Сочинение наряду с законами государственными есть законы совести

Обновлено: 03.07.2024

Как взаимосвязаны государственные законы и законы совести? Г.Филдинг в своем высказывании ставит проблему влияния моральных норм на человека.

Я считаю данную проблему актуальной на сегодняшний день. Нельзя не согласиться с автором данного высказывания в том, что законы действительно делают многое, по возможности пытаясь максимально ограничить человека от плохих поступков, недостойных и лихих дел, но наравне с ними также существует и моральные нормы в которые входят религиозные, этнические ценности и человеческая совесть. По-моему мнению, не все преступления и правонарушения прописаны законом, но существуют моральные принципы, которые могут регулировать поведение обществе, тем самым восполняя упущения в законодательстве. Для более подробного рассмотрения проблемы обратимся к терминам.

Государственные законы- в узком смысле нормативный правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения. В большинстве современных государств закон является главным источником права. нормы морали, то есть такие правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле, их нарушение встречает осуждение в обществе. Так нормы морали выполняют оценочную, воспитательную, контролирующую, интегрирующую и воспитательную функции. Совесть — это внутренний регулятор поведения человека, чувство ответственности за свои поступки перед окружающими. Для того, чтобы понять значимость совести в обществе, нужно знать, какие функции она выполняет. Итак, функции совести заключаются в:

— Контролировании поведения индивида;
— Анализе поступков индивида;
— Правильном выборе мотивов и целей;

В общественной жизни встречается множество ситуаций, когда человек противоречит своей совести или наоборот — вынужден ей подчиниться. Так, не секрет, что во многих демократических и других государствах по закону разрешены аборты. Здесь можно уловить прямой разрыв между законом и совестью. Закон разрешает то, что совесть обязана запрещать. В этом и состоит восполнение упущений законодательства совестью.

В противовес можно привести пример, когда закон запрещал определенное действие, а совесть и мораль наоборот — поощряли. Дуэль Пушкина с Дантесом ярко иллюстрирует нам это положение. В ХIХ веке дуэли были запрещены по закону. Этот запрет ввел ещё Петр I в ХVIII веке. В случае ослушания вводились необходимые санкции, например, ссылка или смертная казнь. Однако нравственная сторона и совесть Пушкина, которые заботились о чести его жены одержали верх над законом, и дуэль состоялась.

В заключении я прихожу к выводу, что Г. Филдинг абсолютно прав в своем суждении, законы совести способны покрывать недостатки государственных законов, упущения в законодательстве.

В данной цитате автор выражает идею, что мораль играет важную роль в жизни общества. Ведь именно мораль регулирует нормы поведения человека зачастую там, где малоэффективны или не работают правовые нормы.

На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании проявление нравственных ценностей в обществе.

Данная идея актуальна, потому что моральные представления не дают породиться явлениям безнравственности и мракобесия. Моральные представления бывают следующие:

Также стоит сказать о том, что и мораль и право относятся к социальным нормам, то есть правилам поведения, распространяющимся на всё общество. Кроме моральных и правовых норм также существуют и другие. Например, религиозные нормы, корпоративные нормы (то есть правила поведения работников в компании). Но стоит помнить о двух самых универсальных социальных нормах, распространяющимися на всё общество: моральные и правовые. Именно они позволяют эффективно осуществлять социальный контроль, поощрять или наказывать, в зависимости от конкретной ситуации. Это общее между моральными и правовыми нормами, но в чём же различие? Правовые нормы формально закреплены в письменном варианте, устанавливаются государством, являются общеобязательными для всех, в случае неисполнения возникает юридическая ответственность для нарушителя. В то время как моральные нормы обеспечиваются силой общественного мнения, не являются общеобязательными, так как исполняются в силу внутренних побуждений и привычки. За нарушение следует только лишь общественное порицание. Но надо сказать, несмотря на сильные различия, моральные нормы часто дополняют правовые нормы, где они малоэффективно работают. Таким образом, мораль - это совокупность принятых в обществе представлений о добре и зле, а также нормы поведения и этики, дополняющие правовые нормы.

В качестве аргумента можно привести фильм Питера Фарелли 2018 года "Зеленая книга", сюжет которого разворачивается в 60-е годы XX века, во времена угнетении афроамериканского народа. Главной фигурой фильма является реально существовавший известный афроамериканский пианист Дон Ширли, который отправляется в концертный тур по южным штатам США, где традиционно плохо относились к афроамериканцам. Однако, в ходе поездки, между водителем итальянского происхождения и пианистом начинается словесная перепалка, в ходе которого Дон Ширли в нервном состоянии говорит, что он является изгоем, как среди людей своего происхождения, так и противоположного. Ведь действия, направленные на противоположную расу, компенсируют плохое влияние на пианиста со стороны его расы, однако и противоположная раса считает его чужим, тем самым интерпретируя то, что он является абсолютно чужим во всех аспектах жизни, но именно он желает привести хорошую музыкальную культуру в нормальное положение, давая даже бесплатные концерты. Герой живёт не ради себя, а ради народа, - чтобы его народ не выглядел угнетенным на фоне другого. Это и есть высшая моральная ценность. Недостаточно просто правовых норм, для реального национального согласия между белым и чернокожим населением должно произойти реальное перемирие, переходящее в полноценный мир после всех событий, особенно когда долгое время собратья Ширли находились в рабской зависимости, а потом в неравных правах с белым населением. Поистине, моральные нормы дорабатывают там, где слабы только законы (правовые нормы). Такие люди как пианист Ширли много сделали для национального примирения между разными расами.

Также, данная ситуация подтверждается жизненной ситуацией. Однажды, в морозное февральское утро, во время хождения на учёбу, я заметил следующую картину: голодный и замерзший бездомный мужчина пожилых лет выручал истощившую от голода дворняжку, отдавая ей последние запасы своей еды. Данный поступок в очередной раз доказывает, что мир не одинок и в нём существуют люди, которые ставят моральные нормы и ценности на ведущий план. Конечно, с точки зрения правовых норм, никто не обязан кормить бездомную собачку, но существование общечеловеческой морали позволяет состраданию к живому существу возобладать и сделать доброе дело. И благодаря этому, мир становится лучше. Ведь законы не существуют для того, чтобы превратить жизнь в рай, они существуют для того, чтобы жизнь окончательно не превратилась в ад. Поэтому одних законов, формально закрепленных, недостаточно для гармоничного развития общества. Законы человечности, то есть моральные нормы, возбуждают совесть. Поэтому человек помогает другому человеку, живому существу и вносит прекрасное в наш несовершенный мир.

Таким образом, приведенные обществоведческие положения, примеры, подтверждают важность и значимость моральных норм, которые являются таким же универсальным регулятором, как и правовые нормы. Но моральные нормы помогают правовым нормам реально работать. Без гуманизма, человечности, патриотизма, доброты правовые нормы будут нивелированы.

Г. Филдинг утверждал: "Наряду с законами государственными есть ещё законы совести, восполняющие упущения законодательства".

В данном утверждении поднимается проблема значения совести не только для отдельно взятого человека, но и для всего общества. Совесть в высказывании ставится наряду с законодательством и даже в какой-то мере превосходит его, что говорит об огромной её роли в жизни общества. Данная проблема всегда была актуальной и ей останется, так как совесть не может потерять своей важности.

По мнению Г. Филдинга "законы совести восполняют упущения законодательства". Если подумать, то это и правда так, учитывая то, что законодательство контролирует многие аспекты социальной, экономической, политической и духовной сфер общества, однако не всегда может прогнозировать и остановить те или иные действия индивидов. Совесть же зачастую может выступать куда большим гарантом контроля над человеком, так как действует на него изнутри и напрямую.

Я полностью согласна с мнением автора высказывания. Законодательство обширно действует на общество в целом, в то время как совесть является качественным контролером действий отдельных людей, в этом и состоит её функция восполнения упущений законодательства. Власть не может следить за каждым гражданином в отдельности, в этом заключается один из главных её недостатков.

Разберемся, что такое совесть. Совесть - это внутренний регулятор поведения человека, чувство ответственности за свои поступки перед окружающими. Для того, чтобы понять значимость совести в обществе, нужно знать, какие функции она выполняет. Итак, функции совести заключаются в:

В общественной жизни встречается множество ситуаций, когда человек противоречит своей совести или наоборот - вынужден ей подчиниться. Так, не секрет, что во многих демократических и других государствах по закону разрешены обороты. Здесь можно уловить прямой разрыв между законом и совестью. Закон разрешает то, что совесть обязана запрещать. В этом и состоит восполнение упущений законодательства совестью.

В противовес можно привести пример, когда закон запрещал определенное действие, а совесть и мораль наоборот - поощряли. Дуэль Пушкина с Дантесом ярко иллюстрирует нам это положение. В ХIХ веке дуэли были запрещены по закону. Этот запрет ввел ещё Петр I в ХVIII веке. В случае ослушания вводились необходимые санкции, например, ссылка или смертная казнь. Однако нравственная сторона и совесть Пушкина, которые заботились о чести его жены одержали верх над законом, и дуэль состоялась.

Таким образом, Г. Филдин абсолютно прав в своем суждении: зачастую законы совести восполняют упущения законодательства, однако также часто бывает, что происходит наоборот.

"Наряду с законами государственными есть ещё законы совести, восполняющие упущения законодательства" (Г. Филдинг)


Смысл данного высказывания состоит в том, что правовые нормы регулируют лишь часть общественной жизни, в то время как другая часть регулируется нормами морали. Я абсолютно согласен с автором, так как правовые нормы закрепляются в законах издаваемыми государством, частично описывающих границы и наказания за нарушения закона. Но разве может такая сложная, динамическая, постоянно развивающаяся система как общество целиком и полностью регулироваться лишь законами, написанными на бумаге? Наверное нет. И поэтому в обществе очень прочно закрепились моральные норма. Это устные правила, которые в основном несут оценочную нагрузку(хорошо-плохо, справедливо-несправедливо).Соблюдение данных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, а нарушение встречается общественными осуждениями. Обычно, люди руководствуются народной мудростью, золотым правилом морали: "Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе".

В качестве одного из примеров можем рассмотреть произведение Дезмонда и Фрэнсис Досс "По соображениям совести", основанное полностью на реальных событиях. Главный герой Дезмонд Досс добровольцем пошел на войну, хотя государство оставляло за ним право не принимать участие в военных действиях. Но кто будет отсиживаться дома, когда родина в опасности? На мой взгляд, только люди с низкой социальной ответственностью

В качестве второго примера можно рассмотреть обычную, житейскую ситуацию. Когда в набитом автобусе, пожилым людям уступают место. Данный пример очень наглядно иллюстрирует авторитет коллективного сознания. Ведь ты оплатил билет и имеешь законное право сидеть на своем месте до конца маршрута, но важно понимать, что справедливо - это не всегда законно.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что социальная ответственность дополняет правовую. И лишь их единство способно грамотно и в полной мере регулировать общественные отношения и взаимодействия.

"Наряду с законами государственными есть ещё законы совести, восполняющие упущения законодательства" (Г. Филдинг)


Чтобы общество могло развиваться, ему необходима стабильность. А что же обеспечивает стабильность? Это задача социальных норм. Однако социальные нормы бывают разные, и автор поднимают проблему значения конкретно двух видов: право и мораль. По его словам, преимуществом морали перед правом заключается в том, что оно охватывает общественные отношения, которые значительно шире тех, что регулируются правом. Я полностью с ним согласен. Вопрос актуален при демократическом режиме, так как в таком случае государство не вмешивается в частную жизнь людей, тем самым сохраняя совокупность отношений, неподконтрольных ему. Именно эти отношения регулирует мораль.

Прежде всего, что же такое социальные нормы? Это образцы поведения, принятые в обществе, обеспечивающие стабильность общества и регулирующие отношения между людьми, социальными группами, социальными институтами и государством. Существует несколько видов социальных норм: обычаи, традиции, религиозные, политические, корпоративные, эстетические нормы, правила этикета, мода и, наконец, правовые нормы и нормы морали, вопрос о значения которых затрагивает Г. Филдинг.

Чтобы полностью раскрыть смысл высказывания, надо выяснить, что из себя представляют эти два вида норм, в чем их отличия и сходства. Правовые нормы - образцы поведения, закрепленные в нормативных правовых актах государства и обеспеченные силой государственного принуждения, задача которых регулировать общественные отношения. В свою очередь, нормы морали - правило поведения, выражающие представления человека о добре и зле, справедливости и несправедливости.

Г. Филдинг был прав. Законы совести играют очень важную роль в структуре социальных норм. Можно даже выделить такую функцию, как компенсаторная, значение которой заключается в регулировании важных сторон общественных отношений, не являющихся предметом охраны со стороны государства.

"Наряду с законами государственными есть еще законы совести, восполняющие упущения законодательства" (Г. Филдинг)

В данном высказывании автор Генри Филдинг рассматривает идею, что мораль играет важную роль в жизни общества. Автор утверждает, что нравственность и мораль дополняют законы государства. То есть в некоторых областях общественных отношений, где правовые нормы не являются эффективными в силу ряд причин, моральные нормы дополняют правовые нормы. Я полностью согласна, автор совершенно четко отразил в своем высказывании проявление нравственных ценностей в обществе.

Из курса обществознания мне известно, что мораль - форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. Наличие морали свидетельствует о признание обществом интересы отдельного человека, жизнь, гарантированные только в том случае, если обеспечено устойчивое единство и порядок общества в целом. Немаловажен будет являться термин нравственности. Нравственность — это моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе. Так же у каждого человека, есть Совесть — психический процесс, вызывающий эмоции и рациональные ассоциации, основанные на моральной философии или системе ценностей личности. Но стоит помнить о двух самых универсальных социальных нормах, распространяющимися на всё общество: моральные и правовые. Именно они позволяют эффективно осуществлять социальный контроль, поощрять или наказывать, в зависимости от конкретной ситуации. Это общее между моральными и правовыми нормами, но в чём же различие? Правовые нормы формально закреплены в письменном варианте, устанавливаются государством, являются общеобязательными для всех, в случае неисполнения возникает юридическая ответственность для нарушителя. В то время как моральные нормы обеспечиваются силой общественного мнения, не являются общеобязательными, так как исполняются в силу внутренних побуждений и привычки. За нарушение следует только лишь общественное порицание. Но надо сказать, несмотря на сильные различия, моральные нормы часто дополняют правовые нормы, где они малоэффективно работают. Таким образом, мораль - это совокупность принятых в обществе представлений о добре и зле, а также нормы поведения и этики, дополняющие правовые нормы.

В качестве аргумента можно взять пример из СМИ. В новостях рассказывается о жизни ветеранов и пожилых людей, не способных трудиться и обеспечивать себе нормальное существование, которые вынуждены оплачивать коммунальные услуги, покупать необходимые продукты, получая очень маленькую пенсию. Несмотря на это, постоянно находятся добровольцы, создающие волонтёрские организации, которые оказывают материальную или физическую помощь, т.к. они осознают свой долг по отношению к людям, пожилым и беспомощным, которые прошли годы Великой Отечественной войны, защищая нашу Родину. Такие поступки продиктованы совестью людей, но недостаточно подкреплены законодательно.

Таким образом, приведенные обществоведческие положения, примеры, подтверждают важность и значимость моральных норм, которые являются таким же универсальным регулятором, как и правовые нормы. Но моральные нормы помогают правовым нормам реально работать.


Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 80 готовых эссе по обществознанию для подготовки к ЕГЭ (2021/22 учебный год) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

В своем высказывании Г. Филдинг обращается к проблеме невозможности отразить в законодательстве всего многообразия норм, существующих в обществе. Автор указывает, что существование норм морали позволяет регулировать общественные отношения в тех случаях, когда это трудно или невозможно сделать при помощи норм права.

Нормы морали — это представления о добре и зле, существующие в обществе. Мораль отличается у разных людей: нормы морали формируются под влиянием опыта человека, в процессе его социализации. В ходе жизни представления людей относительно моральных норм могут меняться. Все это обеспечивает человеку возможность должным образом реагировать на события, происходящие в его жизни.

В качестве примера из курса истории я хочу привести поведение монархов. Не существует норм, описывающих поведение монарха во всех ситуациях. Император Николай II отправился на бал в день давки на Ходынском поле. Законы не запрещают подобные действия, однако они осуждаются с позиции морали. Думается, что нормы морали в данном случае действительно регулируют то, что не находится вне рамок законов.

Нормы морали регулируют те отношения, которые по определенным причинам сложно регулировать правовыми нормами. Нормы права представляют собой зафиксированные, установленные государством нормы. К числу отраслей права относится семейное право, регулирующее отношения между супругами и другими членами семьи. Имущественные отношения между ними большей частью регулируются правовыми нормами, однако личные отношения во многом регулируются нормами морали. Причина состоит в том, что достаточно сложно закрепить в законе критерии любви или, скажем, заботы членов семьи. В данном случае супруги должны руководствоваться собственной совестью.

Подводя итог рассуждениям, хотелось бы отметить, что социальные нормы дополняют друг друга, обеспечивая регулирование общественных отношений.

Читайте также: