Сочинение о художнике сурикове

Обновлено: 30.06.2024

Государственная Третьяковская галерея – крупнейший всемирно известнейший музей русского искусства. Это гордость Москвы. Это символ культурной жизни России.

Эта галерея была основана во второй половине XIX века богатым московским купцом Павлом Михайловичем Третьяковым. Он был прогрессивно мыслящим человеком и поставил себе цель – создать общедоступный музей национального искусства и не только радовать красотой зрителей, но и воспитывать широкую публику.

Художники высоко оценили дело Третьякова и считали большой честью, когда

Сначала картины собирались в доме, затем было построено специальное здание – галерея для всеобщего обозрения, а в 1892 году Павел Михайлович осуществил свою мечту – передал художественное собрание вместе со зданием в дар городу Москва.

Много залов в галерее, но искусство XIX столетия нашло более широкое представление в галерее, потому что в это время жил сам Третьяков и был лично знаком с художниками – передвижниками. Эти художники писали реалистические картины “как бы передвигали свои полотна”.

К ним относятся В. В.Верещагин, В. Г.Перов, И. Е.Репин, В.

Сегодня мы постоим у трех полотен В. И.Сурикова, которые занимают ведущее место в его творчестве. Эти полотна отражают драматические события переломных моментов русской истории. Помогут нам в этом биографы и экскурсоводы.

Василий Иванович Суриков родился в семье потомственных казаков в Сибири, чем всегда гордился. Суровая сибирская действительность, природа, нравы и обычаи учили стойкости, мужеству. Из рассказов своих близких и земляков художник черпал исторические были. Его окружали старинные вещи, книги, старые иконы и костюмы.

Все это способствовало раннему пробуждению художественного дарования. В 1869 году Суриков стал учеником Петербургской Академии художеств. Закончил ее с золотой медалью.

В 1878 году В. Суриков переезжает в Москву. “Памятники, площади дали мне ту обстановку, в которой я мог поместить свои сибирские впечатления”

Давно задумал В. Суриков написать картину о жизни Руси начала царствования Петра I. “Когда я их задумал, у меня все лица сразу так и возникли. “стрельцы2 у меня в 1878 году начаты были, а закончены в 1881-м”.

В. Сурикова “Утро стрелецкой казни”.

Реформы Петра, всколыхнувшие Россию, коснулись и преобразования армии. Один за другим поднимались бунты стрельцов, недовольных нововведениями царя – реформатора. На картине – раннее московское утро казни стрельцов после их последнего бунта в 1698 году. Среды толпы, заполнившей Красную площадь, выделяются стрельцы в белых рубахах смертников, с зажженными свечами в руках.

Последние минуты перед казнью, минуты предельного душевного напряжения. Художник сталкивает в психологическом противоборстве стрельцов и царя. Стрельцы – это Русь уходящая, а царь Петр I – новая Русь.

Центральное место уделено стрельцам и их близким, а царь как бы в стороне не на видном месте.

Особенно выделяется рыжебородый бунтарь, в глазах которого лютая ненависть к царю. Здесь происходит поединок взглядов царя и стрельца. Стрельцы – это сильные люди, мужественные, они не покорились царю до самой смерти. Рядом с ними их родные и близкие.

Плач и горе можно увидеть и услышать на этой картине. Но и царь силен, сильны его сподвижники. За его плечами стоят преданные ему преображенцы. Они бережно ведут обессилевшего от пыток стрельца.

Народ разорван, разобщен. Петр I ломает народные судьбы на пути европеизации России.

Художник вкладывает в изображаемое событие общегосударственный, общенародный смысл, поэтому он переносит казнь из Преображенской слободы, где она в действительности происходила, на Красную площадь, на Лобное место. Стрельцов художник пишет на фоне как бы обезглавленного Собора Василия Блаженного. В архитектуре царит порядок.

Это оттеняет беспорядочное движение толпы. Чувствуется приближение кровопролития. Много красного цвета в одежде стрельцов.

Еще ярче он загорается в соседстве с белым цветом рубах и желтым цветом свечей. Народ – главный герой картины. Трагедия народа отражена на лицах и подвижников царя. И в лагере царя нет лиц, которые бы насмешливо смотрели на стрельцов, наоборот, есть сочувствующие.

Ужас и безысходность перед тем, что сейчас случится, видны в этой картине.

Картина “Утро стрелецкой казни” произвела на зрителей “впечатление могучее”, как писал И. Е.Репин. С этой картины началась слава художника, поставившая его имя рядом с композитором Мусоргским, гениальным создателем народных драм.

Сразу же после ее написания у Сурикова возникает замысел картины “Боярыня Морозова”, но потом, чтобы отдохнуть, начал писать ” Меншикова”.

Меншиков – историческая личность, сподвижник Петра, его друг, человек, до конца своей жизни преданный Петру I и его реформам. Но после смерти Петра Меншикова, как и многих других соратников Петра, ждала трагедия. Его отстранили от государственных дел из – за низкого происхождения, из-за того, что реформы Петра не всем были по душе.

Многие художники уже обращались к личности Меншикова, такие как Н. Ге, И. Репин, но ни у кого из них трагедия исторической личности не звучала так мощно, так величественно, как у Сурикова.

В. Сурикова “Меншиков в Березове”

Василий Иванович Суриков обращается к подлинному факту истории: сибирской ссылке фаворита Петра I Александра Даниловича Меншикова.

В холодной темной избе за чтением Евангелия коротает свои дни когда-то удачливый и всесильный временщик. Его окружают дети: Мария, сын Александр и младшая дочь Александра. Они отгорожены от мира.

Как удалось это показать художнику? Фигуры изображенных людей масштабны по сравнению с низким, тесным пространством избы. Художник объединяет всех членов семьи за стол, за общим, казалось бы, делом. Но если присмотреться внимательнее, то два человека разъединяют этот круг.

Отец и старшая дочь Мария смотрят отрешенно куда-то и думают каждый о своем. Они одиноки. Они живут воспоминаниями.

У них нет будущего. Меншиков и Мария умрут в Березове. Младшие дети по воле Елизаветы, дочери Петра I, возвратятся в столицу.

Трагедия заключается в том, что такой умный, сильный человек вынужден бездельничать, не осуществить свои замыслы. Он большие надежды возлагал на дочь Марию, но его мечтам не суждено было сбыться. В обрисовке этих двух персонажей художник использовал черный и серый цвета. Мария сидит в черной шубке, которая подчеркивает ее хрупкость, бледность ее лица.

А в глазах – глубокая грусть, печаль.

А вот младшая дочь в цветистом парчовом платье, в нарядной душегрее написана в радостной цветовой гамме. Она золотоволосая. Автор пользуется контрастным сопоставлением персонажей.

Художник вводит двойное освещение: теплый свет лампады и холодный свет зимнего дня, льющийся из узкого, покрытого льдом окна. Суриков показывает красоту материального мира: прелесть меха, бархата, парчи, стекла.

Картину “Меншиков в Березове” Третьяков поместил рядом с “Утром стрелецкой казни”. Получив за нее большие деньги, В. Суриков отправляется за границу. Он побывал во Франции, Италии, Испании. Он много рисует акварелью.

Его интересует все: архитектура, природ, люди. Но продолжает думать о “Боярыне Морозовой”, делает первые наброски.

XVII век – самый для него притягательный век русской в истории России. Когда – то в детстве услышал Суриков рассказ о неистовой боярыне, принявшей смерть за старую веру. Прежде чем писать эту картину, художник книги историков И. Забелина, В. Ключевского.

В. Сурикова “Боярыня Морозова”.

Ранним утром по узкой московской улочке в простых крестьянских розвальнях везут на поругание боярыню Морозову, идущую на смерть за старую веру. Феодосия Прокопьевна Морозова, жена боярина Морозова, воспитателя царя Алексея Михайловича, была ярой сподвижницей протопопа Аввакума – идейного руководителя старообрядцев. Исступленное, иссушенное огнем фанатизма лицо ее приковывает внимание зрителя.

Глаза горят верой в свою правоту. Рука взметнулась в двуперстном знамении. Рот полуоткрыт.

Она, идя на смерть, продолжает убеждать людей в своей вере. Весь ее облик полон духовной силы. Ее черные бархатные одежды разметались, они придают ей значительность. В картине контраст белого и черного.

На полотне изображен московский люд того времени. Боярыня господствует над толпой. Люди по – разному реагируют на нее.

Сидящий на снегу в жалком рубище юродивый, возможно, из тех, кого она призревала в своем доме, открыто отвечает на призыв боярыни двуперстным знамением.

Полны сострадания и странник со старообрядческим посохом в руках, пожилая горожанка, держащая платок, расшитый жемчугом. Низко склонилась боярышня в золотом платке и вине – голубой шубке. В боярышне душевная кротость и стойкость.

Не случайно художник сопоставляет ее с Богоматерью на иконе, видной на стене церкви. Цвет платка и наклон головы соответствуют иконе. Особенно удались Сурикову женские персонажи.

Они разные. Но в них раскрыты национальные черты характера русской женщины: доброта, отзывчивость к человеческим страданиям, душевная мягкость и вместе с тем жизненная стойкость, готовность пойти на подвиг. Главное – показать великое множество человеческих чувств и переживаний.

Белый снег. Пасмурное небо. Голубовато – серебристый воздух зимнего дня как бы смягчает пестроту толпы.

Очень долго художник искал образ Морозовой. “Я на картине сперва толпу написал, а ее после. И как ни напишу ее лицо – толпа бьет. Ведь сколько времени я его искал.

Все мелко было, терялось в толпе. И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна. Я с нее написал этюд в садике в два часа.

И как вставил ее в картину – она всех победила”.

“Боярыня Морозова” – вершина творчества Сурикова. Он вошел в русское искусство как великий исторический живописец. Его творчество стало школой для многих поколений художников.

Художник жил в начале XX века, а писал картины о XVII веке, но ни у кого не возникало сомнений, что автор чего – то не знает о прошлом: настолько мастерски он передал события тех лет, людей, дух того времени. Суриков сам жил в переломное время. Назревала революция 1917 года. Это было смутное время.

Чтобы разобраться в нем, художник заглянул в прошлое России. Такие картины современны, потому что человек всегда будет соотносить настоящее с прошлым, чтобы извлекать уроки и не повторять ошибок.

Искусство облагораживает человека, делает его умнее, добрее, обогащает духовно. Знакомство с художником – это прикосновение к его душе, к его чувствам, мыслям. Изучая творчество художников, вы познаете историю и культуру своего народа.

Детство и юность

Будущий великий живописец появился на свет 12 (24) января 1848 года в Красноярске, в семействе, принадлежавшем казачьему сословию.

После ранней смерти отца семье пришлось несладко, и мать Василия была вынуждена сдавать в аренду второй этаж их дома. Денег едва хватало на самое необходимое, однако мудрая женщина, заметив страсть сына к рисованию, умудрялась оплачивать уроки живописи. Первым учителем Василия был Н. В. Гребнев, преподававший рисование в Красноярском уездном училище.

После окончания училища у матери не было возможности оплачивать дальнейшее обучение Василия, и он был вынужден устроиться на должность писца в губернское управление. Однако судьба была милостива к талантливому юноше. Случайно увидев работы подчиненного, губернатор П. Замятин отыскал мецената, который смог оплатить обучение Сурикова в петербургской Академии художеств.

В учебном заведении Василий постигал тонкости живописи под руководством П. Чистякова. Очень быстро он стал одним из лучших его учеников, регулярно получал денежные призы и медали за свои работы.

Творчество

Из краткой биографии Сурикова известно, что он крайне неохотно соглашался писать портреты на заказ. Однако был вынужден делать это, чтобы быть финансово свободным.

Источником вдохновения для талантливого живописца служила музыка, в особенности, опера. Кроме того, он сам с удовольствием обучался игре на гитаре.

Василий Иванович давно мечтал о путешествии по Европе, чтобы воочию увидеть полотна выдающихся живописцев. Выгодно продав одну из своих работ, он осуществил давнишнюю мечту и побывал в знаменитых европейских галереях и художественных музеях.

Личная жизнь

Первой и единственной любовью живописца стала его супруга – Елизавета Августовна Шаре. Молодые люди обвенчались в 1878 году, и спустя время у них родились две дочери – Ольга и Елена.

Однако семейное счастье было недолгим – спустя 10 лет любимая супруга скончалась, оставив художника в глубочайшей депрессии. Вернуться к жизни он смог лишь благодаря творчеству.

Смерть

В последние годы жизни здоровье Василия Ивановича значительно ухудшилось. Он отправился в Крым на лечение, однако оно не помогло. 6(19) марта 1916 года великий художник скончался от ишемической болезни сердца.

Суриков… Вот произносишь это слово, и становится на душе тепло, приятно. Земляк! Красноярец! Суриков… Пожалуй, нет в нашей стране человека, который не слышал эту фамилию. “Боярыня Морозова”, “Утро стрелецкой казни”, “Покорение Сибири Ермаком”, “Переход Суворова через Альпы”, “Меньшиков в Березове” — эти произведения нашего великого земляка украшают стены лучших музеев России.

Суриков… Лично у меня эта фамилия ассоциируется прежде всего с картиной “Взятие снежного городка”. Именно с этой картины началось мое знакомство с творчеством Василия Ивановича. Стоит только посмотреть не нее, и сразу представляешь себе наши бескрайние сибирские просторы, безудержное веселье русского народа и, если можно так выразиться, безбашенность русского характера. Не случайно, ведь само по себе “взятие снежного городка” — это чисто русская, сибирская забава. Вы только подумайте, в какой еще стране мира могут несколько недель возводить целый город из снега, чтобы потом за пару десятков минут его разрушить?

По-моему, это возможно только у нас в России!

А ведь мало кто знает, где происходило действие этой картины. Трудно поверить, но эти, казалось бы, бескрайние просторы — одно из самых оживленных мест сегодняшнего Красноярска, это площадь перед Большим концертным залом.

Время летит, поколения меняются, люди приходят на смену друг другу. Сегодня мы вряд ли можем сказать, где находятся и чем занимаются потомки Пушкина или Лермонтова, но вот род Суриковых из виду не теряется.

Внучка Василия Ивановича Наталья Петровна Кончаловская — известная детская писательница, поэтесса и переводчица.

А популярность Никиты Михалкова, ведущего российского режиссера, берущего награды на лучших мировых кинофестивалях, способна затмить славу прадеда.

Многие знают Сурикова только как мастера масштабных исторических полотен. Это не совсем так. Да, Василий Иванович любил изображать в своих произведениях Петра I или Александра Суворова. Но нет, пожалуй, художника, который любил свою родину и свой народ больше, чем Суриков. Эта любовь просматривается во всем его творчестве. На каждой картине нашего великого земляка мы видим широту бездонной русской души, искренние эмоции, хлещущие через край. Будь то Степан Разин, о чем-то задумавшийся, или обычный русский народ, веселящийся и хохочущий над зимними сибирскими играми.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Для меня Суриков — это прежде всего земляк, которым можно и нужно гордиться, и это тот уровень творчества, к которому нужно стремиться.

12-го января 1848 г. в семье красноярского регистратора родился известный художник Василий Иванович Сурков. Первым кто заметил талант мальчика, был Гребной Н. В., который и начал обучать его искусству рисования.

Творчество художника

Художник является одним из знаменитых русских живописцев, создавшим масштабные исторические полотна.

Живописец является уроженцем города Красноярска и появляется на свет в казачьей семье, получив образование первоначально в приходской школе, а затем став студентом уездного училища.

По окончании обучения художника принимают на работу на должность писца в управлении губернии, поскольку юноша не имеет возможности дальнейшего продолжения учебы по причине отсутствия денег в его семье. В период трудовой деятельности в губернском управлении талант художника замечает губернатор, который содействует поиску для дальнейшей учебы талантливого юноши мецената в лице местного промышленника. Будущий художник получает возможность закончить санкт-петербургскую Академию художеств, в период обучения в которой награждается несколькими медалями и премиями.

В этот период жизни художника создаются многие его известные работы, в которых живописец большое значение уделяет композиции, за что приятели начинают называть его композитором.

При окончании учебного заведения живописцу присваивается звание классного художника первой степени.

Далее художник принимает участие в строительстве Храма Христа Спасителя, где создает четыре фрески, изображающие Вселенские соборы.

Помимо монументальных полотен художник знаменит также своими превосходными камерными портретами, а также пейзажными зарисовками. Однако самыми известными картинами живописца является трилогия, посвященная Петру Первому, характеризующаяся уникальным почерком художника в виде тщательной проработки деталей, динамично выстроенной композиции, усиленного внимания к цвету.

Художественное своеобразие работ живописца заключается в стремлении к исключению из полотен традиций и правил академического искусства, которое художник считается холодным и безжизненным, поэтому включает в сои картины элементы простого быта, скрупулезно воспроизводя архитектурный фон и убедительно изображая свободную группировку фигурных образов. Именно поэтому работы художника погружают зрителей непосредственно в событие, способствуя возникновению личного участия в нем.

В настоящее время картины художника хранятся в различных музеях мира, включая Третьяковскую галерею.

Суриков взятие снежного городка

История создания

Смерть любимой негативно сказалась на Сурикове. Своему брату в письмах он признавался, что его душа надломилась. В итоге художник с дочерьми снова отправился в Красноярск, где прожил полтора года.

Сочинение по картине взятие снежного городка

Нахождение в родных краях пошло на пользу художнику. Он рисовал разные картинки, много гулял и наблюдал за людьми. В это время к нему пришла идея создать полотно о взятии зимнего городка. Эта старинная игра проводилась в конце Масленицы.

Жители города строили из снега и льда полноценную крепость, украшали ее зубцами и пушками. Затем они делились на две команды: нападающих и защитников. Задача всадника была предельно простой — пройти сквозь стену и сбить перекладину.

Художник в детстве неоднократно видел эту игру. Он решил нарисовать снежную крепость и момент ее взятия. Работа велась в квартире в Красноярске, были также сделаны зарисовки с натуры. Художнику позировали родственники и знакомые.

В Москву Суриков вернулся с готовой картиной, которая была вставлена в золотую раму и представлена на очередной выставке передвижников. Критики восприняли работу художника неоднозначно. Одни ее хвалили, другие ругали и указывали на недостатки.

Описание картины

Центральная фигура полотна — всадник. Лошадь быстро скачет и буквально врезается в снежную стену, а мужчина завершает начатое мощным ударом кулака. Коня Суриков изобразил типичной сибирской породы. У животного есть характерные особенности:

Взятие снежного городка суриков

  • темно-гнедая масть;
  • большая голова;
  • низкий рост.

Лошадь полностью доверяет всаднику и не обращает внимания на ослабленные поводья. Животное врезается грудью в снежную стенку, в его глазах видно возбуждение от криков толпы. Вместе с этим лошадь выглядит озорной и веселой. Широко раздутые ноздри и приоткрытый рот создают иллюзию улыбки.

В левой части картины видны зрители, которые смеются и поддерживают всадника. Среди них есть дети и взрослые, все они с интересом наблюдают за происходящей игрой. На задней части картины расположена группа защитников. Они машут веточками и отпугивают лошадь. Игроки делают это без ожесточения, только ради забавы.

Даже люди дворянского сословия заинтересованы во взятии крепости. В правой части картины стоят сани со знатными особами. Суриков особенно детально изобразил снег — видны следы от саней, крепость разлетается на снежные кусочки. Все это позволяет передать атмосферу игры.

Смысл полотна

Автор написал картину в бытовом жанре. Он детально изобразил народную игру. Персонажи полотна — простые крестьяне, сибиряки, его земляки. Художник скрупулезно нарисовал лица людей, одежду, окружающую обстановку.

Суриков взятие снежного городка

Критики негативно оценили работу Сурикова. Они назвали ее бедной и анекдотичной. Такая реакция была объяснима. В те времена рисовали согласно академическим канонам. Но Василий Иванович уверял, что нужно обращаться к народному творчеству, поскольку это позволит испытывать вдохновение.

В сочинении нужно указать краткую информацию о художнике, а в основной части рассмотреть описание полотна. В конце работы ученик показывает свое впечатление от увиденного.

При взгляде на картину появляется ощущение радости, восторга, азарта. Художник мастерски изобразил людей разных сословий, но все они объединились в ходе игры. Им надоела зима, они уже хотят наступления тепла, поэтому радостно провожают зиму.

Читайте также: