Сочинение на тему зоопарк на татарском языке

Обновлено: 05.07.2024

Возрастная группа : Подготовительная группа.

Обучающие задачи :

1. Обогащение словарного запаса

1. Отвечать на простые вопросы, обращение друг другу на татарском языке

1. Воспитание любви к животным

Демностр. матл: игрушечная собака Акбай и котенок Мияу, игрушки животных: ёж, волк, лиса, заяц, медведь.

Для детей: полумаски животных, игрушечный фотоаппарат

Ход занятия:

Воспитатель: Здраствуйте, ребята! Иснмесез балалар!

Воспитатель: А это мои лучшие друзья Акбай и Мияу. Они очень добрые и веселые помощники. Акбай и Мияу разговаривают по другому, по-татарски. Мы сегодня тоже постараемся разговаривать на татарском языке. Воспитатель: Давайте поздороваемся с ними и спросим как у них дела?

Дети: Исэнме, Акбай, Мияу. Хллр ничек?

Дети рассказывают про себя на татарском языке.

Ответы детей: Мин Алсу. Миа 6 яшь.

Воспитатель: Вот и мы в зоопарке.

Дети смотрят животных и фотографируют их и возвращаемся обратно в детский сад.

Воспитатель: Ребята, а теперь назовите, кого вы сфотографировали на татарском языке.

Ответы детей: Тлке, куян, бре, аю,керпе.

Воспитатель: Бик яхшы, булдырдыгыз. Хорошие фотографии получились у ребят. Давайте теперь с этими фотографиями играть (включается интерактивная доска) Ребята, повторяем животных. Обращаю внимание детей на картинки животных.

Воспитатель: Бу нрс? (показываю картинку лисы).

Воспитатель: Бу нрс? (показываю картинку медведя).

Воспитатель: Бу нрс? (показывая картинку ежика).

Воспитатель: Бу нрс? (показываю картинку волка).

Эти слова повторяем вместе, делим на слоги, говорим шепотом, поем, тянем.

Воспитатель по картинкам показывает и спрашивает.

Керпе нишли? Керпе уйный

Аю нишли? Аю караватта йоклый.

Бре нишли? Бре йгер.

Тлке нишли? Тлке бара.

Воспитатель: Молодцы. Предлагаю вам игровую ситуацию: “зе турында сйл” (“Расскажи про себя”).

Дети берут игрушки.

Воспитатель: Давайте превратимся в зверей и расскажем кто я, какой я, что делаю?

Дети: - Мин бре. Мин зур, матур, чиста. Мин утырам (хркт белн крст).

Включаю песню, детям раздаются полумаски животных.

1) Бар монда зур тлке.

Зур тлке, матур тлке. (2 тапкыр)

Тлке, тлке кил ле,

Биеп-биеп кит ле (2 тапкыр)

2) Бар монда зур аю,

Зур аю, матур аю. (2 тапкыр)

Биеп-биеп кит ле (2 тапкыр)

3) Бар кечкен куян,

Кечкен, матур куян. (2 тапкыр)

Куян, куян кил ле,

Биеп-биеп кит ле (2 тапкыр)

4)Бар кечкен керпе,

Кечкен, матур керпе. (2 тапкыр)

Керпе, керпе кил ле,

Биеп-биеп кит ле (2 тапкыр)

Воспитатель: Ребята, звери устали, давайте уложим их спать.

Дети: Бре йокла. Керпе йокла. Аю йокла. Тлке йокла.

Воспитатель: Молодцы. Ребята, вам понравилось наше путешествие? А какие слова мы сегодня с вами запомнили? А что для вас было трудным? Что бы вы хотели рассказать родителям, друзьям (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, поблагодарим Акбая и Мияу и прощаемся с ними.

Дети: Саубул, Акбай, Мияу. Рэхмэт!

Воспитатель: Саубулыгыз, балалар!

Использование дидактических игр по закреплению пройденного материала по татарскому языку с русскоязычными детьми Использование дидактических игр по закреплению пройденного материала по татарскому языку с русскоязычными детьми в подготовительной группе.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

4нче сыйныфның рус төркеме өчен татар теленнән сәяхәт дәрес

Шайхутдинова Гөлфия Сахибетдиновна

Казан шәһәре 4 нче номерлы махсус коррек ция ләү интернат – мәктәбе

Тема . Зоопаркта

Максат: 1) хайваннар , кошлар д ө ньясы турында алган белемн ә рне ныгыту;

2) укучыларнын сүзлек байлыгын арттыру , диалогик, монологик сөйләмен активлаштыру;

3) хайваннарга карата сакчыл караш тәрбияләү.

Материал : д ә реслек, тест, уеннар, р ә семн ә р , магнитафон.

Д ә рес барышы.

I .Оештыру моменты.

-Б ү ген кем дежур?

-Б ү ген нич ә се?

- Атнанын нинди к ө не?

- Д ә рест ә кем юк?

II Фонетик кунегу.

Зоопаркка керг ә нче без кош , хайван исемн ә рен д ө рес ә йтерг ә ө йр ә ненрг ә тиешбез, шу ң а кур ә фонетик к ү нег ү эшл ә яч ә кбез.

Хайван исемн ә рен д ө рес ә йт ү . [ ө ] [ ү ], авазларын ишетс ә гез кул чабабыз,

[ у], [ о ] авазларын ишетс ә гез аякларны тыпырдатабыз.

Елан, к ө нгер ә , тиен, торна, б ү ре, фил, д ө я, тукран, болан, л ә кл ә к маймыл, б ө ркет, ябалак.

III белемнәрне актуал ь ләштерү.

Знакомство с Казанским зоопарком. Внимательно послушайте текст.

Текст ө стенд ә эш. Текстны с ә нгатьле уку һ ә м т ә ржем ә ит ү . Сорауларга жавап бир ә без.

Казан зоопаркы 1931 нче елда ачылган. Ул Кабан к ү ле буенда урнашкан. Анда м еңгә якын хайван һ ә м кош яши. Зоопаркта фил, д ө я, арыслан, юлбарыс, аю, маймыллар, бурел ә р, т ө лкел ә р, аккошлар, б ө ркетл ә р, торналар, л ә кл ә кл ә р бар. Хайваннар һ ә м кошлар зур читлекл ә рд ә яшил ә р.

2 нче тукталыш. Безнен якларда яш ә уче хайваннар һ ә м кошлар читлеге янында.

Без эле хайваннарны курэ алмыйбыз, аларны күрер өчен, безгә биремнәрне утәргә кирәк.

Д ә фт ә р белэн эш.

Д ә фт ә рл ә рне ачабыз, чиста, матур итеп язабыз.

Составим предложения .

1.Тиен кишер

Куян бал ашый

Аю чикл ә век

Тукран б өҗә к.

Составим предложения .

2. Баралар, балалар, зоопаркка.

Яши хайваннар, кошлар, һәм читлекләрдә.

Бар шәһәрдә зоопарк.

Уйный читлектә маймыл.

Составим предложения .

3.Торна сикер ә

Елан й ө герэ

Укытучы т ө рле командалар бир ә . Лэкин аларны бер ә р хайван яки кош исеме белэн ә йтелс ә ген ә ут ә рг ә кир ә к. Кулны кут ә рдек, т ө лке бар. Малайлар т ә р ә з ә г ә карагыз. Басыгыз , ябалак. Артка борыл, елан. Укучылар , утырыгыз. К ү зл ә рне йомабыз, маймыл. Утырыгыз, куян.

Бу хайванны ң колаклары озын. Бу-

Бу кошны ң к ү зл ә ре зур. Бу-

Бу хайванны ң муены озын . Бу -

Бу хайванны ң сумкасы бар. Бу-

Бу хайван хайваннар патшасы. Бу -

Бу иң кечкенә кош. Бу -

Рэсем буенча эш.

Юлбарыс рәсеме курсәтелә. Балалар бу филме? Фил р ә семе к ү рс ә тел ә . Балалар бу д ө яме? Кунегу шулай д ә вам ит ә .

5 нче тукталыш. “ Тоньякта яш әү че хайваннар, кошлар ”

Жөмләләрдәге төшеп калган суз урынына тиешле сүзлэрне табып куялар.

Зоопаркта торле . яши.

(төньякта , балык, биектә, күзләре, хайваннар)

-Балалар сез хәзер уйнап курсәтерсез. Ромашка таҗларын алабыз һәм уйнап курсәтәбез. Калган укучылар укучының кемне яки нәрсәне сурәтләп күрсәткәнен белергә тиешләр.

Э хәзер укучылар тест биремнәрен үтибез Сигнал карточкаларны кутәреп җавап бирәбез.

Сәлам! Тема сегодняшнего урока хайваннар, то есть животные. Разновидностей животных, как мы знаем, очень много, а мы с вами возьмем только тех, которые часто употребляются в нашей речи.

Итак, начем с домашних животных (йорт хайваннары)

Издавна татары занимались скотоводством, у них было множество разнородного скота – овец, лошадей, коров и даже верблюдов. Познакомимся с названиями некоторых домашних животных на татарском:


Эт, песи

please wait

Эт, песи

No media source currently available


Отметим употребление слово "мәче" (кошка). В речи распространены оба варианта, но "песи" звучит более нежно, то есть имеет положительный смысл, а вот "мәче" наоборот.

В русском и в татарском языке есть такая поговорка "Эт белән мәче кебек" – "Как кошка с собакой". А употребление слово "песи" имеет более "ласковую" коннатацию. Например, есть такая игра как "Песием", в которую играют с маленькими детьми.


Сыер, ат

please wait

Сыер, ат

No media source currently available

Татары любят лошадей. Об этом же свидетельствуют и непременные конные скачки во время древнего праздника Сабантуй, сохранившиеся до наших дней.

Все животные любят определенный продукт, например, кошка – молоко, собака – мясо, лошадь – сахар. Для закрепления небольшого изученного материала предлагаем вам небольшое задание.


​Второй вид – дикие животные (кыргый хайваннар)

В мире существует много диких животных и некоторые из них являются обитателями нашей страны. Представляем вашему вниманию – самые популярные животные – топ 10.

Аю, бүре

please wait

Аю, бүре

No media source currently available

кыргый хайваннар

аю – медведь
бүре – волк
төлке – лиса
тиен – белка
куян – заяц/кролик
фил – слон
юлбарыс – тигр
арыслан – лев
поши – лось
болан – олень

Ответим на вопрос "Где они живут?":

Живет – яши

Лес – урман

Бүре урманда яши. – Волк в лесу живет.

Куян, төлке, аю урманда яшиләр.

Болан тундрада яши. – Олень живет в тундре.

Кстати,знаете ли вы, что слово тундра заимствовано из татарского языка. "Туңдыра"с ударением на "А"значит "морозит".

В татарском языке часто употребляются сравнения с животными с помощью слово "кебек" – "словно", "как". Можете ориентироваться выше приведенному примеру "Как кошка с собакой" – "Эт белән мәче кебек":

Аю кебек көчле – сильный как медведь

Куян кебек куркак – трусливый как заяц

Фил кебек зур – большой как слон

Интересный факт из мифологии татарского-тюркского народа.



"В жизни народов, занимавшихся кочевым скотоводством, волк занимал заметное место. По китайским источникам, лучшие части тюркской кавалерии назывались "волками". Так, например, гвардия кагана именовалась "волки", а знамя было украшено золотой волчьей головой.

"Белый волк" или вообще "волк" – широко распространенный образ в мифологии, фольклоре татар, чувашей, дунайских болгар. Фольклорные и этнографические материалы казанских татар показывают, что их тотемным животным был Белый волк. Ему посвящались легенды и сказки. В одной легенде говорится, что когда-то, в прежние времена некий кочевой народ заблудился в поросших лесом горах и был окружен врагами. Спас этот народ от гибели и взял его под свое покровительство Белый волк, который по тайным дорогам вывел людей из окружения. Следовательно, с определенными изменениями этот сюжет явно имеет тюркское происхождение”

зоопаркта

Сәлам барыгызга да! – Всем привет!
еш – часто
мескен хәлдә – в жалком виде
анда –там
шуңа – поэтому
хайваннар иректә йөргән зоопарк – там, где животные гуляют на воле

В живую этих животных можно увидеть только в зоопарке, поэтому мы сейчас отправимся именно туда. Но для этого нам нужно знать несколько слов.

Прослушаем монолог счастливого Карима, который безумно любит животных. После по образцу попробуем составить свой и конечно же ответим на следующие вопросы:


И тут я вспомнил что мне в школе задали написать рассказ про редких или экзотических животных.

Но я совсем ничего не знал про них , и совсем некого было спросить.

И тут я увидил в окне рекламу зоопарка.

И подумал , что это то что мне нужно!

Я долго не раздумывая отправился туда.

В зоопарке никого не было.

И мне показалось что он закрыт .

Но я подумал если я не посмотрю хотя - бы одним глазком то ничего не напишу, а если я не напишу то 2 мне гарантированна.

Я тихонько пробрался и посмотрел.

Там столько красивых животных!

После этого я вернулся домой .

И по памяти все написал.

В школе мне поставили 5 и признали моё сочинение лучшим.

После этого я каждые выходные ходил в зоопарк, ведь благодаря этому я узнал много нового и интересного!


Сочинение на тему мы пошли в зоопарк?

Сочинение на тему мы пошли в зоопарк.


Сочинение на тему мы в зоопарке?

Сочинение на тему мы в зоопарке.


Сочинение про описание зоопарка?

Сочинение про описание зоопарка.


Сочинение - повествование на тему в зоопарке?

Сочинение - повествование на тему в зоопарке.


Сочинение на тему как я был в зоопарке?

Сочинение на тему как я был в зоопарке.


Сочинения на тему„интересная встреча” в зоопарке?

Сочинения на тему„интересная встреча” в зоопарке.


Помогите сочинение на тему зоопарк?

Помогите сочинение на тему зоопарк.


Про зоопарка сочинение 3 класс?

Про зоопарка сочинение 3 класс.


Сочинение "как я первый раз пошла в зоопарк"?

Сочинение "как я первый раз пошла в зоопарк".


Помогите над сочинением : Однажды в зоопарке?

Помогите над сочинением : Однажды в зоопарке.



Особая форма глагола , которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного.


Я хочу стать кондитером. Многие спросят почему ты выбрала именно эту профессию? А я отвечу : Во - первых, кондитер делает всякие вкусные кондитерские изделия. Во - вторых, кондитер очень интересная профессия. Ведь очень интересно делать всякие фи..


Неожиданно вспыхнуть - 2, слоистый янтарь - 1, жалеть сестру - 3, уверенно идти - 2, мглой туманной - 1, занимается над зарослями - 3.


Привет Ксюша, мы так давно с тобой не виделись. Да мы так давно не виделись, но я очень рада видеть тебя.


Пробилась из - под земли вода и родился родничок. Всех напоил лесной родник. Подчеркни во всех словах буквы : п ф к т ш с. Например в слове пробилась букву п. Надеюсь дальше ты справишься.


Правильно или нет но слова "ножки" корень ножк и дорожке корень дорож чередуется буква ж и ш.


Однажды на берегу реки ребята нашли маленького щенка они его принесли дамой и на кормили и начали с ним играть , но услышали за забором плачет девочка. И один мальчик подошёл к ней и спросил что случилось она ему сказала что отошла за мароженым и ос..


До чего красив лес! (Восклицательное предложение) Лес подлежащее, красив сказуемое, до чего обстоятельство степени.


А) устраивает (что? ) подстилку. Из мягкого (чего? ) лапника.

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Читайте также: