Сочинение о узниках концлагерей

Обновлено: 02.07.2024

Война. Как много говорит это слово. Война - страдание матерей, сотни погибших солдат, сотни сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания людей. Да и нам, не видевшим войны, не до смеха. С каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры. Но время не имеет власти над тем, что люди пережили в войну. Это было очень трудное время. Советский солдат умел смотреть в глаза смертельной опасности. Его кровью добыта победа над сильным врагом и нет границ величию его подвига во имя Родины.

Моему прапрадеду Василию Петровичу Шахову было 30 лет, когда началась война. Родился Василий Петрович в селе Коптяжево, Бугурусланского района Чкаловской (Оренбургской) области в 1910 году. Участник Гражданской и Финской войны, потомственный крестьянин и землепашец в июне 1941 года добровольцем ушёл на фронт. Попал он в сухопутные войска, был пехотинцем. В июне 1941 года воевал на Смоленском направлении, сражался под Ельней. Вскоре пришло первое треугольное письмо, в котором он сообщал своей жене, что ночью их привезли под Смоленск, где шли ожесточённые бои. Отрывки из письма: «на рассвете идём в бой, береги детей, враг будет разгромлен, “Победа будет за нами”. Во втором (и последнем) письме прапрадед писал, что ”враг силён, жесток и коварен, будем биться до конца, береги детей, как бы ни было трудно не сдавай только их в детдом, я обязательно вернусь. Мы скоро будем вместе и счастливы”.


Шахов Василий Петрович

Мой дед Юрий Васильевич упорно вел поиск своего отца Василия Петровича Шахова и сделал запрос в Государственный Военный архив г. Подольска. Получил ответ в октябре 2009 г., и мы узнали, что наш прапрадед действительно умер 12 февраля 1942 года в немецком плену, куда попал 1 октября 1941 года под Ельней (Смоленск).





Деда и папу привезли туда, где стоял концлагерь. Они даже прошли по территории лагеря, которая в годы войны была в два ряда огорожена колючей проволокой. Порядковый номер моего прадеда по концлагерю был 12839. Поляки рассказали, в каких жутких условиях находились наши пленные с 1 октября по декабрь 1941 г. Жили они под открытым небом и только в декабре для них стали сбивать из досок холодные бараки. Зимой для борьбы с эпидемиями пленных голышом выводили на мороз и поливали из шлангов холодной водой. Каждый день умирало по 100-200 человек, трупы увозили тремя подводами. Трава в концлагере была вся выдернута с корнем и съедена даже за колючей проволокой на расстоянии выдернутой руки.


Эта поездка моих родных на место гибели и захоронения прапрадеда изменила мое отношение не только к войне, но и к истории моей семьи. С одной стороны, это гордость за родных и мою семью, которая участвовала в защите моей Родины, но с другой стороны, это горечь утраты и боль.


Моя работа с дедом с материалами о моем прадеде

Все-таки легкомысленно мы относимся к жизни! Вокруг все есть, мы живем полноценной жизнью. А вот представить хотя бы одного из нас на месте тех ребят, которые в семнадцать лет уходили умирать, которые не знали, что их ждет там, на фронте. Они не задумывались об этом, потому что шли защищать Родину. Сколько молодых жизней было погублено, сколько судеб исковеркано! С войны возвращались или калеками, или людьми, сломленными не только физически, но больше всего душевно, или не возвращались вообще, как мой прадед.

Тема войн всегда остается актуальной пока они не закончатся. Сколько похоронок пришло уже матерям в наше мирное время из Афганистана и Чечни! И только извлекая уроки из прошлого, и не повторяя ошибок мы сможем построить новый мир, где войнам не будет места. Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов людей. Это было бы преступлением перед погибшими, преступлением перед будущим. Помнить о войне, о героизме и мужестве людей, бороться за мир — это наша обязанность.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа рассказывает о событиях Великой Отечественной войны, о детях, которым пришлось пережить нахождение в фашистских концлагерях. В работе отражвется личное отношение к периодам войны.

И гибли без счета невинные

(Слезинок которых не стоит

ни власть, ни богатства),

Мечтавшие только о хлебной

Да маминой ласке как

лучшем душевном лекарстве.

…В поблекшим сияньи

сполохов от края до края

Звучат голоса, будто ропот

спаленных войной поминая,

И мир берегите во имя

Война - это страшное слово! Любая война - это всегда грохот разрывающихся снарядов, кровь, смерть, слезы, страдания.

Мы, нынешнее поколение, больше всего знаем о Великой отечественной войне 1941-1945 года. Живя сегодня, в 21 веке, не зная смерти в большом количестве, понимаешь всю ценность своей жизни. Просыпаясь каждое утро, я счастлив и рад, что за окном нет бомбёжки, нет криков умирающих людей, они живут спокойно, радуясь всем прелестям жизни. Ценой собственной жизни народ, в далёком 1941 году, шёл на защиту своей Родины, на защиту светлого будущего для своих потомков. К сожалению, и в наше мирное время происходит жестокость и войны. Все эти войны, смерти, разве этого нам желали наши прадеды и прабабушки? Ужас и горе всех тех мучительных дней никто и никогда не сможет передать на словах, ведь не почувствовав той боли, мы не поймём каково это идти лицом к лицу со своей смертью.

Из различных источников я знаю о том, что немецко-фашистские захватчики отличались особой жестокостью, в том числе по отношению к мирному населению занятых ими территорий. Они не щадили ни женщин, ни стариков, ни детей.

По-моему мнению самой жестокой формой массового уничтожения мирного населения и военнопленных были концентрационные лагеря. В полной мере ужасы лагерей смерти претерпели не только взрослые, но и дети. Огромным количеством загубленных детских жизней печально известны такие концлагеря, как Саласпилс, Освенцим, Дахау, Бухенвальд, Равенсбрюк, Аушвиц, Жлобинский лагерь в Гомельской области. По статистическим данным за годы Великой отечественной войны в концлагерях погибло около 4 миллионов мальчиков и девочек.

Невозможно без содрогания слушать воспоминания тех людей, которые прошли ужас этих лагерей. В моей голове никак не может уложиться информация, что взрослый человек может вести себя так по отношению к беззащитному ребенку. Я знаю о том, что несчастных детей сортировали на " пригодных" и "непригодных". Детей помладше, начиная с грудного возраста, содержали отдельно и строго изолированно. Эти страдальцы находились в положении маленьких животных, лишенных даже примитивного ухода. В таких нечеловеческих условиях десятки детей ежедневно умирали от голода, холода и болезней.

Детей постарше и покрепче отбирали для тяжелого принудительного труда. Это было наилучшей участью для узников лагерей. Неудивительно, что лишь немногим маленьким узникам, прошедшим через ад концлагерей, посчастливилось дожить до мирных дней. Здоровье этих людей было безвозвратно подорвано, многие морально искалечены.

Когда я думал, о чем буду писать сочинение, то передо мной сразу встали образы детей из концентрационных лагерей. Все это в очередной раз потрясло меня. Эти впечатления так завладели мною, что я не мог думать ни о чем другом. К сожалению и детям моего округа того времени пришлось пережить ужас пребывания в концентрационном лагере. Сейчас выжившие узники концлагерей живут среди нас. Их осталось совсем немного. И пусть они не принимали участия в боевых действиях, не ковали победу в тылу, все равно для меня они - герои. Мы обязаны помнить о них и передать эту память потомкам.

Одной из таких детей, которой пришлось перенести на себе все эти страдания была жительница г. Лабытнанги Галина Богатырева. Ей, 11-летней девочке пришлось провести две недели в застенках конлагеря. После Великой Победы она выступала в роли свидетеля на судебном процессе по делу одного из своих мучителей. Во время подготовки к написанию сочинения, я еще раз пересмотрел данное ею интервью корреспондентам Ямала. Она без слез не может вспоминать о тех ужасных событиях многолетней давности.

Я считаю, что об этом нужно знать, нужно говорить, нужно помнить и нам, и будущим поколениям.

Знать уже затем, чтобы по-настоящему ценить день сегодняшний под мирным небом над головой и надежным родительским крылом с изобилием на столе и множеством развлечений. Еще, на мой взгляд, надо знать о жизни наших ровесников в концлагерях Второй мировой и для того, чтобы не раскисать перед сегодняшними трудностями, не ныть и не жаловаться на жизнь. Маленькие узники не могли даже мечтать о том, из чего состоит наша сегодняшняя жизнь. Война лишила детства тысячи мальчишек и девчонок, перечеркнув их жизни колючей проволокой. Я не хочу, чтобы дети всего мира страдали, я хочу, чтобы они радовались каждому дню и были счастливы.

Со дня окончания Великой Отечественной войны прошло уже почти 70 лет. Но, чествуя ветеранов, вспоминая с благодарностью их ратные и трудовые подвиги, мы обязательно вспоминаем и тех, кто все тяготы и лишения войны познал еще ребенком. Тех, для кого ужасы войны усугублялись их полным бесправием, каждодневным унижением и страхом за свою жизнь. Это малолетние узники.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что этих людей остается все меньше, и нужно спешить помочь им оставить в назидание потомкам урок мужества и стойкости.

Содержание
Вложенные файлы: 1 файл

Глава 1.docx

1. Концентрационные лагеря на территории нашего края……………

    1. Создание концентрационных лагерей……………………………….
    2. Фабрика смерти и ее филиалы………………………………..

    2.1. Дети в концентрационных лагерях……………… ……………………

    2.2. Малолетние узники концлагерей – наши земляки……………………..

    Список использованной литературы…………………………………..

    Со дня окончания Великой Отечественной войны прошло уже почти 70 лет. Но, чествуя ветеранов, вспоминая с благодарностью их ратные и трудовые подвиги, мы обязательно вспоминаем и тех, кто все тяготы и лишения войны познал еще ребенком. Тех, для кого ужасы войны усугублялись их полным бесправием, каждодневным унижением и страхом за свою жизнь. Это малолетние узники.

    Актуальность темы исследования обусловлена тем, что этих людей остается все меньше, и нужно спешить помочь им оставить в назидание потомкам урок мужества и стойкости.

    Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в изучении фактов, рассказывающих о жизни малолетних узников лагерей.

    Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

    1. изучить историю создания концентрационных лагерей;
    2. узнать какие лагеря существовали на территории нашего края;
    3. исследовать жизнь детей в концентрационных лагерях во время войны.

    Методы, использованные в работе: теоретический анализ, синтез и интервьюирование.

    Глава 1. Концентрационные лагеря на территории нашего края

    Концентрационные лагеря - специально оборудованные места заключения людей.

    Первые концлагеря были выстроены еще задолг000о до начала войны. Они предназначались для принудительного заключения и содержания следующих категорий граждан различных стран: политических заключенных при некоторых диктаторских режимах, во внесудебном порядке; лиц, лишенных свободы по национальному или иному признаку; заложников, обычно во время гражданских войн или оккупации; предназначенных к ликвидации в лагерях уничтожения в нацистской Германии.

    1.2. Фабрика смерти и ее филиалы

    За годы войны на оккупированных территориях СССР действовало несколько сотен фашистских лагерей смерти.

    На территории Ленинградской области также находились концлагеря, в том числе в г. Гатчине, Павловске, Гатчинском, Кингисепсском, Красносельском, Лужском, Ораниенбаумском и Тосненском районах. А также Лагерь для военнопленных № 6 в городе Выборг.

    1. Применение строжайших мер при проявлении малейших признаков непослушания! Для подавления сопротивления беспощадно применять оружие. По военнопленным, пытающимся бежать, немедленно стрелять (без окрика), стараясь в них попасть.

    2. Всякие разговоры с военнопленными, в том числе и по пути к месту работы и обратно, строго воспрещаются, за исключением совершенно необходимых служебных указаний. Следует препятствовать всяким разговорам военнопленных с гражданскими лицами, в случае необходимости надо применять оружие – даже против гражданских лиц.

    3. По отношению к трудолюбивым и послушным военнопленным также неуместно проявление мягкости. Они рассматривают это как проявление слабости и делают соответствующие выводы.

    Жители окрестных сел всеми силами пытались им помочь, готовили какую-то еду, пытались тайком забрать ее у офицеров.

    Порой к лагерю приезжали родственники военнопленных, как-то прознавшие о том, что их мужья, дети, отцы находятся в Рождествене. Немцы со смехом натравливали на них собак: на весь лес разносился женский крик.

    Лагерь в Выре отличался тем, что сюда сгоняли только военнопленных, служащих регулярной армии. Гражданских, задержанных полицаями на улице, сюда не привозили. Условия в Выре были не менее жестокими, чем в Рождествене: пленных могли за любой проступок выпороть или сразу же расстрелять.

    Оба лагеря были уничтожены в 1943 году. Советские солдаты ужаснулись рвам с трупами, крематориям и кошмарным условиям, в которых содержались пленные. Сейчас об их существовании практически ничто не напоминает.

    2. 1. Дети в концентрационных лагерях

    Тяжкие испытания, выпавшие на долю взрослых, прошедших застенки концлагерей, не обошли стороной и детей. Оторванные от родителей, испытывая все ужасы концлагерей, большинство из них погибло в газовых камерах. Это были еврейские дети, дети расстрелянных партизан, дети убитых советских партийных и государственных работников.

    Детский труд нещадно эксплуатировали на военных объектах третьего рейха, на секретных заводах и полигонах, их использовали для проведения бесчеловечных медицинских экспериментов, брали кровь на нужды Восточного фронта.

    Плакать детям запрещалось, а смеяться они разучились. Для детей не было ни одежды, ни обуви. Одежда заключенных была для них слишком велика, но ее не разрешалось переделывать. Дети в этой одежде выглядели особенно жалкими. Не по размеру огромные деревянные башмаки они постоянно теряли, за что также следовало наказание.

    Если осиротевшее маленькое существо привязывалось к какой-нибудь узнице, она считала себя его лагерной матерью – заботилась о нем, воспитывала его и защищала. Их отношения были не менее сердечными, чем между родными матерью и ребенком. И если ребенка посылали на смерть в газовую камеру, то отчаяние его лагерной матери, сохранившей ему жизнь своими жертвами и лишениями, не знало границ. Ведь многих женщин и матерей поддерживало именно сознание, что они должны заботиться о ребенке. И когда их лишали ребенка - лишали смысла жизни.

    Детей школьного возраста тайно обучали чтению, письму и арифметике. Учебников, конечно, не было, но узницы и тут находили выход. Из картона или оберточной бумага, которая выбрасывалась при выдаче посылок, вырезали буквы и цифры, сшивали тетради. Лишенные всякого общения с внешним миром, дети не имели представления о самых простых вещах. При обучении нужно было проявлять большое терпение. По вырезанным картинкам из иллюстрированных журналов, которые изредка попадали в лагерь с вновь прибывшими и отбирались у них при поступлении, объясняли им, что такое трамвай, город, горы или море. Дети были понятливы и учились с большим интересом.

    Рассказ о праздновании дней рождения в семье звучал для них как сказка. Они не знали, как выглядит обычный дом, комната или кухня. Они не знали иной посуды, кроме коричневых жестяных мисок, а ярко разрисованной чашке дивились бы как чуду.

    Дети не знали животных. В лагерях они, правда, знакомились с кровожадными собаками. Большая лошадь, которая вывозила очистки и потому часто стояла перед кухней, казалась им огромным чудовищем. Вшей и крыс они боялись. Птиц, пролетавших над лагерем, провожали внимательным взглядом. А когда детям рассказывали сказки и там встречались звери, то приходилось их подробно описывать. Дети не знали и фруктов. Они вертели в ручонках круглые розоватые плоды, не зная, что с ними делать. Наконец угощавшая разрезала яблоки и сунула каждому по кусочку в рот. Они осторожно стали жевать, потом их глазёнки засияли от необычного лакомства. Из цветов они видели только несколько анютиных глазок.

    Дайте человеку цель, ради которой
    стоит жить и он сможет выжить
    в любой ситуации.

    Рассказ свой начинаю я с цитат, цитаты эти привожу недаром, ведь мой рассказ опять о брате, который второй раз попал в плен к немцам.

    Совершив побег из лагеря военнопленных, расположенного под городом Ровно, Георгий попал в партизанский отряд им. Тадеуша Костюшки.

    Будучи в партизанском отряде, (об этом уже рассказ мною написан), при выполнении задания, в неравном бою с карательным отрядом, Георгия и ещё двух раненых партизан немцы забрали в плен.

    Георгий вспоминает эти события.

    Фашисты избили нас до полусмерти. Я потерял сознание. Очнулся в темноте и понял, что везут в крытой машине. Роман держит мою голову на коленях. Везли нас долго, остановились в каком то шумном месте, немцы поговорили по своему и опять машина двинулась, и тут я опять потерял сознание.

    Неизвестно, сколько дней везли пленных. Машина остановилась. Слышен был шум паровоза и крики немцев. Пленных вытащили и они увидали перед собой, большие, скрытые кирпичным забором высотой метров пять, железные ворота, и стоявших с автоматами немцев в форме "СС".

    Пленных завели на территорию, там стояли красные дома. Их завели в помещение, раздели, подвели к холодному душу, обрызгали холодной водой и завели в другую комнату. Вынесли брюки, жакет, берет - всё было полосатое. На ноги одели деревянные колодки. На левой руке, каждому вывели тушью лагерный номер. Георгию вывели номер 125082.

    Затем пленных вывели во двор. Подошёл офицер в форме "СС" и объявил:
    - Мы Вас обязаны были расстрелять, но фюрер заменил Вам расстрел пожизненной каторгой, концентрационным лагерем смерти. Героев у нас не стреляют, пусть наши солдаты берут пример Вашему героизму и мужеству. А, Вы, как экспонаты будете чахнуть и погибать голодной смертью. "

    Мы поняли, что попали в концентрационный лагерь "Освенцим", немцы его называли - "Аушвиц".

    В концентрационном лагере "Освенцим", Георгий находился до июня 1944 года.

    - Дошёл до того, что ходил и падал без ветра, истощал до невозможности, немцы таких называли "мусульман", это значит истощён до последней стадии. На утренней проверке таких выводили с построения, строили в команду, выводили в другие ворота, где находился крематорий, всегда говорили, что уводят на работу. Но сколько туда не уводили таких узников, никто обратно в лагерь не возвращался.

    Часто выводили отобранных узников, якобы для погрузки в вагоны награбленного барахла, одежды, золота и говорили, что выводят на работу, но они также больше в лагерь не возвращались. Вот и Георгия отобрали на такую "работу ".

    Когда меня вывели, вспоминает Георгий, вместе с другими, пятидесятью шестью узниками, я понял, что уже всё, больше мне белого света не видеть.

    - Вдруг подходит ко мне политический заключённый немец. Немец просто заинтересовался Георгием, он был самым молодым.


    Немец на ломаном русском языке рассказал, как попал в лагерь. Он был членом коммунистической партии Тельмана. Георгий вкратце рассказал, что воевал под Сталинградом, был контужен и попал в плен, бежал, был в партизанах, окружён фашистами, уйти не удалось, вот и привезли мол сюда. Немец принёс Георгию бутерброт с маргарином, дал две печёные картошки.
    Сказал, что он старший рабочий. Затем сказал - ты знаешь, что под Сталинградом вся армия Паулюса разбита. Русские взяли в плен более 330 тысяч немцев, а Советские войска подходят к Польской границе.

    Георгий ответил, что знает об этом, что в лагере всегда слушали радио.

    - Так вот, Георгий, коммунист Зигмунд Штольц, член коммунистической партии, не допустит, чтобы ты погиб мученической смертью. Вон там работает бригада поляков по очистке вагонов, один из них умер сейчас, я сказал, чтобы с него сняли одежду - брюки, жакет с его номером, а ты раздевайся, мы тебя переоденем и ты пойдёшь обратно в лагерь.

    Скоро Вас русских, всех будут отправлять с этого лагеря в глубь Германии. Будешь жив, помни меня - коммуниста Германии Зигмунда Штольца.

    Георгий поблагодарил немца. Его быстро переодели и отвели туда, где поляки убирали вагоны.

    Георгий вернулся в лагерь. Так, Георгия, немец коммунист спас от крематория.

    В начале июня 1944 года нас, политических заключённых, бежавших из плена, партизан и других: русских, украинцев, белорусов - погрузили в вагоны и повезли в глубь Германии, вспоминает Георгий.

    Теперь напишу архивную справку о концентрационном лагере Освенцим.

    Концентрационный лагерь и лагерь смерти Освенцим или Аушвиц - комплекс немецких концентрационных лагерей и лагерей смерти, располагавшийся в 1940—1945 годах к западу от Генерал-губернаторства, около города Освенцим, который в 1939 г. указом Гитлера был присоединён к территории Третьего рейха, в 60 км к западу от Кракова.

    Лагерь освобождён 27 января 1945 года советскими войсками.

    День освобождения лагеря установлен ООН, как Международный день памяти жертв Холокоста.

    Около 1,4 млн человек, из которых около 1,1 млн составляли евреи, были умерщвлены в Освенциме в 1941—1945 годах.

    Аушвиц-Биркенау был крупнейшим и наиболее долго просуществовавшим из нацистских лагерей уничтожения, поэтому он стал одним из главных символов Холокоста.

    Теперь продолжу дальше я рассказ.

    Узников из концентрационного лагеря Освенцим привезли в концентрационный лагерь Заксенхаузен - Фалькензе в начале июня 1944 года.

    - Здесь много сидело политзаключённых поляков, французов, норвегов, данцев. Были чехословаки, венгры, голландцы, американские лётчики - 2 человека, были греки. Все они получали пакеты по 5 кг. в квартал, а норвежцы и данцы по 2 пакета с продуктами. Большинство их них, особенно французы и норвежцы, подкармливали меня, вспоминает Георгий. Угощали понемногу колбасой, печеньем, галетами. Всё это добавляло силы. Они знали, что Георгий офицер, был в партизанском отряде, защищал Сталинград. Его полюбили - особенно антифашисты.

    В апреле 1945 года Георгий был освобождён нашими войсками - первым Белорусским фронтом.

    Но, на этом война Георгия не закончилась.

    Теперь немного расскажу о концентрационном лагере Заксенхаузен - Фалькензе.

    Заксенхаузен (концентрационный лагерь) был основан в 1936 году, в июле. В разные годы количество узников, содержащихся в нём, доходило до 60 000 человек. На территории этой фабрики смерти погибло разнообразным образом более 100 000 заключённых.

    Заксенхаузен - концентрационный лагерь, в котором был создан подпольный комитет противодействия, координирующий разветвлённую, великолепно законспирированную организацию узников.

    Гестапо не удалось её обнаружить. Подпольем руководил генерал Александр Семёнович Зотов.

    Советские войска в 1945 году, 22 апреля, вошли в Заксенхаузен (концентрационный лагерь), где на тот момент оставалось приблизительно 3000 заключённых.

    Память, память, ты порой тревожно бьёшь по нервам, бешено скользя, позабыть такое невозможно, потому что забывать нельзя!


    11 апреля мир отмечает день освобождения пленных концлагерей. Концентрационные лагеря создавались в фашистской Германии, странах, состоящих с ней в союзе и на захваченных во время боевых действий территориях. Фашисты называли такие лагеря трудовыми, для заключенных же это были филиалы ада на земле, где тысячи людей умирали в страшных муках.

    Не только военнопленные свозились в концлагеря, среди узников не редко можно было встретить женщин и детей, последним приходилось сложнее всего, так как в силу своего юного возраста им с трудом удавалось терпеть постоянный голод и выполнять не легкую работу на равнее со взрослыми. Сегодня истории выживших детей вызывают трепет не только у современной молодежи, но и у более взрослого поколения. Вот некоторые из них:

    История 1. Рассказывает Бельгиец еврейского происхождения. В1942году подросток по имени Поль Соболь вместе со своей семьей был арестован в Брюсселе и отправлен в концентрационный лагерь Освенцим. Следует отметить, что именно Освенцим считался самым жутким местом, где заключенные умирали сотнями в день. Даже будучи взрослым, Полю сложно вспоминать о том, что ему довелось пережить в лагере- из всей семьи он был единственным, кто остался в живых. Накануне освобождения Соболь был переведен из Освенцима в Дахау, где и дожидался своего освобождения, ежесекундно опасаясь попасть в число тех, кого было решено ликвидировать. На свободу еврейский мальчик попал уже в возрасте 19 лет.

    История 2. Нейман Херман, еще один еврейский мальчик, проживающий на территории Бельгии, он был арестован вместе со своей семьей по доносу. В то время доносчикам неплохо платили и часто соседи не брезговали таким способом заработка. В общей сложности Нейман провел в лагерях около трех лет. Изначально в лагере даже разрешалось носить свою одежду, но позже была выдана униформа, которую Нейман не снимал до своего освобождения. Господин Херман рассказывает, что рабочий день длился для него, как и для остальных 12 часов- он начинался в 6 утра и заканчивался в 18 часов. Во время рабочей смены приемы пищи были запрещены. Скудная одежда практически не защищала от холода и те, кто обладал более слабым здоровьем, быстро заболевали и умирали. Гигиенические процедуры разрешались крайне редко, за все время заключения юноше лишь трижды удалось помыться.

    История 3. Ида Спектор, Украина. После захвата Винницкой области фашисты в короткие сроки построили на реке Бук один из лагерей смерти. Ида со своей большой семьей попала туда в возрасте 9 лет. Уже будучи взрослой женщиной бывшая узница не может сдержать слез, рассказывая, как один за другим были расстреляны ее родные. Она рассказывает, что когда прозвучали первые выстрелы, мать просто оттолкнула ее, тем самым спасая ей жизнь. Из всей своей семьи удалось выжить только Иде.

    Некоторых детей содержали в чистоте и неплохо кормили, но и среди них смертность была просто огромной, так как именно у них забирали кровь для раненых немецких солдат. Часто выкачивали крови больше, чем мог отдать детский организм без ущерба для себя. После забора, детей, которых посчитали умершими, сбрасывали в яму, куда позже приходили местные жители с целью разжиться одеждой. Но если местные замечали, что ребенок еще дышит, они забирали его к себе и выхаживали. Когда очередь дошла до маленькой Валентины, лагерь был освобожден.

    Ради забавы фашистские солдаты впрягали в повозку детей и катались, таким образом, по всему лагерю, подгоняя малышей плетками. В основном мамы от детей содержались отдельно, лишь изредка им удавалось побыть вместе, но и в такие короткие моменты женщины всячески старались защитить детей от нервных потрясений, закрывая им глаза и прижимая к себе.

    Насколько сильно повлияло заключение на дальнейшую жизнь Анны можно судить по трем попыткам самоубийства и решению никогда не иметь детей. Женщина считает, что в мире еще очень много тех, кто пропагандирует антисемитизм, и еврейским детям попросту не безопасно жить. После смерти мужа госпожа Нусбехер предпочитает проводить время в одиночестве, изредка списываясь с немногочисленными друзьями по электронной почте.

    Медицинские исследования. Часто над несовершеннолетними узниками проводили различные опыты, немецкие врачи не испытывали чувство жалости к детям, воспринимая их как подопытный материал. Эксперименты по смене цвета глаз были одними из самых популярных. Нацисты были одержимы идеей сверх расы арийцев, а как известно отличительная черта истинного ария- светлые волосы и голубые глаза. В процессе таких экспериментов большинство детей ослепло и было ликвидировано.

    Особенно высоко ценились близнецы, над ними ставили различные эксперименты, с целью определить насколько прочна их связь друг с другом. Особой жестокостью в своих экспериментах отличался доктор Менгеле. Позже его имя стало олицетворением негуманного, плохого отношения.

    Воспоминания детей немного разняться, но всех их объединяет то, что бывшие узники постоянно испытывали чувство голода. Кормили в концлагерях и правда ужасно, часто еда была не то что испорчена, а уже опасна для организма, но для выживания приходилось употреблять в пищу все, что хоть немного на вид было съедобным.

    Несмотря на все нечеловеческие условия, женщины при возможности старались внести хоть что-то светлое в жизнь своих детей, рассказывая сказки и веселые истории. Нередко в стенах камер можно было услышать, как женщина обучает ребенка чтению, письму или счету, хотя за это строго наказывали. Все, кто поведал свою историю для нынешнего поколения, во время рассказа были очень сдержаны в эмоциях, но частые паузы и редкие слезы показывали, насколько сложно им дается возвращение в прошлое пусть и на короткое время.

    Читайте также: