Прагматизм в развитии современного казахстанского общества сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Умение жить рационально, с акцентом на достижение реальных целей – единственно успешная модель в современном мире.

Решая вопросы, связанные с третьим этапом модернизации, необходимо поднять уровень осмысления ее проблемы. В обществах с высоким уровнем развития прагматизма ценности модернизации воспринимались благожелательно и успешно закреплялись. Там же, где ценность прагматизма была невысокой или прямо отвергалась, идеи модернизации воспринимались слишком упрощенно или вообще отвергались. Подобные установки связаны с преобладанием в общественном сознании ценностей радикализма со всеми неизбежными для них негативными последствиями.

Люди, воспитанные на ценностях прагматизма, понимают, что для жизненных проблем не существует простых и абсолютных решений. Смена общественных отношений не может быть результатом прямолинейных и поспешных действий. Прямые и короткие пути в решении жизненных проблем, тем более таких масштабных, как модернизация общества, скорее, могут отдалять и затруднять их достижение, чем способствовать успеху.

При решении тех или иных задач прагматики руководствуются здравым смыслом, конкретными, ясно обоснованными суждениями и проверенным опытом действиями, а не модными абстрактными концепциями. Они не абсолютизируют ни прошлое, ни модные веяния текущего дня. Для них главное – следовать здравому смыслу, критически анализировать факты и поэтапно достигать поставленные цели.

История современного развития свидетельствует, что в тех обществах, где возобладали эти ценности и стали органической частью мышления и поведения людей, процессы модернизации протекали более успешно. Изменения общественных норм и отношений в них происходили постепенно, подготовленно. Новое не противопоставлялось традициям, а рассматривалось как способ современного выражения накоп­ленного народом опыта.

Нельзя сказать, что в странах с высоким уровнем развития праг­матизма для решения проблем модернизации были идеальные условия. В мире нет ничего идеального. Но понимание этой истины как раз есть базовая максима прагматизма. Противоречия и конфликты между общественными группами в государствах с высоким уровнем прагматизма протекали в меньших масштабах, чем там, где преобладали ценности радикализма. Успешными примерами служат Великобритания, Голландия, Дания, другие страны северо-западной Европы.

Впоследствии прагматизм нашел продолжение в Соединенных Штатах Америки, где стал одной из основ социального характера американского народа. Значение идей и ценностей, связанных с практичностью и стремлением американцев к конкретным результатам, способствовало развитию прагматизма как особого направления в философии. Идеи и ценности практицизма пронизывают культуру модернизированных вне западного мира Сингапура, Южной Кореи, Тайваня.

Неразвитость культуры праг­матизма и приверженность к радикализму привела к тому, что большинство бывших советских республик за годы постсоветского развития не смогли решить задачу модернизации. Из-за преобладания логики радикализма в общественном сознании они ориентировались на непродуманные изменения и рискованные эксперименты или стремились не менять существующее положение. История доказала, что ни один из этих вариантов радикализма не может быть успешным.

Модель решения проблемы модернизации, осуществленной в Казахстане, оказалась более эффективной. И не только за счет природных ресурсов. Она оказалась успешной, так как основана на философии прагматизма, на понимании необходимости сбалансированного и поэтапного решения. Ключевую роль здесь сыграл Лидер нации Нурсултан Назарбаев. Уже в середине 1990-х годов ему удалось осмыслить проблему модернизации как технологического обновления страны и социокультурной трансформации. При этом ориентация на обновление не должна была приводить к противопоставлению традициям. Модернизация рассматривалась как условие придания современного импульса развитию казахстанского общества при сохранении его исконных ценностей.

Несомненно, в процессе модернизации традиции изменяются: происходит отказ от некоторых архаических элементов. Но благодаря прагматичному курсу перемен Президента, казахстанскому обществу удалось преодолеть столкновение традиций и новаций, ставшее камнем преткновения на пути к современности для многих стран.

Прагматизм политики модернизации казахстанского общества стал результатом его глубокого осмысления Лидером нации. Это феноменальный результат на постсоветском пространстве. Благодаря прагматической философии и на основе политики Президента Казахстан был избавлен от метаний в поисках ценностных основ и ориентиров и избежал раскола общества. Страна сумела успешно решить задачи, связанные с построением основ современного государства. Однако дальнейшая модернизация страны, как отметил Лидер нации, возможна лишь при открытости казахстанцев к восприятию современных ценностей и их продуктивного синтеза с традициями нашего народа. И успех такого синтеза возможен, если в сознании казахстанцев, особенно молодого поколения, возобладают идеи и ценности просвещенного прагматизма.

Еркара Аймагамбетов, ректор Карагандинского экономического университета Казпотребсоюза, доктор экономических наук, профессор

история стала хранительницеи тысячелетнего опыта человечества во всех областях духовной и материальной жизни. История как конкретная наука входит в круг социально-гуманитарных, общественных наук, которые с различных сторон и в различных аспектах изучают человеческое общество. Это философия, политология, социология, экономика, юриспруденция, филология, культурология, лингвистика и др. Но ни одна из этих наук не в состоянии охватить развитие человеческого общества в целом. Сделать это может только история. Синтез гуманитарного знания возможен только в контексте исторической науки. Каждая из гуманитарных наук подготавливает по частям решение главной задачи, стоящей перед историей в широком значении. Место истории среди гуманитарных наук обусловлено предметом и методом исследования. Длительное время история носила описательный характер. Однако со временем историческая наука приступила к выявлению элементов и структур человеческого общества, причинно-следственных взаимосвязей исторического процесса. Предметом исторической науки становится вся конкретная и многообразная жизнь человеческого общества во всех ее проявлениях, начиная с возникновения человеческого общества до его современного состояния.

Казахстан прошел в истории большой и достойный путь. Казахская государственность на различных исторических этапах принимала разнообразные формы: ханство, протекторат, союзная республика. Однако полноценная государственность современного типа, соответствующая национальным интересам и вызовам XXI века, была построена только в 1990-2000-х годах, то есть после распада СССР и обретения государственной независимости. На историческую арену вышло новое независимое государство - полноправный участник, субъект мировой политики, член Организации Объединенных Наций. Историческая значимость этого важнейшего периода состоит в томчто именно в эти десятилетия Казахстан во главе с первым Президентом Н.А. Назарбаевым, подлинным основателем современного государства, прошел путь от провозглашения независимости к реальному государственному суверенитету, стал признанным, авторитетным участником мирового сообщества. Динамично и последовательно продолжается стратегический процесс всестороннего укрепления суверенного Казахстана: определены дальнейшие перспективы государственного развития до 2020 и 2030 годов.

Современный Казахстан в качестве адекватной вызовам современности стратегии своего цивилизационного развития избрал путь модернизации важнейших сфер не только общественного бытия, но и общественного сознания. При этом заявлено, что модернизация общественного сознания должна не только сопровождать масштабные преобразования в экономике и политике, не просто дополнять их, но должна выступать их сердцевиной, опережать их в своем стремлении определить верные, соответствующие вызовам времени, ориентиры дальнейшего развития.

Одним из приоритетов предлагаемой модернизации назван прагматизм, который определяется следующим образом. «Прагматизм означает точное знание своих национальных и личных ресурсов, их экономное расходование, умение планировать свое будущее. Прагматизм есть противоположность расточительности, кичливости, жизни напоказ. Культура современного общества – это культура умеренности, культура достатка, а не роскоши, это культура рациональности. Умение жить рационально, с акцентом на достижение реальных целей, с акцентом на образование, здоровый образ жизни и профессиональный успех – это и есть прагматизм в поведении. И это единственно успешная модель в современном мире… Век радикальных идеологий прошел. Нужны ясные, понятные и устремленные в будущее установки. Такой установкой может быть ориентация на достижение конкретных целей с расчетом своих возможностей и пределов как человеком,

В прагматизме вырабатывается представление о мире как о постоянно усложняющейся и трансформирующейся структуре, в которую встроен человек в качестве одного из элементов, наделенного специфическими возможностями по созданию самостоятельных стратегий деятельности в условиях нестабильности и непредсказуемости. Основными институтами, отвечающими за создание указанных стратегий, в человеческом обществе на современном этапе развития являются наука и образование, от которых ожидают концептуальную революцию, открытие нового смыслового горизонта, кардинальное улучшение ментальных способностей человека и общества, а на этой базе обеспечения экологически ориентированного развития технологий и техники, обеспечивающих перманентное улучшение качества жизни.

Определяя исходным пунктом своих методологических усилий действия человека, прагматизм предлагает уделять основное внимание формированию эффективной технологии действия в любой новой для человека ситуации, которую можно охарактеризовать как проблемную. И здесь важно не столько обладание уже готовым, устоявшимся знанием, сколько обретение собственного опыта по применению имеющихся знаний или формирование знания о возможностях самостоятельного получения необходимых знаний. Соответственно, одно из ключевых требований методологии прагматизма заключается в формировании критического мышления, направленного против любых форм авторитаризма в научных суждениях и социально-политической практике. Критическое мышление предполагает устранение такого типа социального управления, в котором людям спускаются сверху и навязываются силой почти исключительно задачи-средства.

Методологической основой эффективного решения вопросов социальной практики в прагматистском подходе является признание за человеком статуса полноправного субъекта деятельности, участвующего в созидательно-творческом процессе преобразования мира, социальной действительности, собственного несовершенства, раскрывающего в этом процессе все новые собственные возможности. При этом основная цель цивилизационного развития заключается не столько в ускорении темпов экономического развития и совершенствовании механизмов получения финансовой прибыли, сколько в обеспечении возможностей каждому человеку реализовать свой потенциал и вести здоровую, творческую, активную жизнь, когда совершенствование качеств личности становится залогом и содержанием прогресса всего человечества.

Другими словами, все более очевидным становится тот факт, что дальнейшая перспектива современного мира, равно как и будущее развитие любого социального организма, в первую очередь, зависит от того, сумеет ли человечество найти оптимальный баланс между экономическими успехами и обеспечением общественных благ. В современном мире это коренной вопрос социально модернизации.

За годы независимости руководством страны и гражданами Казахстана выполнен огромный объем созидательной работы. Достижения Казахстана (суммированные в его современной истории) должны стать вдохновляющим примером для новых поколений и авторитетным аргументом в понимании правильности выбранного в 1990-х годах политического и экономического курса. Поэтому и необходимо изучение и обобщение продолжающегося на наших глазах строительства и укрепления современного государства. Изучение современной истории Казахстана в высших учебных заведениях имеет важное воспитательное и консолидирующее значение, является залогом формирования казахстанского патриотизма.

Прагматизм как философское течение появился в XIX-XX веков. Быстрое развитие науки, техники и промышленности укрепило основы материалистической философии и подорвало основы абсолютного идеализма. Сторонники прагматизма заявили о своей приверженности новой философии, отличной от идеализма и материализма. Самый яркий представитель прагматизма - американский ученый Дж. Дьюи. Его прагматическая педагогика способствовала и продолжает способствовать нормализации и развитию системы школьного образования во многих странах, особенно в Соединенных Штатах. Во многих своих педагогических работах Дж. Дьюи, критикуя старую схоластическую школу, выдвигал ряд принципов, имеющих очень важное значение для образования и воспитания. Среди них главной задачей в усвоении знаний считалось развитие детской активности, действенного мотива обучения детей - реализация принципов стимулирования интереса.

Важные философы прагматизма:

Философия основана на развитии прагматизма или влиянии философии:

• Уильям Джеймс (1842-1910): Первоначально использовал термин прагматизм. Также считался отцом современной психологии.

• К.С. (Чарльз Сандерс) Пирс (1839-1914): ввел термин прагматизм; Философ внес философский вклад в создание компьютера.

• Джордж Г. Мид (1863-1931): один из основоположников социальной психологии.

• Джон Дьюи (1859–1952): разработал философию рационального эмпиризма, связанного с прагматизмом.

• В.В. Куинн (1908–2000): профессор Гарварда, защищавший аналитическую философию в долгу перед прежним прагматизмом.

В заключение, мы много говорим о прагматизме, и это очень важный вопрос для экономического успеха нашей страны. Все это знают. Если вы будете следовать своим эмоциям, а не своему разуму, если вы не планируете свою жизнь, если вы живете с несбывшимися мечтами и надеждами, вы не добьетесь успеха. Наш Президент Н.А. Назарбаев хорошо объясняет это в своей статье. "Прагматизм означает знание своего национального и личного богатства, его бережное использование и соответствующее планирование своего будущего, избегая расточительства и излишеств бедности.

По словам Президента, прагматизм поведения - это рациональное использование всего в этом направлении, отдавая приоритет достижению конкретных целей, образованию, здоровому образу жизни, профессиональному развитию.

Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания

Казахстан вступил в новый исторический период. В этом году своим Посланием я объявил о начале Третьей модернизации Казахстана. Так мы дали старт двум важнейшим процессам обновления – политической реформе и модернизации экономики. Цель известна – войти в тридцатку развитых государств мира. Оба модернизационных процесса имеют четкие цели и задачи, приоритеты, методы их достижения. Уверен, что все будет сделано в сроки и максимально эффективно.

Но этого недостаточно. Я убежден: начатые нами масштабные преобразования должны сопровождаться опережающей модернизацией общественного сознания. Она не просто дополнит политическую и экономическую модернизацию - она выступит их сердцевиной. Надо отметить, что за годы Независимости нами был принят и реализован ряд крупных программ.

А сегодня мы должны приступить к более масштабной и фундаментальной работе. Поэтому я решил поделиться своим видением того, как нам вместе сделать шаг навстречу будущему, изменить общественное сознание, чтобы стать единой Нацией сильных и ответственных людей.

I. О НАЦИОНАЛЬНОМ СОЗНАНИИ В XXI ВЕКЕ.

На наших глазах мир начинает новый, во многом неясный, исторический цикл. Занять место в передовой группе, сохраняя прежнюю модель сознания и мышления, невозможно. Поэтому важно сконцентрироваться, изменить себя и через адаптацию к меняющимся условиям взять лучшее из того, что несет в себе новая эпоха. В чем был, на мой взгляд, главный недостаток западных моделей модернизации XX века применительно к реалиям нашего времени? В том, что они переносили свой уникальный опыт на все народы и цивилизации без учёта их особенностей. Даже в значительной степени модернизированные общества содержат в себе коды культуры, истоки которых уходят в прошлое.

Первое условие модернизации нового типа – это сохранение своей культуры, собственного национального кода. Без этого модернизация превратится в пустой звук. Но это не значит консервацию всего в национальном самосознании – и того, что дает нам уверенность в будущем, и того, что ведет нас назад. Новая модернизация не должна, как прежде, высокомерно смотреть на исторический опыт и традиции. Наоборот, она должна сделать лучшие традиции предпосылкой, важным условием успеха модернизации. Без опоры на национально-культурные корни модернизация повиснет в воздухе. Я же хочу, чтобы она твердо стояла на земле. А это значит, что история и национальные традиции должны быть обязательно учтены. Это платформа, соединяющая горизонты прошлого, настоящего и будущего народа. Убежден: важнейшая миссия духовной модернизации заключается и в примирении различных полюсов национального сознания.

Я бы выделил несколько направлений модернизации сознания как общества в целом, так и каждого казахстанца.

Сегодня не только отдельный человек, но и нация в целом имеет шанс на успех, только развивая свою конкурентоспособность. Это означает прежде всего способность нации предложить что-либо выигрышное по цене и качеству на региональных и глобальных рынках. И это не только материальный продукт, но и знания, услуги, интеллектуальные продукты, наконец, качество трудового ресурса. Особенность завтрашнего дня в том, что именно конкурентоспособность человека, а не наличие минеральных ресурсов, становится фактором успеха нации. Поэтому любому казахстанцу, как и нации в целом, необходимо обладать набором качеств, достойных XXI века.

Модернизация невозможна без изменения ряда привычек и стереотипов. В нашей истории есть много примеров подлинного прагматизма. На протяжении столетий наши предки сохранили уникальный экологически правильный уклад жизни, сохраняя среду обитания, ресурсы земли, очень прагматично и экономно расходуя ее ресурсы. И только за несколько лет в середине прошлого века нерациональное использование ресурсов привело к исчезновению Аральского моря, превращению тысяч гектаров плодородных земель в зоны экологического бедствия. И это пример крайне непрагматичного отношения к окружающей среде. Так прежний национальный прагматизм обратился в расточительность.

На пути модернизации нам стоит вспомнить навыки предков. Прагматизм означает точное знание своих национальных и личных ресурсов, их экономное расходование, умение планировать свое будущее. Прагматизм есть противоположность расточительности, кичливости, жизни напоказ. Культура современного общества – это культура умеренности, культура достатка, а не роскоши, это культура рациональности. Умение жить рационально, с акцентом на достижение реальных целей, с акцентом на образование, здоровый образ жизни и профессиональный успех – это и есть прагматизм в поведении. И это единственно успешная модель в современном мире. Когда же нация и индивид не ориентированы на конкретные практические достижения, тогда и появляются несбыточные, популистские идеологии, ведущие к катастрофе.

К сожалению, история дает нам немало примеров, когда целые нации, ведомые несбыточными идеологиями, терпели поражение. Мы видели крах трех главных идеологий прошлого века – коммунизма, фашизма и либерализма. Век радикальных идеологий прошел. Нужны ясные, понятные и устремленные в будущее установки. Такой установкой может быть ориентация на достижение конкретных целей с расчетом своих возможностей и пределов как человеком, так и нацией в целом. Реализм и прагматизм – вот лозунг ближайших десятилетий.

3. Сохранение национальной идентичности

Первое. Никакая модернизация не может иметь место без сохранения национальной культуры.

Второе. Чтобы двигаться вперед, нужно отказаться от тех элементов прошлого, которые не дают развиваться нации.

5. Эволюционное, а не революционное развитие Казахстана

В этом году исполнится 100 лет со дня тех радикальных перемен на огромной части Евразии, что произошли в октябре 1917 года. Весь ХХ век прошел под знаком революционных потрясений. Каждый народ извлекает свои уроки из истории. Это его право, и нельзя навязывать другим свою точку зрения. Но также никто не вправе навязывать нам свое субъективное видение истории. А уроки ХХ века для нашего народа во многом трагические. Во-первых, был сломан естественный путь национального развития и навязаны чуждые формы общественного устройства. Во-вторых, нанесен страшный демографический удар по нации. Удар, который сказался на протяжении целого столетия. В-третьих, едва не были утрачены казахский язык и культура. В-четвертых, территория Казахстана превратилась во многих регионах в территорию экологического бедствия.

Конечно, в истории не бывает только черного и белого цвета. XX век принес немало позитивного Казахстану. Это индустриализация, создание социальной и производственной инфраструктуры, формирование новой интеллигенции. Определенная модернизация произошла. Но это была модернизация территории, а не нации. Мы должны ясно понимать уроки истории. Эпоха революций не прошла. Они сильно изменились по форме и содержанию. Но вся наша недавняя история говорит прямо и недвусмысленно: только эволюционное развитие дает нации шанс на процветание. В противном случае мы снова попадем в исторический капкан. Эволюционное развитие как принцип идеологии должно быть одним из ориентиров и на личностном, индивидуальном уровне для каждого казахстанца. Конечно, эволюционное развитие общества как принцип не означает вечной консервации, но важно понять не только уроки истории, но и примеры современности и сигналы будущего.

Характер революций изменился. Они обретают отчетливую национальную, религиозную, культурную или сепаратистскую окраску. Но в подавляющем большинстве случаев все кончается насилием и экономическим крахом. Поэтому серьезное переосмысление того, что происходит в мире, – это часть огромной мировоззренческой, идеологической работы, которую должны провести и общество в целом, и политические партии и движения, и система образования.

6. Открытость сознания

II. ПОВЕСТКА ДНЯ НА БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ.

Общественное сознание требует не только выработки принципов модернизации, но и конкретных проектов, которые могли бы позволить ответить на вызовы времени без утраты великой силы традиции. Я вижу несколько конкретных проектов, которые можно развернуть в ближайшие годы. Во-первых, необходимо начать работу для поэтапного перехода казахского языка на латиницу. Мы очень бережно и тактично подошли к этому вопросу. Здесь нужна спокойная поэтапность. И мы готовились к этому с осторожностью все годы Независимости.

История графики казахского языка имеет глубокие корни.

В VI–VII веках, в ранние средние века, на территории Евразии зародилось и действовало древнетюркское руническое письмо, известное в науке как орхоно-енисейское письмо. В VI–VII веках возникла древнетюркская письменность – один из древнейших типов буквенного письма человечества.

С V по XV век тюркский язык был языком межнационального общения на большей части Евразии. Например, в Золотой Орде официальные документы и международная переписка велись в основном на тюркском языке.

Начиная с X по XX век, почти 900 лет, на территории Казахстана применялась арабская графика. Отход от рунической письменности, распространение арабского языка и арабской графики начались после принятия ислама.

Таким образом, история изменения алфавита казахского языка определялась в основном конкретными политическими причинами.

Переход на латиницу также имеет свою глубокую историческую логику. Это и особенности современной технологической среды, и особенности коммуникаций в современном мире, и особенности научно-образовательного процесса в XXI веке. Поэтому 2025 год не за горами, и Правительству нужно иметь четкий график перехода казахского языка на латиницу.

В наших школах все дети изучают английский язык. Это – латиница. То есть для молодежи не будет проблем. Полагаю, что до конца 2017 года необходимо с помощью ученых и широкой общественности принять единый стандартный вариант казахского алфавита в новой графике.

С 2018 года начать подготовку кадров для преподавания нового алфавита и подготовку учебников для средней школы. В ближайшие 2 года провести необходимую организационную и методическую работу. Конечно, в период адаптации определенное время будет работать и кириллица.

1. Мы должны создать условия для полноценного образования студентов по истории, политологии, социологии, философии, психологии, культурологии, филологии. Наша гуманитарная интеллигенция должна быть поддержана государством путем восстановления гуманитарных кафедр в вузах страны. Нам нужны не просто инженеры и медики, но и люди, хорошо понимающие современность и будущее.

2. Нам нужно перевести в ближайшие годы 100 лучших учебников мира с разных языков по всем направлениям гуманитарного знания на казахский язык и дать возможность нашей молодежи учиться по лучшим мировым образцам. Уже в 2018/2019 учебном году мы должны начать обучать наших студентов по этим учебникам.

3. Для этих целей на базе уже существующих переводческих структур нужно создать негосударственное Национальное бюро переводов, которое бы по заказу Правительства начало эту работу уже летом 2017 года.

Чего мы добьемся этой программой? Это прежде всего качественно другой уровень подготовки сотен тысяч наших студентов. Далее, это подготовка кадров, адаптированных к глобальной конкуренции в сфере знания. Наконец, это те люди, которые и станут главными проводниками принципов модернизации сознания – открытости, прагматизма, конкурентоспособности.

Будущее творится в учебных аудиториях. Наше социальное и гуманитарное знание долгие годы было законсервировано в рамках одного учения и в рамках одного взгляда на мир. Выход на казахском языке 100 лучших учебников мира даст эффект уже через 5–6 лет. Нужно брать все самое современное и иметь переводы на государственный казахский язык. И это задача государства. Правительству необходимо проработать этот вопрос и решить его с учетом переводческих кадров, авторских прав, учебно-методических программ, профессорско-преподавательского состава и т. д.

Первое: необходимо организовать серьезную краеведческую работу в сфере образования, экологии и благоустройства, изучение региональной истории, восстановление культурно-исторических памятников и культурных объектов местного масштаба. Например, лучшая форма патриотизма – это изучение истории родного края в средних школах.

Второе: это содействие бизнесменам, чиновникам, представителям интеллигенции и молодежи, которые, переехав в другие регионы страны, хотели бы поддержать свою малую родину. Это нормальное и патриотическое желание, и его нужно поддерживать, а не запрещать.

В течение года Правительству в диалоге с общественностью нужно разработать этот проект и увязать в нем три элемента:

2. Наши СМИ должны серьезно и системно заняться национальными информационными проектами в этой связи.

3. Внутренний и внешний культурный туризм должен опираться на это символическое наследие народа. По своему культурному значению тот же Туркестан или Алтай имеют не просто национальное или континентальное значение, – это глобальные величины.

О чем должна пойти речь в этом проекте?

Первое – нужен целевой подход, чтобы отечественная культура зазвучала на шести языках ООН:английском, русском, китайском, испанском, арабском, французском.

Второе – это должна быть именно современная культура, та, что создана и создается нашими современниками.

Третье – это должна быть абсолютно современная по форме подачи материала методика. Например, это не просто книги, но весь набор мультимедийного сопровождения.

Четвертое – должна быть серьезная государственная поддержка. В частности, системная работа Министерства иностранных дел, Министерства культуры и спорта, Министерства информации и коммуникаций.

Пятое – огромная роль всей нашей творческой интеллигенции, в том числе Союза писателей и Академии наук, университетов и общественных организаций.

Что из нашей современной культуры должно продвигаться в мире? Это очень серьезная и трудоемкая работа, которая включает не только отбор лучших произведенийнациональной культуры, но и презентацию их за рубежом. Это и огромная переводческая работа, и специальные методы продвижения наших культурных достижений – книг, пьес, скульптур, картин, музыкальных произведений, научных открытий и т. д. Все это конструктивная и благородная задача. Полагаю, что 2017 год должен стать решающим: мы должны четко определиться, что хотим показать миру в сфере культуры. А реализовать эту уникальную программу можно за 5–7 лет. Впервые за тысячелетнюю историю наша культура зазвучит на всех континентах и на всех главных языках мира.

Государство и нация – не статичная конструкция, а живой развивающийся организм. Чтобы жить, нужно обладать способностью к осмысленной адаптации. Новая глобальная реальность пришла без стука и разрешения ко всем – именно поэтому задачи модернизации стоят сегодня практически перед всеми странами.

Время не останавливается, а значит, модернизация, как и сама история, – продолжающийся процесс.

На новом разломе эпох у Казахстана есть уникальный исторический шанс через обновление и новые идеи самим построить свое лучшее будущее.

Я уверен: казахстанцы, особенно молодое поколение, понимают важность предложения нашей модернизации. В новой реальности внутреннее стремление к обновлению – это ключевой принцип нашего развития.

Чтобы выжить, надо измениться. Тот, кто не сделает этого, будет занесен тяжелым песком истории.

Читайте также: