Известно что три волхва пришли с высоты сочинение

Обновлено: 02.07.2024

(1) Известно, что три волхва пришли с высоты востока к яслям Вифлеема, три принесли дары, и с тремя беседовал злой Ирод, и три вернулись в Перейду, — и потом, когда они умерли, три новых звезды засияли в небе: они ярче всех звёзд — за исключением одной, великой звезды Рождества, — горят доселе в небе, в тёмном торжественном небе, в ночь Рождества. (2) Всё это известно.

(3)Но няня — наша старая няня Пелагея Сергеевна — говорила нам в детстве, что волхвов было не три, а четыре, и даже указывала имя четвёртого волхва.
— (4)Няня, а почему же он не дошёл до Вифлеема?
— (5)А потому что заблудился, — сказывала няня.
— (6)А где заблудился? — пытали мы.
— (7)А в лесах, в Пещорах, в пустынях-густынях. (8)И дар, что Богу нёс, у него отняли злые люди.
— (9)А он выйдет, няня, из лесов? (10)Он придёт ко Христу?
— (11)Выйдет, милый, — отвечала она.

— (12)А когда?
— (13)А тогда, когда дар нивы приготовит, когда откроется от Русской земли праведный путь до Божьего града.
— (14)А когда это будет?
— (15)Неизвестно, милый.
— (16)Няня, а что принесёт четвёртый Христу-младенцу, если дойдёт из леса

—(17)А хлебушка, милый, — отвечала старушка. — (18)Что же у русского крестьянина есть, кроме хлебушка?
— (19)А где он возьмёт? (20)А хлеб будет чёрный?
— (21)Чёрный, — отвечала няня. — (22)Ржаной. (23)Со всей земли возьмёт, отовсюду по зёрнышку, ото всех полей, от праведных крестьянских трудов, замесит на ключевой водице, испечёт на чистом огне. (24)От всей земли будет хлеб крестьянский.

— (25)Отчего ж не несёт?

— (26)Оттого не несёт, что трудно, милый, со всей земли, от праведных трудов, от крестьянских, отовсюду по зёрнышку собрать, с каждой полоски, от чистого праведного колоса, чистое зерно. (27) Земля велика Русская. (28)Потихоньку он собирает. (29)Когда кошёлку полную наберёт — будет молоть зерно, а там за водой пойдёт — тесто замесить. (30)И всюду надо самую чистую найти, безмутную, без одной соринки, и ни человек, ни зверь её чтобы не мутили. (31)Найдёт воду — будет огонь разводить от небесного огня. (32)Древо о древо тереть — чтобы первый огонёк был чистым.

— (33)А как же принесёт?— (34)Когда хлебушка спечёт — тогда и путь прям откроется. (35)Надо спечь, милый, первое дело: спечь, хлеб-соль приготовить. (36)А там и путь отверзется.

(37)С тех пор прошло много лет, очень много. (38)Я прочёл много книг, не только тех книг, что уверяли, что было только три волхва, но и те, которые утверждали и что не было вовсе волхвов, не было звезды, не было этой ночи, не было и Родившегося в эту ночь. (39)Но вот, вопреки всему, я знаю (и всегда всю жизнь знал и буду знать), что было всё это: и эта ночь, и волхвы, и звезда, и Родившийся в эту ночь.

(40)Я знаю даже больше: я знаю, что было не три, а четыре волхва, и у четвёртого волхва было русское имя, — я знаю, впрочем, и ещё больше: я верю, что четвёртый волхв выйдет из лесов и найдёт прям путь до голубоокой звезды и принесёт Родившемуся в эту ночь Дар земли своей. (41)И Родившийся, Царь Небесный, Сын Человеческий, примет этот Дар вместе со златом, Ливаном и смирною, ибо это будет праведный хлеб, он чист.

*Сергей Николаевич Дурылин (1886-1954) — русский педагог, богослов, литературовед, религиозный писатель и поэт.

Задание 22

1) Всем известно, что после смерти трёх волхвов на небе засияли новые три звезды.
2) Рассказчик от няни узнал, что волхвов было четыре, а не три.
3) Четвёртый волхв не дошёл до Вифлеема, так как он устал.
4) По словам няни, четвёртый волхв должен принести Христу-младенцу хлеба, зерно для которого он будет собирать со всей Русской земли.
5) Когда рассказчик стал взрослым, он перестал верить в то, что четвёртый волхв принесёт Христу Дар земли своей.

Задание 23

1) В предложении 1 представлено повествование.
2) Предложение 5 противопоставлено по содержанию предложению 4.
3) В предложении 11 содержится ответ на вопрос, заданный в предложении 9.
4) В предложениях 26-32 представлено рассуждение с элементами повествования.
5) В предложении 39 содержится указание на следствие того, о чём говорится в предложении 38.

Задание 24

Из предложений 3-6 выпишите синонимы (синонимическую пару).

Задание 25

Среди предложений 25-32 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи повтора слова (слов). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Задание 26

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Список терминов:

1) вставная конструкция
2) лексический повтор
3) ряды однородных членов предложения
4) вопросительные предложения
5) эпитет
6) вопросно-ответная форма изложения
7) метафора
8) восклицательные предложения
9) вводная конструкция

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

(1) Известно, что три волхва пришли с высоты востока к яслям Вифлеема, три принесли дары, и с тремя беседовал злой Ирод, и три вернулись в Перейду, — и потом, когда они умерли, три новых звезды засияли в небе: они ярче всех звёзд — за исключением одной, великой звезды Рождества, — горят доселе в небе, в тёмном торжественном небе, в ночь Рождества. (2) Всё это известно.

(3)Но няня — наша старая няня Пелагея Сергеевна — говорила нам в детстве, что волхвов было не три, а четыре, и даже указывала имя четвёртого волхва.
— (4)Няня, а почему же он не дошёл до Вифлеема?
— (5)А потому что заблудился, — сказывала няня.
— (6)А где заблудился? — пытали мы.
— (7)А в лесах, в Пещорах, в пустынях-густынях. (8)И дар, что Богу нёс, у него отняли злые люди.
— (9)А он выйдет, няня, из лесов? (10)Он придёт ко Христу?
— (11)Выйдет, милый, — отвечала она.

— (12)А когда?
— (13)А тогда, когда дар нивы приготовит, когда откроется от Русской земли праведный путь до Божьего града.
— (14)А когда это будет?
— (15)Неизвестно, милый.
— (16)Няня, а что принесёт четвёртый Христу-младенцу, если дойдёт из леса

—(17)А хлебушка, милый, — отвечала старушка. — (18)Что же у русского крестьянина есть, кроме хлебушка?
— (19)А где он возьмёт? (20)А хлеб будет чёрный?
— (21)Чёрный, — отвечала няня. — (22)Ржаной. (23)Со всей земли возьмёт, отовсюду по зёрнышку, ото всех полей, от праведных крестьянских трудов, замесит на ключевой водице, испечёт на чистом огне. (24)От всей земли будет хлеб крестьянский.

— (25)Отчего ж не несёт?

— (26)Оттого не несёт, что трудно, милый, со всей земли, от праведных трудов, от крестьянских, отовсюду по зёрнышку собрать, с каждой полоски, от чистого праведного колоса, чистое зерно. (27) Земля велика Русская. (28)Потихоньку он собирает. (29)Когда кошёлку полную наберёт — будет молоть зерно, а там за водой пойдёт — тесто замесить. (30)И всюду надо самую чистую найти, безмутную, без одной соринки, и ни человек, ни зверь её чтобы не мутили. (31)Найдёт воду — будет огонь разводить от небесного огня. (32)Древо о древо тереть — чтобы первый огонёк был чистым.

— (33)А как же принесёт?— (34)Когда хлебушка спечёт — тогда и путь прям откроется. (35)Надо спечь, милый, первое дело: спечь, хлеб-соль приготовить. (36)А там и путь отверзется.

(37)С тех пор прошло много лет, очень много. (38)Я прочёл много книг, не только тех книг, что уверяли, что было только три волхва, но и те, которые утверждали и что не было вовсе волхвов, не было звезды, не было этой ночи, не было и Родившегося в эту ночь. (39)Но вот, вопреки всему, я знаю (и всегда всю жизнь знал и буду знать), что было всё это: и эта ночь, и волхвы, и звезда, и Родившийся в эту ночь.

(40)Я знаю даже больше: я знаю, что было не три, а четыре волхва, и у четвёртого волхва было русское имя, — я знаю, впрочем, и ещё больше: я верю, что четвёртый волхв выйдет из лесов и найдёт прям путь до голубоокой звезды и принесёт Родившемуся в эту ночь Дар земли своей. (41)И Родившийся, Царь Небесный, Сын Человеческий, примет этот Дар вместе со златом, Ливаном и смирною, ибо это будет праведный хлеб, он чист.

*Сергей Николаевич Дурылин (1886-1954) — русский педагог, богослов, литературовед, религиозный писатель и поэт.

— (26)Оттого не несёт, что трудно, милый, со всей земли, от праведных трудов, от крестьянских, отовсюду по зёрнышку собрать, с каждой полоски, от чистого праведного колоса, чистое зерно. (27) Земля велика Русская. (28)Потихоньку он собирает. (29)Когда кошёлку полную наберёт — будет молоть зерно, а там за водой пойдёт — тесто замесить. (30)И всюду надо самую чистую найти, безмутную, без одной соринки, и ни человек, ни зверь её чтобы не мутили. (31)Найдёт воду — будет огонь разводить от небесного огня. (32)Древо о древо тереть — чтобы первый огонёк был чистым.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

(2) Я сел на диван, чтобы успокоиться, потёр лоб, и, когда стал вспоминать слова любимой песни моей матери, показалось, что в этот миг кто-то думал обо мне с такой любовью и тоской, что вскочил, начал ходить по комнате, не зная, что происходит со мной, готовый плакать, просить прощения.

(3)Будто сквозной ток доходил до меня через пространство ночи, преодолевая зимний город, и вдруг я понял, что это она, моя старая мать, лежавшая сейчас там, в неприютной больнице, одна, беззащитная перед болью, в забытьи думала обо мне с безмерной любовью, которая бывает на земле только у матерей. (4)Но когда и где я впервые слышал эту простенькую грустную мелодию и почему слова её были связаны с матерью?

(12)Но почему иногда тосковала она? (13)В какие дали, к кому тянуло её? (14)Всю жизнь она верно прожила с отцом, и я не узнал её тайну.

(15) А теперь в беспамятстве, на больничной койке, она витала над краем пропасти и, видимо, в момент краткого просветления вспомнила обо мне с той любовью, с той непереносимой виной в душе. (16)И я ходил по кабинету, стонал, кусал губы, чтобы одной болью заглушить другую, не зная, чем помочь ей, облегчить её страдания, и бормотал, как в беспамятстве, незатейливые эти слова:
— Кого-то нет, кого-то жаль.

(17)Наверное, не только у меня бывали минуты, когда не приходило спасение от самого себя.

(По Ю. В. Бондареву* )
* Юрий Васильевич Бондарев (род. в 1924 г.) — русский советский писатель и сценарист, участник Великой Отечественной войны.

Задание 22

1) Рассказчик, вспоминая слова любимой песни матери, ощутил душевную боль.
2) Несмотря на то что отец часто был в отъезде, он старался много времени уделять матери, даже носил её, как ребёнка, на руках.
3) Рассказчик был напуган тем, что мать плакала без видимой на то причины.
4) Мать и отец очень любили друг друга, но у отца была какая-то тайна, и это очень беспокоило мать.
5) Рассказчик, находясь рядом с матерью в неприютной больнице, очень переживал оттого, что не мог ей помочь.

Задание 23

1) В предложениях 2 и 3 содержится повествование с элементами рассуждения.
2) В предложениях 5 и 6 содержится описание с элементами повествования.
3) В предложениях 7 и 8 представлено рассуждение.
4) Предложение 12 противопоставлено по содержанию предложению 11.
5) В предложении 14 содержатся ответы на вопросы, поставленные в предложениях 12 и 13.

Задание 24

Из предложения 11 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Задание 25

Среди предложений 5-8 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения и лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Задание 26

Список терминов:

1) риторические вопросы
2) эпитеты
3) ряды однородных членов предложения
4) анафора
5) риторические обращения
6) метафора
7) цитирование
8) антитеза
9) сравнение

Задание 27 | Сочинение

Напишите сочинение опираясь на прочитанный текст, объемом не менее 150 слов. Необходимо дать комментарий проблеме текста, обозначить позицию автора и привести аргументы

Ответы

Задание 24: веселой грустной

Задание 26: 9316

1) риторические вопросы
2) эпитеты
3) ряды однородных членов предложения
4) анафора
5) риторические обращения
6) метафора
7) цитирование
8) антитеза
9) сравнение

Задание 22

1) Рассказчик, вспоминая слова любимой песни матери, ощутил душевную боль.
2) Несмотря на то что отец часто был в отъезде, он старался много времени уделять матери, даже носил её, как ребёнка, на руках.
3) Рассказчик был напуган тем, что мать плакала без видимой на то причины.
4) Мать и отец очень любили друг друга, но у отца была какая-то тайна, и это очень беспокоило мать.
5) Рассказчик, находясь рядом с матерью в неприютной больнице, очень переживал оттого, что не мог ей помочь.

(12)Но почему иногда тосковала она? (13)В какие дали, к кому тянуло её? (14)Всю жизнь она верно прожила с отцом, и я не узнал её тайну.

Задание 27 | Сочинение

Показать тяжёлое состояние матери, находящейся в больнице, автору помогает троп Г _ витала над краем пропасти в предложении 15.

Александр Стенинг

Александр Стенинг

Александр Стенинг запись закреплена

Известно, что три волхва пришли с высоты востока к яслям Вифлеема, три принесли дары и с тремя беседовал злой Ирод, и три вернулись в Персиду, — и потом, когда они умерли, три новых звезды засияли в небе: они ярче всех звезд — за исключением одной, великой звезды Рождества — горят доселе в небе, в темном торжественном небе, в ночь Рождества. Все это известно.

Но няня — наша старая няня Пелагея Сергеевна, — говорила нам в детстве, что волхвов было не три, а четыре, и даже называла имя четвертого волхва, — я забыл это имя, но — вот что удивительно и невероятно, вы все это скажете: что невероятно, — это было русское имя, — и самое простое, обыкновенное русское имя нас не удивляло тогда, в детстве, что имя четвертого волхва было русское, нам не приходило на мысль остановить няню и навести справку по библейским (ой? — нрзб.) архивам (? нрзб.): помню, мы очень с братом радовались, что пришел и русский волхв к младенцу Христу, — и мы только спрашивали няню:

— Няня, а почему же он не дошел до Вифлеема?

— А потому что заблудился, — отвечала няня.

— А где заблудился? — пытали мы.

— А в лесах, в Пещорах, в пустынях-густынях. И дар, что Богу нес, у него отняли злые люди.

₽3-комнатные квартиры
Мы замолкали ненадолго. Леса шумят. Отец был родом из Сибири и рассказывал нам про тайгу, про тысячеверстные леса, безысходные для тех, кто не знает в них путей, про дикие вьюги и лесные ветра. Брат вздыхал.

Он был молчаливее меня, и я спрашивал няню:

— А он выйдет, няня, из лесов? Он придет ко Христу?

— Выйдет, милый, — отвечала она.

— А тогда, когда дар нивы приготовит, когда откроется от русской земли праведный путь до Божьего града.

Няня гладила меня по голове и поникала головой. Потом поднимала взор к образу Спасителя — перед ним всегда горела с нашего детства зеленая лампада — и крестилась медленно и истово.

Это было в вечер Рождества. Брат отходил к окну. Стекло чуть тронул мороз. Белые блестящие ели разрослись на нижней части стекла. Это был белый рождественский веселый снег. В нем много было цветов и длинных узорных трав. На них сидели белые птицы.

— Няня, а что он принесет, четвертый, Христу-младенцу, если дойдет из леса?

— А хлебушка, милый, — отвечала старушка. — Что же у русского крестьянина есть, кроме хлебушка?

— А он мужик разве, няня?

— Хресьянин он. Русский человек хресьянин, — убежденно отвечала няня. — Всегда хресьянин.

Брат молчал. Нет, мы не думали того, что этого не может быть.

Мы думали: когда это будет?

Когда выйдет из лесу четвертый — с даром русского хлеба?

Брат, не отходя от няни, спрашивал еще и еще:

— А где он возьмет? А хлеб будет черный?

— Черный, — отвечала няня. — Ржаной. Со всей земли возьмет, отовсюду по зернышку, ото всех полей, от праведных хресьянских трудов, замесит на ключевой водице, испечет на чистом огне. От всей земли будет хлеб хресьянский.

— Отчего ж не несет?

Это уж спрашивал я. Сердце мое трепетало от радости. Но ждать! Было так трудно ждать! И зачем ждать? Теперь бы, в эту ночь, этот хлеб принести.

— Оттого не несет, что трудно, милый, со всей земли, от праведных трудов, от хресьянских, отовсюду по зернышку собрать, с каждой полоски, от чистого праведного колоса, чистое зерно. Земля велика русская. Потихоньку он собирает. Когда кошицу полную наберет, — будет молоть зерно, а там за водой пойдет — тесто замесить. И всюду надо самую чистую найти, безмутную, без одной соринки, и ни человек, ни зверь ее чтобы не мутили. Найдет воду — будет огонь разводить от небесного огня, честна́го древа. Древо о древо тереть — первый огонь будет чистым.

Мы не понимали, что это значит, но мы знали, что этот огонь будет чист и светел, — не то что маленькая, коптящая лампочка под бумажным абажуром у нас в детской или фонари на улице, тихие и серые. Это будет прекрасный огонь.

— От честна́го древа. И на этом огне хлебушка испечет, — и будет дар Спасу Господу с солью.

— А как же принесет?

— Когда хлебушка спечет — тогда и путь прям откроется. Надо спечь, милый, первое дело: спечь, хлеб-соль приготовить. А там и путь отверзется.

А брат в это время опять уж стоял у окна. Он притронулся лбом ко стеклу и долго не отрывался от него. И вдруг обернулся к нам и радостно крикнул:

— Няня! Я нашел звезду! Вон она, вон. Голубая. Как снежинка!

Няня встал со стула и подошла к окну:

— Тише, милый. Надо тихо звезду встречать. Христос-младенец в ясельках лежит. Не разбудить бы его надо. А ты поклонись Христову Рождеству.

И няня подошла к образу Спасителя. Лик Его был светел и радостен. Лампадка пред ним светила нам лучезарней звезды.

Няня положила земной поклон — и мы с нею — и старческим тихим голосом произнесла нараспев:

— Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды.

Мы все еще рез поклонились до земли.

А в окно светил на глубоком, глубоком зимнем небе голубоокая звезда Рождества.

С тех пор прошло много лет, очень много. Я прочел много книг, не только тех книг, что уверяли, что было только три волхва, но и те, которые утверждали, и что не было вовсе волхвов, не было звезды, не было этой ночи, не было и Родившегося в эту ночь. Но вот, вопреки всему, я знаю (и всегда всю жизнь знал) и всегда буду знать, что было все это: и эта ночь, и волхвы, и эта звезда, и Родившийся в эту ночь.

Я знаю даже больше: я знаю, что было не три, а четыре волхва, и у четвертого волхва было русское имя, — я знаю, впрочем, и еще больше: я верю, что четвертый волхв выйдет из лесов и найдет прям путь до этой голубоокой звезды и принесет Родившемуся в эту ночь Дар земли своей. И Родившийся, Царь Небесный, Сын Человеческий, примет этот Дар вместе со златом, ливаном и смирною, ибо это будет праведный хлеб, он чист.



Полный сборник всех вариантов сочинений ЕГЭ по Русскому языку 2020. Цыбулько. 36 вариантов.


Сочинение 2019-2020. Направления ФИПИ. Темы. Литература. Книги. Аргументы


Инструкция: Как написать итоговое сочинение? Примеры, темы, аргументы и произведения


Структура сочинения ЕГЭ по русскому языку 2020 года


План сочинения ЕГЭ по русскому языку 2020 шаблон


Комментарий к сочинению по Русскому языку ЕГЭ 2020


Клише для сочинения ЕГЭ по русскому языку 2020 шаблон

Данное итоговое зимнее сочинение - рассуждение по литературе и русскому языку поможет вашему ученику, который учится в 11 классе, подготовиться к экзамену ЕГЭ 2019 года в школе. По итогам сочинения, ученики получают допуск к ЕГЭ. Здесь размещены уникальные примеры сочинений с вступлением, аргументами, тезисами и выводом, а также план сочинения.

2019-2020 учебный год. ФИПИ. ФГОС. При составлении плана и примеров сочинений были использованы литературные произведения известных русских и зарубежных авторов.

Ученики 11-го класса могут внимательно посмотреть, почитать и бесплатно скачать примеры сочинений для самостоятельной подготовки к уроку и экзамену по предмету Литература и Русский язык. Здесь можно легко понять как правильно писать декабрьское сочинение-пересказ в школе. Экзамен по сочинению пройдет 5 декабря 2019 года.

Вариант, образец и пример сочинения-рассуждения № 1 по теме: Известно, что три волхва пришли с высоты востока к яслям Вифлеема

Примерный круг проблем

1. Проблема истоков веры. (Что заставляет людей верить в невозможное?)
2. Проблема роли детских впечатлений в становлении личности. (Какую роль играют детские впечатления в становлении личности?)
3. Проблема особого предназначения России. (В чём заключается особое предназначение России?)

(1) Известно, что три волхва пришли с высоты востока к яслям Вифлеема, три принесли дары, и с тремя беседовал злой Ирод, и три вернулись в Перейду, — и потом, когда они умерли, три новых звезды засияли в небе: они ярче всех звёзд — за исключением одной, великой звезды Рождества, — горят доселе в небе, в тёмном торжественном небе, в ночь Рождества. (2) Всё это известно.

(3)Но няня — наша старая няня Пелагея Сергеевна — говорила нам в детстве, что волхвов было не три, а четыре, и даже указывала имя четвёртого волхва.
— (4)Няня, а почему же он не дошёл до Вифлеема?
— (5)А потому что заблудился, — сказывала няня.
— (6)А где заблудился? — пытали мы.
— (7)А в лесах, в Пещорах, в пустынях-густынях. (8)И дар, что Богу нёс, у него отняли злые люди.
— (9)А он выйдет, няня, из лесов? (10)Он придёт ко Христу?
— (11)Выйдет, милый, — отвечала она.

— (12)А когда?
— (13)А тогда, когда дар нивы приготовит, когда откроется от Русской земли праведный путь до Божьего града.
— (14)А когда это будет?
— (15)Неизвестно, милый.
— (16)Няня, а что принесёт четвёртый Христу-младенцу, если дойдёт из леса

—(17)А хлебушка, милый, — отвечала старушка. — (18)Что же у русского крестьянина есть, кроме хлебушка?
— (19)А где он возьмёт? (20)А хлеб будет чёрный?
— (21)Чёрный, — отвечала няня. — (22)Ржаной. (23)Со всей земли возьмёт, отовсюду по зёрнышку, ото всех полей, от праведных крестьянских трудов, замесит на ключевой водице, испечёт на чистом огне. (24)От всей земли будет хлеб крестьянский.

— (25)Отчего ж не несёт?

— (26)Оттого не несёт, что трудно, милый, со всей земли, от праведных трудов, от крестьянских, отовсюду по зёрнышку собрать, с каждой полоски, от чистого праведного колоса, чистое зерно. (27) Земля велика Русская. (28)Потихоньку он собирает. (29)Когда кошёлку полную наберёт — будет молоть зерно, а там за водой пойдёт — тесто замесить. (30)И всюду надо самую чистую найти, безмутную, без одной соринки, и ни человек, ни зверь её чтобы не мутили. (31)Найдёт воду — будет огонь разводить от небесного огня. (32)Древо о древо тереть — чтобы первый огонёк был чистым.

— (33)А как же принесёт?— (34)Когда хлебушка спечёт — тогда и путь прям откроется. (35)Надо спечь, милый, первое дело: спечь, хлеб-соль приготовить. (36)А там и путь отверзется.

(37)С тех пор прошло много лет, очень много. (38)Я прочёл много книг, не только тех книг, что уверяли, что было только три волхва, но и те, которые утверждали и что не было вовсе волхвов, не было звезды, не было этой ночи, не было и Родившегося в эту ночь. (39)Но вот, вопреки всему, я знаю (и всегда всю жизнь знал и буду знать), что было всё это: и эта ночь, и волхвы, и звезда, и Родившийся в эту ночь.

(40)Я знаю даже больше: я знаю, что было не три, а четыре волхва, и у четвёртого волхва было русское имя, — я знаю, впрочем, и ещё больше: я верю, что четвёртый волхв выйдет из лесов и найдёт прям путь до голубоокой звезды и принесёт Родившемуся в эту ночь Дар земли своей. (41)И Родившийся, Царь Небесный, Сын Человеческий, примет этот Дар вместе со златом, Ливаном и смирною, ибо это будет праведный хлеб, он чист.

*Сергей Николаевич Дурылин (1886-1954) — русский педагог, богослов, литературовед, религиозный писатель и поэт


Полный сборник всех вариантов сочинений ЕГЭ по Русскому языку 2020. Цыбулько. 36 вариантов.


Сочинение 2019-2020. Направления ФИПИ. Темы. Литература. Книги. Аргументы


Инструкция: Как написать итоговое сочинение? Примеры, темы, аргументы и произведения


Структура сочинения ЕГЭ по русскому языку 2020 года


План сочинения ЕГЭ по русскому языку 2020 шаблон


Комментарий к сочинению по Русскому языку ЕГЭ 2020


Клише для сочинения ЕГЭ по русскому языку 2020 шаблон



Известно, что три волхва пришли с высоты Востока к яслям Вифлеема, три принесли дары, и с тремя беседовал злой Ирод, и три вернулись в Персиду, — и потом, когда они умерли, три новых звезды засияли в небе: они ярче всех звезд — за исключением одной, великой звезды Рождества — горят доселе в небе, в темном торжественном небе, в ночь Рождества. Все это известно.

Но няня — наша старая няня Пелагея Сергеевна — говорила нам в детстве, что волхвов было не три, а четыре, и даже называла имя четвертого волхва, я забыл это имя, но — вот что удивительно и невероятно, вы все это скажете, что невероятно, — это было русское имя, и самое простое, обыкновенное русское имя; нас не удивляло тогда, в детстве, что имя четвертого волхва было русское, нам не приходило на мысль остановить няню и навести справку по библейским архивам: помню, мы очень с братом радовались, что пришел и русский волхв к Младенцу Христу, и мы только спрашивали няню:

— Няня, а почему же он не дошел до Вифлеема?

— А потому, что заблудился, — отвечала няня.

— А где заблудился? — пытали мы.

— А в лесах, в Пещорах, в пустынях-густынях. И дар, что Богу нес, у него отняли злые люди.

Мы замолкали ненадолго. Леса шумят. Отец был родом из Сибири и рассказывал нам про тайгу, про тысячеверстные леса, безысходные для тех, кто не знает в них путей, про дикие вьюги и лесные ветра. Брат вздыхал. Он был молчаливее меня, и я спрашивал няню:

— А он выйдет, няня, из лесов? Он придет ко Христу?

— Выйдет, милый, — отвечала она.

— А тогда, когда дар нивы приготовит, когда откроется от Русской земли праведный путь до Божьего града.

— А когда это будет?

Няня гладила меня по голове и поникала головой. Потом поднимала взор к образу Спасителя — перед ним всегда горела, с нашего детства, зеленая лампада — и крестилась медленно и истово.

Это было в вечер Рождества. Брат отходил к окну. Стекло чуть тронул мороз. Белые блестящие ели разрослись на нижней части стекла. Это был белый рождественский веселый снег.

— Няня, а что он принесет, четвертый, Христу-Младенцу, если дойдет из леса?

— А хлебушка, милый, — отвечала старушка. — Что же у русского крестьянина есть, кроме хлебушка?

— А он мужик разве, няня?

— Хресьянин он. Русский человек — хресьянин, — убежденно отвечала няня. — Всегда хресьянин.

Брат молчал. Нет, мы не думали того, что этого не может быть.

Мы думали: когда это будет? Когда выйдет из лесу четвертый — с даром русского хлеба?

Брат, не отходя от няни, спрашивал еще и еще:

— А где он возьмет? А хлеб будет черный?

— Черный, — отвечала няня. — Ржаной. Со всей земли возьмет, отовсюду по зернышку, ото всех полей, от праведных хресьянских трудов, замесит на ключевой водице, испечет на чистом огне. От всей земли будет хлеб хресьянский.

— Отчего ж не несет?

Это уж спрашивал я. Сердце мое трепетало от радости. Но ждать! Было так трудно ждать! И зачем ждать? Теперь бы, в эту ночь, этот хлеб принести.

— Оттого не несет, что трудно, милый, со всей земли, от праведных трудов, от хресьянских, отовсюду по зернышку собрать, с каждой полоски, от чистого праведного колоса, чистое зерно. Земля велика русская. Потихоньку он собирает. Когда кошицу[1] полную наберет, будет молоть зерно, а там за водой пойдет — тесто замесить. И всюду надо самую чистую найти, безмутную, без одной соринки, и ни человек, ни зверь ее чтобы не мутили. Найдет воду — будет огонь разводить от небесного огня, честна́го древа. Древо о древо тереть — первый огонь будет чистым.

Мы не понимали, что это значит, но мы знали, что этот огонь будет чист и светел, не то что маленькая коптящая лампочка под бумажным абажуром у нас в детской или фонари на улице, тихие и серые. Это будет прекрасный огонь.

— От честна́го древа. И на этом огне хлебушка испечет, и будет дар Спасу Господу с солью.

— А как же принесет?

— Когда хлебушка спечет — тогда и путь прям откроется. Надо спечь, милый, первое дело: спечь, хлеб-соль приготовить. А там и путь отверзется.

А брат в это время опять уж стоял у окна. Он притронулся лбом ко стеклу и долго не отрывался от него. И вдруг обернулся к нам и радостно крикнул:

— Няня! Я нашел звезду! Вон она, вон. Голубая. Как снежинка!

Няня встала со стула и подошла к окну:

— Тише, милый. Надо тихо звезду встречать. Христос-Младенец в ясельках лежит. Не разбудить бы Его надо. А ты поклонись Христову Рождеству.

И няня подошла к образу Спасителя. Лик Его был светел и радостен. Лампадка пред ним светила нам лучезарней звезды.

Няня положила земной поклон — и мы с нею — и старческим, тихим голосом произнесла нараспев:

— Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды…

Мы все еще раз поклонились до земли.

А в окно светила на глубоком-глубоком зимнем небе голубоокая звезда Рождества.

С тех пор прошло много лет, очень много. Я прочел много книг, не только тех книг, что уверяли, что было только три волхва, но и те, которые утверждали и что не было вовсе волхвов, не было звезды, не было этой ночи, не было и Родившегося в эту ночь.

Но вот, вопреки всему, я знаю (и всегда всю жизнь знал) и всегда буду знать, что было все это: и эта ночь, и волхвы, и эта звезда, и Родившийся в эту ночь.

Я знаю даже больше: я знаю, что было не три, а четыре волхва, и у четвертого волхва было русское имя, — я знаю, впрочем, и еще больше: я верю, что четвертый волхв выйдет из лесов, и найдет прям путь до этой голубоокой звезды, и принесет Родившемуся в эту ночь Дар земли своей. И Родившийся, Царь Небесный, Сын Человеческий, примет этот Дар вместе со златом, ливаном и смирною, ибо это будет праведный хлеб, он чист.

Канун Предпразднства Рождества Христова

(Российский государственный архив литературы и искусства. Ф. 2980. Оп. 1. Д. 189. Л. 81–84.)

Читайте также: