Экология культуры лихачев сочинение
Обновлено: 18.05.2024
Сочинения по русскому . Образцы сочинений. Сочинения ЕГЭ, ОГЭ
Сочинение по тексту Лихачёва. Проблема экологии культуры..
Сочинение по тексту:
Известнейший мыслитель, общественный деятель XX века обращается к сложнейшей проблеме экологии культуры. Проблема, поднятая писателем, чрезвычайно злободневна, поскольку связана со всё нарастающим духовным кризисом современности, когда бездуховное отношение ко всему живому и неживому становится едва ли не нормой.
Таким образом, Д.С. Лихачёв приходит к выводу: мир сегодня стоит на грани природной и культурной катастрофы. Экология природы и экология культуры слились воедино, образовав новую область человеческих знаний о мире. Спасти всех нас от разложения физического и нравственного может только одно — великая русская культура.
Текст Дмитрия Сергеевича Лихачёва:
(1)Экология представляет собой взгляд на мир как на дом. (2)Природа — дом, в котором живёт человек. (3)Но культура тоже дом для человека, причём дом, создаваемый самим человеком. (4)Сюда входят разнообразные явления — материально воплощённые и воплощённые в виде идей и различного рода духовных ценностей.
(15)Зоной экологического бедствия могут оказаться кино, классический репертуар театров, частично музыка.
(16)Мы живём в среде исторических памятников, произведений искусств, результатов научных исследований, технических достижений. (17)Поэтому экология состоит из двух частей: части охранения природы и части охранения культуры. (18)Последняя тем более важна, что она касается самой сущности человека. (19)Человек есть часть природы, но он есть и часть созданной тысячелетиями культуры.
(20)Погибнуть человечество и природа в целом могут не только биологически вместе с уничтожением всего живого, но и духовно, вследствие гибели культуры. (21)И тут и там может действовать право неразумного сильного, который создаёт опаснейшую ситуацию.
(26)Кислые дожди в Петербурге разрушают одновременно в Летнем саду и мраморные статуи 17-18 веков, и окружающие деревья. (27)В результате одно следствие: может погибнуть и фактически уже погибает в Петербурге Летний сад.
(28)И отношение к природе, и отношение к культуре требуют общих правил нравственности, общего осознания себя как части природы и части культуры. (29)Без высокой нравственности и
культуры не может существовать современное общество, ибо благодаря существованию сложнейшей техники и ответственнейшей науки наш мир стал более подвержен возможному воздействию со стороны человека. (30)Планета стала чрезвычайно зависимой от нас.
Очень молодой отраслью научных исследований человека о мире считается сфера экологии. Хотя с уверенностью можно утверждать, что данная область приобретает огромное значение в жизни человека потому что, превращается планета наша в чрезвычайно зависимую от людей. Такое заключение было сделано всеми читателями, ознакомившимися с текстом Д. Лихачева, из которого следует, что “культура…дом для человека, …создаваемый самим человеком”.
Одновременно с этим, культурная экология создана трудом человечества.
Она представлена в
виде архитектуры, области, изучающей произведения искусства, и языковой культуры. В случае разрушения этого культурного наследия, человечество неизбежно постигнет смерть, как физическая, так и, что не менее опасно, – духовная “…человечество и природа… могут… вследствие гибели культуры” погибнуть духовно, именно об этом пишет автор. По его мнению, важно не допустить ситуации, при которой восторжествовало бы “право неразумного сильного”, который не умеет и не желает ценить культуру, и расценивает ее в качестве ненужного развлечения для образованных людей.
Д. Лихачев делает вывод, очевидный
для культурного человека: постройка отношений к природе и к культуре осуществляется с учетом одинаковых правил нравственности. По твердому убеждению автора, нравственность и культура должны господствовать в современном обществе однозначно. Невозможно поспорить с данной истиной, изреченной устами известнейшего ученого: только сохранив нравственность сегодня можно добиться сохранения природы в первозданной ее красоте, а также культуры, и духовности, представляющей собой “самосознание вселенной” человеческим разумом.
Почему важно защищать памятники культуры? Истинно интеллигентный, хорошо воспитанный на традициях культуры своего Отечества человек этим вопросом не озадачивается. Вспоминаются в связи с этим знаменитые пушкинские строки: “Я памятник воздвиг… нерукотворный…”.
Принято думать, что поэт имел в виду свое творческое наследие, которому отводится роль символа русской культуры в самом лучшем ее проявлении.
Известнейший мыслитель, общественный деятель XX века обращается к сложнейшей проблеме экологии культуры. Проблема, поднятая писателем, чрезвычайно злободневна, поскольку связана со всё нарастающим духовным кризисом современности, когда бездуховное отношение ко всему живому и неживому становится едва ли не нормой.
Таким образом, Д.С. Лихачёв приходит к выводу: мир сегодня стоит на грани природной и культурной катастрофы. Экология природы и экология культуры слились воедино, образовав новую область человеческих знаний о мире. Спасти всех нас от разложения физического и нравственного может только одно — великая русская культура.
Текст Дмитрия Сергеевича Лихачёва:
(1)Экология представляет собой взгляд на мир как на дом. (2)Природа — дом, в котором живёт человек. (3)Но культура тоже дом для человека, причём дом, создаваемый самим человеком. (4)Сюда входят разнообразные явления — материально воплощённые и воплощённые в виде идей и различного рода духовных ценностей.
(15)Зоной экологического бедствия могут оказаться кино, классический репертуар театров, частично музыка.
(16)Мы живём в среде исторических памятников, произведений искусств, результатов научных исследований, технических достижений. (17)Поэтому экология состоит из двух частей: части охранения природы и части охранения культуры. (18)Последняя тем более важна, что она касается самой сущности человека. (19)Человек есть часть природы, но он есть и часть созданной тысячелетиями культуры.
(20)Погибнуть человечество и природа в целом могут не только биологически вместе с уничтожением всего живого, но и духовно, вследствие гибели культуры. (21)И тут и там может действовать право неразумного сильного, который создаёт опаснейшую ситуацию.
(26)Кислые дожди в Петербурге разрушают одновременно в Летнем саду и мраморные статуи 17-18 веков, и окружающие деревья. (27)В результате одно следствие: может погибнуть и фактически уже погибает в Петербурге Летний сад.
(28)И отношение к природе, и отношение к культуре требуют общих правил нравственности, общего осознания себя как части природы и части культуры. (29)Без высокой нравственности и
культуры не может существовать современное общество, ибо благодаря существованию сложнейшей техники и ответственнейшей науки наш мир стал более подвержен возможному воздействию со стороны человека. (30)Планета стала чрезвычайно зависимой от нас.
(По Д.С. Лихачёву)
Содержание работы
ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ………………………………………………..…стр. 3
СОХРАНЕНИЕ НАСЛЕДИЯ…………………………………….….……стр. 6
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………стр. 15
Файлы: 1 файл
Реферат по культурологии.doc
«ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ
СОХРАНЕНИЕ НАСЛЕДИЯ…………………………………….….…… стр. 6
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………стр. 15
Одна из самых характерных особенностей научного и публицистического наследия академика Дмитрия Сергеевича Лихачева - это свойственное практически всем его трудам представление о внутренней целостности культуры, о глубоких взаимосвязях между различными, иногда очень далекими друг от друга и на первый взгляд не сопряженными между собой явлениями культуры и целыми областями деятельности человека.
Из пристального внимания Д.С.Лихачева к этому существеннейшему свойству культуры вытекают основные направления и темы его научных и публицистических работ: постоянный поиск параллелей к основной теме его исследований (литературе) среди других искусств, стремление показать внутреннее единство культуры в рамках целых периодов (одного стиля, одной стилистической формации), его внимание к роли литературы в единении государства и общества в определенные моменты отечественной истории, его интерес к градостроительству, реставрации, и вообще всем возможным форматам сохранения культурного и исторического наследия России и охраны памятников культуры.
Проблема сохранения наследия становится сегодня чрезвычайно актуальной. Однако эта тема до сих пор не имеет должного научного обеспечения. Одним из важных направлений в развитии науки об охране наследия является разработка её методологических принципов. Можно выделить несколько наиболее существенных направлений. Прежде всего, актуализация роли историко-культурной среды как необходимого условия существования человека как мыслящей и нравственной личности.
Важнейшей составной частью культурной среды являются объекты культурного наследия, традиционные культурные ценности, в том числе социокультурные и хозяйственные традиции, исторические технологии, верования, обряды и т.д. Особую роль в культурной среде играют духовные ценности, пронизывающие всю среду обитания человека, определяющие, по словам Лихачева, «нравственное значение и влияние воздействующей силы на человека всей культурной среды во всех её взаимосвязях
Ещё более быстро и навечно уходят традиционные ценности нематериальной культуры – отношения между людьми, отношение к природе, фольклор, обряды, технологии и т.д. Поэтому, на самом деле, разрушение исторической культурной среды идёт гораздо быстрее, чем мы себе представляем, имея в виду только процессы деградации материальных памятников истории и культуры.
Читайте также: