Сочинение о людях обладающих христианскими добродетелями

Обновлено: 08.07.2024

Одной из самых драгоценных щедрот является воля. Никакие сокровища — ни земные, ни морские — не могут сравниться с ней. Крупнейшим из всех несчастий является неволя, поэтому ради свободы можно и нужно рисковать жизнью. Любовь — это мощная сила, которая пленяет душу человека. Она вроде смерти: ни с кем не считается и ни в чем меры не знает. Любовь живет и в роскошных королевских дворцах, и в убогих хижинах.

Я согласен с выводом автора, что самое главное — это познать себя. Очень легко найти недостатки в другом человеке, критиковать и осуждать. А понять, какой ты на самом деле, без переоценок и недооценок, — очень трудно. Мне кажется, надо всегда учитывать отношение других к тебе. Если через нас страдают родители, родные, учителя, мы тоже должны быть недовольными собой. Всегда нужно искать причину в себе, а не обвинять других.

Самое главное для человека — свобода. И действительно, ни богатство, ни слава не заменят ее. Самое страшное — это чувствовать путы на своих руках, не иметь возможности поступать по собственному желанию. Веками сердца людей волнует проблема: что есть красота духовная и телесная? Я ценю в человеке, прежде всего, душа.

Ведь холодная самовлюбленный красавица — это лишь бездушная кукла, которая может вызывать отвращение. А человек, пусть и некрасивая, но духовно богатый, честный, добрый, справедливый, воспитанная и сострадательная привлекает к себе и пробуждает чувство большого и страстной любви. Я считаю, что Мигель Сервантес выразил истины, близкие не только мне, но и всем моим современникам.

Моральные добродетели — это результат работы над собой. Только преодолевая в себе склонность к злу и лелея добро, человек может стать совершенным, гармоничной личностью, которой, собственно, и создал ее Бог. Человек рожден для добра. Она должна быть милосердной. Именно в наше время равнодушия и жестокости милосердия, я убеждена, приобретает особый вес.

Это не только благотворительность, но и жалость к каждой муравьи или цветка, в любой живого существа. Надо иметь действительно любящее, доброе сердце, чтобы бескорыстно помогать другим. Ведь известно, что милостыня, которую мы подаем без сочувствия, а через славолюбие Богом не принимается.

Одним из чувств, облагораживает человека есть благодарность. Это — готовность ответить добром на добро. Я не всегда задумывалась над тем, почему плачет моя мама. К сожалению, порой это были слезы, вызванные моей безразличием, грубостью или даже жестокостью. Надо стараться никогда не допускать этого, и это будет элементарной человеческой благодарностью.

Важными моральными ценностями являются честность и скромность. Нечестный человек не может вызывать уважения, доверия. С ней невозможно иметь дело, ведь в любой момент можно ожидать обмана, подвоха. Говорят, скромность — первый признак ума. Человек, наделенный этим качеством, может лучше оценить себя и свои знания, он не кичится, не превозносится, не проявляет грубости или наглости. Конечно, всем нужна мера. Слишком скромный человек не может полностью реализоваться, испытывает дискомфорт, неуверенность.

Очень важной моральной ценностью я считаю достоинство — умение мудро держать себя в руках. Ведь благородство человеческой личности проявляется в том, насколько она может отличить, что достойно ее, а что — нет.

В жизни человек встречается с красотой и подлостью, радостью и горем, торжеством и страданием, любовью и ненавистью. Порой стоит определиться, как поступить, как выйти из того или иного положения. Поэтому, всегда нужно помнить, что человек создан по образу Божьему, и воспитывать в себе больше нравственных качеств.




Второй аргумент

Размышление о добродетели

Джотто. Аллегории добродетелей. Милосердие

Любой человек предпочитает, чтобы его окружали хорошие вещи. Если есть возможность, он всегда выберет хорошую обувь, хорошую одежду, хорошую квартиру. И если такое отношение к неодушевленным вещам, то тем более оно проявляется в отношениях с людьми. Действительно, каждый хочет, чтобы его окружали хорошие люди – порядочные, честные, верные, добрые. Но ведь если так мы относимся к тому, что нас окружает, то тем более это должно касаться и нас самих: мы должны хотеть и сами быть лучше.

Почему так происходит?

Есть две главные причины. Первая – неправильные отношения человека с Богом. Бог есть истинное благо и источник всякого блага, поэтому неудивительно, что тот, кто по своей жизни и делам не имеет с Ним общения, не может стать благим в совершенном смысле слова.

Вторая причина – неправильное понимание добра, его смысла, его цели. Непонимание того, что есть настоящее добро и чем оно отличается от ложного добра, которое только кажется добром, но не является им на самом деле.

А приближение человека к Богу происходит как раз благодаря укоренению в добродетели, сопровождаемому отказом от греха.

Что такое добродетель? В отличие от единичного доброго поступка, который бывает в жизни каждого человека, даже злодея, добродетель означает регулярное, постоянное делание добра, которое становится привычкой, благим навыком. Именно приобретение таких навыков и делает человека в настоящем смысле слова хорошим, добрым, ибо добрые навыки помогают избавляться от дурных навыков, то есть греховных страстей, поработивших каждого человека, не просвещенного Христом.

Самая большая сложность в делании добра – определение четких ориентиров и понятий. Для очень многих людей серьезным препятствием на этом пути стало непонимание, что есть подлинное добро и почему оно считается таковым, как можно отличить его от зла, каких видов оно бывает, ради чего совершается и к чему приводит. Любой по собственному опыту знает, что, хотя в некоторых ситуациях несложно понять, какой поступок здесь будет правильным и хорошим, но такая ясность имеется далеко не всегда.

В этом изречении святой отец сразу дает понять, что истинное добро всегда связано с Богом. Бог абсолютно добр, и Он – подлинный источник добра. Поэтому добром в настоящем смысле является сознательное исполнение Его святой воли, которая для людей выражена в заповедях Божиих.

Каждый человек, как создание Божие, чувствует в себе голос совести, который помогает ему в общих чертах отличать добро от зла, даже если это человек неверующий. Поэтому и у людей, не знающих Бога, есть некоторое стремление к добру, чувство добра и добрые поступки.

Итак, нравственное значение дела зависит от того, с каким намерением его совершает человек и ради чего или ради кого.

Вот помогать больным – дело хорошее. Но представим человека, который помогает больным, однако использует это как средство для личной наживы – просит у других людей денег для больных, самим больным передает крохи, а большую часть забирает себе. Делает ли этот человек добро? Нет, он просто деньги зарабатывает.

Или представим другого человека, также помогающего больным. Он не получает за это никаких денег, однако заботится о том, чтобы его благотворительность была известна как можно большему количеству людей через газеты и телевидение. Делает ли этот человек добро? Нет, он просто использует это как средство для получения себе хорошей репутации, людской славы, уважения.

Вернемся к примеру с помощью больным. Представим человека, который делает это, не получая ни денег, ни славы и не рассчитывая завоевать расположение каких-либо людей. Но он делает это ради себя, чтобы почувствовать себя удовлетворенным, чтобы хвалить себя и гордиться собой, превозносясь над теми, кто не столь щедр, как он. Разве нельзя сказать, что и он таким образом получает свою выгоду, корысть, которая губит значение его доброго дела?

В полном смысле слова добро является таковым, когда совершается добровольно и свободно от любой эгоистической мотивации. А такую свободу дает добро, совершаемое не ради себя, а ради Бога.

Если такую радость чувствует человек, совершающий добро ради самого добра, то неудивительно, что еще большую радость испытывает тот, кто делает добро ради Источника всякого добра – Бога.

Многие беды современного человека вытекают из того, что он не делает добро, а если и делает, то изредка, по случаю, кое-как. Для него доброделание является скорее исключением, а не правилом. От этого повсеместное оскудение любви, которое мы все видим. Родители забрасывают детей, дети забывают престарелых родителей, супруги разрушают браки – и все из-за того, что любовь, которая была когда-то, уходит, теряется, исчезает.

Мы получаем отпущение грехов в таинстве исповеди, но всякий может убедиться, что нередко после исповеди человек впадает в тот же грех. Почему так? Потому что грех стал уже привычкой, дурным навыком. И полное очищение жизни от этого навыка происходит, когда мы с помощью Божией выкорчевываем дурной навык противоположной ему добродетелью.

Каждая добродетель постигается на практике. Пока человек не начнет трудиться делом в приобретении добродетелей, он будет иметь о них лишь поверхностное и самое неполное представление. Здесь разница примерно такая же, как между тем, чтобы почитать туристический буклет о далекой стране, и тем, чтобы самому съездить в эту страну.

Но при этом нужно опасаться, чтобы не впасть в другую крайность, считая, что не важно, как верить, главное, что человек делал хорошие дела. Поскольку добро непосредственно связано с Богом, то невозможно действительно совершенствоваться в добродетели, имея искаженные или ложные представления об источнике добра – Боге.

Хочется привести замечательные слова отца Иоанна (Крестьянкина): «Многие люди думают, что жить по вере и исполнять волю Божию очень трудно. На самом деле – очень легко. Стоит лишь обратить внимание на мелочи, на пустяки и стараться не согрешить в самых маленьких и легких делах.

Обычно человек думает, что Творец требует от него очень больших дел, самого крайнего самоотвержения, всецелого уничтожения его личности. Человек так пугается этими мыслями, что начинает страшиться в чем-либо приблизиться к Богу, прячется от Бога, как согрешивший Адам, и даже не вникает в слово Божие. “Все равно, – думает, – ничего не могу сделать для Бога и для души своей, буду уж лучше в сторонке от духовного мира, не буду думать о вечной жизни, о Боге, а буду жить как живется”.

У самого входа в религиозную область существует некий “гипноз больших дел”: “надо делать какое-то большое дело – или никакого”. И люди не делают никакого дела для Бога и для души своей. Удивительно: чем больше человек предан мелочам жизни, тем менее именно в мелочах хочет быть честным, чистым, верным Богу. А между тем через правильное отношение к мелочам должен пройти каждый человек, желающий приблизиться к Царству Божию.

Мелкие хорошие поступки – это вода на цветок личности человека. Совсем не обязательно вылить на требующий воды цветок море воды. Можно вылить полстакана, и это будет для жизни достаточно, чтобы уже иметь для жизни большое значение.

Совсем не надо человеку голодному или давно голодавшему съесть полпуда хлеба – достаточно съесть полфунта, и уже его организм воспрянет. Жизнь сама дает удивительные подобия и образы важности маленьких дел. И хотелось бы остановить пристальное внимание всякого человека на совсем малых, очень легких для него и, однако, чрезвычайно нужных вещах…

Если бы люди были мудры, они бы все стремились на малое и совсем легкое для них дело, через которое они могли бы получить себе вечное сокровище. Чтобы всквасить бочку с тестом, совсем не надо ее смешивать с бочкой дрожжей. Достаточно положить совсем немного дрожжей – и вся бочка вскиснет. То же и доброе: самое малое может произвести огромное действие. Вот почему не надо пренебрегать мелочами в добре и говорить себе: “Большое добро не могу сделать – не буду заботиться и ни о каком добре”.

Поистине, малое добро более необходимо, насущно в мире, чем большое. Без большого люди живут, без малого не проживут. Гибнет человечество не от недостатка большого добра, а от недостатка именно малого добра. Большое добро есть лишь крыша, возведенная на стенах – кирпичиках – малого добра.

Итак, малое, самое легкое добро оставил на земле Творец творить человеку, взяв на Себя все великое. И тут через того, кто творит малое, Сам Господь творит великое.

Добро истинное всегда глубоко и чисто утешает того, кто соединяет с ним свою душу. Это единственная неэгоистическая радость – радость добра, радость Царства Божия. И в этой радости будет человек спасен от зла, будет жить у Бога вечно.

Федор Ртищев и Владимир Одоевский.

Федор Михайлович Ртищев

Федор Михайлович Ртищев - меценат и соратник царя Алексея Михайловича. | Фото: yamoscow.ru.

Федор Ртищев был другом и соратником царя Алексея Михайловича. За свою жизнь он построил немало школ, приютов для неимущих, больниц, стал основателем Андреевского монастыря. Этот человек, увидев валявшегося на мостовой пьяного, мог запросто взять его и отвести в приют. Во время русско-польской войны Ртищев добился успехов в мирных переговорах с представителями Речи Посполитой. Во время сражений Федор Михайлович выносил с поля боя и своих, и неприятеля. Он за свои деньги нанимал врачей, покупал пропитание раненым и пленным.

Анна Адлер

Анна Адлер - женщина, которая напечатала первое учебное пособие для слепых в России.

Анна Александровна Адлер всю свою жизнь посвятила, помогая детям с ограниченными возможностями. В XIX веке деятельность благотворительных фондов в основном была направлена на то, чтобы удовлетворить только физические потребности инвалидов в еде и крове. Они были лишены возможности реализовать себя в социуме.

Анна Адлер сама занималась просвещением слепых, чтобы доказать окружающим, что они так же могут обучаться и зарабатывать себе на хлеб, как и все остальные. Эта женщина овладела системой Брайля, нашла средства для приобретения печатного станки в Германии и занялась созданием учебных пособий для слепых. Помимо обучения грамоте, в школах для слепых, находившихся под патронатом Анны Адлер, мальчиков обучали плести корзинки и коврики, а девочек – вязать и шить. Со временем Анна Александровна перевела ноты в понятную для слепых форму, чтобы они получили возможность обучения игры на музыкальных инструментах. Первые выпускники школы для слепых в Москве и Петербурге при активном содействии Анны Адлер смогли найти работу. Эта женщина сумела сломать устоявшиеся стереотипы о недееспособности незрячих.

Николай Пирогов

Николай Иванович Пирогов - выдающийся русский хирург. | Фото: lemur59.ru.

Николай Иванович Пирогов прославился как гениальный хирург, естествоиспытатель, педагог. Уже в 26 лет он был назначен профессором Дерптского университета. Всю свою жизнь Пирогов посвятил спасению людей. Солдаты называли его волшебником, творящим чудеса прямо на поле боя.

Николай Иванович первым стал распределять раненых на поле боя, сразу же решая, кого первым отправлять в госпиталь, а кто легко отделался. Такая практика позволила в разы сократить ампутации конечностей и смертность солдат. На операциях Пирогов первым в России стал применять анестезию, тем самым избавляя раненых от мучительных болей.

Помимо исполнения своих прямых обязанностей, Николай Пирогов тщательно следил за тем, чтобы солдатам доставляли теплые одеяла, пропитание. Когда после окончания Крымской войны Николай Иванович попал на аудиенцию к императору Александру II, то он в сердцах стал рассказывать об отсталости российской армии и ее вооружения. После этого разговора из столицы Пирогов был из столицы направлен на службу в Одессу, что можно расценивать как проявление немилости государя.

Н. И. Пирогов осматривает больного Д. И. Менделеева. И. Тихий. | Фото: portal-kultura.ru.

Сергей Скирмунт

Сергей Аполлонович Скирмунт. | ото: mtdata.ru.

Во второй половине XIX веке жил некий Сергей Аполлонович Скирмунт . Он служил армейским подпоручиком, когда на него свалилось целое состояние. От умершего дальнего родственника 30-летнему офицеру достались 2,5 миллиона рублей, земли и хутора. Но, в отличие от многих внезапно разбогатевших людей, Скирмунт не пустился во все тяжкие.

Часть денег он пожертвовал на благотворительность. В своем крымском имении новоиспеченный помещик решил улучшить жилищные условия крестьян. Вместо полуразвалившихся лачуг были построены новые дома. Там же появилась больница и школа. Стоит ли говорить, что жители имения ежедневно молились за здравие помещика.

Владимир Одоевский

Владимир Одоевский - русский писатель XIX века. | Фото: ic.pics.livejournal.com.

Благородное происхождение писателя и философа Владимира Одоевского не мешало ему проявлять искреннее участие в судьбах людей низших сословий. Князь активно выступал за отмену крепостного права.

Человек с доброй душой. Добродетель. Так непросто заслужить того, чтобы вас так назвали. Люди с доброй душой не ищут выгоды для себя, делая кому-то хорошо. Такие люди не просят ничего взамен на свою помощь, они получают удовольствие от добрых дел. Добро бывает разное, но оно всегда светлое и не имеет корыстных мыслей. Добродетелем не нужно казаться, им нужно быть

Яркие произведения, каждое как отдельная часть целого комплекса выставки. Каждое произведение самостоятельно, прекрасно гармонируют друг с другом.

Православный обряд венчания в церкви предусматривает собственные правила и законы, без которых таинство брака невозможно. Как и крещение младенца, так и новый союз двух людей невозможно представить без веками установленных традиций. К основной из них относится обязательное требование церкви: получить возможность пройти церемонию обручения и венчания могут только люди, серьезно относящиеся к религии и следующие её положениям и устоям, обязательно крещенные. Тем, кто является атеистом и не верует, сочетаться браком под куполом православного храма запрещено.

Обряд венчания предполагает и еще один важный момент, без которого молодым нельзя становиться перед алтарем. Нужно, чтобы с предполагаемым браком были согласны родители. Отец с матерью и жениха и невесты должны дать им своё родительское благословение. В противном случае считалось, что союз не сможет стать счастливым, а потомство от него родится больное и слабое. Ещё со времён Древней Руси молодые не рисковали венчаться без согласия родителей.

Правда, иногда жених и невеста, наперекор желанию отца и матери, тайно сбегали и заключали брак в небольшом храме, взяв в свидетели первых встречных. Но это было большой редкостью, ведь молодежь обычно повиновалась воле старшего поколения. Поэтому нередко встречались союзы юной девушки и престарелого мужчины. И как бы невесте ни противен был выбор родителей, но ослушаться их воли она не могла. Воспитание не позволяло. Вот бы и нашим современным юным девушкам на какое-то время перенестись в ту эпоху. Интересно, как бы тогда они реагировали на некоторые ограничения, которые все же выдвигают нынешние родители?

Повенчанным, по православному религиозному закону, можно быть не более трёх раз. Все последующие браки церковь, в отличие от лояльных ЗАГСов, не признает. Может быть, именно этим и объясняется крепость союзов, которые заключались когда-то давно, еще в дореволюционное время. Однако обряд венчания в церкви позволено проводить только после регистрации в этом самом лояльном ЗАГСе. В этом состоит суть негласного договора между государством и церковью.

Нужно отметить, что подобные правила существуют и в большинстве европейских государств. Но в католической Германии, например, разрешено венчание без предварительной регистрации союза в государственном органе. Правда, такой брак никак не влияет на суммы налогов, которые обязаны платить мужчина и женщина, ставшие мужем и женой по церковному закону. Получается, что их семейный статус в глазах государства никак не меняется. Поэтому немецкие молодожены, как и мы, все же не ограничиваются исключительно союзом перед богом.


Что такое добродетели?

Понятие добродетелей существовало не только в христианстве, но и в античной этике.

Чем отличается добродетель от простого доброго поступка?

Христианские добродетели

К сожалению, человек уже совершил грехопадение и не рождается с таким состоянием души за редким исключением Святых, многие из которых еще в отрочестве были призваны явить миру дела Господни. Как же научиться жить добродетельной жизнью?

Молиться, ходить в Церковь, причащаться, любить Бога и ближних. Можно сказать, что все добродетели вытекают из заповедей любить ближнего, как самого себя и Творца. Добродетели — поступки, которые естественным образом совершает человек, живущий в мире с Богом и людьми.

Тема добродетелей не раз обыгрывалась в искусстве: в живописи и литературе. Так семи добродетелям посвящены фрески Джотто, серия гравюр Брейгеля, серия росписей спинок судейских кресел Полайолло, одну из которых выполнил Боттичелли.

Добродетели: список

Существует два списка добродетелей. Первый просто перечисляет их:

  • Благоразумие (лат. Prudentia ) (лат. Fortitudo )
  • Справедливость (лат. Justitia )
  • Умеренность (лат. Temperantia )
  • Вера (лат. Fides )
  • Надежда (лат. Spes )
  • Любовь (лат. Caritas )

Второй же исходит из противопоставления грехам:

  • Целомудрие (лат. Castitas )
  • Умеренность (лат. Temperantia )
  • Любовь (лат. Caritas )
  • Усердие (лат. Industria )
  • Терпение (лат. Patientia )
  • Доброта (лат. Humanitas ) (лат. Humilitas )

На самом деле, под добродетелями понимают не только эти основные списки, но и другие понятия. Такие как трезвение, трудолюбие, ревность и многие другие.

Добродетели

Надежда и любовь в качестве добродетелей отличаются от мирского понимания этих слов. Например, если женатый человек полюбил другую женщину, их отношения не будут добродетелью, несмотря на то, что мужчина действительно будет страдать от своих чувств. Добродетельная любовь — это высшая любовь и высшая правда. Так, проявлением любви к жене, будет борьба с греховной страстью к другой.

Если же говорить о вере, то для христиан вера без дел мертва и в Бога верят не так, как иные люди верят в инопланетян, вера деятельна и для человека, искренне доверяющего Писанию было бы странно избегать соблюдения заповедей, стремления следовать воле Бога. Не из страха, но из желания хоть немного приблизиться к Божественной святости.

Милосердие как добродетель выражается не только благотворительных акциях или материальной помощи бездомным, обездоленном, но и в общем сострадательном отношении к ближнему. В попытках простить, понять и принять слабости другого человека. Милосердие — это отдавать последнее, не жалея ничего для других людей, отказаться от поисков благодарности и награды за это.

Добродетели: милосердие

Смирение — это победа над грехом гордыни, осознание себя грешным и слабым человеком, который не выберется из власти греза без помощи Господа. Именно смирение открывает двери и для других добродетелей, ведь стяжать их может только тот человек, который просит Бога дать ему для этого душевных сил и мудрости.

Казалось бы, как среди добродетелей оказалась умеренность? В чем она должна выражаться? Умеренность дарит человеку свободу и возможность быть независимым от каких-либо привычек, умеренность в еде, например, хранит человека от многих заболеваний, умеренность в алкоголе не дает скатиться в бездну зависимости, которая разрушает не только телу, но и душу человека.

Целомудрие говорит не только о физической, но и о духовной чистоте, о цельности личности христианина. Это уклонение от соблазна.

Разумеется, стяжание добродетелей дается людям непросто, но с Богом человеку все под силу.

Добродетели: помощь ближнему

Высказывания о христианских добродетелях

Добродетель

Скульптура румынского художника Альберта Гиорги, отображающая пустоту души, установлена в Женеве в 2012 году

Краткое определение

Добродетель — это взращённые верой мысли и действия человека, которым свойственны святость, справедливость, праведность и честность. Согласно Писанию, добродетельными являются христианские качества, в совокупности называемые плодом Святого Духа. То есть это не обычная добропорядочность, свойственная многим людям, в том числе неверующим. Речь идёт о стремлении к идеальному состоянию гармонии, совершенства, истины и удовлетворения с этической точки зрения, что достижимо лишь при помощи нашего Небесного Отца.

Святитель Тихон Задонский называл добродетелью любое действие, помышление или слово, что согласуются с Законом Бога.

Синонимы и антонимы

Главные синонимы слова:

  • праведность;
  • нравственность;
  • честность;
  • благородство.
  • порок;
  • нечестие;
  • цинизм;
  • злодеяние.

Понятие в философии

Философы интересовались добродетелью с древних времен. В своих трудах они говорили о том, что добродетельным человек не рождается, но становится в результате воспитания и самообразования. В таком случае происходит второе рождение человека как личности.

Выдающуюся концепцию добродетели предложил Иммануил Кант. Он говорил о ней как о моральной твёрдости в исполнении долга. Её нужно постоянно подкреплять правильными мыслями и решениями. При этом Кант не считал добродетель умеренностью между двумя пороками, категорически не соглашаясь с Аристотелем. Одним из главных достижений его мысли было учение о категорическом императиве. Согласно ему, нам нужно руководствоваться теми принципами, которые мы считаем обязательными для всех. Речь идёт о высшем всеобщем законе.

Сократа очень волновал вопрос о взаимоотношении знания и добродетели. В отличие от многих он полагал, что человеком может управлять не только страсть, но и знание. Тот, кто познал истину о добре и зле, по мнению Сократа, не станет по своей воле предаваться пороку, ведь добродетель есть прямое и естественное следствие мудрости. Этическое знание объемлет все стороны человеческой деятельности и является тем золотым ключиком, что открывает дверь, ведущую к истинному счастью и процветанию.

Теология

Изображения языческих мыслителей и писателей — фрески из столовой в Бачковского монастыря (Болгария)
На свитке Платона написано:
„Бог существовал всегда, существует и будет существовать, как не имеет начала и не будет иметь конца”
У Сократа: „И будет получит плоть от еврейской девы и будет распят. И блаженны те, которые его послушать. . .”

Сократ не мог представить, что тот, кто обладает истиной о добре и зле, может выбрать кратковременное удовольствие, зная, что в конце концов оно приведёт к неимоверным страданиям.

Кроме того, философ полагал, что за знанием об истинном благе возникает и желание творить его. Ведь зло противоестественно для человека.

Учение о добродетели Аристотеля (кратко)

Для достижения добродетели нужно не только теоретическое знание, но и упражнения души, через которые благо становится привычным и постоянным свойством нашей воли, неотъемлемой чертой характера.

Главная черта аристотелевской этики — учение о том, что нужно держаться середины между крайностями. Например, великодушие — середина между тщеславием и малодушием, а мужество — между трусостью и безрассудной отвагой.

Добродетель

Учение Аристотеля о добродетелях. Таблица

Аристотель считал, что величайшим благом является не наслаждение, но счастье, основанное на послушании нормам добродетели. По-настоящему счастливым может быть лишь тот, чья совесть чиста.

В нашей власти добродетель, точно так же, как и порок, ибо мы властны действовать во всех тех случаях, когда властны и воздержаться от действия.

Добродетели стоиков (обзорно)

Основателем стоицизма был философ Зенон. Он первый из греческих мыслителей высказал убеждение, что главная цель человеческого существования — послушание добродетели. Зенон приравнял это к жизни в согласии с природой.

Он пытался объединить логику, физику и этику в единое целое. Стоики считали, что философия подобна человеческому организму, в котором логика является скелетом, физика — душой, а этика — мышцами. Главными добродетелями стоики считали мудрость, отвагу, умеренность и справедливость.

Основные качества добродетели

Существует не один список добродетелей. Иммануил Кант из трёх категорий, влияющих на нравственность человека, особенно выделял долг.

Долг человека перед самим собой, состоящий из:

  • самосохранения;
  • правдивости;
  • самоуважения;
  • совести.

Долг перед обществом включает:

  • любовь к людям;
  • благодарность;
  • участливость;
  • сострадание;
  • скромность;
  • почтительность.

7 добродетелей в православии: список

В христианской системе ценностей добродетель — одно из основных понятий. Вот его главные, но далеко не единственные составляющие:

  1. Долготерпение — стойкость в перенесении испытаний и способность не раздражаться на ближних.
  2. Молитва — горячее устремление христианской души к Творцу и общение с Ним.
  3. Целомудрие — непорочность тела, красота духа, нравственная целостность, стойкость перед искушениями.
  4. Милосердие и милостыня — проявление сострадания к ближним, самоотверженное и бескорыстное оказание им материальной поддержки.
  5. Самообладание — способность держать в узде свои желания. — отсутствие высокомерия, трезвая оценка своих знаний, способностей и качеств.
  6. Любовь — бескорыстное и самоотверженное служение другим, основанное не на чувстве долга, но на признании их творениями Божьими, достойными такой же заботы и уважения, как и мы.

Противопоставление грехам

Добродетели противостоит порок. Это смертные грехи, губящие душу подобно яду. Они лишают вечной жизни тех, кто идёт по пути греха, не желая раскаиваться.


Каждая добродетель противостоит конкретным грехам:

  • смирение — гордости, жаждущей преклонения;
  • милосердие — душевной чёрствости, равнодушию к чужой беде;
  • целомудрие — блуду и распутству;
  • самообладание — чревоугодию и гневу;
  • молитва — унынию и самодовольству;
  • любовь — эгоизму;
  • долготерпение — раздражительности и придирчивости к недостаткам других.

Главная христианская добродетель

Основа всех других добродетелей — любовь к Богу и людям. Это не просто чувство в сердце. Речь идёт об активной, самоотверженной заботе о благе ближних.

По словам апостола Павла, все внешне благородные деяния, продиктованные не любовью, не имеют в глазах Бога никакой ценности:

Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий.

Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто.

И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

Вера, надежда, мужество, патриотизм — тоже добродетели?

Библия говорит о вере и надежде как о неотъемлемых составляющих христианской жизни:

А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.

Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения,

Истинная вера противоположна тому смутному ощущению присутствия во Вселенной высшего разума, которое свойственно большинству людей. Многие верят в Бога лишь на всякий случай. Ведь если Он есть, то было бы разумно хоть немного его задобрить, чтобы получить награду после смерти. Поэтому тысячи людей посещают церковь лишь за тем, чтобы совершить какой-либо обряд. Такая вера подобна зонтику для того, кто берёт его на всякий случай при виде облака на горизонте.

благодарственный молебен

Истинно верующий не только воспринимает Бога как высшую реальность. Он доверяет Его обещаниям и строит всю свою жизнь в соответствии с великими вечными замыслами Творца.

То же можно сказать и о надежде. Христиане надеются на воскресение мёртвых, победу Бога над всемирным злом, восстановление рая и вечную жизнь для праведников. Без настоящей веры и надежды, по словам Библии, праведная жизнь не имеет большого смысла. С ними же она обретает наивысшую ценность:

Если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес.

А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших.

Поэтому и умершие во Христе погибли.

И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.

Должны ли христиане быть патриотами?

Свой взгляд на данную проблему выразил русский поэт и философ Владимир Соловьёв:

  1. Не только родители, но и народ, государство помогли нам стать людьми, а не двуногими животными. Что было бы с нами без школ, библиотек, университетов, заводов, магазинов, полиции, МЧС, государственных служб?
  2. Любовь к Родине — первый опыт любви ко всему человечеству.
  3. Идолопоклонство по отношению к своему народу и ненависть к другим нациям обречены, о чём ярко говорит история.
  4. Естественная любовь и нравственные обязательства к своему отечеству способствуют его благу лишь в том случае, когда они объединяют народы, что ведёт ко всеобщему миру, процветанию, сотрудничеству и прогрессу.

Настоящий патриот — это не тот, кто кричит о любви к Родине на каждом углу, но тот, кто заботится о ней на деле.

Кто такой добродетель?

Если задать такой вопрос кому-нибудь на улице, то можно услышать в ответ, что добродетель — это тот, кто делает добро. Например, он помогает бедным, переводит бабушек через дорогу и снимает котят с деревьев. Всё это замечательно, но добрый человек, не ведущий высоконравственный образ жизни, не может считаться добродетельным.

Добродетель

Добродетельный человек — это какой?

По-настоящему добродетелен тот, кто живёт в соответствии с высокими нормами Бога постоянно, в любых, даже самых тяжёлых обстоятельствах. На это не влияют ни самочувствие, ни состояние духа. Настоящие праведники ненавидят зло и любят добро в любые времена и по своей воле, а не только потому, что мечтают попасть в рай. Также добродетель оценивает свои мысли, чувства, слова и поступки по святым нормам Творца и не останавливается, пока не достигнет совершенного богоподобия.

Что такое добродетель? Это свобода, которая не выбирает. Добродетельный человек не думает, что ему надо делать добрые дела, добро для него стало естественным. Скажем, мы – в общем и целом честные люди время от времени можем покривить душой, хотя в основном и стараемся говорить правду. Этим мы и отличаемся от по-настоящему добродетельных людей. У человека, утвердившегося в добродетели, просто не получится солгать. Добродетельный человек верен и в малых делах.

Протоиерей Алексий Уминский

Какое имеет значение добродетель для общества

Древнегреческий философ Платон считал, что общество, живущее лишь для удовлетворения физиологических потребностей, мало чем отличается от стада свиней. К сожалению, современное российское общество, как об этом говорят социологи, философы, психологи и другие специалисты, деградирует с огромной скоростью. Связано это с тем, что многие рассматривают не духовность, а материальное процветание как главную основу личного и государственного счастья.


Алтарь в разрушенной церкви. Новая Ладога.
Автор фотографии: Лактионова Настя Снято: 23 августа 2009года

Но основная наша проблема не в том, что мы не живём как в Арабских Эмиратах, а в том, что общество погрязло в грехах. Верность любви и нравственной чистоте — вот подлинный источник решения наших проблем: коррупции, развала семей, нищеты, безработицы, ухудшения экологии, преступности и др.

В начале 2022 года Министерство культуры России инициировало обсуждение обществом указа президента об основах государственной политики, сохраняющих и укрепляющих традиционные российские духовно-нравственные ценности. Это было сделано для противодействия тем силам, что внутри страны и извне стремятся развратить наш народ.

Современное переосмысление понятий

Вторая половина ХХ века характеризуется поворотом философии к пониманию добродетели как морального феномена. В результате появилось новое направление этических исследований — этика добродетели, стоящей в одном ряду с деонтологией (учением о долге) и консеквенциализмом (учением о выборе моральных норм с учётом последствий того или иного поведения).

Идея создания этики добродетелей была предложена в 1958 году британским профессором философии Элизабет Энском.

Профессор отметила, что в западной философии долгие годы преобладала этика, в которой законы были переоценены в ущерб значимости человеческого характера, воспитания, мотивов, мудрости, проницательности и реальной жизни. Со второй половины ХХ века этика добродетели стала возвращаться к идее о воспитании нравственного характера и его совершенствовании.

О воспитании добродетелей

И философы Древней Греции, и евангельские авторы писали о том, что добродетель должна представлять собой единую систему богоугодных качеств и поступков, дополняющих друг друга и создающих гармонично развитую личность.

дьявол

Искушение Дьяволом Иисуса Христа во время его сорокадневного поста в пустыне

Для того чтобы развить такую личность, важно получать точные знания о каждом богоугодном качестве. Лучшая иллюстрация их проявления — жизнь Иисуса Христа. Также важно молиться об изменении своей личности и смело угождать Богу в семье, на работе и в любых других условиях.

Если ты примешь решение подвизаться против какой-то страсти и возделывать противоположную ей добродетель не пять минут, а продолжительное время, то ты добьёшься того, что вместе с конкретной побеждённой страстью ты избавишься и от других страстей. Кроме того, в тебе разовьются противоположные этим страстям добродетели.

Преподобный Паисий Святогорец

Примеры добродетели и порока из жизни

За примерами порочной жизни далеко ходить не надо. Многие взрослые и даже маленькие дети пьянствуют, курят, сквернословят и ведут распутный образ жизни. Гораздо сложнее найти пример, достойный похвалы.

Святой старец Паисий Святогорец в молодости

Однажды Паисия Святогорца посетил отец, попросивший старца помолиться за его больную дочь. Паисий ответил:

“Хорошо, помолюсь, но и ты что-нибудь сделай для здоровья ребенка, если уж молиться как должно не можешь. По крайней мере оставь курение, сделай хоть это себе понуждение.

После этих слов отец бросил курить прямо в церкви, оставив сигареты и зажигалку.

Добродетель медицинской сестры

Этические нормы медицинской сестры не менее важны для её успешной работы, чем практические навыки. Медсестра должна:

  • совершать добро;
  • говорить истину;
  • уважать чувства и права пациентов;
  • проявлять милосердие;
  • быть тактичной и терпеливой;
  • сохранять здравомыслие и целомудрие.

Важно, чтобы все эти нормы помогли медсестре сформировать новый характер. Тогда её работа будет по-настоящему полезной для людей.

Евангельские притчи о Добрых Делах и Добродетелях

Иисус неоднократно учил тому, как важно быть добродетельным.


Лазарь (Фёдор Бронников, 1886 год)

Вот некоторые Его притчи на эту тему:

  1. О немилосердном должнике. Мораль: если мы не будем охотно прощать ближних, то и Бог не простит нас. Наши грехи перед Богом больше, чем грехи ближних против нас.
  2. О добром самаритянине. Главная мысль в том, что ближние (те, кому мы должны оказывать уважение и поддержку) — представители всех рас, наций и социальных слоёв.
  3. О богаче и Лазаре. Богач каждый день проходил мимо бедного Лазаря, относясь к нему как к пустому месту. После смерти Лазарь получил награду, а Богач лишился всех Божьих благословений.

Добродетель — это не пережиток прошлого. Она лекарство от всех болезней общества, основа нашего счастья и пропуск в вечную жизнь.

Читайте также: