Сочинение на тему зул

Обновлено: 06.07.2024

Персоналии
Карма-бакши • Пагба-лама
Сакья-пандита • Ёндонжамц Дзанабадзар • Данзанравжа Богдо-гэгэн VIII • Дамдинбазар Жамсранжав • Цэрэндондов Богдо-гэгэн IX • Бакула Ринпоче Сонинбаяр • Пурэвбат
Учения
Красная вера • Жёлтая вера Сачжа • Дзогчен • Чод
Духовенство
Богдо-гэгэн • Донкор-Манджушри Джалхандза • Бамбар-Эрдэни Догшин-Ноён • Дилова • Джанджа
Хубилган • Хутухта • Шире?туй Хамбо • Гэбши • Гэлун • Цорджи
Крупнейшие монастыри
Гандантэгченлин • Эрдэни-Дзу Амарбаясгалант • Манзушир Храм Чойджин-ламы • Шанх
Хуралы
Цаган сар • Дончод • Зул • Цам Чотрул Дючен • Майдари-хурал
Культ
Ма?ни • Итгэл • Микчжи?м
Бурхан • Хадак • Обо? • Очир • Субурган • Тарни • Хий-морин • Аршан • Шарил • Эрих
Наступление праздника полагается в вечернее время, при восхождении созвездия Бэчи (плеяды). Молодые баньди… как только появится оно, тотчас же зажигают лампады и внутри своих юрт, и снаружи их, так что весь монастырь кажется залитым огнём от блеска горящих плошек… Внутренность сумэ на этот раз представляет также необычайный вид. Посреди кумирни трёмя усупами поднимается возвышение в виде стола. Наверху его поставляется всегда 108 лампад, на двух нижних уступах количество поставляемых лампад предоставляется усердию лам и последнее проявляется здесь во всей своей силе… Снаружи лампады расставляются по кровле кумирни, по земле вокруг кумиренных стен, в притворе кумирни, на крыльце и т.д. Помимо всего в кумирне на этот раз приготовляются в особенно большом виде и количестве обычно подносимые бурханам жертвы, а тахилыин шире[1] бывает просто засыпан цветами.[2]
В день памяти Цонхавы в знак скорби принято есть особую кашу, которая варится из кусочков теста. Монахи читают молитвы, верующие миряне делают подношения храму деньгами, едой, вещами. В монастырях устраивают торжественные процессии, во время которых люди идут с зажженными факелами и несут скульптурное изображение Цонкапы.

3. Празднование Зула-хурала в Калмыкии

3.1. Прибавление года к возрасту

Издревле в калмыцких семьях не отмечали дни рождения, был общий для всех праздник Зул, иначе называемый “Днём прибавления возраста у калмыцкого народа” (калм. Хальмг улсин нас авдг одр). В этот день все калмыки прибавляли к своему возрасту один год. Праздник Зул сравним с празнованием Нового года у православных.

3.2. Семейный праздник

Зул принято было отмечать в домашнем кругу, поскольку основной ритуал “нас авах” (продление жизни) проводился именно в семье. В канун праздника готовили угощение, пекли борцоки. Старшие в семье готовились к обряду. Из крутого теста делали две продолговатые формы в виде лодочек, в которых устанавливали приготовленные фитили по числу лет на каждого члена семьи, к которым прибавляли по одной или две соломинки сверху. Все это пропитывали топленым маслом. Когда на небе зажигались первые звезды, фитили поджигали. Все члены семьи ходили по кругу по часовой стрелке, молитвенно сложив руки, шепотом читали молитву Белой таре (в буддизме – божество долголетия). Эта традиция по сей день существует в калмыцких семьях. Затем вся семья усаживалась за праздничный стол, и произносились благопожелания, а также возжигались лампады.[3]

3.3. Государственный праздник

Согласно Закона Республики Калмыкия от 13 октября 2004 г. N 156-III-З “О праздничных и памятных днях в Республике Калмыкия” праздник Зул является национальным праздником Калмыкии.

Примечания

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

им.Бембетова В.А.

hello_html_m68661664.jpg

hello_html_m3685dd11.jpg

hello_html_m3c961483.jpg

Выполнила: ученица 8а класса

Учитель: Эдгеева К.Х.

Чтобы привести в соответствие лунные месяцы и солнечные годы, необходимо было своевременно вводить дополнительный тринадцатый месяц каждый третий год. Для этого удваивался какой-то месяц.

Калмыцкий календарь начинается с года Барса. Бар- тигр. 2- Туула- заяц, 3- Лу – дракон. 4- Моһа –змея. 5. Мөрн-лошадь. 6. Хөн – овца. 7. Мөчн- обезьяна. 8. Така – курица. 9. Ноха – собака. 10. һаха – свинья. 11. Хулгн – мышь. 12. үкр – корова.

Двенадцать месяцев имеют те же названия животных: декабрь – бар , январь- туула, февраль – лу, март - моһа, апрель - мөрн, май- хөн, июнь - мочн, июль – така, август – ноха, сентябрь - һаха, октябрь - хулгн, ноябрь - үкр сар).

Все эти праздники имеют свое значение, свой смысл, связаны с определенными божествами и проводятся в определенные дни лунного календаря. С древних времен у калмыцкого народа сложилась традиция отмечать смену времени года, возникли календарные праздники зимы Зул – праздник нового года, Цаган Сар- праздник весны.

Зул – калмыцкий Новый год.

Зул знаменует наступление Нового года. Именно этот день считается днем рождения бога Богдо Зунквы и всего калмыцкого народа. В этот день Зунква-гегән достиг просветления и ушел в нирвану. Калмыки, последователи желтошапочной школы Гелуг, издавна поклонялись Зунква –гегяну, и именно в этот день все калмыки, даже если их дни рождения приходятся на другое время, становятся старше на один год.

День рождения Зунква-гегян.

Встречая лунный Новый год

Лампадку до краев заправив,

Помолимся за наш народ

Святому гению Дзонкавы…

В дни праздника Зул буддийское духовенство отмечает очередную годовщину со дня ухода в нирвану Цзонхавы. Калмыки передавали в хурулы пищу для поминания умерших родственников, что связано с характером праздника, означавшего поминание Цзонхавы.

День рождения нации.

У калмыков принято встречать этот праздник в чистоте и обновках, не оставляя в доме ничего грязного. С этого дня калмыки начинали употреблять в пищу заготовленные ими вечной и летом запасы масла и сушеного творога.

По традиции перед лампадкой нужно быть опоясанным, прополоскать рот, снять шапку, платок, сидя на коленях поклониться.

А потом вся семья садится за стол завтракать. Традиционные продукты праздничного стола это: чай, борцоки, масло, сладости, мясо. Хозяйка разливала чай, причем пиала подносится сначала самому старшему по возрасту мужчине, хозяину, хозяйке, детям. За столом произносятся праздничные благопожелания (йорәл).

Огнем горящих фитилей

Годы, что прожиты, отметим,

Добавим год, который встретим,

И в гости пригласим друзей.

Пусть возраст наш благословят,

Окажем уваженье старшим.

Цацала совершим обряд,

Чтоб жизнь была светлей и краше…

Обряд продления жизни.

В старину лампадки размещали на длинном шесте между двумя дугами верхнего круга остова кибитки.

После того, как лампадка погаснет, из теста вынимается не догоревшая трава, а само тесто лампадки и лодочки поджаривается на сковороде и съедается в кругу семьи.

Далее все садятся за стол, пьют калмыцкий чай, поздравляют друг друга с новыми годами. По традиции первым поздравляет всех старший в семье. Смысл благопожеланий заключается в пожелании крепкого счастья, жизни в здравии и радости, чтобы новые годы были длинными и счастливыми, а старые годы были крепкими.

Хуучн насн бат болҗ,

Шин насн өлзәтә болҗ,

Цуһарн то бәәрн, толһа менд, байрта бәәцхәх болтха!

В каждой калмыцкой семье с особым трепетом готовятся к приходу праздника Зул, выполняя все традиционные для него церемонии с надеждой на исполнение добрых пожеланий, благополучие и достаток.

Сегодня, когда возрождаются традиции, этот праздник объединяет всех : и людей старшего поколения, и людей средних лет, и молодежь, и детей. Праздник, как и раньше, отмечается массовыми развлечениями, которые сопровождаются песнями, танцами, благопожеланиями. В этот день все пронизаны единством, доброжелательностью друг к другу, заботой и любовью.

Аслан Нюдюралиев


Аслан Нюдюралиев

😂

Я стха заз куьмек гудай инсан герекза.

Магомед Абасов

😂

Зазни чан стха

Мутагир Джамалов

Suna Khalidinovna

😃

Песню зулун Рагнар гр Нур поёт , вставь свои слова и перепиши

Кезинов Султан

Suna Khalidinovna

Руслан Русланов

Айдамир Ахмедов


Айдамир Ахмедов

Ильяс Небиев

Ильяс Небиев

Амир Османов

Амир Османов

Акъатна гад, чими ракъар багъишай,
Йисан вахтар тIебиатдин суьрет я.
Акваз-такваз дагъдин къамат дегишай,
Показать полностью.
Къайи шагьвар, яд-къарасу - девлет я.

Алукьна зул – къизилдин ранг лишан тир,
Таму, тара дегишарна либасни.
Кьезил шагьвар, чуьлда авай хупI атир,
Пеш гадариз кьулухъ тушир са тазни.

Чуьлда цанвай никIер хуьруьн колхозди, -
Гатун зегьмет, - кIватIна вири куьмекдив.
Вахтар хьанва никIер, багълар, салазни
Перер ягъиз, гъарар гудай гьуьрметдив.

Гагь чигеди, гагь марфади арабир
Дамахдивди рагъ цифедив кIевирда.
Накь чим гайи хъуьтуьл гьава, адан сир
Къе къуза яз яйлах тирвал къекъуьрда.

Са вахтара дагъдин кьиляй – цаварай,
Гьалтда лацу дурнаяр са цIар хьана.
Зулун мекьи гьавади хупI ахварай
Авудна чеб рекье тунвай тIар хьана.

Зулун йикъар – чуьлдин гуьзел акунар,
Сад-садалай аквадачни гуьрчег яз!
Яд кужумна кьеженвай пеш – ви гьунар,
Перишандиз аквада вун керчек яз.

АВТОР. МЕНЯЙ СЛОВА В ПРЕДЛОЖЕНИИ МЕСТАМИ И ПИШИ. ТОЛЬКО НЕЗНАКОМЫЕ СЛОВА ПРОПУСКАЙ, А ТО УЧИЛКА ПОЙМЁТ, ЧТО ТЫ ВЗЯЛ ИЗ ИНТЕРНЕТА.

Зул, часто именуемый калмыцким Новым Годом, в действительности не является абсолютным аналогом Нового Года в европейском представлении. Свои истоки он берёт в древности, когда обозначал рождение Вселенной. Позднее его стали приурочивать к кончине одного из тибетских лам: Чже Цонкапы. Духовная суть праздника сводится, как и многое в буддизме, к достижению гармонии с внешним миром, а также внутренней гармонии.

Традиционно в этот день в домах Калмыкии зажигают лампады. Отсюда и название праздника.

Празднование, по традициям калмыков, начинается уже с утра, когда хозяйки в домах зажигают лампаду, накрывают праздничный стол, который должен быть похожим на переполненную чашу. Есть в традиционной калмыцкой кухне и такие блюда, которые обязательно должны присутствовать на праздничном столе. Среди них: пшеничные пирожки (борцоки), пельмени с бараниной, сладости и калмыцкий чай. Это направлено на то, чтобы изобилие в доме никогда не пропадало. Люди, одетые в нарядные праздничные одежды, ходят в гости к друзьям и знакомым, угощают и поздравляют друг друга.

Памятуя о неразрывной связи планеты и жизни людей с космосом, вечерние семейные новогодние обряды символически связаны с этой темой. Зажжение лампад, вылепленных из теста, а также следующее за сжиганием в них травинок ковыля или иных фитилей, разделение лампады между членами семьи заканчивается тем, что разделённая лампада съедается всей семьёй.

Все обрядовые действия направлены на поклонение Солнцу, силам природы, теплу, исходящему от огня и отгоняющему холод, на продление жизни и благополучия. В прошлом, зажжённые лампады поднимались на специальном шесте над каждой кибиткой или юртой.

Традиция отмечать Зул и прибавлять к своему возрасту один год каждому члену семьи несколько расходится с более древней традицией, когда в Зул прибавляли год к своему возрасту только женщины, отмечая День рождения Вселенной. Мужчины же становились на год старше через 3-5 дней в первый день месяца Барса, когда отмечался другой праздник: Жилин Эзн (Хозяин Года), символизировавший собой прекращение вселенского хаоса и оформление Вселенной в том порядке, какой она имеет по настоящее время. Так что две древние традиции калмыцкого народа в определённый момент слились воедино, будучи изначально взаимосвязаны.

В современной Калмыкии праздник проходит не только в семьях. В Буддийских храмах проводятся молебны и совершаются подношения. В столице Республике Элисте проходят праздничные мероприятия, где обязательно центром программы становятся песни, танцы и номера, основанные на традиционном наследии Калмыкии.

Взаимоуважение, доброжелательность и забота о родных и близких лежат в основе калмыцкого Нового Года.

Читайте также: