Сочинение наступление на тайгу

Обновлено: 18.06.2024

Рассказ “Васюткино озеро” был написан Виктором Астафьевым в 1950-е годы. Многие критики считают этот рассказ автобиографичным, так как сам Астафьев вырос в таежных краях на берегу реки Енисей. Также и главный герой рассказа тринадцатилетний Васютка растет в окружении необычайной природы тайги, где учиться премудростям жизни. В рассказе прослеживается путь становления ребенка взрослым, решительным человеком.

Автор отмечает, что тайга закаляет характер, о чем ему известно не понаслышке.

лесу, Васютке на ум приходят слова старших: “Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!” Он также вспоминает, как в деревне не раз говорили о людях, навсегда пропавших в лесах Заполярья. Зная это, мальчик собирает всю свою волю в кулак и решает бороться с таежным лесом и его ловушками. В краях, где он вырос, существует закон: “Идешь в лес – бери еду, бери спички”. Он даже опомниться не успел, как оказался в плену у бескрайнего леса.

Погнавшись за глухарем, Васютка потерял из виду деревья, на которых делал ножом зарубки. Так ему пришлось целых пять дней пробыть одному в лесу. Дома у Васютки уже потеряли надежду

Как же мальчику удалось выжить в холоде, сырости, бездорожье и практически без еды? Единственным его запасом была краюшка хлеба, предусмотрительно завернутая в дорогу матерью Васютки. Но он берег этот хлеб для крайнего случая, а питался в основном подстреленной из ружья дичью. Хорошо, что у него с собой были нож и спички.

Все эти атрибуты сыграли немаловажную роль в жизни мальчика. Они спасли его от неминуемого голода и холода. Особенно страшно ему становилось по ночам, когда в безлюдном лесу пугал каждый шорох, но Васютка не сдавался, самообладания не терял.

Даже в самые трудные минуты он мог посмеяться над собой и отпустить пару шуточек.

Ночи в лесу были холодными, так как приближалась осень. Для ночлега Васютка на месте костра укладывал хвойные ветки и спал на них. Видно ему не раз приходилось так ночевать, поэтому этот способ был для него привычным. Блуждая по тайге, он не падал духом, а терпеливо шел вперед в направлении на север.

Васютка знал, что на юге тайга тянется километрами и всю ее не обойти. Вскоре он набрел на неизвестное озеро, которое и спасло его. Озеро было полно промысловой рыбы и непуганой дичи.

Позже он показал его рыбакам из бригады отца, а те в благодарность нарекли водоем Васюткиным озером. То, что это озеро было позже занесено на краевую карту, я думаю, вполне заслуженно.

С первой частью марлезонского балета можно ознакомиться здесь .

Я, как и многие в этом году, ждала изобилия текстов военной тематики (всё-таки круглая дата), но их, на удивление, было совсем мало. Зато с искусством, творчеством и талантом не подкачали. Вообще подбор текстов для экзамена был предельно странный и "неравномерный": кому-то достался Песков с очевидной истиной "надо беречь свой дом — родную Землю", а кому-то, извините, Белов с тяжёлым слогом, устаревшей лексикой и не совсем актуальной для юношеских размышлений темой "народной жизни в ее идеальном, всеобъемлющем смысле".

Путешествие по тайге всегда довольно однообразно. Сегодня — лес, завтра — лес, послезавтра — опять лес. Ручьи, которые приходится переходить вброд, заросшие кустами, заваленные камнями, с чистой прозрачной водой, сухостой, валежник, покрытый мхом, папоротники удивительно похожи друг на друга.

Трудно сказать что-то о тексте, если не видишь, в каком именно варианте он был предложен выпускникам. Некоторые одиннадцатиклассники утверждают, что их фрагмент заканчивался "бурундуком", делающим запасы продовольствия, и "цивилизацией", из-за которой таёжный край утрачивает свою самобытность. Другие говорят, что вторая часть текста была иной: "про белку, художников и туземцев". Согласна с выпускниками и их родителями в том, что абзацы как будто надёрганы из разных глав (этим грешат многие тексты ЕГЭ 2020) и в каждом абзаце можно выделить свою проблему. Но так или иначе, текст о взаимоотношениях человека и природы, о губительном воздействии человека на природу, о восприятии человеком природы. Я бы рассуждала именно в этом ключе, а что имели в виду методисты, которые предложили одиннадцатиклассникам эти не связанные между собой, топором нарубленные абзацы, известно только им.

В целом, говоря о текстах ЕГЭ этого года, можно сделать вывод, что они в большинстве своём однозначно сложнее прошлогодних .

Я не призываю к тому, чтобы тексты для выпускников были примитивными простыми. Я за хорошие, глубокие, интересные произведения со сложной проблематикой, побуждающие мыслить, а не писать заготовленные фразы-шаблоны. Проблема в том, что тексты часто (а в этом году неприлично часто) сокращают так, что теряется замысел автора, а порой и вовсе меняется на противоположный, а главное — предлагаются тексты абсолютно разного уровня сложности. ФИПИ в этом направлении ещё работать и работать, но, видимо, заморачиваться никто не хочет, поэтому и всплывают то прошлогодние, на десять раз разобранные фрагменты "про журавлей" и "про шедевры", то "река Днепр" два дня подряд. Такое ощущение, что ЕГЭ нагрянул внезапно и разработчики, не успев подготовиться, "вбросили" на экзамен первое, что было под рукой.

images/slideshow/fact11.jpg

Русский язык и литература для всех

Русский язык и литература для всех

Русский язык и литература для всех

Проверочные диктанты в 9 классе

Природная грация

Диктант по теме

Художник изображает самое начало весны: ещё не бегут шумные ручьи, не слышно щебета птиц. Но тёплые лучи весеннего солнца уже начинают согревать землю – мягкий солнечный свет, разлитый в картине, вызывает ощущение наступления весны. Всё словно замерло кругом, согретое солнечным теплом: не шелохнутся деревья, отбрасывающие на снег голубоватые тени, гладкая стена дома залита золотистым светом, тихо дремлет лошадка у крыльца. Под лучами солнца снег на крышах стал подтаивать; глубокие снежные сугробы осели и потеряли свою голубизну. Картина полна бездумной ликующей радости, вызванной приходом весны.

Пейзаж безлюден. Но присутствие человека ощущается в картине: стоит в ожидании лошадь у крыльца. Приоткрыта дверь дома, на бревне у самого дома – скворечник. (126 слов.)

Подчеркнуть грамматические основы. Объяснить пунктограммы.

Волшебная сила искусства

Я пребывал в приподнятом настроении, потому что оказался приглашённым на презабавное представление. Дело было так.

В придорожное кафе, куда мы свернули перекусить, приехал артист. Он, как и мы, проезжал мимо и решил заглянуть на огонёк. В середине вечера он поднялся на эстраду и под непрерывную приглушённую музыку стал веселить публику, которой прискучила обычная вечерняя программа этого заведения.

Поначалу артист рассказал несколько пресмешных историй, искусно изображая диалоги в лицах. Юмористические предания и весёлые прибаутки так и сыпались с эстрады. Наша дорожная скука и усталость исчезли.

Я оглядел небольшой зал. Прислушиваясь и приглядываясь к публике, хохотавшей над шутками актёра, я понял, какое превращение может совершить искусство. Лица сидящих за столиками из безразличных, усталых до бесчувствия стали приветливыми, добрыми, как будто ожили. Наше временное пристанище превратилось в уютное местечко, приготовленные наскоро горячие бутерброды с кофе – в дружеское застолье, случайные посетители кафе – в милых, добрых знакомых.

Предыдущие неприятности и невзгоды, преследовавшие нас, остались позади. Мы придумывали причины, чтобы задержаться в кафе подольше, но пора было уже претворять наши планы в жизнь. (167 слов.)

Грамматическое задание

1. Выпишите из всего текста по два примера слов с приставками 3 группы (пре- при-) со всеми возможными значениями.

2. Выпишите из всего текста слова с приставками 2 группы (зависящих от последующей согласной).

3. Составьте схемы к 1 и 2 предложениям текста.

4. Выпишите по одному примеру предложений, осложнённых обособленным обстоятельством и обособленным определением.

5. Выпишите сложное предложение с союзной подчинительной и союзной сочинительной связью, подчеркните грамматические основы.

6. Выпишите сложное предложение с бессоюзной связью, подчеркните грамматические основы.

7. Замените словосочетание придорожное кафе со связью согласование словосочетанием со связью управление.

Проверочный диктант по теме

Звуки рожка

1)В это утро впервые в своей жизни я услышал поразившую меня игру на пастушьем рожке.

Поддёвка - длинная верхняя мужская одежда в талию, с мелкими сборками.

Дёготь - тёмный смолистый жидкий продукт, получаемый из дерева.

Грамматическое задание

1) Потом он стал забирать выше и жальче и вдруг заиграл что-то радостное, и мне стало весело4.

2) Указать части речи 1 предложения.

1) Замычали вдали коровы и стали понемногу подбираться, а пастух всё стоял и играл4.

2) Указать части речи 2 предложения.

Воспитание ребёнка

Продолжить самого себя в своём ребёнке – это великое счастье. Ты будешь смотреть на своего ребёнка как на единственное в мире, неповторимое чудо. Ты готов будешь отдать всё, лишь бы сыну твоему было хорошо. Но не забывай, что он должен быть прежде всего человеком. А в человеке самое главное – чувство долга перед теми, кто делает тебе добро. За добро, которое ты будешь давать ребёнку, он переживет чувство признательности, благодарности лишь тогда, когда он сам будет делать добро для тебя – отца, матери, вообще для людей старших поколений.

Помни, что детское счастье по своей природе эгоистично: добро и благо, созданное для ребёнка старшими, он воспринимает как нечто само собой разумеющееся. До тех пор пока он не почувствовал, не пережил на собственном опыте, что источник его радостей – труд и пот старших, он будет убеждён, что отец и мать существуют лишь для того, чтобы приносить ему счастье. Может получиться, что в честной трудовой семье, где родители души не чают в детях, отдавая им все силы своего сердца, дети вырастут бессердечными эгоистами.

Как же добиться, чтобы золотые крупинки, которые ты будешь дарить своему сыну, превращались в золотые россыпи для других людей? Самое главное – надо учить ребёнка понимать и чувствовать, что для каждой искорки его радостей и благ кто-то сжигает свою силу, свой ум; каждый день его безмятежного и беззаботного детства кому-то прибавляет забот и седин. Когда у вас родится ребёнок, учите его видеть, понимать, чувствовать людей – это самое сложное. (230 слов.)

Грамматическое задание

1) 1 вариант. Из 1 абзаца выпишите слово(-а), которое(-ые) образовано(-ы) приставочным способом.
2 вариант. Из 1 абзаца выпишите слово(-а), которое(-ые) образовано(-ы) сложносуффиксальным способом.

2) 1 вариант. Из 2 абзаца выпишите все притяжательные местоимения.
2 вариант. Из 3 абзаца все определительные местоимения.

3) 1 вариант. Из 1 абзаца 3 предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание.
2 вариант. Из 1 абзаца 6 предложения со связью согласование.

4) 1 вариант. Среди предложений 1 абзаца найдите сложные предложения, в состав которых входит односоставное безличное. Напишите номера этих сложных предложений.
2 вариант. Среди предложений 2 абзаца найдите сложные предложения, в состав которых входит односоставное безличное. Напишите номера этих сложных предложений.

5) 1 вариант. Среди предложений 2 абзаца найдите такое, в котором есть обособленное определение. Напишите его номер.
2 вариант. Среди предложений 2 абзаца найдите такое, в котором есть обособленное обстоятельство. Напишите его номер.

6) 1 вариант. Среди предложений 3 абзаца найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого сложного предложения.
2 вариант. Среди предложений 1 абзаца найдите сложное предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого сложного предложения.

7) 1 вариант. Среди предложений 2 абзаца найдите сложное предложение с придаточным изъяснительным. Напишите его номер.
2 вариант. Среди предложений 2 абзаца найдите сложное предложение с придаточным определительным. Напишите его номер.

8) 1 вариант. Выпишите фразеологизм из 2 абзаца.
2 вариант. Выпишите контекстуальные антонимы из 3 абзаца.

Диктант по теме

3)Но вернёмся к владыке Митрофанию. 4)О природе же упомянуто единственно для пояснения, почему в этакую ночь уснуть было бы непросто и самому обыкновенному человеку, обремененному заботами поменее, чем губернский архиерей. 5)Недаром же недоброжелатели, которые есть у каждого, не исключая и этого достойного пастыря, утверждают, что именно преосвященный, а вовсе даже не губернатор Антон Антонович фон Гаггенау, является истинным правителем нашего обширного края. (185 слов.)

Грамматическое задание

1. Укажите тропы в первом предложении, приведите примеры.

2. Выпишите имена прилагательные из 1 предложения, правописание НН в которых объясняется их образованием от имён существительных с основой на Н.

3. Укажите количество грамматических основ четвёртого и пятого предложений.

4. Среди предложений 3 абзаца найдите и укажите номер предложения с обособленным обстоятельством.

5. Составьте схему предложения 1, дайте его общую характеристику.

6. Из всего текста выпишите слова, правописание приставок в которых зависит от последующего согласного.

7. Замените в словосочетании европейские выставки связь согласование связью управление.

Проверочный диктант по теме

1)Середину пространства, ограниченного с двух сторон палисадником и деревьями сада, а с двух других пустыми стенами сараев, оставлявшими узкий проход, занимала большая мусорная куча. 2)Стоптанный лапоть, кем-то перекинутый через крышу сарая, изломанное топорище, побелевший кожаный башмак с отогнувшимся кверху каблуком и безличная масса каких-то истлевших предметов, потерявших уже всякую индивидуальность, нашли в тихом углу вечный покой после более или менее бурной жизни за его пределами. 3)На вершине мусорной кучи валялся старый-престарый кузов какого-то фантастического экипажа, каких давно уже не бывало в действительности, то есть в каретниках, на дворах и на улицах. 4)Это был какой-то призрачный обломок минувших времен, попавший сюда, быть может, ещё до постройки окружающих зданий и теперь лежавший на боку с приподнятой кверху осью, точно рука без кисти, которую калека показывает на паперти, чтобы разжалобить добрых людей.

5)На единственной половинке единственной дверки сохранились ещё остатки красок какого-то герба, и единственная рука, закованная в стальные нарамники и державшая меч, высовывалась непонятным образом из тусклого пятна, в котором чуть рисовалось подобие короны. 6)Остальное всё распалось, растрескалось, облупилось и облезло в такой степени, что уже не ставило воображению никаких прочных преград; вероятно, поэтому старый скелет легко принимал в наших глазах все формы, всю роскошь и всё великолепие настоящей золотой кареты. (200 слов.)

Нарамники – часть рыцарских лат, скреплённых с наплечниками.

Каретник – сарай для карет и других экипажей.

Грамматическое задание

1. Определите стиль и тип речи.

2. Подберите название к данному тексту.

3. Найдите сравнение, укажите его роль в тексте.

4. Подберите синонимы к вводному слову вероятно.

5. Выпишите из текста словосочетания с разными видами синтаксической связи.

6. Нарисуйте схему к 4 предложению.

7. Выпишите слова с НН в суффиксе, объясните правописание.

Проверочный диктант по теме

Горная дорога

1)Мы продолжали молча идти друг подле друга. 2)Солнце закатилось, и ночь последовала за днём без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге; но благодаря отливу снегов мы легко могли различать дорогу, которая всё ещё шла в гору, хотя уже не так круто. 3)Я велел положить чемодан свой в тележку, заменить быков лошадьми и в последний раз оглянулся на долину; но густой туман, нахлынувший волнами из ущелий, покрывал её совершенно, ни единый звук не долетал уже оттуда до нашего слуха.

4)До станции оставалось ещё с версту. 5)Кругом было тихо, так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полётом. 6)Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохранявшем последний отблеск зари. 7)На тёмном небе начинали мелькать звёзды, и мне показалось, что оно гораздо выше, чем у нас на севере. 8)По обеим сторонам дороги торчали голые, чёрные камни; кой-где из-под снега выглядывали кустарники, но ни один сухой листок не шевелился, и весело было слышать среди этого мёртвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и неровное побрякиванье русского колокольчика.

9)Гуд-гора курилась; по бокам её ползали лёгкие струйки облаков, а на вершине лежала чёрная туча, такая чёрная, что на тёмном небе она казалась пятном. (200 слов.)

Грамматическое задание

1. Определите стиль и тип речи.

2. Укажите номер(а) предложения(ий) с союзной сочинительной и бессоюзной связью.

3. Начертите схему 7 предложения.

4. Укажите графически, чем осложнены части 6 предложения.

5. Из 3 предложения выпишите по одному примеру со связью согласование, управление, примыкание, выполните их синтаксический разбор.

6. Выпишите из текста причастия, объясните, как они образованы.

7. Выпишите односоставные предложения, укажите их тип.

8. Перечислите средства художественной выразительности текста, расскажите о роли одного из них.

Проверочный диктант по теме

Княжье-Вено

1)Местечко, где мы жили, называлось Княжье-Вено. 2)Оно принадлежало одному захудалому, но гордому польскому роду и напоминало любой из мелких городов юго-западного края.

13)Речка, через которую перекинут упомянутый мост, вытекала из пруда и впадала в другой. 14)Таким образом, с севера и юга городок ограждался широкими водяными гладями и топями. 15)Пруды год от году мелели, зарастали зеленью, и высокие, густые камыши волновались, как море, на громадных болотах. 16)Посредине одного из прудов находится остров. 17)На острове — старый полуразрушенный замок. (228 слов.)

(По В.Г. Короленко.)

Калачница - торговка выпечкой.

Инвалид - с франц. отслуживший, заслуженный воин, неспособный к службе за ранами, увечьем, дряхлостью. (Словарь В. Даля.)

Грамматическое задание

2. Выпишите слово в чередующейся гласной в корне из третьего абзаца.

4. Выпишите грамматические основы предложения 3.

5. Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным приложением, запишите его номер.

Нам придется строить многие заводы, комбинаты на чистом месте, расчищать дебри сибирские. Кто будет это делать? Советские люди! Кто более подвижен? Кого манят новые дали, героические дороги? Нашу молодежь, комсомольцев
Н.С.Хрущев
Из заключительного слова на Пленуме ЦК КПСС 13 декабря
1963 года.

Сибирь называют строительной площадкой. Это не образ, не преувеличение.

Чувство, которое овладевает человеком, как только он ступает на землю сибирскую, можно назвать чувством постоянного, беспрерывного движения. Кажется, ничего не стоит на месте — все стремительно бежит вперед: и деревья, и скалы, и степь, и дома, и сопки, и реки.

Сибирь — это бег громыхающих составов, призывные гудки пароходов, водопадный шум взнузданных рек, грохот взлетающих на воздух скал, урчание вгрызающихся в породу бульдозеров, натужный рев моторов. Идет фронтальное наступление на тайгу, на степь, на болота, на мерзлоту, на реки, на недра земли.

Даже ночью инерция дневного движения продолжает свою работу: топки выбрасывают пламя, по огням вырисовываются мосты, плотины. Одни огни стоят, другие бегут. Перемигиваются костры.

И кажется, что отделяет ночь от дня только заря.

В любое время суток ждешь этой все обновляющей зари.

Гут словно наступает пауза в жизни земли, и человека врасплох захватывает красота Саянских отрогов, зеленой волны Енисея и обжигающего своим дыханием Ледовитого океана; красота засвеченных солнцем берез — как горящих спичек, запах рыбы, расплава смолы и запах первого, только что выпавшего невесомого снега.

Из зимы можно попасть сразу в лето.

И за одной далью — новые дали: расстояниям нет черты. Если уж леса — то океан. Если горы — шапку держи, когда задираешь голову, рассматривая снежные гольцы.

Здесь невольно воспринимаешь жизнь другими масштабами — масштабами сибирских расстояний.

Спокойно говорят:
— Вчера был в Чите.

А до Читы всего. 1 000 километров!

Эта тысяча километров для сибиряка все равно, что для москвича — пригород.

А люди. На вокзалах аэропортов, железнодорожных станций, на дорогах встречаются торопящиеся люди с чемоданами, похожими на сундуки, с вещмешками, чуть ли не скрывающими всего человека, с легкими спортивными сумками.

Это геологи, шоферы, монтажники, бетонщики, бульдозеристы, путейцы.

Жизнь по сути своей — сама строитель. И люди, верные закону жизни, — это прежде всего строители. А тот, кто строит жизнь, тот строит в сегодняшнем дне и завтрашний. Новый день должен быть лучше, богаче дня ушедшего.

Навстречу заре — это дорога и навстречу завтрашнему дню.

Труд строителей как бы застывает в плотины, города, магистрали, заводы, комбинаты.

И каждый из строителей испытывает преобразующее человека чувство — чувство труженика, вскопавшего землю и бросившего в нее зерна, чтобы плодами урожая жил весь народ.

Первооткрыватели Сибири и те, кто шагает по их следам, — они не только обживают Сибирь, но и открывают новые возможности ее освоения, скроенные уже по масштабам сибирских просторов.

Здесь людям, как и рекам, в берегах тесно.

. Недавно в Красноярске проходил слет молодых строителей Сибири и Дальнего Востока. В памятке делегата слета мы читаем о начале подвига:

Факты нашего времени. Только за четыре года (с 1954 по 1958) в Сибирь и на Дальний Восток выехало 300 тысяч энтузиастов, а за первые годы семилетки — 237 тысяч добровольцев.

В последние годы при активном участии молодых строителей введены в действие двенадцать турбин Братской ГЭС, четыре агрегата Назаровской ГРЭС, линия электропередачи Братск — Иркутск, электрифицированная магистраль Москва — Байкал, 800-километровая Средне-Сибирская железная дорога, 58 объектов химической, нефтеперерабатывающей, горнорудной, металлургической, бумажной промышленности и стройиндустрии.

А размах строек все шире разбегается по Сибири. Участники слета свое воззвание к молодым строителям закончили так:

Романтика. В каждом из нас живет путешественник, следопыт, каждому хочется заглянуть за черту горизонта, проложить тропу там, где нет следов.

Но не всегда еще мы улавливаем разницу между тем, чтобы просто увидеть и открыть, и между тем, чтобы, открыв, обжить. А порой обжить оказывается труднее, чем открыть. В Красноярске строитель говорит с трибуны слета:

— Мы перекрыли Енисей потому, что создали дружный коллектив, который стал сильнее Енисея.

И так могли говорить не только покорившие Енисей. Молодежь творит подвиги на всех параллелях и меридианах — от Уральских гор до Тихого океана.

Человека, легкого на подъем, в спортивном костюме, всегда можно встретить на станции читающим книгу. Этот человек не просто электрик — это тип романтика новой, преобразующейся Сибири. Он был открывателем, забирался в самую глушь, ставил первую палатку. Потом вырастал палаточный лагерь, потом поселок, потом. зажигались электрические лампочки.

И как только вспыхивали эти лампочки, его опять срывал с места ветер странствий.

Он уходил туда, где можно было забить первый колышек.
— И что тебя все носит? — спрашивали.

А он смеется. И не то шутя, не то серьезно отвечает:
— Еду туда, где нет света, чтобы зажечь первую лампочку.

Романтика странствий оказывается романтикой созидания.

По Сибири ходит легенда об одном геологе. Ему казалось, что он облазил все горы в поисках места, никому не известного. И когда ему казалось, что он наконец-то набрел на открытие, он вдруг обнаруживал след человека. След этот мог быть и засечкой, сделанной на стволе дерева кем-нибудь из дружинников Ермака. Ему стало казаться, что он слишком поздно родился. Ему нужно было свое открытие, нужна была своя первая тропа, а он вынужден идти уже по протоптанным следам.

И разозлился он тогда, и ударил кулаком по чьей-то засечке, и. вдруг забил фонтан нефти.

Конечно, это легенда. Но мысль в ней заложена сильная.

Нужно уметь и по старым следам ходить, как по новым, еще никем не проложенным.

Идите только на восход, навстречу утренней заре.

Открытия всегда сопутствуют тем, кто идет навстречу восходу.

Со строителями всегда перемещается и Утренняя Заря, начинающая новый день.

Читайте также: