Сочинение над кем смеетесь над собой смеетесь ревизор

Обновлено: 28.04.2024

Держава выделяла средства, работы должны были проводиться за счет полученных платежей в качестве налогов, из казны. Практически всегда деньги забирал городничий, другие высокопоставленные лица. К этой проблеме старается привлечь внимание писатель, высмеивая управленцев.

Автор: Александра Ватаг

К службе Городничий относится формально. Она для него — средство унижать подчиненных, получать незаслуженную мзду. Но ведь людям власть дана от Бога не для того, чтобы они занимались, чем хотели. Опасность! Лишь опасность заставляет Городничего вспомнить то, что он уже забыл. То, что он на самом деле лишь подневольный чиновник, который должен служить народу, а не своим прихотям. Но разве думает Городничий о покаянии, разве приносит, пускай даже в сердце, искреннее сожаление о содеянном? Воропаев отмечает, что Гоголь хотел показать нам Городничего, который попал как бы в замкнутый круг своей греховности: в его покаянных размышлениях незаметно для него возникают ростки новых грехов (купцы заплатят за свечу, а не он).

Гоголь изобразил Хлестакова неким глупцом, который сначала говорит, а потом начинает думать. С Хлестаковым происходят очень странные вещи. Когда он начинает говорить правду, то ему вовсе не верят или вообще его стараются не слушать. Но когда он начинает лгать в лицо всем, то к нему проявляют очень большой интерес. Воропаев сравнивает Хлестакова с образом беса, мелкого плута. Мелкий чиновник Хлестаков, случайно став большим начальником и получив незаслуженный почет, превозносится над всеми и всех осуждает в письме к своему другу.

Гоголь раскрыл такое количество низких качеств человека не для того, чтобы придать своей комедии более потешный вид, а для того, чтобы люди могли разглядеть их в себе. И не просто разглядеть, а задуматься над своей жизнью, своей душой.

Регулярность проявления порочных действий

Н. В. Гоголь, рисуя мир чиновников, который погряз в различных пороках и грехах, говорит о том, что поступки героев, олицетворяющие современную ему эпоху, всегда отличаются ничтожеством и пустотой. Сквозник-Дмухановский, Ляпкин-Тяпкин, Земляника, Хлопов, Шпекин и все их подчиненные показывают свою порочность не только тогда, когда в их городе появляется ревизор. Низкими поступками характеризуется вся их служба и вся их жизнь.

Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале. Он посмотрел на себя, отошел, и тотчас забыл, каков он. Иак. 1, 22–24.

У меня болит сердце, когда я вижу, как заблуждаются люди. Толкуют о добродетели, о Боге, а между тем не делают ничего. Из письма Гоголя к матери. 1833.

На протяжении работы над пьесой Гоголь беспощадно изго­нял из нее все элементы внешнего комизма. Смех Гоголя — это контраст между тем, что говорит герой и как он это говорит. Вот в первом действии Бобчинский и Добчинский спорят, кому из них начать рассказывать новость. Эта комическая сцена не должна только смешить. Для геро­ев очень важно, кто именно расскажет. Вся их жизнь заключается в распространении всевозможных сплетен и слу­хов. И вдруг двоим досталась одна и та же новость. Это трагедия. Они из-за дела спорят. Бобчинскому все надо рассказать, ни­чего не упустить. Иначе Добчинский будет дополнять.

Исторический Вестник. 1883. № 9. С. 736 (запись П. П. Каратыгина со слов своего отца, актера П. А. Каратыгина). См. также: Вольф А. Хроника Петербургских театров. СПб., 1877. Т. 1. С. 50.

[iii] Эта пословица имеет в виду евангельский эпизод, когда Господь позволил бесам, покинувшим гадаринского бесноватого, войти в стадо свиней. (См.: Мк. 5, 1–13).

[v] Переписка Н.В.Гоголя: В 2 т. М., 1988. Т. 1. С. 469.

Приведем примеры цитат, которые до сегодняшнего дня используются в народе. Они характеризуют персонажей, общее положение вещей:

  • Что ни говори, но страшен тот ревизор, который ждет нас у дверей гроба.
  • Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет.
  • Те, которые хотят очистить и убелить лице свое, обыкновенно смотрятся в зеркало.
  • Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь.
  • Я люблю поесть. Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия.
  • На зеркало неча пенять, коли рожа крива.

Вариант 2

Гоголь смеётся, как и Пушкин, который подарил ему идею этого произведения, над расчетливостью, трусостью и глупостью. Я так считаю!

Расчетливость в том, что все отношения построены не на хороших чувствах, на желании сделать работу, а на личном интересе! Каждый действует в своих интересах… Тут нет настоящей дружбы, любви, даже симпатии, одно притворство! Все становятся крестными, женятся из желания добиться должности, денег… То есть они ставят всё внешнее выше человеческих чувств. И тут простые схемы: я ему помогу тут, тогда он мне должен помочь там.

Я тоже смеюсь вместе с Николаем Васильевичем! Очень хорошее произведение в школьной программе.

Другие сочинения: ← Миражная интрига в комедии Ревизор↑ ГогольХарактеристика городничего и Хлестакова из Ревизора →

Вариант №2

В произведении изображен необычный для того периода российский провинциальный город. Также нетипичны были законы и порядки, которые устанавливались представителями местной власти.

Призвание чиновников в идеале сводится к тому, чтобы всеми силами развивать и улучшать город, облегчать жизнь простых граждан. На практике же выходит так, что чиновники обустраивают только собственную жизнь, заботясь о своих личных интересах. В этом деле они преуспевают как нельзя лучше, абсолютно забывая о своих обязанностях и призвании.

Во главе городского управления находится городничий А.А. Сквозник-Дмухановский. Он наделил себя поистине безграничными правами, которые позволяли ему делать все, что заблагорассудится: заниматься взяточничеством, казнокрадством и самодурством.

Бесправие и бесчинство в городе цветет пышным цветом. Именно поэтому городничий так страшно боится приезда ревизора.

Поведение и поступки других чиновников также вписываются в сложившуюся схему. Таким образом, в произведении представлена яркая и всеобъемлющая картина чиновничества, которое напрочь игнорирует свои обязанности и не несет при этом никакой ответственности за отказ от служения Родине и царю.

Лицемерие

Каждый чиновник ведет себя как настоящий лицемер. С простым народом герои общаются презрительно, даже к помещикам у них пренебрежительное отношение.

Земляника совершенно незаинтересован в том, как живут люди. По его мнению, если человеку суждено выздороветь, он выздоровеет, а если суждено умереть – он умрет.

Шпекин читает чужие письма, совершенно не задумываясь о том, что в них содержится личная информация.

Чиновники считают, что им все дозволено, однако перед людьми, стоящими выше, они лебезят и стараются всячески им угодить. Приезд Хлестакова, которого посчитали за ревизора, раскрывает этот порок с огромной силой. Чиновники стараются сделать так, что герой, от которого зависит их дальнейшее положение, не заметил всех недочетов их службы. Для этого они угождают ему и дают взятки.

Взяточничество

Н. В. Гоголь посвящает проблеме взяточничества большое внимание. Наибольший пик проявления этого порока наблюдается в сцене посещения Хлестакова. Чиновники привыкли за все свои проступки платить деньгами. Как они считают, легче дать взятку, чем вести свои служебные дела по-честному.

Обращение Гоголя к театру было вполне закономерным. Его интерес к театральному искусству проявился еще в Нежине. Одно время он даже предполагал стать профессиональным актером.

По глубокому убеждению Гоголя, театр – “это такая кафедра, с которой можно много людям сказать добра”. Только национально самобытная драматургия, правдиво отражающая живую современность, могла, по мысли Гоголя, возродить русский театр: “Русских характеров, нас самих дайте нам, наших глупцов, наших чудаков, на сцену их, на смех всем”. С самого начала Гоголь

стремился создать общественную комедию, которая обличала бы не отдельных лиц, а выступала “против целого множества злоупотреблений, против уклонения всего общества от прямой дороги”.

В начале 30-х годов Гоголь начинает работать над первой своей комедией “Владимир 3-й степени”, которая не была закончена. Судя по сохранившимся сценам, она была тесно связана с циклом петербургских повестей. Гоголь предполагал разоблачить мир карьеристов, бессовестных подлецов и взяточников, мелкое чиновничье честолюбие, лакейскую угодливость.

По словам самого автора, он не довел до конца работу над комедией,

“Ревизор”. Первая законченная комедия Гоголя была поставлена на сцене впервые в 1836 г. и тогда же вышла отдельным изданием. Гоголь создал гениальное произведение, исполненное негодующей и беспощадной сатиры по отношению ко всем устоям самодержавно-крепостнической России.

Смысл комедии вовсе не сводится лишь к разоблачению чиновничества. Сатирическое ее значение определяется широтой социального обобщения. В “Авторской исповеди” Гоголь писал о своем замысле: “Если смеяться, так уж лучше смеяться сильно и над тем, что действительно достойно осмеяния всеобщего.

В “Ревизоре” я решился собрать в одну кучу все дурное в России… и за одним разом посмеяться надо всем”.

Шесть чиновников, представляющих различные “министерства” (суд, просвещение, почта, здравоохранение и т. д.), а также помещики Бобчинский и Добчинский в общей сложности давали ясное представление о сущности николаевской России. Захолустный провинциальный город воспринимался как маленький осколок большого зеркала, в котором отчетливо было видно все громадное здание царства бюрократии, несправедливости, угнетения.

В конце концов и сам Хлестаков почувствовал себя значительным лицом. Гоголь показывает, как сама среда превращает “фитюльку, тряпку”, коллежского регистратора (14-й чин – самый младший) в сановника и взяточника. Четвертое действие, тщательно проанализированное в книге Г. А. Гуковского “Реализм Гоголя”, дает ясное и наглядное представление о самом механизме влияния среды на человека.

Драматург показывает, как постепенно меняется Хлестаков, как он становится от сцены к сцене все наглее, все высокомернее, как он сам уже начинает вымогать деньги.

Гоголь решительно осудил и строй, породивший его героев, и самих этих героев. Коллективный образ чиновников, созданный в “Ревизоре”, строится по принципу комического несоответствия их претензий на административную опытность (городничий), собственную неотразимость (его жена), даже на некоторое вольнодумство (судья) и полнейшего их внутреннего ничтожества.

Многие исследователи обращали внимание на “кольцеобразное” построение “Ревизора”. Финал комедии возвращает нас к началу: снова приехал Ревизор, только на этот раз настоящий. Г. А. Гуковский полагал, что такая композиция помогала Гоголю разоблачить всю систему бюрократической власти, ибо приехавший ревизор будет делать то же, что и Хлестаков, и все повторится с самого начала: подобострастие чиновников, взятки и т. д. Не случайно же городничему в самом начале приснился вещий сон: две (именно две!) крысы пришли, понюхали и пошли прочь.

Г. П. Макогоненко, напротив, считает, что финал объясняется утопическими надеждами Гоголя на царское вмешательство. В таком случае возникает противоречие между содержанием комедии и ее концовкой. По мнению ученого, финальная сцена раскрывает трагизм просветительской веры писателя в справедливого монарха.

Вопрос этот окончательно еще не решен.

Разнообразные толки, вызванные постановкой “Ревизора” на сцене, всевозможные обвинения потрясли драматурга. Дело даже не в том, что он был огорчен нападками консервативной части публики и реакционной критики. Герцен писал об отчаянии Гоголя, видевшего, что он “вызвал лишь августейшее веселье да самодовольный смех чиновников, совершенно подобных тем, которых он изобразил. Между тем автор “Ревизора” горячо надеялся, что комедии суждено сыграть громадную роль в развитии общественного самосознания, в искоренении вопиющих несправедливостей русской действительности.

Он стремился оказать прямое и непосредственное воздействие на жизнь, а столкнулся с оскорбительным равнодушием и непониманием его замысла. Вот почему он неоднократно возвращался к своей комедии, объясняя цели и задачи, которые ставил перед собой. Спустя несколько лет Гоголь создал вторую редакцию пьесы.

Переделывая комедию, драматург усилил ее обобщающий и обличительный смысл. Появился эпиграф, являющийся ответом на многочисленные нападки критики: “На зеркало неча пенять, коли рожа крива. Народная пословица”. Гоголь специально подчеркивал, что это народное мнение, народная мудрость, определяющая основной пафос его произведения, настраивающая читателей и зрителей на определенный уровень восприятия.

Во второй редакции Городничий прямо в зрительный зал бросал знаменитую фразу: “Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!” Хорошо известно, что среди смеявшихся и добродушно аплодирующих на премьере 1836 г. был и сам император Николай I.

Под влиянием разноречивых мнений о “Ревизоре” Гоголь вскоре после первой постановки комедии начинает работать над критической статьей, написаннойв форме пьесы: “Театральный разъезд после представления новой комедии”. В ней писатель стремится свести воедино самые различные отзывы о “Ревизоре” и дать свое истолкование как самой комедии, так и тем вопросам, которые были подняты в связи с ее постановкой на сцене – о назначении драматурга-сатирика, о роли театра в современном обществе. Очень важен заключительный монолог автора, где переданы суждения самого Гоголя о форме выражения положительных идеалов в комедии: “честное, благородное лицо” в его пьесе был “смех”.

Сочинение: Роль смеха в комедии Н. В. Гоголя

Комедия "Ревизор", написанная Н. В. Гоголем, несом­ненно, принадлежит не только к классике мировой драма­тургии, но и к произведениям, которые с первого мгнове­ния захватывают читателя и не отпускают его внимания до последней страницы. Сюжет комедии был подсказан Гоголю А. С. Пушкиным, высоко ценившим литератур­ный талант молодого писателя с его "способностью угады­вать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего, как живого".


Комедия, созданная Гоголем, не так проста, как может показаться на первый взгляд. Ее цель — не только раз­влечь читателя остроумной шуткой, которую судьба сыг­рала с чиновниками города N, но и заставить читателя задуматься о себе, о своем окружении.
[sms]

В бессмертном произведении Гоголя, на самом деле, очень мало придуманного. На примере маленького уездно­го городка в комедии Гоголю удалось показать то, что было характерно для всей огромной России того времени: чино-угодничество, взяточничество, карьеризм, казнокрадство, произвол чиновников. Таким образом, ситуация, описан­ная в комедии, могла возникнуть практически в любом городе.

Целую галерею русских типов вывел на сцену Гоголь в своей комедии. Бесконечно забавным кажется иногда по­ведение чиновников, чьи образы Гоголь создавал с изряд­ной долей иронии. Невозможно забыть изворотливого ка­рьериста городничего, никогда не пропускающего своей выгоды и привыкшего хватать все, что плывет ему в руки. С большим юмором описан "вольнодумец" — судья Ляпкин-Тяпкин, уверенный в своей непогрешимости из-за того, что берет взятки борзыми щенками. Горькую улыбку вызываетобраз попечителя богоугодных заведений Земляники, в больнице которого люди не только недоедают и ходят грязные, но и "мрут, как мухи" из-за недостатка лекарств.

А вот на сцене сам Хлестаков! Лентяй и бездельник, безудержный хвастун и врунишка — ну как к такому относиться серьезно! Однако же чиновники города принимают его как "государственного служащего". Чем не ревизор: смотрит свысока, говорит красиво, взятки берет, рассказывает небывалое. Знаменитый и уважаемый человек этот Хлестаков!

"Чему смеетесь? над собой смеетесь. " — говорит город­ничий залу по воле автора.

Гоголь достиг своей цели "собрать в одну кучу все дур­ное в России. и за одним разом посмеяться над всем". Но писатель смеется не один — он смеется с нами, и в этом сила комедии.

После прочтения "Ревизора", я никогда уже не забуду смысл слов великого Гоголя: "О, смех великое дело! Ниче­го более не боится человек так, как смеха. Он не отнимает ни жизни, ни имения у виновного; но он ему силы связывает, и, боясь смеха, человек удерживается от того, от чего бы не удержала его никакая сила. " [/sms]


В "Ревизоре" Гоголь наделил каждого из персонажей, определенным индивидуальным недостатком, которые проявляются в форме общечеловеческого порока.

Начиная с городничего, Антона Антоновича Сквозник-Духановског­о, который возомнил, что имеет право творить все что пожелается – чинить расправу, воровать казённые деньги, брать взятки и до самого последнего мелкого чиновника, которые использовали свои должности в целях личного обогащения – это по сути является изображение действительного положения дел в государственном устройстве царской России того времени.

Все чиновники, узнав о приезде ревизора, начинают действовать. Они рассказывают о чужих проступках и дают взятки, а также пытаются угодить Хлестакову. Городничий при первой встречи с мнимым ревизором трясся от ужаса и страха, что раскроется его воровство, поэтому, слушая фантазерство Хлестакова, подыгрывает ему.

Таким образом, автор смеется над поведением служащих, над их раболепием к значительному лицу, но также не забывает о бедственном положении дел в городе, к которому привело такое отношение властей.


Пример сочинения 2

Комедия Николая Васильевича Гоголя "Ревизор" вышла в свет в 1836 году. Это был совершенно новый тип драмы: необычная завязка сюжета, которая состоит всего из одной фразы "К нам едет ревизор", и не менее неожиданная развязка.
Сам писатель в "Авторской исповеди" признавался, что с помощью этого произведения хотел собрать все дурное, что есть в России, всю несправедливость, с который мы сталкиваемся каждый день, и посмеяться над этим.

Гоголь старался охватить все сферы общественной жизни и управления:

Молодежь.
Хлестаков – представитель нового поколения, прожигающего жизнь на играх, сплетнях и лжи. Они не хотят трудиться, им безразличен собственный рост и развитие. Они тщеславны, пусты и неинтересны. Хлестаковы хотят только развлекаться за чужой счет. Они вытягивают из родителей средства и надеются, что им хватит их на всю жизнь.

Гоголь объясняет будущим актерам, что играть нужно обычных людей, не понимающих, что в их действиях есть что-то неправильное. Все персонажи уверены, что ревизор их примет, поймет и поддержит.

Хлестаков, главный герой, вокруг которого все вращается, на самом деле не является ревизором. Вся пьеса построена на обмане: Хлестаков обманывает не только жителей городка, но и самого себя, а зритель, посвященный автором в эту тайну, смеется над поведением действующих лиц, наблюдая за ними со стороны.

Драматург выстроил пьесу по "принципу четвертой стены": это такая ситуация, когда между персонажами художественного произведения и реальными зрителями находится воображаемая "стена", то есть герой пьесы не знает о вымышленной природе своего мира и ведет себя соответственно, живя по правилам, которые выдумал автор. Гоголь намеренно разрушает эту стену, заставляя Городничего установить контакт с залом и произнести знаменитую фразу, ставшую крылатой: "Над чем смеетесь? Над собою смеетесь. "

Вот и ответ на вопрос: зрители, смеясь над нелепыми действиями жителей уездного города, смеются и над собой, потому что узнают в каждом персонаже себя, своего соседа, начальника, друга. Поэтому Гоголю удалось блестяще выполнить сразу две задачи: рассмешить людей и одновременно заставить их задуматься над своим поведением.


Пример сочинения 3

Гоголь показывает, что чиновники – жертвы той страшной социальной системы, которая сложилась в России. Сами того не замечая, они теряют не только свою профессиональную квалификацию, но и человеческий облик – и превращаются в монстров, рабов коррупционной системы.

Автор смеется над многими пороками людей, но в этой комедии его мишенью стало чинопочитание и бюрократия. Писатель смеется над тем, как градоначальник старается выслужиться перед Хлестаковым, который на самом деле никакой не ревизор, а простой самозванец. Городничему даже на ум не пришло убедиться в том, что Хлестаков занимает какую-то должность. В приступе паники он просто начинает выстилаться перед мнимым чиновником. Люди, управляющие на местах, всегда страшились своего начальства. Автор очень четко указал на это. Градоуправленцы заботятся только о личной выгоде. Никогда их не интересовало благополучие простых работяг. Даже между собой они не особо ладили. Каждый занимался сокрытием своих грехов. Если этого требовала ситуация, то каждый из-них, не задумываясь, мог предать или оболгать другого для сохранения своего места. Автор четко указал и на эту особенность богатых чиновников.

С другой стороны писатель высмеивает и Хлестакова. Он смеется над пустотой его души и желанием казаться важной персоной. Обманщик приписывает себе чужую славу, называя чужие книги своими. Он делает акцент на своей внешности и содержит в порядке свой костюм и прическу. Несмотря на то, что все деньги проиграны в карты, он хочет, чтобы все считали его состоятельным господином. Смешна и наивность людей, которые безоговорочно верят той лжи, что потоком льется из Хлестакова. Ему удалось очаровать всех жителей города. Никому даже в голову не пришло, что это самозванец и лгун. Таким образом, писатель высмеивает неумение человека видеть немного глубже, чем то, что лежит на поверхности. Отсутствие подобного умения порой загоняет человека в такие ситуации, когда он уже просто перестает владеть ситуацией и попадает под влияние подлых обманщиков.

Вариант 2

Гоголь смеётся, как и Пушкин, который подарил ему идею этого произведения, над расчетливостью, трусостью и глупостью. Я так считаю!

Расчетливость в том, что все отношения построены не на хороших чувствах, на желании сделать работу, а на личном интересе! Каждый действует в своих интересах… Тут нет настоящей дружбы, любви, даже симпатии, одно притворство! Все становятся крестными, женятся из желания добиться должности, денег… То есть они ставят всё внешнее выше человеческих чувств. И тут простые схемы: я ему помогу тут, тогда он мне должен помочь там.

Я тоже смеюсь вместе с Николаем Васильевичем! Очень хорошее произведение в школьной программе.

Над чем смеется Гоголь в комедии Ревизор?

Несколько интересных сочинений

М.Ю. Лермонтов автор поэмы "Мцыри", в которой описывается побег героя. Все происходит на далеком Кавказе. После того, как в детстве Мцыри попал в монастырь не по своей воле, потеряв свой народ, родственников и Родину.

Лев Николаевич Толстой отвел семье Болконских основную роль в своем романе-эпопее. Эта семья выглядит несчастливой, не умея найти общий язык, не столько друг с другом, сколько с отцом семейства.

Произведение является воспроизведением событий Великой Отечественной войны и изначально задумывается писателем в объеме трех книг, первая и вторая из которых описывает реалии военного времени,

Шолохова Судьба человека автор описывает трагическую судьбу обычного человека во время войны. Сам рассказ небольшой и количество героев в нём тоже мало. Главные герои это солдат

Читайте также: