Сочинение на тему жизнь кочевников

Обновлено: 05.07.2024

У кочевника дом - это степь. Сегодня он ставит шатёр посреди широкой степи и пасёт свои стада. Над шатрами возвышается бунчук - знамя рода. Соседский бунчук всегда находился в зоне видимости. И когда он исчезал, это значило, что пора выступать в поход. Великий Чингисхан объединил кочевые племена и превратил их в империю. Кочевники стали жить в основном грабежами и набегами. Они захватили пол мира и стали угрожать Европе. Обычаи кочевников были очень суровы. За любую провинность одно наказание - смерть. но религия не позволяла им проливать кровь. Поэтому палачи ставили жертву головой на землю и перебивали ей головой хребет. Земля стонала, когда кочевники ордой скакали покорять другие народв. И были они настоящим бичом божьим.

Людей, ведших кочевой образ жизни называют кочевниками. Из-за климатических особенностей местности, в которой они проживают, им приходиться переселяться из одного места в другое в поисках пищи и пастбищ для скота.

Кочевники не строили крепкие деревянные дома, как оседлые. Их дома - юрты, мобильные и легкие, их легко переносить, разбирать и собирать. Летом в них не жарко, а зимой тепло.

Чаще всего кочевники переселялись четыре раза в год. Зимой они предпочитали жить между гор и возвышенностей, чтобы ветры не продували жилище. Это делалось для того, чтобы стадам хватало пищи на весь год, так как корм было невозможно заготовить на большое количество домашних животных.

Тюрки кочевники

Наши древнейшие предки, тюрки, вели подвижный, т.е. кочевой, образ жизни, переселяясь из одного места жительства на другое. Поэтому их назвали кочевниками. Сохранились древние письменные источники, исторические произведения, описывающие образ жизни кочевников. В одних сочинениях их называют смелыми, отважными, сплочёнными кочевыми скотоводами, храбрыми воинами, а в других, наоборот, представляют дикарями, варварами, захватчиками других народов.

Почему же тюрки вели кочевой образ жизни? Как уже было сказано выше, основу их хозяйства составляло скотоводство. Главным образом они разводили лошадей, держали крупный и мелкий рогатый скот, а также верблюдов. Животные круглый год находились на подножном корме. Люди были вынуждены переезжать на новое место, когда старые пастбища истощались. Таким образом, два-три раза в год менялись места стоянок — кочевья.

Чтобы вести такой образ жизни, требовались большие просторы. Поэтому тюрки осваивали всё новые и новые земли. Кочевой образ жизни являлся своеобразным способом охраны природы. Если бы скот всё время находился на одном и том же месте, то степные луга вскоре были бы полностью уничтожены. По той же причине в степи было сложно заниматься земледелием, тонкий плодородный слой быстро разрушался. В результате же перекочёвок почва не успевала истощаться, а наоборот, к новому возвращению луга вновь покрывала густая трава.

Юрта кочевников

Мы все хорошо знаем, что люди не всегда жили, как мы сейчас, в больших каменных многоквартирных домах со всеми удобствами. Тюрки, ведущие кочевой образ жизни, жили в юртах. В степи было мало дерева, зато в избытке скота, дававшего шерсть. Не удивительно, что стены юрты были сделаны из войлока (спрессованной шерсти), одетого на деревянный решётчатый каркас. Два-три человека могли очень быстро, всего за час, собрать или разобрать юрту. Разобранная юрта легко перевозилась на лошадях или верблюдах.

кочевники и юрта

Способ расположения и внутреннее устройство юрты были строго определены традициями. Юрту всегда устанавливали на ровном открытом солнечном месте. Она служила тюркам не только жилищем, но и своеобразными солнечными часами. Для этого жилища древних тюрков ориентировались дверью на восток. При таком расположении двери служили и дополнительным источником света. Дело в том, что в юртах не было окон и в тёплые дни двери жилища стояли открытыми.

Внутренние убранство юрты кочевников

Внутреннее пространство юрты условно делилось на две части. Обычно левая от входа сторона считалась мужской. Тут хранились вещи хозяина, его оружие и инструменты, конская упряжь. Противоположная сторона считалась женской, там хранились посуда и прочая домашняя утварь, женские и детские вещи. Такое деление соблюдалось и во время застолий. В некоторых юртах, чтобы отделить женскую часть от мужской, использовали специальные занавески.

юрта внутри

Часть юрты напротив входа считалась самой почётной. Там выставлялись семейные реликвии; стариков и особо почётных гостей приглашали в эту часть. Хозяева обычно садились, поджав ноги, а гостям предлагали маленькие табуретки или усаживали их прямо на пол, на постеленные шкуры или войлочные подстилки. В юртах также могли быть и низкие столики.

Правила поведения в юрте

У древних тюрков были свои обычаи и традиции, связанные с правилами поведения в юрте, и каждый в семье старался их соблюдать. Их нарушение считалось дурным тоном, признаком невоспитанности, а иногда даже могло оскорбить хозяев. Например, при входе нельзя было наступать на порог, садиться на него. Гость, умышленно наступивший на порог, считался врагом, объявляющим хозяину о своих злых намерениях. Тюрки старались воспитывать в своих детях уважительное отношение к огню домашнего очага. Запрещалось лить воду, а тем более плевать в огонь, нельзя было вонзать нож в очаг, касаться огня ножом или острым предметом, бросать в него мусор, тряпки. Считалось, что это оскорбляет духа домашнего очага. Запрещалось передавать огонь очага в другую юрту. Считалось, что тогда счастье может покинуть дом.

Переход к оседлой жизни

Со временем, когда древние тюрки кроме скотоводства стали заниматься и другими видами хозяйственной деятельности, изменяются и условия их жизни. Многие из них начинают вести оседлый образ жизни. Теперь уже одних только юрт им было недостаточно. Появляются и другие виды жилища, более соответствующие оседлому образу жизни. Используя камыш или дерево, они начинают строить землянки, углублявшиеся в землю на один метр.

В дом вели ступеньки из камня или дерева. Если дверной проём был небольшой, то его закрывали деревянной дверью. Широкие проёмы завешивали шкурами животных или войлочным покрывалом. В избе делались нары и полати, традиционно расположенные вдоль передней части избы. Полы были земляные. На них стелили сплетённую из лыка рогожу. Поверх рогожи клали войлочные подстилки. Для хранения посуды и другой домашней утвари служили полки. Землянки освещались жировыми и масляными лампами, сделанными из глины. Как правило, в землянках не было отопления, очень редко в них находят следы очага. Возможно, их обитатели зимой согревались теплом жаровен.

землянки тюрков

Такое жилище требовало постоянной уборки и проветривания, чтобы защитить его от сырости, пыли и копоти. Наши предки стремились держать в чистоте не только свои жилища, но и окружающую дом территорию. В Булгаре археологи нашли небольшие улочки, покрытые деревянным настилом.

Первые деревянные дома кочевников

Постепенно дома начинают строить из дубовых или сосновых брёвен в виде сруба. Как правило, люди одной профессии селились по соседству, мастера жили вблизи своих мастерских. Так возникали слободы гончаров, кожевников, кузнецов и т. д. У занимавшихся земледелием булгар почти в каждом хозяйстве были погреба (обшитые досками зерновые ямы) и ручные мельницы. Хлеб и другие мучные изделия они пекли сами. Археологи находят на раскопках булгарских селений следы полукруглых печей, в которых готовили еду, которыми обогревали жилище.

булгарский дом

одеяла и сундуки

Посуда. Древние тюрки пользовались в основном деревянной или глиняной посудой, а в более зажиточных семьях — и металлической. Глиняную и деревянную посуду большинство семей делали своими руками. Но постепенно, с развитием ремёсел, появились мастера, занимающиеся изготовлением посуды на продажу. Они встречались как в крупных городах, так и в деревнях. Глиняную посуду первоначально лепили вручную, но затем начали использовать гончарный круг. Мастера использовали местное сырьё — чистую, хорошо промешанную глину. Из глины изготавливали кувшины, кумганы, копилки, посуду и даже водопроводные трубы. Обожжённую в специальных печах посуду украшали выдавленными орнаментами, раскрашивали яркими красками.

Дворцы ханов

Когда тюрки вели полукочевой образ жизни, у хана было два жилища. Зимний дворец из камня и летняя юрта. Конечно, ханский дворец отличался своими большими размерами и внутренним убранством. В нём было много комнат и тронный зал.

дворец хана трон

В переднем углу тронного зала находился роскошный царский трон, покрытый дорогими заморскими тканями. Левая сторона царского трона считалась почётной, поэтому во время церемоний жена хана и самые дорогие гости усаживались по левую руку от хана. По правую руку от хана располагались предводители племён. Гости, заходя в тронный зал, в знак уважения, должны были снимать головные уборы и вставать на колени, приветствуя таким образом правителя.
Во время застолий первым попробовать блюда должен был сам правитель, а затем по очереди угостить своих гостей. Он собственноручно раздавал по кусочку мяса каждому из гостей, по старшинству.

дворец хана

Только после этого можно было приступать к застолью. Праздничные застолья у булгарской знати продолжались долго. Здесь они читали стихотворения, соревновались в красноречии, пели,танцевали и играли на разных музыкальных инструментах. Таким образом, тюрки умели приспосабливаться к самым разным условиям жизни. С изменением среды обитания менялись и образ жизни, и даже виды жилища. Неизменным оставалась любовь к труду и верность обычаям и традициям предков.

казахи

Мировой истории потребовались сотни лет, чтобы населяющие Землю народы поселились там, где живут сейчас, однако даже сегодня далеко не все люди ведут оседлый образ жизни. В сегодняшней статье мы хотим рассказать вам о том, кто такие кочевники.

Кого можно назвать кочевниками, чем они занимаются, какие народы к ним относятся – все это вы узнаете ниже. Также мы покажем, как живут кочевники на примере быта одного из самых известных кочевых народов – монгольского.

Кочевники – кто это?

Тысячелетия назад территория Европы и Азии не была испещрена городами и селами, люди целыми племенами перемещались с места на место в поисках плодородных, благоприятных для жизни земель.

Постепенно народы расселялись на определенных участках вблизи водоемов, образовывая населенные пункты, которые позже объединялись в государства. Однако некоторые народности, в особенности древние степные, продолжали постоянно менять место проживания, так и оставаясь кочевниками.

киргиз с орлом

По определению кочевники – это люди, которые вместе со стадом несколько раз в год перемещались из одного места на другое в поисках еды, воды, плодородных земель. У них нет постоянного местожительства, конкретного маршрута, государственности. Люди образовывали этнос, народ или племя из нескольких семейств, во главе которого стоял вождь.

Интересный факт выявили в ходе исследований — уровень рождаемости у кочевников ниже по сравнению с оседлыми народами.

Главным родом занятий кочевников является животноводство. Средство их существования – животные: верблюды, яки, козы, лошади, крупнорогатый скот. Все они питались подножным кормом, то есть травой, поэтому практически каждый сезон народ должен был уходить со стоянки на новую территорию, чтобы найти другое, более плодородное пастбище и повысить благосостояние племени в целом.

стадо овец

Если говорить о том, чем занимались кочевники, то род их деятельности не ограничивается разведением скота. Они также были:

  • земледельцами;
  • ремесленниками;
  • торговцами;
  • охотниками;
  • собирателями;
  • рыболовами;
  • наемными рабочими;
  • воинами;
  • грабителями.

лучники

Некоторые народности, к примеру цыгане, зарабатывали на жизнь искусством театра, музыки, танца.

Народы

С точки зрения географии по всему миру можно выделить несколько крупных кочевнических участков:

  • ближневосточные племена, разводящие коней, верблюдов, ослов – курды, пуштуны, бахтияры;
  • пустынные арабские территории, в том числе Сахара, где в основном используют верблюдов – бедуины, туареги;
  • восточноафриканские саванны – масаи, динка;
  • высокогорья Азии – тибетские, памирские территории, а также южноамериканские Анды;
  • аборигены Австралии;
  • северные народности, которые разводят оленей – чукчи, эвенки;
  • степные народы центральной Азии – монголы, тюрки и другие представители алтайской языковой группы.

лошади, люди, дети

Последние наиболее многочисленны и представляют наибольший интерес хотя бы потому, что некоторые из них сохранили кочевой образ жизни. К ним относились народности, показавшие свое могущество: хунны, тюрки, монголы, китайские династии, маньчжуры, персы, скифы, предшественники нынешних японцев.

Китайские юани – валюта Поднебесной – названа так благодаря кочевникам рода Юань.

Также к ним относились:

  • казахи;
  • киргизы;
  • тувинцы;
  • буряты;
  • калмыки;
  • авары;
  • узбеки.

Восточные народы вынуждены были выживать в суровых условиях: открытые ветра, засушливое лето, сильные заморозки в зимнее время года, бураны. Вследствие этого земли были неплодородны, и даже взошедший урожай мог погибнуть от погодных условий, поэтому люди в основном разводили животных.

зимнее время на востоке

Кочевники современности

Сегодня азиатские кочевники сосредоточены в основном в Тибете и Монголии. Возрождение кочевничества было замечено после распада СССР в бывших союзных республиках, но сейчас этот процесс сходит на нет.

Все дело в том, что государству это невыгодно: трудно контролировать передвижения людей, а также получать налоговые сборы. Кочевники, постоянно меняя местопребывание, занимают большие территории, которые экономически более целесообразно сделать сельскохозяйственными угодьями.

Род занятий и быт кочевников Монголии

Большинство современных монголов, обитающих за пределами города, живут традиционно — точно так же, как и их предки еще несколько столетий назад. Основная их деятельность – животноводство.

Из-за этого они перемещаются два раза каждый год — летом и зимой. В зимнее время люди селятся на высокогорных долинах, где строят загоны для скота. Летом спускаются ниже, где попросторнее и достаточно подножного корма.

люди и животные

Современные жители Монголии обычно в своих перемещениях обычно не уходят за пределы одного региона. Также утратило значимость понятие племени, в основном решения принимают на семейном собрании, хотя к главным тоже обращаются за советом. Люди живут небольшими группами в несколько семей, селясь неподалеку друг от друга.

Голов домашних животных в Монголии в двадцать раз больше, чем людей.

Из домашних животных разводят овец, быков, крупный и мелкий рогатый скот. На немногочисленную общину часто набирается целый табун лошадей. Своеобразным транспортом является верблюд.

Овец разводят не только ради мяса, но и ради шерсти. Монголы научились делать тонкую, толстую, белую, темную пряжу. Грубая используется для возведения традиционных домов, ковров. Из тонких светлых нитей изготавливают более деликатные вещи: шапки, одежду.

девочка и мальчик обнимают овцу

Теплую одежду изготавливают из кожаного, мехового, шерстяного материала. Предметы быта вроде посуды или утвари из-за постоянных перемещений не должны быть хрупкими, поэтому он производятся из дерева или даже кожи.

Семьи, живущие у гор, лесов или водоемов, занимаются также растениеводством, рыбным промыслом, охотой. Охотники ходят с собаками на горных козлов, кабанов, оленей.

Жилище

Монгольский дом, как вам уже, возможно, известно из предыдущих наших статей, называется юрта.

юрта

Большинство населения живет именно в них.

Даже в столице, Улан-Баторе, где высятся новостройки, на окраинах есть целые кварталы с сотнями юрт.

Жилище состоит из деревянного каркаса, который обтягивается войлоком. Благодаря такой конструкции жилища легкие, практически невесомые, поэтому их удобно перевозить с одного места на другое, а за пару часов три человека могут с легкостью его разобрать и снова собрать.

Слева в юрте располагается мужская часть – здесь живет хозяин дома и хранятся инструменты для разведения животных и охоты, например лошадиная упряжка, оружие. Справа – женская часть, где располагаются принадлежности для кухни, средства для уборки, посуда, вещи детей.

В центре располагается очаг – главное место в доме. Над ним находится отверстие, откуда выходит дым, оно же является единственным окном. В солнечный день дверь обычно оставляют открытой, чтобы в юрту проникало больше света.

монгольская юрта внутри

Напротив входа расположена своеобразная гостиная, где принято встречать почетных гостей. По периметру стоят кровати, шкафы, тумбы членов семьи.

Часто в жилищах можно встретить телевизоры, компьютеры. Обычно здесь нет электричества, но для решения данной проблемы сегодня используют солнечные панели. Водопровод тоже не проведен, и все удобства находятся на улице.

Традиции

Каждый, кому довелось близко познакомиться с монголами, отметит их невероятное гостеприимство, терпение, выносливый и неприхотливый характер. Эти черты отразились также в народном творчестве, который представлен в основном эпосом, воспевающим героев.

Многие традиции в Монголии связаны с буддийской культурой, откуда берут начало многие обряды. Также здесь распространены шаманские ритуалы.

Жители Монголии суеверны по своей натуре, поэтому их жизнь соткана из череды защитных обрядов. Особенно они стараются защищать детей от нечистых сил с помощью, например, особых имен или одежды.

Монголы любят отвлекаться от повседневности во время праздников. Событие, которого ждут люди целый год – Цаган Сар, буддийский Новый год. О том, как его празднуют в Монголии, вы можете почитать здесь.

дацан

Другой крупный праздник, продолжающийся не один день – Надом. Это своеобразный фестиваль, во время которого проводятся разные игры, конкурсы, соревнования по стрельбе из лука, скачки.

Заключение

Подводя итог, еще раз отметим, что что кочевники – это народы, которые сезонно меняют место жительства. В основном они занимаются разведением крупного и мелкого скота, чем и объясняются их постоянные перемещения.

В истории существовало множество кочевых групп практически на всех материках. Самыми известными кочевниками современности являются монголы, быт которых мало изменился за несколько столетий. Они все так же живут в юртах, занимаются животноводством, а летом и зимой перемещаются внутри страны.

монголы

Если вам понравилась статья, поддержите нас — дайте ссылку на нее в социальных сетях.

И подписывайтесь на наш блог — мы будем присылать вам новые увлекательные статьи на почту!

С момента объединения древнерусских земель, населённых славянскими народами, территория на протяжении 350 лет находилась в состоянии войны с кочевыми племенами. Поэтому южные рубежи княжества находились под постоянной угрозой. Хотя, если кратко, Древняя Русь и кочевники, вопреки общепринятому мнению, не всегда были непримиримыми соперниками

Древняя Русь

Предыстория затяжного конфликта

Нередко русские князья и степняки заключали союзы и альянсы. Что, впрочем, заканчивалось одинаково — разорением славянских земель, расположенных севернее Дикого поля.

Основной причиной этого послужил раздел на уделы Великого княжества Ярославом Мудрым между его сыновьями, положившим начало феодальному дроблению. Что примечательно — чаще сами удельные князья приводили на Русь половцев для борьбы с родственниками, чем кочевники совершали набеги по собственной инициативе.

Нередко половецких ханов и русских князей стравливала Византия, не желавшая усиления и укрепления Великого княжества Киевского, поскольку разобщённость земель была на руку византийским басилевсам. Кроме того, этим они отвлекали внимание кочевников от собственных владений в Крыму и имели за счёт их набегов непрекращающийся поток славянских рабов, продавшихся на невольничьих рынках Херсонеса и Боспора.

Что касается великих князей, они, находясь в состоянии междоусобиц и постоянной борьбы за киевский престол, не могли или были неспособны организовать защиту южных рубежей Древнерусского государства.

Несмотря на то что этнический состав кочевников сменялся (сначала были печенеги, потом хазары и половцы), места обитания оставались прежними — Донские и Причерноморские степи, предгорья Северного Кавказа.

Первые столкновения

Борьба древнерусских княжеств с половцами

Борьба древнерусских княжеств с половцами началась фактически с самого момента их появления в Причерноморье. Произошло это в середине XI века, вскоре после смерти Ярослава Владимировича Мудрого в 1054 году, повлёкшей за собой ряд междоусобных столкновений между Рюриковичами, и печенегами. И первые, и вторые были ослаблены, чем не преминули воспользоваться племена куманов, известных в русских летописях как половцы. Они пришли из предгорий Алтая, без особых усилий заняли кочевья печенегов и стали совершать нападения на южные регионы русских земель, оказавшиеся фактически беззащитными перед этой угрозой.

Первой нападению подверглась Переяславская земля, бывшая вотчиной великого князя Всеволода Ярославича, только утвердившегося на киевском столе и не готового воевать. И хотя после этого был заключён мир, степняки продолжали беспокоить южные пределы древнерусского государства. В ответ Всеволод с сыновьями и союзе с Всеславом Брячиславичем Полоцким совершил против них 3 похода в 1059, 1060 и 1061 гг., разгромив кочевое племя. Однако и после этого оно не прекратило свои опустошительные набеги. Самый масштабный произошёл в 1068 году, когда на реке Альте старшие Ярославичи потерпели сокрушительное поражение.

Положение Руси ещё больше усложнилось после прихода к власти Изяслава Ярославича, отказавшего в помощи южнорусским князьям. Но, несмотря на это, оказавшийся в стеснённом положении Святослав Ярославич Черниговский, имея в своём распоряжении всего 3000 ратников, смог разгромить вчетверо превышавшее войско половцев. В 1069 году он остановил их продвижение на север в битве на реке Снове, где пленил хана Шарукана, возглавлявшего степной народ. Но этот успех перечеркнули междоусобицы, вспыхнувшие после смерти Святослава Ярославича, когда удельные князья сами стали приводить кочевников на Русь.

Княжеские усобицы и половцы

Бой в 1078 году на реке Нежатиной Ниве

После смерти старшего сына Ярослава Мудрого в 1076 году, младшие начали борьбу за киевский стол. В неё включились и его внуки, Роман и Олег Святославичи, желавшие вернуть Чернигов, где сидел Всеволод Ярославич. В помощь они призвали недавних недругов, и с ними вместе разгромили в 1078 году на реке Нежатиной Ниве войско великого князя Изяслава, в ходе которой погиб и он сам.

Но этим они только открыли путь к великокняжескому столу Всеволоду Черниговскому, утвердившемуся в Киеве в том же году. Что касается половцев, то те разорили южные уделы, убили Романа Святославича, пытавшегося помешать, и ушли в свои степи.

После вокняжения Всеволода Ярославича, на Руси на 15 лет наступил мир, но после его смерти в 1093 году борьба за великокняжеский престол разгорелась с новой силой. Вместе с этим половцы, воспользовавшись дестабилизацией в древнерусском государстве, снова начали нападать на его рубежи.

В 1094 году Олег Святославич, не усвоивший печальный опыт, вновь призвал степняков под свою руку, всё ещё надеясь восстановить справедливость и вернуть отцовские земли. Вместе с союзниками он осадил Чернигов и вынудил к сдаче княжившего там Владимира Всеволодовича, после чего в нём окончательно утвердилась линия Святославичей.

Ханы Куря и Тугоркан взяли в осаду Переяславль

После вокняжения Олега Святославича в Чернигове, степной народ, призванный им в помощь, и не думал возвращаться в свои кочевья, продолжая опустошать Ростовскую, Муромскую и Переяславскую земли. Особо ожесточённый характер это приняло в 1096 году, когда после падения Мурома и гибели Изяслава Владимировича, ханы Куря и Тугоркан взяли в осаду Переяславль, а Боняк дошёл до стольного Киева, разграбив и выпалив его окрестности. Но после сокрушительного поражения под стенами Переяславля половцы, нагруженные добычей, с вереницей невольников ушли в свои степи, превратив в пепелище Печерский монастырь.

Походы Владимира Мономаха

По инициативе Мономаха собиралось три княжеских съезда:

  • в Любече в 1097 г.;
  • в Уветичах в 1100 г.;
  • у Долобского озера под Киевом в 1103 г.

Походы Владимира Мономаха

Результатом стало прекращение междоусобиц и консолидация русских князей, забывших прежние обиды и объединившихся для борьбы с общим врагом. На последнем съезде было принято решение о совместном походе на юг, в половецкие степи, и отношение к предстоящей кампании было серьёзным. Весной 1103 года объединённое русское войско двинулось в первый поход вниз по Днепру. В битве на реке Сутени в начале апреля степняки потерпели сокрушительное поражение, потеряв в ней 20 ханов.

Перенесение театра боевых действий на территорию противника, в кочевой стан, сильно подорвало его силы, заставив просить мира. Однако использовался он для подготовки вторжения на Русь, в отместку за унизительный разгром. Но прослышав об этих планах, Владимир Всеволодович первым нанёс упреждающий удар, во главе большой рати в 1111 году снова совершил поход в половецкие степи, ещё более успешный, чем предыдущий.

Результатом его стал захват городов Сугров и Шарукань, а также ещё один разгром половцев на реке Солница, в конце марта. И в этот раз Мономах вернулся на Русь с почестями и богатой добычей.

Важнейшие события XII—XIII вв

После победоносных походов Владимира Мономаха, на южных рубежах древнерусского государства воцарился мир, но продолжался он недолго. После смерти его сына Мстислава Владимировича в 1132 году, на Руси снова начались княжеские усобицы, приведшие к окончательному распаду Великого княжества Киевского. Но борьба за киевский стол продолжалась, поскольку занимавший его по-прежнему считался старшим среди князей. Вместе с этим продолжилась практика призыва половцев для захвата верховной власти.

Так развивались события XII—XIII вв. в хронологической последовательности:

Великий князь Мстислав Изяславич совершил поход против половцев

Битва с монголами

В начале XIII века, несмотря на продолжавшееся дробление Руси, инициатива полностью перешла к русским князьям, но одиночные набеги степняков продолжались. И, тем не менее, когда половецкие ханы в 1222 году обратились к Мстиславу Романовичу Киевскому за помощью против монголов, он их поддержал, выступив в поход на юг во главе коалиции южнорусских князей.

Этот поход закончился битвой на реке Калка в 1223 году, ставшей поворотным моментом в русской истории. Объединённое русско-половецкое войско было полностью разгромлено передовыми отрядами Джэбе и Субэдея. В ней погибли 12 князей, включая великого князя Мстислава Романовича. В итоге это привело к порабощению и половцев, и русских на долгих 250 лет.

Читайте также: