Теперь когда я окончательно сжился с дурным обществом сочинение

Обновлено: 07.07.2024

В ДУРНОМ ОБЩЕСТВЕ

Из детских воспоминаний моего приятеля

Подготовка текста и примечания: С.Л.КОРОЛЕНКО и Н.В.КОРОЛЕНКО-ЛЯХОВИЧ

Моя мать умерла, когда мне было шесть лет. Отец, весь отдавшись своему горю, как будто совсем забыл о моем существовании. Порой он ласкал мою маленькую сестру и по-своему заботился о ней, потому что в ней были черты матери. Я же рос, как дикое деревцо в поле,- никто не окружал меня особенною заботливостью, но никто и не стеснял моей свободы.

Местечко, где мы жили, называлось Княжье-Вено, или, проще, Княж-городок. Оно принадлежало одному захудалому, но гордому польскому роду и представляло все типические черты любого из мелких городов Юго-западного края, где, среди тихо струящейся жизни тяжелого труда и мелко-суетливого еврейского гешефта, доживают свои печальные дни жалкие останки гордого панского величия.

Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам прежде всего бросается в глаза тюрьма, лучшее архитектурное украшение города. Самый город раскинулся внизу над сонными, заплесневшими прудами, и к нему приходится спускаться по отлогому шоссе, загороженному традиционною "заставой". Сонный инвалид, порыжелая на солнце фигура, олицетворение безмятежной дремоты, лениво поднимает шлагбаум, и - вы в городе, хотя, быть может, не замечаете этого сразу. Серые заборы, пустыри с кучами всякого хлама понемногу перемежаются с подслеповатыми, ушедшими в землю хатками. Далее широкая площадь зияет в разных местах темными воротами еврейских "заезжих домов", казенные учреждения наводят уныние своими белыми стенами и казарменно-ровными линиями. Деревянный мост, перекинутый через узкую речушку, кряхтит, вздрагивая под колесами, и шатается, точно дряхлый старик. За мостом потянулась еврейская улица с магазинами, лавками, лавчонками, столами евреев-менял, сидящих под зонтами на тротуарах, и с навесами калачниц. Вонь, грязь, кучи ребят, ползающих в уличной пыли. Но вот еще минута и - вы уже за городом. Тихо шепчутся березы над могилами кладбища, да ветер волнует хлеба на нивах и звенит унылою, бесконечною песней в проволоках придорожного телеграфа.

Речка, через которую перекинут упомянутый мост, вытекала из пруда и впадала в другой. Таким образом, с севера и юга городок ограждался широкими водяными гладями и топями. Пруды год от году мелели, зарастали зеленью, и высокие густые камыши волновались, как море, на громадных болотах. Посредине одного из прудов находится остров. На острове - старый, полуразрушенный замок.

Я помню, с каким страхом я смотрел всегда на это величавое дряхлое здание. О нем ходили предания и рассказы один другого страшнее. Говорили, что остров насыпан искусственно, руками пленных турок. "На костях человеческих стоит старое замчи'ще,- передавали старожилы, и мое детское испуганное воображение рисовало под землей тысячи турецких скелетов, поддерживающих костлявыми руками остров с его высокими пирамидальными тополями и старым замком. От этого, понятно, замок казался еще страшнее, и даже в ясные дни, когда, бывало, ободренные светом и громкими голосами птиц, мы подходили к нему поближе, он нередко наводил на нас припадки панического ужаса,- так страшно глядели черные впадины давно выбитых окон; в пустых залах ходил таинственный шорох: камешки и штукатурка, отрываясь, падали вниз, будя гулкое эхо, и мы бежали без оглядки, а за нами долго еще стояли стук, и топот, и гоготанье.

А в бурные осенние ночи, когда гиганты-тополи качались и гудели от налетавшего из-за прудов ветра, ужас разливался от старого замка и царил над всем городом. "Ой-вей-мир!" [О горе мне (евр.)] - пугливо произносили евреи; богобоязненные старые мещанки крестились, и даже наш ближайший сосед, кузнец, отрицавший самое существование бесовской силы, выходя в эти часы на свой дворик, творил крестное знамение и шептал про себя молитву об упокоении усопших.

Старый, седобородый Януш, за неимением квартиры приютившийся в одном из подвалов замка, рассказывал нам не раз, что в такие ночи он явственно слышал, как из-под земли неслись крики. Турки начинали возиться под островом, стучали костями и громко укоряли панов в жестокости. Тогда в залах старого замка и вокруг него на острове брякало оружие, и паны громкими криками сзывали гайдуков. Януш слышал совершенно ясно, под рев и завывание бури, топот коней, звяканье сабель, слова команды. Однажды он слышал даже, как покойный прадед нынешних графов, прославленный на вечные веки своими кровавыми подвигами, выехал, стуча копытами своего аргамака, на середину острова и неистово ругался:

"Молчите там, лайдаки [Бездельники (польск.)], пся вяра!"

Потомки этого графа давно уже оставили жилище предков. Большая часть дукатов и всяких сокровищ, от которых прежде ломились сундуки графов, перешла за мост, в еврейские лачуги, и последние представители славного рода выстроили себе прозаическое белое здание на горе, подальше от города. Там протекало их скучное, но все же торжественное существование в презрительно-величавом уединении.

Изредка только старый граф, такая же мрачная развалина, как и замок на острове, появлялся в городе на своей старой английской кляче. Рядом с ним, в черной амазонке, величавая и сухая, проезжала по городским улицам его дочь, а сзади почтительно следовал шталмейстер. Величественной графине суждено было навсегда остаться девой. Равные ей по происхождению женихи, в погоне за деньгами купеческих дочек за границей, малодушно рассеялись по свету, оставив родовые замки или продав их на слом евреям, а в городишке, расстилавшемся у подножия ее дворца, не было юноши, который бы осмелился поднять глаза на красавицу-графиню. Завидев этих трех всадников, мы, малые ребята, как стая птиц, снимались с мягкой уличной пыли и, быстро рассеявшись по дворам, испуганно-любопытными глазами следили за мрачными владельцами страшного замка.

В западной стороне, на горе, среди истлевших крестов и провалившихся могил, стояла давно заброшенная униатская часовня. Это была родная дочь расстилавшегося в долине собственно обывательского города. Некогда в ней собирались, по звону колокола, горожане в чистых, хотя и не роскошных кунтушах, с палками в руках, вместо сабель, которыми гремела мелкая шляхта, тоже являвшаяся на зов звонкого униатского колокола из окрестных деревень и хуторов.

В развалинах замка, на одном из островов многочисленных прудов Княж – города обитали нищие и разные загадочные личности. Живущие там, в нищете дети однажды по воле случая знакомятся с мальчиком Васей. Он из обеспеченной семьи, но после смерти мамы стал чувствовать себя ненужным. Младшую сестренку опекала няня, а Вася все чаще убегал из дома погулять.

Детей в подземелье опекает взрослый – Тыбурций. Эму совсем не нравится, что дети подружились с сыном судьи. Но он любит Валька и Марусю и, видя как радуются дети дружбе, не запрещает им встречаться.

Всегда голодная малышка Маруся к осени совсем слегла. Вася не зная как помочь несчастной девочке, решил попросить у сестры куклу. Хотя бы на время. Великолепная игрушка придала сил больной девочке, вдохнула в нее капельку радости.

А у Васи начались неприятности. Пропажа куклы открылась. Мальчик был вызван к отцу и буквально допрошен. Вася стойко вынес все обвинения в воровстве. Но вернуть куклу у них с Вальком не получилось. Тихие Марусины слезы остановили их. Не смогли они забрать у нее последние крохи радости.

Васю поместили под домашний арест – запретив ему выходить из дома.

Но появление в их доме Тыбурция с куклой изменило мнение отца Василия. Узнав о благородном поступке своего сына, судья устыдился своего поведения. Он разрешил Васе попрощаться с умершей девочкой и даже дал денег неимущим.

Спустя некоторое время Валек и Тыбурций исчезли не только из замка, но и из города. А Вася и его сестра Соня стали часто ходить на могилку к Марусе.

Это грустное событие помогло не только Васе открыть то, что в мире существуют настоящие человеческие ценности. Понять, что душевное тепло и сострадание имеют большую силу.

Не нужно считать себя лучше других только потому, что твой папа занимает высокий пост.

Сочинение 2

Короленко как автор, да и как человек, был весьма богат на эмоции и выражение своих чувств. Всё что угодно могло вывести его из состояния равновесия в практически в любое эмоциональное состояние, что также очень сильно отразилось на самих произведениях автора. В своих произведениях автор очень часто обращался к темам человеческой натуры и её составляющей – эмоций, в большинстве своём добрых. Он часто говорил, и в своих произведениях также отмечал, что на данное время наблюдается сильный спад в эмоциональности людского общества, из-за чего люди забывают о самых простых человеческих радостях, и думают лишь о материальной составляющей жизни. Примером такого произведения послужит “Дети подземелья”.

В произведении “Дети подземелья” автор знакомит нас с нескольких детьми, которые несут в себе ту или иную тему произведения. Судьба каждого из них весьма незавидна, и потому читатель начинает сочувствовать им, по мере развития сюжета произведения. В произведении также задеваются достаточно сильные в эмоциональном плане для читателя темы. Это темы социального плана, которые, так или иначе, присутствуют в нашей жизни, которые автор хотел бы донести до своего читателя.

Основной темой в произведении является то, что очень часто люди забывают о своём сердце, начиная руководствоваться только холодным расчётом, из-за чего они также начинают испытывать боль и раздражение. Он говорит о том, что материальная составляющая нашей жизни отнюдь не самое важное в ней, и потому важно помнить о том, что существуют вещи более возвышенные, чем просто получение дохода и устройство своего материального благосостояния. Также он указывает ещё одну проблему произведения, которая присутствует в нескольких персонажах произведения.

Он говорит о том, что очень часто люди с трудной судьбой могут вылечить чьё либо сердце, ведь они знают, что по настоящему ценно, потому как им пришлось столкнуться с достаточно трагичными событиями, которые, так или иначе, оставили след в их характере. Они смогли пройти через достаточно сложный отрезок в своей жизни, чтобы впоследствии стать сильнее. Таким образом, автор показывает, что человек пройдя какие-либо невзгоды, становится лишь сильнее, и потому может назвать себя достаточно сильной личностью лишь потому, что ему пришлось пройти через плохие вещи, может даже ужасные.

Другие темы: ← Вася из рассказа Дети подземелья↑ КороленкоСоня В дурном обществе →

Милосердие — это когда ты понимаешь других, ког­да приходишь в нужную минуту им на помощь, когда го­тов пожертвовать своей выгодой ради блага других. Именно таков главный герой рассказа Вася. Пере­живший в шесть лет страшную трагедию — потерю матери, лишенный отцовской ласки, предоставленный сам себе, мальчик, однако, не черствеет душой, а, на­оборот, становится очень чувствительным к чужому горю. Вася — сын известного в городе судьи. Но это не мешает ему дружить с нищими бездомными детьми подземелья. Более того, мальчик дорожит этой друж­бой. Вася не просто играет с детьми, он проникается их проблемами и старается, чем может, помочь обездо­ленным. Каждый раз, тайно приходя в заброшенную часовню, мальчик приносит друзьям яблоки из своего сада, а иногда и другие лакомства.

А эпизод с куклой — разве это не проявление мило­сердия в высшей степени. Зная, как дорожит куклой, по­даренной когда-то мамой, его младшая сестренка Соня, Вася все же упрашивает девочку одолжить на время иг­рушку больной, умирающей Марусе. Вася надеется, что игрушка немного развеселит грустную Маню.

Жалея бедную Марусю, мальчик готов вынести лю­бые наказания, только бы девочке стало лучше. Поэто­му-то он и не смог вовремя забрать куклу, хоть тучи над ним уже сгущались. На вопрос отца, где кукла, Ва­ся молчит. А ведь это молчание достается ему очень нелегко. Мальчику ни за что не хочется обманывать отца. Обман — это не в его правилах. Просто Вася бо­ится, что правда ухудшит и без того тяжелое положе­ние обездоленных людей и отнимет последнюю в жиз­ни радость у умирающей Маруси.

Милосердие проявляет и отец Васи по отношению к Тыбурцию. Как судья, отец Васи мог бы сообщить о Тыбурцие полиции. Но проникшись сочувствием к его судьбе, оценив благородное стремление бродяги засту­питься за Васю, судья не делает этого. Более того, он просит, чтобы Тыбурций взял у него деньги.

Популярные сочинения

Когда Вася был еще маленький, у него в семье случилось горе: умерла мама. Отец тяжело переживал утрату, поэтому перестал обращать внимание на сына. Однако к дочери, младшей сестре Васи, его отношение не изменилось. Он любил ее, так как она очень была похожа на свою мать. Все это привело к тому, что Вася начал бродяжничать и хулиганить.

Внутреннее перерождение главного героя произошло благодаря знакомству с детьми подземелья – Валеком и Марусей. Первая их встреча произошла в часовне. Когда Вася увидел Марусю, ее удивленный и испуганный взгляд, что-то произошло у него внутри. Его сердце наполнилось состраданием и жалостью. У него было два яблока, которыми он угостил детей. С этого момента и началась дружба между ребятами.

Благодаря Валеку, Вася узнал много хорошего и положительного о своем отце. Хотя раньше он считал его совсем другим. Валек рассказал ему, что у него замечательный отец, потому что он честный и неподкупный в своем деле. А он работал судьей.

Васю очень изменило знакомство с детьми подземелья. Ему жалко было Марусю и больно смотреть на этого маленького ангелочка. Даже та ситуация, что Валеку пришлось украсть хлеб, его не смутила. Потому что он понимал, что на это все старший брат идет ради своей сестры, которая очень голодна, а денег у них не было. Осознавая все это, Васе становилось так жаль бедных людей, что из-за этого он плакал.

Когда наступила осень, Маруся тяжело заболела. Она стала очень бледной и почти не поднималась с кроватки. Вася начал заботиться о ней. Он приносил игрушки из дому, чтобы хоть как-то развеселить малышку. Но все игрушки не вызывали никакого интереса у ребенка. Тогда Вася решил подарить ей куклу сестры. Он рассказал свое сестре Соне о Марусе и попросил дать ей на время куклу.

Когда узнал отец, что куклы дочери нет, он стал допрашивать сына, где она. Но Вася ничего не рассказывал, он преданно молчал. Но тут пришел отец детей подземелья и принес куклу, при этом он сообщил ужасную новость: Маруси не стало. Васю очень огорчили эти слова, его сердце наполнилось еще большим состраданием. Тогда главный герой подошел к своему отцу и увидел его совершенно другим: он наконец-то понял, что Вася – это его родной человек. В тот момент все изменилось, душа отца открылась для сына.

После случившегося Валек и Тыбурций бесследно исчезли, как и все нищие жители. Вася и Соня ежегодно носили цветы на могилку Маруси, там они разговаривали, делились мыслями и планами.

Здесь можно сделать вывод, что знакомство Васи с детьми подземелья навсегда изменили его жизнь, пробудили в нем сострадание, сочувствие, любовь и доброту.

Банк аргументов к новым понятиям сочинения 9.3 ОГЭ

Банк аргументов к новым понятиям сочинения 9.3 ОГЭ

Толкование понятия

— общепризнанное значение, влияние, признание выдающихся достижений, знаний, умений, навыков, способностей.

Как завоевать авторитет? Александр Суворов был прославленным военачальником и обладал авторитетом в армии: солдаты любили его за внимательное отношение, заботу, а другие военачальники за храбрость и знания.

Истинный авторитет завоевать можно только трудом и добротой.

— отсутствие стремления к личной выгоде, наживе.

— чувство признательности за сделанное добро, а также различные способы выражения этого чувства.

— согласие, взаимное понимание, единодушие во мнениях и поступках.

Что значит понять другого человека?В произведении А.С.Пушкина случайное знакомство с Пугачёвым стало для Петра Гринева знаковым. Между Петром и Пугачёвым возникло взаимопонимание. Пугачёв даже не обиделся на отказ Петра перейти на его сторону и помог ему в спасении капитанской дочки. А это значит, что полное взаимопонимание возможно даже между людьми, которые считают друг друга врагами.

— способность воображать, творчески мыслить, фантазировать

Таким образом, можно сделать вывод: воображение – одна из самых важных способностей, которую важно сохранить с возрастом, ведь именно благодаря воображению жизнь становится необыкновенной.

— внимание, поддержка, оказание помощи, защита.

— чувство досады и разочарования, которое связано с собственными неудачами или малыми достижениями в сравнении с другими людьми.

— совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором последний вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение

— наслаждение каждым прожитым днем, закрывая глаза на все проблемы и неудачи.

Любовь к родителям

— глубокая привязанность, способность поддержать, найти тёплое, душевное слово, поблагодарить за то, что они для нас делают.

— заветное желание, созданное воображением.

Надо стремиться к своей мечте, и она сбудется.

— этические идеалы, общепринятые правила поведения, обусловленные человеческими принципами.

— совместная работа, выполняемая командой, которая стремится к хорошему результату.

— необходимость отвечать перед кем-либо за свои действия и поступки

— запас чувственных впечатлений, то, что оставило очень глубокий след в душе, запомнилось навсегда.

— постижение и осознание чужой проблемы.

Надо стараться понимать другого человека, чтобы не сломать ему жизнь.

Признать свои ошибки

— понять свою неправоту, признак мудрости.

Прийти на помощь

— поддержать, протянуть руку помощи, прийти на подмогу

— помилование, извинение. Прощать – не помнить о нанесенных обидах, извинять кого-то, не ставить ему в вину ошибки.

Мне кажется, прощать нужно всё и всем, даже предательство друга. Обида и месть разрушают нас.

Проявлять внимание к человеку

— заботиться, окружать вниманием, проявлять заботу.

— отсутствие боязни в принятии и осуществлении своих решений; смелость, твердость, непоколебимость.

Это качество двигало и знаменитым авиаконструктором А.Н.Туполевым, на его самолетах были совершены перелёты через Северный полюс в Америку.

Именно решимость- черта характера победителя

— почетная известность, всеобщее уважение, признание заслуг, таланта.

Как можно прославиться?А.В.Суворов в детстве был хилым и слабым. Но благодаря тренировкам, закалке и упорству стал прославленным военачальником.

Надо много трудиться, чтобы добиться признания.

— создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей.

Уважение к человеку

— признание достоинств личности.

— выдумка, неправдоподобное, невозможное.

Фантазии о ковре-самолете помогли создать самолеты, а роботы, подводные лодки и космические корабли из фантастических рассказов давно стали реальностью.

Фантазии- стимул для развития человечества.

— предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить.

Надо иметь цель в жизни, чтобы понимать, ради чего надо преодолевать трудности и лишения.

нечто небывалое, необычное, то, что вызывает удивление.

Надо учиться самому делать чудо своими руками.

Подписи к слайдам:

Слайд 4 В русской литературе много писателей, которые затрагивали тему милосердия и сострадания. Например, такие как: Оскар Уайльд, Достоевский, Чехов и т.д. И В. Г. Короленко был не исключением.

Слайд 5 Милосердие-это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.Сострадание-это жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

Слайд 6 Писатель, общественный деятель. Сын уездного судьи. Учась в гимназии, увлекся русской классической литературой, мечтал стать адвокатом, чтобы защищать обездоленных.

Слайд 10 Характеристика Валека: мальчик лет девяти, высокий, тонкий, черноволосый, солидный с манерами взрослого человека, одет был бедно Валек и Маруся

Слайд 11 Характеристика Маруси: это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца, ей было четыре года, волосы белокурые, но пышные, тонкие прозрачные ручки, одета была бедно. Маруся с куклой

Слайд 12 СоняБыла кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она резво бегала, любила играть, беситься, звонко смеялась МарусяРуки тонки, прозрачны, она не бегала, а когда смеялась, то смех ее звучал, как самый маленький серебряный колокольчик, которого на десять шагав уже не слышно

Слайд 14 В.Г. Короленко показал, как Вася помогал детям подземелья. Давал им еду; когда Марусе было плохо, он забрал без просу отца куклу Сони и отдал ее Марусе. Вася проявил сострадание к детям. Он понял, что им трудно и плохо жить в старом холодном подземелье. Вот в этом В.Г. Короленко раскрыл тему сострадания и милосердия в повести.

Слайд 16 Эта история учит нас тому, что надо помогать всем кто бы это не был, проявлять сочувствие и милосердие к людям при любой ситуации.Автор предлагает начать менять мир к лучшему с себя, проявляя милосердие и сострадание, и не становиться глухим к проблемам других, что по сути является духовной нищетой.

Милосердие – это когда ты понимаешь других, ког­да приходишь в нужную минуту им на помощь, когда го­тов пожертвовать своей выгодой ради блага других. Именно таков главный герой рассказа Вася. Пере­живший в шесть лет страшную трагедию – потерю матери, лишенный отцовской ласки, предоставленный сам себе, мальчик, однако, не черствеет душой, а, на­оборот, становится очень чувствительным к чужому горю. Вася – сын известного в городе судьи. Но это не мешает ему дружить с нищими бездомными детьми подземелья. Более того, мальчик дорожит этой друж­бой. Вася не просто играет с детьми, он проникается их проблемами и старается, чем может, помочь обездо­ленным. Каждый раз, тайно приходя в заброшенную часовню, мальчик приносит друзьям яблоки из своего сада, а иногда и другие лакомства. А эпизод с куклой – разве это не проявление мило­сердия в высшей степени. Зная, как дорожит куклой, по­даренной когда-то мамой, его младшая сестренка Соня, Вася все же упрашивает девочку одолжить на время иг­рушку больной, умирающей Марусе. Вася надеется, что игрушка немного развеселит грустную Маню. Жалея бедную Марусю, мальчик готов вынести лю­бые наказания, только бы девочке стало лучше. Поэто­му-то он и не смог вовремя забрать куклу, хоть тучи над ним уже сгущались. На вопрос отца, где кукла, Ва­ся молчит. А ведь это молчание достается ему очень нелегко. Мальчику ни за что не хочется обманывать отца. Обман – это не в его правилах. Просто Вася бо­ится, что правда ухудшит и без того тяжелое положе­ние обездоленных людей и отнимет последнюю в жиз­ни радость у умирающей Маруси. Милосердие проявляет и отец Васи по отношению к Тыбурцию. Как судья, отец Васи мог бы сообщить о Тыбурцие полиции. Но проникшись сочувствием к его судьбе, оценив благородное стремление бродяги засту­питься за Васю, судья не делает этого. Более того, он просит, чтобы Тыбурций взял у него деньги.

Вариант 3

После смерти матери мальчику приходилось самому всего добиваться, а также и помогать во всем своей сестре. Иногда ему приходилось гулять по улицам и просить хлеб, хотя дома у них всегда были продукты.

Кроме этого многие его ненавидели только за то, что он постоянно всем говорил только правду, и никогда не обманывал. А ведь это не всем нравится. Но Вася, поэтому поводу никогда не заморачивался, ведь ему было все равно, что про него думают другие люди.

Иногда ему приходилось выслушивать в свой адрес оскорбления или обзывательства, но сильно их не слушал. Ведь что бы ему здесь и сейчас не сказали, он все равно будет делать как нужно ему.

К нему приходило всегда очень много ребят, с которыми он придумывал разные игры и играл с ними и им это очень даже нравилось. Многие были рады, что у их детей есть такой хороший друг. Кроме этого они на сто процентов были уверены, что он никогда никого не сможет обидеть.

Если ему удавалось нарвать в чужом саду яблок, то он всегда поделиться ими со всеми ребятами, которые находятся с ним рядом, а также оставит тем, кто придет попозже.

А вот с отцом Вася никак не мог найти общий язык. Он всегда приходил с работы уставшим и сразу же шел спать. Они никогда не слышали от него ни одного доброго слова. А ведь парню всегда хотелось чтобы отец посадил его к себе на колени и чему-нибудь научил, но такого тоже не было. Иногда он спрашивал у нашего главного героя, а помнит ли он свою мать и парень на это ему ничего не отвечал. Конечно, он помнил свою мать и каждый день втайне от всех плакал по ней и просил бога вернуть ее обратно. Вот только разделить свою боль и утрату ему было не с кем, да и рассказать об этом он никому не мог. Но если плакала его сестра, то он старался успокоить ее и уговорить. Конечно, и раньше Вася никогда не слышал хорошего и доброго слова от отца, ничего не изменилось и сейчас.

Отец всегда считал его несерьезным и избалованным парнем, которого нужно постоянно учить уму – разуму и этого можно добиться только при помощи ругани и битья. Хотя много раз сердце подсказывало ему, что недавно он потерял мать, а это значит, что кроме отца его больше никто не пожалеет. Но ничего с этим поделать не мог, ведь у него в душе не было места для любви к сыну.

Кроме этого он всегда говорил сыну, что воровать нельзя и обманывать тоже. И хотя отец ни разу его не поймал на этом, но все равно был уверен, что сын этим занимается.

В развалинах замка, на одном из островов многочисленных прудов Княж – города обитали нищие и разные загадочные личности. Живущие там, в нищете дети однажды по воле случая знакомятся с мальчиком Васей. Он из обеспеченной семьи, но после смерти мамы стал чувствовать себя ненужным. Младшую сестренку опекала няня, а Вася все чаще убегал из дома погулять.

Детей в подземелье опекает взрослый – Тыбурций. Эму совсем не нравится, что дети подружились с сыном судьи. Но он любит Валька и Марусю и, видя как радуются дети дружбе, не запрещает им встречаться.

Всегда голодная малышка Маруся к осени совсем слегла. Вася не зная как помочь несчастной девочке, решил попросить у сестры куклу. Хотя бы на время. Великолепная игрушка придала сил больной девочке, вдохнула в нее капельку радости.

А у Васи начались неприятности. Пропажа куклы открылась. Мальчик был вызван к отцу и буквально допрошен. Вася стойко вынес все обвинения в воровстве. Но вернуть куклу у них с Вальком не получилось. Тихие Марусины слезы остановили их. Не смогли они забрать у нее последние крохи радости.

Васю поместили под домашний арест – запретив ему выходить из дома.

Но появление в их доме Тыбурция с куклой изменило мнение отца Василия. Узнав о благородном поступке своего сына, судья устыдился своего поведения. Он разрешил Васе попрощаться с умершей девочкой и даже дал денег неимущим.

Спустя некоторое время Валек и Тыбурций исчезли не только из замка, но и из города. А Вася и его сестра Соня стали часто ходить на могилку к Марусе.

Это грустное событие помогло не только Васе открыть то, что в мире существуют настоящие человеческие ценности. Понять, что душевное тепло и сострадание имеют большую силу.

Не нужно считать себя лучше других только потому, что твой папа занимает высокий пост.

Сочинение 2

Короленко как автор, да и как человек, был весьма богат на эмоции и выражение своих чувств. Всё что угодно могло вывести его из состояния равновесия в практически в любое эмоциональное состояние, что также очень сильно отразилось на самих произведениях автора. В своих произведениях автор очень часто обращался к темам человеческой натуры и её составляющей – эмоций, в большинстве своём добрых. Он часто говорил, и в своих произведениях также отмечал, что на данное время наблюдается сильный спад в эмоциональности людского общества, из-за чего люди забывают о самых простых человеческих радостях, и думают лишь о материальной составляющей жизни. Примером такого произведения послужит “Дети подземелья”.

В произведении “Дети подземелья” автор знакомит нас с нескольких детьми, которые несут в себе ту или иную тему произведения. Судьба каждого из них весьма незавидна, и потому читатель начинает сочувствовать им, по мере развития сюжета произведения. В произведении также задеваются достаточно сильные в эмоциональном плане для читателя темы. Это темы социального плана, которые, так или иначе, присутствуют в нашей жизни, которые автор хотел бы донести до своего читателя.

Основной темой в произведении является то, что очень часто люди забывают о своём сердце, начиная руководствоваться только холодным расчётом, из-за чего они также начинают испытывать боль и раздражение. Он говорит о том, что материальная составляющая нашей жизни отнюдь не самое важное в ней, и потому важно помнить о том, что существуют вещи более возвышенные, чем просто получение дохода и устройство своего материального благосостояния. Также он указывает ещё одну проблему произведения, которая присутствует в нескольких персонажах произведения.

Он говорит о том, что очень часто люди с трудной судьбой могут вылечить чьё либо сердце, ведь они знают, что по настоящему ценно, потому как им пришлось столкнуться с достаточно трагичными событиями, которые, так или иначе, оставили след в их характере. Они смогли пройти через достаточно сложный отрезок в своей жизни, чтобы впоследствии стать сильнее. Таким образом, автор показывает, что человек пройдя какие-либо невзгоды, становится лишь сильнее, и потому может назвать себя достаточно сильной личностью лишь потому, что ему пришлось пройти через плохие вещи, может даже ужасные.

Другие темы: ← Вася из рассказа Дети подземелья↑ КороленкоСоня В дурном обществе →

Подписи к слайдам:

Слайд 4 В русской литературе много писателей, которые затрагивали тему милосердия и сострадания. Например, такие как: Оскар Уайльд, Достоевский, Чехов и т.д. И В. Г. Короленко был не исключением.

Слайд 5 Милосердие-это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.Сострадание-это жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

Слайд 6 Писатель, общественный деятель. Сын уездного судьи. Учась в гимназии, увлекся русской классической литературой, мечтал стать адвокатом, чтобы защищать обездоленных.

Слайд 10 Характеристика Валека: мальчик лет девяти, высокий, тонкий, черноволосый, солидный с манерами взрослого человека, одет был бедно Валек и Маруся

Слайд 11 Характеристика Маруси: это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца, ей было четыре года, волосы белокурые, но пышные, тонкие прозрачные ручки, одета была бедно. Маруся с куклой

Слайд 12 СоняБыла кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она резво бегала, любила играть, беситься, звонко смеялась МарусяРуки тонки, прозрачны, она не бегала, а когда смеялась, то смех ее звучал, как самый маленький серебряный колокольчик, которого на десять шагав уже не слышно

Слайд 14 В.Г. Короленко показал, как Вася помогал детям подземелья. Давал им еду; когда Марусе было плохо, он забрал без просу отца куклу Сони и отдал ее Марусе. Вася проявил сострадание к детям. Он понял, что им трудно и плохо жить в старом холодном подземелье. Вот в этом В.Г. Короленко раскрыл тему сострадания и милосердия в повести.

Слайд 16 Эта история учит нас тому, что надо помогать всем кто бы это не был, проявлять сочувствие и милосердие к людям при любой ситуации.Автор предлагает начать менять мир к лучшему с себя, проявляя милосердие и сострадание, и не становиться глухим к проблемам других, что по сути является духовной нищетой.

Два мира — мир богатых и бедных — это порой как огромная пропасть непонимания, осуждения, безразличия. Взрослые-то не могут разобраться в противоречиях общества, а тем более ребёнок, однажды вдруг столкнувшийся с несправедливостью, увидевший её впервые своими детскими глазам, пытающийся понять, почему у него есть всё, а у других детей нет даже пищи для пропитания.

Тема равнодушия и отзывчивости как качеств человека – одна из основных в мировой литературе. Сложно найти произведение, в котором бы в той или иной мере, в той или иной форме не раскрывалась бы эта вечная нравственная проблема. Литераторы обращали внимание на равнодушное отношение к близким, родным людям и просто к тем, кто находится рядом, к жизни в целом, к своему профессиональному долгу. Писатели рассуждали о причинах возникновения такого качества.

Наряду с героями с черствой душой в литературе немало примеров самоотверженных, честных, добрых персонажей, способных жертвовать собой ради других.

Жизнь сложна и многогранна, и порой сложно дать однозначную оценку поступкам людей, непросто объяснить мотивы их поведения, понять, абсолютно ли равнодушен человек или способен быть отзывчивым и сострадательным. Над этими непростыми жизненными вопросами и предстоит поразмышлять выпускникам при написании сочинения.

В качестве опоры в своих рассуждениях можно обратиться к следующим произведениям.

Отношение к людям

Данко и Ларра — два героя, сильные и смелые юноши, не ведающие, что такое страх. Между ними одно различие: Данко не может равнодушно смотреть на страдание людей, а Ларру заботят только собственные эгоистические желания. В нем нет ни любви, ни жалости, ни сострадания, он не знает, что такое отзывчивость, желает лишь быть свободным от людей. Стремясь к этому, герой часто проявляет жестокосердие. Данко же в критический момент не позволяет своему народу идти на поклон к завоевателям, а вместо этого предлагает следовать за ним. Герой посвящает свою короткую жизнь людям. О существовании Ларры напоминает лишь тень, бродящая по степи, а о Данко люди вспоминают перед грозой, когда степь озаряют искры.

А.И. Солженицын

В. Железников

В повести автор рассказывает о жестокости в мире подростков, обращает внимание на то, как беспощадны порой бывают дети по отношению тем, кто чем-то отличается. Главная героиня Лена Бессольцева является объектом жестоких насмешек в классе. Она, добродушный, отзывчивый человек с открытой душой, берет на себя ответственность за чужой некрасивый поступок, стараясь защитить мальчика, который ей нравится. Одноклассники устраивают ей бойкот, а затем совершают и вовсе страшное деяние: сжигают на костре чучело, изображавшее девочку. Самое страшное, что человек, который в действительности совершил этот поступок (одноклассник Лены Дима Сомов), никак не мог найти в себе силы признаться, а ещё двое одноклассников, Шмакова и Попов, случайно узнавшие правду, решили не вмешиваться и посмотреть, чем закончится дело для Лены Бессольцевой. Здесь можно смело утверждать, что их равнодушие даже страшнее трусости Димы Сомова. Жестокость этих ещё очень невзрослых людей по-настоящему огромна. Она приносит Лене невыразимые страдания: девочка – изгой в классе, её презирают, ненавидят, всячески демонстрируя своё отношение к ней. А ведь для подростка, да вообще для любого человека, нет ничего тяжелее изгнания. Особое внимание обращает на себя поведение взрослых людей, казалось бы, обязанных понимать, что Лена не должна нести ответственность за аскетизм своего дедушки, но они никак не реагировали, а даже в некоторых случаях поддерживали жестокое поведение одноклассников девочки, способствуя тем самым формированию в сердцах юных героев равнодушия.

Ф.М. Достоевский

В своем знаменитом романе Федор Михайлович создает яркий образ человека, в сердце которого нет места равнодушию, душа которого полна сострадания к ближнему. Автор считает, что именно сострадание определяет человечность каждого из нас. Сонечке Мармеладовой приходится торговать своим телом ради благополучия своей семьи, так она проявляет сострадание. А когда героиня встречает Раскольникова, то мы видим, как девушка разделяет его душевную боль, проявляет доброту к молодому человеку, чем спасает его душу. Говоря о романе Достоевского, стоит отметить, что практически каждый герой проходит испытание этим великим чувством сострадания к ближнему. Так, даже убийца Раскольников не может равнодушно пройти мимо пьяной девочки, отдает последние гроши семье умершего Мармеладова. Значит, в его душе есть место и состраданию, его сердце отзывается болью на муки других.

Милосердие — это когда ты понимаешь других, ког­да приходишь в нужную минуту им на помощь, когда го­тов пожертвовать своей выгодой ради блага других.

Именно таков главный герой рассказа Вася. Пере­живший в шесть лет страшную трагедию — потерю матери, лишенный отцовской ласки, предоставленный сам себе, мальчик, однако, не черствеет душой, а, на­оборот, становится очень чувствительным к чужому горю. Вася — сын известного в городе судьи. Но это не мешает ему дружить с нищими бездомными детьми подземелья. Более того, мальчик дорожит этой друж­бой. Вася не просто играет с детьми, он проникается их проблемами и старается, чем может, помочь обездо­ленным. Каждый раз, тайно приходя в заброшенную часовню, мальчик приносит друзьям яблоки из своего сада, а иногда и другие лакомства.

А эпизод с куклой — разве это не проявление мило­сердия в высшей степени. Зная, как дорожит куклой, по­даренной когда-то мамой, его младшая сестренка Соня, Вася все же упрашивает девочку одолжить на время иг­рушку больной, умирающей Марусе. Вася надеется, что игрушка немного развеселит грустную Маню.

Жалея бедную Марусю, мальчик готов вынести лю­бые наказания, только бы девочке стало лучше. Поэто­му-то он и не смог вовремя забрать куклу, хоть тучи над ним уже сгущались. На вопрос отца, где кукла, Ва­ся молчит. А ведь это молчание достается ему очень нелегко. Мальчику ни за что не хочется обманывать отца. Обман — это не в его правилах. Просто Вася бо­ится, что правда ухудшит и без того тяжелое положе­ние обездоленных людей и отнимет последнюю в жиз­ни радость у умирающей Маруси.

Милосердие проявляет и отец Васи по отношению к Тыбурцию. Как судья, отец Васи мог бы сообщить о Тыбурцие полиции. Но проникшись сочувствием к его судьбе, оценив благородное стремление бродяги засту­питься за Васю, судья не делает этого. Более того, он просит, чтобы Тыбурций взял у него деньги.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эту работу можно использовать в рамках промежуточной аттестации учащихся в 1 полугодии 9 класса.

РРЭ-2016 Вариант 17

Прочтите текст и выполните задания 2–14.

(3)На время небо опять прояснилось, с него сбежали последние тучи, и над просыхающей землёй в последний раз перед наступлением зимы засияли солнечные дни. (4)Мы каждый день выносили Марусю наверх, и здесь она как будто оживала. (5)Девочка смотрела вокруг широко раскрытыми бездонными глазами, на щеках её загорался румянец. (6)Казалось, что ветер, обдававший её своими свежими взмахами, возвращал ей частицы жизни, похищенные серыми камнями подземелья.

(7)Но это продолжалось недолго. (8)Ясные дни миновали, и Марусе опять стало хуже. (9)На все наши ухищрения с целью занять её она смотрела равнодушно своими большими, потемневшими и неподвижными глазами, и мы давно уже не слышали её смеха. (10)Я стал носить в подземелье свои игрушки, но и они развлекали девочку только на короткое время. (11)Тогда я решился обратиться к своей сестре Соне.

(12)У Сони была большая кукла с ярко раскрашенным лицом и роскошными льняными волосами, подарок покойной матери. (13)На эту куклу я возлагал большие надежды и потому, отозвав сестру в боковую аллейку сада, попросил дать мне её на время. (14)Я так убедительно просил её об этом, так живо описал ей бедную больную девочку, у которой никогда не было своих игрушек, что Соня, сначала только прижимавшая куклу к себе, отдала мне её и обещала в течение двух-трёх дней играть другими игрушками, ничего не упоминая о кукле.

(15)Действие этой нарядной фаянсовой барышни на нашу больную превзошло все мои ожидания. (16)Маруся, которая увядала, как цветок осенью, вдруг опять, казалось, ожила. (17)Oнa так крепко меня обнимала, так звонко смеялась, разговаривая со своей новой знакомой. (18)Маленькая кукла сделала почти чудо: Маруся, давно уже не сходившая с постели, стала ходить, водя за собой свою белокурую дочку, и по временам даже бегала, по-прежнему шлёпая по полу слабыми ногами.

(19)Зато мне эта кукла доставила очень много тревожных минут. (20)Дня через два старушка няня заметила пропажу и стала рыскать по углам, пытаясь найти куклу.

(21)Но вскоре Маруся опять слегла, и ей стало ещё хуже; лицо её горело странным румянцем, белокурые волосы раскидались по подушке; она никого не узнавала. (22)Рядом с ней лежала злополучная кукла, с розовыми щеками и глупыми блестящими глазами.

(23)Я сообщил Валеку свои опасения, и мы решили, что куклу необходимо унести обратно, тем более что Маруся этого и не заметит. (24)Но мы ошиблись! (25)Как только я вынул куклу из рук лежащей в забытьи девочки, она открыла глаза, посмотрела перед собой смутным взглядом, как будто не видя меня, не сознавая, что с ней происходит, и вдруг заплакала тихо-тихо, но вместе с тем так жалобно, и на исхудалом лице, под покровом бреда, мелькнуло выражение такого глубокого горя, что я тотчас же с испугом положил куклу на прежнее место. (26)Девочка улыбнулась, прижала куклу к себе и успокоилась. (27)Я понял, что хотел лишить моего маленького друга первой и последней радости её недолгой жизни.

(По В.Г. Короленко*)

*Владимир Галактионович Короленко (1853-1921) - известный русский писатель, журналист, публицист, общественный деятель, заслуживший признание своей правозащитной деятельностью. Значительная часть литературных произведений писателя навеяна впечатлениями о детстве.

1) Рассказчик надеялся таким образом привлечь внимание девочки.

2) Маруся была капризным ребёнком и постоянно требовала новые подарки.

3) Рассказчик хотел доставить счастливые минуты больной девочке, надеялся, что кукла поможет ей выздороветь.

4) Рассказчик пытался выяснить, жадина ли его сестра Соня.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является
сравнение.

1) Тут я был нужен: я чувствовал, что каждый раз моё появление вызывает румянец оживления на щеках девочки.

2) Маруся, которая увядала, как цветок осенью, вдруг опять, казалось, ожила.

3) У Сони была большая кукла с ярко раскрашенным лицом и роскошными льняными волосами, подарок покойной матери.

4) Я понял, что хотел лишить моего маленького друга первой и последней радости её недолгой жизни.

4. Из предложений 19-24 выпишите слово, в котором правописание приставки
зависит от глухости звонкости последующего согласного.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 11.

9. Среди предложений 9-13 найдите предложение с обособленным
приложением, Напишите номер этого предложения.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста про нумерованы
все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятую(-ые) при вводном(-ых)
слове(-ах).

Маруся, (1) которая увядала, (2) как цветок осенью, (3) вдруг опять, (4) казалось, (5) ожила. Она так крепко меня обнимала, (6) так звонко смеялась, (7) разговаривая со своей новой знакомой.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 21.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

На время небо опять прояснилось, (1) с него сбежали последние тучи, (2) и над просыхающей землёй, (3) в последний раз перед наступлением зимы (4) засияли солнечные дни. Мы каждый день выносили Марусю наверх,(5) и здесь она как будто оживала. Девочка смотрела вокруг широко раскрытыми глазами, (6) на щеках её загорался румянец.

13. Среди предложений 12-16 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.

14. Среди предложений 19-24 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Г. Короленко "В дурном обществе", на тему : "Вася и его отец : от вражды к пониманию".


Главный герой повести Короленко В.

Г. “Дети подземелья” - Вася.

Когда умерла мать Васи, ему было шесть лет.

Отец совсем забыл о нем, весь отдавшись своему горю.

Вася рос как дикое деревце в поле, - никто его не окружал заботой, но ни кто и не стеснял его свободы.

С тех пор как умерла Васина мать, а лицо отца стало еще угрюмее, его очень редко видели дома.

Вася старался избегать встречи с отцом.

Мальчику хотелось, чтобы отец обнял его, посадил на колени и приласкал, но отец смотрел на сына отуманенными глазами, и он весь сжимался под этим непонятным для него взглядом.

Отец часто спрашивал Васю : «Ты помнишь матушку?

После смерти матери, впервые перед Васей открылся весь ужас загадки о жизни и смерти.

Как прежде ему казалось, что она с ним, что сейчас он встретит ее милую ласку, но его руки протягивались в пустую тьму, и в душу проникало сознание горького одиночества.

Тогда он сжимал руками свое маленькое, больно - стучавшее сердце, и слезы прожигали горячими струями его щеки.

И отец отворачивался от сына с досадою и болью.

Между ними стояла какая - то неодолимая стена.

Любя маму, когда она была жива, отец не замечал Васю из - за своего счастья.

Теперь Васю закрывало от него тяжелое горе.

И постепенно пропасть, разделявшая их, становилась все шире и глубже.

Отец все больше убеждался, что сын - дурной, испорченный мальчишка, с черствым, эгоистическим сердцем.

Отец понимал, что должен любить его, но не находить для этой любви угла в своем сердце.

Вася чувствовал это.

Наблюдая за отцом, слыша его глухие стоны от нестерпимой душевной муки, сердце мальчишки загоралось жалостью и сочувствием.

Вася начал бродяжить.

Он узнал и увидел то, чего не видели дети значительно старше него.

Набравшись смелости, Вася заглянул внутрь часовни, и оттуда на него пахнуло торжественной тишиной.

Там он увидел мальчика лет девяти и девочку с голубыми глазками.

С тех пор Вася весь был поглощен своим новым знакомством.

Ложась спать, и вставая, он только и думал о визите в часовню.

Маруся, при виде нового друга, всплескивала ручонками, и глаза ее загорались огоньком, бледное личико вспыхивало румянцем, она смеялась.

Она была похожа на цветок, выросший без лучей солнца.

Она напоминала Васе его мать в последние дни жизни.

От Валька Вася узнал, что серый камень высасывает из нее жизнь.

В этих словах заключалась горькая правда.

Вася окончательно сжился с дурным обществом, грустная улыбка Маруси стала ему так же дорога, как улыбка сестры.

Тут он был нужен, тут никто не ставил на вид его испорченность.

Каждое его появление вызывало румянец, оживление на щеках девочки.

Валек обнимал его как брат.

Ясные дни проходили, и Марусе становилось хуже.

Уже ничего не радовало ее, и давно не было слышно ее смеха.

Тогда Вася решил обратиться к своей сестре Соне.

У нее была большая кукла, подарок покойной матери.

На эту куклу Вася возлагал большие надежды.

Васю ждал серьёзный разговор с отцом.

Он вызвал его к себе в кабинет.

Отец обвинил Васю в воровстве.

Глаза отца горели гневом.

В груди мальчика подымалось едва осознанное оскорблённое чувство покинутого ребёнка.

Горькие слёзы жгли его щёки.

В эту минуту раздался голос Тыбурция.

Он развязал узелок и вынул куклу.

В лице отца виднелось изумление.

Через несколько минут они вернулись.

Вася почувствовал на своей голове чью - то руку.

То была рука отца, нежно гладившая его.

Вася поднял на него глаза.

Теперь перед Васей стоял другой человек, но именно в этом человеке он нашёл что - то родное, чего тщетно искал в нем прежде.

И отец только теперь стал узнавать в Васе знакомые черты родного сына.

Уважение к человеку, борьба за него – главное в жизни и творчестве писателя.

Произведение Короленко учит не бояться жизни, принимать её такой, какова она есть, и не склонять голову перед трудностями.

Читайте также: