Сочинение не угаси сей чудный пламень

Обновлено: 18.05.2024

Но угаси сей чудный пламень,

Преобрати мне сердце в камень,

Останови голодный взор;

От страшной жажды песнопенья

Пускай, творец, освобожусь…

Поэт, словно герой из своего стихотворения, бежит от людей, презирающих его, в пустыню:

Посыпал пеплом я главу,

Из городов бежал я нищий,

И вот в пустыне я живу,

Как птицы, даром божьей пищи…

Настанет год, России черный год,

Когда царей корона упадет;

Забудет чернь к ним прежнюю любовь,

И пища многих будет смерть и кровь…

И скучно и грустно, и некому руку подать

КАВКАЗСКИЕ МОТИВЫ В ПОЭЗИИ МИХАИЛА ЮРЬЕВИЧА ЛЕРМОНТОВА

. от семейной драмы отразились в творчестве Лермонтова (драмы (“Люди и страсти”, 1830) и “Странный человек” (1831), а также посвященные памяти отца стихотворения “Ужасная судьба отца . критическую литературу, воспоминания по теме работы – понять культурно – историческую среду, художественный мир поэм. Систематизировать и структурировать литературу – учиться обрабатывать потоки информации по заданной .

В минуту душевной невзгоды…

Желанья. что пользы напрасно и вечно желать?

А годы проходят — все лучшие годы!

А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов!

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Это был страстный человек, который не боялся ничего: ни презрения современников, ни критики потомков. Дороже всего ему была истина. Поэзия Лермонтова отличается глубоким психологизмом, передает чувства, ощущения радости и тревоги, разочарования и надежд. Она обращается к эмоциональному и духовному миру человека и поэтому всегда будет интересна.

Примеры похожих учебных работ

Биография Лермонтова: краткое содержание. Жизнь и судьба поэта

. душа видит его страданья. С годами Лермонтов становится старше и его лирический герой все больше напоминает гармоничного лирического героя Пушкина. Но в целом творчество поэта проникнуто романтическим трагизмом абсолютного .

Биография Лермонтова: краткое содержание. Жизнь и судьба поэта (2)

. хорошо и счастливо начиналось. Так что же привело к тому, что жизнь Лермонтова стала одной большой трагедией? Родился маленький Мишель в счастливом браке, где родители .

ЗАГАДКИ ПОРТРЕТОВ М. ЛЕРМОНТОВА: КАК НА САМОМ ДЕЛЕ ВЫГЛЯДЕЛ ПОЭТ?

. становятся для поэта священными. В его сердце проснется новое и удивительное чувство, которое он сохранит на всю жизнь. Демоническое очарование Кавказа навсегда меняет Лермонтова. Он готов всю .

Художественный мир М.Ю. Лермонтова на х литературы в 8 классе

. задача нашей работы - создать модель художественного мира писателя, выявить типологию его творчества, скомпоновать все в единое целое и изложить все это в основу методики изучения творчества Лермонтова в 8 .

Противоречия, постоянно гнетущие поэта, все равно реша­лись им в пользу своего таланта. Поэтому его призывы к Богу “угасить сей чудный пламень”, “преобратить сердце в камень” вплоть до его смерти оставались не услышанными. Но можно предположить, что настойчивое стремление любым образом из­бавиться от раздвоенности жизни и привело поэта к ранней смер­ти, потому что иначе остановить “голодный взор” было невоз­можно. М. Ю. Лермонтов признает, что его “лава вдохновенья” далека от Бога.

Но от земли она далека тоже, потому что “мир земной мне тесен”. В результате получается разрываемая на час­ти душа поэта, распятая между небом и землей в невозможности оторваться от нее, не умерев физически, и невозможности слить­ся с ней, чуя в себе пророческую мощь.

(1 votes, average: 5.00 out of 5)

Аватар

Поэт любит свою отчизну, но его любовь кажется странной даже ему самому. Он ясно видит все беды родной стороны, по мере сил борется с ними (преимущественно высмеивая язвительно), но всё равно остаётся в душе уголок, где любовь его продолжает оставаться безусловной. Рассудок отступает в попытке понять её, перечисляя рациональные причины возможного отношения:

. Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни тёмной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но поэт плоть от плоти русский человек, он не может оставаться равнодушным, когда мимо него проходят картины, полные величавой красоты и светлых детских воспоминаний, когда рассудок ещё не тревожил Лермонтова-ребёнка. Русская природа и неказистые проявления душевной жизни простого люда в сердце у каждого истинно русского, тем более если он воспитывался на них и через них. Уродливое, глупое и бессмысленное отступает, смягчая сердце образом России идеальной, России из высшей реальности. Это своего рода бальзам на душу, медитация, способ ритмическими волнообразными ощущениями отключить кипящий рассудок.

Можно постичь другого человека достаточно глубоко, но до конца слиться с ним невозможно, потому что недаром это другой человек. Но Лермонтов пишет тем, кто не способен и на это частичное проникновение. Толпа безлика, но тот, чьи мотивы возвышаются над примитивными животными рефлексами, должен быть обережён от поверхностных толкований.

Claw.ru | Сочинения по литературе и русскому языку | Библейские мотивы в творчестве М.Ю.Лермонтова

Моление о прощении все более заглушается интонацией оправдания своих страстей и заблуждений, выступающих как самостоятельные воле героя силы, а в подтексте - недоумение перед лицом Творца, наделившего его всем этим, которое во второй строфе оборачивается упрёком ему.

Вторая строфа не только продолжает, но во многом противостоит первой: просительно-молитвенная интонация сменяется вызывающе-императивной ("не обвиняй. не карай . но угаси. преобрати. останови"). Если в первой строфе герой молит не обвинять и не карать, то во 2-ой строфе, бросая вызов всесильному, герой говорит с ним как равный, предлагая ему явить своё всесилие (почти все глаголы выражают энергичное побуждение к действию), сам же словно отказывается одолевать собственные страсти:

Но угаси сей чудный пламень,

Преобрати мне сердце в камень,

Останови голодный взор;

От страшной жажды песнопенья

Пускай, творец, освобожусь,

Тогда на тесный путь спасенья

К тебе я снова обращусь [1,I,65].

То состояние, которое в 1-ой строфе ощущалось лирическим героем как греховное, как неодолимая слабость, во 2-ой строфе оказывается могучей и сверхчеловеческой силой: "дикие волненья" оборачиваются "чудным пламенем" и в этом чудном пламени "всесожигающего костра" мерцает отблеск того, кого чуть позже Лермонтов назовёт "мой Демон" ( ср. в одноименном стихотворении "луч чудесного огня", 1830-31 г.).

Самой логикой конфликта Творцу парадоксально представлена здесь уже не животворная, а умертвляющая роль ("угаси. чудный пламень", "преобрати. сердце в камень").

Только ценой такого сурового обуздания и укрощения, аскетического ограничения личности, которое в глазах лирического героя равносильно её полному перерождению, Всесильный может обратить его на "путь спасенья".

(Возможность подобного трагического распутья была предуказана в Евангелии: "Сберёгший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради меня сбережет её",- Матфей, 10.39).

Последним и едва ли не главным препятствием на этом пути оказывается творческий дар -"страшная жажда песнопенья". Здесь достигает высшего накала спор героя с Богом. Поэтическое вдохновение - это фокус, вобравший в себя все жизненные страсти - жажды. Поэтому столь противоречиво само отношение Лермонтова к творческой страсти: торжественно-архаичное, духовно-возвышенное - "жажда песнопенья" - сталкивается с эпитетом "страшная", т.е. всепоглощающая, роковая, погибельная.

Жизнь по заветам Всевышнего - “тесный путь спасения” [срав. Евангелие: “тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь (вечную)”] - в этой исполненной противоречий молитве предстает и как недостижимо высокий идеал, и как нечто страшное, словно смерть - живому существу. А контрастная перекличка со стихом 13 ("мир земной мне тесен") указывает на полную безысходность. Однако это состояние мучительного разлада с творцом, с миром и с собой не всегда было свойственно лирическому герою, на что указывают заключительные слова: "снова обращусь".

"Молитва" передает смятение, трагическое раздвоение духа между верой, зовущей обратиться с покаянной молитвой о снисхождении, и стремлениями горячей, гордой, несмирившейся души.

А может всё это, т.е. вышесказанное, не совсем соответствует истины?. Лермонтов уже в столь юном возрасте догадывался, откуда истекает мучающая его раскаленная "лава вдохновенья". Этот "чудный пламень, всесожигающий костер" не что иное, как огонь Асмодея, от которого безудержно разгораются страсти, распаляется поистине "страшная жажда песнопенья".

Бог для Лермонтова - абсолютная реальность. Но отношение к нему трудно однозначно определить, точнее сказать, невозможно, так как в разных контекстах оно проявляется и воспринимается по-разному. Одержимость поэзией уводит его далеко от путей Божиих, затворяет его слух для глагола Господня, совращает ум, омрачает взор. Он сам осознает это как недолжное, гибельное в себе и молит Всесильного не обвинять и не карать его за то. Он понимает всю степень вины своей перед Ним - отсюда страх предстать перед Его Очами:

К тебе ж проникнуть я боюсь.

Мучимый избытком своей свободы ("мир земной мне тесен"), мучимый соблазном "грешных песен", он оставляет на волю Божию разрешение этой драмы, твердо, однако уверенный, что лучший исход из неё - “тесный путь спасенья”. И нет в этом стихотворении-молитве ноток роптания, протеста, самооправдания, а есть вера, пусть скрытая, но вера.

В 1837 году Лермонтов снова называет свое стихотворение "Молитвой" ( "Я, Матерь Божия, ныне с молитвою. "). Навеки задышала она в русском стихе.

С.Н. Дурылин в своей статье "Судьба Лермонтова", написанной им в 1914 году [30], ещё раз вскрывает противоположность Пушкина и Лермонтова на примерах их молитвенных стихотворений.

Величавая славянская молитва А.С Пушкина "Отцы пустынники" - не молитва вовсе: переложение молитвословия, рассказ о молитве, читаемой постом. Пушкин любит передавать молитвы, рассказывать, что читают на молитве. Мальчик в "Борисе Годунове" читает молитву за царя, опять великолепную, подлинно церковно-славянскую, православную молитву, а слушают её лукавые бояре с хитрым Шуйским, и если молятся, то сердцем просят обратного, чем устами. Пушкин, может - и никто другой так не может!-

передать о том, как молится правоверный о гибели гяуров ( "Стамбул гяуры нынче славят. "), как араб хвалит всесоздавшего Аллу, он передаст религиозную муку сурового пуританина ("Странник"), он расскажет просто и прекрасно о любезной ему картине, висящей перед ним - о лике Мадонны, он с негодованием сравнит николаевских солдат, охраняющих "Распятие" Брюллова с мироносицами, охранявшими Распятие Господне - он рассказывает, передает, описывает, читает молитвы. Есть молитвословия, христианские, магометанские, есть слова “молитв”, но нет молитвы.

Обратное - Лермонтов. Есть молитва - и нет молитвословий. По обращению есть только одна молитва "Я, Матерь Божия", не похожая ни на одну молитву ни в одном молитвеннике; по устремлению, по сокровенному порыву, по радости или муке, все стихи- молитва.

Лермонтов ввел стихотворение в текст письма М.А. Лопухиной от 15.02.1838 г под названием Молитва странника": "В завершение моего письма я посылаю вам стихотворение, которое я нашел случайно в ворохе своих путевых бумаг и которое мне в какой-то степени понравилось, потому что я его забыл - но это вовсе ничего не доказывает" [1,V,363].

Стихотворение строится как монолог лирического героя - мольба о счастье любимой женщины, о её душе (вероятно, что в "Молитве" речь идет о В.А. Лопухиной). В ходе монолога вырисовываются три образа:

- и той, о которой этот герой молится.

В общем контексте лермонтовской лирики существенно, что внутренняя драма героя, одинокого странника с "пустынной душой", отодвинута на второй план, а на первый - выступает образ героини - её нравственная чистота и беззащитность перед враждебными силами "мира холодного". Мольба за неё освещает с новой стороны образ самого героя: трагедия духовного одиночества не разрушила его глубокого участия и заинтересованности в судьбе другого человека.

"Молитва" проникнута интонацией просветленной грусти, связанной с особым преломлением в этом стихотворении религиозных мотивов: существование "незлобного сердца", родной души заставляет героя вспомнить о другом, светлом "мире упования", в котором "теплая заступница" охраняет весь жизненный путь "достойной души" и ангелы осеняют её на пороге смерти.

Наверное, светская поэзия не произносила пред ликом Богородицы слов, более проникнутых нежной христианской любовью к ближнему, верой в заступничество Её за род людской, чем слова этой лермонтовской "Молитвы".

Стоит один лишь раз услышать, кому возносится эта молитва, и можно расслышать множество слов, много воздыханий, прочтя это единственное молитвословие Лермонтова:

Я, Матерь Божия, ныне с молитвою

Пред твоим образом ярким сиянием,

Не о спасении, не перед битвою,

Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную,

За душу странника в свете безродного;

Но я вручить хочу деву невинную

Теплой заступнице мира холодного [1,II,25].

И эта молитва не о себе (лирический герой отвергает традиционные формы обращения к Богу с молитвой о себе).

В ней есть тот "необыкновенный лиризм", который, по мнению Гоголя, "исходит от наших церковных песен и канонов" [43]. И действительно: в акафистах Богородице "Нечаянныя Радости" и "Державныя" говорится о "Теплой Заступнице и Помощнице роду христианскому"; в акафисте Троеручице поётся, что Она согревает "хладные сердца наша" [43,3].

В этой своей молитве Лермонтов - глубоко народен. Замечено, что русская молитва есть по преимуществу молитва к Богоматери и только через Неё ко Христу. Мы не знаем многих образов Христа, но образы и иконы Богоматери многообразны: точно вся многообразная народная скорбь и печаль многообразно прибегала к Многообразной Заступнице. Молитва к Богоматери - простейшая, детская, женская молитва, ею-то впервые помолился Лермонтов, уже не боясь креститься при "шпионе ничтожном".

В этой "Молитве" поэт соединил свою религиозную судьбу с религиозной судьбой русского народа.

"Молитва" - шедевр любовной лирики Лермонтова. В стихах дышит такая благоговейная любовь, что они по праву могут быть названы гимном чистоте, нежности, душевной красоте.

Окружи счастием душу достойную;


Рекомендуем скачать другие рефераты по теме: решебник по геометрии класс атанасян, читать рассказы, новые сочинения.

Лермонтов был человеком противоречивым. Одним он казался холодным, мрачным, недоброжелательным, раздражительным. Другим - живым, веселым и жизнерадостным. Бесспорно, что ни с кем не любил он делиться своими переживаниями. Поэтому только в произведениях Лермонтов мог открыть свою "тонкую душу". Светской черни, не способной понять великого поэта, Лермонтов посвящает стихотворение "Как часто, пестрою толпою окружен…" (1840 год). Михаил Юрьевич презирает этих людей, чьи лица более похожи на маски, его раздражает прикосновение "бестрепетных рук", он ненавидит красавиц, не способных ни на любовь, ни на какие-нибудь другие чувства:
Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
При шуме музыки и пляски,
При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей…

Лермонтов был человеком очень страстным, живо реагировал на все события, происходящие в России. Получив известие о смерти Пушкина, он пишет стихотворение "Смерть Поэта" (1837 год), в котором обвиняет представителей придворной аристократии, ставших причиной гибели поэта:
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!

За это стихотворение Лермонтова ссылают на Кавказ. Ответом поэта стало стихотворение "Прощай, немытая Россия…" (1841 год), в котором он высказывает свое неприятие к николаевской России:
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.

Лермонтов постоянно размышляет о будущем своего отечества. Об этом его стихотворение "Предсказание" (1830 год), в котором он рассказывает о тех ужасных кровавых картинах будущего России, которые мучили его:
Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь…

Лермонтов не находил взаимоотношений среди своих современников, он чувствовал себя одиноким в жизни и в творчестве. Поэтому, вероятно, основной темой его произведений была тема одиночества. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть оглавление любого сборника стихотворений Лермонтова: "Белеет парус одинокой…", "Выхожу один я на дорогу…", "Никто моим словам не внемлет…", "На севере диком стоит одиноко…". Чувство одиночества постоянно преследовало Лермонтова, потому что он был человеком необыкновенным, он был поэтом-пророком. С самого детства он знал о своем предназначении и понимал, что это не подарок судьбы, а тяжелая ответственность перед человечеством и Богом. Это видно из стихотворения "Молитва" (1829 год):
Но угаси сей чудный пламень,
Всесожигающий костер,
Преобрати мне сердце в камень,
Останови голодный взор;
От страшной жажды песнопенья
Пускай, творец, освобожусь…

"Мощь ума" Лермонтова отразилась и в его космическом мировоззрении. Так, в стихотворении "Выхожу один я на дорогу…" (1841 год) поэт слышит, как "пустыня внемлет богу, и звезда с звездою говорит". Только среди природы Лермонтов находит успокоение и умиротворение, его "тонкая душа", созерцая красоту окружающего мира, "смиряется": Тогда смиряется души моей тревога… В стихотворении "Когда волнуется желтеющая нива…" (1837 год) Лермонтов пишет о том впечатлении, которое произвела на него русская природа. Поэт, словно герой из его стихотворения "Пророк" (1841 год), бежит от людей, презирающих его, в пустыню:
Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи…

Поэзия Лермонтова отличается глубоким психологизмом, передает чувства, ощущения радости и тревоги, разочарования и надежды. Она обращается к эмоциональному и духовному миру человека, в ней отразились и "мощь сердца", и "тонкость души" молодого Лермонтова.

Читайте также: