Сочинение о работе завуча

Обновлено: 02.07.2024

Я работаю заместителем директора по УВР в начальных классах третий год.
Какова же роль заместителя директора по УВР в реализации основных направлений развития школы?
Известный исследователь школоведческих проблем В.И.Зверев рассматривает управление как деятельность руководителей образовательных учреждений, направленную на обеспечение оптимального функционирования всех ее подсистем, перевод каждой из них на более высокий уровень развития. Технология управления, как и любая технология, отвечает на вопрос "Как добиться результата?” Эффективность управленческой деятельности во многом зависит от способности администрации образовательного учреждения осуществлять руководство учебно - воспитательным процессом на основе технологического подхода.
Технология управления характеризуется строго определенной последовательностью методов, операций, позволяющих получать устойчивый запланированный результат при наименьших затратах сил, средств, времени. При этом акцент следует делать на диалоговом характере управления. Принципиально важным фактором в технологии управления становится стиль руководства учебно-воспитательным процессом, отношение к людям. На современном этапе социальные требования к школе качественно изменились. Следовательно, завуч должен перестроить свою работу с учетом этих изменений. В системе внутришкольного управления необходимо отойти от сложившихся стереотипов, изменить технологию управленческого труда. Общеизвестно, что чем лучше администратор владеет теорией и практикой управления, тем легче ему будет работать, тем эффективнее будет его труд.
Я считаю, что в идеале завуч должен быть и хорошим педагогом-предметником. К сожалению, мало делается для роста профессионального уровня завуча: повышение квалификации и знаний в области образовательного менеджмента, экономики, права, информационных технологий, предметов, посвященных проблеме управления в системе образования. Во многих странах подготовка управленцев для общеобразовательных учреждений ведется целенаправленно.

Школа – это многообразный живой организм, который немыслим без управления. Четкое определение функциональных обязанностей позволяет в полной мере отвечать за порученное дело. Завуч отвечает за организацию учебного процесса в школе, за выполнение учебных программ, качество преподавания, осуществляет контроль за постановкой учебно-воспитательной работы, успеваемостью и посещаемостью учащихся, регулирует нагрузку учителей , организует методическую работу в школе, составляет расписание учебных занятий и отчеты о состоянии УВР. Отвечая за состояние и результаты работы на своём участке, завуч получает и соответствующие полномочия, в пределах которых принимает решения и даёт указания.
Мне кажется, что в педагогическом коллективе необходима строгая согласованность действий всех членов педагогического коллектива. Педагогический коллектив должен выступать перед детским коллективом как нечто целое, недопустим разнобой в действиях руководителей, разное толкование тех или иных вопросов, разные требования к учителям.
Для заместителя директора по УВР одно из главных качеств – умение организовать работу коллектива, организовать целостный педагогический процесс. Во главе учителей должен стоять человек, который в состоянии сплотить вокруг себя коллектив единомышленников, основанный на сотрудничестве и взаимопонимании. Завуч по учебной работе выполняет роль "двигателя”, все усилия которого направлены на поддержание рабочего ритма в коллективе, создание положительного микроклимата, приятного и продуктивного взаимодействия сотрудников в школе.

Завуч является "учителем учителей” – это определяет выделение большого количества времени на общение с учителями и учащимися, повышение собственной педагогической квалификации, контроля за учебно-воспитательным процессом. Завучу необходимо располагать временем для своего профессионального роста. В этой связи целесообразно выделить свободный день в неделю для самообразования, обучения на курсах, встреч со специалистами.
Я думаю, что главной заботой завуча должно стать создание современной методической службы, определенной системы, обеспечивающей повышение квалификации учителей и воспитателей. Именно она формирует новый тип учителя, работает на развитие школы, ее завтрашний день. Важно в этой системе активно задействовать знающих, профессиональных, творческих учителей, привить вкус к чтению специальной литературы, к научным подходам и мотивам своей педагогической деятельности. Учителям необходимо плодотворное общение с коллегами и учащимися, выполнение разных ролей в различных делах.
В течение учебного года завуч посещает большое количество уроков. Эта работа чрезвычайно важна для завуча, на которого возложен не сколько контроль, сколько упорядочение организации сложнейших процессов обучения в школе, воспитания, развития учащихся.

Я считаю, что современному завучу следует отказаться от методов администрирования. Главное – создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества, чтобы не только ученику, но и учителю хотелось идти в школу, создавать ситуацию успеха как для детей, так и для учителей, предупреждать возможные ошибки.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Биманова Гульнара Минайдаровна

заместитель директора по УВР

СШ № 173 имени А.Молдагуловой

г.Кызылорда, Республика Казахстан

Если вы умеете проектировать работу коллектива, организовывать выполнение намеченного, стимулировать людей на творческую, добросовестную работу, контролировать процесс и анализировать результаты – значит, Вы владеете умением управлять .

Для завуча одно из главных качеств – умение организовать работу коллектива, организовать целостный педагогический процесс. Завуч является “учителем учителей”. Поэтому во главе учителей должен стоять человек, который в состоянии сплотить вокруг себя коллектив единомышленников, отношения между которыми основаны на сотрудничестве и взаимопонимании.

Завуч – это своеобразный “двигатель”, который задаёт не только рабочий ритм в коллективе, но и создаёт положительный микроклимат в отношениях и между учителями, и между учениками.

Завуч – это наставник, профессионал, чья поддержка значима в работе каждого педагога. Это первопроходец, за которым идут остальные. Поэтому главная задача завуча - поиск форм, методов, подходов, помогающий каждому педагогу найти себя, свой стиль, свою изюминку.

Каждое утро просыпаясь, а порою и не ложась спать вообще, я мысленно выстраиваю свою работу на день грядущий.

Я - человек, способный управлять, принимать управленческие решения и нести ответственность за свою деятельность. Способный оказать квалифицированную методическую помощь. Я всегда в центре всех событий, происходящих в школе.

Я - человек, который поможет не только своим знанием и умением, но и добрым словом и отношением.

Я отвечаю за организацию учебного процесса в школе, за выполнение учебных программ, качество преподавания, осуществляю контроль над учебно-воспитательной работой, результатами и посещаемостью учащихся, составляю расписание уроков и отчеты о состоянии учебно - методической работы. Отвечая за состояние и результаты работы в своей школе, я получаю и соответствующие полномочия, в пределах которых принимаю решения и даю указания. Многое в успешной организации деятельности педагогического коллектива и обучающихся зависит от того, насколько правильно построена моя деятельность.

На мой взгляд, от руководства любого учреждения зависит успех каждого работника, формирование человека как личности. В образовательных учреждениях, несомненно, от умения завуча вести коллектив педагогов и обучающихся на повышение качества образования зависит весь облик образовательного учреждения.

Именно в той среде, где комфортно всем, рождаются новые педагогические мысли. Есть свежие идеи – будут и плоды. Значит, образовательное учреждение развивается, педагог не останавливается на достигнутом, воспитанники настраиваются на лучшее.

Современный завуч обязан создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества, чтобы не только обучающемуся, но и педагогу хотелось идти в образовательное учреждение.

Конечно, трудно управлять людьми разных взглядов, мнений, характеров и возрастов. Но вдвойне приятней на душе, когда видишь сияющие от побед лица учителей, счастливые лица детей при получении наград за отличную работу, когда вместе с детьми радуются успехам коллектива родители, когда красят лица педагогов добрые улыбки…

Были ошибки, проблемы, но я пережила этот трудный период, когда все было новым и не очень понятным. И сегодня все более или менее вошло в норму, перестало вызывать чересчур бурные эмоции.

Я, как завуч, стараюсь приложить все усилия, применять весь опыт, проявить максимум объективности и понимания для разработки справедливых, четких, конкретных критериев определения результативности работы наших учителей.

Работа завуча разносторонняя, и важно помнить что, основная работа - это не собственный рост, а работа с педагогическими кадрами. Завуч способствует профессиональному росту педагогов, мотивирует их к самосовершенствованию, помогает им подняться на более высокую ступень педагогического труда.

Я считаю своим успехом, если под моим руководством коллеги, достигнут наград за свое мастерство, я радуюсь за них, и вместе с ними поднимаюсь на ступень выше.

Успех… Какое короткое, но удивительно значимое для каждого из нас слово. Для кого успех - маленькое событие, а для кого - это воплощение мечты всей жизни. В толковом словаре русского языка под ред. Д.Ушакова даётся такое определение: "Успех – это достижение поставленных целей в задуманном деле".

Точная постановка стратегических целей, построение цепочки целей оперативной деятельности, для каждого участника образовательного процесса, являются важнейшей составляющей моей формулы успеха. Хороший руководитель должен иметь определенное в и дение образа того дела, которым он занимается, и уметь организовать пространство своей деятельности подчиняя все ресурсы и всех участников на достижение поставленных целей.

Я, как заместитель директора, представляю себе начальную школу как живой, развивающийся организм, в котором целенаправленно организована деятельность педагогического коллектива, учащихся и родителей. Моей главной задачей является создание условий для успешной деятельности педагогов и эффективного достижения результатов учащимися.

Но цели так и останутся целями, если они не станут целью педагогического коллектива, целью деятельности учащегося, целью работы каждого сотрудника. Моя задача так простроить свою работу, чтобы всем быть на одной волне, быть на уровне интересов и потребностей людей, но при этом чётко и заинтересованно вести их к достижению целей школы. Как этого достичь? Об этом хорошо сказал Генри Форд: "Мой секрет успеха заключается в умении понять точку зрения другого человека, и смотреть на вещи и с его, и со своей точек зрения".

А это под силу лидеру. Ведь руководитель – это всегда лидер, который умеет координировать усилия всех педагогов, рационально распределять функции и получать результат. Я хорошо знаю свой коллектив, знаю особенности сильные и слабые стороны каждого педагога, всегда сохраняю уверенность в себе и готова к изменениям. В своей деятельности я стремлюсь создать условия, когда люди начинают проявлять инициативу и заинтересованность. Ведь роль лидера в образовании, главным образом, и заключается в создании условий и объединении усилий большого количества людей (не только педагогов, но и учеников, и родителей), в умении организовать образовательную среду. Лидер развивается сам и даёт возможность развиваться своей команде - команде единомышленников. И такая команда в нашей школе сформирована.

Ещё одним немаловажным, а может быть и самым важным условием моей формулы успеха, является любовь к людям (ученикам, учителям, родителям).

Важно в каждом человеке увидеть то положительное, изюминку, которая поможет этому человеку достичь успеха, а значит, достичь цели и успеха всей школе. Если я знаю, что один учитель имеет хорошие навыки организатора, другой раскрывается в творчестве, значит и работать им необходимо, опираясь на свои сильные стороны, что я обязательно должна поддерживать.

Для меня очень важно, чтобы все участники образовательного процесса понимали, каких результатов от них ждут. Они должны быть уверенны, что смогут достичь этих результатов. Они должны видеть позитивные последствия для себя от участия в образовательной деятельности и оценивать их как более значимые, чем возможные негативные последствия.

Происходящая модернизация образования, обусловлена необходимостью корреляции его с современным уровнем знаний о мире и человеке. Главная цель моей деятельности в связи с этим - создание условий для обучения учащихся посредством целостного восприятия окружающей действительности через постижение четырех миров: естественного (область научного естествознания), абстрактного (математика), искусственного (технологии) и духовного (гуманитарные знания).

Одним из важных направлений реализации концепции целостности является подход, при котором исчезает традиционное противопоставление гуманитарных, естественнонаучных, технологических и математических дисциплин. Содержание образования насыщается этическими (нравственными), эстетическими, ценностными и экологическими компонентами. Это предполагает отражение в содержании образования многообразных связей науки, искусства и других элементов культуры - таково объективное требование современного этапа развития человечества.

Таким образом, ведущую цель современного образования заключенного в преодолении одномерности человека, выработке его социальной и личностной целостности и соразмерности, начиная с первых шагов познания. Раскрытие способностей каждого ученика, сохранение и укрепление его здоровья, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

В рамках традиции мы используем такие подходы к познанию, которые позволяют формировать универсальные учебные действия в процессе реализации ФГОС начального общего образования, делаем акцент на широкое использование проектной деятельности и приобретение коммуникативных навыков для эффективного взаимодействия с людьми, развиваем творческий потенциал каждого ребенка как главный фактор гармонии, предоставляя каждому ребенку выбрать индивидуальную траекторию.

Итак, моя формула успеха – будучи лидером в команде педагогов-единомышленников, создать образовательное пространство, которое приведет к главной цели - успеху ученика.


Один известный мыслитель сказал, что тем полноценней и счастливей жизнь человека, чем большему числу людей он принесет пользу. Мне кажется, что моя работа именно такая, и она делает меня счастливой.

А каким должен быть заместитель директора, кто он?

Заместители директора – это люди, строящие учебный процесс, следящие за всеми новинками в мире методической литературы и в мире новых методических идей, совершенствующие методику преподавания, вдумчивые, требовательные, инициативные. И, конечно же, это компетентный и мобильный специалист с четким знанием предмета деятельности, знанием должностных обязанностей

Я как заместитель директора отвечаю за организацию олимпиадного движения и аттестацию учителей. В 2013-2014 учебном году, когда я проходила аттестацию, вместе со мной проходили аттестацию еще 9 человек, и я исполняла обязанности заместителя директора. Не зная даже что это такое, я погрузилась в эту атмосферу. Уча других, я многому научилась сама. И с этого началась моя работа как заместителя директора.

Обучая трудолюбию, умению жить в коллективе, быть смелыми и честными, я сама должна обладать всеми этими качествами. Учитель - вечный ученик. Целеустремленно, неустанно я должна работать над собой.

Для завуча одно из главных качеств – умение организовать работу коллектива, организовать целостный педагогический процесс. Завуч является “учителем учителей” Поэтому во главе учителей должен стоять человек, который в состоянии сплотить вокруг себя коллектив единомышленников, отношения между которыми основаны на сотрудничестве и взаимопонимании.

Благодаря сотрудничеству коллектива во главе с директором нам удалось создать школьный музей имени М.Хусаина.

Завуч по учебной работе - своеобразный “двигатель”, который задаёт не только рабочий ритм в коллективе, но и создаёт атмосферу взаимопонимания и сотрудничества, положительный микроклимат в отношениях и между учителями, и между учениками. Наверное, это и является самым главным, чтобы не только ученику, но и учителю хотелось идти в школу, создавать ситуацию успеха как для детей, так и для учителей, предупреждать возможные ошибки.

7 августа 1951 года в Молотовском районе г.Казани открылась татарская школа №106. В 1990-91 учебном году школа № 106 получает статус татарской гимназии №11. В декабре 2016 года мы отметили 65 летний юбилей. Коллектив гимназии создал летопись гимназии. В летопись нашей школы вписаны директоров и учителей, имена учеников: золотых медалистов, победителей различных конкурсов, предметных олимпиад, спортивных соревнований.

Профессия учителя и воспитателя во все времена была самой почётной и в то же время наиболее тяжёлой. Умение передать свой опыт, опыт всего человечества молодому поколению – это талант, требующий огромного терпения и желания, потому что иногда это бывает непросто. Особенно в наше время. Ведь современная школа должна не столько "давать знания", сколько "учить учиться". Современные ученики усваивают огромный багаж знаний, но не имеют представления, как эти знания применить в реальной жизни. Основной проблемой, непосредственно влияющей на эффективность образования школьников, также является проблема кризиса института семьи. Кроме того, учёные указывают на всё нарастающую технологизацию всех сторон жизни, возникновение рационализированного техногенного человека, у которого вместо морали - расчет, вместо долга - программы, вместо счастья – успех. Происходит смещение ценностных ориентаций подрастающего поколения в сторону материально-прагматического подхода, вследствие чего деформируются такие нравственные качества, как честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, совесть, бескорыстие, трудолюбие, уважение к старшим.

Труд учителя никогда не был лёгким и простым. Но сейчас как никогда ранее, стал многофункциональным, сложным, научно творческим по своему характеру, так как современный учитель имеет дело с более сложным контингентом школьников, чем его предшественники.

Учителя называют инженером человеческих душ, архитектором характера, врачом болезней роста, тренером интеллекта и памяти… Этот список можно продолжить. И все это - чистая правда. Поэтому работа учителя, а особенно заместителя директора требует особого призвания. От его труда во многом зависит разносторонность развития знаний молодого поколения, их мировоззрение, нравственные качества. Педагог должен уметь многое. Во-первых, знать и любить свой предмет, увлекаться самим процессом обучения и воспитания человека. Залогом успеха в работе являются и коммуникативные способности учителя, его умение наладить правильные отношения с детьми. Он должен быть внимательным и наблюдательным, ведь ему необходимо держать в поле зрения многих учеников, и он должен уметь замечать все изменения в их поведении. Педагогическая деятельность требует от человека и определенных волевых качеств: выдержки, терпения, последовательности, настойчивости, самообладания. Он обязан контролировать свое поведение, управлять им.

Я человек, который поможет не только своим знанием и умением, но и добрым словом и отношением. Четкое определение функциональных обязанностей позволяет мне в полной мере отвечать за порученное дело. И в будущем какое бы дело мне не поручили я смогу его выполнить. И я уверена, что для своей гимназии я стану хорошим, перспективным заместителем директора.

Искусство воспитания заключается в том, что воспитывать можно только на собственном примере. Я - это тот, кто любит, понимает истинную суть своей профессии. Я люблю и понимаю детей, всегда приду на помощь в трудной ситуации. Для своих воспитанников я настоящий друг, для коллег - искренний помощник и мудрый советчик.
Поэтому:

Не смейте забывать учителей.
Пусть будет жизнь достойна их усилий.
Учителями славится Россия.
Ученики приносят славу ей.
Не смейте забывать учителей!

Фельдштейн Д. И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы // Образовательная политика. 2010. N 5 - 6.

Эльконин Б. Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: материалы семинара. Самара, 2001.

Конышева Н. М. Когда наша школа научится учитывать уроки жизни? // Начальная школа. 2009. N 1.

Читайте также: