Сочинение о католической церкви

Обновлено: 02.07.2024

Католическая церковь играла важнейшую роль в развитии средневекового европейского общества. Она принимала активное участие в развитии и контроле различных сфер общественной жизни.

В политической сфере церковь регулировала межгосударственные отношения, выступая арбитром в спорах правителей государств, назначая лояльных или находящихся под ее влиянием королей и императоров, благословляла религиозные войны против иноверцев, распространяя свое влияние на новые территории, примером чего выступают крестовые походы.

Будучи крупным земельным собственником, католическая церковь получала огромные средства в виде церковной десятины, накапливая богатства, она зачастую становилась кредитором королей, растративших казну на пиры, войны, подарки своим любимцам.

Еще одной сферой влияния католической церкви являлась культура. Церковь способствовала строительству многочисленных храмов и монастырей, что вело к развитию архитектуры. Все школы в странах Западной Европы находились в руках церкви. Она составляла программу обучения, задача которой была воспитать будущих служителей церкви, преподавание на латинском языке, а также то, что все научные труды должны были быть написаны по-латыни, облегчало ей задачу. Собрание на территории монастырей в огромных библиотеках трудов философов, ученых и различных древних деятелей, проведение диспутов, посвященных проблемам веры, морали и другим вопросам в их стенах еще более усиливало ее авторитет.

Церковь, в лице своих представителей была высшей инстанцией в судебных делах, касающихся не только духовной сферы, но всех сфер жизни общества. Неразделение власти церкви и государства позволяла ей рассматривать любые случаи, а абсолютность власти – обвинять представителей различных сословий. Ни крестьянин, ни феодал, ни даже король не чувствовал себя в безопасности, он в любой момент мог предстать перед церковным судом по чьему-то доносу.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что католическая церковь являлась мощным властным институтом, который контролировал все сферы жизни общества.

1. Могущество католической церквив Западной Европе в средние века. Разделение церкви.

До середины XI века христианская церковь была единой. Но в Западной Европе она подчинялась римскому папе, в Византии главой церкви считался константинопольский патриарх.

От Византии христианскую веру приняли народы Восточной Европы. Но римский папа хотел подчинить эти пароды своей власти. Византийская церковь противилась вмешательству папы в ее дела.

Из-за господства над христианской церковью и дележа доходов между папой и патриархом шла

В 1054 году произошло разделение христианской церкви. Папа и патриарх предали друг друга проклятию. С тех пор западная церковь стала называться католической (то есть “всемирной”), а восточная – православной (то есть “правильной веры”).

После раскола обе церкви стали полностью самостоятельными.

2. Могущество католической церквив Западной Европе в средние века. Усиление власти пап.

В Западной Европе, раздробленной па множество феодальных владений, католическая церковь была большой силой. Папе принадлежала казна, полная сокровищ, великолепные дворцы и замки. У него были

Сотни тысяч служителей церкви в разных странах были послушными исполнителями воли папы.

Папы стремились подчинить своей власти государей Европы. Из-за этого в XI веке разгорелась ожесточенная борьба между папой Григорием VII и германским королем Генрихом IV. Папа и король объявили друг друга лишенными власти. Свое письмо папе Генрих IV закончил словами: “Мы, Генрих, король божьей милостью, со всеми нашими епископами говорим тебе – ступай вон!” В ответ на это Григорий VII освободил подданных Генриха IV от присяги на верность королю.

Крупные феодалы Германии подняли мятеж против Генриха IV. Король был вынужден искать примирения с папой. С небольшой свитой он отправился в Италию. Папа укрылся в замке Канбсса на севере страны.

В течение трех дней приходил Генрих IV к стенам замка в одежде кающегося грешника, в одной рубахе и босиком. Наконец он был допущен к папе и на коленях вымолил у него прощение.

Наивысшего могущества власть пап достигла при Иннокентии III в начале XIII века. Иннокентий III утверждал, что папа является наместником бога на земле, а правители стран должны быть его вассалами. “Мы (папы),- говорил Иннокентий, – призваны господствовать над всеми народами и царствами”. На торжественных приемах все должны были преклонять перед папой колени и целовать его туфлю. Таким почетом не пользовался ни один король в Европе.

Иннокентий III вмешивался в отношения между государствами, во внутренние дела европейских стран. Вассалами папы признали себя короли Англии, Польши, Швеции, Дании.

Папы не останавливались ни перед какими преступлениями в борьбе за власть. По словам современника, на папском престоле часто “сидели не люди, а чудовища в человеческом образе”.

3. Могущество католической церквив Западной Европе в средние века.

Церковь – крупнейший феодал.

Католической церкви в средние века принадлежало в Западной Европе около одной трети возделанных земель. Епископы и монастыри имели сотни и даже тысячи крепостных. На сочных монастырских пастбищах паслись большие стада скота, амбары ломились от запасов зерна, в подвалах хранилось лучшее вино.

Епископы и аббаты мало чем отличались от остальных феодалов. Несмотря на запрет церкви, они участвовали в войнах, устраивали турниры, одевались в шелка и бархат. Чтобы иметь на все это деньги, церковные феодалы увеличивали повинности своих крестьян.

Барщина и оброк на землях монастырей и епископов были особенно велики.

Христианская церковь в средние века была крупнейшим феодалом и жестоким угнетателем трудящихся.

4. Могущество католической церквив Западной Европе в средние века. Как росли богатства церкви.

Со всего населения стран Западной Европы духовенство взимало десятину. Верующие также платили священникам за венчание при вступлении в брак, за крещение младенца и другие церковные обряды.

Чтобы выманить у людей больше денег, служители церкви выставляли в храмах и монастырях вещи, которые объявляли “священными”: волосы и даже “капли лота” Иисуса Христа, обломки креста, на котором он будто бы был распят. Верующих убеждали, что от одного прикосновения к этим “святыням” (конечно, за плату!) излечиваются больные.

Из всех стран Западной Европы много ценностей текло в Рим, в папскую казну. Римские папы присвоили себе право прощать за деньги преступления и грехи верующих (грехами называли нарушения правил поведения, установленных церковью). Церковь продавала специальные грамоты о прощении грехов – индульгенции (в переводе с латинского означает “милость”). Монахи развозили индульгенции по городам и селам, продавали их на рыночных площадях.

Убийца, разбойник и вор могли за плату получить прощение церкви не только за прошлые, но и за будущие преступления. При папском дворе был составлен особый указатель, где было сказано, за какую плату можно откупить тот или иной грех. Торговля индульгенциями приносила папам огромные доходы.

Церковь обогащалась с помощью обмана и мошенничества, пользуясь темнотой и невежеством народа.

Католицизм (от греч. katholikós — всеобщий, вселенский), одно из основных (наряду с православием и протестантизмом) направлений в христианстве. По официальным данным католической церкви (явно преувеличенным), в начале 1970 католиков насчитывалось 614 млн. (в том числе 250 млн. в Европе, 226 млн. в Латинской Америке, 55 млн. в США, 47,8 млн. в Азии, 32 млн. в Африке). Особенно много верующих-католиков (в процентном отношении к численности населения) в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, в латиноамериканских странах. В социалистических странах среди верующей части населения католики преобладают в Польше, Венгрии, Чехословакии, на Кубе. В СССР последователи К. имеются в Прибалтике, главным образом в Литве, в западных областях Белоруссии, Украины.

Обособление К. в христианстве началось в 3—5 вв. в связи с углублением экономических, политических, культурных различий между западными и восточными частями Римской империи, особенно после её раздела на Западную Римскую и Восточную Римскую в 395. Основной причиной разделения общехристианской церкви на западную (римско-католическую) и восточную (восточно-кафолическую, или греко-православную) являлось соперничество между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. Впервые разрыв имел место около 867 (ликвидирован на рубеже 9—10 вв.), вновь произошёл в 1054 (см. Разделение церквей) и был завершен в связи с захватом крестоносцами в 1204 Константинополя (когда из него вынужден был выехать польский патриарх).

Являясь разновидностью христианской религии, К. признаёт её основные догмы и обряды; в то же время он имеет ряд особенностей в вероучении, культе, организации.

В Компендиуме перечислены четыре незыблемые принципа социального учения Католической Церкви: достоинство человеческой личности, общее благо, принцип вспомогательности (субсидиарности), солидарность.

Основные требования общего блага и солидарности — всеобщее предназначение материальных и духовных благ, а также преимущественное внимание к бедным. Принцип вспомогательности предполагает участие граждан в общественной жизни (демократия).

Вторая часть Компендиума чрезвычайно актуальна, т. к. в ней рассматривается семья, утверждается ее приоритет по отношению к обществу и Государству (ср. 214), и изучаются проблемы брака. Моногамный нерасторжимый брак назван единственной аутентичной формой семьи.

Огромное место уделено проблеме международного сообщества. Для разрешения конфликтов, возникающих в различных политических сообществах, необходимо обращаться к общим правилам, решительно отказываясь от мысли прибегнуть к военным действиям. Обширная глава посвящена охране окружающей среды.

Социальное реформаторство вызвало ожесточённую борьбу течений в различных звеньях и на различных уровнях католических мирских и церковных организаций.

Значительно расширяется участие верующих католиков в классовом и общедемократических движениях, углубляется расслоение среди участников католических организаций, в них появляются левые группы, выступающие против реакционного клерикализма, требующие осуществления демократических социальных реформ, углубления диалога с марксистами, призывающие к единству действий всех антиимпериалистических сил. Это, по существу, ревизия и официальной идеологии, и социальной практики католической церкви. Марксистско-ленинские партии, действующие в странах капитала, отстаивая свои научные атеистические позиции в идеологии, в то же время всемерно налаживают контакты с трудящимися католиками, выступают за единство действий всего рабочего класса, всех антимонополистических сил с тем, чтобы совместно отстаивать социальный прогресс, совместно выступать против антинародной политики монополий, угрозы войны и фашизма.

1. Бабосов Е. М., Научно-техническая революция и модернизация католицизма, Минск. 1971;

2. Берзин Э. О., Католическая церковь в Юго-Восточной Азии, М., 1966;

6. Мчедлов М. П., Католицизм, М., 1970;

7. Шейнман М. М., Ватикан и католицизм в конце XIX — начале XX в., М., 1958;

Роль Католической церкви в Средневековой Европе

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Католическая церковь - одна из старейших в мире, играла важную роль в истории западной цивилизации на протяжении всего времени её существования. В средневековой Европе католическая церковь принимала активное участие в развитии и контроле различных сфер общественной жизни. В раннем Средневековье представители католической церкви играли огромную роль в политической жизни. При слабости или даже отсутствии государственной власти они нередко брали на себя функции управления городской жизнью, самостоятельно вели дипломатические переговоры.

Роль Католической церкви в Средневековой Европе Католическая церковь ­ одна из старейших в мире, играла важную роль в истории западной цивилизации на протяжении всего времени её существования. В средневековой Европе католическая церковь принимала активное участие в развитии и контроле различных сфер общественной жизни. В раннем Средневековье представители католической церкви играли огромную роль в политической жизни. При слабости или даже отсутствии государственной власти они нередко брали на себя функции управления городской жизнью, самостоятельно вели дипломатические переговоры. В дальнейшем влияние церкви только увеличивалось, перейдя с внутригосударственного на международный уровень. Церковь выступала посредником и судьёй в спорах правителей государств, влияя на королей и императоров, благословляла религиозные войны против иноверцев, распространяя свое влияние на новые территории, примером чего выступают крестовые походы. И в дальнейшем, несмотря на разногласия, периодически возникавшие между правителями церкви и правителями государств, церковь смогла сохранить свои позиции в политической жизни. Церковь была высшей инстанцией в судебных делах, касающихся не только духовной сферы, но и иных сфер жизни общества. Это позволяло ей рассматривать любые случаи в отношении представителей всех сословий, ­ ни крестьянин, ни феодал не чувствовали себя в безопасности, поскольку в любой момент могли оказаться на церковном суде в роли обвиняемых. Доходы католической церкви, позволявшие ей укреплять свои позиции во внутренней и внешней жизни европейских стран, росли благодаря тому, что церковь являлась крупным земельным собственником. Также немалый доход приносила церковная десятина. Но помимо карающей судебной функции и политических интриг, католическая церковь делала много полезного, особенно в сфере искусства и культуры. Католическая церковь способствовала развитию архитектуры, возводя многочисленные храмы и монастыри. Именно они были самыми красивыми зданиями Средневековья. Лучшие архитекторы, художники, скульпторы считали своим долгом участвовать в их создании и украшении. Их произведения могли видеть тысячи людей. Благодаря поддержке католической церкви возникло большинство архитектурно­художественных стилей: романский, готический, ренессансный. Многие деятели Возрождения, – Рафаэль, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Тинторетто, Тициан, – поддерживались Католической церковью. В сфере образования католическая церковь также играла очень большую и важную роль, поскольку на фоне общей неграмотности европейского Средневековья духовенство и монашество были наиболее образованным слоем общества. При монастырях основывались школы. Были там и библиотеки, хоть и небольшие. Например, собрание книг одного из крупнейших монастырей в Фульде насчитывало около 600 рукописных книг и свитков. В основном это были списки Библии, труды отцов церкви, однако встречались и сочинения языческих античных авторов. Уставы монашеских орденов обычно предписывали монахам читать и переписывать книги. Средневековая наука также развивалась под контролем церкви. В то время наука была занятием небольшой группы людей, в основном священников и монахов, которых интересовали главным образом богословские проблемы. Конечно, со временем по мере развития общества образованных людей становилось всё больше. Но это не помешало католической церкви сохранять свои позиции в данной сфере, поскольку большинство тех, кто получил образование, оставались людьми верующими и, следовательно, стремились искоренить те мнения, которые шли во вред церкви. Говоря о роли Католической церкви в Средневековой Европе, не стоит забывать и о её благотворительной деятельности. Такой деятельностью занимался один из орденов церкви – госпитальеры или Иоаннины. Это монашеская организация, просуществовавшая с двенадцатого по восемнадцатый век, занималась лечением больных и раненых, а также уходом за стариками и сиротами, немощными и обездоленными. Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что католическая церковь играла огромную роль в Средневековой Европе, контролируя все сферы жизни общества. Центрами культурной жизни в высоком Средневековье становятся города. Открываются городские школы, университеты. Это подорвало монополию церкви на образование. Развитие экономики, расширение контактов с другими цивилизациями способствовали увеличению интереса к естественнонаучным знаниям. Куртуазная литература снижала влияние церкви на культуру. Тем не менее, несмотря на то что светское направление в средневековой культуре все более ширилось (особенно в позднее Средневековье, когда появляется гуманизм), влияние религии, церкви на культуру все еще было сильным. Само мировоззрение средневековых людей, в том числе и гуманистов, оставалось религиозным. Критика отдельными интеллектуалами некоторых неприглядных сторон жизни духовенства вовсе не означала, что эти мыслители были атеистами. Они оставались искренне верующими и стремились искоренить те явления, которые порочили церковь. Церковь дала мощный толчок развитию архитектуры и изобразительного искусства. Самыми красивыми зданиями Средневековья были, как правило, храмы и монастыри. Лучшие архитекторы, художники, скульпторы считали своим долгом участвовать в их создании и украшении. Их произведения в храмах могли видеть тысячи людей Католическая церковь имела доминирующее влияние на Западную цивилизацию с поздней античности до начала Нового времени.[10] Благодаря её поддержке возникли романский, готический, ренессансный, маньеристский и барочные стили в искусстве, архитектуре и музыке. [11] Многие деятели Возрождения, такие, как, к примеру, Рафаэль Санти, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли, Фра Беато Анджелико, Тинторетто, Тициан, поддерживались Католической церковью.[12] Все школы в странах Западной Европы находились в руках церкви. Она составляла программу обучения, задача которой была воспитать будущих служителей церкви, преподавание на латинском языке, а также то, что все научные труды должны были быть написаны по­латыни, облегчало ей задачу. Собрание на территории монастырей в огромных библиотеках трудов философов, ученых и различных древних деятелей, проведение диспутов, посвященных проблемам веры, морали и другим вопросам в их стенах еще более усиливало ее авторитет. Церковь, в лице своих представителей была высшей инстанцией в судебных делах, касающихся не только духовной сферы, но всех сфер жизни общества. Неразделение власти церкви и государства позволяла ей рассматривать любые случаи, а абсолютность власти – обвинять представителей различных сословий. Ни крестьянин, ни феодал, ни даже король не чувствовал себя в безопасности, он в любой момент мог предстать перед церковным судом по чьему­то доносу.

Католицизм — это одно из самых распространенных религиозных направлений христианства. Наряду с ним проповедуется православие и протестантизм. Это течение окончательно сформировалось в XI веке, когда произошел раскол христианской церкви. Оно отличается обособленной организацией, возглавляется Папой Римским.

  • Начало истории
  • Основные особенности
  • Отличительные догматы
  • Статистические показатели
  • Сходство в направлениях
  • Краткое описание противоречивых сторон
  • На что стоит обратить внимание

Католицизм во главе с Папой Римским, отличие от православия

Начало истории

Разделению между католицизмом и православием предшествовало множество факторов. Первые события состоялись в 1054 году, когда легатами действующего Папы Льва IX был провозглашен акт относительно отлучения Константинопольского патриарха и всей Восточной Церкви. Когда проводилась литургия при соборе им. Святой Софии, они водрузили его на престол и ушли.

Собор им. Святой Софии Константинополь

Ответом же патриарха Михаила стал созыв собрания, на котором он отлучил прибывших послов от Церкви. Папой такая позиция была принята, именно с этого момента было прекращено на богослужениях папское поминовение. Латинян начали относить к схизматикам.

Существует ряд кардинальных отличий православия от католицизма, в частности это особенности конфессии, различающиеся догмы.

Каждый верующий человек должен понимать, что абсолютно все христиане являются сестрами и братьями во Христе. Соответственно протестантов и католиков запрещено называть врагами православия. При всем этом существует ряд спорных моментов, при рассмотрении которых каждая из конфессий более близка или отдалена от Истины.

Основные особенности

Возникновение нового течения со своей культурой и особенной структурой привело к тому, что по всему миру сегодня насчитывается более миллиарда представителей католицизма. Главой этой Церкви выступает не патриарх, а Папа Римский. Владыка выступает верховным правителем на Святом Престоле. Ранее так называли всех католических епископов. Но с течением времени мнения относительно непогрешимости Папы кардинально разошлись. В настоящее время праведными признаются только решения и вероучения, высказывания Папы.

Основные особенности Католицизма

На данный момент католическую Церковь, где богослужения проводятся на латинском языке, возглавляет Франциск, который был избран в 2013 году 13 марта. Административный центр грекокатолической Церкви расположен в Ватикане. Папа является ярким представителем своего направления, который впервые за продолжительное время присутствовал на официальной встрече с православным патриархом. На мероприятии, которое состоялось в 2016 году, обговаривались важнейшие вопросы, касающиеся православного течения и католического.

Подробно рассматривалась проблема относительно гонения христиан, которое, к сожалению, наблюдается в отдельных регионах и в современном мире.

Отличительные догматы

Множество понятий в католицизме кардинально отличается от подобных значений Евангельской истины для православия. Вот некоторые из них:

Филиокве

  1. Положение целибат является догматом про безбрачие касательно духовенства.
  2. Если верить Филиокве, то Святой Дух идет не только от Отца Бога, но и от Сына. Чистилище является своеобразным промежуточным пространством между раем и адом, в котором грешник может искупить свою вину.
  3. Католическое Священное Предание выстроено на Папских посланиях и решениях, принятых позже от семи Вселенских соборов.
  4. Миряне причащаются лишь Телом Христовым, в то время как духовенство — Кровью и Телом.
  5. Догмат, говорящий про непорочное зачатие Марии, про ее последующее телесное вознесение.

Это неисчерпывающий список отличительных обрядов и таинств между направлениями христианства. Отмечено, что в католицизме признаются те догматы, которые православие не считает истинными.

Статистические показатели

Проводимые многочисленные исследования показывают, что основная численность верующих, исповедующих католицизм, проживает на территории США, Бразилии, Мексики. Интересен факт, что в каждой из обозначенных держав на католическое течение оказывают влияние культурные и общественные особенности. Таблица показывает сравнительную характеристику:

Страна Регион соотношение населения/католиков Численность католиков в %
Бразилия Южная Америка 186,1 млн/136,9 млн 73,6
США Северная Америка 301,1 млн/68,1 млн 22
Мексика Северная Америка 108,7 млн/101,4 млн 91

Сходство в направлениях

Иисус Христос

За основу всей жизни принято считать Господа Иисуса Христа, поклоняться ему. Все верующие должны жить в стремлении к исполнению всех его заповедей. В любом греческом костеле или храме на территории России исповедуется единая вера в Святую Троицу. Если рассматривать иерархию, в обоих христианских направлениях имеет место апостольское преемство, неизменными являются также остаются семь церковных Таинств. В их союзе сохраняется авторитет за Священным Преданием и Писанием.

Отмечен тот факт, что в православии и католичестве существует единое представление про семью. Общими для них остаются и святые, жившие до 1054 года, когда произошел раскол, поддерживается духовное общее Предание, относящееся к первому тысячелетию христианства. Запрещены православной и католической Церковью следующие деяния:

  • признание гомосексуальных браков;
  • эвтаназия, прочие методы по умерщвлению человека;
  • аборты.

Краткое описание противоречивых сторон

Необходимо кратко разобраться, в чем разница католиков и православных. Для этого стоит детальнее рассмотреть проповедуемые учения этих направлений христианства:

Святой Дух

Чистилище

На что стоит обратить внимание

Известно, что православной Церковью не признан латинский культ, который касается сердца Христова и Пресвятой Богородицы. Подобные учения произошли от видений одной из католических монахинь по имени Маргарита Мария Алякок, умершей в 1690 году. В свое время она утверждала, что в видениях видела Иисуса Христа, рассказывающего про свою чрезмерную любовь к мирянам и показывающего свое сердце. Затем он приказал ввести подобное служение в одном из монастырей Франции, а впоследствии распространить среди всех верующих людей. Также в православии не признается преклонение перед сердцем Богородицы, а обозначенные видения считаются ложными.

Маргарита Мария Алякок

Бог учил и учит любви по отношению к каждому человеку, в особенности это касается братьев ближних по вере в Христа. Из этого можно сделать вывод, что верующие, относящиеся к католицизму, не являются врагами или противниками. Лучшим доказательством того, что православие является верным исповеданием веры в Христа, является добродетельная мирская жизнь, а не постоянно ведущиеся споры в попытке подтверждения своей истины. Стоит обратить особое внимание на общие проблемы христианских направлений, которые объединяют их представителей перед реальной опасностью.

Печальный факт указывает на то, что в некоторых регионах процветает негативное явление, называющееся христианофобией.

Католицизм

По этой причине стоит проявлять деликатность и вежливость в отношении представителей иных конфессий.

Спорные моменты должны рассматриваться культурно и в форме дискуссии — только так можно прийти к общему мнению. Толерантный человек — это не тот, который со всем соглашается и проявляет равнодушие, а тот, кто умеет быть любящим и милосердным, кротким. Именно такие учения проповедовал Господь.

Читайте также: