Сочинение о рассеянном человеке

Обновлено: 05.07.2024

Одна из моих любимых детских книг Самуила Маршака " Вот какой рассеянный". Каждый раз, перечитывая книжку, я от души смеялась над чудачествами взрослого человека. Удивлялась, как же можно "вместо шляпы, на ходу" надевать сковороду?, или "вместо валенок на пятки" надевать себе перчатки? С удовольствием рассматривала прекрасные иллюстрации художника Аминодава Каневского (кстати говоря, он придумал и нарисовал Мурзилку - символ одноимённого детского журнала).

Несомненно, талантливому поэту, классику нашей литературы Самуилу Яковлевичу Маршаку удалось не только развеселить и рассмешить юных читателей, но и совсем ненавязчиво научить их быть внимательными и осмотрительными в любой ситуации.

Наверняка, многие дети задавались вопросом, а был ли на самом деле Человек Рассеянный с улицы Бассейной? О том, что улица Бассейная была, известно точно. Сейчас эта улица Санкт-Петербурга носит имя Некрасова, а до 1918 года она называлась Бассейной. Сегодня в северной столице тоже есть улица Бассейная, но это уже совсем другая улица. Её история началась в середине 50-х годов XX века. Улица находится в Московском районе Санкт-Петербурга, проходит от Кубинской улицы до Витебского проспекта.

Вернёмся к Человеку Рассеянному. Согласно утверждению исследователей творчества Маршака, реальный прообраз героя существовал. Хотя сам Самуил Яковлевич о своём персонаже говорил, что это образ собирательный. Однако, был человек, чьи чудаковатые черты явно прослеживались в маршаковском герое. Этот человек иногда, по-рассеянности, мог представиться так: "Каблук Иванов". А на самом деле его звали Иван Алексеевич Каблуков - именитый учёный, член-корреспондент Академии Наук СССР, доктор химии, создатель школы физикохимиков в России, заслуженный профессор. Чтобы перечислить все регалии, заслуги и научные достижения этого человека, нужно писать отдельную статью. А в обычной жизни Иван Алексеевич славился феноменальной рассеянностью и непрактичностью, что не мешало ему быть очень милым, добрым и приятным человеком. Забавное произношение слов "химика" и "физия" воспринимались его студентами, как обыденное явление. Ивана Алексеевича можно было назвать рекордсменом по оговоркам. Например, всем известных русских химиков Менделеева и Меншуткина он называл "Мендельшуткин". Есть ещё одна байка о Каблукове. Якобы он утверждал, что в Америке "очень почитаемы великие русские писатели, как, например, Толстоевский". А ещё мог надеть ботинки из разных пар, снять калоши в трамвае и спрашивать, чья же это обувь.

Коллеги - учёные без труда узнавали своего уважаемого профессора Ивана Алексеевича Каблукова по таким строчкам как:


Глубокоуважаемый
Вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый
Глубокоуважатый!
Во что бы то ни стало
Мне надо выходить.
Нельзя ли у трамвала
Вокзай остановить?

Академик Каблуков вполне мог выражаться подобным образом. Сам Иван Алексеевич был знаком с шуточным стихотворением Маршака. Однажды в беседе с братом Самуила Яковлевича Ильёй (литературный псевдоним М. Ильин) добряк Каблуков, погрозив пальцем, сказал:

Самуил Яковлевич с Иваном Алексеевичем лично знаком не был. Хотя слышал немало анекдотов о причудах профессора.

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной!

Идея открыто не заявляется автором, но градация, нагнетание забавных и нелепых случаев, связанных с рассеянностью героя, не только вызывают улыбку и смех детей, но и заставляют невольно, без авторского диктата, задуматься о том, что нужно быть внимательным, чтобы не оказаться в таких нелепых ситуациях.

3. Рассмотрим, какими художественными средствами достигаются психолого-педагогические, эстетические, гедонистические цели детской литературы.

1) В этом стихотворении автор стремится не только развеселить, рассмешить своих маленьких читателей, но и научить их быть внимательными, то есть преследует воспитательные цели.

Вместо шапки на ходу

Он надел сковороду.

Вместо валенок перчатки

Натянул себе на пятки.

Многочисленные инверсии не только оживляют поэтическую речь, но и делают её динамичной:

Жил человек рассеянный…

Сказуемое перед подлежащим, определение после определяемого имени существительного усиливают эмоциональность речи.

2) А теперь рассмотрим, какими художественными средствами раскрывается тема рассеянности. Во-первых, это метатеза (перестановка звуков и слогов):

Нельзя ли у трамвала

Ярким художественным средством в раскрытии темы стихотворения является такое синтаксическое средство, как ряды однородных сказуемых, поставленных в начале строк:

Побежал он на перрон,

Влез в отцепленный вагон,

Внёс узлы и чемоданы,

Рассовал их под диваны,

Сел в углу перед окном

И заснул спокойным сном…

Комичность ситуации создаётся и с помощью повторяющегося ответа:

А с платформы говорят:

- Это город Ленинград.

3) А теперь рассмотрим, как создаётся художественный образ мира.

А) Стихотворение написано четырёхстопным хореем, самым динамичным и подвижным размером, что отвечает художественному замыслу автора показать стремительно развивающиеся события. Схема четырёх строк:

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки –

Оказалось, это брюки.

Б) Значимые перебои ритма возникают в повторяющихся строках, делая на них смысловой акцент:

Вот какой рассеянный

На улице Бассейной.

В) Обратим внимание на рифмы стихотворения С. Я. Маршака, которые расставляют смысловые акценты. Рифма смежная: рассеянный – Бассейной (дактилическая, так как ударение падает на третий с конца строки слог, что не так часто встречается в поэзии). Затем рифма мужская: кровать – надевать, руки – брюки, пальто – не то. Женская рифма: перчатки – на пятки (составная рифма).

Г) Мы уже отмечали анафоры, приведём ещё примеры:

Он отправился в буфет

Покупать себе билет.

А потом помчался в кассу

Покупать бутылку квасу.

Анафорический повтор слова покупать создаёт как бы дополнительную рифму в начале стиха и делает его ещё более выразительным. Вот ещё пример анафоры:

А приехал я назад,

А приехал в Ленинград!

4) Какова структуры стихотворения?

Стихотворение делится на строфы: двустишия и четверостишия (катрены)

В композиции можно выделить экспозицию, завязку, кульминацию и развязку.

Еду я вторые сутки,

А приехал я назад,

А приехал в Ленинград!

Заключительные строки подводят итог:

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной!

Содержание стихотворения соотносится с его делением на строфы прямо. Каждая строфа представляет законченную мысль. Смысл строф сопоставлен. Последняя строфа значима для раскрытия идеи стихотворения и содержит вывод.

6) События описываются от третьего лица, используется модель вездесущего автора.

4. Каков эмоциональный уровень восприятия адресатом произведения? Стихотворение оказывает неизгладимое впечатление, заставляет увидеть мир по-новому, пробуждает желание задуматься над своими действиями и поступками. Несомненно, оно даёт импульс к фантазии, будит воображение. Ребёнок представляет яркие картины, чаще всего забавные и смешные, связанные с героем стихотворения. Стихотворение прозрачно, доступно для понимания его смысла ребёнком, оно ощущается как неожиданная эстетическая радость.

5. Аспект оценки качества поэтического произведения для детей.

1) В стихотворении рифмы точные, они не случайны, здесь нет книжного подражательства, автор обладает своим стилем, поэтическим почерком.

2) В нём нет ничего лишнего, всё подчинено художественному образу рассеянного человека. Лирический сюжет развивается последовательно, композиция стройная, логически завершённая. Простота, краткость, доступность, живость, эмоциональность – важные достоинства этого произведения.

3) Здесь нет дидактики и нравоучений, автор добивается своей цели с помощью художественных средств. Он создаёт яркие картины, художественные образы, а выводы делает сам маленький читатель; автор ненавязчиво подводит к этим выводам.

4) Поэт говорит на простом языке, понятном ребёнку, он словно проникает в детское мироощущение, проявляя при этом мудрость, точность, гуманность.

6. Психолого-педагогический компонент – самый важный в произведении для детей.

1) Стихотворение рассчитано на дошкольный возраст, от 4 до 5 лет. Набор художественных средств соответствует психологическому, физиологическому развитию ребёнка, так как в нём развивается повествовательный сюжет, понятный для ребёнка, повторы слов, чёткое членение стихотворения, выделение эпизодов, иллюстрирующих идею стихотворения, позволяют легко воспринять это произведение. Череда забавных эпизодов, связанных с нелепыми поступками героя, вызывает живой интерес ребёнка, оказывает на него эмоциональное и эстетическое воздействие.

2) В стихотворении, несомненно, присутствует нравственная составляющая, так как оно способствует нравственному, духовному становлению ребёнка. Маленький слушатель воспринимает это произведение на эмоциональном уровне, переживает различные чувства: удивление, радость, веселье, смех, иногда даже сочувствие незадачливому герою, который так и не добрался до места своего назначения. Сочувствие, сопереживание развивает личность ребёнка.

7. Автор соблюдает базовые требования к детскому произведению. В нём автор создаёт комичные ситуации, создавая занимательный и острый сюжет. События развиваются динамично и быстро, не давая ребёнку заскучать, удерживают его внимание на всём протяжении стихотворения. Образы понятны и доступны. И самое главное – в произведении нет навязчивой назидательности, потому что воспитание должно протекать для ребёнка незаметно.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

маршак человек рассеянный

Doodle для Google

Автор знаменитого стихотворения – Самуил Яковлевич Маршак. Человек рассеянный – безусловно, образ собирательный, хотя исследователи говорят о существовании нескольких реальных прототипов.

кто написал человек рассеянный

Каблук Иванов

Лев Петрович

вместо шляпы на ходу

Маршак или Хармс?

Еще немного о прототипах

человек рассеянный с улицы бассейной

Сидевший в Петропавловской крепости Чернышевский крохотными кусочками передавал рукопись на волю в течение 4-х месяцев, а спешащий в издательство рассеянный человек Некрасов выронил ее на улице, и даже не заметил этого. Спустя несколько дней, к счастью, материалы удалось вернуть за крупное по тем временам вознаграждение – 100 рублей. При этом изначально поэт-издатель обещал заплатить нашедшему 50 рублей, но по забывчивости выдал сумму, вдвое большую.

О реальности образа

Однако, как мы уже убедились, этот образ не назовешь абсурдным. Подобные ситуации происходили неоднократно с людьми известными и неизвестными, с учеными, писателями и музыкантами, с героями книг и фильмов. Случаются они и сегодня. Большинство людей время от времени страдают забывчивостью, невнимательностью, несобранностью.

Об истинной рассеянности

рассеянный человек

Причины истинной рассеянности – бессонница, головная боль, сильная усталость, монотонная однообразная работа. Сложно сказать, страдал ли ею герой Маршака, но некоторые симптомы указывают, что мог. Житель улицы Бассейной умудрился проспать двое суток, что называется, без задних ног. Не говорит ли это о крайней измученности человека, об отсутствии в его жизни нормального сна и отдыха?

О рассеянности мнимой

Родители часто обвиняют детей в рассеянности, но нередко ее проявления – свидетельство внутренней сосредоточенности. Маленький человек занят очень серьезным делом: он познает мир, в котором так много раздражителей, что уследить за ними порой просто невозможно!

человек рассеянный автор

Герой и его эпоха

Если вспомнить эпоху, в которую создавалось произведение, то вдумчивый взрослый читатель сможет найти в нем намеки на события, о которых принято было молчать.

А в культурных кругах вовсю кипела нешуточная дискуссия: может ли быть шутливой или даже (не дай Бог!) смешной детская литература? Вывод был однозначен: произведения для малышей должны быть серьезными. Могло ли быть иначе? Ведь смех противоречит устоям тоталитарного государства. Существование же мыслящего человека в условиях 30-х годов ХХ века вполне могло погрузить его в состояние прострации – в качестве защитной реакции на происходящее. Ведь одной из причин рассеянности психологи называют депрессии и тревожные расстройства.

Так что рассеянный герой Маршака, конечно, смешной человек, но причины происходящего с ним могут быть самые серьезные.

Маршак "Рассеянный с улицы Бассейной", какая главная мысль? Какая основная мысль Самуил Маршак Вот какой рассеянный с улицы Бассейной? Маршак "Рассеянный с улицы Бассейной, главная мысль, что написать в читательский дневник?


В читательский дневник можно записать:

Произведение написал Самуил Яковлевич Маршак в 1930 году.

Главные герои - Человек, который был рассеянным и проживал на улице Бассейной.

Краткое содержание: Этот взрослый человек был так рассеян, что вечно путал одежду с посудой -

7xuwBUnlRwVWnictKvcncmisf5foB2Cr.jpg

Он все делал неправильно неправильно. И вот он сел в вагон, который был отцеплен от паровоза и стоял на месте. А человек думал, что едет двое суток.


Главная мысль стихотворения в том, что рассеянность не приносит человеку ничего хорошего. Над ним могут смеяться, показывать на него пальцем, его могут считать не совсем нормальным человеком, раз он на голове носит сковородку. Такая рассеянность может сильно подвести человека, например, если его ждут, а он сидит в отцепленном вагоне.

Вывод: Самуил Маршак хотел, чтобы дети сами пришли к выводу, что так делать нельзя, что надо думать о том, что ты делаешь, а не рассеивать свое внимание.

Мое мнение: это полезное произведение, к тому же оно смешное и легко запоминается.

С главным героем стихотворения С. Я Маршака "Вот какой рассеянный" происходит череда забавных и нелепых ситуаций, приносящих ему неудобства по причине его невнимательности. Вероятно, это какой-нибудь профессор, занятый своими мыслями. Над ним все смеются, а сам он вторые сутки пытается доехать в отцепленном вагоне до нужного места.

Герой не исправляется к концу произведения и не делает соответствующих выводов. Эти выводы должен сделать сам маленький читатель и понять, что это хоть и смешно, но мешает достичь поставленных целей.

Главная мысль: чтобы не оказаться в подобных ситуациях и не стать предметом насмешек, надо быть внимательным.

Стихотворение Самуила Маршака "Вот какой рассеянный" рассказывает об очень невнимательном человеке, рассеянность которого приносит ему массу проблем.

Даже одеться нормально он не может: вместо рубашки пытался натянуть брюки, выбрал не то пальто, надел не свои гамаши. Вместо шапки схватил сковороду, а вместо валенок надел перчатки.

Однажды он в трамвае приехал на вокзал. Попытался в кассе купить квас, а в буфете билет. Сел в отцепленный вагон и заснул, думая, что уедет из города. Но, когда просыпался, ему сообщали, что из Ленинграда так и не выехал. Во всем виновата его собственная рассеянность.

Стихотворение учит стараться быть внимательными. Рассеянность и невнимательное отношение к делам не приведут ни к чему хорошему. Рассеянный человек может часто оказываться в неловких ситуациях, ему трудно качественно выполнить свою работу. Он многое путает, а это очень мешает достигать поставленных целей.

Нужно бороться с невнимательностью, стараясь тщательно и качественно выполнять любое дело. Внимательности можно научиться, если поставить такую цель.

Как полностью заполнить читательский дневник по этому стихотворению, можно посмотреть в другом вопросе на этом сайте.


Читательский дневник по любимому стихотворению Самуила Маршака "Вот какой рассеянный" можно заполнить следующим образом:

Название произведения: "Вот какой рассеянный".

Автор: Самуил Маршак.

Жанр: стихотворение.

Главные герои: рассеянный мужчина.

Краткое содержание:

На улице Бассейной жил очень рассеянный человек. Все у него шло не так, даже одежду он надевал неправильно. Руки он засунул в брюки, пальто выбрал не то, пытался надеть не свои гамаши. Вместе шапки надел сковороду.

Однажды он приехал на вокзал. В буфете пытался купить билет, а в кассе квас. Сел на поезд, но в отцепленный вагон. Заснул. Просыпаясь, он спрашивал, где находится сейчас. Но из города Ленинграда он так и не уехал.

Чему учит, главная мысль: стихотворение побуждает быть внимательными. Рассеянный человек может многое напутать, но если он не будет торопиться и будет стараться все делать спокойно и внимательно, то сможет бороться со своей рассеянностью.

Отзыв о произведении: стихотворение Маршака "Вот какой рассеянный" очень забавное, но поучительное. Читать его весело, но рассеянного человека немного жаль. Из-за своей невнимательности он имеет много проблем. Стоит стараться быть внимательным. Этому я научился из стихотворения.


Басня Толстого "Курица и золотые яйца" рассказывается о том, что у одного мужика курица несла золотые яйца. Он в надежде получить сразу все золото, которое в ней содержалось зарубил её и остался ни с чем. Внутри неё никакого золота не оказалось.

Басня учит довольствоваться тем, что есть и не рубить сук, на котором сидищь. Ещё она учит быть умнее и подумать сто раз прежде чем что-то сделать. А ещё она учит заботиться о том, что тебе приносит прибыль, а не пытаться сразу выжать все соки. Она учит уметь подождать, а не сразу получить все, иначе можно остаться ни с чем.

Главная мысль в произведении Льва Николаевича Толстого, Бог правду видит, да не скоро скажет, это что у человека мысли не такие как у Господа Бога, Бог лучше знает как и что делать во благо для человека, главная мысль я считаю, это покаяние и Аксёнова и Макарова, которые жили своей жизнью не веря в Господа Бога, но обстоятельства которые с ними произошли, обернулись им во благо, а не на погибель, Эта быль учит прощать людей и полагаться на Господа Бога, а Мораль сей были такова, Что Господь Бог всем Голова!

Так нужно подумать, а чему же учит сказка-басня "Волк и старуха"? А учит она многому, в жизни нельзя прислушиваться к каждому сказанному слову и верить, нельзя быть простодушными, глупыми, чтобы не так понять сказанную мысль, если старушка пугает мальчика волком, это ещё не означает, что она на самом деле хочет отдать ребенка на съедение кровожадному зверю.Не поняв это, глупый волк начал ждать, когда ребенок заплачет, чтоб старуха выполнила обещанное. Но старуха наоборот, уже дает надежды мальчику и говорит, чтоб он не плакал, его волку не дадут. А волк обиделся, поняв, что нельзя уважать людей, которые говорят одно, а делают другое. И по его понятиям, по его примитивизму он считает себя правым.

Главная мысль этой басни в том, что свобода всегда лучше рабства, пусть даже она сопряжена с опасностями и с лишениями.

А учит басня жить самостоятельно и не искать защиты у сильных мира сего. Потому что за такую защиту приходится расплачиваться собственной независимостью.

Читайте также: