Сочинение о матерях можно рассказывать бесконечно

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: на примерах художественной литературы, живописи показать самоотверженность, самопожертвование матерей, воспитывать у детей уважение, любовь к мамам, бережное отношение к ним.

Ход занятия

Есть прекраснейшее существо на свете, у которого мы в неоплатном долгу. Это МАТЬ. МАМА. Для каждого человека, большого или маленького, молодого или пожилого, мама -самый родной человек на свете. Все лучшее в каждом из нас исходит от матери, давшей нам самое бесценное – жизнь. Ее забота, тепло, ласка, неустанный труд, терпение, беспокойство окружают нас с первого дня жизни. Ее нежный голос, ее мягкие теплые руки успокаивали нас, вселяли уверенность, придавали бодрость.

Ей, женщине – матери, мы посвящаем наш урок. Поговорим о самом дорогом, о самом близком, о самом святом человеке на земле – матери.

Я часами глядел на Мадонну,

Что бессмертие дала Рафаэлю,

Не от них ли, бездонных,

Даже черствые души светлели.

Не сводил с нее взгляда,

Покуда дымку облак, накинув на плечи,

Как пригрезившееся чудо,

Мне шагнула Мадонна на встречу.

Не безгрешная та, не богиня.

Есть в природе знак святой и вещий

Ярко обозначенный в веках

Самая прекрасная из женщин

Женщина с ребенком на руках.

От любой напасти заклиная

Ей то уж добра не занимать.

Нет, не богоматерь, а земная

Гордая, возвышенная мать.

Свет любви ей издревле завещан

Так вот и стоит она в веках.

Самая прекрасная из женщин

Женщина с ребенком на руках.

Зима 1941 года. Морозная ночь. Казалось, все кругом – живое и мертвое – замерзало, покрывшись льдом. Воздух жалил змеей, и кровь замерзала в артериях.

Мать идет, идет, не останавливаясь, долго и неустанно, но снежные поля бескрайны, бесконечны. Она выбивается из сил, мороз, словно меч, режет ее тело. И вдруг матери, кажется, что ребенок в ее объятиях замерзает. Она оглядывается, ее отчаявшиеся глаза ищут уголок, убежище, где можно теплее укутать ребенка. Вот впереди две черные тени. Это два дерева, растущие тесно рядом. На один лишь миг, чтобы перевести дыхание, она прислоняется к ним.

Силы уже покидают ее. Огненным языком ледяного пламени мороз облизывает ее лицо. Сердце матери поет страшную песню:

Она снимает с себя шерстяной жакет и укутывает ребенка.

Проходят минуты, ей кажется, проходит целый месяц, даже годы, вечность. Мороз прожигает ее раскаленным железом. Опять матери кажется, что дрожит, замерзает не она сама, а ее дорогое дитя. Она снимает с головы шерстяную шаль и накидывает ее на ребенка. Теперь полуголое тело матери беззащитно перед морозом. Она чувствует близость гибели, она знает, что замерзает. Нет у ней больше сил.

Она снимает кофточку, еще теплей покрывает ребенка. Все равно ей погибнуть. Ребенок должен остаться жив! Мать должна спасти свое дитя! Напрягая последние силы, со всей любовью матери она прижимает ребенка к обнаженной груди и шепчет:

- Больше нечем, дитя мое, согреть тебя, разве только моим сердцем. До последнего биения тепло его принадлежит тебе!

Мать умолкает, но в ушах ее звенят ледяные струны! Мать уже не видит, не слышит. Она все теснее прижимается к дереву. Суровая зимняя ночь надевает на нее новый наряд, ледяные пальцы мороза ткут на ней снежные узоры из хрусталя.

Наступает прозрачное морозное утро: словно острый сверкающий меч обнажен в воздухе. Перед деревьями стоят люди в белых халатах. Это три бойца - разведчика. Они стоят молча и неподвижно, обнажив головы. Они стоят перед картиной, которой не забудут на всю жизнь. Это ледяная статуя замерзшей женщины.

Долго они стоят на месте, не шевелясь, как перед священным алтарем.

Наконец один из них подходит к деревьям, к ледяной статуе женщины. Движимый какой-то надеждой, он вглядывается в сверток, который оледеневшая женщина прижимает к груди. Дрожащими от волнения пальцами он раздвигает ткань и видит устремленные на него из глубины детские глаза. Молодой боец вздрагивает и невольно отступает:

- Он жив, он не замерз,- взволнованно, глухим голосом говорит он.

Ребенок улыбается, хмуря под утренним солнцем глаза. И бойцы, прошедшие сквозь огонь, воду и лишения, не могут удержать слез от радости.

Подняв головы, они вновь смотрят на величественный памятник матери. И уста их шепчут, как молитву, слова клятвы о беспощадной мести.

Они возвращаются, неся на руках ребенка. А ледяная статуя, воплощающая величие и могущество материнской любви и материнского самопожертвования стала в их сердцах бронзовым памятником, призывающим к суровому возмездию.

Вот она материнская сила, вот оно материнское самопожертвование, ради своих детей, ради своих детей , ради их счастья она не щадила себя ,не останавливалась ни перед какими преградами.

У мамы самое доброе, ласковое сердце, самые нежные и ласковые руки, которые умеют делать всё. А в верном и чутком сердце матери никогда не гаснет любовь к своим детям, оно ни к чему не остается равнодушным.

Берегите же её, самую добрую, самую хорошую - вашу маму ,берегите её здоровье ,её силы и нервы - и вам самим от этого станет хорошо…

Пройдут годы, вы повзрослеете, а ваши мамы состарятся , и они не смогут жить без вашей помощи, вашего участия. Это и будет экзамен верности сыновнего долга .Страшно поверить, что кто-то из ваших матерей познает цену предательства.

По ночам звучит надрывный кашель,

Старенькая женщина слегла.

Много лет она в квартире нашей

Одиноко в комнате жила.

Письма были, только очень редко;

И тогда, не замечая нас,

Всё ходила и шептала:

Вам ко мне собраться бы хоть раз.

Ваша мать согнулась, поседела…

Что поделать? Старость подошла.

Как бы хорошо мы посидели

Рядышком у нашего стола.

На собранье вместе мы ходили,

В праздник пели гимны до зари,

А потом разъехались, уплыли,

Улетели… Вот и собери!

Заболела мать. И той же ночью

Телеграф не уставал стучать:

Дети, очень срочно!

Приезжайте! Заболела мать”.

Из Одессы, Киева, Игарки,

Отложив до времени дела,

Дети собрались, да очень жалко, -

У постели, а не у стола.

Гладили морщинистые руки,

Мягкую, серебряную прядь.

Почему же дали вы разлуке

Беспокоить любящую мать?

Мать ждала вас в дождь и снегопады,

В тягостной бессоннице ночей.

Разве горя дожидаться надо,

Чтоб приехать к матери своей?

Неужели только телеграмма

Привела вас к скорым поездам?

Пока у вас есть мама,

Приезжайте к ней без телеграмм!

«Оглянись же и ты, юноша, мой друг, оглянись ,как я ,и скажи ,кого ты обижал в жизни больше ,чем мать ,-не от меня ли ,не от тебя ли , не от него , не от наших ли неудач ,ошибок и не от нашего ли горя седеют наши матери ? А ведь придёт час, когда мучительным упрёком сердцу обернётся всё это у материнской могилы.

Трудно жить, навеки мать утратив,

Нет счастливей нас, чья мать жива

Именем моих погибших братьев

Вдумайтесь, молю, в мои слова:

Если сердцем стали вы суровы,

Будьте, дети, ласковее с ней,

Берегите мать от злого слова

Знайте: дети ранят всех больней!

Мать умрёт – и не изгладишь шрамы,

Мать умрёт – и боли не унять.

Заклинаю: берегите маму!

Дети мира, берегите мать!

16. К этим словам можно добавить : берегите матерей так, как они берегут нас.

У узбеков есть такой обычай: когда знакомятся, спрашивают :

Да, наши родители – наше богатство. Чтобы это богатство не ушло от нас раньше времени, мы с честью должны выполнить свой сыновний и дочерний долг –не забывать своих родителей , где бы мы ни были .

А сейчас мы и наши мамы – самые счастливые, мы можем пооткровенничать , пожаловаться ,побеседовать ,доверить свои тайны самому дорогому человеку на земле – маме.

“Восславим женщину-мать, чья любовь не Знает преград, чьей грудью вскормлен весь мир. Все прекрасное в человеке – от лучей Солнца и от молока матери…”М Горький
Тема Матери проходит красной нитью через многие произведения А. М. Горького. Так, в рассказе “Рождение человека” прославлена могучая правда о крестьянке-матери, прославлено великое чувство материнства. По-разному предстает перед нами образ Матери и в трех новеллах (“Сказки об Италии”), но все они проникнуты чувством глубочайшего преклонения и бескорыстной любви

к женщине.
В романе “Мать” Горький рассказывает историю простой женщины Пелагеи Ниловны и показывает ее постепенное духовное обновление, В начале романа Ниловна предстает перед нами как покорная и забитая женщина, состарившаяся раньше времени. Беспросветная, безрадостная жизнь превратила ее в человека, всего боящегося, перед всем трепещущего: “Как мне не бояться! Всю жизнь в страхе жила, – вся душа обросла страхом!” Покорность судьбе подчеркнута и в ее внешнем облике: “Широкое, овальное лицо, изрезанное морщинами, и одутловатое, освещалось темными глазами, тревожно-грустными, как у большинства

Но постепенно, незаметно для нее самой, в ней назревает недовольство жизнью. Помочь осознать ей это смутное недовольство помог ее сын Павел и его друзья-единомышленники. Присутствуя на занятиях рабочего кружка, присматриваясь к людям, окружающим Павла, она начинает понимать, что они ищут правду и борются за нее. “Она уже многое понимала из того, что они говорили о жизни, чувствовала, что они открыли верный источник несчастья всех людей, и привыкла соглашаться с ними. “Ниловна уловила нечто совершенно новое в поведении друзей Павла: “… вы знаете пути к сердцу человеческому. Все в человеке перед вами открывается без робости и опасений”.

Доверительное общение становится источником небывалого, духовного союза матери и сына. В общении с друзьями Павла Ниловна прояснила свои давние, полузабытые мечты о добре и правде, а отстаивая их, внесла особую, неповторимую лепту в общее дело. О новом, более серьезном понимании революционеров говорит она Находке: “…

И все другие люди за народ страдают, в тюрьмы идут и в Сибирь, умирают… Девушки молодые ходят ночью одни, по грязи, по снегу, в дождик, – идут семь верст из города к нам. Кто их гонит, кто толкает? Любят они!

Вот они – чисто любят! Веруют! Веруют, Андрюша! …” В ее сознании революционеры отождествляются с другими священными для матери понятиями – детьми; “Разве может мать не жалеть?

Не может. Всех жалко мне! все вы – родные, все – достойные! И кто пожалеет вас, кроме меня?…” Эта особенность Ниловны воспринимать мир глазами детей, чувствовать сердцем правоту их дела приобретает грандиозный смысл, потому что сама революция раскрывается писателем как движение к нравственному очищению мира.
Ниловна принимает участие в революционной работе: проносит на фабрику листовки, переправляет в деревни политическую литературу. Так Ниловна становится другом и помощником своего сына. “Когда человек, – говорит ей Павел, – может назвать мать свою и по духу родной, – эго редкое счастье. “В душе Ниловны происходит мучительная борьба, но страх за сына, за его судьбу постепенно оставляют со. После первомайской демонстрации Ниловна смело обращается к толпе с призывом поддержать сына: “Идут в мире дети наши к радости… Не отходите же от них, не отрекайтесь, не оставляйте детей своих на одиноком пути.

Пожалейте себя… поверьте сыновним сердцам – они правду родили, ради ее погибают. Поверьте им!” Горячая вера в правоту дела сына, стремление всех убедить в правильности избранного им пути позволяют Ниловне подняться до высоты подвига и самоотречения. Разбрасывая на вокзале листовки с отпечатанной речью сына, она принимает побои жандармов. Но в “ожогах боли” “глаза ее не угасали и видели много других глаз – они горели знакомым ей смелым, острым огнем, – родным ее сердцу огнем”.

От огненных чувств матери исходит столь же огненная вера в достижения ее сыновей: “Душу воскресшую – не убьют”, “Не зальют кровью разума!”, “Морями крови не угасят правды!” Так Горький связал такие социальные понятия как “революция”, “борьба” с другими, этическими: “любовь”, “вера”, “душа”. Именно в их единении видел писатель смысл новой жизненной программы.
Интересно проследить за теми изменениями, которые происходят в Ниловне на протяжении романа. Уходит чувство забитости, покорности, равнодушия ко всему, пробуждается интерес к жизни. Все, что было в ней заколочено, заглушено тяжелыми переживаниями, воскресло, всколыхнулось. Ведь “душу воскресшую не убьют!” Новыми глазами взглянула Ниловна на окружающий ее мир.

Она почувствовала, как прекрасна природа, какое богатство различных человеческих переживаний таит в себе музыка. Рождение эстетического чувства заметно обогащает представление Ниловны о мире. Она ощущает острый интерес к “огромному, чудесному, неведомому”, жалеет тех, кому чужды подобные открытия: “Люди мечутся – ничего не знают, ничем не могут любоваться, ни времени у них на это, ни охоты.

Сколько могли бы взять радости, если бы знали, как земля богата, как много на ней удивительного живет!” Поэтому так самозабвенно рассматривает Ниловна иллюстрации к научным трудам по зоологии и ботанике, слушает, как мудрую легенду, рассказы об истории человечества. Так происходит духовное рождение героини, ее приобщение к миру Прекрасного.
В переживаниях и раздумьях героев романа “Мать” есть много созвучного нашим современникам. Разве не близки нам взволнованные мысли Ниловны: о человеческом равнодушии к земной красоте, об ответственности за будущее детей следующих поколений, о необходимости людей понимать друг друга? Идея преображения мира, воплощенная писателем на страницах романа “Мать”, остается актуальной и в наши дни.

Мама … Сколько доброго и нежного вложено в смысл этого слова. Для каждого человека мама — женщина, подарившая жизнь, которая воспитывает нас, переживает, никогда не разлюбит и не предаст. Мама — самый первый друг в трудную минуту. Каждая настоящая мать для своего ребенка сделает все. Последний кусочек отдаст. За ней как за каменной стеной. А что же делали бы мы без нее? У наших мамочек золотые руки, вся работа делается аккуратно и быстро, в доме порядок, все сверкает от чистоты. А как вкусно они умеют готовить! Самый знаменитый повар не может сравниться с ними. А когда мы болеем, кто же, как не мать, сядет рядом с лекарствами. Только она любит нас, как никто больше.
Случилось так в моей жизни, что осталась я без матери. Очень больно вспоминать то, что скрывается глубоко в душе, но хочется донести это так, чтобы каждый понял, что мама — единственная и самая лучшая.
Не знаю, как для кого, а для меня мамочка — великий пример, на который я пытаюсь равнятся. Потеряв маму, я поняла, что это значит. Никогда более в моей жизни ни один человек не заменит ее. Такой, как она, больше нет и не будет. Ее нет, осталась только память.
Люблю вспоминать, как было хорошо, когда теплая рука гладила меня по голове, как мама целовала меня в щеку на ночь, и было совсем не страшно спать, снились самые чудесные сны. Каждую минуту, прожитую вместе с нею, вспоминаю, как самое лучшее. Добрый взгляд, счастливая улыбка … Храню это в памяти, как драгоценное сокровище.
Больно сейчас вспоминать те моменты, когда временами не слушалась мамы. Тогда, чувствуя за собой вину, я закрывалась в комнате. А на мамины глаза навёртывалась слезы, она сильно переживала. Потом придешь, просишь прощения, а ее глаза сразу становятся такие веселые, и добродушная улыбка появляется на лице. Теперь, бывают моменты, я не понимаю некоторых своих подруг, которые ссорятся со своими матерями. Хочется крикнуть им, чтобы они перестали, чтобы лучше обняли и лишний раз сказали, как любят и уважают их. Я сейчас очень жалею, что в свое время делала это не так часто, ругалась, не зная, что может в жизни случиться.
Порой хочется сбежать куда-нибудь, забиться в угол и думать, вспоминать, иногда хочется уснуть, чтобы увидеть мать. Когда-то я ее вижу во сне, знаете, как живую. Она мне улыбалась, разговаривала и просила, чтобы я ее не подводила. А я смотрю и только плачу. Проснулась, а глаза мокрые от слез. Тогда я и поняла, что связь с ей не оборвется никогда. Она всегда в моем сердце, и я не имею никакого права ее забыть.

Восславим женщину - Мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь мир! Все прекрасное в человеке -от лучей солнца и от молока матери, -вот что насыщает нас любовью к жизни.

Мне кажется, что о маме говорить трудно. Трудно потому, что, говоря о самом близком, самом дорогом человеке, боишься недосказать чего - то, с первого взгляда маленького и незаметного, но на самом деле очень и очень главного.

Мама часто говорит со мною о жизни, рассказывает о своих делах, о книгах, которых я еще не прочел. Я очень люблю такие вечера. Я вижу ее немного усталое лицо с морщинками на лбу и около глаз, вижу ее глаза, такие добрые и ласковые

Мне бы с тобою все время ладить,

Все бы морщинки твои разглядеть.

Может, затем стихи пишу,

Что, сознавая мужскую силу,

Так как у сердца меня носили,

В сердце своем я тебя ношу.

. Велика, волшебная, таинственная сторона, из которой приходят все люди. Из детства приходят. В него не возвращаются, нет ключей, нет мага, способного нас вернуть в эту страну. В детстве начинается человек. Начинается его любовь, нелюбовь, страх, сочувствие, сострадание. Вот какая она, эта страна, из которой выходят все люди.

Самая яркая картина детства: утро. Мама будит меня. Она не дергает, не тормошит, не зовет, а прислоняется к моему лицу своей щекой или губами. Я раскрываю глаза. Мама уже умылась, причесалась. Каждое утро она такая: свежая, прохладная, кажется, будто она и не ложилась спать.

Мама ни разу не пожаловалась мне на жизнь, на боль. Думаю, что это милосердие, которое она оказывает мне.

Строки великих писателей и поэтов: Льва Толстого и Максима Горького, Чингиза Айтматова и Расула Гамзатова, Николая Рыленкова и Юрия Яковлева -помогают нам еще лучше понимать и ценить наших матерей.

Я не лгал никогда. Это ты меня так научила.

И пока я вижу, мама, имя твое

Я несу через жизнь как святыню.

Будут годы идти. Яблоки падать в траву

Будет солнце всходить, будут реки врываться в пустыню.

. Будет жизнь бушевать. Каждым атомом. Жилкою каждой.

. Люди! Братья мои! Берегите своих матерей!

Настоящая мать человеку дается однажды.

ОГЭ сочинение 15.3 по русскому языку по теме Что такое МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ и пример из литературы по тексту Алексина "Толя осени не любил. Не любил за то, что опадали листья"

Дню матери посвящается. Мама — это самое первое слово, которое произносит маленький человечек. Оно прекрасно и нежно звучит на всех языках мира.

Все прекрасное в человеке - от лучей солнца и от молока Матери .

( Максим Горький.)

«Пятьдесят лет ходил он по земле, железная стопа его давила города и государства, как нога слона муравейники, красные реки крови текли от его путей во все стороны; он строил высокие башни из костей побежденных народов; разрушал жизнь…

- Приведите ее! — сказал царь.

- Я - из-под Салерно, это далеко, в Италии, ты не знаешь где! Мой отец — рыбак, мой муж - тоже, он был красив, как счастливый человек, - это я поила его счастьем! И еще был у меня сын – самый прекрасный мальчик на земле… Ему было шесть лет уже, когда к нам на берег явились сарацины-пираты, они убили отца моего, мужа и еще многих, а мальчика похитили, и вот четыре года, как я его ищу на земле. Теперь он у тебя, я это знаю, потому что воины Баязета схватили пиратов, а ты - победил Баязета и отнял у него всё, ты должен знать, где мой сын, должен отдать мне его.

- Женщина! Как же ты пришла из этой страны, неведомой мне, через моря, реки и горы, через леса? Почему звери и люди, которые часто злее злейших зверей, не тронули тебя?

Сказала она Тимуру-Гуругану:

- Море я встретила только одно, на нем было много островов и рыбацких лодок, а ведь если ищешь любимое - дует попутный ветер. Реки легко переплыть тому, кто рожден и вырос на берегу моря. Горы? - я не заметила гор…

Снова долго думал бич народов и сказал, наконец:

- Я, раб божий Тимур, говорю, что следует! Триста всадников отправятся сейчас же во все концы земли моей, и пусть найдут они сына этой женщины, а она будет ждать здесь, и я буду ждать вместе с нею, тот же, кто воротится с ребенком на седле своего коня, он будет счастлив. Так, женщина?

Она откинула с лица черные волосы, улыбнулась ему и ответила, кивнув головой:

Вот, как любовь Матери растопила зачерствелое сердце жестокого завоевателя и убедила Тимура во всемогущей силе ее, давшей миру всех его героев.

« …Во главе людей, разрушавших город, стоял её сын, весёлый и безжалостный красавец; ещё недавно она смотрела на него с гордостью, как на драгоценный свой подарок родине, как на добрую силу, рождённую ею в помощь людям города - гнезда, где она родилась сама, родила и выкормила его.

…Теряло сердце матери ближайшего ему человека и плакало: взвешивая в нём любовь к сыну и городу, не могло понять - что легче, что тяжелей.

- Или убейте меня за то, что мой сын стал врагом вашим, или откройте мне ворота, я уйду к нему. - просила она защитников города. – Я – мать, я его люблю и считаю себя виноватой в том, что он таков, каким стал.

Люди открыли ворота и выпустили ее из города. Встретившись с сыном, она долго беседовала с ним и поняла, что нет в его душе ни любви, ни сострадания, одно тщеславие, гордыня и блеск славы, затмевающий глаза. Он грозился взять и сравнять с землей не покорившийся город.

- Может быть, мы обрушимся на него ещё ночью,- говорил её сын,- если ночь будет достаточно темна! Неудобно убивать, когда солнце смотрит в глаза и блеск оружия ослепляет их - всегда при этом много неверных ударов,- говорил он, рассматривая свой меч.

Мать сказала ему: - Иди сюда, положи голову на грудь мне, отдохни, вспоминая, как весел и добр был ты ребёнком и как все любили тебя.

Он послушался, прилёг на колени к ней и закрыл глаза, говоря: - Я люблю только славу и тебя, за то, что ты родила меня таким, каков я есть.

- А женщины? - спросила она, наклонясь над ним.

- Их - много, они быстро надоедают, как всё слишком сладкое.

Она спросила его в последний раз:

- И ты не хочешь иметь детей?

- Зачем? Чтобы их убили? Кто-нибудь, подобный мне, убьёт их, а мне это будет больно, и тогда я уже буду стар и слаб, чтобы отомстить за них.

- Ты красив, но бесплоден, как молния,- сказала она, вздохнув.

Он ответил, улыбаясь: - Да, как молния.

И задремал на груди матери, как ребёнок.

Тогда она, накрыв его своим чёрным плащом, воткнула нож в сердце его, и он, вздрогнув, тотчас умер - ведь она хорошо знала, где бьётся сердце сына. И, сбросив труп его с колен своих к ногам изумлённой стражи, она сказала в сторону города:

- Человек - я сделала для родины всё, что могла; Мать - я остаюсь со своим сыном! Мне уже поздно родить другого, жизнь моя никому не нужна.

И тот же нож, ещё тёплый от крови его - её крови,- она твёрдой рукою вонзила в свою грудь и тоже верно попала в сердце,- если оно болит, в него легко попасть.

А этот отрывок из моего собственного рассказа о матери, на долю которой и ее детей выпало нелегкое военное и послевоенное время.

Оставшись во время войны вдовой с двумя маленькими несовершеннолетними дочерьми, без жилья, Мать летом, как все сельчане работала в полеводстве, а зимой сторожила колхозный скот, за ее работу ей выделили и поселили в небольшую, случайно уцелевшую, но опустевшую избу на краю села и ежедневно выдавали литр молока и расплачивались зерном. Зерно мать отвозила молоть на мельницу в другую деревню и пекла в русской печке из полученной муки подовой хлеб‚ а чаще всего – пресные лепешки.

Но однажды‚ глухой январской ночью‚ случилось несчастье. В закут‚ где содержались колхозные овцы‚ пробрался вор и увез по свежевыпавшему снегу на ручных санях две окатившиеся овцы вместе с народившимися ягнятами. Мать подняла тревогу‚ и вора скоро нашли. Было непонятно, почему и на что рассчитывал молодой мужчина из соседнего хутора, решив украсть овец с ягнятами?

Зима в тот год выдалась суровой и снежной. Морозным январским днем к дому на краю села лихо подкатила резвая тройка серых лошадей в яблоках‚ запряженная в просторные сани. От крупов‚ от пышных грив и занузданных губ лошадей валил густой пар. С широких саней в сопровождении двух мужчин слез высокий человек в светлом‚ обделанном белым мехом тулупе и белой‚ пушистой‚ заиндевевшей от мороза шапке. Это был милиционер и понятые.

Мать забирали на суд по делу кражи овец в качестве свидетеля. Растерявшись, она засуетилась и стала уговаривать участкового милиционера‚ чтобы он взял у нее показания дома‚ а не на суде. Но он был неумолим, говоря, что она скоро вернется домой, как только пройдет допрос.

Забившись на теплую русскую печь, две маленькие дочери с опаской и детским любопытством разглядывали оттуда неожиданных гостей. Рослый милиционер в белом тулупе и меховой шапке казался им героем-богатырем из волшебной сказки. Остановившаяся под окном тройка серых лошадей в яблоках‚ запряженная в широкие сани‚ также казалась сказочной.

Дети остались дома одни. Мать попросила живущую в соседнем дворе тетю Марусю присмотреть за ними. Но вот наступила ночь. Девочки легли на теплую печь и вскоре уснули. Вдруг откуда-то сверху послышался страшный шорох и писк. Испуганные сестренки тут же вскочили с печи и‚ не разобравшись спросонья‚ раздетые пустились босиком по только что выпавшему рыхлому снегу наутек к соседской избе. Но страх оказался напрасным. Это мыши и крысы устроили свою ночную возню на чердаке.

После суда мать вернулась домой. Она впервые за многие годы уезжала в город и впервые оставляла детей одних и не хотела возвращаться без гостинцев. А денег у нее не было совсем. Об этом она сказала приехавшему за ней на серых в яблоках конях участковому. Он тут же порылся в своих карманах и протянул матери три рубля‚ сказав, что больше у него тоже денег нет.

Мать подержала в руках три рубля, один взяла себе, а два вернула назад. Она купила детям цветные карандаши‚ тетрадь для рисования, а на оставшуюся мелочь дешевеньких конфет: немного леденцов и цветного горошка. По деревенской привычке‚ чтобы сберечь‚ мать завязала конфеты узелочком в конец своего светленького ситцевого головного платочка с каемочками по краям‚ одетого под верхнюю теплую шаль.

В те далекие годы, когда прошло всего лишь несколько лет после отгремевшей войны, для деревенских ребятишек даже простые конфетки-карамельки, так называемые подушечки с начинкой или цветной горошек были большим лакомством. Если матери удавалось купить хотя бы маленькую горсточку, или кто-либо угощал ее несколькими конфетками, она приберегала их для детей, положив не в пакет, который для этого был бы велик, а завязав спереди под подбородком узелочком в кончик своего простенького ситцевого головного платка. И теперь‚ глядя‚ как две маленькие дочери старательно считают и делят на две равные кучки круглые конфетки-горошки‚ она с сожалением подумала‚ что напрасно не взяла у милиционера три рубля.

На всю жизнь запомнился девочкам и тот зимний морозный день, и те разноцветные конфетки-горошки‚ или драже, припасенные и сбереженные для них в нехитро завязанном кончике светленького с каемочками ситцевого платка матери. Это были самые вкусные конфетки, которые они когда-либо ели.

В качестве иллюстрации - картина французского художника Х1Х века Гуго Мерле (из Интернета).

Читайте также: