Сочинение сколько слов огэ 2020

Обновлено: 16.05.2024

Третья часть ОГЭ по русскому языку – это сочинение-рассуждение на заданную тему. Особое внимание следует уделить оформлению собственных мыслей, доказательствам, которые должны опираться на прочитанный текст из второй части.

Чтобы правильно написать сочинение, важно понять, что будут оценивать экзаменаторы при проверке вашей письменной работы.

Оценивание сочинения ОГЭ по русскому языку

К1. Формулировка проблем исходного текста.

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему требует от выпускника демонстрации умения писать сочинение с опорой на теоретические сведения с умелым использованием аргументов из текста. В третьей части задания вы должны выбрать только одну тему для сочинения, которое будет строиться по типу рассуждения:

  • Сочинение-рассуждение ОГЭ на лингвистическую тему. Для этого необходимо выдвинуть тезис – это высказывание, которое дано в задании 9.1. За верное объяснение вы получите два балла, если же допускаете фактическую ошибку, (говорите о том, чего не было в тексте), то балл снижается. В случае рассуждения на бытовом (ненаучном) уровне или с большим количеством фактических ошибок, по первому критерию ставят ноль баллов.
  • Вы можете выбрать сочинение-рассуждение, которое связано с анализом прочитанного текста, задание 9.2. Здесь важно верно истолковать приведенный фрагмент текста, за это поставят два балла. Если девятиклассник неверно истолковал одно понятие, но в целом сочинение грамотное, то оценивается работа в один балл. Если содержание текста объяснено неверно или с искажением интерпретации текста, то ставится ноль баллов.
  • Задание 9.3 также направлено на анализ текста, но в задании требуется объяснить смысл какого-либо слова или понятия, опираясь на прочитанный текст. Если определение верно прокомментировано, то ставится два балла. Если определение не объяснено, то один бал теряется. Если дано неверное определение или нет толкования слова, то по этому критерию ставится ноль баллов.

К2. Наличие примеров-аргументов

Сочинение-рассуждение ОГЭ предполагает не только выдвижение тезиса, но и обязательного его доказательства на основе двух примеров. Иными словами, девятиклассник должен показать свое умение анализировать предложенный текст. Комментирование или пояснение в сочинении - это доказательство того, что обозначенная учеником проблема присутствует в тексте на самом деле, и она ему понятна. Это должен быть последовательный, грамотный анализ текста с обязательным указанием на определенные ситуации из текста или на размышления автора.

Если в сочинении выпускника основной школы есть два доказанных примера, то по этому критерию экзаменаторы ставят три балла. Если доказан только один пример – два балла, если есть недоказанные примеры, то поставят один балл. Если сочинение написано без примеров, оценивают по данному критерию в ноль баллов.

Кстати, если вы решили писать сочинение-рассуждение по заданию 9.3, то в нем можно приводить два примера из текста или один пример с доказательством из текста, а второй – с доказательством из жизненного опыта.

К3. Смысловая цельность, речевая связанность и последовательность сочинения.

Третий критерий одинаковый для всех заданий. Если работа написана грамотно, в ней отсутствуют логические ошибки, соблюдены абзацы, их должно быть не меньше трех, тогда ставится два балла. Один балл будет в том случае, если в тексте допущена логическая ошибка или нарушено абзацное членение. Если же в работе отсутствует логика, абзацы определены неверно или их вообще нет, то ставят ноль баллов.

К4. Композиционная стройность.

Если структура сочинения соответствует типу речи рассуждение, в нем нет таких фактов, которых не было в анализируемом тексте, то по этому критерию ставят два балла, за незначительную ошибку снизят один балл. Если нарушено абзацное членение, предложения не связаны друг с другом, то за такую работу по этому критерию поставят ноль баллов.

Итого, в третьей части ОГЭ по русскому языку по упомянутым критериям можно получить девять баллов

Если экзаменуемый сдаст работу с переписанным или пересказанным текстом, то он получит ноль баллов по всем критериям.

Орфографическая, пунктуационная, речевая грамотность за изложение и сочинение оценивается вместе по нижеизложенным критериям.

ГК1. Соблюдение орфографических норм.

Если раньше ученики боялись за свою грамотность, то теперь стало все намного проще. Нет орфографических ошибок или только одна-две, то ставят два балла. Допущено три ошибки – один балл. Много ошибок – ноль баллов.

ГK2. Соблюдение пунктуационных норм.

Пунктуационные нормы – это правильно расставленные знаки препинания. Если нет ошибок в постановке запятых, тире, двоеточий или обнаружили всего две ошибки, поставят два балла. Три или четыре ошибки – один балл, за большее количество поставят ноль баллов.

ГK3. Соблюдение грамматических норм.

Грамматические нормы – это правильно образованные слова, словосочетания и составленные предложения. Если допущена только одна ошибка, ставится по этому критерию два балла. Если найдут две ошибки, поставят один балл. Если обнаружится больше трех грамматических ошибок – ноль баллов.

ГK4. Соблюдение речевых норм.

Речевая норма – это образцовая речь. Если в изложении и сочинении допущено две ошибки, то поставят два балла. Один балл дадут, если при проверке найдут три или четыре ошибки.

ФК1. Фактическая точность письменной речи.

Фактические ошибки редко встречаются в экзаменационной работе девятиклассников. Фактическая ошибка – это то, чего не было в тексте изложения или тексте для анализа. К такому типу ошибок также относится неверное толкование терминов. При отсутствии таких ошибок ставят два балла, если есть одна фактическая ошибка или неверно употреблен термин, поставят один балл. Больше двух ошибок оценивается нулем баллов.

В третьей части ОГЭ по русскому языку по этим критериям можно получить десять баллов.

Во всех пособиях указывается только минимальный порог. А максимальный пусть вам подскажет здравый смысл. Экзамен ограничен по времени. Так что сочинение на 5 страниц писать не стоит. Если писать слишком большие сочинения, можно уйти от темы, начать рассуждать уже по проблемам, которых в тексте нет. Это наказуемо снижением баллов. Далее, за ошибки (пунктуация, орфография и др.) баллы снимаются независимо от объема сочинения. Поэтому писать больше 150 слов не стоит. Ну а меньше, чем в 150 слов, тему хорошо раскрыть трудно. Так что ориентируйтесь примерно на эти цифры: 70 - 150 слов.

Конечно, есть минимум - 70 слов, но максимум не определен, писать можно все отведенное время. Однако, оценка будет снижена, если будет много "воды" (рассуждений не по теме сочинения), да и умение выражаться лаконично и сжато явно понравится экзаменаторам. Максимальный уровень по словам - 3-х кратный размер от минимума, а именно - 210 слов

Максимум за выполнение данного задания можно получить 9 баллов.

Задание 9 ОГЭ по русскому языку (сочинение-рассуждение) проверяет умение создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитан­ного текста (текст находится во второй части ОГЭ по русскому языку).

Выполнение задания подразумевает выбор одного варианта сочинения из трех предлагаемых. Первый (9.1) по лингвистической теме, второй (9.2) и третий (9.3) связаны с анализом текста.

Задание 9.2 ОГЭ по русскому языку подразумевает написание сочинения-рассуждения объемом не менее 70 слов на основе предложенной фразы из текста. При этом требуется использовать примеры-иллюстрации, найденные в самом тексте.

Критерии оценивания задания 9.2 ОГЭ по русскому языку

К1. Понимание смысла фрагмента текста

2 балла

Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет

1 балл

Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, но допустил одну ошибку в его интерпретации

0 баллов

Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста

экзаменуемый допустил две или более ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста

объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует

К2. Наличие примеров-аргументов

3 балла

Экзаменуемый привёл из текста два примера-аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента

2 балла

Экзаменуемый привёл из текста один пример-аргумент, который соответствует объяснению содержания данного фрагмента

1 балл

Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) не из прочитанного текста

0 баллов

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, объясняющего содержание данного фрагмента

экзаменуемый привёл в качестве примера-аргумента данную в задании цитату или её часть

К3. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

2 балла

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушений абзацного членения текста

1 балл

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка

в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

0 баллов

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки

имеется два случая нарушения абзацного членения текста

К4. Композиционная стройность

2 балла

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

1 балл

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста

о баллов

В работе допущено две и более ошибки в построении текста

Обратите внимание, что в сочинении-рассуждении может быть несколько цитат из текста или ссылок на него, но не все из них при этом будут считаться аргументами. Аргументом является только такая цитата или ссылка, которая подтверждает, обосновывает мысли и утверждения, объясняющие смысл приведённого в задании фрагмента.

Для оценки грамотности и фактической точности речи используются критерии, которые применяются сразу к двум заданиям ОГЭ по русскому языку: заданию 1 (изложение) и заданию 9 (сочинение-рассуждение). Максимум за сочинение и изложение по этим критериям можно набрать 10 баллов.

К1. Соблюдение орфографических норм

2 балла

Орфографических ошибок нет или допущено не более 1 ошибки

1 балл

Допущено 2–3 ошибки

0 баллов

Допущено 4 и более ошибки

К2. Соблюдение пунктуационных норм

2 балла

Пунктуационных ошибок нет или допущено не более 2 ошибок

1 балл

Допущено 3–4 ошибки

0 баллов

Допущено 5 и более ошибок

К3. Соблюдение грамматических норм

2 балла

Грамматических ошибок нет или допущена 1 ошибка

1 балл

Допущено 2 ошибки

0 баллов

Допущено 3 и более ошибок

К4. Соблюдение речевых норм

2 балла

Речевых ошибок нет или допущено не более 2 ошибок

1 балл

Допущено 3–4 ошибки

0 баллов

Допущено 5 и более ошибок

Фактическая точность письменной речи

2 балла

Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет

1 балл

Допущена 1 ошибка в изложении материала или в употреблении терминов

0 баллов

Допущено 2 и более ошибок в изложении материала или в употреблении терминов

Проверяющий учитывает объем изложения и сочинения: в сумме в обеих работах должно быть 140 и более слов.

Если суммарное количество слов составляет 70–139, то по каждому из критериев К1–К4 не ставится больше 1 балла:

  • К1 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка;
  • К2 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка;
  • К3 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;
  • К4 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.

Если в изложении и сочинении в целом насчитывается менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулём баллов.

Если ученик выполнил только один вид творческой работы (либо изложение, либо сочинение), то оценивание по критериям учитывает объём работы:

Главные вопросы о письменной части ОГЭ 2020 по русскому языку

ОГЭ – это основной государственный экзамен, который ученики сдают в 9-м классе и без которого невозможно получить аттестат об основном общем образовании. ОГЭ по русскому языку, наряду с математикой, является обязательным предметом для всех девятиклассников.

Структура ОГЭ по русскому языку

ОГЭ по русскому языку состоит из трех частей – тестовой части, сочинения и изложения. Чтобы получить уверенную четверку, не говоря уж о пятерке, необходимо выполнить все три части.

Критерии оценивания

За тестовую часть (задания № 2–8) можно получить 7 баллов – по одному баллу за каждый верный ответ. Как мы уже упоминали ранее, в задании может быть несколько вариантов ответа, и если вы добавите лишний ответ или один вариант из трех будет ошибочным, то, увы, – задание будет оценено нулем баллов.

Итак, если вы намерены получить достойный балл за основной государственный экзамен, который, кстати, является вступительным испытанием во многие колледжи и техникумы, – все три части чрезвычайно важны.

К чему готовиться, чтобы получить максимум баллов?

Типы сочинений ОГЭ и советы эксперта по написанию сочинения

На выбор ученику предлагается три типа сочинения.

Задание 15.1 представляет собой сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Выпускнику необходимо раскрыть высказывание о русском языке (например, об орфографии, или стилистике, или пунктуации) одного из видных филологов, лингвистов, писателей. Первый абзац сочинения должен быть посвящен раскрытию данного высказывания. Во втором и третьем абзаце выпускник должен привести два примера из текста, подтверждающие тезис. Так, если тезисом работы является мысль о том, что знаки препинания помогают передать чувства говорящего, то в пример можно привести предложения с вопросительным или восклицательным знаком, которые передают вопрос, удивление или возмущение автора или героя текста. В заключительном абзаце необходимо написать вывод ко всей работе.

Задание 15.2 связано с умением ученика анализировать текст. В первом абзаце этого типа письменной работы нужно раскрыть фрагмент текста, объяснив значение какой-либо фразы из текста. Ученик должен показать, как он понял основную мысль предложенного для анализа текста. Во втором и третьем абзацах нужно привести два примера-иллюстрации из текста, которые помогают раскрыть основную мысль. И не стоит забывать про вывод – необходимую композиционную часть любого сочинения.

Последний тип задания – 15.3. В нем выпускнику нужно объяснить, как он понимает значение какого-либо понятия, такого, к примеру, как любовь, милосердие, доброта, предательство, настоящее искусство и тому подобное. В первом абзаце ученик должен написать, как он понимает значение этого понятия. Во втором абзаце – привести примеры из текста. Например, если речь идет о милосердии, нужно найти в тексте пример этого качества, показать, кто из героев его демонстрирует. Третий абзац посвящен примеру из жизненного опыта, в который можно включить пример из прочитанной учеником книги. В выводе нужно подвести итог всем размышлениям.

Сочинение на максимум баллов

Пример и разбор сочинения

Рассмотрим пример сочинения, в котором сделаны типичные ошибки.

Что такое бестактность? Бестактность – это качество, которое задевает чувства других. Бестактные люди лишены чуткости.

Приведу пример из текста. В предложениях 29–36 одноклассники и старшеклассники проявили бестактность, то есть задели чувства мальчика.

В данном абзаце пример из текста не раскрыт, а лишь упомянут. Необходимо было дописать, как именно были задеты чувства мальчика, в чем конкретно была проявлена бестактность. Также можно было привести цитату из текста.

Хотелось бы еще привести пример из жизненного опыта. У моего знакомого есть привычка перебивать. Это и есть настоящая бестактность. Из-за этого у него практически нет друзей и приятелей.

В этом абзаце ученик допустил принципиальную ошибку, связанную с этичностью высказывания. Нельзя в осуждающем тоне писать о друзьях, знакомых, окружающих людях. Недостатки, отрицательные качества лучше всего демонстрировать или на своем примере, или на примере из литературы.

Хотелось бы еще добавить, что бестактность – это качество, из-за которого нарушаются нормы общения.

Мне кажется, что материнская любовь – это бескорыстное, всепрощающее и вечное проявление добра и тепла матери по отношению к детям. Мама всегда готова помочь и поддержать своих детей, простить их, если они совершили ошибку.

В заключение хотелось бы сказать, что материнская любовь является одной из самых важных вещей для ребенка и даже для взрослого человека, ведь всем нам, независимо от возраста, бывает нужен мамин совет или помощь.

Подготовим к успешной сдаче ОГЭ по русскому языку

Основная информация об изложении

Изложение – это задание под номером 1 в ОГЭ по русскому языку. Именно с него начинается экзамен. Выпускникам с перерывом в 5 минут будет включена аудиозапись с текстом изложения. Первый раз мы рекомендуем ничего не записывать, а лишь пометить начало микротем и уловить общий смысл текста – иначе, увлекшись записыванием, можно пропустить остальной текст. В перерыве стоит набросать то, что запомнилось. А вот во время прослушивания текста во второй раз записать все то, что вы упустили в первый раз.

Ни в коем случае не стоит писать точь-в-точь теми же словами, что и в исходном тексте. Ваша задача – пересказать текст, показав, что вы уловили смысл и использовали приемы сокращения, а не продемонстрировать отличную память, переписав текст дословно.

Конечно же, не стоит и сочинять, если вы что-то недопоняли или не успели. Смысл текста не должен быть искажен, текст не должен быть переписан дословно – вот основные условия для успешного написания изложения.

Получить максимальный балл на экзамене реально, нужно приложить немного усилий, вовремя начать подготовку и не верить в расхожие заблуждения. Совместно с экспертом ОГЭ развеяли пять мифов об экзамене и его письменной части.

Сочинение ОГЭ 2020

Критерии оценивания

Давайте рассмотрим критерии оценивания изложения, чтобы понять, что требуется от экзаменуемого.

Критерий ИК-1. Максимум по этому критерию – 2 балла – можно получить, если верно выделить все микротемы, то есть правильно услышать 3 абзаца. Если добавить или убрать одну микротему, то один балл снимается. Ноль баллов по этому критерию ставится, если неправильно определены две микротемы.

Критерий ИК-2. 3 балла по этому критерию можно получить, если выпускник применил несколько приемов сжатия текста на протяжении всей работы. То есть, к примеру, выпускник равномерно сократил все абзацы, использовав такие приемы сжатия, как обобщение или исключение неважной для понимания текста информации.

Критерий ИК-3. В этом критерии оценивается смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Если верно выделить все микротемы в соответствии с критерием ИК-1, то и по этому критерию можно получить максимум – 2 балла. Если же в работе неправильно выделен один из абзацев или допущена одна логическая ошибка, то по этому критерию снимается один балл. Ноль баллов ставится при условии, если выпускник сделал больше одной логической ошибки или неверно выделил два абзаца.

Общие критерии оценивания для изложения и сочинения

Рассмотрим критерии оценивания, которые относятся сразу и к изложению, и к сочинению.

ГК-1. Чтобы получить по этому критерию 2 балла, нужно совершить не более одной орфографической ошибки и в изложении, и в сочинении. За две-три ошибки ставится один балл, а за четыре и более – 0 баллов.

ГК-2. Максимум по этому критерию (2 балла) ставится, если в двух письменных работах ученик совершил не более двух пунктуационных ошибок. Если есть 3–4 ошибки, то ставится 1 балл, а за 5 и более ошибок, увы, по этому критерию выставляется ноль баллов.

ГК-4. Чтобы получить 2 балла, ученик должен сделать не более двух речевых ошибок в изложении и сочинении. За 3–4 ошибки ставится 1 балл, за 5 и более ошибок – 0 баллов. К типичным речевым ошибкам относятся, например, тавтология или плеоназм, смешение паронимов, неоправданное употребление просторечных слов или слов высокого стиля, ошибочное употребление фразеологизмов.

ФК-1. Критерий, проверяющий фактическую точность письменной речи. При полном отсутствии такого вида ошибок ставится 2 балла, за 1 ошибку – 1 балл, за 2 и более – 0 баллов. К фактическим ошибкам относятся ошибки в употреблении терминов, ошибки в датах, географических названиях, именах и фамилиях авторов, названиях литературных произведений, именах и фамилиях персонажей, неточное цитирование, искажение сюжета и так далее.

Как готовиться?

Алгоритм подготовки

Учителям просто некогда тщательно готовить учеников к экзамену, поскольку на это не заложено время в школьной программе. Ни для кого не секрет, что занятия с репетиторами или посещение курсов – едва ли не обязательное условие успешной сдачи ОГЭ.

Конечно, при должном усердии и усидчивости можно самому хорошо подготовиться к экзаменам, по крайней мере, к тестовой части – для этого существует много интернет-ресурсов и печатных сборников заданий. Но важно следить, соответствуют ли эти издания и интернет-источники КИМам 2020 года.

А вот к изложению и сочинению самостоятельно подготовиться гораздо труднее, чем к тесту. Практически нереально самому проверить орфографические, пунктуационные, речевые и грамматические ошибки – а ведь на этих критериях можно потерять до 10 баллов, то есть почти треть от всех баллов за ОГЭ (максимум – 33 балла).

Каков же алгоритм подготовки к ОГЭ? На наш взгляд, начать подготовку лучше всего с отработки и разбора тестовой части. Подготовку к изложению можно совместить с подготовкой к итоговому собеседованию – и там, и там требуется умение сократить текст, передав основной его смысл. При подготовке к сочинению мы прежде всего советуем определиться с типом сочинения – 15.1, 15.2 или 15.3 – и готовиться конкретно к выбранному типу работы. Параллельно мы советуем повторять правила орфографии и пунктуации за весь школьный курс – эти знания пригодятся и в тестовой части.

Все ли я знаю о сочинении и изложении?

Хотите закрепить материал, тогда скорее проходите короткий тест, чтобы проверить себя.

Пройдите тест и узнайте, готовы ли вы к сочинению

Разбор теста

1. За сочинение максимум можно получить 9 баллов.

2. Нет, можно выбрать только один тип задания – или 15.1, или 15.2, или 15.3. Если вы хотите получить максимальный результат на экзамене, то не стоит пропускать ни изложение, ни сочинение, ни тестовую часть.

3. За каждое из заданий тестовой части ставится 1 балл, при этом ученик должен выбрать полностью правильный ответ. Если хотя бы одна цифра из нескольких в ответе будет неверной, то задание полностью не засчитывается.

4. В задании 15.2 нужно привести два примера из текста, а в задании 15.3 один пример из текста, а один – из жизненного опыта.

5. Если сделать ошибку в определении одной из микротем изложения, то по критерию ИК-1 можно получить только один балл. Если верно выделить все микротемы – 2 балла, если неверно определены 2 микротемы – 0 баллов.

6. Да, допускается использование лишь одного из приемов сжатия текста, однако важно применить его ко всему тексту.

7. Данные ошибки относятся к грамматическим ошибкам, соответственно, баллы будут сняты по критерию ГК-3.

9. Очевидно, что ученик допустил фактическую ошибку – перепутал храм Христа Спасителя и собор Василия Блаженного (именно собор и находится на Красной площади). За ошибку такого вида можно потерять баллы по критерию ФК-1.

Стоит ли бояться ОГЭ по русскому языку и какие меры можно предпринять

Основной государственный экзамен – это, безусловно, серьезное испытание, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь выпускников. От баллов на ОГЭ у многих учеников зависит переход в 10–11-й классы или поступление в средние специальные учебные заведения – одно это уже может вызвать панику.

Читайте также: