Сочинение на тему язычество

Обновлено: 29.06.2024

Вышеприведённый контекст, это лишь корректная часть письма, где основной текст состоит из мата. Галиматья, то есть изъяснение на мате в письменной форме - это отличительная черта в характерности кацапов. К кацапам, они же москали, властвовавшие на территории бывшей Московии до петровского периода, относятся православные россияне. Среди русских есть ещё сословие старообрядцев, которые под доминантой христианства привержены к языческому культу.

Язычество древнерусского народа формировалось на стыке двух конфликтующих культур, христианской и хазарской. Этот языческий быт основан на идолопоклонстве. Во время господства москалей, эта вера, искореняясь, среди старообрядцев подверглась видоизменению к иконнопоклонению, что и сближало с Православием. В это же время и распространялась галиматья с матерщиной. Но происхождение мата более давнее. Это горло-панство инициировал Владимир Креститель, который ввёл мат на Руси, как определённое устрашающее средство психологического давления на иноверцев. В своём роде, в том была необходимость, чтоб утвердить чуждую для всех православную веру. Матерщиной принижали человеческое достоинство, обличая человека дикарём, пытались привлечь к христианству, как к некой передовой просвещённости. Так через мат насаждали Православие на Руси.

Словарный объём мата был основан посредством идиша, то есть языка европейских жидов, который в доскональности знал Владимир Креститель, будучи, являясь по происхождению жидом. Ну, а природа мата зародилась в глубокой древности и восходит от иврита, то есть от словесности евреев, которые в полемике утверждая свою правоту, выработали арготизм, принижающий своего оппонента.

Так что жаргон матерщины - это характерное свойство жидов и кацапов. И от кого исходит мат, в том и есть показатель, обличающий как кацапа, так и жида.

Человек должен оставаться человеком во всех случаях жизни. И когда кто-либо через непристойность проявил себя по отношению к кому-то в образе свиньи или же собаки, то это не говорит о том, что встречные действия должны исходить адекватно. Человеку надлежит быть человеком всегда, везде и во всём. Ему не подобает походить на кого-то, даже если он находится в инородной среде, где есть соблазн в подражании негативному образу. Если кто-либо представляет собой свинью или собаку, это не значит, что надо подражать им.

Для примера, процитирую небольшую выдержку из письма, чтоб определить характерные черты у автора этого послания:

Конечно, понятно, почему исходят подобного рода высказывания от всего прочитанного на страницах данной статьи, где автора с его отличительным мировоззрением соотносят к психически больному, а историческую действительность сопоставляют с крайним бредом. Это происходит оттого, что ложные взгляды грамотеев-всезнаек рушатся перед ними и вся иллюзия, то есть удобно-привычное мировоззрение с извращёнными понятиями и искажёнными представлениями, в один миг превращаются в никчёмность.

Ну и. как должно быть в таких случаях - реакция у них очень болезненная, в результате чего от депрессии и стресса, психоз этих людей, дойдя до истерических симптомов, выплёскивается наружу. И эти уже психически невменяемые люди, считают больными других, но ни себя и прежде всего того, кто довёл их до такого состояния. Вот из соответствия чего на адрес автора этой статьи поступают письма, где на него тыкают, как на психически больного человека.

Но притом эти недоумки, позволяющие себе подобные выходки, не хотят понять исконную суть, что проблема в них самих, а, ни от кого-то или от чего-то. Они не в состоянии посмотреть со стороны на себя, дабы увидеть свою уродливую сущность, ибо это не позволяет им сделать их натурная дебильность, через, что они и деградируют в иллюзию надуманных взглядов, сопряжённых с никчёмной пустотой.

Трудно расстаться с закостенелым невежеством, которое изнутри понукает в трясину эфемерных суждений. Приходится остаться рабом в том, к чему был привержен с детских лет во всей своей прожитой жизни, когда родители и общество насаждали традиционные понятия несвязанные с реальностью, ложные представления от слепой веры и догматизм философской демагогии отвлечённой от действительности.

Вот ещё высказывание грамотея-недоумка, который считает себя русским из соответствия приверженности к Православию:

«. Что мне предлагает данная статья, плевать на себя и на окружающих, плевать на всё что я люблю и считаю дорогим,

Автор Илья Нави, Президент Всероссийского Движения Возрождения Руси, Учёный-библеист

К принятию христианства славяне были язычниками. Они поклонялись многим богам. С давних времен людям не давали покоя вопроса: чему сходит и заходит солнце, от чего бывает гром, чему идет дождь, разливаются реки, свищет ветер? им не хватало знаний о явлениях природы, а потому они населяли землю богами, которые имели “отвечать” за все, что происходит. Среди них были добрые и злые, они или помогали человеку, или вредили.

Давние славяне обращались к богам как к живым существам, просили их быть щедрыми и милостивыми, задабривали подарками,

песнями, танцами, разными заговорами. Перун у давних славян был богом молнии и грома, покровителем воинов. Чтобы не накликать беды, во время грозы запрещалось петь, свистеть, есть, спать. Дерево, в которое попадала стрела Перуна, использовалось только для изготовления музыкальных инструментов.

Не умея объяснить природу грома и молнии, люди интуитивно ощущали угрозу, а потому никогда в грозу не прятались под одиночным деревом и не поднимали вверх острых предметов.

Длинная снежная морозная зима была настоящим испытанием для давних славян. Люди ждали тепла, солнышка, пробуждение природы и молили бога Ярила,

чтобы он согрел землю, растопил лед. Ярило был для них олицетворением любви. Ему пели веснушек, посвящали танцы.

Сварог – бог неба и огня. Существует миф, в котором именно Сварог выковал золотой плуг и золотой перстень, научил людям обрабатывать поля, ковать орудие работы, посеял среди людей любовь и верность. Чтобы призвать большой урожай, давние славяне под Новый год обходили дома с плугом, клали его под праздничным столом.

После рождения грудной ребенок купали и поднимали к печному огню, который очищал ребенка, защищал от злых духов.

Бог скотоводства, торговли и благосостояния Велес научил людям разводить свойский скот. Он запрещал без потребности убивать зверей. На зимние праздники из дома в дом ходили, колядовали, призвали благосостояние.

В жатву на поле оставляли Велесову “бороду” – пучок несжатых колосков, чтобы бог принял эту жертву и помог следующего года вырастить обильный урожай. Купайло – бог пожилого солнца и урожая. В ночь с 6 на 7 июля славяне изготовляли соломенное чучело и сжигали его. Этот обычай символизировал прощание людей с пожилым солнышком.

Девушки гадали на судьбу, плели венки и пускали их на воду. Чтобы очиститься от злых сил, молодые люди разжигали костер и, взявшись за руки, прыгали через огонь.

Давние славяне, населяя все окружающую среду мифическими существами, одухотворяли природу и никогда не делали такого, что могло повредить ей. Современное поколение должен знать о давних верованиях своих предков и брать с прошлого все лучше всего.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ЯЗЫЧЕСКИЕ ВЕРОВАНИЯ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

1.1 Основы мировоззрения и верований древних славян……………………6.

1.2 Языческие боги древних славян…………………………………………. 9

1.3 Языческие обряды и празднества…………………………………………11

Огромную роль в изучении древнего периода нашей истории играют данные археологических раскопок и таких наук, как этнография и лингвистика. До наших дней дошли и такие важные источники, как берестяные грамоты. Только комплексный анализ всех этих источников позволяет судить об исторических особенностях древних славян.

Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:

Отобрать необходимые источники информации.

Прочитать их и проанализировать.

В краткой форме изложить основные особенности языческой веры древних славян, которые издавна жили на территории Центральной и Восточной Европы.

В середине первого тысячелетия нашей эры славянские племена заселяли западную часть Европейской России. Этот период времени относится к первобытнообщинному строю. Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждают археологические раскопки, в которых были обнаружены семена злаков – репа, капуста, морковь, свекла и редька.

Восточные славяне, о которых пойдет речь в моем реферате, были язычниками. Они обожествляли различные силы природы, верили в злых и добрых духов.

Главными божествами восточных славян являлись: Род (божество Вселенной), божество Солнца - Даждь-бог (у некоторых племен он назывался Ярило), бог скота и богатства – Велес, бог огня – Сварог, бог грозы и войны – Перун, богиня земли и плодородия – Мокошь. [3]

Поэтому, предметом моего исследования являлись древние языческие божества и их роль в жизни древних славян.

Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг. Каждое славянское племя молилось своим богам. Единых для всего славянского мира представлений о богах никогда не существовало, потому что у славянских племен в дохристианское время не было государственности и они не были едины в верованиях. Как считают многие современные историки, славянские боги не связаны родственными отношениями, хотя некоторые из них и очень похожи друг на друга.

Однако славяне имели представление и о единственном высшем Божестве, которому, по их мнению, небеса "служат достойным храмом", и он управляет небом. Управление же землей высшее Божество (его называли Белым Богом) предоставляет другим богам. Храмов в честь Белого Бога не строили, потому что считали, что смертные не достойны с ним общаться. Со своими просьбами люди должны были обращаться к другим богам.

Из-за разрозненности языческих верований сохранилось очень мало сведений о язычестве. Славянские мифологические тексты не сохранились, потому что были подвергнуты уничтожению в период христианизации славян. Возможна лишь реконструкция основных элементов славянской мифологии на базе вторичных письменных, фольклорных и вещественных источников.

Хронологически совпадают с праславянским периодом данные археологии по ритуалам, святилищам (храмы балтийских славян в Арконе, Перыне под Новгородом и др.), отдельные изображения (Збручский идол). [7]

Но языческие представления не исчерпывались только с главными богами. По мнению древних славян, мир был населен и другими сверхъестественными существами. Некоторые из них были связаны с представлением о существовании загробного царства. Славяне стремились защищаться от злых духов заговорами, амулетами и оберегами. Например, в рукописях Нестора были обнаружены сведения о том, что в лесу жил леший, а у воды – русалки. Древние славяне верили в то, что это души умерших людей. Весной они выходят наслаждаться природой. [8]

Учитывая выше изложенное, я с полным основанием могу сказать, что вся жизнь славянина была связана с миром сверхъестественного и непознанного. Это мир существ, за которыми стояли силы природы. На страницах своего реферата я попытаюсь рассказать особенности языческой веры древних славян, используя различные литературные источники.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1 Основы мировоззрения и верований древних славян.

По мнению русского историка, археолога и коллекционера Ивана Егоровича Забелина, древние славяне принесли в Восточную Европу арийское наследство – занятие земледелием, а вместе с ним и первые основы верований. Древние славяне превыше всего ставили взаимоотношения человека и природы. Все их верования заключались в поклонении божествам, олицетворявшим силы природы, и предкам. [10]

Божествами древних славян считались идолы. По их мнению, много божеств обещает безопасность смертного, поэтому было необходимо знать каждого из них поименно. В виде божества выступали истуканы (рис.1). Они считались не образом, а телом богов, которых славяне одушевляли и падали ниц "перед куском дерева или слитком руды, ожидая от них спасения и благоденствия". [11]

hello_html_2bcda157.jpg

Рис. 1. Каменные идолы древних славян. [12]

Древний человек считал, что смерти нет как таковой, и что его умершие предки живут в другом образе и постоянно о нем заботятся и оберегают. Так же древние люди считали, что не только умершие, но и мудрые люди (их называли - вещие) могут принять любой образ окружающей природы. В глазах язычника дух-образ был повсюду и мог вселиться в любой предмет. Поэтому своих идолов они изготавливали из дерева, бронзы или камня, поклоняясь этим предметам (рис.2).

Рис.2. Предметы поклонения древних славян. [14]

Можно привести несколько примеров могущества растительной природы в старом дереве. Огромному дубу на острове Хортице поклонялись киевские русы, совершая свои походы.

Как утверждают биографы святого Оттона, на берегу Балтийского моря рос огромный ветвистый дуб, а под ним бил родник. Народ с усердием поклонялся этому дереву, считая его божеством. [15]

По свидетельству Гельмольда, между Ольденбургом и Любеком была единственная в этой стране, священная дубовая роща. Эти заповедные дубы были посвящены богу Перуну. На этом месте собиралось вече с верховным жрецом и князем. Это было соборное святилище всей Вагирской земли. [15]

Не только могущественные деревья являлись объектом поклонения славян, но и большие валуны, лежавшие на ровном месте. Современный человек станет его рассматривать и думать об огромном леднике, который переместил на это место огромную каменную глыбу. Но для древнего необразованного человека эта глыба являла собой некое божество и силу матери природы.

Этот пример еще раз подтверждает мысль о том, что древний человек испытывал страх перед необычными явлениями и объектами природы, потому что был не в силах это объяснить, а значит, считал божественными.

По утверждению историка И.В.Курукина, к богам древние славяне обращались при помощи магических заклинаний, а просьбы людей сопровождались соответствующими обрядами и жертвоприношениями. Так образовался устойчивый календарь аграрных языческих молений и празднеств, часть которых дожили и до наших дней. Об особенностях языческих обрядов и празднествах речь пойдет в части 1.3 моего реферата.

В результате археологических раскопок были обнаружены могильные курганы древних славян (рис.3). В них найдено множество металлических подвесок-амулетов, которые носили на груди на цепочках. Среди подвесок встречаются ложечки (символ сытости, благосостояния и довольства), ключи (символ богатства и сохранности), а также топорики и мечи. Бубенчики подвесок-амулетов при малейшем движении начинали покачиваться и издавать звон, что, вероятно, имело некое магическое значение.

Рис.3. Могильный курган на острове Рюген. [18]

Были распространены также подвески в виде собак, зайцев, соколов, оленей, уточек, рыб. Но больше всего найдено подвесок в виде фантастического зверя, в изображении которого сочетаются черты животного и птицы.

А около городища обнаружены древнеславянские поселения (селища), относящиеся к начальному этапу славянского освоения нынешнего Подмосковья (около 7 века н.э.). От этих селищ следов почти не осталось, за исключением культурного слоя. Поэтому основные сведения о древних славянских племенах ученые черпают при раскопках курганных захоронений.

По мнению археологов, эти захоронения делятся на два основных вида. Объектом их исследования были женские украшения для волос – височные кольца (рис.4). В одних курганах они имели форму кольца с семью большими лопастями, в других напоминали браслет. Сопоставление мест обнаружения этих находок с данными о расселении древних славянских племен позволило ученым сделать вывод, что кольца характерны для культуры славян-вятичей, а браслеты – кривичей.

Рис.4. Археологические находки историко-краеведческого музея г. Балашихи (фото автора).

Часть археологических находок, обнаруженных на территории нашего города, была передана в историко-краеведческий музей города. Значительная коллекция этих находок передана в Государственный исторический музей города Москвы.

1.2 Языческие боги древних славян.

В России, до введения христианской веры, на первом месте поклонения стоял Бог Перун, бог грозы и молнии, которому славяне поклонялись еще в 6 веке.

С. М. Соловьев, выдающийся историк XIX в., считал, что Перун носил еще и другое имя — Сварог; некоторые исследователи называют Сварога богом неба или небесного огня (рис.5).

Рис.5. Боги древних славян. [21]

Среди славян было распространено поклонение Солнцу. Бог Солнца назывался Хоре (Хорос) или Ярило (рис.4).

Наибольшие разногласия вызывает славянское божество по имени Семаргл, идол которого упоминается в летописи среди других, поставленных Владимиром Святославичем на холме в Киеве (рис.4). Исследования современных ученых указывают на его иранское происхождение, т.к. он напоминает вещую птицу Симаргу в иранской мифологии. [23]

Рис.6. Божество Велес. [24]

Мокошь (Макошь) — женское божество, до сих пор остающееся не разгаданным до конца. Указывая на обычай чехов молиться и приносить жертву Мокоши во время засухи, некоторые исследователи видят в ней богиню воды, дождя, непогоды, грозы, т. е. богиню плодородия (рис.7). [25]

Рис.7. Богиня Макошь. [26]

Другие предполагают связь Мокоши с прядением и ткачеством. Мокошь невидима, но ее присутствие можно узнать по жужжанию веретена. Богиню представляют в виде женщины с длинными руками. Еще в 19 веке крестьянки боялись Мокоши и приносили ей жертвы, чтобы она не путала пряжу. [27]

1.3 Языческие обряды и празднества.

У древних славян, как свидетельствуют летописи, сложился свой календарь празднеств, свои обычаи и традиции, о которых я хочу сообщить в своем реферате.

На Масленицу пекли блины – это символ Солнца. Устраивали песни и пляски, проводы зимы.

24 декабря славяне праздновали Коляду, бога торжеств и мира. Еще и в наше время накануне Рождества Христова дети и молодые люди собираются колядовать под окнами богатых людей и, произнося имя Коляды и величая хозяина в песнях-колядках, получают деньги и угощения.

Языческие верования приписывали озерам и рекам божественность и святость. Если человек страдал, к примеру, болезнью глаз, его умывали водой особых целебных источников, причем бросали в них серебро. В народе принято купать, обливать или умывать людей, которые в день Пасхи проспали заутреню, с целью омовения от греха. То же самое относится к сглазу и порче.

Двойственным было отношение к духам умерших людей. Многие историки утверждают, что почитались покровители семьи (деды и родители), умершие естественной смертью. Но считались опасными умершие преждевременной или насильственной смертью, самоубийцы, утопленники. Их называли мервяками.

Брачные обычаи у разных славянских народов были различны. Например, у полян все было кротко и тихо. Главнейшей добродетелью у них считалась стыдливость и целомудрие. Брак у полян считался святой обязанностью. Древляне же, напротив, не знали браков, основанных на взаимном согласии супругов и их родителей. Девиц они уводили силой или похищали. Северяне и радимичи также не знали ни целомудрия, ни брачных союзов. Однако все решалось более сговорчивее, нежели у древлян. Молодые люди обоего пола сходились на игрища между селениями, женихи выбирали невест и договаривались жить с ними вместе, без всяких обрядов. Многоженство было обычным явлением. [29]

Неотъемлемой частью древнего быта славян было ежегодное поминовение умерших в родительские дни (Радуница, родительские субботы). Позднее этот обычай поминовения переняла православная церковь. [30]

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


"Икона" в переводе с греческого означает "образ". Когда некоторая реальность отражается в другом материале - это образ. Отпечаток, оставленный перстнем в сургуче или воске это образ. Моя память о каком-то событии - это образ. Отражение другого человека в моем сознании и моих глазах - это образ. Слово, которым обозначается предмет - это образ: любое слово есть не вещь, но символ вещи, ее отображение в моей речи. Человек неизбежно живет в мире образов. Даже стол, который я вижу перед собой, дан мне как образ (мое сознание непосредственно работает с образом стола на сетчатке моего глаза) . И вся культура - от музыки до скульптуры, от литературы до живописи, есть образ. Тем самым вся культурная деятельность человека есть научение жить в мире неизбежных образов. В этой школе у человека должно развиться ожидание того, что реальность многомернее и сложнее своих образов, и в тоже время смирение с тем, что познание мира без посредства образов вообще невозможно. Как же тогда понять четвертую из десяти Моисеевых заповедей - "не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли"? Именно напоминая эту ветхозаветную заповедь, протестанты укоряют православные иконы. То, что я сказала абзацем выше - философия. Они же приводят цитату Писания. Как совместить философию и богословие? Какой сделать выбор? Так вот, философски очевидно, что человек не может не создавать образов - суть же заповедей не в запрете на создание образов, а в том, чтобы из этих неизбежных образов не делать себе кумиров. И Моисей ясно понимает смысл запрета: "не поклоняйся им и не служи им". Изображение не должно восприниматься в качестве Бога это верно. В частности, человек должен помнить, что и тот образ Бога, который он имеет в своем уме, не есть Сам Бог. Можно не иметь икон и быть идолопоклонником - ибо кумир будет всажен в сердце человека, Можно спутать реальность текста Писания и реальность того Бога, о котором оно говорит. Верно, в православном мире можно встретить людей, которые относятся к иконе, как к кумиру - но разве в мире протестантском нет людей, которые Библию превратили в предмет своего профессионального изучения, а живого Бога забыли? Кстати, Библия тоже есть икона. Просто образ Творца она передает не красками, а словами. Любая проповедь предлагает некоторый образ Бога, некоторое представление о Боге, для того, чтобы человек обратил свой сердечный взор к самому Создателю. Но тоже делает и икона. Седьмой Вселенский Собор, установивший иконопочитание, ясно сказал: глазами взирая на образ, умом восходим к Первообразу. Более того, Ветхий Завет есть икона Нового Завета "образ настоящего времени", "тень будущих благ". События Священной истории иконичны. Первым же иконописцем был сам Бог. Его Сын - "образ ипостаси Его". Бог же создал человека как свой образ в мире (в греческом переводе - как икону) . Тайну иконы раскрывает такой литургический обряд, как каждение: в храме священник при каждении кланяется и кадит и людям и иконам. Это два вида образов. В человеке образ Божий есть личность, разум, способность к творчеству и свободе. Почитая в другом образ Бога, я почитаю его свободу и Богосыновнее достоинство, те Дары, которые Господь дал моему брату. Я могу не видеть этих даров, могу с осуждением или презрением, с холодным равнодушием относиться - на уровне эмоций - к этому человеку. Но догмат напоминает моему разуму: в этом человеке, в каждом человеке, не меньше тайны, чем в тебе самом. Почти же не его дела в мире, почти Божие дело в нем - образ, подаренный ему Богом. Или если я поклонился при встрече человеку, я тоже совершил языческий обряд? Но тогда Соломон был язычником, ибо даже будучи царем, кланялся своим гостям. И Авраам - ибо кланялся и он народу. И значит, опять нам нужно вспомнить то, что сказал Седьмой Собор об иконе: есть поклонение, как всецелое служение - и оно надлежит только Богу, и есть поклонение, как почитание, как воздание чести - и оно возможно по отношению к образу. Иначе четвертая заповедь Моисея войдет в прямое противоречие с пятой: "Чти отца твоего и матерь твою". И в четвертой заповеди: "Чти день субботний". Итак, все, что вышло из рук Бога и все, что напоминает нам о Нем достойно благодарения и почитания. И если человек творит себе памятные знаки, образы, для того, чтобы свой ум чаще обращать к Единому Творцу - где же здесь язычество? То же ли самое - Бог и те заповеди, которые Он дал Моисею? Нет. Но как же пророк Исаия восклицает - "И на закон Его буду уповать". Не язычник ли Исайя, раз уповает на закон Божий, а не на Бога? А вот Давид признается - "как люблю закон Твой". Как же смеет он религиозно любить что-то, помимо Бога? И уж не нарушает ли заповедь "Богу одному поклоняйся" тот же Давид, когда говорит: "поклоняюсь святому храму Твоему". Конечно, нет, ибо все, что напоминает о Боге, достойно благоговейного Отношения. Свой образ благочестия нельзя навязывать другим - но и подозревать в других худшее без всякой попытки понять мотивы их действия является ничем иным как фарисейством. Можно быть христианином и жить по Евангелию, не почитая живописных изображений (православные, молясь в лагерных бараках, где не было икон Христа, не переставали быть православными) . Нос главной заповедью Евангелия - заповедь любви - трудно совместима практика обвинений других христиан в язычестве только за то, что они иным путем выражают свое благоговение перед Единым Господом. Можно ли, глядя на звезды, славить Творца? Можно ли, глазами взирая на земное, умом воспевать Небесное? Вопрос риторический, и всякий верующий ответит на него решительным "да". А раз можно - значит творение может быть посредником между Богом и Человеком. И природа может быть посредником в религиозном становлении человека, когда своей красотой и величием исторгает из его сердца молитву к Создателю. Но если человек будет почитать космические силы и стихии за Бога, тогда он превратиться в язычника, ибо тварь для него встанет на место Творца. Другое дело, что в ветхозаветные времена зримая икона Бога была невозможна. Но во Христе Бог стал един с человеком - и если Христос есть Бог, и Христос был виден, то значит он стал изобразим. Евангелие словами описывает жизнь Христа, художник - красками. До тех пор, пока вопрос о почитании икон не был теснейшим образом связан с вопросом о воплощении Бога во Христе - Церковь допускала разное отношение к иконам. Она не запрещала использовать образ для проповеди и для молитвы тем, кто как получал духовную пользу, и она же не понуждала к этому тех христиан, которые боялись, что языческие предрассудки в народе еще слишком сильны, чтобы можно было безопасно предлагать художественные изображения священных событий. До 8 века мы не видим повсеместного и обязательного употребления икон. Но и сказать, что иконопочитание появляется лишь после XII Вселенского Собора время, тоже неверно. Этот Собор лишь богословски обосновал иконопочитание - но не он его ввел в церковную жизнь. Икона существовала и раньше. Всем известно, например, что итальянские Помпеи погибли в 79 году. Даже по протестантским меркам это время апостольской, неискаженной Церкви, не все апостолы уже ушли к этому году из нашего мира. Так вот, при раскопках в этом засыпанном пеплом городе были найдены стенные росписи на библейские сюжеты, и изображения креста. Находки следов христианского присутствия в Помпеях тем интереснее, что, как известно апостол Павел проповедовал в Путеоле, в 10 километрах от Помпей. На другом краю Римской империи Междуречье (Катакомбы Доура-Европус) от начала второго века до наш дошли другие фрески катакомбных христиан (кстати, с изображением Девы Марии) . Но в эпоху иконоборческого кризиса вопрос об иконе оказался поставлен в догматический, христологический контекст. "Чему вы кланяетесь? " - выпытывали у православных иконоборцы. Божеству Христову? Но оно неизобразимо, и, значит, ваши картинки не достигают цели.

Читайте также: