Сочинение о чем рассказывают стихотворения м ю лермонтова

Обновлено: 05.07.2024

Сочинение по творчеству Лермонтова. Сочинения, анализ и мораль басен. Русский язык и литература школьнику

Мы подготовили для наших читателей несколько сочинений по творчеству Лермонтова. Используйте эти примеры в качестве основы для написания своего сочинения на урок литературы.

Вариант 1

Книги Михаила Юрьевича Лермонтова – это другой мир, в который я погружаюсь, взяв в руки его книгу, потому что его стихи пробуждают даже те чувства, которые, я думала, не пробудятся никогда. Я бы хотела обладать теми качествами, какими обладают герои в его произведениях, такими качествами как сила, целеустремленность, сила воли, верность своим идеалам, для того, чтобы не чувствовать страха перед трудностями или новыми изменениями.

Его произведения, которые были посвящены природе, всегда различаются между собой. Он воспринимает природу как воплощение гармонии и красоты, наполняя свои произведения размышлениями о жизни и ее проблемах.

В стихотворениях поэта звучат мужество и грусть, жажда свободы и ощущение ее недостижимости, предчувствие утрат, любовь к родине и родной природе. Его произведения многообразны по тематике, настроению, жанрам. Однако все они объединены особым голосом, особой интонацией и мелодикой, отличающей Лермонтова от других поэтов. Автор словно вовлекает читателя в свои размышления, раскрывает перед ним самое заветное из того, что таится в глубинах человеческой души. Искренний голос поэта очаровывает, волнует нас, заставляет сопереживать его чувствам и мыслям, обогащает наш внутренний мир.

Мне более всего близок Лермонтов — певец прекрасной природы. Его стихотворения, посвященные природе, также различаются между собой. Мы видим мир природы во всех его проявлениях, в его движении и изменении, мир, живущий собственной, интересной и загадочной жизнью. Это идеальный мир, созданный мечтой поэта, избавленный от зла и несправедливости. Природу поэт воспринимает как источник прекрасного, воплощение гармонии и красоты. И в то же время автор наполняет свои пейзажи размышлениями о проблемах общественной и личной жизни.

Трудно передать те чувства, которые испытываешь, читая стихотворения поэта. Невероятно богатство и разнообразие его пейзажей и тех мыслей и эмоций, которыми они наполнены. Можно „ долго спорить о том, какой же он на самом деле — великий Лермонтов. И трудно найти однозначный ответ. Ведь для каждого человека он свой — любимый и близкий именно ему, волнующий и неповторимый. И это, мне кажется, главная особенность лирики Лермонтова — передавать минутные настроения, и глубокие размышления. Грустить и радоваться, постоянно меняться, каждую минуту быть другим, но всегда говорить правду о том, что на душе.

Вариант 2

Произведения этого поэта пробуждают все чувства, они призваны будоражить сознание. Когда мне в руки попадают стихотворения М. Ю. Лермонтова, я оказываюсь в совершенно особом мире, волнующем и зовущем.

К поэме Лермонтов обратился в самом начале своей творческой карьеры. Около 30 поэм вышло из-под его пера. Они держат неразрывную связь с его лирикой, в них прослеживаются все те же темы, идеи и образы. Продолжая художественные начинания Пушкина и Байрона, поэт развивал русскую романтическую поэму, как жанр.

Главное место в лирических поэмах Лермонтова достается герою, который прямо противостоит обществу. Он является одновременно и жертвой, и мстителем, а его вина вызвана независящими от него обстоятельствами. Желание героя возродиться через любовь обычно заканчивается печально.

Когда в 1837 году поэту стало известно о смертельном ранении Пушкина, которое тот получил на дуэли, он создал это стихотворение. Однако Лермонтов узнал о том, что в высших кругах распространяется клевета на Пушкина, что его винят в дуэли. Свое возмущение поэт выразил в последних 16 строках, которые добавил к тексту, начинаются они так:

В то время, когда друзья Пушкина боялись написать правду о его гибели, Лермонтов был первым, кто это сделал. Своим стихотворением он указывает на то, что светское общество в первую очередь нужно винить в смерти прославленного поэта. Ведь оно не понимало Пушкина при жизни. Однако потом автор пишет:

Лермонтов был, безусловно, великим поэтом, ему удавалось передавать истинные человеческие чувства в своих произведениях и заставлять читателя проживать их, как собственные.

Вариант 3

1. Тема одиночества

Свобода для Лермонтова была также важна как глоток свежего воздуха. Во-многом, поэт стремился к ней, будь то в вольной поэзии, в возможности сказать открыто в обществе, что думалось и решалось им самим, в свободе от властей. В стихотворениях Михаила Юрьевича остро отражена проблема не то чтобы физической свободы, а свободы духа и его устремлений.

4. Тема противостояния обществу

Итак, мы познакомились с важнейшими мотивами и темами в творчестве великого поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Главным стилем его стихотворений был романтизм, характеризующийся воспеванием высоких чувств, идеальных образов, непомерных испытаний героев и их противоречий. Во-многом, Лермонтов обязан Байрону, английскому поэту, положившему начало этому стилю, и для российской культуры Михаил Юрьевич стал человеком целой эпохи. Мы по сей день зачитываемся его трудами и восторгаемся открывшемуся нам таланту его уникального поэтического творчества. Пусть сейчас, ведь были времена, когда его стихотворения не понимали и не принимали. Читать и изучать творчество Лермонтова сегодня — это наша дань великому поэту.

Ни для кого не секрет, что Михаил Юрьевич Лермонтов является приемником Александра Сергеевича Пушкина. И действительно, стихи, произведения этого человека не могут оставлять равнодушным. Лермонтов является любимым поэтом у многих людей самых различных поколений, потому что каждое слово, написанное талантливым поэтом пропитано особым чувством, энергетикой, которая заряжает человека и даёт новые мысли в голове. Эта пища для размышлений, а так же эмоции, которые автор старался передать через свои рукописи эхом отзываются в наших сердцах, заставляя прочувствовать все до единой капли. И это непередаваемое чувство. Чувство, которое хочется повторить ещё раз и восхищаться им до бесконечности.

Таким образом, лирика Михаила Юрьевича Лермонтова многогранна. Она затрагивает различные тематики общественной жизни. Это очень важно, когда людям открываются реальные вещи на проблемы или события. Многие живут в тени того, что ничего не происходит, что нет одиночества, тоски, боли, страданий, а Лермонтов через свои стихи показывает, что оно есть. И эти чувства, эмоции, которые побуждает в нас автор навсегда отпечатываются не только в памяти, но и в сердце.

2 вариант

Лермонтов выделяется среди прочих писателей тем, что он написал множество весьма замечательных и неповторимых стихотворений, которые запомнились читателям как довольно глубокие и продуманные работы. В его лирике можно найти и отметить множество разнообразных приемов и образов, с помощью которых автор высказывался о своих переживаниях и думах. Также, стоит сказать, что он старался передавать свои мысли весьма понятным и простым образом. Именно поэтому, стоит сказать, что читателю дается данный материал очень хорошо. Благодаря этому достигается такой эффект, что оно становится популярным среди большинства людей. Также, стоит добавить, что в своих работах, написанных в жанре романтизма, ярко прослеживается такой прием, в котором автор повествует о довольно одиноких, и зачастую непонятых персонажей, которые страдают от своего положения.

Также читают:

Картинка к сочинению Лирика Лермонтова

Популярные сегодня темы

Человек в футляре' - произведение, написанное Антоном Павловичем Чеховым в мае 1898 года. Рассказ впервые увидел свет в журнале 'Русская мысль'. Произведение написано понятным языком и разделён на маленькие фрагменты

Данный рассказ ведется от имени автора . Он приехал в Москву и остановился в отеле на Арбате . Он влюбился и мечтает не просто о встречах с любимой, а о чем то глубоком и вечном.

Вежливость — это положительная черта характера, под которой обычно понимают хорошие манеры, умение относиться к людям с уважением, тактично общаться.

Любой ребенок рано или поздно задумывается о том, кем бы он хотел стать в будущем. Я перебрал много вариантов, понимая, что работа должна быть не только интересной, но еще и прибыльной, актуальной и востребованной

Михаил Юрьевич Лермонтов по праву вошел в число великих русских поэтов. Образы, созданные поэтом, со временем не тускнеют и продолжают волновать сердца все новых и новых поколений людей.

В стихотворениях поэта звучат мужество и грусть, жажда свободы и ощущение ее недостижимости, предчувствие утрат, любовь к родине и родной природе. Его произведения многообразны по тематике, настроению, жанрам. Однако все они объединены особым голосом, особой интонацией и мелодикой, отличающей Лермонтова от других поэтов. Автор словно вовлекает читателя в свои размышления, раскрывает перед ним самое заветное из того, что таится в глубинах человеческой души. Искренний голос поэта очаровывает, волнует нас, заставляет сопереживать его чувствам и мыслям, обогащает наш внутренний мир.

Мне более всего близок Лермонтов — певец прекрасной природы. Его стихотворения, посвященные природе, также различаются между собой. Мы видим мир природы во всех его проявлениях, в его движении и изменении, мир, живущий собственной, интересной и загадочной жизнью. Это идеальный мир, созданный мечтой поэта, избавленный от зла и несправедливости. Природу поэт воспринимает как источник прекрасного, воплощение гармонии и красоты. И в то же время автор наполняет свои пейзажи размышлениями о проблемах общественной и личной жизни.

Трудно передать те чувства, которые испытываешь, читая стихотворения поэта. Невероятно богатство и разнообразие его пейзажей и тех мыслей и эмоций, которыми они наполнены. Можно „ долго спорить о том, какой же он на самом деле — великий Лермонтов. И трудно найти однозначный ответ. Ведь для каждого человека он свой — любимый и близкий именно ему, волнующий и неповторимый. И это, мне кажется, главная особенность лирики Лермонтова — передавать минутные настроения, и глубокие размышления. Грустить и радоваться, постоянно меняться, каждую минуту быть другим, но всегда говорить правду о том, что на душе.

Вариант 1

Произведения этого поэта пробуждают все чувства, они призваны будоражить сознание. Когда мне в руки попадают стихотворения М. Ю. Лермонтова, я оказываюсь в совершенно особом мире, волнующем и зовущем.

К поэме Лермонтов обратился в самом начале своей творческой карьеры. Около 30 поэм вышло из-под его пера. Они держат неразрывную связь с его лирикой, в них прослеживаются все те же темы, идеи и образы. Продолжая художественные начинания Пушкина и Байрона, поэт развивал русскую романтическую поэму, как жанр.

Главное место в лирических поэмах Лермонтова достается герою, который прямо противостоит обществу. Он является одновременно и жертвой, и мстителем, а его вина вызвана независящими от него обстоятельствами. Желание героя возродиться через любовь обычно заканчивается печально.

Когда в 1837 году поэту стало известно о смертельном ранении Пушкина, которое тот получил на дуэли, он создал это стихотворение. Однако Лермонтов узнал о том, что в высших кругах распространяется клевета на Пушкина, что его винят в дуэли. Свое возмущение поэт выразил в последних 16 строках, которые добавил к тексту, начинаются они так:

«А вы, надменные потомки

В то время, когда друзья Пушкина боялись написать правду о его гибели, Лермонтов был первым, кто это сделал. Своим стихотворением он указывает на то, что светское общество в первую очередь нужно винить в смерти прославленного поэта. Ведь оно не понимало Пушкина при жизни. Однако потом автор пишет:

«Убит. к чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья?

Лермонтов был, безусловно, великим поэтом, ему удавалось передавать истинные человеческие чувства в своих произведениях и заставлять читателя проживать их, как собственные.

Вариант 2

Михаил Юрьевич Лермонтов родился 2 октября 1814 г. в Москве. Рос и воспитывался в имении своей бабушки Арсеньевой (село Тарханы Чембарского уезда Пензенской губернии). Отец Лермонтова, Юрий Петрович, армейский капитан в отставке, бил бедным тульским помещиком. Мать, Мария Михайловна, происходила из знатного и богатого рода. Бабушка не могла примириться с таким неравным браком своей единственной дочери. Мать умерла от туберкулеза, не дожив до 22 лет и оставив сиротой трехлетнего сына. После смерти жени Юрий Петрович покинул Тарханы. Мальчик остался на воспитании у бабушки. Как ни, мал был в то время Лермонтов, как ни скрывали от него многое из распри между отцом и бабушкой, все же эта тяжелая семейная драма заставила его рано задуматься над отношениями между людьми и почувствовать себя одиноким. Это развило в нем мечтательность, задумчивость. В поэме “Сашка” Лермонтов писал:

Он не имел ни брата, ни сестры,

И тайных мук его никто не ведал.

До десятилетнего возраста Михаил Юрьевич рос болезненным мальчиком. В качестве воспитателей били приглашены иностранцы. Несколько раз бабушка возила Мишу на Кавказ. Это значительно улучшило здоровье подростка. Осенью 1828 г. Лермонтов бил принят в IV классе Московского университетского благородного пансиона. Среди преподавателей били профессора университета. Занятия в пансионе обогатили юношу умственно, расширили кругозор поэта в области науки, литератур, искусства; содействовали быстрому созреванию в нем поэтического таланта; укрепляли его свободолюбивые настроения.

В 1832 г. за вольномыслие поэту был дан “совет” уйти из университета. И он поступает в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Учебу в школе Лермонтов назвал “страшными годами”. Это била казарма николаевского времени. Юнкера свободное время проводили в кутежах и буйных проказах.

В ноябре 1834 г. Михаил Юрьевич бил произведен в офицеры и определен в гвардейский гусарский полк. Моральный отдых Лермонтов находил в творчестве. В 1835–1836 гг. поэт создает ряд прекрасных произведений: драму “Маскарад”, поэму “Боярин Орша”, оставшуюся незаконченной повесть “Княгиня Лиговская”, где впервые появляется Печорин, и ряд лирических стихотворений. В 1837 г. создает знаменитое стихотворение “Смерть поэта”. Стихи Лермонтова волновали читателей, как своим содержанием, так и могучей силой художественного слова. Стихотворение “Смерть поэта” дошло до царя с надписью: “Призыв к революции”. Поэт бил арестован, а через неделю отправлен в свою первую ссылку на Кавказ, где шла война с горцами.

В феврале 1840 г. состоялась дуэль Лермонтова с сыном французского посланника Варанта. Михаила Юрьевича арестовали и снова отправили под пули на Кавказ, где он непрерывно участвовал в боях. В 1841 г. подстрекаемый врагами Лермонтова Мартынов вызвал поэта на дуэль. Вечером 15 июня М.Ю. Лермонтов бил убит на дуэли и 17 июня погребен на Пятигорском кладбище, а в апреле 1842 г., по ходатайству бабушки, его прах перевезли в Тархан.

Вариант 3

Михаил Юрьевич Лермонтов, был рожден в семье небогатых московских помещиков в 1814 году. Отец Михаил Юрьевича, отставной военный из Тульской губернии. Мама Лермонтова умерла, когда маленькому Мише было всего два года. Воспитанием будущего поэта занималась его бабушка Елизавета Арсеньева.

После пролетевшего беззаботного детства, молодой Миша Лермонтов поступает в благородный пансион при московском Университете. Но, вскоре ему приходится уйти оттуда в школу подпрапорщиков, и после ее окончания, Лермонтов становится офицером лейб гвардии гусарского полка.

Михаил Юрьевича Лермонтова принято разделять на два периода: период раннего творчества с 1829 по 1836 гг, и зрелый период с 1837 по 1841 гг. В 1837 году происходит перелом в судьбе поэта. Лермонтов пишет несколько стихотворений, направленных против российского самодержавия, за что поэта отправляют в ссылку на Кавказ. Благодаря своей бабушке, Елизавете Арсеньевой, поэт был помилован, возвращен в Петербург, и даже восстановлен на прежней службе. Но спустя пару лет, Лермонтова как дуэлянта, отправляют в ссылку на Кавказ во второй раз. На этот раз Михаил Юрьевич попадает уже не в мирную обстановку, а на арену боевых действий.

Попытки родных и друзей реабилитировать поэта в глазах царя, успеха не принесли. Гибель поэта В 1841 году, Лермонтов возвращался из отпуска на место службы. Проезжая через Пятигорск у него возникла ссора с Мартыновым, где поэт был застрелен на дуэли своим противником. Гибель поэта произошла 15 июля 1841 года. Творчество Михаил Юрьевича Лермонтова оставила глубокий след в русской литературе.

Лермонтов – фигура совершенно уникального масштаба и формата в русской литературе. Младший современник Пушкина, он не попал в когорту сочинителей, причисленных к золотому веку русской поэзии. Не оказалось ему места и в ряду великих русских прозаиков: Гоголя, Достоевского, Толстого, — оказавших огромное влияние не только на русскую, но и на всю мировую литературу.

В тени Пушкина

Не уступая, быть может, по уровню таланта солнцу русской поэзии, Лермонтов на долгие годы оказался в тени Пушкина. Вернее, он сам избрал это место, полагая, что не достоин навязывать собственное общество всеобщему кумиру. Они не раз могли встретиться, но так и не были представлены друг другу.

Последние годы жизни поэта – это практически вертикальный взлет, который не дает даже ориентировочно предположить уровня высот, которых мог достичь Лермонтов. Если еще можно представить, что одной из тем позднего творчества Пушкина, не погибни он на дуэли, оказалась бы русская история – то строить догадки о перспективах литературной деятельности Лермонтова нет никакой возможности.

Герой нашего времени

Говорят, талант – это тот, кто абсолютно точно попадает в мишень, которую выбрал. Гений же стреляет в цель, которая другим не видна.

Я к одиночеству привык, Я б не умел ужиться с другом, Ни с кем в отчизне не прощусь — Никто о мне не пожалеет.

Одиночество лирического героя не навязано ему миром, но избрано им добровольно как единственно возможное состояние души. Ни дом, ни отчизна не составляют необходимых элементов его существования. Отсюда начинается именно лермонтовская трактовка темы одиночества — изгнания — странничества.

Мир отвергает героя, изгоняет — но и герой отвергает этот мир, уходит от него.

Изгнаньем из страны родной Хвалюсь повсюду, как свободой…

В лермонтовском творчестве объединяются темы одиночества и свободы.

Дайте раз на жизнь и волю. Как на чуждую мне долю, посмотреть поближе мне.

Все действие стихотворения разворачивается в первом четверостишии. Автор рисует простой природный пейзаж: маленькая тучка опустилась переночевать у огромного утеса, а утром умчалась. С помощью веселого и игривого образа тучки поэт создает у читателя жизнерадостное и беззаботное настроение.

Второе четверостишие передает эмоциональное переживание утеса: он помнит о визите тучки, но сейчас ему одиноко. При чтении этой части становится очень жалко утес, и настроение от прочтения меняется на грустное и печальное.

Быстрая и резкая смена настроения в четверостишиях буквально заставляет читателя проникнуться симпатией к утесу, который является главным персонажем стихотворения. С помощью тучки поэт лишь описывает события, которые взбудоражили внутренний мир его героя. Утесу настолько одиноко одному в пустыне, что даже временное пребывание тучки способно его разволновать и оставить след в его сердце. О чувствах тучки ничего неизвестно, поэт не создает и негативного отношения к ней.

При помощи противопоставления тучки и утеса Лермонтов стремится усилить трагичный образ своего героя. На фоне молодой подвижной и неунывающей тучки, старый статичный и плачущий утес-великан создает ощущение безысходности. Поэт словно подчеркивает, что утес не в силах ничего изменить в своей судьбе.

Автор одушевляет своих персонажей, наделяет их человеческими качествами: тучка ночевала и умчалась; утес стоит, задумался и плачет. Используя олицетворения, автор намекает читателю на скрытый смысл стихотворения, проводит параллель с жизнью людей. Пустыня – это огромный мир, в котором окружающие люди, как тучки, заняты своими заботами, и мало кто обращает внимание на переживания утеса.

Можно предположить, что через образ утеса Лермонтов отражал свои глубокие внутренние чувства. В свои 26 лет поэт считал себя несчастным и одиноким, хотел испытать любовь, теплоту, но те редкие мгновения счастья, которые вызывали волнения в его душе, так и не привели к настоящему чувству. Возможно поэтому Лермонтов сам спровоцировал дуэль, на которой расстался с жизнью.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Утёс.
История создания – стихотворение было написано поэтом за несколько недель до смерти, в 1841 году, а опубликовано два года спустя.

Тема стихотворения – одиночество человека, который живет в огромном мире.

Композиция – одночастная линейная.

Жанр – пейзажно-философская лирика с элементами олицетворения.

Стихотворный размер – пятистопный хорей с опоясывающей рифмой.

Эпитеты – “тучка золотая”, “влажный след”, “старый утес”.

Олицетворения –“ночевала тучка”, “тучка умчалась”, “утес задумался и плачет”.

Метафоры –“грудь утеса”, “по лазури весело играя”, “морщина утеса”.

сочинение на тему: моё любимое стихотворение М.Ю.Лермонтова(напишите пожалуйста про утёс или

Ответы

История создания

Несмотря на то, что стихотворение “Утес” написано всего за несколько недель до трагической дуэли Лермонтова, в 1841 году, в нем нет и намека на предчувствие скорой смерти. Но история создания произведения все же тесно связана с его гибелью: поэт писал одухотворенные, наполненные романтической грустью строки как раз тогда, когда постоянно искал ссор с сослуживцами. Он как будто знал, что земная жизнь подходит к концу и хотел сам выбрать того, кто ее прервет.

Напечатал стихотворение журнал “Отечественные записки” – это произошло в 1843 году, то есть спустя два года после смерти его автора.

Популярные сочинения

Михаил Юрьевич неоднократно поднимал в своей поэзии тему одиночества человека – ей посвящено и стихотворение “Утес”. Он говорит о том, что лишь на короткий миг можно встретить кого-то или что-то, что вызовет в душе трепет. Все остальное время человек вынужден проводить в “пустыне”: Лермонтов не случайно использует именно этот образ, ведь в романтической поэзии именно он символизирует глубокое одиночество.

Главная мысль, которую автор вкладывает в это небольшое произведение, заключается в том, что счастье человека всегда мимолетно.

Существует и еще одна трактовка этого произведения: считается, что поэт, используя пейзажные образы, рассказывает о взаимодействии духовного и материального миров. Так, для души, которую символизирует тучка, тело (то есть утес) является только временным пристанищем. А вот тело без души вечно страдает. Таким образом в материальном мире гармония достигается только при условии единства духовного и телесного начал.

Мое любимое стихотворение Лермонтова Утес сочинение

6 класс

Сочинения по русской литературе

МЕЧТА О ДУШЕВНОЙ ГАРМОНИИ

1 вариант

Стихотворения М. Ю. Лермонтова, замечательного русского поэта, необычны и самобытны. Они будоражат сердца читателей яркими, часто трагическими персонажами, живостью языка, глубоким смыслом.

Мне кажется, что утес устал от векового молчания и непонимания, и главное, о чем он мечтает, — душевная гармония. Если бы этот старик сумел прийти к согласию с самим собой, слиться с окружающей природой, он перестал бы чувствовать себя несчастным и одиноким.

2 вариант

Композиция

Это стих имеет линейную композицию: лирический герой в нем размышляет о смысле жизни, думая о природном явлении, которое, возможно, ему когда-то приходилось созерцать. Он ищет истинную одухотворенность именно в природе, поскольку люди, по мнению поэта, давно уже не способны на высокие чувства, на искренность и настоящую духовность.

В первой строфе Михаил Юрьевич рисует простую картину: золотая тучка опускается на грудь утеса, чтобы отдохнуть там, а утром снова умчаться в путь. Ее беззаботность подчеркивается тем, что она улетает, играя. Вторая строфа метафорически выражает мысль, которую Лермонтов хочет донести до читателя: он показывает старый утес, который понял, что значит – быть не одному, но потом лишился этого чувства. Он так потрясен, что это вызывает у него не только глубокую задумчивость, но и настоящие слезы. Это тем более печально, что тело утеса еще хранит влажный след, который напоминает ему о ночном визите тучки.

Вариант 1

История создания

Несмотря на то, что стихотворение “Утес” написано всего за несколько недель до трагической дуэли Лермонтова, в 1841 году, в нем нет и намека на предчувствие скорой смерти. Но история создания произведения все же тесно связана с его гибелью: поэт писал одухотворенные, наполненные романтической грустью строки как раз тогда, когда постоянно искал ссор с сослуживцами. Он как будто знал, что земная жизнь подходит к концу и хотел сам выбрать того, кто ее прервет.

Напечатал стихотворение журнал “Отечественные записки” – это произошло в 1843 году, то есть спустя два года после смерти его автора.

Тема

Михаил Юрьевич неоднократно поднимал в своей поэзии тему одиночества человека – ей посвящено и стихотворение “Утес”. Он говорит о том, что лишь на короткий миг можно встретить кого-то или что-то, что вызовет в душе трепет. Все остальное время человек вынужден проводить в “пустыне”: Лермонтов не случайно использует именно этот образ, ведь в романтической поэзии именно он символизирует глубокое одиночество.

Главная мысль, которую автор вкладывает в это небольшое произведение, заключается в том, что счастье человека всегда мимолетно.

Существует и еще одна трактовка этого произведения: считается, что поэт, используя пейзажные образы, рассказывает о взаимодействии духовного и материального миров. Так, для души, которую символизирует тучка, тело (то есть утес) является только временным пристанищем. А вот тело без души вечно страдает. Таким образом в материальном мире гармония достигается только при условии единства духовного и телесного начал.

Композиция

Это стих имеет линейную композицию: лирический герой в нем размышляет о смысле жизни, думая о природном явлении, которое, возможно, ему когда-то приходилось созерцать. Он ищет истинную одухотворенность именно в природе, поскольку люди, по мнению поэта, давно уже не способны на высокие чувства, на искренность и настоящую духовность.

В первой строфе Михаил Юрьевич рисует простую картину: золотая тучка опускается на грудь утеса, чтобы отдохнуть там, а утром снова умчаться в путь. Ее беззаботность подчеркивается тем, что она улетает, играя. Вторая строфа метафорически выражает мысль, которую Лермонтов хочет донести до читателя: он показывает старый утес, который понял, что значит – быть не одному, но потом лишился этого чувства. Он так потрясен, что это вызывает у него не только глубокую задумчивость, но и настоящие слезы. Это тем более печально, что тело утеса еще хранит влажный след, который напоминает ему о ночном визите тучки.

Жанр

Стихотворение “Утес” относится к жанру пейзажно-философской лирики: в нем автор рисует пейзаж, но это только первая часть произведения, которую воспринимает читатель. С помощью природных явлений и их взаимодействия Лермонтов показывает людей, а также духовным мир. Созданное им произведение действительно многогранно и несет в себе несколько смыслов.

Для их выражения автор выбирает такой стихотворный размер, как пятистопный хорей. Опоясывающая рифмовка поддерживает законченность мысли в каждой строфе.

Средства выразительности

Несмотря на то, что это достаточно небольшое по объему произведение, автор насыщает его разнообразными тропами, используя:

Эпитеты – “тучка золотая”, “влажный след”, “старый утес”.

Олицетворения –“ночевала тучка”, “тучка умчалась”, “утес задумался и плачет”.

Метафоры –“грудь утеса”, “по лазури весело играя”, “морщина утеса”.

Они не только делают стихотворение выразительным, но и помогают поэту показать свой внутренний мир, рассказать о своих взглядах посредством художественных образов.

Кроме того, Лермонтов использует аллитерацию и ассонанс для того, чтобы сделать “Утес” более плавным по звучанию.Так он показывает важность жизни в гармонии с миром и в ладу с собой, в которой сам всегда стремился, но так и не достиг.

Вариант 2

Стихотворение относится к пейзажно-философской лирике: в прекрасную пейзажную зарисовку южной природы органично заложен философский смысл.

Вариант 3

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение несет в себе символ-аллегорию. М.Ю. Лер­монтов использует прием олицетворения, изображая отноше­ния тучки и утеса. Утес-великан — символ бесконечного одино­чества. Поэтому так дорого ему редкое посещение тучки:

Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя…

Композиционно мы можем выделить в произведении две ча­сти (построфно). Первая часть — описание самого события, вто­рая часть — размышление о последствиях события, описание чувств утеса, вновь оставшегося в одиночестве.

Стихотворение “Утес” относится к жанру пейзажно-философской лирики: в нем автор рисует пейзаж, но это только первая часть произведения, которую воспринимает читатель. С помощью природных явлений и их взаимодействия Лермонтов показывает людей, а также духовным мир. Созданное им произведение действительно многогранно и несет в себе несколько смыслов.

Для их выражения автор выбирает такой стихотворный размер, как пятистопный хорей. Опоясывающая рифмовка поддерживает законченность мысли в каждой строфе.

сочинение на тему: моё любимое стихотворение М.Ю.Лермонтова(напишите пожалуйста про утёс или

Ответы

Средства выразительности

Несмотря на то, что это достаточно небольшое по объему произведение, автор насыщает его разнообразными тропами, используя:

  • Эпитеты – “тучка золотая”, “влажный след”, “старый утес”.
  • Олицетворения –“ночевала тучка”, “тучка умчалась”, “утес задумался и плачет”.
  • Метафоры –“грудь утеса”, “по лазури весело играя”, “морщина утеса”.

Они не только делают стихотворение выразительным, но и помогают поэту показать свой внутренний мир, рассказать о своих взглядах посредством художественных образов.

Кроме того, Лермонтов использует аллитерацию и ассонанс для того, чтобы сделать “Утес” более плавным по звучанию.Так он показывает важность жизни в гармонии с миром и в ладу с собой, в которой сам всегда стремился, но так и не достиг.

сочинение на тему: моё любимое стихотворение М.Ю.Лермонтова(напишите пожалуйста про утёс либо

Сочинение на тему: моё любимое стихотворение М.Ю.Лермонтова(напишите пожалуйста про утёс или тучи) вот план 1.Вступление 4 предложение про Лермонтова 2.Главная часть 1)Чем привлекает стихотворение? 2)Какие чувства вызывает у меня? 3)Какие средства употребляет поэт изображения,лирические образы 4)Какое настроение вызывает у меня эта поэзия 3.Вступление Животрепещущи ли стихи в наше время

  • Ромик Борчиковский
  • Литература 2019-01-28 16:41:19 0 1

В стихотворении Утес маленькая светлая тучка на короткое время украшает одиночество громадного утеса: Ночевала тучка золотая Но пытливой тучке хочется чего-то нового и неведомого, она не может смирно усидеть на одном месте и потому Утром в путь она умчалась рано. По лазури забавно играя Былая гармония нарушена, утес не может пренебрегать того примечательного медли, когда ему так хорошо было вкупе с тучкой: Но остался мокроватый след в морщине Ветхого утеса До боли грустно утесу, не хватает ему ночного короткого общения с тучкой, еще грустнее ему представляется его одинокое существование: Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько вопит он в пустыне. Лирическому герою Лермонтова невыносимо горько осознавать свое одиночество, он грезит о тяжело достижимой душевной гармонии. Казалось бы, он все для этого сделал, но он мыслит и пытается осознать, где были совершены оплошности. Лирический герой – это сам поэт, также ищущий смысл жизни и духовное единство с окружающим миром. Создатель чувствует себя одиноким в окружающем мире: утес стоит одиноко , тихонько плачет . Утес в громадном беспредельном море ощущает себя будто в пустыне – так Лермонтов воплощает в своем стихотворении чувство заточенности, которое он испытывает при идеи о гнете, царящем в стране. Но Лермонтов не обреченно и безысходно переносит заточение, у стихотворца ощущается ненасытная жажда борьбы и страстный порыв к воле: тучка в путь умчалась рано , по лазури весело играя . Лирический герой Лермонтова, как и сам поэт, не бездеятелен, он все-таки устремляется к приобретению искренней гармонии. Пусть это нелегко, дорога далекая и тяжелая, но герой не отчаивается.

Или так На 1-ый взор может показаться, что обозначенные стихотворения относятся к так именуемой пейзажной лирике и обрисовывают только картины природы. В этом, бесспорно, есть толика правды. Но только ее доля. Ни в коем случае нельзя забывать, что лирика – это всегда выражение мыслей и чувств творца, и речь в любом стихотворении всегда идет о человеке, о его чувствах, его неудачах, думах, переживаниях. И утес – это не бездушная гора, которой прихотливое воображение стихотворца придало способность думать и лить слезы, это – метафорическое изображение одинокого человека, не имеющего того, о ком он мог бы беспокоиться и кому он был бы дорог. И сосна – метафора одинокого человека в холодном, злобном мире, а утешение ему могут принести лишь сонное забытье и мечты. И тучки небесные – все это о человеке!. . То, почему нам оказываются так недалеки, так понятны образы, сделанные поэтом, очень хорошо выразил В. Г. Белинский: Большой поэт, говоря о себе самом, о своем я, говорит об общем – о населении земли, ибо в его натуре лежит все, чем живет население земли. И поэтому в его грусти всякий выяснит свою грусть, в его душе всякий выяснит свою и видит в нем не только стихотворца, но и человека, брата собственного по населению земли .

Эти слова, несомненно, относятся и к М. Ю. Лермонтову. Но того, о чем произнес критик, каждый поэт добивается своими средствами. Необыкновенности лирики Лермонтова в ее глубочайшей эмоциональности, психологизме, умении стихотворца глубоко рассматривать чувства, найти ловкие и четкие слова, выражающие самые тонкие людские переживания, в простоте, задушевности, музыкальности его речи. Основная идея стихотворения На севере диком – это тоска человека, вызванная одиночеством. 1-ая картина стихотворения – сосна, стоящая на голой верхушке. Слово сиротливо выделено тем, что стоит в конце строфы, на него падает смысловое ударение, с этой же целью выделения в предложении допущена инверсия – носитель состояния называется после того, как названо само состояние. Мотив одиночества, сна, заторможенности эмоций, принуждённого отшельничества усиливается сопоставлением снежного облачения сосны с ризой. 2-ая картина – великолепная пальма, снящаяся сосне. Она также одинока, невзирая на то что растет не в холодной, заснеженной стране, а в том крае, где солнца восход

Тема и идея стихотворения

Сюжет стихотворения повествует об одиноком и старом утесе, вынужденном провести всю жизнь посреди жаркой пустыни. Однажды ночью озорная тучка решила передохнуть на его груди, но уже утром она продолжила свой путь.

Утес Лермонтов

Утес снова остался один, оплакивая утраченную надежду найти спутницу и познать настоящее счастье.

Данное произведение иллюстрирует взаимодействие двух типов людей: беззаботных и избегающих привязанностей (вероятно, тучка каждую ночь останавливалась на очередном утесе на своем пути), а также замкнутых, но способных на глубокие переживания (в ожидании интереса со стороны окружающих утес не может двинуться с места, из-за чего очень страдает).

На фоне этого и раскрывается тема стихотворения – одиночество.

Всего в восьми строках автор сумел искусно передать всю скорбь, отчаяние и муку от скоротечности симпатий, которые заключает в себе это чувство.

Своим отношением мы способны либо стать для них необходимой поддержкой, либо разбить им сердце. Важно внимательно присматриваться к тем, кто нас окружает.

Композиция и построение стиха

Стихотворение, состоящее из двух четверостиший и композиционно состоит из двух частей. Первая часть посвящена золотой тучке, и она настраивает читателя на беззаботную радость. Вторая часть повествует об утесе. К хорошему легко и быстро привыкаешь, и когда тучка покинула утес, боль одиночества стала ощущаться еще больнее и острее. Читатель ощущает тоску утеса, горечь его одиночества.

Все произведение изложено пятистопным хореем. Этот стихотворный размер формирует ощущение легкости. Рифмовка стиха – кольцевая, с женскими рифмами.

Сочинение Мое любимое стихотворение Лермонтова

В этом стихотворении отражаются черты личности самого Лермонтова, его поэтические устремления и взгляд на жизнь. Одинокий парус – это символ свободной, ничем не обремененной души, вступающей в мир свирепых стихий – воды и ветра. Безграничное море требует умение совладать с ним, преодолевать его. Сильные ветры причиняют много хлопот тому, кто погружен в простое человеческое счастье, но для паруса они и есть то счастье, заменяющее собою любой покой. В одиноком парусе прорисовывается образ лирического героя, образ человека-бунтаря, мятежника, который не может жить без бурь. Для паруса уже давно нет родины, но будущее для него такое же неопределенное. В какую страну приплывает он? Как быстро может измениться погода? Какие опасности ожидают в пути? Парус находится в бескрайнем море, словно меж двух миров: между отринутым прошлым и неясным будущим, в тумане, где не на что опереться и всё призрачно. Именно таким Лермонтов видел свой мир и предназначение в нём, Лермонтов – певец бури, романтических устремлений, героической борьбы с препятствиями, но вместе с тем, в образе паруса выражается и трагическое одиночество, и тоска по несуществующей родине.

В поэзии самое главное — образ. В этом стихотворении он слит со спокойной и выверенной гармонией стиха. И перед нами возникает картина, созданная вооб­ражением поэта. Но это не просто зари­совка с натуры, это во многом автопорт­рет. Мы видим в ней, как в зеркале, душу поэта: парус — это символ души поэта, его ищущего сердца. И становится понят­но: в сущности, стихи не о парусе — они о человеческой судьбе.

Именно этой идеей близко мне это произведение, за это я так его люблю и считаю одним из лучших творений Лер­монтова.

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году в Москве. Детство поэта прошло без отца и матери — его воспитывала только бабушка. Это в будущем повлияло на его судьбу — у поэта до конца жизни сохранилось стойкое чувство одиночества.

Поэт в детстве очень любил природу, радовался и наслаждался ее красотой. У Лермонтова была богатое воображение, он много мечтал и любил рисовать и фантазировать. Именно поэтому он смог стать таким хорошим поэтом.

В произведении нет строф. Кажется, что это исповедь, пылкая речь. В ней – неразделённая любовь, предательство, обречённость, решительность, сожаление о времени, потраченном на человека, который не ценил стараний. Чувства унижены и раздавлены.

Оскорблённый поэт упрекает девушку в том, что она играла им, в то время как он мог бы заниматься творчеством:

Как знать, быть может, те мгновенья,
Что протекли у ног твоих,
Я отнимал у вдохновенья!
… Быть может, мыслию небесной
И силой духа убеждён,
Я дал бы миру дар чудесный,
А мне за то бессмертье он?

Отныне стану наслаждаться
И в страсти стану клясться всем;
Со всеми буду я смеяться,
А плакать не хочу ни с кем;
Начну обманывать безбожно…

Невозможно остаться равнодушным. Стихотворение трогает струны души любого, прочитавшего его, выводит из состояния равновесия. Появляется жалость к девушке, не сумевшей по достоинству оценить поэта, так трепетно относившегося к ней.

На мой взгляд, это произведение – одно и самых эмоциональных и искренних. Прочитав его впервые, я была потрясена рассказанной историей, и рада за М.Ю.Лермонтова, решившего больше не поддаваться заблуждениям. Стоит также отметить, что все стихотворения автора, посвящённые Наталье Ивановой, пронизаны чувством грусти и одиночества, но данное, последнее, является своеобразной точкой. Забыв о ней, он, кажется, мстит за все разбитые надежды и упущенное время.

Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя;
И вот наконец докатился до Чёрного моря.

Начальная строка стихотворения свидетельствует о том, что наш герой выбрал путь странствия добровольно. Перенеся жизненные трудности, он наконец достиг желанной земли. Об этом говорит последняя строка в четверостишии.

У Чёрного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зелёные листья лаская…

На ветвях зелёных качаются райские птицы;
Ноют они песни про славу морской царь-девицы.

Третья строфа стихотворения — это развитие действия. Листок, засохший и увядший от холода и горя, просит дерево приютить его. Лермонтов так подбирает слова, что листок видится читателю слабым и беззащитным:

И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой…

Следующие строки начинают исповедь листка о своей судьбе. В стихотворении слова листка даны автором в прямой речи. Герой вступает в диалог и старается выразить свою просьбу как можно яснее:

Четвёртая строфа продолжает исповедь странника. Её строки являются тематическим центром стихотворения. Здесь поэт вкладывает в слова дубового листка трагедию одинокого изгнанника:

Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, унял я без сна и покоя.

А жизнь младой чинары светла и беззаботна. Концовка стихотворения рисует перед нами величие и необъятность этого образа:

Я солнцем любима; цвету для него и блистаю;
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море.

И последних строках стихотворения открывается новая сторона образа чинары: властность и эгоизм просматривается в её словах.

Солдат вспоминает о настроении воинов перед боем:

На призыв полковника умереть, но не пустить врага в столицу солдаты дают клятву верности:

Рассказчик с гордостью вспоминает о мужестве бойцов во время боя:

Я считаю, что солдаты 1812 года с честью выполнили свой долг: они оказались сильнее духом, чем французы, которые намного превосходили по численности русскую армию. Как когда-то былинные богатыри, они до конца стояли за свою землю, защищая от врага русскую столицу. И если бы не мудрый маневр фельдмаршала Кутузова, который спас Москву, то ее спасли бы солдаты ценой своей жизни.

Сочинение Мое любимое стихотворение Лермонтова

Одну молитву чудную твержу я наизусть…
М.Ю. Лермонтов

Есть сила благодатная
В созвучье слов живых…

В самом деле, в нехитрых словах молитвы есть что-то мистическое. И, как бы ни был удручен поэт, в молитве он находит успокоение и черпает новые силы:

С души как бремя скатится
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…

Читайте также: