Сочинение на тему жанр элегии в поэзии жуковского

Обновлено: 06.07.2024

Жуковский является представителем романтизма, а именно его элегического, психологического направления.

Настоящая фамилия – Бунин. Фамилию и отчество получил от крестного, который затем его усыновил. Незаконнорожденный сын, он не имел права на дворянство и не мог получить наследства после смерти отца. Однако в семью он был принят, и госпожа Бунина воспитала его как родного сына. Отец заботился о его образовании и определил в Московский благородный пансион при Московском университете, ректором которого к тому времени был М. М. Херасков – поэт и масон. Возник новый тип воспитания, который заключал в себе акцент на духовную работу над самим собой. Все это находит отражение в его ранних стихах, в которых он пишет о тонкостях душевного мира, что является отличительной чертой сентиментализма.

2. В начале 1800-х годов Жуковский, под воздействиями европейской элегической поэзии второй половины XVIII в., постепенно создает русскую элегическую поэзию. Элегия Жуковского впитывает в себя самые разные элементы европейского преромантического движения: и оссиановскую туманность, и настроения обреченности, и кладбищенскую меланхолию, и наслаждение таинственным лунным пейзажем, и предчувствия собственной смерти.

В творческой практике Жуковского так называемая медитативная элегия с характерными для нее переходящими настроениями — формулами, кочующими из одного стихотворения в другое, с определенным кругом тех же мотивов: размышлений о смерти, о бренности человеческой жизни, мотивов меланхолического и трогательного любовного томления, пейзажно-пасторальных описаний — прочно завоевывает господство в русской поэзии.

Где ты далекий друг? Когда прервем разлуку?

Когда прострешь ко мне ласкающую руку?

Когда мне встретить твой душе понятный взгляд

И сердцем отвечать на дружбы глас священный?

В продолжении стихотворения ряд новых вопросов; в стихах, заключительных для этой части послания, — опять вопрос, имеющий риторический характер:

Или веселие навеки отцвело,

И счастие мое с протекшим протекло?

Следующая часть послания начинается восклицанием:

Как часто о часах минувших я мечтаю!

Разработка элегических жанров, характерных для европейской поэзии второй половины XVIII в., к концу 1800-х годов уступает в творчестве Жуковского место интересу к народным легендам, к народным лирико-повествовательным песням, к балладам.

Социальные коллизии и кризисные положения, которыми ознаменовался новый век, побудили Жуковского встать на путь этического решения острых проблем.

Жуковский с самого начала своего балладного творчества боролся за нравственно чистую личность.

Согласно Жуковскому, преступление вызвано индивидуалистическими страстями - честолюбием, жадностью, ревностью, эгоистическим самоутверждением. Человек не сумел обуздать себя, поддался страстям, и его нравственное сознание оказалось ослабленным. Под влиянием страстей человек забывает свой нравственный долг. Но главное в балладах - все же не сам акт преступления, а его последствия - наказание человека.

Природа в балладах Жуковского справедлива, и она сама берет на себя функцию мести за преступление: река Авон, в которой был потоплен маленький престолонаследник, вышла из своих берегов, разлилась, и в яростных волнах потонул преступный Вар-вик; мыши открыли войнупротив епископа Гаттона и загрызли его; журавли одним своим видом дали знак об убийцах Ивика, а к преступному Адельстану, который ценой жизни сына покупал успех и любовь богатой и знатной красавицы, наказание пришло из самой воды, из нее высунулись страшные лапы, в которые он упал. В балладном мире природа не хочет вбирать в себя зло, сохранять его, она выбрасывает его из жизни и поглощает, как бы пожирает. У Жуковского получается: преступление совершается, никто не сумел остановить преступника или помешать ему, да и некому было это сделать. Никто часто и не знает о черных его замыслах. Зло будто бы торжествует, и все говорит за то, что оно остается безнаказанным.

Но это иллюзорная надежда преступника. Злой, бесчеловечный, эгоистический поступок тянет за собой зловещую цепь последствий, какое-то из ее звеньев явится наказанием преступника. Балладный мир Жуковского утверждал: в жизни совершается поединок добра со злом. В нем в конечном счете побеждает добро - нравственное начало. В балладах развернута идея не всепрощения, а справедливого возмездия. Поэт верит, что порочный поступок обязательно будет наказан. Ничто злодейское не остается безнаказанным. Таков закон мирового порядка, нравственный закон, которому, по мысли поэта, подчинено все бытие. Главная идея баллад Жуковского с темой преступления и наказания - идея торжества нравственного закона.

. О Гейльсбергски поля! в то время я не знал,

Что трупы ратников устелют ваши нивы,

Что медной челюстью гром грянет с сих холмов,

Что я, мечтатель ваш счастливый,

На смерть летя против врагов,

Рукой закрыв тяжелу рану,

Едва ли на заре сей жизни не увяну.

И буря дней моих исчезла, как мечта!

Осталось мрачно воспоминанье.

Ужели я тебя, красавица, забыл,

Тебя, которую я зрел перед собою

Как утешителя! Как ангела добра!

Какое счастие с весной воскреснуть ясной!

(В глазах любви еще прелестнее весна!)

—«Ага! —судья певице сей,

Названья этого довольно:

Сударыня! мне очень больно,

Что вы, забыв последний стыд,

Убили драмою Густава.

О, жалкий вид!О, тщетная поэтов слава!

Исчезла Сафо наших дней

С печальной драмою своей;

Потом и две другие дамы,

На дам живые эпиграммы,

Нырнули в глубь туманных вод.

«Шуми,— он пел,— волнами, Рона,

Но плеском волн — родного Дона

Характерным для Батюшкова в юные годы было воспевание радости жизни, иногда эпикурейское упоение жизнью. Но в стихах Батюшкова с самого начала звучали и элегические и трагические ноты. Батюшков писал элегии, хотя не всегда это были элегии в традиционном понимании жанра, какими были элегические произведения Жуковского или переведенные Жуковским элегии европейских поэтов. Особенно усилились элегические мотивы в стихотворениях Батюшкова в последние годы его поэтической деятельности.

Какое торжество готовит древний Рим?

текут народа шумны волны?

К чему сих аромати мирры сладкий дым,

Душистых трав кругом кошницы полны?

Так эмоционально напряженно — вопрос за вопросом — начинается это скорбное повествование о чествовании погибающего поэта.

Критическое отношение Батюшкова к общественному устройству России проявилось в ряде его высказываний — в этом смысле он был сыном своего времени, разделяя образ мыслей и па-строение передового русского дворянства после Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов. Существует предположение, что Батюшков знал о возникновении в России тайных политических обществ.

5.Поэты пушкинской плеяды: Вяземский, Дельвиг, Давыдов, Баратынский, Языков (краткий анализ творчества одного из поэтов по выбору с разбором одного-двух его стихотворений).

Пушкинская плеяда - Дельвиг, Боратынский, Вяземский, Языков, Веневитинов, Кюхельбекер, Давыдов.

Пушкин в этом кружке - первый среди равных. Остальные признают его первенство, но это именно дружба, а не подчинение. Остальные стремились ему подражать, а Пушкин заимствовал у них идеи для переосмысления.

Дельвиг - самый близкий друг Пушкина. Основные жанры – народная идиллия и романс. Жанр восходит к фольклору. Нейтральный литературный язык, выбор сюжетов и грамотная композиция - то, что отличает дельвиговскую "русскую песню" от настоящей. Ощущение античного мира идиллии.

Боратынский - философская лирика. Философия - французский рационализм 18 века. Политическая поэзия ограничивается одной эпиграммой на Аракчеева (когда совсем нельзя было молчать), автобиографической нет вообще. Начал с эпикурейских эротических стихов, потом занял нишу поэта-философа с поэзией мысли. Жизненный идеал Боратынского - "высокое равнодушие": не принцип "моя хата с краю", а "возгонка страсти до творческого состояния". На Боратынском закончилась пушкинская эпоха и началась лермонтовская.

Вяземский - поэт мыслей (множественное число, в отличие от Боратынского). Вначале именно он цементировал круг поэтов-новаторов. Единой философской идеи у него нет, но есть множество остроумных мыслей. Один из первых русских либералов. Критично относился к немецкой литературе и философии, зато очень чутко реагировал на новые веяния романтизма. Критик, автор "народной" поэзии, создатель первых историко-биографических очерков, после 1825 сохранил свою оппозиционность лучше Пушкина.

Языков - один из лучших мастеров поэтического слова. Звукопись, неологизмы, интересные поэтические формы. Учился в Дерпте (ныне Тарту), писал стихи об унылой рабской России. Потом прошёл "путь из кабака в церковь". Кабак здесь - это не только пьянка, но и политический трёп. Писал молитвенные стихотворения, стал правым славянофилом, начал пользоваться штампами из публицистики и в итоге деградировал.

Этот пушкинский круг составлял так называемую "литературную аристократию". Проповедовали искусство для избранных, презирали чернь и сетовали на "железный век", жестокий к поэтам. Им противостояли журналисты и массовые коммерческие писатели типа Булгарина, сплотившиеся вокруг журнала "Московский телеграф" и его главреда Полевого (который, собственно, и провозгласил роман Булгарина лучшей заменой устаревшей прозе Карамзина. Принцип Пушкина, провозглашённый им в 1822 в критической статье о прозе, - "изящная простота" в противовес "важной простоте" архаистов и изысканности карамзинистов: вместо "рано поутру" те писали "едва первые лучи восходящего солнца

озарили восточные края лазурного неба".

Булгарин писал массовые нравоучительные романы для мещан и грамотных крестьян (которых считал "средним классом" и опорой российской власти). Дидактическое бытописательство, разделение персонажей на положительных и отрицательных (с говорящими именами), авантюрная интрига и минимум психологизма. Образец - роман "Иван Выжигин". Прообраз массовой культуры, по определению враждебной аристократической литературе пушкинского круга писателей. Булгарин ссылался на то, что его книжки покупают, и предсказывал смерть литературной аристократии. Он сходится с "Московским телеграфом" Полевого, и этот журнал начинает проводить антиаристократическую политику в своих рецензиях. Полемика была довольно бурная, не выступал только ленивый, но что-то серьёзное и принципиальное написал только Пушкин, споривший с Полевым об особенностях русского исторического процесса. АСП не хотел переносить на русскую почву выводы французских историков о закономерностях процесса и ставил вопрос об особенностях национальной истории и судьбах социальных групп, в первую очередь дворянства. Этот последний вопрос, собственно, и был центральным в полемике о литературном аристократизме: “Литературная газета”, где печатался Пушкин, последовательно отводила обвинения в сословных пристрастиях, подчеркивая в то же время, что именно просвещенное дворянство является прежде всего хранителем исторической и культурной традиции и тех норм социальной этики, которые позволяют ему сохранять относительную независимость от правящих верхов. В этих спорах вырабатывалась историческая и социальная концепция Пушкина, получившая отражение в набросках критических статей и повестей 1829—1830-х гг.; следы ее есть и в “Медном всаднике”.

Поэзия героя-партизана отразила патриотический подъем антинаполеоновских войн. В этом был секрет большой ее популярности в свое время.

1) Тема стихотворения. В этом произведении Денис Давыдов показывает различие между гусарами разного времени. Так он описывает гусаров, которые были раньше:

Ни полслова. Дым столбом…

Ни полслова. Все мертвецки

Пьют и, преклонясь челом,

Но едва проглянет день,

Каждый по полю порхает;

Кивер зверски набекрень,

Ментик с вихрями играет.

И тех, что ведут службу в настоящее время:

А теперь что вижу?- Страх!

И гусары в модном свете,

В вицмундирах, в башмаках,

Вальсируют на паркете!

Говорят умней они.

Но что слышим от любого?

Жомини да Жомини!

А об водке - ни полслова!

Надо заметить, что Жомини — это генерал Анри Жомини (1779—1869), военный теоретик, по происхождению швейцарец. Служил во французской армии, с 1813-го — военный советник Александра I. Основатель русской Академии генерального штаба

2) Идея стихотворения заключается в словах:

Где друзья минувших лет?

Где гусары коренные,

3) Настроение печальное, автор скучает по прежним временам…

4)Проблематика – личностная, так как в стихотворении описаны личные переживания автора.

5) Рифма: перекрестная – первая строчка рифмуется с третьей, а вторая с четвертой

Элегия стала одним из ведущих жанров в поэтическом творчестве Жуковского. Она была созвучна интересу сентименталистов и романтиков к драматическому содержанию внутренней жизни человека. При этом жанр элегии У них существенно изменился по сравнению с классицистами. В элегии XVIII века тоже преобладало грустное содержание: поэты сокрушались по поводу смерти друга или измены возлюбленной, тосковали при долгой разлуке с ними. Но беды и несчастия воспринимались как факты случайные. Они не колебали веры в добрую природу человека и в разумную организацию мира. Тоскуя по возлюбленной, классицист Сумароков, например, рассуждал:

Но тщетен весь мой гнев. Кого я ненавижу?

Она невинна в том, что я ее не вижу.

Сержусь, что нет в глазах: но кто виновен тем?

Причина днесь случай в несчастии моем.

На всех ярится смерть – царя, любимца славы,

Всех ищет грозная… и некогда найдет;

Всемощныя судьбы незыблемы уставы;

И путь величия ко гробу нас ведет!

Смерть еще и великий учитель. Перед ее лицом проясняются истинные и ложные ценности жизни. Она обнажает тщетность мирских благ, богатства и славы. Она указывает человеку на вечную правду христианской морали: не раболепствуй перед сильными, не пресмыкайся в лести, не служи своей гордыне, не будь жестоким к страдальцам, цени в жизни не успех, не славу, не наслаждения, а добросердечие, скромный труд, отзывчивость, чуткость к чужому страданию.

Как часто их серпы златую ниву жали

И плуг их побеждал упорные поля!

Как часто их секир дубравы трепетали

И потом их лица кропилася земля!

А там, среди берез и сосен неизменных,

Что в сумраке земном на небеса глядят,

Где праотцы села в гробах уединенных,

Крестами венчаны, сном утомленным спят…

На сельском кладбище явилась ты недаром,

О, гений сладостный земли моей родной!

Хоть радугой мечты, хоть юной страсти жаром

Пленяла после ты, – но первым лучшим даром

Останется та грусть, что на кладбище старом

Тебе навеял Бог осеннею порой.

Уж вечер… облаков померкнули края,

Последний луч зари на башнях умирает;

Последняя в реке блестящая струя

С потухшим небом угасает…

Как слит с прохладою растений фимиам!

Как сладко в тишине у брега струй плесканье!

Как тихо веяние зефира по водам

И гибкой ивы трепетанье!

Я смотрю на небеса…

Облака, летя, сияют

За далекие леса -

Что видимо очам – сей пламень облаков,

По небу тихому летящих,

Сие дрожанье вод блестящих,

Сии картины берегов

В пожаре пышного заката –

Сии столь яркие черты –

Легко их ловит мысль крылата,

И есть слова для их блестящей красоты.

Но то, что слито с сей блестящей красотою -

Сие столь смутное, волнующее нас,

Сей внемлемый одной душою

Сие к далекому стремленье,

Сей миновавшего привет

(Как прилетевшее внезапно дуновенье

От луга родины, где был когда-то цвет,

Святая молодость, где жило упованье),

Сие шепнувшее душе воспоминанье

О милом, радостном и скорбном старины,

Сия сходящая святыня с вышины,

Сие присутствие Создателя в созданье -

Какой для них язык?… Горе душа летит,

Все необъятное в единый вздох теснится,

И лишь молчание понятно говорит.

Минувших дней очарованье,

Зачем опять воскресло ты?

Кто разбудил воспоминанье

И замолчавшие мечты?

Шепнул душе привет бывалой;

Душе блеснул знакомый взор;

И зримо ей минуту стало

Незримое с давнишних пор.

О милый гость, святое Прежде,

Зачем в мою теснишься грудь?

Могу ль сказать: живи надежде?

Скажу ль тому, что было: будь?

Жуковский не уставал повторять, что истинная родина души не здесь, а там, за гробом, что в земной жизни человек странник и залетный гость. Земные испытания приносят ему немало бед и страданий, но счастье и не может быть уделом, целью жизни человека на земле:

Ты улетел, небесный посетитель;

Ты погостил недолго на земли;

Мечталось нам, что здесь твоя обитель;

Навек своим тебя мы нарекли…

Пришла Судьба, свирепый истребитель,

И вдруг следов твоих уж не нашли:

Прекрасное погибло в пышном цвете…

Таков удел прекрасного на свете! -

Любовная лирика Жуковского.

Любовная лирика Жуковского. В 1805 году случилось событие, которому было суждено сыграть важную роль в жизни Жуковского и по-своему отразиться на судьбах всей отечественной литературы, на русском понимании духовной природы любви. У старшей сестры Жуковского по отцу,

Гражданская лирика Жуковского.

Гражданская лирика Жуковского. В начале лета 1812 года войска Наполеона перешли через Неман и вторглись в русские пределы. В августе Жуковский покинул родной край поручиком Московского ополчения. Ночь на 26 августа он провел в засаде на окраине Бородинского поля, в резерве

Балладное творчество Жуковского.

Поэмы Жуковского.

Татьяна Соколова Литературное творчество и политика: штрихи к портрету писателя-романтика

Татьяна Соколова Литературное творчество и политика: штрихи к портрету писателя-романтика Взаимоотношения литературы и политики практически никогда не были идиллическими, они всегда составляли проблему, по крайней мере с того момента, как литературное творчество и

Канон Жуковского в поэзии Некрасова

11. Религиозная миссия романтика

11. Религиозная миссия романтика Итак, в романтизме сосуществуют несколько космогонических моделей, и все они пронизаны общей ностальгией по утраченному первоначалу. Но ностальгия эта в них понималась по-разному.Согласно наиболее радикальной версии, с которой мы уже

9. Жанр

9. Жанр Мы согласились с М.М. Бахтиным, что художественные произведения — это высказывания, и что в каждой сфере есть свои устойчивые типы таких высказываний. Бахтина нетрудно понять так, что жанры и являются этими типами. Так оно и есть, только надо принять во внимание, что

§ 3. Идиллическое, сентиментальность, романтика

§ 3. Идиллическое, сентиментальность, романтика Наряду с героикой, истоки которой в эпосе древности, и эмоциональностью, восходящей к христианскому средневековью, в искусстве присутствуют такие формы жизнеутверждения, как идиллическое, а в Новое время также

Главными жанрами романтической лирики Жуковского были баллады, элегии, песни и дружеские послания. Его лирику именовали элегичной, т.к. чувства и мысли выражались, прежде всего, в элегиях – стихотворениях, проникнутых грустью, раздумьем, светлым воспоминанием.

Часто в элегиях Жуковского нет сюжета, это чистая лирика, где поэтическое чувство и мысль даны в развитии, переходят от образа к образу.
Устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, несчастная любви, одиночество, бренность земного бытия, риторическое изображение эмоций.

Главным принципом, объединяющим все произведения петербургского цикла, становится гротеск. Гротеск – это построенное на контрасте причудливое сочетание реального и фантастического, комического и трагического, прекрасного и безобразного.

В Арабесках Гоголь объединил различные по тематике произведения, где отразились его взгляды на столицу, на мир искусства, на познание. В петербургском цикле Гоголь несколько сузил темы для рассуждения, включив их в рамки мира Петербурга, но он продолжает рассуждать и о сакральности искусства, и о предназначении художника, и о чиновниках и служащих.

В каждом произведении возникает образ Невского проспекта. Это композиционно-организующее звено всего гоголевского цикла. Лейтмотивом цикла стала идея обмана и иллюзорности: все обман, все не то, что кажется.

В условия петербургской действительности помещены вечные романтические типы: сумасшедший (Поприщин), юродивый (Башмачкин), художник (Чертков). Уже в восприятии мира этими героями мир выглядит искаженно, гротесково. В гротеске мир всегда условен. Условный мир у Гоголя создает очень ограниченное пространство Петербурга и замкнутое сознание героев.

Невский проспект – тоже гротесковое место, место противоположностей: с одной стороны, это центр столицы, место, где вращаются высшие круги, с другой стороны, именно здесь герои (например, Чертков) впадают в обман и начинают меняться в худшую сторону. Место обмана. Здесь нечто демоническое и зловещее скрывается за каждым поворотом. Все обман, все не то, что кажется: за внешней красотой скрывается суть проститутки, порок.

В гротесковой манере раскрываются некоторые из основных для Гоголя тем: заколдованное место (сам Петербург), а также мотив рождения и смерти персонажа. Не всегда смерь физическая равна смерти фактической (Акакий Акакиевич).

В Шинели гротеск раскрывается не только в образе Акакия, юродивого, но и в образе портного. Кажется, обычный портной, пьяница, но по все признакам он совпадает с описанием черта: вечно пьяный, с косыми глазами, рядом с ним постоянно крутится кошка, а жена у портного – немка.

Гротеск помогает в раскрытии поднаготной Петербурга.

Жизнь и творчество Жуковского. Ведущий жанр поэта-романтика. Элегия как лирический жанр, содержащий в свободной стихотворной форме какую-либо жалобу, выражение печали или эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 25.10.2014
Размер файла 2,8 M

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Департамент образования и науки кемеровской области

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Томь-Усинский энерготранспортный техникум

по дисциплине: Литература

обучающаяся гр. ТРУК-1-14

1. Жизнь и творчество Василия Андреевича Жуковского

2. Элегия - ведущий жанр поэта-романтика

3. Баллада в поэзии В.А. Жуковского

Но не только поэзия привлекала Жуковского, он был переводчиком, критиком, редактором, прозаиком, а также состоял на государственной службе служил на службе (был Действительным членом Императорской Российской Академии, почетным членом Императорской Академии наук, ординарным академиком по Отделению русского языка и словесности, тайным советником).

В литературе более всего они известен как создатель романтических элегий и баллад, переводчик некоторых элегий и баллад европейских романтиков.

Моя цель в этом реферате - описать жизнь и творчество В.А. Жуковского как создателя элегического и балладного жанров в русской литературе.

1) Описать жизнь и творчество В.А. Жуковского;

2) Дать краткую характеристику поэзии В.А. Жуковского;

3) Охарактеризовать своеобразие элегий поэта;

4) Описать тематику и художественное своеобразие баллад В.А.

При подготовке реферата я использовала учебники, словарные статьи, монографии, ресурсы сети Интернет, собственные рассуждения.

1. Жизнь и творчество Василия Андреевича Жуковского

Родился будущий поэт и писатель 29 января (9 февраля) 1783 года в селе Мишенском Тульской губернии. Незаконнорождённый сын помещика Афанасия Ивановича Бунина (1716--1791) и пленной турчанки Сальхи (в крещении - Елизаветы Дементьевны Турчаниновой; ум. 1811), привезённой в 1770 году участниками русско-турецкой войны из-под крепости Бендеры. Фамилию свою ребенок получил от жившего в имении бедного белорусского дворянина Андрея Григорьевича Жуковского (ум. 1817), который по просьбе Бунина стал крёстным отцом ребёнка и затем его усыновил. Перед рождением мальчика в семье Бунина из одиннадцати человек детей умерло шестеро. Его супруга, Мария Григорьевна Бунина, решила взять в свою семью новорождённого и воспитать его как родного сына без права передачи дворянства и без наследства.

Скончался поэт 12 (24) апреля 1852 года в Баден-Бадене. Его тело было доставлена в Россию и захоронено на кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге

2. Элегия - ведущий жанр творчества поэта

Элегия - это грустное поэтическое произведение (песнь) о всякой утрате, потому что утрата чувства, желания - это подобие смерти, исчезновение и небытие[5,с.33].

Кладбищенская элегия полна негромких раздумий. Размышление изначально присуще всякой элегии, не только кладбищенской. Элегия, в которой господствует размышление, касающееся самых разных предметов и явлений, называется медитативной (от слова медитация - размышление, раздумье). Так как предметы размышлений могут быть различными, то различны и разновидности элегий: историческая, философская, а также унылая элегия, в которой поэт предается психологическим переживаниям о своей несчастной участи.

В.А.Жуковский на первый план в словах выдвигает эмоции, психологическое состояние, душевное настроение и внутренний мир человека. До него в русской поэзии никто не описывал сферу внутренней жизни.

Он подводит читателя к мысли о том, что не надо печалиться, все когда-то умрут, но живые придут их оплакать, и в этом связь всех людей - память, сопереживание. Поэт видел задачу искусства не в том, чтобы тревожить сердца и доводить накал страстей до взрыва, а в том, чтобы в размышлении утешить человека, разрешить противоречие. В этом ранний русский романтизм отличается от европейского. Там нет разрешения противоречий, нет покорности судьбе, там торжествуют трагедия и драма, нет ни победителей, ни побежденных.

В этой элегии видны черты не только кладбищенской элегии, но и медитативной (в которой поэт размышляет), эти размышления разные, поэтому элегии бывают историческими, философскими, унылыми (психологические переживания о своей несчастной участи).

Наиболее полно черты элегии в русской литературе отразились именно в творчестве этого поэта и переводчика.

3. Баллада в поэзии В.А. Жуковского

В основе баллады представление об ужасном событии в судьбе человека в образах привидений, мертвецов, которые оживают в гробах; мертвых женихов, скачущих ночью на коне за невестой; сатаны, являющегося за душой грешника; злодеев, продавших душу ребенка дьяволу. Действие обычно происходит в особой полуфантастической обстановке: кладбище, открытые могилы, каркающие вороны, багровая луна, пляшущие духи или скелеты, ночной лес, горящие деревья.

Жизнь представляется как поединок человека и обстоятельств, которые побеждают, наличие неподвластной человеку силы рока - философская проблематика баллад. Человек в балладе преодолевает границы между потусторонним и реальным миром.

Но Жуковский не просто был переводчиком, он изменял смысл баллад.

Гете) отличается, по словам М. Цветаевой [9], от оригинала тем, что Жуковский смягчает смысл - его ребенок погибает от страха, а не от Лесного Царя, как у Гете, читатель не верит в эту сказку.

В начале баллады Светлана в предчувствии чего-то таинственного, а в конце в самой кульминации сентиментальный голубок спасает девушку от несчастья. Так автор идеализирует (в других балладах драматизирует) реальность, что и свойственно балладам.

Баллады Жуковского открыли романтическое течение в русской литературе: фантастически напряженный ход событий, драматический сюжет, мораль в конце, условность авторской поэзии. После Жуковского в русской поэзии легендарность историко-героического сюжета стала необходимым условием балладного жанра.

Обогатив литературу своего времени, Жуковский остается одним из крупнейших русских поэтов, наследие которых изучается по сей день.

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль,

И, внемля им, вздохнет о славе младость,

Утешится безмолвная печаль,

И резвая задумается радость.

1. Айхенвальд, Ю.И. Жуковский// Ю.И. Айхенвальд / Силуэты русских

писателей: В 3-х Вып.: 2-е изд. М., 1908 - 1913.

2. Жуковский, Василий Андреевич [Электронный ресурс]: Википедия.

3. Жуковский Василий Андреевич [Электронный ресурс]: Русский

4. Жуковский //Литературная энциклопедия: В 11 тт. М., 1929-1939. Т.4

5. История русской литературы XIX века. В 3 ч. Ч. 1 (1795--1830

годы) /С.М. Скибин,Н.Н. Прокофьева, В.И. Коровин. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 478 с.

6. Лебедев, Ю.В. История русской литературы XIX века. В 3-х ч. Ч.1.

7. Лебедев, Ю.В. Русская литература XIX века. 10 кл. Учеб. для

общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1. - М.: Просвещение, 2000. - 320 с.

8. Минералов, Ю.И. История русской литературы ХIХ века (1800-1830-е

годы): Учеб. пособие / Ю.И. Минералов. - М.: Высш. шк., 2007. - 367 с.

Подобные документы

Жанр баллады в контексте литературы XVIII - XIX веков. Современное научное представление о балладах. Баллада в творчестве Жуковского. "Людмила" и формирование жанрового канона баллады. Оригинальные баллады Жуковского: "Ахилл", "Эолова арфа", "Узник".

дипломная работа [114,1 K], добавлен 10.03.2008

Жуковский: этапы жизни и творчества. Жанр баллады в творчестве Жуковского. В основе лучших баллад Жуковского лежит не эпическое задание, не пафос рассказчика, а напряжённое внимание человека, ищущего объяснения своей судьбы.

реферат [35,5 K], добавлен 28.11.2002

Особенности развития жанра элегии - лирического стихотворения, проникнутого грустными настроениями. Художественные принципы поэта-романтика Баратынского Е.А. Особенности поэтики Баратынского на примере анализа элегии "Разуверение". Значение творчества.

контрольная работа [19,0 K], добавлен 20.01.2011

Отомо Якамоти - последний великий поэт эпохи "Манъёсю". Происхождение поэта, основные этапы его жизненного пути и творчества. Жанр танка в основе поэзии О. Якамоти. Особенности лирических стихотворений, их наполненность чувствами печали, тоски и уныния.

презентация [18,9 M], добавлен 17.02.2017

М.Ю. Лермонтов как продолжатель романтических традиций В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, Е.А. Баратынского, поэтов-декабристов. Влияние Байрона на раннее творчество поэта, воплощение принципов романтизма и пессимистического реализма в его произведениях.

реферат [19,3 K], добавлен 28.05.2014

Жизненный путь великого русского поэта Василия Андреевича Жуковского. Выражение мимолётных неуловимых переживаний. Любовная лирика Жуковского, характер ее элегического очарования и идеальности. Отражение отношений с Марией Протасовой в творчестве поэта.

реферат [36,6 K], добавлен 27.09.2008

Современные школьные программы по изучению произведений Ф. Тютчева. Лирический фрагмент как жанр тютчевской лирики. Точность психологического анализа и глубина философского осмысления человеческих чувств в лирике Ф. Тютчева. Любовная лирика поэта.

Василий Жуковский. Критика. Жанр элегии в лирике В.А. Жуковского

Ключевые слова: Жуковский, элегия, древнегреческая поэзия, Гораций, лебедь.

Elegy genre in the lyrics of the V. A. Zhukovsky.

Litinskaia E.P., PhD (Philology), Assistant Professor, Petrozavodsk State University, Federal Agency — Federal Agency for Education, State educational institution higher education “Petrozavodsk State University”, Russia

Keywords: Zhukovsky, elegy, ancient Greek poetry, Horace, swan.

Ключові слова: Жуковський, елегія, давньогрецька поезія, Горацій, лебідь.

Развитие жанра происходит в эллинистическую эпоху, когда элегия обогащается любовной, мифологической тематикой. Ярким представителем элегической поэзии этого периода был Каллимах. В его творчестве элегия приобретает отчётливое лирическое (субъективное) начало, когда в центр повествования становится личность поэта-рассказчика и его отношение к объекту изложения.

В.А. Жуковскому в процессе становления жанра элегии в России отводится особая роль.

Жуковский использует шестистопный пиррихированный хорей, что является характерной чертой позднего поэта-лирика [8, с. 387 — 421]. Выбранный размер не является типичным для древнейшей элегии и её вариации в Новое время. Ритм, созданный выбранным размером, на-певный, неспешный. Рифма богатая, способ рифмовки — смешанный. В стихотворении превалируют именные части речи, что придаёт повествованию статичность: 128 существительных и 53 прилагательных на 29 случаев употребления глагольных форм.

Стихотворение датируется концом 1851 г. Оно было написано всего за несколько месяцев до кончины поэта, за границей, в Баден-Бадене, куда вынужденно в связи с болезнью жены поэт переехал вместе с семьёй. В стихотворении отражены ностальгические настроения русского поэта, безумно скучающего по родине, переживающего уход близких друзей и ощущающего безграничность своего одиночества.

Центральным образом элегии становится лебедь — образ не только автобиографический, но и иносказательный. Лебедь — символ возрождения, чистоты, целомудрия, гордого одиночества, благородства, мудрости, пророческих способностей, поэзии и мужества, совершенства. Существуют представления о способности души странствовать по небу в образе лебедя. Сочетая в себе две стихии: воздуха и воды, лебедь является птицей жизни и в то же время может олицетворять смерть [16]. Мифопоэтическая традиция античности считает лебедя, в первую очередь, птицей Зевса, Афродиты и Аполлона. Хорошо известен миф о превращении верховного бога-олимпийца, покорённого прекрасной Ледой, в грациозного лебедя. Благодаря свой красоте лебедь ассоциируется с богиней любви Афродитой. Белоснежный лебедь — символ Аполлона, бога солнца, музыки, поэзии [13, с. 363 — 397].

мере девять перевыражений этого латинского текста в русской традиции, среди которых художественно выделяются тексты Г.Р. Державина, В.В. Капниста, А.А. Фета, А.А. Блока. Безусловно, ода Горация могла быть источником элегии Жуковского, поскольку в библиотеке поэта был ряд европейских изданий произведений Горация с параллельным латинским текстом: полное издание сочинений римского поэта с французским переводом Баттё и Райрара (Les Poésies complètes d'Horace. Traduites par Batteux et F. Reyrard. T. 1 — 2. P., 1803), а также итальянское издание од (Q. Horatius Flaccus. II Canconiere d' Orazio ridotto in versi toscani [da Stef.-Bened. Pallavicini]. Lipsia, G. Saalbach, 1736) [3]. Французский экземпляр издания Горация к тому содержит пометы Жуковского: отчёркнутый текст первых трёх и последней строф [6, с. 740].

Необходимо учесть, что символика этой птицы в творчестве Жуковского непременно имеет отпечаток христианской традиции, где белый лебедь — это чистота, милосердие, он ассоци-ируется с Девой Марией. Его предсмертная песня символизирует страдания мучеников и христианское смирение [16].

Список используемых источников

1. Афанасьев В. Жуковский / В. Афанасьев. — М. : Мол. гвардия, 1987. — 397 с.

2. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений : в 13 т. / В. Г. Белинский. — М. : Изд-во АН СССР, 1955. — Т. 7. - 740 с.

3. Библиотека В.А. Жуковского: описание / [сост. В. В. Лобанов]. — Томск : Изд-во ТГУ, 1981. — Описания № 1339, 2654.

4. Гиллельсон М. И. Переписка П.А. Вяземского и В.А. Жуковского / М. И. Гиллельсон // Памятники культуры : Новые открытия : ежегодник-1979. — Л. : Наука, 1980. — С. 34—75.

5. Жан Поль. Приготовительная школа эстетики / Поль Жан. — М. : Искусство, 1981. — 448 с.

6. Жилякова Э. Царскосельский лебедь / Э. Жилякова // Жуковский В. А. Полное собрание сочинений и писем : в 20 т. — М. : Языки русской культуры, 2000. — Т. 2. — С. 738—741.

7. Касаткина В. Н. Поэзия В.А. Жуковского / В. Н. Касаткина. — М. : Община, 1995. — 183 с.

8. Матяш С. А. Стих Жуковского-лирика / С. А. Матяш // Жуковский В. А. Полное собрание сочинений и писем : в 20 т. — М. : Языки русской культуры, 2000. — Т. 2. — С. 387—421.

10. Поршнев В. П. Мусей в культурном наследии античности / В. П. Поршнев. — М. : Новый Акрополь, 2012. — 333 с.

11. Пронин В. А. Теория литературных жанров / В. А. Пронин. — М. : Изд-во МГУП, 1999. — 196 с.

12. Радциг С. И. История древнегреческой литературы / С. И. Радциг. — М. : Высшая школа, 1977. — 552 с.

13. Селиванова Л. Л. Аполлоновы лебеди (К семантике образа в религиозных представлениях античности) / Л. Л. Селиванова // Человек и общество в античном мире. — М. : Наука, 1998. — С. 363—397.

14. Синдаловский Н. А. Пушкинский круг. Легенды и мифы [Электронный ресурс] / Н. А. Синдаловский.

15. Сочинения и переписка П.А. Плетнёва. — СПб., 1885. — Т. 3. — 746 с.

16. Топоров В. Н. Лебедь [Электронный ресурс] / В. Н. Топоров // Энциклопедия символики и геральдики.

17. Тронский И. М. История античной литературы / И. М. Тронский. — Л. : Учпедгиз, 1946. — 496 с.

18. Фризман Л. Г. Элегия / Л. Г. Фризман // Краткая литературная энциклопедия : в 9 т. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — Т. 8. — 1136 стб.

19. Чистякова Н. А. Древнегреческая элегия / Н. А. Чистякова // Древнегреческая элегия. — СПб. : Алетейя, 1996. — С. 5—54.

20. Чистякова Н. А. История античной литературы / Н. А. Чистякова, Н. В. Вулих. — М. : Высшая школа, 1971. — 452 с.

21. Чистякова Н. А. Эллинистическая поэзия / Н. А. Чистякова. — Л. : Изд-во Ленинград. ун-та, 1977. — 176 с.

22. Ярхо В. Н. Античная лирика / В. Н. Ярхо, К. П. Полонская. — М. : Высшая школа, 1967. — 212 с.

References

1. Afanas’ev V. Zhukovskij [Zhukovsky]. — M.: Mol. gvardija, 1987. — 397 p.

2. Belinskij V.G. Polnoe sobranie sochinenij: v 13 t. [Omnibus edition: 13 v.]. — M.: Izd-vo AN SSSR, 1955. — T. 7. — 740 p.

3. Biblioteka V.A. Zhukovskogo: opisanie [Library of the V.A. Zhukovsky: description] / [sost. V.V. Lobanov]. — Tomsk: Izd-vo TGU, 1981. - Opisanija № 1339, 2654.

4. Gillel’son M.I. Perepiska P.A. Vjazemskogo i V.A. Zhukovskogo [Correspondence of P.A. Viazemsky and V.A. Zhukovsky] // Pamjatniki kul’tury: Novye otkrytija : ezhegodnik 1979. — L.: Nauka, 1980. — Pp. 34-75.

5. Zhan Pol’. Prigotovitel’naja shkola jestetiki [Preparatory School of aesthetics]. — M. : Iskusstvo, 1981. — 448 p.

Читайте также: