Однако, пути ему все закрыты.

Наибольшую грусть вызывает самый финал рассказа. Опустив письмо в почтовый ящик и вернувшись в дом, Ванька засыпает спокойным сном. Он счастлив. Ведь дедушка, прочитав о всех его горестях, непременно приедет за ним.

Во сне видит мальчик своего деда, читающего кухаркам письмо от внука. Но, только одному Ваньке неизвестно, что оно не может прийти по адресу “на деревню дедушке Константину Макарычу”.

Вариант 2

А. П. Чехов (А. Чехонте) много произведений посвятил описанию жизни обычных людей. Он рассказал об их не легком существовании. Одно из таких произведений рассказ “Ванька”.

Антон Павлович описал тяжелую жизнь маленького человека – девятилетнего крестьянского мальчика Ваньки Жукова. Он с грустью вспоминает прошлую жизнь в доме господ Живаревых. Барышню Ольгу Игнатьевну, которая угощала мальчугана леденцами, научила его писать, читать, считать и танцевать кадриль.

Но все изменилось после смерти матери, работавшей в доме прислугой, Ванька был отдан в обучение сапожнику Аляхину.

В Рождество, когда хозяева уходят в церковь, Ванька решает написать письмо деду и рассказать о своей нелегкой судьбе. Он жалуется на тяжелую жизнь в доме сапожника. Кормят плохо: утром хлеб, в обед каша, вечером хлеб, а чай и щи хозяева “трескают сами”.

Мальчика бьют, над ним насмехаются подмастерья и посылают в кабак за водкой. Ночами ему приходится качать люльку с плачущим ребенком. Однажды Ванька заснул над люлькой, и хозяин устроил “выволочку”.

Последней каплей было наказание хозяйки за то, что мальчуган неправильно чистил селедку.

В письме, кроме жалоб он рассказывает о жизни в Москве, о торговых лавках, о рыболовных крючках, дорогих ружьях, которыми там торгуют, об изобилие мясных продуктов в лавках. Чехов рисует Ваньку как наблюдательного и любознательного мальчика.

Сидя над письмом, Ванька вспоминает деда, невысокого, худощавого, юркого старикашку шестидесяти пяти лет. С вечно пьяными глазами и смеющимся лицом. Он служит сторожем в хозяйском доме. Ночью, укутавшись в тулуп, стуча колотушкой, он обходит поместье.

За ним по пятам следуют постаревшая Каштанка и юркий, черный, ласковый Вьюн. Днем он либо спит на кухне, либо шутит с кухарками.

Мальчуган обещает деду, тереть табак, молиться богу за его здоровье. Готов терпеть наказания, чистить сапоги приказчику, работать подпаском. Лишь бы дед приехал и забрал его из ненавистного дома.

Дописав письмо, Ванька сложил листок, вложил в конверт. Немного подумав, написал адрес:

На деревню дедушке.

Письмо отнес в почтовый ящик. Успокоившись, убаюканный надеждами, он уснул. Во сне он увидел деда, читавшего кухаркам письмо, Вьюна, крутившегося у ног и виляющего хвостом.

Читая рассказ, понимаешь, что письмо с таким адресом никогда не дойдет до адресата. Константин Макарыч не приедет. Жизнь мальчика сироты не изменится.

Мальчик Ваня, которому было всего девять лет, был сиротой. И это обстоятельство уже вызвало у меня жалость к мальчишке. Я представил себе, как же это тяжело в таком возрасте быть одному без мамы и папы. Ване было очень тяжело, после смерти мамы его отправили на учение в город и поселили у сапожника, мальчик был там совсем один никому не нужный, каждый старался его обидеть. Ваня постоянно не доедал и часто ходил голодный, но до этого никому не было дело. В деревне у Вани остался дедушка, единственный его родственник, которому он пишет письмо с просьбой забрать его к себе.

Когда Ваня пишет свое письмо деду, он все время вспоминает о своей жизни в деревне, он очень тоскует по ней. Он вспоминает маму, барышню Ольгу Игнатьевну и, конечно, своего дедушку, на помощь и поддержку которого он очень надеется. В письме Ваня обещает дедушке хорошо себя вести, слушаться его во всем, а если вдруг будет за что, то разрешает себя наказывать. Это говорит о том, что мальчик готов пойти на все, только бы дед забрал его к себе, только бы рядом был кто-то близкий и родной. Он и сам бы убежал в деревню, но на улице зима, а обуви у него нет, и он боится, что отморозит ноги.

Ваня грамотный мальчик, он умеет читать и писать, этому его научила Ольга Игнатьевна, когда у нее было свободное время и было совсем нечем заняться. Но, не смотря на это, Ванька все-таки совсем еще ребенок и многого не знает. Например, он не знает, как правильно отправлять письмо, что на письме нужно указывать точный адрес. И он отправляет свое письмо просто на деревню дедушке, уверенный в том, что так и нужно отправлять письма.

Мне очень хочется надеется, что Ванькино письмо все же дойдет до адресата, что дедушка прочитает письмо, пожалеет мальчишку и обязательно заберет внука к себе. Я думаю, что для Вани все же лучше жить с родным дедом, чем у чужих людей, потому что для каждого ребенка самым важным является то, что кто-то его очень любит и жалеет. Так как у Ваньки нет мамы, то любить и жалеть его должен дедушка, ведь больше некому.

Я очень хочу, чтобы таких детей, как Ванька, было как можно меньше. Пусть у каждого ребенка будет мама и папа, будет семья, пусть все дети будут накормлены и обогреты. Я хочу, чтобы все дети на земле были счастливы!

2. Жанр произведения. Признаки жанра.

3. Название произведения и его смысл.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

В рассказе чередуется авторское повествование (от третьего лица) и повествование Ваньки в письме (от первого лица). Таким образом, сочетается объективный взгляд автора и субъективный взгляд героя, при этом даже в отсутствие прямой речи письма мальчика Чехов порой смотрит на ситуацию с точки зрения Ваньки.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Идея: нельзя калечить детство ребенка, он должен расти в заботе и любви.

Проблематика: Жестокость и равнодушие взрослых людей к обездоленному ребёнку.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

В то же время Ванька с тоской и теплотой вспоминает деревню, весёлого деда, его собак. Он вспоминает, как хорошо было ему в деревне на Рождество, перед его мысленным взором встаёт картина, как выбирали они с дедом в лесу за рождественскую ёлку для господского дома. В душе Ваньки живёт тёплое чувство к барышне Ольге Игнатьевне, которая выучила его читать, писать, помогла ему освоить счёт и даже танец кадриль.

7. Система образов произведения.

Ванька Жуков — главный герой рассказа. Круглый сирота девяти лет. Жил в деревне, в помещичьем имении с матерью, горничной в господском доме. Когда она умерла, его отправили сначала в людскую, а затем — в Москву, в ученики к сапожнику. В доме сапожника ему очень плохо: бьют, плохо кормят, не дают выспаться.

Дедушка Константин Макарыч — маленький, юркий старик лет шестидесяти пяти. Он состоит на службе у господ сторожем, всегда навеселе, с нюхательным табаком, любит заигрывать с прислугой противоположного пола.

Сапожник Аляхин и его жена. Эти люди благочестиво идут к заутрене. Вроде бы они православные христиане, но по сути это фарисеи, которые следуют букве закона, а не духу Евангелия. Относятся они к мальчику не по-христиански, не сострадают его сиротству, нещадно эксплуатируют и жестоко наказывают.

8. Композиция произведения.

Экспозицией рассказа можно назвать подготовку Ваньки к написанию своего послания. Начало письма с поздравления — завязка. Кульминация — рассказ Ваньки о его невыносимой жизни в Москве, просьба забрать его в деревню. Развязка — в окончании письма, запечатывании его в конверт, написании адреса, ставшего крылатым выражением. Эпилог — счастливый сон, как дед получил письмо и зачитывает его, сидя на печи.

9. Художественные средства. Приёмы, раскрывающие идею произведения.

Ванькины воспоминания деревни Чехов украшает эпитетами, метафорами, которые подчёркивают отрадность картины для Ваньки: прозрачен и свеж (воздух), Млечный путь вырисовывается ясно, небо, усыпанное звёздами, ярко-красные окна деревенской церкви.

Речь Ваньки полна фразеологизмов, что характеризует его принадлежность к простому народу: кланяться в ножки, сделай божескую милость, сечь как сидорову козу, бога молить.

10. Отзыв о произведении.

В то же время финал рассказа Чехова остаётся открытым. Возможно ли для Ваньки спасение? Счастливый сон мальчика приходится на Рождество, он не может быть обманным. Чудо как раз и может произойти неведомыми путями, и письмо каким-то образом пьяный извозчик доставит на деревню дедушке.

Этот небольшой рассказ А. П. Чехова повествует о нелегкой и трагичной судьбе простого крестьянского мальчишки. Центральное место в произведении занимает сцена, когда сиротка пишет письмо своему горячо любимому дедушке. Меж строк его мы читаем воспоминания Ваньки, героя рассказа, о своих лучших днях.

Был канун Рождества, когда мальчик решил написать это письмо. Для этого ему пришлось дожидаться времени, когда хозяев не будет дома. С первых же строк Ваня начинает умолять дедушку забрать его назад в деревню. Жизнь его очень тяжела. На него взваливается немало забот. Мальчик должен нянчить господского ребенка. Если же что он делал не так, то его били за это. Причем, хозяевам было все равно, что перед ними был всего лишь девятилетний ребенок.

Мальчику много доставалось. В добавок еще он был лишен возможности высыпаться, да и кормили его скудно. Из строк, написанных им деду, видно, насколько мрачна и непосильна для него такая жизнь.

В противопоставление его нынешним хозяевам, упоминает автор о тех господах, у которых жил он прежде. Мать Вани умерла. А при жизни своей она, по-видимому, пользовалась расположением хозяев. Ведь пока она была жива и служила горничной, к ее сыну относились хорошо. Барышня кормила его конфетами и даже обучила немного грамоте и танцам.

А после смерти матери и выдворили Ваню в начале в кухню к деду, а затем в Москву на обучение к сапожнику.

Немало горьких моментов видим мы, читая это рассказ. В нем описана судьба никому неизвестного крестьянского ребенка. Таких судеб было множество тогда в царской России. Герой произведения – всего лишь один из того множества несчастных детей, лишенных и детства, и права выбора в чем бы то ни было. Это был удел крепостничества. Судьба этих людей полностью зависела от воли их господ. И, познавать свою долю начинали они еще с ранних детских лет.

Примером этого и является несколько эпизодов из жизни героя рассказа. Их вполне достаточно для того, чтобы судить о всей его жизни. И, вряд ли она будет другой. Что еще хуже, так это то, что далеко не все дети простолюдин доживали до зрелого возраста, измученные такими обстоятельствами.

И сам Ванька пишет дедушке о том, что помрет он, коль тот его назад не заберет. Он готов был бы и пешком уйти из ненавистного ему дома. Да у бедняги не было даже сапог, а ведь зимой по морозу босым не уйдешь далеко.

Между всем этим, стоит отметить, что Ваня – мальчик наблюдательный и любопытный. Живя такой нелегкой жизнью, он успевал разглядывать московские лавки с ружьями и удочками. Да и, по всей видимости, к обучению был он способен. Не будь предрешена его судьба, он мог изменить свою жизнь. Однако, пути ему все закрыты.

Вариант 2

Антон Павлович описал тяжелую жизнь маленького человека – девятилетнего крестьянского мальчика Ваньки Жукова. Он с грустью вспоминает прошлую жизнь в доме господ Живаревых. Барышню Ольгу Игнатьевну, которая угощала мальчугана леденцами, научила его писать, читать, считать и танцевать кадриль. Но все изменилось после смерти матери, работавшей в доме прислугой, Ванька был отдан в обучение сапожнику Аляхину.

В письме, кроме жалоб он рассказывает о жизни в Москве, о торговых лавках, о рыболовных крючках, дорогих ружьях, которыми там торгуют, об изобилие мясных продуктов в лавках. Чехов рисует Ваньку как наблюдательного и любознательного мальчика.

Сидя над письмом, Ванька вспоминает деда, невысокого, худощавого, юркого старикашку шестидесяти пяти лет. С вечно пьяными глазами и смеющимся лицом. Он служит сторожем в хозяйском доме. Ночью, укутавшись в тулуп, стуча колотушкой, он обходит поместье. За ним по пятам следуют постаревшая Каштанка и юркий, черный, ласковый Вьюн. Днем он либо спит на кухне, либо шутит с кухарками.

Мальчуган обещает деду, тереть табак, молиться богу за его здоровье. Готов терпеть наказания, чистить сапоги приказчику, работать подпаском. Лишь бы дед приехал и забрал его из ненавистного дома.

Дописав письмо, Ванька сложил листок, вложил в конверт. Немного подумав, написал адрес:

На деревню дедушке.

Письмо отнес в почтовый ящик. Успокоившись, убаюканный надеждами, он уснул. Во сне он увидел деда, читавшего кухаркам письмо, Вьюна, крутившегося у ног и виляющего хвостом.

Читая рассказ, понимаешь, что письмо с таким адресом никогда не дойдет до адресата. Константин Макарыч не приедет. Жизнь мальчика сироты не изменится.

Анализ рассказа Чехова Ванька

Несколько интересных сочинений

М. Пришвин – писатель, который посвятил свою жизнь изучению природы и наблюдению за ее красотой. Он никогда не обделял своим вниманием даже самую незначительную и мелкую частичку природы.

Степан Ильч - это второстепенный герой, который не несёт особой значимости для сюжета. Но всё же о нём стоит знать поподробнее. Работает он частным приставом. В его полномочия входит управление полицией.

Самым любимым моментом в школе у всех детей является перемена. Она дает возможность передохнуть ребятам и подготовиться к новому уроку. Перемены бывают разные по длительности

Родом из семьи чиновника. С ранних лет тянулся к искусству. Закончив училище в 1850 году работал писцом. Затем стал помощником фотографа и занимался ретушью фотографий. В возрасте 19 лет приезжает в Петербург. Поступает на учебу в Академию художеств.

Главный герой рассказа Чехова "Ванька" - девятилетний мальчик Ванька Жуков, который уже как три месяца отдан в обучение сапожнику. Мальчик не любит свою новую жизнь, потому что его и бьют, и заставляют много работать, над ним смеются и посылают за водкой. А он всего лишь маленький мальчик, который тоскует по своему деду, единственному родному человеку, который у него остался.

И хоть раньше Ванька был не очень с ним дружен, так же не слушался и бедокурил, но попробовав суровой городской жизни мальчик понял, что готов на все, лишь бы дед его забрал.

Этот трогательный рассказ невозможно читать без слез. Несчастного мальчика эксплуатируют и лишают детства. И только во сне он находит какое-то успокоение.

Ванька. рассказ Антона Павловича Чехова. Исходя из того, что отзыв- это короткое сочинение с преобладанием личных впечатлений, предлагаю составить план и пойти по плану.

  • Вступление. Пишем о том, что рассказ написан в в 1886 году и в том же году опубликован. Произведение повествует о тяжёлой жизни простого русского народа вообще и детей в частности.
  • Основная часть. Пишем краткое содержание в пару-тройку предложений о том, что Ваньке Жукову 9 лет, он отдан в услужение и терпит побои , рабский труд и насмешки.Ванька пишет письмо деду с просьбой забрать его обратно, но не может правильно подписать конверт и письмо врядли дойдёт до адресата.
  • Вывод в форме призыва. Рассказ глубоко тронул практически до слёз. Люди, будьте добрее , особенно будьте добрее к малолетним детям- сиротам.

Рассказ Чехова "Ванька" произвел на меня впечатление и после его прочтения я долго думала о жизни детей в прошлые времена. На примере Ваньки автор показал нам, что простые люди и их дети жили раньше очень тяжело, им приходилось много работать - какая уж тут учеба.

Ванька мне очень понравился, несмотря на свое трудное положение "в людях", он верит в то, что его жизнь может измениться. Очень горько было читать о том, как мальчика обижали и даже били, но он не потерял интерес к жизни. Ваня с удовольствием делится с дедом своими впечатлениями об огромной Москве, и мы видим, что он сообразительный, увлекающийся и наблюдательный человечек.

В центр повествования автор поставил написание письма, в котором Ванька описывает дедушке свою безрадостную жизнь и очень просит забрать его в деревню. Поскольку мальчик не написал точный адрес, то мы понимаем, что письмо никогда не дойдет до адресата. Но мальчик верит, что в Рождество может случиться чудо, и я тоже хочу в это верить.

Главная мысль рассказа состоит в том, что нужно заботиться о детях и стараться делать их жизнь легче и лучше. Я думаю, что и в наше время маленькие сироты часто одиноки, а наша задача - уделять им внимание, общаться с ними и не проходить мимо детской беды.


Этот рассказ о трагической судьбе мальчика, описанный им самим в письме, написанном дедушке на деревню. Ваньке всего 9 лет, и он уже три месяца в услужении у подлого сапожника, который практически ничему его не учит, использует на всех грязных работах, и бьет его по всякому поводу. Многие мальчики от такой жизни и побоев умирали, и вот почему Ванька пишет письмо дедушке, просит спасти его.Мальчика держат неделями голодным, бьют по всякому поводу и хозяин, и хозяйка, которая заставляет ночью ухаживать за его ребенком, издеваются над мальчиком и подмастерья. Мальчик чувствует, что так долго он не может жить, и просит, просит спасения у единственно оставшегося в живых родного человека. Но письмо , конечно, не дойдет, ибо мальчик просто написал в адресе: На деревню дедушке. Спрашивается: какому дедушке, в какую деревню. Однако Антон Павлович так и не дает ответа на вопрос о судьбе мальчика, ибо таких мальчиков в тогдашней России и с такой судьбой были сотни тысяч.

Если своих мыслей нет, то можно почитать критику. Желательно критиков "старой гвардии". Я а свои школьные годы опиралась на статьи Белинского Виссариона Григорьевича.

Рассказ "Ванька" А.П. Чехов написал в 1886 году. В этом рассказе Чехов пишет о тяжелой жизни маленького мальчика, которому исполнилось всего лишь 9 лет. И все-же в этом возрасте Ванька сталкивается с оскорблениями и насмешками, с голодом, с недосыпом, так как у него нет семьи, и он должен работать у сапожника.

Рассказывая о судьбе Вани Жукова, А. П. Чехов описывает многие судьбы детей своего века. И когда читаешь этот рассказ, то становится горько и очень печально, за судьбу его маленького героя.

Финальная сцена рассказа добавляет безысходности, так как Ванька пишет слезное письмо своему дедушке Константину Макарычу, единственному родному человеку, который остался у него на этом свете и очень ждет от него помощи. Пока Ванька пишет свое письмо, он вспоминает, как ему было хорошо, когда он жил с дедом в деревне. Но он не знает точного адреса, поэтому пишет на конверте "на деревню дедушке", и поэтому даже не подозревает о том, что это письмо никогда не дойдёт до адресата.

Чехов тонко и с иронией мог отлично высмеивать далеко не лучшие качества людей. Например в рассказе "Радость" автор высмеивает в лице Мити Кулдарова глупость. Митя прибегает в 12 часов ночи на квартиру родителей и объявляет, что он теперь герой и знаменитость, раз о нем в газете написали целую заметку, а на самом деле там рассказали, как Митя пьяный под повозку с лошадью попал. Я читала этот рассказ и мне было грустно от всей этой глупости, которая Митей была выставлена на показ, и он этого не понимал. Беда в том, что времена идут, а таких "Митей Кулдаровых" становится только больше. Люди бравируют, гордятся и стараются прославиться на совершеннейшей ерунде выставляя на всеобщее обозрение далеко не лучшие свои качества.

Трогательный рассказ "Ванька" отличается довольно сложной композицией, поскольку Чехов частенько прерывается отступлениями. Автор заставил своего маленького героя предаваться воспоминаниям, а кроме того, в тексте встречаются описания Москвы и пейзажные картинки.

Композиция рассказа выглядит таким образом:

Вступительная часть короткая и представлена несколькими предложениями:

EvmYBXZbiIUeZj0BuoW4Gxv8monFo5G.jpg

II. Развитие сюжета.

Здесь Ваня вспоминает своего дедушку и жалуется на свою московскую жизнь. Он описывает уголки Москвы и подробно останавливается на хозяйских выволочках. Вспоминает Ванька и собак, и радостные моменты в прежней деревенской жизни. Мальчик умоляет деда забрать его в деревню.

Мальчонка дописывает письмо, но не указывает адрес дедушки.

Ванька запечатывает конверт и опускает его в почтовый ящик, после чего отправляется в ненавистный дом.

Мальчик засыпает и ему снится чудесный сон, который отражает все его мечты. Во сне он видит, как дедушка читает письмо, а это означает, что он приедет и заберет его домой.

Завершается рассказ многоточием, а мы понимаем, что даже автор не может вернуть мальчика к счастливой деревенской жизни. В то же время три точки - это наша хрупкая надежда на счастливый финал истории.

Читайте также: