Сочинение о фильме жаворонок

Обновлено: 06.07.2024

Пару дней назад разместила заметку об одном фильме, не буду упоминать название. Почему? Не хочется в эту заметку тащить негатив, с которым обрушились на меня. Я не в обиде, никого не заблокировала, не удалила ни одного коммента, просто не стала участвовать в обсуждении.

Комментарии прочитала. Благодарна всем, независимо от обрушевшейся на меня ярости, за один конструктивный момент. Какой? За упоминание фильма "Жаворонок". Я его впервые посмотрела сегодня ночью. Искреннее мое спасибо вам всем!

О фильме.

  • Никита Курихин(1922-1968). Ушел из жизни в 45 лет. С 1941 по 1947 год служил в рядах Советской Армии, участник ВОВ;
  • Леонид Менакер(1929 - 2012).Ушел из жизни в 82 года.В 1941 году эвакуирован в Москву из Ленинграда.
  • Михаил Дудин(1916 - 1993). Ушел из жизни в 77 лет. С 1939 года на фронте, сначала на Финской войне, затем на Великой Отечественной;
  • Сергей Орлов(1921 - 1977) - Ушел из жизни в 56 лет. Участник ВОВ.
  • Операторы:Николай Жилин, Виктор Карасев.
  • Композитор:Яков Вайсбурд.
  • Художник:Борис Быков.
  • Страна:СССР.
  • Производство:Ленфильм.
  • Год:1964.
  • Премьера:1 мая 1965.
  • Актеры:Вячеслав Гуренков, Геннадий Юхтин, Валерий Погорельцев, Валентинс Скулме, Бруно Оя, Эрвин Абель, Жанис Катлапс, Хейно Мандри, Гунарс Плаценс, Олев Тинн, Янис Юров.

Два сценариста и два режиссера, а правильнее, точнее - командир взвода тяжелых танков Сергей Орлов, пехотный капитан Михаил Дудин , стрелок-радист бомбардировочной авиации Никита Курихин и военный стригунок Леонид Менакер. Стригунок - это годовалый жеребенок, если вы не знали. "Военный жеребенок" - Леонид Менакер.

Я посмотрела этот фильм. Немногословный, реалистичный.

Чёрно-белый. Как в документальном репортаже - минимализм и нереальная глубина.

Такой и должна быть картина, основанная на реальных событиях, за героев которой искренне переживаешь и гордишься ими. Сергей Орлов на войне был танкистом. Он точно знал, что это за военная машина "танк", что такое в танковая атака, что такое гореть в танке.

Их было четверо. Четверо солдат, искалеченных, затравленных, обессиливших, но не сломленных. Плен для них не стал концом. Плен стал для них продолжением войны.

Триумфальным маршем шел оживший танк с экипажем смертников по глубоким тылам противника. И стелились ему под гусеницы маленькие города большого рейха: Версдорф, Вайсбург, Шпремберг.

В этом фильме мир впервые увидел ДРУГУЮ войну. Настоящую:

  • Которая "не до ордена - была бы Родина".
  • Которая "одна на всех - мы за ценой не постоим. "

Очень сильные последние кадры. Гитлеровцы застрелили Ивана-водителя. Один в растерянности снимает очки. Другой смеется. Остальные отворачиваются и опускают головы .

  • Танк, уходящий в свет. В бесконечность.
  • Танк - Жаворонок, улетает к ангелам, унося с собой свой экипаж.

Жаворонок на Руси птица почитаемая. Их запрещалось употреблять в пищу, а убивать считалось грехом .

По преданиям, жаворонок - символ весны. любимая птица ангелов. В народе жаворонок издревне считался "чистой птицей". Связник между земным миром и раем.

Считалось, что он подхватывает души усопших и уносит их в рай.

Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.

Ему как мавзолей земля —
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.

На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.

Давным-давно окончен бой.
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей.

Жаворонок кадры из фильма

Вы хотите зарегистрироваться?

Жаворонок (1964): смотреть онлайн
Жаворонок (1964): смотреть онлайн

отзывы

Пастор Шлаг , поскольку информация на данном сайте часто бывает неточна , я ориентировался на текст самого фильма .

Светлый фильм. В чем разница между "Жаворонок" - самая ранняя и самая высотная птичка и "Т-34" - модель танка.
А разница между советским фильмом времён оттепели и капиталистическим компьютерным фильмом к дате. Что после первого фильма хочется жить, жить не предав память о своих предках. А после второго не очень.

Роскошный фильм.
Светлая память авторам-фронтовикам. Ну и с наступающим всех причастных и сочувствующих. Здоровья и всех благ.

Согласен ! Особенно порадовало высказывание танкиста (Юхтина) на счет заключения пакта Молотов/Ребентроп , чувствуется фильм эпохи Оттепели , ну на счет того как до войны с немцами лабызались , а потом жалели об этом.

Потрясающий фильм. Наизусть знаю, а все равно сердце останавливается, слезы душат. Спасибо ВАМ фронтовики за Подвиг, за Победу! А авторам за ТАКОЙ фильм, за ТАКИЕ эмоции.

№73 Сергей Странник
. считаю что и концовка фильма верная и сильная по исполнению - посмотрите на гитлеровских солдат - зенитчиков, после того как застрелили Ивана-водителя, -один в растерянности снимает очки, другой смеется довольный что пристрелил русского - "унтерменшена", спасшего немецкого мальчика, остальные отворачиваются, опускают головы - то же "лицо войны".
. Фильм передает главное (словами даже сложно сказать) психологию войны, психологию советского солдата, психологию тех людей - наших дедов и прадедов, бабушек и прабабушек, отцов и матерей, которые смогли победить, и не "шапкозакидательством", а стойкостью, самопожертвованием, неимоверным трудом, техникой, руководством, идеологией, - всем тем из чего формируется АРМИЯ, ВЕЛИКОЕ ГОСУДАРСТВО. СОВЕТСКАЯ АРМИЯ была лучшей. И не только победить, но поднять из "пепла", возродить разрушенное хозяйство, и не 300, а за 30 лет. Низкий им поклон.
P.S. Современные фильмы о Великой Отечественной войне с героями у которых "компьютеры в глазах", за крайне редким исключением (бывают из правил исключения) просто "отдыхают" по своему уровню по сравнению с таким фильмами как "Жаворонок".

№29 Andrej121052
. Сейчас так не снимают. Черно-белое решение с высоким профессионализмом операторской работы. Молодежи такое решение, возможно, смотреть не интересно- нет спецэффектов, компьютерной графики, звук не тот. А ведь основное не это- суть, соль в людях и их поступках. Хороший фильм, снятый людьми, которые историю войны не по лживым изложениям событий тех лет изучали (или просто бегло читали), а сами были участниками и свидетелями жесточайшего противостояния.

Не оставляет равнодушным.
Ранее писали о финальной сцене. Вполне в стилистике картины. Было бы лучше,если бы показали повешение оставшегося в живых?
Возникает вопрос ,почему не дозаправились ,проехали столько городков,заправки-то есть ,наверняка,и солярка.
И найти их с помощью авиации можно очень быстро,но,тут-то понятно,прошло слишком мало времени.
PS . Смотреть кино по нашему TV - это такая гадость. -((((

Это не "Жаворонок" противопоставляют "Тз4". Это "Т 34" противопоставляют Жаворонку. Фильм "Жаворонок" - это абсолютно самодостаточный бриллиант. И он не нуждается в том, что бы сравниваться с кем то.

"Жаворонок" часто противопоставляют новейшему "Т-34". Вот раньше шедевры снимали, а теперь. Но, честно говоря, "Жаворонок" при новом просмотре спустя много лет не кажется мне шедевром, как не казался и в 60-е годы. Тогда я ещё в школе учился, и мне казалось, что фильм недостаточно приключенческий (в этом смысле мне больше понравился узбекский "Подвиг Фархада"). А "Жаворонок" неплохой, но не потрясающий. И штампов, и ляпов кино тех лет хватает. Немцы довольно-таки карикатурные. Как водится, у всех поголовно автоматы, а Главгад щеголяет в эффектной чёрной форме СС. Портупеи, насколько мне известно, их офицеры во время войны не носили. И потом, разве пленных не стригли наголо? У всех узников довольно большие шевелюры.

По моему режиссер слабоват. Он более красивыми кадрами интересовался чем логикой. Особенно где женщины по полю бегут. Красиво ,но не правдоподобно.

Подражание авторскому (поэтическому) кино в фильме весьма заметно - то Калатозову, то Тарковскому, а операторы явно "под Урусевского" снимали. И финальная сцена показалась мне искусственной, с этим ребёнком, неожиданно появившимся перед танком. Советский человек должен непременно спасти ребёнка, жертвуя собственной жизнью.

Фильм потрясающий и не стареющий, по крайней мере, для меня. Он весь проникнут символизмом, хотя выписан штрихами нового реализма и советской киноповести. То, что он сделан на основе мало известных событий, описанных у генерала Попеля, не имеет особого значения (хотя это и хорошо, как любой факт, заставляющий гордится своими соотечественниками). Он самоценен по своей сути, так же как и равные ему по эмоциональному воздействию фильмы о советских людях в войне "Отец солдата" и (более приглушенный, нарративный) "У твоего порога".

Надеюсь, что эти отзывы искренние и люди действительно так думают, а не просто следуют моде на обругивание современного кино о войне и восхваление военного кино старого, советского (будем честны, и в СССР бывало снимали ерунду, и сейчас приличные фильмы случаются). Надеюсь, что кино у всех этих рецензентов действительно вызвало такой неописуемый восторг.

У меня сложилось несколько иное мнение.

фильм жаворонок

Можно было бы назвать его главным героем, но это танк.
Как сообщают специалисты, танк выпуска 1942-1943 года. Был специально восстановлен для съемок в фильме (заплатки на корпусе хорошо видны и в сюжет как раз укладываются). После съемок танк остался на Ленфильме. В девяностые годы его отдали на ремзавод в Стрельну, где он до сих пор и находится.

Итак, лето сорок второго года, в лагерь для военнопленных прибывает лощёный оберштурмфюрер, весь такой в модных чёрных очках, в перчаточках, чёрной форме от Хьюго Босс с нарукавной повязкой, ромашку нюхает. (Чёрную форму эсэсовцы тогда уже не носили да и такие очки явный анахронизм из шестидесятых, но образ эсэсовской гниды зрителю подан).

У этого эсэсовского старшего лейтенанта есть идея – для испытаний нового боеприпаса к немецкой противотанковой пушке стрелять по трофейным советским танкам, в которые посадить экипажи из военнопленных. И начинает он отбирать людей в танковые экипажи методом тыка. Ну и выбирает, таким образом, главного героя, единственного, наверное, настоящего танкиста, бывшего мехвода тридцатьчетвёрки.

фильм жаворонок

Главный герой и… нет, не главный злодей, просто злодей

Испытания новых немецких снарядов проходят весьма оригинально – по артиллерийскому полигону, изрытому какими-то оврагами и буграми, мечутся во все стороны чуть не десяток тридцатьчетвёрок одновременно, а немецкая противотанковая батарея по ним азартно лупит. Да-да, танки с экипажами-смертниками заправлены, отремонтированы, комплектны и на ходу. Разве что боеприпасы у немцев хватило ума не выдавать.

Задача танков – доехать до батареи. Немцы вовсю промахиваются, кругом взрывы как на поле боя, но если уж попадут, то вылезающих из подбитого танка пленных тут же расстреливает невидимый пулемётчик. (Зачем? А просто так). Начальство на всё это благосклонно взирает из бункера и сетует разве на то, что в борт тридцатьчетвёрки новым снарядом пробиваются легко, а в лоб – ну никак.

фильм жаворонок

Проведение испытаний нового артиллерийского боеприпаса методом отбивания танковой атаки. Немцы, что с них взять

Н-да. Вы меня извините, конечно, но это какой-то лютый бред. Какой смысл в подобных испытаниях – тайна великая есть. Разве что пощекотать себе нервы – намотают тебя на гусеницы обозлённые русские пленные, или нет. Поедут на своих танках в разные стороны, или пойдут на прорыв строем в одном направлении.

В то, что немцы вполне способны для уточнения заброневого действия своих снарядов и изучения влияния поражающих факторов на экипаж, посадить в обстреливаемый на полигоне танк, хоть в трофейный, хоть в свой опытный, живых людей (наших пленных) с лёгкостью веришь. Немцы и не такой ещё сволочизм себе позволяли, и не такие опыты на людях ставили.

А вот в то, что у сидящих в танке смертников будет шанс этот танк не просто завести и с места тронуться, но и вовсе сбежать на нём с полигона, верится с превеликим трудом. Точнее, не верится вовсе. А происходит в кино именно это. Как и следовало ожидать.

фильм жаворонок

На этой тридцатьчетвёрке с переднего плана, со штампованной башней и характерными заплатками на носу, герои и будут в основном раскатывать. Однако иногда её будет внезапно подменять Т-34-85, вроде того, что стоит на заднем плане.

(Почему в Чехию – я не понимаю. В Протекторате Богемии и Моравии та же самая немецкая власть, Чехословакия-то уже три года как тю-тю, кончилась, а Сопротивление тамошнее было сродни Французскому или, там, Бельгийскому – одно название).

фильм жаворонок

Экипаж смертников внутри танка. Кто из них француз ясно без подсказок

В процессе наведения шороха экипаж то на наших женщин-остарбайтеров наткнётся, работающих в поле, то новой одёжкой прибарахлится, то немецкий памятник снесёт на площади, то легковушки подавит, то пива баварского выпьет.

Но и немцы не дремлют, пытаются танк перехватить. И герои, так и не израсходовав бесконечные патроны к МП-40, и бесконечное дизтопливо, гибнут в бою один за другим. Главный герой последним, предательски застреленный в спину, спасая немецкого мальчика, который в одиночестве в чистом поле, вылез прямо под гусеницы.

фильм жаворонок

Режиссёры ещё не забыли, для чего амбразуры в бортах танковой башни, и МП-40 для этого как раз подходит

Немцев традиционно для советского кино играют прибалты (яблочко от яблони, как говорится), и немцы эти не менее традиционно неимоверно карикатурны. Злобные негодяи, трусы и дураки, что военные, что гражданские. Не умеем мы, чаще всего, показывать врага, не умеем. Если они, немцы эти, были такими трусливыми недоумками – как мы умудрились им чуть войну не проиграть, и в чём честь победы над таким бестолковым врагом? С англичан надо брать пример, они своих побеждённых врагов вон как пиарят и превозносят, чтобы показать всем – глядите, кого мы победить сумели.

фильм жаворонок

Немцы преследуют героев на советских послевоенных БТР-152 с прицепленными пушками Д-48, а сзади едет БТР-40

И ведь вполне можно было бы вытянуть такой сюжет, пусть с отступлениями от реализма и здравого смысла, но – не вышло.

фильм жаворонок

Современное состояние того главного героя, который танк. После покатушек по отечественным просторам. Колёсики уже новые, от Т-54, аутентичные из фильма куда-то посеяли


Сценарий написан двумя поэтами - фронтовиками - танкистом С.

Орловым и пехотинцем М.

Один из режиссеров, Н.

Курихин — тоже ветеран войны, стрелок - радист бомбардировочной авиации.

Когда пересматриваешь фильм сейчас, глаз отмечает досадные ляпы и глупости в кадре : охранники концлагеря — солдаты вермахта с партийными нарукавными повязками со свастикой, отряд мальчиков Гитлерюгенда в странной форме, больше напоминающей униформу Союза свободной немецкой молодежи ГДР под предводительством девицы (!

). Глаз - то отмечает, но сила воздействия этого фильма не уменьшается.

К нему трудно подходить с обычными мерками и оценками.

И дело тут не только в ностальгии.

Вообще, когда смотришь этот фильм, создается впечатление, что два режиссера сняли два абсолютно разных фильма, а затем снятое смонтировали в один.

Так разнятся между собой эти две части.

Одна снята в стиле худших советских фильмов о войне — с карикатурными немцами и истерической патетикой.

Другая — что - то вроде былинного эпоса о героях, которые под стать Нибелунгам — в яростном и чистом порыве они мчатся в свой последний бой.

Этот фильм заставляет задуматься о таком феномене как героизм.

Подленькое, на мой взгляд, высказывание.

Народу не нужны герои, нужны трусливые приспособленцы, тихие мещане, блудливые чиновники?

Кто же тогда будет двигать вперед историю, кто же останется в памяти?

Я против культа мертвых героев и бравурных призывов типа «Грудью на врага!

Для меня — это что - то вроде звездного часа, ослепительной вспышки, когда человек думает не о своей шкуре, а о своей душе, о спасении ближнего.

Они могли бы спокойно досидеть Великую Войну в тылу, хлебая лагерную баланду, униженно ломая шапку перед нацистами.

В то время, как их братья сражались с врагом.

И они воспользовались чудесным шансом — бежали из немецкого плена 22 июня 1942 года.

И последние часы своей жизни прожили как свободные и сильные люди и погибли как герои.

Этот путь неразделим с печалью… И когда наденешь вещмешок - сердце, потревоженное далью, тронет, тронет острый холодок… Жаворонок только — черной точкой, словно гвоздь, забитый в небосвод, вяжет, вяжет песенную строчку — и никак ее не допоет… Ю.


Стальная машина Т-34 в плену. Полтора часа свободы и воинского подвига. Фильм "Жаворонок" о советских танкистах

Как жаль, что приписка "основано на реальных событиях" часто потеряла всякий смысл в мировом кинематографе. Стремление увеличить ёмкость кинокассы не имеет ничего общего с исторической достоверностью. К счастью, советский кинематограф выделялся в лучшую сторону и этот фильм о войне оказался настоящим. Без всяких приписок.

Кинолента, совместный плод творчества режиссёров Леонида Менакера и Никиты Курихина, порадовал ясной основой из исторических фактов.

Со школьных времён мы знаем об угнанном немецком бомбардировщике военнопленным Михаилом Девятаевым. Как оказалось, угон грозной броневой машины и вызов паники в фашистском тылу это тоже исторический факт и далеко не один.

Сюжет

Лето 1942-го года. На военном полигоне в тылу нацистской Германии проходят натурные испытания противотанковых орудий. Для оценки возможностей и улучшения технических характеристик своих орудий и новых снарядов военные инженеры и боевые офицеры вермахта используют трофейные танки Т-34 Красной Армии.


Для большей достоверности испытаний сформированы экипажи "смертников" из числа военнопленных.

Остаться в живых в немецком плену большая удача или везение, и военнопленные ищут возможность покинуть лагерь. Хотя обречённость каждого человека прослеживается сразу, ведь до линии фронта неизмеримо далеко.




Удастся ли использовать возможность для побега и сам финал военной истории мы узнаем только после просмотра.

Военные реквизиты

Советский танк Т-34 образца 1942 года стал главным техническим героем ленты. Нет ошибок в достоверности модели, всё верно. Именно такое 76-мм орудие танка Л-11 (или похожее орудие Ф-34) монтировалось на башню танка в начале сороковых. Модернизированных позднее "тридцатьчетвёрок" в фильме просто нет, как нет и ошибок создателей.



Боевые испытания немецких снарядов выполнены из известного орудия Pak-38 (50-мм), довольно удачного и эффективного по тому времени.


После войны эти орудия массово были направлены на переплавку, однако оригинальных экземпляров хватало на большинстве киностудий СССР.

Т-34 это средний танк Второй мировой войны, самый массовый в РККА.

Удачная разработка конструктора Михаила Кошкина изначально оснащалась 76-мм пушкой. Модификация с мощной 85-мм пушкой появилась в начале 1944 года. Обладал передовой конструкцией с дизельным двигателем и наклоном броневой защиты, высокой ремонтопригодностью.

Участник боёв в Великой Отечественной в 1941-1945 годах, а также в Корейской войне 50-х, конфликте между Египтом и Израилем в 60-х, военных действиях на Кипре в 1974.

Актёрская группа

Советский военнопленный Иван в роли Вячеслава Гуренкова получился настоящим героем. Отношение к военнопленным красноармейцам со стороны немцев печально известно.


Русский механик-водитель выжил и на его долю выпала отвага, обдумывание боевой вылазки и даже уместный кураж.


В группе военнопленных правдиво смотрятся и актёры Геннадий Юхтин, Валентин Скулме, Валерий Погорельцев. В невыносимых условиях плена их героев объединяет многое и понимают они друг друга с полуслова. Для всех них честь и преданность Родине не были пустыми словами или казённой выдержкой из Устава.





За всеми действиями и фразами актёров мы следим без перерыва, ведь это подлинная игра лучших из лучших.

Противник, столь жестокий и беспощадный, смотрится отлично, без известных глупостей. Изобразить в таком качестве, без лишних придумываний, просто блестяще удалось Бруно Ою, Хейно Мандри, Эрвину Абелю и Жанису Катлапу.




Их лица очень близки к их героям, где угадываются характер, военная выправка и стеклянные, жёсткие глаза. Без таких, прямо скажу, фактурных актёров, любые воспроизведения солдат вермахта будут вызывать справедливые сомнения. У актёров, кому суждено сыграть нашего противника, роли стали превосходными.

В эпизоде русских (конечно, советских) невольниц актрисами Любовью Малиновской и Людмилой Глазовой переданы отчаяние, надежда и искренняя сестринская любовь к соотечественникам.



Короткий эпизод героинь, мощный по своей жизненной сути и остро щемящий сердце любого человека.

Сцены, которые сейчас не снимают

Современные военные фильмы, претендующие на историчность, славятся, к сожалению, слабыми диалогами героев. В их речах фальшь очевидна и уловима сразу. Также аналогично плохо смотрятся психологические аспекты очень многих кинокартин, снятых в последний десяток лет.

Когда нет диалогов, нет смысловой нагрузки, отсутствует внутреннее переживание героев, не помогут ни значительные бюджеты, ни восхитительные эффекты, ни псевдоисторические сцены.

Я не вижу в чёрно-белом "Жаворонке" указанных ниже сцен, которые можно сколько-нибудь поставить под сомнение.

1. Поле, на котором работают угнанные на чужбину русские женщины. Бесплатная рабочая сила из окуппированных территорий Советского Союза использовалась бюргерами активно, в том числе в сельском хозяйстве.

2. Сцена в немецком кафе, где драматизм достигает своего психологического пика, сегодня практически исключена. Уничтожение городского милитаристского памятника носит вполне ясную цель и обычные гражданские немцы будут помнить это до конца войны. Лето 42-го это тяжёлые для Красной Армии бои и настроения в Германии были ещё победными.


3. Сама попытка угона восстановленного танка здесь не потеряла зрелищности. Никак не могло быть в танке боекомплекта, немецкая педантичность и оправданная осторожность не позволили известные вольности.

Поэтому, видимо, режиссёры не стали втирать очки зрителю, а просто добавили правдоподобности. За что им честь и благодарность.

Итоги

Тем, кто интересуется военной историей, кто имеет белые пятна в хронологии Великой Отечественной войне, кинолента станет неким откровением. В отсутствие привычных сейчас спецэффектов, где мы наблюдаем действительно впечатляющий полёт снаряда или пули, фильм выделяется очень высокой режиссурой и проработанным до самых мелочей сценарием.

Если внимательно слушать речь героев, их диалоги, то непременно придёт мысль, что подобное встретить в современных военных фильмах и сериалах можно с необычайным трудом.

Киношная цензура в СССР не всегда оказывалась последней инстанцией, иногда она преодолевалась властью свыше. Однако здесь консультанты, вчерашние фронтовики и истинные историки, не позволили перейти границы вседозволенности и сделать из войны неуместную мультипликацию.

Реконструкторы военных событий и историки, конечно, укажут на несколько незначительных несоответствий. Но только, скорее, в части войскового реквизита.

Режиссёрская же работа выполнена на "отлично", что не позволит зрителю просто взять и забыть фильм о героях. Конечно, отмечу труд сценаристов Михаила Дудина и Сергея Орлова (командир взвода танков "Климент Ворошилов"!), которым довелось самим воевать на передовой. Очевидно, что соврать или приукрасить сюжет им было нельзя.

Сегодня, когда в школьной программе нет чёткой структуры изложения самой кровопролитной войны, кинолента 1964-года о военнопленных вызовет только благодарность за память. Правдивость, реальность происходящего, фактурность актёров стали главными достоинствами фильма.

Читайте также: