Сочинение на тему я не унижусь пред тобою

Обновлено: 07.07.2024

Михаил Лермонтов – молодой парень, который уже тогда начал писать свои красивые стихи и также писать произведения в прозе. Тогда шел 1830 год. Лермонтов познакомился с красивой девушкой, которую звали Наталья Ивановой.

Девушка отвечала взаимностью на чувства молодого Лермонтова. Он казался окрыленным, ведь после его разрыва с другой жестокой кокеткой, которая не принимала его чувства.

Их роман продолжался не слишком долго, но во время его Лермонтов был счастливым, что оказалось для него очень важным. Когда же прошло определенное время,

молодой парень убедился, что Наталья такая же, как и все остальные. Она – просто кокетка, но более милостивая.

Разочаровавшись, он возвращается в Петербург, в свое окружение. Поэт разочаровывается достаточно сильно, что служит причиной написания его стихотворения “Я не унижусь пред тобою”

Вообще, тема стиха Лермонтова весьма своеобразна, так как тема стихотворения: безответная любовь, в которой он разочаровывается через некоторое время, так как видит неприкрытую правду, хоть и горькую. Произведение написано 1832 года. В стихотворении своем Лермонтов пишет о своем разочаровании не только в Натальи,

Он обвиняет Наталью Иванову в легкомыслии, и ветрености. На протяжении всего стихотворения, написанного Лермонтовым, чувствуется грусть и печаль, неприкрытая причем вовсе.

Лермонтов описывает весьма подробно свои чувства и эмоции, которые так внезапно возникли, в тот момент, когда он вдруг увидел на балу ее, но вместе с другими кавалерами, с которыми она открыто флиртовала, и причем в то время, когда он был неподалеку. Это разочаровала его в ней, в его чувствах по отношению к ней. Ведь он почти боготворил ее, считая не такой как все.

Но он ошибся, к тому же он был молод.

Лермонтов чувствует разочарование и даже немного ревность и злость, именно потому из возникших эмоций появляется стихотворение, или даже излившееся признание в ревности и разочарования, которое он отсылает ей, Натальи, той которую еще недавно так любил, и думал, что сам любимым был. Все рушится снова, но Лермонтов, как будто наученный на чужом опыте, просто уже не так остро воспринимает боль. Наталье он отсылает черновик с этими записями, где вместе в обвинением в предательстве и легкомыслии, он признается, что считал ее до этого – ангелом.

У него в конце стиха возник вопрос – что же ему теперь не верить другим женским существам, если его предал сам ангел?

Стихотворение “Я не унижусь пред тобою” (имеющее также загадочное название “К*”) описывает горькое разочарование еще юного поэта в возлюбленной. Краткий анализ “Я не унижусь пред тобою” по плану раскроет ученикам 8 класса причину этого разочарования и покажет мастерство, с которым автор передал свои чувства. На уроке литературы его можно использовать и как дополнительный, и как основной материал.

Я не унижусь пред тобою;

Ни твой привет, ни твой укор

Не властны над моей душою.

Знай: мы чужие с этих пор.

Ты позабыла: я свободы

Для зблужденья не отдам;

И так пожертвовал я годы

Твоей улыбке и глазам,

И так я слишком долго видел

В тебе надежду юных дней

И целый мир возненавидел,

Чтобы тебя любить сильней.

Вариант 1

Данное стихотворение напрямую связано с жизнью писателя, с его чувствами к любимой женщине. Эта женщина выступает в роли некого идеала, который так разочаровал поэта.

Любовь была безответной, а глубокие лирические чувства унижены изменой любимой.

Стихотворение датируется 1832 годом. Как и любой автор, Лермонтов описывает тему любви открыто, но в то же время драматично. И вообще, вся поэзия писателя пронизана глубоким чувством разочарования и одиночества, что и характерно для его творчества.

Ему чуждо такое отношение с ее стороны. Это обижает его, оскорбляет его внутренний мир. Он посылает эти строки ей, чтоб донести то, что накопилось в сердце.

Автор больше не верит в нее. Он жалеет бесценно прожитые годы, которые посвятил ей.

Из этих строк сразу видно, что автор не может вернуться к той жизни. Он больше никогда не поверит ей и ее словам. Он не хочется больше тратить свое время на нее, потому что она введет его в заблуждение.

Слишком много жизни Лермонтов потратил для нее. Автор так долго надеялся на взаимность, что силы иссякли. Ради ее улыбки он возненавидел целый мир. Здесь автор подчеркивает силу настоящей любви. Для такой любви ничто не чуждо!

Отныне стану наслаждаться

И в страсти стану клясться всем;

Со всеми буду я смеяться,

А плакать не хочу ни с кем;

Начну обманывать безбожно,

У поэта накопилось зло на безответность и кокетство с ее стороны. В то же время автор одинок и печален. Только сожаление того, что неудача неизбежна вызывает в нем злость.

Это стихотворение написано сплошным текстом, будто исповедь, крик души, отчаяния поэта. Мы здесь не видим четкого распределения на строфы. Читая стихотворения, мы не найдем в нем разделения. Читать его можно безостановочно.

С помощью сложных метафорических обращений, автор выражает свою внутреннюю грусть наиболее полно.

Вариант 2

Любовь в стихотворениях у большинства поэтов занимала довольно значимое место. Каждый писатель ее воспевал и боготворил. Много стихотворений посвященных любовной линии написал Михаил Лермонтов. Он не описывал радостные чувства, возникшие в момент влюбленности, напротив, он описал это немного иначе. После неудачного романа и неразделенной любви, писатель пишет стихотворение, которое посвящает особе, отвергнувшей его. Данное произведение дает понять, что главный герой переживает лишь горечь от любви.

Герой любил девушку, но девушка не разделяла его намерений. Более того она его оскорбляла своим безразличием. Бесценное время было потрачено на кокетство. Ожидания утомляли героя, но чувств не возникло. В любовной лирике поэта слишком мало радостных и светлых моментов. Он все чаще начинает обращаться к разбитому сердцу и неразделенным чувствам любви.

Эмоции, возникающие в его душе, сопровождаются только гневом и горечью. Всех девушек герой воспринимает теперь только лицемерными и нечестными. Стихотворение, словно описание самой жизни поэта. Лермонтов, как и его герой, теперь тоже перестал доверять женщинам, он уже не будет таким беззаботным и счастливым. Герой все еще любит, но у него есть чувство гордости. Он больше не хочет идти за сердцем, он решает больше доверять здравому смыслу. Герой решается отказаться от эмоций, которые делали его заложником этих чувств.

С помощью выразительных художественных средств, которые ярко передают всю суть стихотворения, автор смог с точностью передать душевное состояние лирического героя. В один момент герой разочаровался в идеале женщины, которую для себя когда-то создал в своем воображении. Реальный образ оказался далеко не таким прекрасным, как хотелось бы. Герой ошибся, и это стоило ему многим. Но ради ее улыбки он все еще хотел пожертвовать всем.

Вариант 3

Михаил Лермонтов был человеком тонкой душевной организации, он очень близко к сердцу принимал душевные раны, которые ему наносили светские дамы, отвергая его чистые порывы. Одной из таких женщин в жизни поэта была Наталья Иванова, которой Михаил Юрьевич посвятил стих “К***” (“Я не унижусь пред тобою…”).

Известно, что, будучи в загородном имении Лермонтов познакомился с Натальей и сразу же в нее влюбился. Когда же девушка ответила ему взаимностью, то выдающийся поэт выражал надежды на совместное будущее с Ивановой. Но, как часто бывает в светском обществе, девушка принимала ухаживания не только Лермонтова, но и других кавалеров.

Стихотворение, написанное неверной и несерьезной любимой, с первых же строк дает понять, что автор не питает к ней чувств. Его существо заполняет обида и унижение, разочарование и злость, ведь он открыл свою душу, сердце возлюбленной и, в который раз, был обманут. Лермонтов выражает пренебрежительное отношение не только к этой женщине — он презирает их всех. Ему чужды теперь любовь и привязанность, поэт открыто говорит, что теперь любить и страдать будут другие, но не он.

Несмотря на довольно небрежное, абстрагированное отношение к девушке, которая унизила чувства поэта, Лермонтов выражает сожаления о любви, которая не сбылась, не расцвела в что-то большее, не принесла плодов. Хоть она и была обманом, автор говорит, что был готов на все лишение ради той, единственной. Но ее пренебрежение открыло ему глаза на глупую игру, в которой он был лишь игрушкой в чужих руках. Михаил Лермонтов разочарован в любви — ведь если его обманул “ангел”, то можно ли еще кому-то в этом мире верить?

Вариант 1

Любовь занимает важное место в творчестве многих поэтов. Большое внимание этой теме уделял и Михаил Юрьевич Лермонтов.

Как знать, быть может, те мгновенья,

Что протекли у ног твоих,

Я отнимал у вдохновенья!

Теперь герой видит в девушке только лицемерие и притворство, которых он раньше не замечал:

Зачем ты не была сначала,

Какою стала наконец!

Эта ситуация изменила отношение Лермонтова к женщинам. Его разочарование в любви объяснимо и не может не вызывать сочувствия. Героиня не оценила по достоинству искренность и силу чувств поэта, он с горечью осознал это и теперь, наверное, уже никогда не сможет быть в любви счастливым и беззаботным:

Иль женщин уважать возможно,

Когда мне ангел изменил.

Лермонтов продолжает считать свою возлюбленную самой лучшей, несмотря на её измену. Если даже она – ангел, по его мнению, — так поступили, то каковы же все остальные.

Героя отличают такие качества, как свободолюбие и гордость. Поэтому, несмотря на сильное, глубокое чувство, он больше не хочет унижаться и быть рабом своих эмоций:

Ты позабыла: я свободы

Для заблужденья не отдам.

Вариант 2

История создания

Стихотворение “Я не унижусь пред тобою” связано в очень печальной для Лермонтова историей любви. Долгое время было неясно, кому посвящено это произведение, однако со временем выяснилось, что поэт написал его в период болезненного разрыва с Натальей Ивановой, за которой он трепетно ухаживал.

Девушка отнеслась к молодому человеку весьма благосклонно, она принимала посвященные ей стихи, однако неизвестно, последовало ли за ними признание в чувствах. И все же из загородного имения, где они и познакомились, шестнадцатилетний поэт вернулся счастливым.

Однако встреча с Натальей в Москве разочаровала его – она оказалась ветреной кокеткой. Лермонтов бывал на тех же балах, что и она, каждый раз видя одну и ту же картину: его возлюбленная флиртует с кавалерами, причем каждый раз с разными, не проявляя к нему совершенно никакого интереса.

Такое поведение глубоко возмутило молодого человека, и он разорвал отношения, но продолжал глубоко переживать свою обиду. Летом 1832 года он написал стихотворение “Я не унижусь пред тобою”, предположительно, направив рукописный его вариант ветренице. В печать оно попало только в 1859 году, спустя почти два десятилетия после того, как поэт погиб на дуэли.

Лермонтов посвятил свой стих разочарованию в любви. Его лирический герой лелеял надежду на взаимность, однако сбыться этому было не суждено – девушка оказалась просто кокеткой, которая не стоила тех глубоко трепетных чувств, которые были к ней испытаны. Она, играючи, разбила своему верному поклоннику сердце.

Композиция

Все стихотворение – это письмо к ветреной девушке, которое представляет собой цельное произведение. С первых строк лирический герой гордо заявляет о том, что отныне он свободен от своих чувств. Далее он развивает горькую мысль о том, что время, проведенное у ног той, которая не заслуживала такого поклонения, могло бы быть отдано творчеству – и он глубоко сожалеет, что потратил его на такие пустые занятия, как ухаживания.

Продолжая рассказывать бывшей возлюбленной о своем разочаровании, он упрекает ее в неверности, а потом указывает на то, как она изменила юношу, прежде трепетно относившегося к чувствам – теперь он будет просто использовать женщин, получая удовольствие, но никому больше не отдаст свое сердце.

Завершая произведение, Лермонтов рассказывает о том, что был готов ради любимой на все, и бросает горькое “ты знала – я тебя не знал!”.

Написано стихотворение как один взволнованный монолог без деления на строфы.

Молодой поэт написал прекрасное, хотя и печальное любовное послание, в котором красноречиво описал свои муки и горькие чувства. Но все же он испытал любовь. Пусть она и принесла ему разочарование, стала источником боли, это было прекрасное чувство.

Михаил Юрьевич использовал для “Я не унижусь пред тобою” четырехстопный ямб и перекрестную рифмовку, которые помогли ему просто и искренне передать свои эмоции, донести чувства даже до самого черствого сердца.

Средства выразительности

Даже в юности Лермонтов уже весьма искусно обращался с тропами, особенно когда требовалось сделать поэтические строки эмоциональными и глубокими. Вот и в этом стихотворении он использовал следующие средства выразительности:

Эпитеты – “юные годы”, “небесная мысль”, “чудесный дар”, “чужие горы”, “младая рука”, “коварная измена”.

Метафоры – “ни твой привет, ни твой укор не властны над моей душою”, “пожертвовал я годы твоей улыбке и глазам”, “надежда юных лет”.

Они помогли ему описать все владевшие сердцем чувства, показать глупой ветреннице, что она сделала своим кокетством и выразить всю боль разбитого и растоптанного сердца.

Вариант 1

С другой стороны, Лермонтов достаточно здраво судит о потраченном зря времени, которое он мог использовать для развития своего поэтического дара. В более зрелом возрасте поэт вообще почувствует презрение к балам и маскарадам. Возможно, истоки этого презрения лежат в неудавшейся любви.

Судя по стихотворению, девушка давала поэту какие-то обещания. С ее стороны это была просто кокетливая игра. Но возвышенная душа Лермонтова воспринимала эти слова за чистую монету. Поэт слишком поздно понял, что был для Ивановой очередной забавой.

Вариант 2

Поэт посвятил ей свои первые робкие послания, однако доподлинно неизвестно, признавался ли он ей в любви и произошло ли между ними любовное объяснение. Известно только, что в Москву Лермонтов вернулся окрыленным. В дальнейшем поэт и его избранница не раз встречались на балах, однако поэта вновь постигло разочарование. Наталья флиртовала с другими представителями мужского пола, меняя кавалеров и практически не обращая внимания на Лермонтова.

Иль женщин уважать возможно,

Когда мне ангел изменил?

Вариант 3

Обида, обусловившая эмоциональную напряженность излияния, соединяется с разочарованием, освобождением от иллюзий. Любовь дала избраннице власть над душой лирического героя, но не подчинила его, она заставила на время забыть о чудесном даре, который он считает главным в себе, но логика событий восстановила истину. Это не умозрительный вывод, а тяжелое переживание, выражающееся в обвинениях, восклицаниях, риторических вопросах, признаниях, выдающих волнение, отчаяние.

Я был готов на смерть и муку

И целый мир на битву звать,

Чтобы твою младую руку —

Безумец! — лишний раз пожать!

Не знав коварную измену,

Тебе я душу отдавал;

Такой души ты знала ль цену?

Романтический конфликт разрешается в финале, где развязкой предстает узнавание трагического смысла любви. В ней видно вечное несоответствие идеала и действительности, в котором влюбленному убедиться особенно больно:

Ты знала — я тебя не знал!

Ты позабыла: я свободы

Для заблужденья не отдам…

Чего б то ни было земного

Я не соделаюсь рабом.

Стихотворение “Я не унижусь пред тобою” (имеющее также загадочное название “К*”) описывает горькое разочарование еще юного поэта в возлюбленной. Краткий анализ “Я не унижусь пред тобою” по плану раскроет ученикам 8 класса причину этого разочарования и покажет мастерство, с которым автор передал свои чувства. На уроке литературы его можно использовать и как дополнительный, и как основной материал.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Я не унижусь пред тобою.
История создания – стихотворение создано в 1832 году, когда несчастливо закончился роман Михаила Юрьевича и Натальи Ивановой. Впервые оно было опубликовано уже спустя много лет после его гибели – в 1859 году.

Тема стихотворения – разочарование в любви.

Композиция – одночастная, поэт на протяжении всего письма упрекает возлюбленную и рассказывает о своем горьком разочаровании в ней.

Жанр – любовная лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Эпитеты – “юные годы”, “небесная мысль”, “чудесный дар”, “чужие горы”, “младая рука”, “коварная измена”.

Метафоры – “ни твой привет, ни твой укор не властны над моей душою”, “пожертвовал я годы твоей улыбке и глазам”, “надежда юных лет”.

Для М.Ю. Лермонтова любовь – одно из самых сильных человеческих чувств и самое естественное проявление человеческих отношений.

Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом человека, и все его внутренние силы приходят в движение. Лермонтов был от природы влюбчив, пылок и очень искренен. Он боготворил избранницу своего сердца, посвящал ей прекрасные стихи, окружал вниманием и нежной заботой. Но часто случалось так, что любовь поэта разбивалась о холодность, непонимание и даже измену возлюбленной.

Наталья Федоровна была дочерью известного в ту пору писателя Федора Федоровича Иванова. Поэт познакомился с ней летом 1830 года на даче у своих родственников Столыпиных. Это было недалеко от Москвы, на Клязьме. Первое стихотворное послание Ивановой было полно радостных надежд, счастливых ожиданий, восхищения юной красотой:

В окно светил Весенний теплый день; и у окна Сидела дева, нежная лицом, С очами, полными душой и жизнью.

Я не унижусь пред тобою, Ни твой привет, ни твой укор Не властны над моей душою. Знай, мы чужие с этих пор…

Я горд! – прости! Люби другого, Мечтай любовь найти в другом; Чего б то ни было земного, Я не сделаюсь рабом.

Отныне стану наслаждаться И в страсти стану клясться всем; Со всеми буду я смеяться, А плакать не хочу ни с кем…

Но досада и злость обманутого чувства уступают место грусти одиночества и сожалению:

Я был готов на смерть и муку И целый мир на битву звать, Чтобы твою младую руку – Безумец! – лишний раз пожать!

Стихотворение написано пятистопным ямбом с использованием пиррихия и спондея. Обилие восклицательных предложений и риторических вопросов отражает сбивчивый, взволнованный характер повествования.

После этого стихотворения Лермонтов уже никогда не посвящал стихи Н.Ф. Ивановой. Забвение стало своеобразным отмщением за разбитые мечты и надежды. Лишь позже, год спустя, Лермонтов запишет в своем дневнике и в альбоме Н.Ф.И.:

Что может краткое свиданье Мне в утешенье принести, Час неизбежный расставанья Настал, и я сказал: прости. И стих безумный, стих прощальный В альбом твой бросил для тебя, Как след единственный, печальный, Который здесь оставлю я.

Стихотворение поражает своей эмоциональностью, искренностью, высоким нравственным чувством. Оно является жемчужиной интимной лирики великого поэта.

История создания

Стихотворение “Я не унижусь пред тобою” связано в очень печальной для Лермонтова историей любви. Долгое время было неясно, кому посвящено это произведение, однако со временем выяснилось, что поэт написал его в период болезненного разрыва с Натальей Ивановой, за которой он трепетно ухаживал.

Девушка отнеслась к молодому человеку весьма благосклонно, она принимала посвященные ей стихи, однако неизвестно, последовало ли за ними признание в чувствах. И все же из загородного имения, где они и познакомились, шестнадцатилетний поэт вернулся счастливым. Однако встреча с Натальей в Москве разочаровала его – она оказалась ветреной кокеткой. Лермонтов бывал на тех же балах, что и она, каждый раз видя одну и ту же картину: его возлюбленная флиртует с кавалерами, причем каждый раз с разными, не проявляя к нему совершенно никакого интереса.

Такое поведение глубоко возмутило молодого человека, и он разорвал отношения, но продолжал глубоко переживать свою обиду. Летом 1832 года он написал стихотворение “Я не унижусь пред тобою”, предположительно, направив рукописный его вариант ветренице. В печать оно попало только в 1859 году, спустя почти два десятилетия после того, как поэт погиб на дуэли.

Вариант 1

Данное стихотворение напрямую связано с жизнью писателя, с его чувствами к любимой женщине. Эта женщина выступает в роли некого идеала, который так разочаровал поэта.

Любовь была безответной, а глубокие лирические чувства унижены изменой любимой.

Стихотворение датируется 1832 годом. Как и любой автор, Лермонтов описывает тему любви открыто, но в то же время драматично. И вообще, вся поэзия писателя пронизана глубоким чувством разочарования и одиночества, что и характерно для его творчества.

Ему чуждо такое отношение с ее стороны. Это обижает его, оскорбляет его внутренний мир. Он посылает эти строки ей, чтоб донести то, что накопилось в сердце.

Автор больше не верит в нее. Он жалеет бесценно прожитые годы, которые посвятил ей.

Из этих строк сразу видно, что автор не может вернуться к той жизни. Он больше никогда не поверит ей и ее словам. Он не хочется больше тратить свое время на нее, потому что она введет его в заблуждение.

Слишком много жизни Лермонтов потратил для нее. Автор так долго надеялся на взаимность, что силы иссякли. Ради ее улыбки он возненавидел целый мир. Здесь автор подчеркивает силу настоящей любви. Для такой любви ничто не чуждо!

Отныне стану наслаждаться

И в страсти стану клясться всем;

Со всеми буду я смеяться,

А плакать не хочу ни с кем;

Начну обманывать безбожно,

У поэта накопилось зло на безответность и кокетство с ее стороны. В то же время автор одинок и печален. Только сожаление того, что неудача неизбежна вызывает в нем злость.

Это стихотворение написано сплошным текстом, будто исповедь, крик души, отчаяния поэта. Мы здесь не видим четкого распределения на строфы. Читая стихотворения, мы не найдем в нем разделения. Читать его можно безостановочно.

С помощью сложных метафорических обращений, автор выражает свою внутреннюю грусть наиболее полно.

Вариант 2

Любовь в стихотворениях у большинства поэтов занимала довольно значимое место. Каждый писатель ее воспевал и боготворил. Много стихотворений посвященных любовной линии написал Михаил Лермонтов. Он не описывал радостные чувства, возникшие в момент влюбленности, напротив, он описал это немного иначе. После неудачного романа и неразделенной любви, писатель пишет стихотворение, которое посвящает особе, отвергнувшей его. Данное произведение дает понять, что главный герой переживает лишь горечь от любви.

Герой любил девушку, но девушка не разделяла его намерений. Более того она его оскорбляла своим безразличием. Бесценное время было потрачено на кокетство. Ожидания утомляли героя, но чувств не возникло. В любовной лирике поэта слишком мало радостных и светлых моментов. Он все чаще начинает обращаться к разбитому сердцу и неразделенным чувствам любви.

Эмоции, возникающие в его душе, сопровождаются только гневом и горечью. Всех девушек герой воспринимает теперь только лицемерными и нечестными. Стихотворение, словно описание самой жизни поэта. Лермонтов, как и его герой, теперь тоже перестал доверять женщинам, он уже не будет таким беззаботным и счастливым. Герой все еще любит, но у него есть чувство гордости. Он больше не хочет идти за сердцем, он решает больше доверять здравому смыслу. Герой решается отказаться от эмоций, которые делали его заложником этих чувств.

С помощью выразительных художественных средств, которые ярко передают всю суть стихотворения, автор смог с точностью передать душевное состояние лирического героя. В один момент герой разочаровался в идеале женщины, которую для себя когда-то создал в своем воображении. Реальный образ оказался далеко не таким прекрасным, как хотелось бы. Герой ошибся, и это стоило ему многим. Но ради ее улыбки он все еще хотел пожертвовать всем.

Вариант 3

Михаил Лермонтов был человеком тонкой душевной организации, он очень близко к сердцу принимал душевные раны, которые ему наносили светские дамы, отвергая его чистые порывы. Одной из таких женщин в жизни поэта была Наталья Иванова, которой Михаил Юрьевич посвятил стих “К***” (“Я не унижусь пред тобою…”).

Известно, что, будучи в загородном имении Лермонтов познакомился с Натальей и сразу же в нее влюбился. Когда же девушка ответила ему взаимностью, то выдающийся поэт выражал надежды на совместное будущее с Ивановой. Но, как часто бывает в светском обществе, девушка принимала ухаживания не только Лермонтова, но и других кавалеров.

Стихотворение, написанное неверной и несерьезной любимой, с первых же строк дает понять, что автор не питает к ней чувств. Его существо заполняет обида и унижение, разочарование и злость, ведь он открыл свою душу, сердце возлюбленной и, в который раз, был обманут. Лермонтов выражает пренебрежительное отношение не только к этой женщине — он презирает их всех. Ему чужды теперь любовь и привязанность, поэт открыто говорит, что теперь любить и страдать будут другие, но не он.

Несмотря на довольно небрежное, абстрагированное отношение к девушке, которая унизила чувства поэта, Лермонтов выражает сожаления о любви, которая не сбылась, не расцвела в что-то большее, не принесла плодов. Хоть она и была обманом, автор говорит, что был готов на все лишение ради той, единственной. Но ее пренебрежение открыло ему глаза на глупую игру, в которой он был лишь игрушкой в чужих руках. Михаил Лермонтов разочарован в любви — ведь если его обманул “ангел”, то можно ли еще кому-то в этом мире верить?

Композиция

Все стихотворение – это письмо к ветреной девушке, которое представляет собой цельное произведение. С первых строк лирический герой гордо заявляет о том, что отныне он свободен от своих чувств. Далее он развивает горькую мысль о том, что время, проведенное у ног той, которая не заслуживала такого поклонения, могло бы быть отдано творчеству – и он глубоко сожалеет, что потратил его на такие пустые занятия, как ухаживания.

Продолжая рассказывать бывшей возлюбленной о своем разочаровании, он упрекает ее в неверности, а потом указывает на то, как она изменила юношу, прежде трепетно относившегося к чувствам – теперь он будет просто использовать женщин, получая удовольствие, но никому больше не отдаст свое сердце.

Завершая произведение, Лермонтов рассказывает о том, что был готов ради любимой на все, и бросает горькое “ты знала – я тебя не знал!”.

Написано стихотворение как один взволнованный монолог без деления на строфы.

Центральные персонажи

Он сожалеет о том, что поддался очарованию ветреной кокетки и потратил на нее драгоценное время, которое мог бы посвятить творчеству.

Средства выразительности

Даже в юности Лермонтов уже весьма искусно обращался с тропами, особенно когда требовалось сделать поэтические строки эмоциональными и глубокими. Вот и в этом стихотворении он использовал следующие средства выразительности:

  • Эпитеты – “юные годы”, “небесная мысль”, “чудесный дар”, “чужие горы”, “младая рука”, “коварная измена”.
  • Метафоры – “ни твой привет, ни твой укор не властны над моей душою”, “пожертвовал я годы твоей улыбке и глазам”, “надежда юных лет”.

Они помогли ему описать все владевшие сердцем чувства, показать глупой ветреннице, что она сделала своим кокетством и выразить всю боль разбитого и растоптанного сердца.

Он сожалеет о том, что поддался очарованию ветреной кокетки и потратил на нее драгоценное время, которое мог бы посвятить творчеству.

Время написания, тема, идея, жанр

Какую идею вложил Лермонтов в эту элегию? В лице Ивановой поэт обвиняет всех красавиц мира в ветреном поведении. Некоторые строчки наделены разочарованием и обидой. Герой размышляет над тем, можно ли с уважением относиться к женщинам, если одна из лучших не сдержала своего слова.

Девушка дала поэту повод самому жестоко обманывать других. Герой видит в возлюбленной уже чужого человека и с гордостью произносит, что никогда не унизится перед ней.

Свое послание Михаил Юрьевич написал в жанре элегии. В ней он эмоционально высказывает свои философские раздумья на тему любви.

я не унижусь пред тобою лермонтов анализ стихотворения

Сюжет

Сюжетная линия стихотворения вырисовывается из монолога лирического героя, который обращается к бывшей возлюбленной. Из его воспоминаний мы узнаем о том, как сильно и преданно юноша любит свою избранницу.

Сюжетная линия произведения построена на описании чувств и переживаний лирического героя. Все уже случилось: любовь, измена, разочарование, боль.

Я был готов на смерть и муку

И целый мир на битву звать,

Чтобы твою младую руку —

Безумец! — лишний раз пожать!

Не знав коварную измену,

Тебе я душу отдавал;

Такой души ты знала ль цену?

Романтический конфликт разрешается в финале, где развязкой предстает узнавание трагического смысла любви. В ней видно вечное несоответствие идеала и действительности, в котором влюбленному убедиться особенно больно:

Ты знала — я тебя не знал!

Ты позабыла: я свободы

Для заблужденья не отдам…

Чего б то ни было земного

Я не соделаюсь рабом.

Источник: Буслакова Т.П. Как анализировать лирическое произведение. — М.: Высш. шк., 2005

Художественное своеобразие произведения

Художественное своеобразие стихотворения связано с приемом градации.

Текст стихотворения наполнен восклицательными предложениями, риторическими вопросами, которые передают эмоциональный накал произведения. Отсутствие привычного деления на строфы помогает читателю, не отрываясь следить за авторской мыслью.

Композиция

Все стихотворение – это письмо к ветреной девушке, которое представляет собой цельное произведение. С первых строк лирический герой гордо заявляет о том, что отныне он свободен от своих чувств. Далее он развивает горькую мысль о том, что время, проведенное у ног той, которая не заслуживала такого поклонения, могло бы быть отдано творчеству – и он глубоко сожалеет, что потратил его на такие пустые занятия, как ухаживания.

Продолжая рассказывать бывшей возлюбленной о своем разочаровании, он упрекает ее в неверности, а потом указывает на то, как она изменила юношу, прежде трепетно относившегося к чувствам – теперь он будет просто использовать женщин, получая удовольствие, но никому больше не отдаст свое сердце.

Завершая произведение, Лермонтов рассказывает о том, что был готов ради любимой на все, и бросает горькое “ты знала – я тебя не знал!” .

Написано стихотворение как один взволнованный монолог без деления на строфы.

Средства художественной выразительности

Основную идею стихотворения помогают передать средства художественной выразительности:

Особенности произведения и средства выразительности

Герой стиха не просто одинок, он озлоблен. Несчастный влюблённый укоряет кокетку, гневно спрашивает, произносит громкие восклицания.

Зачем так нежно обещала ты заменить его венец, зачем ты не была сначала, какою стала наконец!

Он считает, что достоин получить разумный ответ, но диалога не происходит. Стихотворение не делится на строфы, поэтому создаётся ощущение безостановочного монолога. Автор обрушивает свои чувства на читателя, надеясь, что это избавит его от страданий. Пятистопный ямб показывает взволнованный и сбивчивый характер письменного послания.

В основу композиции положен главный приём — противопоставление:

  • привет — укор;
  • любовь — ненависть;
  • свободы не отдам — и так пожертвовал;
  • буду смеяться — плакать не хочу;
  • начну обманывать — уважать возможно.

Герой говорит, что былые чувства уже не вернутся, что некогда питавшие тёплые чувства люди стали друг другу чужими.

Литературные приёмы

  • эпитет (коварная измена, дар чудесный, юные годы, младая рука, нежно обещала);
  • метафора (мысль небесная, надежда юных дней, пожертвовал годы улыбке и глазам);
  • гипербола (целый мир возненавидел, в страсти стану клясться, готов на смерть и муку, целый мир на битву звать).

Сочинение и анализ

История создания

Стихотворение “Я не унижусь пред тобою” связано в очень печальной для Лермонтова историей любви. Долгое время было неясно, кому посвящено это произведение, однако со временем выяснилось, что поэт написал его в период болезненного разрыва с Натальей Ивановой, за которой он трепетно ухаживал.

Девушка отнеслась к молодому человеку весьма благосклонно, она принимала посвященные ей стихи, однако неизвестно, последовало ли за ними признание в чувствах. И все же из загородного имения, где они и познакомились, шестнадцатилетний поэт вернулся счастливым. Однако встреча с Натальей в Москве разочаровала его – она оказалась ветреной кокеткой. Лермонтов бывал на тех же балах, что и она, каждый раз видя одну и ту же картину: его возлюбленная флиртует с кавалерами, причем каждый раз с разными, не проявляя к нему совершенно никакого интереса.

Такое поведение глубоко возмутило молодого человека, и он разорвал отношения, но продолжал глубоко переживать свою обиду. Летом 1832 года он написал стихотворение “Я не унижусь пред тобою”, предположительно, направив рукописный его вариант ветренице. В печать оно попало только в 1859 году, спустя почти два десятилетия после того, как поэт погиб на дуэли.

Читайте также: