Сочинение на тему жертвенность

Обновлено: 06.07.2024

по Б.Л. Васильеву (1)Я уже смутно помню этого сутулого худощавого человека, всю жизнь представлявшегося мне стариком. (2)Опираясь о большой зонт, он неутомимо от зари до зари шагал по обширнейшему участку, куда входила и неряшливо застроенная Покровская гора. (3) Это был район бедноты, сюда не ездили извозчики, да у доктора Янсена на них и денег-то не было. (4) А были неутомимые ноги, великое терпение и долг. (5) Неоплатный долг интеллигента перед своим народом. (6) И доктор бродил по доброй четверти губернского города Смоленска без выходных и без праздников, потому что болезни тоже не знали ни праздников, ни выходных, а доктор Янсен сражался за людские жизни. (7) Зимой и летом, в слякоть и вьюгу, днём и ночью. (8)Доктор Янсен смотрел на часы, только когда считал пульс, торопился к больному и никогда не спешил от него, не отказываясь от морковного чая или чашки цикория, неторопливо и обстоятельно объяснял, как следует ухаживать за больным, и при этом никогда не опаздывал. (9) У входа в дом он долго отряхивал с себя пыль, снег или капли дождя – смотря по сезону, – а войдя, направлялся к печке. (10) Старательно грея гибкие длинные ласковые пальцы, тихо расспрашивал, как началась болезнь, на что жалуется больной и какие меры принимали домашние. (11)И шёл к больному, только хорошо прогрев руки. (12)Его прикосновения всегда были приятны, и я до сих пор помню их всей своей кожей. (13)Врачебный и человеческий авторитет доктора Янсена был выше, чем можно себе вообразить в наше время. (14)Уже прожив жизнь, я смею утверждать, что подобные авторитеты возникают стихийно, сами собой кристаллизуясь в насыщенном растворе людской благодарности. (15)Они достаются людям, которые обладают редчайшим даром жить не для себя, думать не о себе, заботиться не о себе, никогда никого не обманывать и всегда говорить правду, как бы горька она ни была. (16)Такие люди перестают быть только специалистами: людская благодарная молва приписывает им мудрость, граничащую со святостью. (17)И доктор Янсен не избежал этого: у него спрашивали, выдавать ли дочь замуж, покупать ли дом, продавать ли дрова, резать ли козу, мириться ли с женой… (18)О чём его только не спрашивали! (19)Я не знаю, какой совет давал доктор в каждом отдельном случае, но всех известных ему детей кормили по утрам одинаково: кашами, молоком и чёрным хлебом. (20)Правда, молоко было иным. (21)Равно как хлеб, вода и детство. (22)Доктор Янсен задохнулся в канализационном колодце, спасая детей. (23)Он знал, что у него мало шансов выбраться оттуда, но не терял времени на подсчёт. (24)Внизу были дети, и этим было подсчитано всё. (25)В те времена центр города уже имел канализацию, которая постоянно рвалась, и тогда рылись глубокие колодцы. (26)Над колодцами устанавливался ворот с бадьёй, которой откачивали просочившиеся сточные воды. (27)Процедура была длительной, рабочие в одну смену не управлялись, всё замирало до утра, и тогда бадьёй и воротом завладевали мы, мальчишки, и катались. (28)Обычно на бадью становился один из нас, а двое вертели ворот. (29)Но однажды решили прокатиться вдвоём, и веревка оборвалась. (30)Внизу нельзя было дышать, ведь воздух перенасыщен метаном. (31)Доктор Янсен появился, когда возле колодца метались двое ребят. (32)Отправив их за помощью, доктор тут же спустился в колодец, нашёл уже потерявших сознание мальчишек, сумел вытащить одного и, не отдохнув, полез за вторым. (33)Спустился, понял, что ещё раз ему уже не подняться, привязал мальчика к обрывку веревки и потерял сознание. (34)Мальчики пришли в себя быстро, но доктора Янсена спасти не удалось. (35)Так погиб тихий, аккуратный, очень скромный и немолодой человек с самой человечной и мирной из всех профессий, ценою своей жизни оплатив жизнь двух мальчиков.

Вступление

Самопожертвование свойственно далеко не каждому. Только сильные духом люди способны ставить на первое место благополучие других людей, жертвуя собственным комфортом, здоровьем, жизнью.

Самопожертвование – умение не смотря ни на что, вопреки всем преградам и обстоятельствам помогать тем, кто нуждается в помощи, поддержке, сочувствии, любви.

Проблема

Б.Л. Васильев поднимает проблему самопожертвования, рассказывая историю доктора Янсена, который всю жизнь заботился об окружающих, завоевывал уважение и авторитет среди населения, жил ради людей.

Благодаря своей духовности доктор смог настолько добиться расположения своих пациентов, что они причислили его чуть ли не к рангу святых.

Комментарий

Автор вспоминает героя своего рассказа, сутулого, худощавого человека, который всегда казался ему, юному мальчишке, стариком. Он каждый вечер обходил предоставленный ему участок Покровскую горку, опираясь на зонт-трость.

Район, предоставленный его власти, был районом бедности. Денег не было ни у кого, в том числе и у доктора Янсена. Чувство долга, огромное терпение и любовь к своему делу помогали ему в любую погоду, в любой день недели ходить по домам пациентов и тщательно исследовать их истории болезней.

Человечность была одной из важнейших качеств его личности. Он никогда не был груб с людьми, не спешил уходить, не отказывался от беседы и морковного чая. Неторопливо и подробно объяснял, как нужно ухаживать за больным, какие лекарства пить.

Он никогда не спешил и никогда не опаздывал. Если на улице было холодно, прежде чем начать осмотр, Янсен долгое время грел руки, чтобы не причинить дискомфорта больному. Его прикосновения всегда были приятны.

Благодаря ответственно выполненной работе, авторитет доктора достиг необычайных высот. Автор утверждает, что подобный авторитет возникает стихийно, на фоне простой человеческой благодарности. И доступно это не каждому, только тем, кто обладает удивительным даром жить для других, думать о других, заботиться о других, забывая о себе.

Такие люди завоевывают доверие, причисляются к лику святых, с ними советуются по любому жизненному вопросу, будь то вопрос о замужестве дочери или о продаже дома.

Жизнь доктора прекратилась так, как и должна была – он умер, спасая детей из канализационной трубы. Рискуя жизнью, не думая о последствиях, он бросился вытаскивать двух мальчишек, упавших в канализационную яму, в результате задохнулся сам, а их спас.

Авторская позиция

Автор восхищается доктором Янсеном, его образом жизни, его умением жить не ради себя, а ради других. Он убежден, что таких людей очень мало осталось в мире, и посчастливится тому, кто повстречает их на своем жизненном пути.

Своя позиция

Позиция автора мне ясна и понятна. Действительно, редко встретишь человека, который живет ради чужого благополучия. Не ради родных или близких, а ради совершенно чужих ему людей. При этом он не требует благодарности или чего-то другого взамен. Такое самопожертвование достойно уважения и восхищения.

Аргумент 1

Не всякий смог бы вынести подобные унижения и остаться при этом человеком, не попрекать, не обвинять окружающих. Думаю, у таких людей просто нет выбора – поступить по-другому, против своей совести они не смогут никогда.

Аргумент 2

Заключение

Жертвовать собой ради других – удел немногих. Сложно сказать, правы они или нет, но без таких людей жизнь была бы гораздо более жестокой и опасной, чем она есть сейчас.

Сочинение-рассуждение на тему

Сочинение

Когда речь заходит о самопожертвовании, обычно перед глазами встаёт картина солдата, который кидается на амбразуру, чтобы спасти своих однополчан. Во время Великой Отечественной Войны случилось так много актов самопожертвования, что для россиянина само это слово теперь ассоциируется с образом солдата, защитника. Но место подвигу самопожертвования есть и в мирное время в обычной жизни, просто мало кто об этом задумывается.

Всё, что мы делаем ради любимых, семьи и друзей в каком-то смысле можно считать самопожертвованием. Если любовь и привязанность искренние, они побуждают нас к бескорыстным поступкам. Казалось бы, что общего у добрых дел и жертвы во имя других? Не так уж и мало! Когда мы тратим своё время, силы и ресурсы, чтобы помочь ближним – мы жертвуем частичку себя.

Можно, конечно, не согласиться, утверждая, что дружба и любовь дают нам равнозначный отклик, поэтому к самопожертвованию такие дела не имеют отношения. Но всегда ли мы получаем равнозначную отдачу? Можно ли вообще измерить количество добрых дел, которые совершают любящие люди? Родители пестуют своё чадо, не задумываясь о том, доживут ли он до глубокой старости чтобы пользоваться помощью детей и внуков. Их никто не заставляет любить и жертвовать бессонные ночи, собственное здоровье, драгоценное время на благо ребёнка. Можно ли сказать, что их жертва незначительна? Едва ли. Труд родителей велик, и он включает в себя не только физическое развитие и поддержание ребёнка, но и моральную работу по воспитанию, обучению, помощь с эмоциями. Родителям приходится на время отказаться от некоторых увлечений, свободы передвижения. Разве это не самопожертвование?

Такая же ситуация возникает, когда на плечи взрослого ребёнка ложится забота о престарелых родителях. Это такой же труд, если не больший, потому что ухаживать за взрослыми порой гораздо тяжелее, чем за малышом.

Нельзя забывать и о самопожертвовании на работе. Существует ряд профессий, на которых люди жертвуют собой ради других каждый день. Это и полицейские, и врачи, и сотрудники МЧС, и пожарные, и многие другие, кто рискует собой на благо общества. Аргумент в пользу того, что им за это платят, не работает: люди сознательно идут в профессию, хотя в мире есть более безопасные альтернативы и возможности заработать на жизнь.

Незаметными остаются жертвы людей на поприще науки и творчества. Конечно, есть люди, которые занимаются рутиной в этой сфере – необходимой и важной, но не требующей серьёзных душевных вложений. Однако есть и творцы, которые кладут свою жизнь на то, чтобы разработать лекарство, или написать книгу, которая вдохновит миллионы. Трата их драгоценного времени, таланта и душевных усилий – тоже самопожертвование во благо общества.

И именно потому, что наши каждодневные труды по заботе о близких людях, об обществе, в котором мы живём, — не являются обязательными, они становятся самопожертвованием. Конечно, общество осуждает тех, кто бросает родителей в беде, кто недостаточно заботится о детях, халатно относится к своей профессии, губит свой талант. Но инструментов заставить человека делать что-либо искренне, с любовью – нет. Любить и заботиться о ближних, творить на благо общества – это собственный выбор человека, настоящая ответственность. И это определённо можно назвать самопожертвованием.


Самопожертвование. Кто и когда способен на добровольную жертву ради другого человека?

Нужно начать с того, что не каждый готов к самопожертвованию. Для этого у человека должна быть добрая душа, наполненная любовью к одному конкретному человеку или к людям вообще. Сложно представить, что ехидный циник и эгоист бросается в воду, чтобы спасти утопающего. Зато мать или отца, которые, не задумываясь, жертвуют своей жизнью ради ребёнка, представить очень легко. Может быть это инстинкт, а может просто безграничная любовь, которая затмевает даже страх смерти.

Жизнь — наша главная ценность, мы получаем её в дар только один раз, поэтому бережем. Решаясь на самопожертвование, мы понимаем, что этот поступок может быть последним. Для этого нужна смелость, внутренняя сила духа и абсолютная уверенность в правильном решении. Хотя обычно люди бросаются на помощь другим не задумываясь. Эти люди настоящие герои. Много их было в военное время, встречаются они и в мирной жизни. Шаварш Карапетян в 1976 году вытащил из упавшего в воду автобуса 46 человек, 20 из них выжили. Сам тяжело пострадал и всю жизнь сожалел, что не смог спасти больше людей. Удивительный пример самопожертвования. А ещё больше поражает, что ни один из тех 20 так и не поблагодарил своего спасителя.

Сочинение: “Всегда есть место подвигу по Легенде о Данко” Максима Горького, 7 класс

Пример 1 Горький всегда пристально наблюдал за жизнью, видел в ней и радости, и горести, и разочарования, и негодования. За несколько месяцев до создания рассказа “Старуха Изергиль” Горький писал: «Мечтать - не значит . Прочитать сочинение

Сочинение ЕГЭ – Проблема отношения человека к животным по тексту Мамина-Сибиряка

Д.Н. Мамин-Сибиряк, известный русский писатель, в представленном тексте ставит вопрос "На что способны родители ради спасения своего ребенка?". Вечная нравственная проблема отношения человека к животным звучит остро в . Прочитать сочинение

Сочинение ЕГЭ – Проблема самопожертвования на войне по тексту В.А. Каверина

Сочинение ЕГЭ – Проблема проявления женской любви по тексту К.Г. Паустовского

Сочинение ЕГЭ – Проблема готовности к подвигу, к самопожертвованию по тексту В.В. Быкова

Вопрос о созидающей силе жертвенности всегда был одним из самых трепетных на земле. Жертвовать собою – это значит, спасая другого человека, отдавать ему силы, здоровье и даже жизнь. Или преданно служить его главной идее.

Проблему текста можно обозначить следующим образом. Есть ли в каждом человеке способность к самоотдаче, жерт­венности и что лежит в основе этого высокого и прекрасного чувства? Ответив на все эти вопросы, мы поймем, в чем смысл человеческого благородства.

проблему, можно сказать, что тем, кто не боится потерь на своем многотрудном пути спасения других людей, руководит чувство, не сравнимое ни с каким иным по своему величию. Например, близкие люди расстаются с недви­жимостью, желая спасти родственника от тяжелой болезни.

Какова же позиция автора? Зло, которое обессиливает и обе­скровливает человечество, мелкими частицами разбросано повсюду. Но ему надо противостоять.

Зло всесильно из-за спло­ченности тех, кто его вынашивает, кто проводит его в жизнь, делая несчастными свои жертвы. Нужно объединиться другим, честным и порядочным людям, чтобы всем вместе

противосто­ять этому злу. Нужно быть готовым к трудам и потерям, и только тогда будет положительный результат.

Чтобы защитить людей от зла, нужно бороться с этим злом, жертвуя собою.

Правильность позиции автора доказываем следующим пер­вым аргументом. На протяжении почти двух столетий в исто­рии России подвиг жен декабристов продолжает удивлять по­следующие поколения. Изнеженные и слабые, они покинули ро­довые гнезда, чтобы быть рядом с героическими, страдающими мужьями.

Да и сами “баловни знатности и богатства” вышли на Сенатскую площадь с требованием человеческих прав для угне­тенного народа, за что их ждали веревка палача и каторжные работы. В основе подвига этих людей – жертвенность.

Второй аргумент в защиту позиции автора можно привести из романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”. Соня Мармеладова – это воплощенная любовь и бесконечное страдание во имя тех, кто нуждается в поддержке.

И даже Рас­кольников с его опустошенной, измученной душой не может не оценить того, насколько велика сила ее спасительной любви, возродившей к новой жизни и самого героя романа.

Вывод. Те, кто жертвуют собой во имя спасения других людей, считают, что в их положении это необходимо и естественно. А на деле, в жизни, это самый настоящий подвиг.

Читайте также: