Сочинение на тему жизни и смерти в лирике лермонтова

Обновлено: 02.07.2024

И звук его песни в душе молодой
О стался — без слов, но живой.

И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

(Лермонтов М. Ю. Собр. соч. в 4-х томах, Т. 1, М., 1961, с. 239; далее цитирования произведений Лермонтова будут производиться по этому изданию. В скобках будут указываться только номера тома и страниц.)

Я предузнал мой жребий, мой конец,
И грусти ранняя на мне печать…

Кровавая меня могила ждет,
Могила без молитв и без креста…
(1, с. 192).

Предвидение сбылось, как и сбылось через 87 лет предсказание Лермонтова о падении в России царизма, предсказание, сделанное в 1830 году.

Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь…
(1, с. 140)

Как часто силой мысли в краткий час
Я жил века и жизнию иной,
И о земле позабывал. Не раз,
Встревоженный печальною мечтой,
Я плакал; но все образы мои,
Предметы мнимой злобы иль любви,
Не походили на существ земных.
О нет! все было ад иль небо в них.
(1, с. 183).

Ужель единый гроб для всех
Уничтожением грозит?
(1, с. 116).

В сырую землю буду я зарыт,
Мой дух утонет в бездне бесконечной!
(1, с. 179).
Конец! Как звучно это слово,
Как много — мало мысли в нем;
Последний стон — и все готово,
Без дальних справок — а потом?
Потом вас чинно в гроб положат,
И черви ваш скелет обгложут,
А там наследник в добрый час
П ридавит монументом вас.
(1, с. 387).

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
(1, с. 543).

Нет смерти; и сердце вторит нет;
Для смерти слишком весел этот свет.
И не твоим глазам творец судил
Г ореть, играть для тленья и могил…
Хоть все возьмет могильная доска,
Их пожалеет смерти злой рука;
Их луч с небес, и, как в родных краях,
Они блеснут звездами в небесах!
(1, с. 108).

Человек боится смерти, хочет быть бессмертным и иметь потустороннюю жизнь, причем это желание является за редким исключением всеобщим. Но может ли оно быть неисполнимым? По мнению Лермонтова, нет. Этого не допустит Бог.

Когда б в покорности незнанья
Нас жить создатель осудил,
Неисполнимые желанья
Он в нашу душу б не вложил,
Он не позволил бы стремиться
К тому, что не должно свершиться…
(1, с. 231).

Слишком коротка земная жизнь для существа с разумной душой, каким является человек, чтобы смерть определяла его абсолютный конец.

Не много долголетней человек
Цветка, в сравненье с вечностью их век
Равно ничтожен. Пережить одна
Душа лишь колыбель свою должна.
(1, с. 185).

Но я без страха жду довременный конец, —
Давно пора мне мир увидеть новый…
(1, с. 425).

Земле я отдал дань земную
Любви, надежд, добра и зла;
Начать готов я жизнь другую,
Молчу и жду: пора пришла…
(1, с. 435).

В то же время Лермонтов хорошо понимал важность земного срока жизни, короткого срока, за который человек должен успеть реализовать себя, проявить все свои творческие способности.

Боюсь не смерти я. О нет!
Боюсь исчезнуть совершенно.
Хочу, чтоб труд мой вдохновенный
К огда-нибудь увидел свет…
(1, с. 135).

О вечность, вечность! Что найдем мы там
З а неземной границей мира? — Смутный,
Безбрежный океан, где нет векам
Названья и числа; где бесприютны
Б луждают звезды вслед другим звездам.
Заброшен в их немые хороводы,
Что станет делать гордый царь природы,
Который верно создан всех умней,
Чтоб пожирать растенья и зверей,
Хоть между тем (пожалуй, клясться стану)
Ужасно сам похож на обезьяну
(2, с. 407).

Быть достойным и готовым к существованию в вечности — это значит преодолеть в себе животное начало, перенести тяготы бытия и стать в полной мере духовным творческим существом. Собственно говоря, земной срок жизни как испытание в своей конечной цели и предназначен для этого, о чем говорит и религия. Мне кажется, что именно при подобных мыслях у Лермонтова возникало страстное желание жить и творить, несмотря на все его устремления заснуть, забыться и уйти из земного мира.

Свершить чего-то! — жажда бытия
В о мне сильней страданий роковых…
(1, с. 190).

Я жить хочу! Хочу печали
Любви и счастию на зло;…

Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан? —
Он хочет жить ценою муки,
Ценой томительных забот.
Он покупает неба звуки,
Он даром славы не берет.
(1, с. 372).

Чтобы быть бессмертным, надо стремиться к совершенству, к великим идеалам и полноте бытия. Быть

Как тот, кто в грудь втеснить желал бы всю природу,
Кто силится купить страданием своим
И гордою победой над земным
Божественной души безбрежную свободу
(1, с. 320).

Но какие ощущения ожидают человека, пробудившегося к новой жизни после своей смерти? В стихотворениях Лермонтова — это, прежде всего, ощущение возвращения домой, на свою небесную родину. В них все перипетии, обусловленные смертью, описываются в рамках сновидений.

Ласкаемый цветущими мечтами,
Я тихо спал и вдруг я пробудился,
Но пробужденье тоже было сон;…

И чрез мгновенье снова жил я,
Но не видал вокруг себя предметов
Земных и более не помнил я
Н и боли, ни тяжелых беспокойств
О будущей судьбе моей и смерти:
Все было мне так ясно и понятно,
И ни о чем себя не вопрошал я,
Как будто бы вернулся я туда,
Где долго жил, где все известно мне,
И лишь едва чувствительная тягость
В моем полете мне напоминала
Мое земное краткое изгнанье.
(1, с. 302).

Вот с запада Скелет неизмеримый
П о мрачным сводам начал подниматься
И звезды заслонил собою…
И целые миры пред ним уничтожались,
И все трещало под его шагами, —
Ничтожество за ними оставалось!
(1, с. 87).

И мысль о вечности, как великан,
Ум человека поражает вдруг,
Когда степей безбрежный океан
С инеет пред глазами; каждый звук
Гармонии вселенной, каждый час
Страданья или радости для нас
Становится понятен, и себе
Отчет мы можем дать в своей судьбе.
(1, с. 188).

В представленных строках звучит позитивная оценка вечности, ее значения для человека. А вот стихотворение, в котором присутствует совсем другое отношение к вечности:

Тому ль пускаться в бесконечность,
Кого измучил краткий путь?
Меня раздавит эта вечность,
И страшно мне не отдохнуть!
(1, с. 382).

Здесь высказывается опасение по поводу того, что уставшему и привыкшему к ограниченным земным реалиям человеку будет неспокойно и неуютно в безмерных просторах вечности в своем посмертном бытии. А порой в состоянии крайнего упадка и отчаянья Лермонтов восклицал:

А теперь никого не люблю!

И я крылья забвенья ловлю:
Как я сердце унесть бы им дал!
Как бы вечность им бросил мою!
(1, с. 367).

Неоднозначным и противоречивым было у поэта отношение и ко всему земному. Он порой любил, а порой и ненавидел земную жизнь, ее страсти и муки (1, с. 59, 247, 292, 337). Его ненависть больше проявлялась при оценке людей и их нравственного состояния. Лермонтов клеймил людское ничтожество и вероломство, человеческую клевету, подлость, лживость и зависть. У него возникало страстное желание бежать от людей и остаться одному. Лермонтову хотелось занять место среди звезд и только сверху взирать на все, происходящее внизу (1, с. 228). Но как бы он не устремлялся к небесам, его все равно как магнитом тянуло к земному . Наверно, в связи с этим появлялись такие строки:

Как землю нам больше небес не любить?
Нам небесное счастье темно;
Хоть счастье земное и меньше в сто раз,
Но мы знаем, какое оно.

Мы блаженство желали б вкусить в небесах,
Но с миром расстаться нам жаль.
(1, с. 328).

Пускай холодною землею
Засыпан я,
О друг! всегда, везде с тобою
Душа моя.
Любви безумного томленья,
Жилец могил,
В стране покоя и забвенья
Я не забыл.

Что мне сиянье божьей власти
И рай святой?
Я перенес земные страсти
Т уда с собой
(1, с. 513-514).

Поэт принципиально не хочет терять связи с земными чувствами в своем посмертном состоянии и желает испытывать их даже в могиле.

Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша, вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.
(1, с. 543-544).

И я сошел в темницу, длинный гроб,
Где гнил мой труп, и там остался я.
Здесь кость была уже видна, здесь мясо
Кусками синее висело, жилы там
Я примечал с засохшею в них кровью.
С отчаяньем сидел я и взирал,
Как быстро насекомые роились
И жадно поедали пищу смерти.

Меня терзало судорожной болью.
Я должен был смотреть на гибель друга,
Так долго жившего с моей душою,
Последнего, единственного друга,
Делившего ее печаль и радость,
И я помочь желал…

Я припадал на бренные остатки,
Стараясь их дыханием согреть,
Иль оживить моей бессмертной жизнью;
О сколько б я тогда отдал земных
Блаженств, чтоб хоть одну, одну минуту
П очувствовать в них теплоту. — Напрасно,
Закону лишь послушные, они
Они остались хладны — хладны, как презренье.
(1, с. 85, 303).

Три ночи я провел без сна — в тоске,
В молитве, на коленах — степь и небо
Мне были храмом, алтарем курган;
И если б кости, скрытые под ним,
Пробуждены могли быть человеком,
То обожженные моей слезой,
Проникшей сквозь землю, мертвецы
В скочили б, загремев одеждой бранной!
(1, с. 256).

Но, увы, такое сверхъестественное чудо не осуществимо, во всяком случае пока. Поэт хочет обратиться даже к заходящему Солнцу с надеждой на то, что оно знает, как свершить чудо воскрешения.

Гляжу в безмолвии на запад: догорает
К раснея гордое светило,
Мне хочется за ним: он, быть может, знает,
Как воскрешать все то, что мило
(1, с. 365).

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога…
(1, с. 421).

На своеобразии христианской веры Лермонтова, о котором писали многие исследователи жизни и творчества поэта, я подробно останавливаться не буду. Отмечу только то, что поэт в своих молитвах обращался не к Христу, а к Богоматери, прося о том, чтобы Т а заботу о его судьбе взяла в свои руки.

Я, Матерь Божия, ныне с молитвою
П ред твоим образом, ярким сиянием…

Окружи счастьем душу достойную;
Дай ей сопутников , полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,
Ты воспринять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную
(1, с. 422).

Как известно, Лермонтов в младенчестве потерял мать, и, возможно, утрата матери и неудовлетворенное сыновье чувство и обратили его чаяния к образу Богоматери. Любовь к женщине как матери или как к своей возлюбленной занимала важное место в душе поэта, о чем говорит вся его поэзия, и он не сомневался в божественном небесном происхождении этого великого чувства. Лермонтов полагал, что и в загробной жизни любовь продолжает играть самую существенную роль. Порой он мечтал о какой-то таинственной возлюбленной, никак не называя ее по имени.

И странная тоска теснит уж грудь мою;
Я думаю об ней, я плачу и люблю,
Люблю мечты моей созданье
С глазами полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня
За рощей первое сиянье
(1, с. 467).

И с грустью тайной и сердечной
Я думал: жалкий человек.
Чего он хочет. небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
О дин враждует он — зачем?
(1, с. 503-504).

Хроника жизни великого русского поэта, написанная дореволюционным критиком и литературоведом А. М. Скабичевским в жанре историко-культурного исследования, дополняется в этой книге собранием уникальных исторических документов, касающихся дуэли М. Ю. Лермонтова с Н. С. Мартыновым, – материалами следствия и военно-судного дела 1841 года.

Книга рассчитана на самую широкую аудиторию и, безусловно, будет интересна как специалистам, так и неискушенным читателям любого возраста.

От издательства

Между тем Лермонтов в нашей литературе – явление в каком-то смысле уникальное и до конца может быть оценен как раз более зрелым читателем. Он прожил неполных двадцать семь лет, из которых ровно половину занимает его творческая жизнь, где, в общем-то, не было этапов и периодов, – совершенствовалась лишь художественная форма, мысли же, чувства и характеры словно были даны ему от рождения.

Какой он был в жизни, таков он был и в своем творчестве – настолько субъективном, что, пожалуй, невозможно отыскать ни одного произведения, которое так или иначе не относилось бы к личности и биографии самого поэта, сумевшего не только предсказать свою раннюю кончину, но и за год до смерти почти в точности описать ход и место роковой дуэли.

Вторая часть нашей книги посвящена гибели Лермонтова на дуэли с Н. С. Мартыновым и представляет собой собрание уникальных исторических документов – оригинальных материалов следствия и военно-судного дела 1841 г., которые дают возможность час за часом восстановить ход трагического поединка и поближе познакомиться со всеми его участниками и их дальнейшей судьбой.

Автор: Лермонтов М.Ю.

С Пушкиным Лермонтов не был знаком и не входил в его окружение. Стихотворение “Смерть поэта”, написанное сразу после получения известия о гибели Пушкина на дуэли, сделало молодого поэта как бы наследником и продолжателем пушкинских традиций в русской поэзии. “Погиб поэт! — невольник чести — пал, оклеветанный молвой…” Лермонтов как бы говорил от имени целого поколения, исполненного скорби о национальном гении и негодования, направленного против его врагов. “Смерть поэта” мгновенно распространилась в списках и принесла Лермонтову широчайшую известность, в том числе и в литературном окружении Пушкина. Заключительные 16 строк стихотворения, а особенно слова:

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь! —

были восприняты при дворе как “призыв к революции”.

Белинский, сравнивая Лермонтова с Пушкиным, предлагает не упускать из виду прежде всего то обстоятельство, что Лермонтов — “поэт уже совсем другой эпохи”. Эта эпоха полна трагического, и именно это и сформировало мировоззрение юного наследника пушкинской славы.

Пушкину довелось испытать горечь непонимания, и голос его иногда звучал, как глас вопиющего в пустыне. Поэт-пророк не всегда бывал понятен окружающим в своих пророчествах, и его поэзия вызывала в определенный момент вопрос: “Какая польза нам от нее?”

Лермонтов-поэт изведал не только одиночество и непонимание. Он уже фигура отчетливо трагическая. Гибель поэта в мире зла неминуема. Это подсказывала Лермонтову и судьба его гениального предшественника. Стихотворение “Смерть поэта” написано по горячим следам событий и под непосредственным впечатлением от них. Хотя речь идет о трагической судьбе конкретного человека, Лермонтов трактует происшедшее как проявление вечной борьбы добра, света со злом и жестокостью. Поэт гибнет от рук ничтожных людей. Это “Свободы, Гения и Славы палачи”. Поэт — гордое, независимое существо, дивный гений, явление небывалое и поэтому чужеродное в среде, живущей завистью, клеветой, занятой погоней за счастьем, понимаемым как чины, богатство, положение в обществе. Столкнулось высокое и низкое, земное и небесное, и “мир дальний” вновь одержал победу. Однако есть “Божий суд”, “есть грозный судия”. Время, века, человечество скажут свое слово.

Поэт-пророк — это образ, введенный в поэтический обиход Пушкиным. Таков и поэт Лермонтова. Появляется у Лермонтова, как и у Пушкина, образ карающего кинжала. В стихотворении “Поэт” (1838 год) Лермонтов строит лирическую композицию на сравнении своего собрата по перу с кинжалом. Назначение стихотворца сродни назначению кинжала. Поэзия в эпоху негероическую стала просто побрякушкой, наподобие кинжала, украшающего стену жилища. Власть над сердцами поэт променял на злато и смирился с судьбой. Эта жалкая роль недостойна того, кто способен зажигать сердца, пробуждать мысли. Стих “звучал, как колокол на башне” в прошлом, “во дни торжеств и бед народных”. Простой и гордый язык поэзии пушкинской поры предпочли теперь “блесткам и обманам”.

Заключительная строфа — это голос того, кто тяготится бездействием, для кого идеалы предшествующей эпохи не утратили ценностей:

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?

Иль никогда, на голос мщенья

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья.

Пушкинский пророк никогда не был осмеянным, он всегда мог пренебречь безумием непосвященных, сказать им: “Пойдите прочь”. Не таков пророк “совсем уже другой эпохи”. Лермонтов подхватывает тему пророчества, начатую Пушкиным, и развивает ее уже с учетом опыта жизни своего поколения. Его стихотворение 1841 года так и названо “Пророк”, повторяя название пушкинского стихотворения, созданного в 1826 году. В нем Пушкин намечал путь, которым надлежало идти тому, кто получил божественный дар: “Обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей”. Лермонтов показывает отдаленные последствия этого шага. Он точно знает, как род людской воспринимает пророчество высоких истин. Уже первая строка лермонтовского стихотворения содержит это своеобразное продолжение:

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка…

Это момент, которым завершилось стихотворение Пушкина. Для лермонтовского пророка этот момент стал началом страданий. Отправившись проповедовать любовь и правду, он ступил на трудный и опасный путь. Ему приходится жить в пустыне тем, что посылает ему судьба. Лишь звери, птицы, звезды внимают пророку. Люди глухи. Через шумный город пророк пробирается торопливо, подгоняемый каменьями, недобрыми или насмешливыми взглядами. Носитель высоких истин, призванный просвещать и наставлять, он сам становится объектом поучений. Впрочем, и пушкинский поэт получал иногда своего рода “социальный заказ”: “Сердца собратьев исправляй…” Но в пушкинскую эпоху толпа не была еще столь жестока и агрессивна.

Лермонтовский пророк, оставаясь твердым, спокойным и угрюмым, становится объектом мести за то, что его природа отлична от природы измельчавшего человечества. Само существование пророка — упрек людям. Так завершает Лермонтов тему, разработанную Пушкиным и, казалось, в полной степени завершенную. Но время потребовало корректив, и Лермонтов вносит эти коррективы. Сама его судьба и его гибель удивительным образом послужили своеобразным подтверждением предложенной им трактовки темы поэта и поэзии.

История повторилась, и сама эта повторяемость может служить указанием на то, что перед нами не случайность, а закономерность, которая не укрылась от проницательного взора продолжателя пушкинской традиции и создателя традиции новой.

Лермонтов сам ощущал себя наследником великого Пушкина. “Пророк” — это не единственная прямая перекличка с пушкинскими стихами. “Журналист, читатель и писатель” уже самим названием и драматической формой напоминает “Разговор книгопродавца с поэтом”. Современная Лермонтову поэзия, как ему кажется, явно деградировала:

Стихи — такая пустота;

Слова без смысла, чувства нету,

Натянут каждый оборот…

Настоящего искусства жаждет человек, живущий в одну из самых мрачных эпох русской истории, когда казалось, что само время остановилось, сама жизнь замерла:

Когда же на Руси бесплодной,

Расставшись с ложной мишурой,

Мысль обретет язык простой

И страсти голос благородный?

Это крик души того, для кого отсутствие внутренней жизни есть зло. Деградация коснулась всего. Критика выродилась в “мелкие нападки на шрифт, виньетки, опечатки”. Обвинения критиков беспощадны:

В чернилах ваших, господа,

И желчи едкой даже нету —

А просто грязная вода.

Настоящему писателю в такую эпоху трудно найти себе применение: “О чем писать?” Лишь изредка “забот спадает бремя”. Только тогда будущее не кажется таким беспросветным. Лишь в такие моменты берется он за перо: “Тогда пишу. Диктует совесть, пером сердитый водит ум”.

Итак, в эпоху деградации общества Лермонтов остался хранителем и продолжателем высоких заветов предшествующей эпохи. Его поэт-пророк остается носителем и хранителем высоких истин. Идеалы его поэзии остаются соотносимыми с идеалами пушкинского времени. В его стихах, правда, больше горечи, отчетливей отзвуки трагедии, но таковы свойства современного Лермонтову поколения. М. Ю. Лермонтов всегда будет жить в наших сердцах, так как сила его таланта никому не позволит забыть его имя.

Композиция, построение стиха

В этом стихотворении присутствует несколько героев:

  • погибший поэт,
  • те, кто злобно гнал смелый дар поэта,
  • его непосредственный убийца.

Читатель знает, что эти герои не абстрактные, не вымышленные, а вполне реальные, исторические личности: поэт Александр Сергеевич Пушкин, его убийца – Жорж Дантес. А те, кто гнал свободный смелый дар – император, шеф жандармов и Главный начальник III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, и другие приближенные к императору лица.

По композиции стихотворение делится на отдельные части, которые переплетаются между собой:

  • 1 часть посвящается непосредственно погибшему поэту. Лермонтов рассказывает, в каких условиях оказался Пушкин и почему он погиб.
  • 2 часть обращена к людям, которые стали косвенными или прямыми виновниками его гибели.
  • 3 часть закольцовывает первую. По сути, эти 11 строчек – конец первой части.
  • 4-я часть должна была стать заключительной. Но Лермонтов дописал стихотворение.
  • 5 часть – это те самые 16 последних строк, в которых он обращается опять к палачам свободы, гения и славы. Этими строками он обличает виновных в гибели Пушкина и напоминает о Божьем суде.

Основная часть стихотворения написана четырехстопным ямбом и перекрестной рифмовкой. В последних 16 строках поэт, столь щепетильный к ритмике своих стихотворных произведений, допустил некоторую вольность. В стихах встречаются и пяти-шестистопные строки. Рифма сохраняется перекрестная, с чередованием женских и мужских рифм.

Возможно, эти строки были действительно написаны в эмоциональном порыве, он не особенно задумывался о правильности стихов, и не собирался их никому показывать. В объяснительной записке по поводу этого произведения Лермонтов писал:


Эти строки, кстати говоря, служат ответом на высказывания тех, кто приписывает последние 16 строк не Лермонтову, а неизвестному автору.

Лермонтов же рисует нам трагическое продолжение этой истории. Пушкинский пророк отправляется к людям для того, чтобы нести Божественное слово. Но, к сожалению, они его не понимают. Однако отторженность героя от людей компенсируется возможностью контактировать с Вселенной.

Тема смерти и бессмертия в лирике М. Ю. Лермонтова

LiveInternetLiveInternet

Вся жизнь великого поэта Михаила Лермонтова была короткой, но красивой игрой с судьбой. Он два раза бился на дуэли. Любил говорить то, что думал, и очень часто оказывался не в том месте не в то время. Обстоятельства его смерти давно изучены историками. Все знают имя истинного убийцы. Но никто не может и предположить, что во всем виноват лишь трагический случай. Точнее, роковая цепь событий. Смерти могло и не быть, выпади из нее хотя бы одно звено.

Сочинения.Ру

В лирике М. Ю. Лермонтова широкое освеще­ние нашёл вопрос о назначении поэта и поэзии а обществе. Следуя традициям, заложенным А. С. Пушкиным, миссия мастера слова сравнима с мис­сией пророка. Поэт должен жить не для себя, а для людей. В своём творчестве он должен отражать са­мые важные, самые насущные проблемы современ­ности.

Но скучен нам простой и гордый твой язык,

Нас тешат блестки и обманы;

Как ветхая краса, наш ветхий мир привык

Морщины прятать под румяны.

Проснёшься ль ты опять, осмеянный пророк?

Иль никогда на голос мщенья

Из.золотых ножон не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья.

Посыпал пеплом я главу,

Из городов бежал я нищий,

И вот в пустыне я живу,

Как птицы, даром божьей пищи.

В заключительной части стихотворения автор показывает реакцию толпы на нищего и уставшего поэта, которого общество некогда отвергло:

…то старцы детям говорят

С улыбкою самолюбивой:

«Смотрите: вот пример для вас!

Он горд был, не ужился с нами,

Глупец, хотел уверить нас,

Его убийца хладнокровно

Навёл удар: спасенья нет.

Пустое сердце бьётся ровно,

В руке не дрогнул пистолет.

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда — всё молчи!

И умер он с напрасной жаждой мщенья,

С досадой тайною обманутых надежд.

Замолкли звуки чудных песен,

Не раздаваться им опять:

Приют певца угрюм и тесен,

И на устах его печать.

Сборник идеальных эссе по обществознанию

Михаил Юрьевич Лермонтов на протяжении всей своей жизни страдал от острого чувства одиночества и непонимания со стороны других людей, что не могло не сказаться на его поэзии. И, действительно, в лирических произведениях поэта достаточно часто прослеживаются такие мотивы, как изгнанничество, одиночество и разобщенность поэта с окружающим его обществом. Лермонтов не раз обращался в своем творчестве к такой животрепещущей для него теме, как конфликт поэта и толпы.

Свободы, Гения и Славы палачи!

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь!

Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова



В этих строках Лермонтова звучит упрек в адрес современной ему поэзии. Он мечтает возродить те времена, когда

В этом произведении Лермонтов продолжает тему пророка, начатую Пушкиным, и продолженную им в стихотворении, о котором мы говорили выше. В последних строфах он объединяет сравнение поэта с кинжалом и с пророком, сравнивая остроту слова с остротой оружия:

Устами читателя Лермонтов бросает упрек литературным критикам, журналистам. Публицистика, как таковая, еще не оформилась, и все журналисты кормились тем, что критиковали литераторов, писателей. Не все писатели могли выдержать нападки журналистов. Лермонтов страдал повышенной мнительностью, был самокритичен к себе. Он не сразу решился печататься. Первые его произведения печатали его друзья, как говорится, за его спиной. Лермонтов устами писателя признается, что он хорошо знает свет, его тайны, пороки, И даже если он пишет об этом, потому что строки сами рвутся на бумагу, то этим он топит свой камин.


В этом стихотворении Лермонтов с горечью говорит об упадке русской литературы: нет умных тонких поэтов и писателей, которых бы хотелось читать, нет в достаточной степени образованных критиков. Да и читатель стал невзыскательным.

Лермонтов часто сравнивает литературное творчество с пророчеством. Он осознает, что писатель, литератор не просто должен идти за толпой, показывая, какое оно. Литератор должен идти впереди толпы, вести ее за собой, вскрывая общественные пороки, писатель должен показывать, каким должно быть общество, свет, люди вообще.


Творческий эксперимент, начатый парижскими экспатриантами, модернистами довоенной генерации Гертрудой Стайн и Шервудом Андерсоном, был продолжен молодыми прозаиками и поэтами, которые именно в 1920-е годы пришли в американскую литературу и принесли ей впоследствии всемирную славу. Их имена на протяжении всего двадцатого столетия прочно ассоциировались в сознании зарубежных читателей с представлением о литературе США в целом. Это Эрнест Хемингуэй, Уильям Фолкнер, Фрэнсис Скотт Фитцджеральд, Джон Дос Пассос, Торнтон Уайлдер и другие, преимущественно писатели-модернисты.

Потому что я не надеюсь вернуться вспять, Потому что я не надеюсь, Потому что я не надеюсь вновь возжелать Чужих одаренности и мытарства. (Зачем пожилому орлу расправлять Его крылья?) Зачем горевать О былом величье некоего царства? Потому что я не надеюсь вновь испытать Неверной славы текущего дня, Потому что знаю, мне не узнать Той истинной, пусть преходящей силы, что нет у меня. Потому что не ведаю, где ответ. Потому что жажды мне не утолить Там, где деревья цветут и ручьи текут, потому что этого больше нет. Потому что я знаю, что время — это всегда лишь время, А место — это всегда и только лишь место, И то, что насущно, насущно лишь в это время И только в одном месте. Я рад, что все обстоит так, как есть. От блаженного лика готов отвернуться, От блаженного голоса отказаться, Потому что я не надеюсь вернуться. Соответственно, я умиляюсь, построив нечто, чему умиляться. И сжалиться над нами я молю Бога И молю дать мне забыть То, что с самим собою я обсуждал так много, То, что пытался объяснить. Потому что я не надеюсь вернуться вспять. Пусть ответом будут эти несколько слов, Поскольку того, что сделано, не следует повторять. Пусть приговор нам будет не слишком суров. Потому что этим крыльям не взлететь боле, Им остается лишь без толку бить — Воздух, который ныне так мал и сух, Меньше и суше, чем воля. Научи нас терпеть и любя, не любить. Научи нас не дергаться боле. Молись за нас, грешных, ныне и в смертный наш час, Молись за нас ныне и в смертный наш час.

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)

Уроки литературы в 10 классе[1]


УРОК 16
Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова

Оборудование:
портрет М. Ю. Лермонтова, тексты стихотворений, опорный конспект, иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока:
усвоение новых знаний и формирование умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся принимают участие в беседе; анализируют и интерпретируют поэтический текст, используя сведения из истории и теории литературы.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

— Произведения Михаила Юрьевича Лермонтова, отражающие его философско-религиозные взгляды, представляют собой огромный интерес и помогают понять личность этого человека. Судьба, жизнь, поступки — всё было в этом человеке и поэте противоречиво, двойственно. Двойственность определяла и внешний его облик, и внутренний мир. Не случайно внешность поэта разные люди воспринимали диаметрально противоположно: одни находили её необычной, особенно глаза, другие — отталкивающей.

Та же двойственность определила и развитие основных тем лермонтовской поэзии. Сам Лермонтов осознавал её не только как свойство его внутреннего мира, но и как свойство человеческой души. У поэта своя философия, его поэтические переживания тесно связаны с размышлениями о вечности и любви, бессмертии и смысле человеческого существования. Главными мотивами произведений являются свобода и воля, время и вечность, смерть и бессмертие.

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя

— Смерть как понятие и как явление интересует, наверное, каждого человека хотя бы потому, что её никто не может избежать, и ещё потому, что за этим пределом — неизвестное, тайное. А тайное всегда влечёт. Лермонтов любил крайности, в его стихотворениях возникает постоянное напряжение, любимые слова поэта: страдание, страсть, мука… На протяжении всего жизненного пути поэт искал ответ на вопрос о сущности смерти, начиная с юношеских лет эти мысли не покидали его.

В сырую землю буду я зарыт.—
Мой дух утонет в бездне бесконечной. (Лермонтов М. Ю. Смерть. 1830)

Конечно, у поэта было много причин для такого мрачного мироощущения:
ранняя смерть матери,
одинокое детство, болезнь,
разлад между отцом и бабушкой,
несчастная
и, наконец, влияние философской поэзии Байрона.

Лермонтов стремится проникнуть в тайну, вместе с тем он хочет познать себя, определить своё отношение к миру, к Вселенной. Мысль о неотвратимости судьбы, об ожидающем человека бессмысленном и жестоком конце волнует молодого поэта, заставляет его размышлять над вопросами свободы и воли самого человека.

Но чувство есть у нас святое,
Надежда, Бог грядущих дней,—
Она в душе, где всё земное
Живёт наперекор страстей. (Лермонтов М. Ю. "Когда б в покорности незнанья. ")

1) Выразительное чтение стихотворения наизусть
заранее подготовленным учащимся

3) Беседа

4) Обобщение учителя
(с обращением к опорному конспекту, размещённому на доске)

— Любовь и будни противопоставляются бою, потому что в них есть регламент, порядок, предсказуемость; в сражении же нет схемы, инициатива принадлежит человеку, вышедшему один на один со своей судьбой и Богом. Бой — это нарушение правил, непредсказуемость, свобода.


Но восточный фатализм предлагает и то, и другое принять как должное, потому что, по сравнению с вечностью, все деяния человека сиюминутны, преходящи. Композицией стихотворения Лермонтов передаёт свои представления о соотношении человеческого и небесного — представления, отражающие собственный боевой опыт.

Стихотворение представляет собой не механическое сцепление разных жанров, а органическое единство.

1) Выразительное чтение стихотворения наизусть
заранее подготовленным учащимся

У ч е н и к. В творчестве М. Ю. Лермонтова наряду с мотивами тоски и одиночества присутствуют темы сна, забвения как способы уйти от безысходности и как душевное состояние, ставшее приметой современной поэту эпохи.

Это стихотворение написано в трудный для поэта период: дуэль, вторая ссылка на Кавказ.

3) Беседа

4) Обобщение учителя

Провидческий дар, по мнению В. С. Соловьёва, поэту достался от его предка — шотландского рыцаря из города Мельроза Томаса Лермонта, который славился как ведун и прозорливец, пребывавший в загадочных отношениях с царством фей.

Данное стихотворение отнюдь не выбивается из общей концепции творчества Лермонтова. Напротив, оно продолжает излюбленную тему поэта об отчуждённости героя, который уходит из жизни в гордом одиночестве, и лишь его душа это чувствует.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя

— В стихотворениях о жизни и смерти, относящихся к зрелой лирике Лермонтова, эта тема уже не является данью романтической традиции, а наполняется глубоким философским содержанием. Трагизм лирического героя, мечты и надежды которого обречены, нарастает и усиливается драматическое мироощущение.

Смерть является для него как бы продолжением жизни. Силы бессмертной души никуда не исчезают, а только засыпают навеки. Поэтому становится возможным и общение человеческих душ, даже если одна из них уже покинула тело.

Без ответа остаётся вечный вопрос бытия. Где найти спасение души? Научиться жить в несправедливом и противоречивом мире или навсегда покинуть его?

VI. Домашнее задание

1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Галина Фефилова. — М.: Издательство АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)


Эпизод из сражения при Валерике. Худ. М. Ю. Лермонтов, Г. Г. Гагарин. 1840
Русский музей, Санкт-Петербург


При Валерике. Похороны убитых 12 июля 1840 г. Худ. М. Ю. Лермонтов (1840—1841).

Читайте также: