Сочинение о чеченской войне от первого лица

Обновлено: 02.07.2024

Чеченская война началась 25 лет назад. Казалось бы, четверть века. Многое уже забылось и стерлось из памяти. Но нет, время не лечит. И для меня, и для сотен тысяч участников и свидетелей этой войны все было, как вчера. Тысячи пропали без вести, оказались в плену, стали инвалидами, были украдены. Их жизнь уже никогда не будет прежней.

Сегодня я хочу рассказать, а главное, показать то, что я никогда не забуду. Я до сих пор помню все в мельчайших деталях, но по-настоящему о войне рассказывают мои снимки.

1. Никогда не забуду, как началась война

Первые же дни войны повергли всех в жуткий шок, потому что начали умирать люди. Всего за день до начала войны мне удалось попасть в военную базу в Моздок. 11 декабря прошла информация, что первые колонны войск со всех сторон входят в Чечню и уже есть потери.

На военном аэродроме были бесчисленные брезентовые палатки, множество танков и бронетехники стояло вдоль посадочных полос. Один за другим садились транспортные самолеты, откуда выгружались бронетехника, солдаты, боеприпасы .

Моздок был крупнейшей военной базой, и работать здесь было очень сложно. Он стал для журналистов своего рода ловушкой. И в войска не пускали, и снимать не давали. У меня засветили пленку, когда везли на тележке ракеты к самолету. На контакты с журналистами никто не шел.

Но постепенно удалось наладить контакт с Внутренними войсками. Они блокировали границы Чечни по периметру. Особенно опасной считалась восточная граница Чечни с Дагестаном в районе Хасавюрта, откуда могла прийти помощь боевикам.

В огромные вертолеты Ми-26 загружались боевые машины пехоты, другая техника, затаскивались доски, которые должны были пойти на дрова, садились солдаты и летели. В пути бойцы дружно доставали сухпайки и молча ели тушенку. Где-то после часа полета мы приземлились. В чистом поле лежал снег. Было холодно, и бойцы, выйдя из вертолета, буквально в 50 метрах от места посадки тут же начинали занимать оборону и рыть окопы в промерзшей земле.

Я работал по обе стороны фронта, видел слезы с обеих сторон. Через три недели в Краснодаре я снимал груз 200. Привезли гроб из Чечни. В нем лежал молодой парень-срочник. На кладбище рыдали мать, сестра, отец. Очень неловко чувствовал себя военком. Спустя несколько дней я вновь был в Чечне и снимал ту же картину уже на чеченском кладбище. Как и в Краснодаре, в глазах людей были такие же слезы и непонимание, что же происходит, почему это случилось. Во имя чего эти жертвы?


Осенью 1996-го, после заключения Хасавюртовских соглашений, я снимал совместные чечено-российские блокпосты. Те, кто еще вчера стрелял друг в друга, совместно несли службу и угощали друг друга арбузами.


2. Я забыл, как тебя зовут, Саид

Под пули я никогда специально не лез, но безопасности нигде не было. Часто опасность поджидала меня совершенно неожиданно. Людей похищали каждый день, и далеко не все вернулись из плена.

Для подготовки материала в Первую чеченскую приходилось работать по обе стороны фронта. С боевиками и с федералами. В каждом населенном пункте был блокпост, на котором досматривали проезжающих. В суматохе военных действий населённые пункты частенько переходили из рук в руки. Приходилось работать то на одной, то на другой стороне. Утром тебя досматривают федералы, а вечером на этом же посту - боевики. Они журналистов не проверяли. Любили, когда их фотографировали, и всегда говорили вслед машине: "Пишите только правду". А был случай, что и не проверяли совсем. Никто.

В 1995 году я из Москвы прилетел в Минеральные Воды. Взял частника и поехал в Грозный. За время поездки нас не остановили ни разу. Мы доехали в город, где шли бои. На одном из главных блокпостов, которые контролировали боевики, я в январе 1995 года делал снимки молодых ребят. С одним из них, Саидом, даже подружился. И вот на этом блокпосту, когда я снимал боевиков, крепкие ребята, взяв меня под руки, затолкали в машину. Я успел крикнуть Саиду, что меня увозят. Привезли боевики в штаб. На мой вопрос, что случилось, привели старичка.
Он показал на меня пальцем и сказал, что видел меня вчера в форме капитана и я был с усами. Редакционное и командировочное удостоверения на допрашивающих не производили никакого впечатления. Главный аргумент и улика - что нет усов. И я никак не мог оправдаться, почему у меня нет усов. Саид меня спас.

Он приехал в штаб, по пути захватив главу района, с которым я познакомился недавно. Вместе они поклялись, что знают меня уже несколько дней. Мне было, как это могло показаться в этой абсурдной ситуации, не до смеха.
С Саидом мы встретились через несколько месяцев в Грозном. Теперь он уже не был боевиком, а стал бойцом чеченских войск, которые были на стороне федералов. На самом деле, он выполнял приказ, как и многие другие боевики, они перешли к федералам на службу формально. Получив оружие, ждали часа X. Саид периодически доставал припрятанный свой автомат и выходил на ночную охоту. Как снайпер обстреливал блокпосты. Я до сих пор не могу прийти в себя, вспоминая его рассказ и терзаясь в противоречиях. Понять, как мне надо было поступить. Как быть дальше в таких ситуациях. Больше я его не видел. Тебе, Саид, я очень благодарен и, честно говоря, забыл, как тебя на самом деле зовут.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные войны унесли жизни многих её участников. Мой папа- участник боевых действий в Чеченской республике. И он вернулся с этой войны живым! Но рассказ нетолько будет о нем.

Муниципальное автономное образовательное учреждение

средняя школа № 10

Проектная работа

Разработчик проекта:

Сорокин Матвей,

Руководитель:

Дектярева М.В.,

учитель истории

г.Володарск, 2020 г.

Основная часть. О той Войне

Глава 1. История Чеченской республики

Глава 3. Срочники в Чеченской республике

3.2. Соседи и просто знакомые люди

3. 3. Срочники (информация из интернет-источников, из воспоминаний участников Чеченской войны)

Солдат – Евгений Родионов

Список использованных источников

Как бы ни называли те события в Афганистане и Чечне – интернациональным долгом или контртеррористической операцией, локальным конфликтом или борьбой с бандформированиями, – это войны. Войны, где пролилась кровь наших граждан, где многие Российские солдаты и офицеры проявили героизм и самоотверженность.

Каждое поколение, так или иначе, оставляет свой след в истории, и чем дальше от нас это поколение, тем глубже становится его след. В настоящий момент мы чтим ветеранов Великой Отечественной войны.

Герои чеченских войн также не уходят из нашего сознания, и их имена должны быть на слуху. Отзвуки Чеченской войны не должны оставлять в покое и нас подростков.

На первый взгляд может показаться, что тема данной работы не актуальна… Возможно для многих Чеченская война, это уже далекое прошлое, однако не прошлое она для тех людей, которые в мирное время воевали и погибали на территории Чеченской республики, не прошлое она для жен и матерей, которые ждали своих детей из боевых командировок.

Для меня, Матвея Сорокина, эта война, как и для многих моих сверстников, лишь слово, страшное слово…

Таким образом, актуальность нашей работы состоит в том, что нынешнее поколение не знает об обычных людях, которые, не жалея своих жизней шли на эту войну. Зная судьбы солдат, можно узнать об их героизме и мужестве. Эти люди не побоялись забыть о собственном благополучии и сделать все, от них зависящее, для благополучия других. Они все выполняли приказ … многие, ценой своих жизней.

Данная работа позволит более бережно, внимательно относиться к историческому прошлому страны, гордиться участниками военных действий на Северном Кавказе, ПОМНИТЬ о них.

Проблема исследования – отсутствие интереса подрастающего поколения к локальным войнам и истории современной России.

Цель данного исследования - способствовать формированию и развитию интереса подрастающего поколения к локальным войнам и истории современной России, патриотизма, нравственности среди детей и подростков.

Задачи исследования – выяснить о родственниках, соседях, знакомых моих родителей, принимавших участие в Чеченской войне;

- взять интервью у моих родственников;

- поиск материалов и статей о Чеченской кампании.

Методы исследования - изучение и анализ литературы и документов по данной теме;

- беседа и интервью с участниками Чеченской войны;

- метод обработки данных;

- метод обобщения (вывод по результатам исследования).

Предмет исследования – история Чеченской войны.

Субъект исследования – родственники, участники Чеченской войны, -ветераны чеченской войны, - солдаты - срочники и события их жизни, связанные с боевыми действиями в Чечне.

Ожидаемые результаты - приобретение навыков поисково-исследовательской работы;

- расширение знаний о Чеченской войне;

- сохранение памяти о молодых парнях - ветеранах Чеченской войны;

Основная часть

О той войне

Глава 1. История Чеченской республики.

Территория Чечни была заселена ещё в эпоху палеолита. От эпохи бронзы (2-ое тыс. до н. э.) сохранились в основном погребальные памятники. Основой хозяйства было пастушеское скотоводство и земледелие. Общественный строй – первобытнообщинный. В раннем средневековье большинство равнинных и часть предгорных районов Чечни входили в раннефеодальное государственное объединение – Аланию. В горах обитали прямые предки Чеченцев, у которых происходило интенсивное разложение первобытнообщинного строя. В 13 веке Чечня подверглась опустошительным набегам монголо-татар. Низкий уровень развития производительных сил способствовал сохранению в течение длительного времени пережитков первобытнообщинного строя. На территории Чечни существовали отдельные роды и общества, иногда враждовали между собой. До начала 20 века существовала кровная месть. С конца 16 века из
Дагестана начал распространяться ислам, который в первой половине 19 века стал государственной религией. В 16 веке в Чечне зарождаются феодальные отношения. В начале 18 века за племенем нахчо утверждается этническое название чеченцы (от аула Чечен).

Чеченская республика расположена на Северном Кавказе, территориально граничит со Ставропольским краем, Дагестаном, Грузией, Осетией, Ингушетией (Приложение 1). Две трети республики - предгорье Большого Кавказа (средние высоты от 2500 до 3000 метров). Преобладающая область промышленности- нефтедобыча, нефтепереработка. Чеченцы (самоназвание - нахчо), общая численность в Чечне по переписи населения 1970 года- 508,9 тысяч человек. Говорят на чеченском языке. Верующие - мусульмане-сунниты. Они относятся к коренному населению Северного Кавказа. Первоначально чеченцы жили в горах, а в 15-16 веках они начали переселяться на равнину в долину Терека. До 1917 года по месту жительства чеченцы делились на две чести: Большую и малую Чечню. На равнинах основное занятие- земледелие, в горах- скотоводство; развиты домашние промыслы. за годы Советской власти коренным образом изменилась культура чеченцев. Ликвидирована неграмотность, создана письменность, выросла интеллигенция, широкое развитие получили различные виды искусства и литература.

История "независимой Чечни" начиналась так. Летом 1991 года мир узнал о том, что некая, не вполне определенная, часть Чечено-Ингушетии выходит из состава РСФСР и СССР и объявляет себя независимым государством под названием Чеченская республика. Так решил Общенациональный съезд чеченского народа, постановивший, что высшим органом власти в этом, не имеющем границ, государстве является исполнительный комитет во главе с его председателем, генералом в отставке Д. Дудаевым.

В начале сентября 1991 года вооруженные национальные гвардейцы Дудаева силой захватили здание Совмина, радио и телецентра, а затем, 6 сентября, ворвались в помещение, где шло заседание Верховного Совета, и, как и положено революционерам, взяли его штурмом.
Таким образом, в Чечне был совершен государственный переворот. Был распущен ее Верховный Совет, и, в нарушение ряда статей Конституции РСФСР, 27 октября 1991 года были проведены незаконные выборы президента Чеченской Республики и депутатов Верховного Совета.

За три года нахождения у власти правительства Дудаева республика превратилась в криминальную зону. Развал милиции, прокуратуры, судов способствовал росту преступности. В 1992-1993 г.г. на территории Чечни совершалось ежегодно до 600 умышленных убийств, что в 7 раз превышало показатели 1990 года. В 1993 году на Грозненском отделении железной дороги нападению подверглось 559 поездов, разграблено около 4000 вагонов.

Убытки составили десятки миллиардов рублей. Постепенно Чечня становилась не только рассадником, но и экспортером преступности во все регионы страны. На 1 декабря 1994 года объявлены в федеральный розыск за совершение преступлений 1901 человек чеченской национальности.

В Чечне процветало фальшивомонетничество. Разгул преступности и бандитизма приводил к нарушению элементарных прав человека. Люди были лишены защиты со стороны государства от преступных посягательств. Не было ни работы, ни зарплаты, не выплачивались пенсии и пособия.
В результате за три года нахождения Дудаева у власти из Чечни бежали около 200 тысяч человек, т.е. до 20% населения. Около половины проживающих здесь до 1991 года русских также бежали и нашли пристанище в различных регионах России.

Дудаев управлял ситуацией только в Грозном и в пяти километрах от него. Вся остальная территория управлялась кланами. И они творили по отношению к местному населению всё, что хотели.

Возросшее влияние национал-сепаратистов в Чечне угрожало ещё не устоявшейся Российской государственности. Воспользовавшись противоречиями, переросшими в открытое противостояние между высшими федеральными органами страны, Дудаев провозгласил и стал осуществлять идею выхода Чечни из состава Российской Федерации.
Федеральные власти пытались упорядочить обстановку в Чеченской республике, разрешить кризисную ситуацию политическими средствами. Однако их шаги не были решительными, постановления и заявления носили уговаривающий характер.

Президент России Б. Н. Ельцин уже в феврале 1995 г. сказал: "Мы . тешили себя надеждой, что ситуация может разрешиться сама собой, что здесь возможен компромисс". Однако эти надежды не оправдались.
В этих условиях оставался единственный путь восстановления конституционного порядка в Чечне - разоружить бандформирования. Возникла необходимость ввода частей вооружённых сил Российской Федерации на территорию Чечни.

Глава 2. Война.


Боевые действия в Чеченской республике протекали в очень сложных условиях. Большое влияние на ход боевых действий оказывали физико- географические и природно-климатические условия. Дорожная часть развита не достаточно, особенно в горных районах. Речная сеть развита не равномерно.
Преобладает сеть не больших рек и каналов. Местность местами болотистая.
Источники воды имеют большую бактериологическую зараженность. Воду в пищу использовать нельзя из-за возникновения вероятности массовых желудочно- кишечных заболеваний. Кипячение воды не дает положительных результатов, особенно в горах из-за больших высот (вода закипает при температуре ниже 100 градусов по Цельсию). Летом температура воздуха достигает +40 градусов по Цельсию, зимой -20 градусов по Цельсию. Характерны частые туманы и дожди. В горах глубина снежного покрова достигает 1 метра, возможны частые сходы лавин. Наблюдается резкое колебание суточной температуры в горах и на равнине.
В 1994 г. президент обратился к чеченским лидерам с требованием распустить вооруженные формирования, угрожая в противном случае ввести чрезвычайное положение. Одновременно Ельцин издал указ (Приложение 2), предписывающий чеченцам сдать оружие к 15 декабря, что было практически нереально. Собравшийся 29 ноября под руководством Ельцина Совет безопасности почти автоматически одобрил подготовленный в недрах президентского аппарата план использования армии против мятежной республики.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Исследовательская работа на тему:

Работу выполнила ученица

9 класса Морозова Нина .

Руководитель работы: учитель

истории, 1 категория

Миронова Наталья Викторовна.

2015-2016 учебный год

При написании своей работы я поставила перед собой цель : познакомиться с личными впечатлениями отца, участвовавшего в первой чеченской кампании, и его точкой зрения на эти события. Первая чеченская война – один из драматических этапов в новейшей истории России. Вокруг нас много живых свидетелей и участников этого исторического события, и надо сделать все возможное, чтобы их воспоминания были зафиксированы, стали историческим документом.

Практическая значимость работы заключается в дальнейшем использовании в качестве дополнительного материала по подготовке к урокам истории, классным часам, а также в целях гражданско – патриотического воспитания молодёжи.

Расскажи мне, папа, о войне:

За кого ты воевал, когда и где?

Ты ещё так молод, не в годах.

Отчего же с сединою на висках?

Все может родная земля: может накормить хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить сама себя не может. Поэтому защита родной земли - обязанность тех, кто ест хлеб, пьет воду, любуется ее красотой. Честь и слава всем, кто выполняет свой долг по защите рубежей Отечества. Но как часто армию использовали для удовлетворения политических амбиций руководства страны и связанные присягой командиры принимали смерть на дальних окраинах нашей страны. Одним из таких событий стала война в Чечне.

Много горя, бед и страданий принесла нашему народу эта война. Но там, в Чечне, русские воины проявили лучшие человеческие качества: мужество, стойкость, благородство. В неимоверно трудных условиях боевой жизни, вдали от дома, подвергаясь каждодневной опасности, они сохранили верность военной присяге, воинскому и человеческому долгу. И наша святая обязанность – хранить память о воинах, как о верных сынах Отечества.

- Дорога на войну у всех разная, - собравшись, начал свой рассказ о командировке в Чечню мой папа. – Моя началась в декабре 1994 года.

Дан приказ. Полыхает кровавый рассвет.
И неважно, что мне двадцати ещё нет.
И неважно, что я не хочу убивать.
Я - солдат. Чтобы выжить, я должен стрелять.
И неважно, что я не хочу умирать.
Я - солдат, значит, должен приказ выполнять.

Папа со своими друзьями и одноклассниками Сергеем Клянчиным и Андреем Пузырёвым отправились служить в Грозный по контракту. В их роте было 120 человек. В Грозный прибыли в новогоднюю ночь 31 декабря 1994 года. На следующий день наступил Новый год, а в их жизни начались новые, страшные события. Так как у папы было водительское удостоверение, ему поручили управлять бронетранспортёром - 80.

Чеченская война - растерзанные души.

Твоих речей не могут слышать уши.

Ты настоящее чистилище и бесов гнуснейших вместилище.

Ты щупальцами обнимала солдат невинных в той войне.

Ты жизни их лишала. Садиста хуже ты втройне.

Ребята в восемнадцать с лишним лет-

Любимой девушке последний спев куплет,

И мамочку родную поминая-

Молились Богу, перед смертью, умирая.

Клубился дым в чудовищном бою-

Солдат терял там жизнь свою…

А кто минуя ад домой добрался-

С глубокой раной в сердце жить остался.

(Стихотворение одного из участников военных событий)

Их рота участвовала в бою в Шалях в марте 1995 года. Они случайно нарвались на "духов", многих сослуживцев убило. Было очень страшно, говорит папа. Стреляли отовсюду: где свои, где враги – не понятно, ведь все свои, русские люди. Иногда не хватало знаний о тактике ведения боя, о том, что предпринять в той или иной ситуации, ведь папа не был кадровым военным, да к тому же был очень молод. В этом страшном бою ранили в ногу лучшего друга и одноклассника Клянчина Сергея, когда он рискуя своей жизнью спасал сослуживца Виталия. Сергея на вертолёте отправили в госпиталь. Мы ничего не знали о его состоянии здоровья, предполагали даже самое плохое. Но всё обошлось, Сергей остался жив. 6 июня 1995 года они узнали, что возвращаются домой. 6 месяцев страшных событий в их жизни остались позади. Расставание с сослуживцами было тяжелым. Конечно, все знали друг друга с положительной стороны. События в Чечне так сдружили их, что они стали друг для друга почти родными людьми. Каждый год встречались в городе Дзержинске Нижегородской области, или приезжали в гости на Летнюю Базу. А вскоре в их жизни произошел еще один удар: умирает их друг и сослуживец Сергей Клянчин, так и не оправившись от ранения.

Папа закончил свой рассказ и наконец-то улыбнулся, как будто снял с души какой-то тяжелый груз. А мое сердце переполняли чувства любви к отцу и гордости за него.

Папа - добрый и скромный человек. Очень любит свою семью, меня и моих сестренок Таню и Дашу. Служба в Чечне для него очень больная страница жизни. Когда он рассматривает армейские фотографии, у него появляются слезы на глазах. И я понимаю, что есть друзья, многие из которых не вернулись домой. Папа был молодым мальчишкой, но он был солдатом. Он для меня герой, лучше всех, и я его очень люблю и горжусь им.


Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Быть чеченцем: Мир и война глазами школьников предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Но, признаться, мы никак не могли надеяться, что в этом хоре когда-нибудь услышим голоса чеченских подростков. Конечно, тема войны в Чечне в той или иной форме присутствовала в работах российских конкурсантов, как присутствовала она в нашей жизни, но, скорее, в виде того отголоска, который оставляла эта война в российском обществе. Главным образом — в рассказах о судьбах отцов и старших братьев, физически и нравственно травмированных опытом участия в войне.

Но поразительным образом на конкурс 2003/2004 года из Чечни пришло 155 работ — в несколько раз больше, чем из многих других, несравненно более благополучных регионов, включая Москву и Петербург.

Разумеется, сочинения чеченских школьников отличаются от исследовательских работ их сверстников из России. Но главное отличие заключается не в степени научности и возможности использовать архивные документы, а в том, что очень часто это рассказ не о чужом, а о своем прошлом, о том, что их авторы пережили сами.

Две войны, на фоне которых прошла большая часть жизни 14-17-летних чеченских участников нашего конкурса, превратили их в важных исторических свидетелей. И свою, пусть короткую, память они рассматривают уже как часть общей национальной памяти.

О чем же пишут авторы работ, пришедших из Грозного и из других мест с печально известными названиями — Самашки, Гудермес, Аргун, Шали.

И хотя много было написано о том, что война в Чечне разрушила тейповые и родовые структуры, но в наших работах авторы постоянно апеллируют к истории рода — и какой бы мифологизированной эта родовая память ни была — это также несомненный способ сохранения идентичности. Память рода и подчеркнутая, декларируемая любовь к родине с клятвами верности ей — этим полны работы. Но пафос, который иногда нам кажется несколько театральным, для этих подростков естественен и чрезвычайно важен.

В многократно рассказываемых нам семейных историях — потому что чеченские истории — это прежде всего семейные истории (и не только потому, что нет других источников и нет других архивов) — главный стержень конечно же — депортация 44-го года. И коллективизация, и затронувший Чечню 37-й год — все это меркнет перед трагедией выселения, проводившегося в Чечне очень жестоко. Символом этой памяти становятся зверски сожженные жители деревни Хайбах.

Сегодняшний опыт этих подростков приводит их к тому, что разрыв между поколениями — проблема извечная и, безусловно, присутствующая в сочинениях российских школьников — здесь существует лишь в той мере, в какой люди старших поколений все-таки еще помнят мирную жизнь и к этой памяти обращаются.

Читать эти сочинения тяжело, иногда они монотонны, как бывает монотонен эпос или нарратив с бесконечными повторами и разными описаниями одного и того же: февраля 44-го года, января 95-го и осени 99-го… Какими короткими и обрывочными они бы ни были, они дают возможность задуматься над тем, что происходит там у них с временем историческим и как оно совпадает с нашим.

Что в общероссийской памяти депортация чеченского народа? В лучшем случае — лишь трагический эпизод в общем контексте сталинской эпохи. Но на самом-то деле у каждого народа время течет по-своему и в разные исторические периоды по-разному. То еле-еле, то летит. Своя история, свой язык и свое время. Беда только, что право на него нигде не записано. По часам чеченской памяти и Шамиль был совсем недавно, и 1870-й от 1996-го — рядом. Давно забыла Россия, как завоевывала Кавказ, вроде так давно это было, что как будто и не было. И то же самое и с депортацией — тоже ведь было очень давно, да и вернули их, вроде бы извинились, какое это имеет отношение к сегодняшнему дню? Но даже в наших школьных сочинениях видно, что их время совсем другое: получается — вчера выселили, сегодня утром позволили вернуться (не вернули, а позволили), днем стали бомбить. Но пока мы не поймем этой разницы исторического времени — перспективы совместного будущего довольно печальны. И уж во всяком случае с помощью кувалды перевести стрелки чеченских исторических часов невозможно.

Непонимание этой разницы в историческом времени имеет очень тяжелые и почти необратимые последствия, в конце концов приведшие и к тому, что в Чечне происходит сейчас. Не понимали и не осознавали, какой совсем не остывшей лавой является память — стоило с нее лишь содрать тонкую корку. И эти детские сочинения — яркий тому пример.

Читайте также: