Сочинение на тему золотое руно

Обновлено: 30.06.2024

из древногреческой мифологии что обазначает Золотое руно и почему его хотели аргонавты ? руно мифология аргонавт

Миф о золотом руне (краткое содержание)

Согласно греческому мифу, в городе Орхомене (область Беотия) некогда правил древним племенем минийцев царь Афамант. От богини облаков Нефелы он имел сына Фрикса и дочь Геллу. Этих детей ненавидела вторая жена Афаманта, Ино. В неурожайный год Ино обманом склонила мужа принести их в жертву богам для прекращения голода. Однако в последний момент Фрикса и Геллу спас из-под ножа жреца баран с золотым руном (шерстью), посланный их матерью Нефелой. Дети сели на барана, и он понёс их по воздуху далеко на север. Гелла во время полёта упала в море и утонула в проливе, который с тех пор стали называть по её имени Геллеспонтом (Дарданеллы). Фрикса же баран унёс в Колхиду (ныне – Грузия), где его воспитал как сына местный царь Ээт, сын бога Гелиоса. Летучего барана Ээт принёс в жертву Зевсу, а его золотое руно повесил в роще бога войны Ареса, приставив сторожем к нему могучего дракона.

Аргонавты (Золотое руно). Союзмультфильм

Тем временем другие потомки Афаманта построили в Фессалии порт Иолк. Внук Афаманта, Эсон, царивший в Иолке, был свергнут с трона своим сводным братом, Пелием. Опасаясь козней Пелия, Эсон скрыл своего сына, Ясона, в горах у мудрого кентавра Хирона. Ставший вскоре сильным и смелым юношей Ясон жил у Хирона до 20 лет. Кентавр обучил его военным искусствам и науке врачевания.

Ясон
Вождь аргонавтов, Ясон

Когда Ясону исполнилось 20 лет, он отправился в Иолк требовать, чтобы Пелий вернул ему, наследнику законного царя, власть над городом. Своей красотой и силой Ясон сразу обратил на себя внимание граждан Иолка. Он посетил дом своего отца, а потом отправился к Пелию и предъявил ему своё требование. Пелий сделал вид, что согласен уступить престол, но поставил условием, чтобы Ясон отправился в Колхиду и добыл там золотое руно: ходили слухи, что от обладания этой святыней зависит благоденствие потомков Афаманта. Пелий рассчитывал, что его молодой соперник погибнет в этой экспедиции.

По всеобщему убеждению, завладеть золотым руном было практически невозможно. Уже сам путь в Колхиду (на нынешнем Черноморском побережье Кавказа) изобиловал бесчисленными опасностями. Если бы кто и сумел пройти этот путь, он имел бы дело с могучим Ээтовым войском, но даже в случае победы у него не оставалось бы шансов одолеть страшного дракона. Впрочем, Пелий надеялся, что Ясон просто-напросто устрашится всех этих опасностей, в противном же случае его ждала неминуемая гибель. Но Ясон был герой, а герои берутся за любые поручения, и препятствия, по их мнению, для того и существуют, чтобы их преодолевали.


Золотое руно

Новая жена царя

Она стала потихоньку убеждать супруга, что боги хотят, чтобы он принес Геллу и Фрикса в жертву, иначе всей стране грозит голод. Для того чтобы убедить мужа в своей правоте, она заставила служанок поджарить семена, которые были запасены для всходов. Естественно, после такой обработки на поле не появилось ни одного колоска. Царь сильно опечалился от этого.

Страна стояла на пороге бедствия, Афамант решил узнать судьбу у оракула Дельфы и отправил к нему гонцов. И тут Ино все предусмотрела, она перехватила людей и подкупила их дарами и золотом. Им было велено сказать ее супругу, что он должен принести в жертву Геллу и Фрикса, таким образом он отвернет беду от своего народа. Афамант не знал места от горя, но все же решился на страшный шаг ради населения страны.

В это время ничего не подозревавшие дети забавлялись на пастбище с овцами. Тут они увидели среди других животных барана со сверкающей шерстью. Согласно мифам Греции, золотое руно — это драгоценная шкура животного. Они подошли к нему и услышали: " Дети, меня к вам отправила ваша матушка. Вы в опасности, я должен спасти вас от Ино, отправив в другую страну, где вам будет хорошо. Усаживайтесь мне спину. Фрикс будет крепко держаться за рога, а Гелла — за спину брата. Только вниз смотреть нельзя, иначе будет сильное головокружение".

Гибель Геллы

Мальчика животное принесло в далекую северную Колхиду, где его уже ждал царь Ээт. Он растил мальчика как родного, баловал его и дал ему прекрасное образование. Когда Фрикс возмужал, он отдал ему в жены свою любимую дочь Халкиопу. Жили супруги душу в душу, и у них родилось четверо мальчишек.

В то же время Ино родила Афоманту еще детей. Позже они создали в Фесалии порт под названием Иолк. В этой местности правил внук царя Беотии. Имя его было Эсон. Его сводный брат Пелий устроил переворот и свергнул родственника. У Эсона был сын Ясон, который являлся также наследником, и ему грозила опасность. Опасаясь, что мальчика могут убить, отец спрятал его в горах, где его охранял мудрый кентавр Хирон. У каждого современного человека имя Ясон ассоциируется с мифом о золотом руне.

Прожил ребенок у кентавра долгих 20 лет. Хирон учил его наукам, вырастил сильным и крепким. Ясон владел основами врачевания и преуспевал в военном искусстве.

Вождь аргонавтов - Ясон

Когда парню исполнилось 20 лет, он решил вернуть власть отца в свои руки. Он обратился к Пелию с требованием вернуть ему престол отца. Тот якобы согласился, но решил хитростью погубить парня. Он поведал ему о золотом руне, которое приносило удачу и блага потомкам Афаманта. По коварному замыслу Пелия Ясон должен был погибнуть в этой экспедиции.

Ясон начал собирать команду. Среди его верных друзей были:

  • Геракл;
  • Тесей;
  • Кастор;
  • Полидевк;
  • Орфей и другие.

Ясон - глава аргонавтов

Миф о плавании аргонавтов в Колхиду

Первая остановка Арго была на острове Лемнос. У местности была интересная история. Мужчин здесь практически не было, поскольку их убили жены. Несчастные поплатились за многочисленные измены. Подбила их на преступление грозная царица Гипсипила.

Аргонавты сошли на землю и некоторое время развлекались с красавицами, пировали и отдыхали. Вдоволь навеселившись, они вспомнили о своей миссии и последовали дальше.

Путь следования аргонавтов

Следующая остановка путешественников была на полуострове Кизик (Пропонтид, Мраморное море). Местный правитель хорошо принял аргонавтов. В благодарность за это они помогли ему побороть шестируких великанов, которые жили рядом и нападали на жителей Кизика.

Корабль аргонавтов

Ясновидящий из Фракии

Геракл и Медея

Далее аргонавты попали на остров Аретии, где подверглись нападению стимфалийских птиц. По стечению обстоятельств этих страшных тварей прогнал из Греции Геракл. Птицы имели перья-стрелы из бронзы, от которых воины прикрывались щитами.

Аргонавты добывают золотое руно

Наконец-то аргонавты прибыли в Колхиду. Как говорится в мифе о золотом руне, добыть драгоценную шкуру было почти невозможно. Тут и пришла на помощь Афродита. Она возбудила в сердце Медеи, дочери Ээта, пылкую страсть к Ясону. Влюбленная девушка и провела аргонавтов к царю.

Волшебница Медея

Медея была волшебницей, и если бы не ее способности, то Ясон бы погиб. На аудиенции с царем вождь аргонавтов попросил Ээта отдать ему золотое руно взамен на любую услугу. Правитель был разгневан и придумал для Ясона очень сложное задание. По его замыслу главный аргонав, должен был погибнуть, выполняя его. Ясон должен был распахать поле бога войны Ареса с помощью огнедышащих быков. На нем аргонавт должен был посадить зубы дракона, а выросших из них воинов Ясон должен перебить.

Задание было не под силу никому, и Ясон мог погибнуть, если бы не влюбленная волшебница. Медея отвела аргонавта в храм и дала ему чудодейственную мазь. Она делала любого воина неуязвимым.

Ухищрения Медеи

Ясон воспользовался подарком Медеи и получил от Ээта драконьи зубы. Быки царя чуть не убили главу аргонавтов, но ему помогли Полидевк и Кастор, два брата силача. Все вместе они впрягли быков в плуг и вспахали поле. Тут явились ратники в латах, которые выросли из зубов. Медея перед битвой посоветовала возлюбленному кинуть в толпу воинов камень. Не поняв, кто это сделал, они начали нападать друг на друга. Так постепенно они сами себя и уничтожили. Тех, которые остались, добил своим мечом Ясон.

Дракон, охранявший руно

Царь Ээт был поражен победой Ясона и догадался, что ему помогла дочь. Медея поняла, что всей команде аргонавтов и ей грозит опасность от разъяренного отца. Ночью она повела возлюбленного за золотым руном. Дракона она усыпила с помощью своего колдовского зелья. Глава аргонавтов заполучил драгоценно руно, и они вместе с Медеей и командой отправились в Грецию.

Сегодня мы знакомимся с циклом мифов об аргонавтах, и нашей главной задаче — понять, в чем же состоял смысл странствия древнегреческих героев за золотым руном, как он связан с тогдашним воображением о миру и человеке, и осознать сущность чрезвычайного художественного мировоззренческого таланта давних греков, изыскивать мифологические средства для восхваления героев и возведение их на пьедестал славы и бессмертия. Аргонавты — это древнегреческие герои, которые осуществили странствие к Колхиде за золотым руном. их так стали называть по названию корабля “Арго”, построенного выдающимся мастером Аргом, сыном Арестора, с помощью богини Афины Паллади.

Сюжетная линия. Золоторунний овен, дар бога Гермеса. Вторая жена Афаманта ино задумала убить его детей Фрикса и Геллу. их иметь Нефела с помощью Гермеса послала золоторунного овен, чтобы спасти детей. Гелла утонула в море (которое стали звать Геллеспонтом, современный Дарданельский проток), а Фрикс оказался в стране волшебника Еета, сына Гелиоса, в далекой Колхиде. Золоторунного овен принесли в жертву Зевсу, а руно под охраной огнедышащего дракона повесили в роще Арес, бога войны. Фрикс стал зятем Еета, Чоловикомхалкиопи.

Ясон, Есон, Пелий, Ферет и Амфаон — брать Есона, дядья Ясона; Адмет и Мелампод — двоюродные братья Ясона. Ясон вернулся в иолк, обутый лишь в одну сандалию и на плече была накинута шкура пантеры. На площади состоялась его разговор с Пелием. Ясон вернулся в дом отца, принесши радость, которую приехали разделить его дядья и брать. Пелий ставит условие Ясону, по которой он отдаст власть, — возвратить в Грецию золотое руно. Мы видим Ясона, смелого, откровенного, честного, и трусливого, коварного Пелия.

Ясон собирает спутников и готовится к походу в Колхиду. Ясон, Геракл, Тесей, Кастор и Полидевк, идас и Линкей, Калайд и Зет, (крылатые герои), Мелеагр, Анкей, Адмет, Теламон — древнегреческие герои. Орфей — выдающийся певец. Арг — строитель корабля “Арго”, Афина и Гера, Пелий. Ясон объехал все страны Греции, призывая прославленных героев принять участие в походе. Мастер Арг построил невиданный к тогда корабль. Афина и Гера всячески содействуют походу

Аргонавты на Лемноси. Царица Лемносу Гипсипила, ее отец Фоант. Старая лемнянка Полуксо, Ясон и его спутники. Лемнянки убили всех мужчин за их измену. Юная царица спасла только своего отца. По совету Полуксо аргонавтов впустили в город, где они погрузились в веселье и банкеты. Геракл, который остался на корабле, тайно вызвал аргонавтов за город и напомнил им о подвигах. Аргонавты возникают перед выбором — жить безопасно и беззаботно или наражати себя во всякое время на опасность. Геракл воплощает мысль родительного сообщества, для которого осуществление подвига и даже героическая смерть полагали смыслом жизни мужчины

После гостини в царя Кизика аргонавты побеждают шестируких великанов. Перемена ветра снова заставила их вернуться ночью к берегам Кизику. Жители полуострова приняли их в темряви за морских разбойников. Состоялась битва друзей с друзьями, в которой погиб юный царь Кизик. Три дня продолжительная жалоба за вбитыми. Аргонавты достигли берегов Мизий, страны на западе Малой Азии, чтобы запастись водой и пищей. В лесу Геракла, который хотел себе сделать новое весло, встретил его друг Полифем (мужчина сестры Геракла Лаономи из рода лапифив) и сообщил, что слышит голос юного Гиласа (любимца и зброеноши Геракла), который звал их на помощь. Аргонавты поплыли дальше, не заметив отсутствия друзей. Друг Геракла Таламон требовал вернуться. Но из морской глубины поднялся вещий морской бог Главк, который остановил “Арго” и поведал, что Геракла задержано из воли Зевса. Герой должен вернуться, к Греции и на службе в Еврисфея осуществить двенадцать бессмертных подвигов. Аргонавты успокоились и поплыли дальше.

Этот миф воссоздает верование давних греков в то, что все происходит из воли богов, что каждый человек или герой беспрекословно должны выполнять веление Зевса.

Аргонавты в Вифиний. В Вифиний, стране на северо-запад Малой Азии, аргонавтов встретили враждебно. Царь Амик обидел их, назвавши бродягами, и вызвал на бой. Сын Зевса и Леди юный Полидевк принял его вызов. Жестоким был бой. В нем прославились еще и герои Кастор и Анкей. Богатой была добыча, славной победа над бебриками. Поперше, бебрики и их царь Амик не проявили гостеприимности, которое осуждалось всегда людьми. Подруге, он обидел героев, назвавши их бродягами. Потрете, считал себя лучшим чем все

Каждый миф будто представляет поочередно величайших героев, которые были спутниками Ясона, показывает их чрезвычайные возможности. Мифы об аргонавтах является своеобразным свидетельством того, как древние греки открывали и расширяли свое воображение об окружающем миру. Строфади, или Плотийськи острова, лежат на юге Греции, против западного побережья Мессений.

Странствие аргонавтов длится. На них караулит страшная опасность возле Симплегадських скал. И по совету Финея они выпустили голубя, который пролетел между ними. “Арго” прибегло также пройти этот страшный путь и после этого скалы навсегда стали незыблемыми — сбылось веление — между ними пропливкорабель.

Пелий не возвратил власти Ясону. Ясон и Медея решили отомстить. Был разработан хитрый план. Медея возвратила молодость Есону, отцу Ясона, а потом уговорила дочерей Пелия подговорить его согласиться на возвращение молодости. Медея получила поддержку богини тьмы и колдовство Гекати. Медея добила Пелия, перед этим заставивши его дочерей поднять на отца мечи. Пелия похоронено, и его сын Адраст выгоняет Ясона с Медеею с иолку. Они отправляются к Коринфу. Ясон и Медея не нашли счастья в Коринфи. Ясон полонився красотой Главки и хотел вступить в брак вторично, забыв клятвы Медей, которая и сделала его героем. Медея, оскорбленная и взбешенная, убивает Креонта и Главка и своих сыновей от Ясона, нанесши ему невыразимой боли. Страшная месть Медей. Ясон больше никогда не имел покоя. Он нашел свою смерть под обломками “Арго”, в тени которого прилигспочити.

В цикле мифов об аргонавтах действуют уже прославленные к тому времени Геракл и Тесей, которые были герояминапивбогами, большинство спутников Ясона есть также детьми богов и землян. Но сам Ясон имеет обеих родителей земных. Еще и до сих пор терпит мучения прикованный на Кавказе Прометей, еще не состоялось его освобождения Гераклом. Покровительницы Ясона и аргонавтов Гера и Афина просят помощи у Афродиты, богини любви, чтобы она с помощью своего сына Эрота зародила любовь к Ясона в сердце Медей, колдуньи и дочери Еета. Только она могла помочь Ясону получить золотое руно

История Ясона, который собрал компанию героев (включая Орфея и Геракла) и на корабле "Арго" отправился в Колхиду за Золотым руном, претерпевая по пути разные приключения, таит в себе множество смыслов, спрятавшихся за ее увлекательным сюжетом.

Но во-первых, надо разобраться с самим руном - откуда оно появилось, и почему за ним надо было ехать?

История начинается задолго до того, как Ясон предпринял свою экспедицию. Когда-то очень давно коварная Ино подменила ответ оракула, и царь Афамант совершил преступление, ошибочно решив принести в жертву сына Фрикса. Но в самый драматичный момент явился баран с золотым руном и спас Фрикса и его сестру Геллу, посадив на себя и ринувшись в море, держа направление в сторону Колхиды. (Чудесное спасение детей не напоминает вам сюжет про Аврама и Исаака?). В данном случае баран был послан богиней облаков Нефелой, которая была матерью этих детей.

Однако по пути Гелла упала с барана и погибла (ее именем назвали Геллеспонт), а мальчик доехал таки до Колхиды. Люди там решили, что принести в жертву богам надо самого барана, что и было сделано. А его золотое руно вывесили для почитаний.

Вроде как относительный хеппи-энд, но ведь изначальное преступление не было искуплено. Из-за этого Греция впала в период тяжелых испытаний. То есть мы видим тут одну из версий первородного греха, тема, которая была мощно обыграна в Библии. Философский смысл этой темы в том, что исходное преступление меняет порядок вещей, течение жизни теряет свою естественность, мир теряет гармонию. Чтобы вернуть изначальное состояние упорядоченности, нужно искупить грех.

Ясон выбран богами для свершения этой миссии. По сути, он должен стать спасителем Эллады.

Но сам Ясон не понимает своего назначения. Он воспитан кентавром Хироном (олицетворение природной мудрости и силы), но является царевичем и, повзрослев, отправляется требовать своих законных прав, поскольку трон незаконно занял его дядя Пелий. Этот Пелий, вообще-то, находится в отчаянии, так как земля истощена, люди недовольны, а оракул говорит, что надо опасаться человека в одной сандалии, а также, что процветание страны возможно только при свершении искупления греха. То есть - возвращения золотого руна и тени Фрикса.

И тут является Ясон, как раз в одной сандалии (почему - это отдельная история), и Пелий отправляет его в Колхиду за руном. В надежде, что он там погибнет.

Претерпев кучу приключений, аргонавты прибывают в Колхиду, но ясно, что Золотое руно никто им не отдаст просто так. Местный царь задает Ясону заведомо невыполнимые задания, но тут на помощь приходит царевна Медея. Она волшебница, знает тайны трав и ядов и готова на все ради Ясона, так как влюбилась в него. Это отнюдь не благостный образ, Медея - братоубийца, расчленительница, в конечном счете, убийца собственный детей, это образ неистового женского либидо.

Добыв руно, аргонавты возвращаются в Грецию, с ними Медея. Однако счастья нет. События накатывают одно за другим, одно ужаснее другого. Означает ли это, что утерянную гармонию не вернуть никак? Не в том ли смысл мифа, что за злом следует только зло, и благие намерения, ради достижения которых идешь на преступления, превращаются в свою противоположность?


Мифы Древней Греции, известные во всём мире, подарили человеческой культуре легенду о мореплавателях из Эллады.

Рождение мифа

Всё уже было готово к обряду жертвоприношения, когда Нефела решила спасти своих детей, отправив за ними золотого барана, способного летать. Животное улетело с Фриксом и Геллой в сторону севера, а позже мифическое существо было принесено в жертву Зевсу.

После этих событий потомки Афаманта построили Иолк — порт в Фессалии. Эсона, правившего в Иолке, сверг его сводный брат Пелий. Отрёкшийся от власти Эсон испугался за своё потомство и решил спрятать сына, названного Ясоном, в горах. Мальчик рос среди чистой природы, а воспитывал его кентавр Хирон.

От него же Ясон узнал историю своей настоящей семьи. Сын Эсона возмужал и задумал вернуться в Иолк. По пути в портовый город Ясон помог встретившейся ему старушке перейти на другой берег реки. Он и не подозревал, что на самом деле это была богиня Гера, проверявшая его великодушие. Гера стала покровительницей Ясона.

Явившись к Пелию, Ясон сразу заявил о желании восстановления справедливости. Испугавшийся сына Эсона Пелий решил обмануть своего родственника, сказав, что не может отпустить власть, так как дух Фрикса требует возвращения золотого руна.

Начало путешествия

Впервые аргонавты остановились на Лемносе. Враждебные жительницы острова, незадолго до этого убившие всё мужское население за измены с фракийскими девушками, приготовились атаковать путников.

Однако вместо битвы они устроили совет, на котором прозвучала мысль о том, что без мужчин всё население Лемноса вымрет. Поэтому аргонавтов впустили в город Мирину. Многие мореплаватели нашли там свою любовь, от этих союзов родились дети. Но Геракл, остававшийся верным своей жене, начал упрекать аргонавтов за бездействие, и путешествие продолжилось.

Отплыв с Лемноса, аргонавты достигли Мраморного моря, ночью обойдя пролив, подчинённый царю Трои Лаомедонту. Высадились путешественники на полуострове под названием Арктон. Их с радостью встретил местный царь, пригласивший путников на свою свадьбу. Во время праздника на людей, оставшихся сторожить корабль, напали чудовища, имевшие шесть рук.

Они вылезли из земли, но их атаку быстро отбили. После этого инцидента путники отправились в сторону Босфора. По пути туда их настиг сильный ветер, отогнавший судно в сторону. На мореплавателей напали хорошо экипированные войска, часть из которых пала, сражаясь с аргонавтами, а другая — бежала. Вскоре Ясон обнаружил, что ветер принёс судно к восточному берегу Арктона, и царь Кизика, с которым они ещё недавно пировали на свадьбе, лежит мёртвым — он принял аргонавтов за пиратов и пал в бою с ними.

Путники похоронили славного царя. После нескольких дней, отличавшихся плохой погодой, вызванной смертью царя, они смогли продолжить путешествие.

Однако герой узнал о том, что его оруженосец Гилас пропал. Помощник Геракла влюбился в нимф и отправился в подводный грот с ними. Сын Зевса отправился искать оруженосца. Не дожидаясь Геракла, Ясон приказал аргонавтам отплывать утром.

Стремясь добыть золотое руно, аргонавты прошли ещё через множество приключений. Они участвовали в Олимпийских играх, приняв вызов от сына Посейдона Амика, сражались с войсками бебриков, совершили ритуал жертвоприношения, чтобы задобрить бога морей, спасли царя Салмидесса Финея от гарпий. Кстати, последний помог пробраться аргонавтам через скалы и подсказал, что добыть золотое руно им поможет Афродита. Аргонавты преодолели скалы Симплегады, сталкивающиеся друг с другом.

Медея — любимая женщина и спасение Ясона

Вскоре корабль аргонавтов прибыл в Колхилду. Богини-покровительницы путников смогли уговорить Афродиту вызвать в Медее любовь к Ясону.

Предводитель аргонавтов попросил местного правителя отдать ему золотое руно, пообещав сделать всё, что захочет Ээт. Царь, не желавший расставаться с легендарной реликвией, придумал для Ясона невыполнимое задание: ему необходимо было запрячь царских огнедышащих быков в плуг, распахать на нем поле бога войны Ареса, засеять его зубами дракона и перебить закованных в броню ратников, которые вырастут из этих зубов.

Аргонавты. Источник: diletant.media

Ясон мог погибнуть, выполняя задание Ээта, если бы не влюблённая в него Медея. Девушка подарила вождю аргонавтов волшебную мазь богини Гекаты. Мазь делала человека неуязвимым. Ясон ответил взаимностью Медее и предложил уплыть в Элладу вместе с ним. Ночью он принёс Гекате жертву, а днём уже выполнял поставленные Ээтом задания. С помощью мази и советов возлюбленной Ясон справился со всеми трудностями.

Царь был шокирован подвигами Ясона, в эту же ночь вместе с Медеей отправившегося за золотым руном. С помощью заклинаний девушка усыпила дракона, сторожившего сокровище. Ясон забрал руно, и аргонавты, а вместе с ними и Медея, отправились домой, опасаясь преследований Ээта, не желавшего прощаться с реликвией.

После погони аргонавты наткнулись на новую неприятность. Они попали в сильную бурю и чуть не погибли. Ясону и Медее пришлось выйти на сушу, чтобы попросить у богов прощения за смерть Аспирта в ближайшем храме.

Корабль аргонавтов прошёл Сциллу и Харибду, пение сирен, сильные ветры и мощные волны, унёсшие команду путешественников в безжизненную пустыню, спастись в которой людям Ясона помог лишь ритуал жертвоприношения и источник, ранее добытый Гераклом.

Медея вновь спасла аргонавтов, напоив враждебного великана Талоса, бросавшего камни во всякого, кто приблизится к острову Крит, снотворным напитком. Пока чудовище спало, девушка вбила ему гвоздь в единственную вену, шедшую от шеи к щиколотке.

Позже аргонавтам на помощь пришли силы бога Аполлона, спасшего путников от бури, осветив им маршрут золотыми стрелами. Наконец мореплаватели прибыли в Иолк. Ясон принес золотое руно Пелию, но тот не выполнил своего обещания и не вернул вождю аргонавтов царского трона.

Источники

Материалы по теме

От спартанцев в наше время остались только легенды и сказания, из которых следовало, что народ этот жил по воинским суровым законам. Именно сила ценилась в Спарте, и если верить древней легенде, слабых новорожденных они бросали в пропасть. Но с возрастом каждый человек теряет свою силу.

В это нелегко поверить, но еще на закате античности, более полутора тысяч лет назад, можно было пропутешествовать из Рима в Афины или из Испании в Египет, практически все время оставаясь на шоссе с твердым покрытием. За семь веков древние римляне опутали весь Средиземноморский мир — территории трех частей света — высококачественной дорожной сетью общей протяженностью в два земных экватора.

А вот ещё:

Что животным известно о смерти?


Из-за интеллекта человек разучился жить просто и умирать спокойно. Как та самая сороконожка, которая задумалась над тем, что в данный момент делает ее тридцать пятая нога, и забыла, как передвигаться. Свободное существование в природе и естественная принадлежность ее грубым силам — то, что есть у животных и традиционно вызывает зависть человека. Мы решили разобраться в том, как животные покидают этот мир и осознают ли они смысл этого события.


Медуза Turritopsis nutricula

Благодаря трансдифференциации, умению обновлять клеточный состав, Turritopsis nutricula может двигаться вспять своему развитию, то есть вместо старости к детству. Когда это необходимо, она запускает процесс омоложения: сперва выворачивается наизнанку, поджимает щупальца, а затем постепенно абсорбирует жидкий скелет, принимая состояние бесполого полипа, обычного для начала жизненного цикла большинства представителей своего вида. После обнуления жизненных часов движение снова становится поступательным, заново включается механизм роста и Turritopsis nutricula возвращается к взрослому состоянию. И так до бесконечности.

Помимо Turritopsis nutricula в мире есть еще одно существо, чей жизненный потенциал приближается к бесконечному. Это гидра из типа стрекающих, которая обладает уникальной способностью к регенерации. Этот крошечный полип (не больше 20 мм) умеет восстанавливать организм из частей плоти.


Гидра обыкновенная Hydra vulgaris

Если его разорвать пополам, каждый из кусков скоро окажется полноценным, хватит и меньше половины — регенерация возможна от 1/200 изначального объема гидры. Теперь легко представить, как размножается полип и почему ассоциируется с древнегреческим мифологическим чудовищем.

Гидра в отличие от Turritopsis nutricula обитает в пресноводных водоемах и малоподвижна. В естественной среде эти два бессмертия не пересекаются, и, кажется, благодаря своим суперсилам уже давно должны были захватить весь мир. К счастью, океан не превратился в мезогельную жижу из медуз, а реки свободны от бесконтрольно почкующегося полипа по одной простой причине — их очень легко убить. Голод, погода и хищники берут на себя работу Геракла и возвращает справедливое распределение смерти даже туда, где эволюция, казалось бы, нашла необходимые для вечного существования лазейки.

На земле обитают и такие животные, чья жизнь продолжается по-настоящему долго.

Возраст выловленного в 2007 году у исландского побережья двустворчатого моллюска Arctica islandica составил 410 лет. Среднестатистическому жителю России этого времени хватило бы на 6,3 жизни.


Моллюск Arctica islandica

Гигантская черепаха Адвайта умерла в 2006 году, когда ей исполнилось 255 лет. К этому моменту она была практически ровесницей США, только на два года старше. Гренландский кит — рекордсмен-долгожитель среди млекопитающих, способен продержаться на плаву до двух веков. Достаточно для того, чтобы на свет появились ваши прапрапраправнуки. Американский лобстер способен дожить до 140 лет. Если, конечно, не будет подан к обеду, что чаще всего и случается. Более инертные животные — вроде определенных видов коралловых и губчатых — при идеальных условиях высиживают под водой тысячелетия. Достижение, с которым могут сравниться лишь человеческая глупость и дубы в долине Джуруба.

Поденки, маленькие крылатые насекомые, в идеальных условиях живут один день, в среднем несколько часов, минимально полчаса. Тридцать минут полета, спаривание, смерть — мимолетная и функциональная участь.


И хотя личиночная фаза у поденки длится несколько лет, полноценная особь существует в рамках своего семантического кода. Впрочем, результат у всех один. Бесповоротная остановка жизнедеятельности организма, известная как смерть, настигает мушку так же, как и гренландского кита, и Turritopsis nutricula.

Конечность физического бытия — биологический факт, универсальный для всего, что принято называть живым. В случае человека идея смерти представляется одним из базовых элементов познания мира. Она формирует сознание, поведение, искусство, экономику, религию, политику. С начала времен человек придумал свой, особый механизм смирения, спрятанный в ритуале, выработал систему чувств к неизбежному концу и до сих мечтает преодолеть его. Он максимально погружен в культуру смерти или по крайне мере хорошо о ней информирован.

Но существует ли идея смерти вне человека, что знают о ней, как различают и переживают ее другие животные?

Наблюдать смерть в дикой природе не так просто. Обычно она спрятана за убийством ради еды или борьбой за выживание. Смерть здесь навязана инстинктом самосохранения, который животные чувствует лучше, чем мы — по крайней мере, до тех пор, пока сами не перейдем от мысли к опыту. Поэтому первый очевидный уровень восприятия смерти у животных — рефлексивный, направленный на то, чтобы избежать угрозы и выжить — во чтобы то ни стало.

Его легко спутать с осознанным переживанием, особенно когда человек, подверженный иллюзии антропоморфизма, интерпретирует боль и стремление ее преодолеть как понимание смерти животным. Кошка уходит умирать в одиночестве не потому, что видит приближающийся конец — просто это слабость подсказывает ей укрыться от внешних угроз для своего здоровья. Собака воет на луну не из-за тоски по бренному — это обозначение территории или момент социального взаимодействия. Сиротливый взгляд овцы перед забоем — это не эмоция, а проекция человеческого беспокойства.

Следующий уровень переживаний находится в отношениях животного к смерти другого. Может ли животное почувствовать утрату, обратить на нее внимание, прочувствовать ее до конца и отдать моменту необходимые символические почести?

Приматы будут первыми, кто способен претендовать на эмоциональную зрелость в этом вопросе. Например, гориллы живут в группах с развитой социальной структурой, поэтому способны испытывать сложные и направленные чувства к членам своих семей. Самый яркий пример — нежелание матери расставаться с мертвым ребенком. В декабре 2011 года в национальном парке Вирунга Демократической республики Конго в семье горных горилл одна из молодых матерей никак не могла смириться со смертью своего новорожденного ребенка. В течение недели она не выпускала из рук мертвое тельце, ухаживая за ним и проявляя очевидные признаки депрессии. Такое поведение встречается и у горилл в неволе. Посетители мюнстерского зоопарка могли наблюдать в 2008 году, как горилла Гана на протяжении нескольких недель таскала с собой умершего от болезни сердца детеныша.


Горилла с мёртвым детёнышем

Подробно задокументирована смерть шимпанзе Пэнси в шотландском сафари-парке. Дряхлеющая пятидесятилетняя особь в течение нескольких дней умирала от старости, а ее семейство, несмотря на свой буйный нрав, тихо собиралось вокруг тела.

В итоге смерть была зафиксирована одним из самцов группы. Он поднял ее руки, несколько раз пнул, после чего остальные шимпанзе нашли в себе силы отойти от мертвой Пэнси. Единственной, кто остался рядом, была ее дочь Роузи. Она провела с трупом всю ночь, а на следующий день уже с помощью вернувшихся обезьян ухаживала за телом, счищая с него солому и грязь.

Потом шимпанзе забрали сотрудники парка, а семейство еще несколько дней не возвращалась на свое излюбленное место ночлежки. Более того, в течение следующей недели они вели себя неожиданно тихо и съели значительно меньше еды, чем обычно. Похожая реакция была запечатлена в 2009 году в Камеруне на уже ставшей знаменитой фотографии, где скончавшаяся от старости шимпанзе вызывает у своих соплеменников вид, близкий к поминальному.

Кроме приматов чутким отношением к смерти отличаются и слоны. До XX века существовал миф, что эти огромные травоядные животные чувствуют приближение своей гибели и уходят умирать в места, еще раньше облюбованные их предками. Кладбища слонов мечтали найти и ученые, и меркантильно мотивированные продавцы бивней, но поиски оказались либо не верифицируемы, либо безрезультатны.

Главным достижением этого мифа стал большой массив данных о предсмертных повадках животного. Больной, умирающий слон испытывает огромную жажду и в последние часы своей жизни идет по проторенному пути к водопою. Там, вдоволь напившись, он погружается в воду, где и встречает смерть. Когда такие водоемы высыхают, то в них обнаруживают останки слонов, но к масштабам, напоминающим кладбища, они все-таки не приближаются.


Слоны собрались около погибшего собрата

В миланском исследовательском институте Tethys также считают, что на смерть могут реагировать и дельфины. Ученые не раз наблюдали у самок сильную привязанность к умершим детенышам. Последний такой случай был зафиксирован в Южно-Китайском море с самкой афалина. Подобные модели поведения в разной степени выделяются у жирафов, гусей, собак и других животных с зачатками социального поведения. Они фиксируют появления чувства утраты, определенного ощущением родовой принадлежности и групповой привязанности.

Конечно, лучшим доказательством осознанных отношений к смерти у животных был бы самый глубокий уровень ее понимания — самоубийство. Но никаких серьезных исследований или примеров суицидального поведения среди животных на сегодняшний момент нет. Выбросившиеся на берег киты сбиваются с пути. Лемминги срываются с обрыва по глупой случайности. Стерильная пчела умирает, потеряв жало — не от большой смелости, а потому что не может иначе. Собаки прыгают с моста, почуяв что-то съестное.

Восприятие смерти у социальных животных не всегда связанно с инстинктом. Ее ареал выходит за пределы рефлексивного и позволяет определенным видам по-особенному выделять гибель сородичей, пусть и не используя привычный нам набор эмоциональных реакций.

Интенсивный график съемок и существование в неволе все хуже и хуже сказывались на состоянии умелой актрисы, пока наконец она не впала в депрессию. Подавленное состояние прогрессировало и привело к тому, что Кэтти свела счеты с жизнью прямо на руках О’Бэрри. Смерть наступила от асфиксии. Она попросту перестала дышать. Для того чтобы полностью прочувствовать историю Кэтти, следует понимать, что дельфины дышат сознательно, а каждый новый вздох для них — это осмысленный акт.

Есть ли у трагедии, кардинально изменивший жизнь О’Бэрри, какой-либо значимый научный фундамент, покажут лишь будущие исследования. Но всего вышеперечисленного о взаимодействиях животных со смертью уже хватит для того, чтобы засвидетельствовать — восприятие смерти у социальных животных не всегда связанно с инстинктом. Ее ареал выходит за пределы рефлексивного и позволяет определенным видам по-особенному выделять гибель сородичей, пусть и не используя привычный нам набор эмоциональных реакций. Антропоцентризм в данном случае оказывается еще обманчивее антропоморфизма, а на вопрос, переживают ли животные смерть, находится свой короткий ответ: некоторые — да, и это надо учитывать.

Читайте также: