Сочинение на тему я концепция

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Внутреннее и субъективное бытие человека . Набор его религиозных , политических , философских и нравственных установок

орректировки и доработки . Узнайте стоимость своей работы

То , что человек отождествляет с собой ( его дом , частная собственность , семья , друзья и пр .)

Признание и уважение , которое получает человек в обществе , его социальная роль

Тело человека , его первичные биологические потребности

2. Формирование Я - концепции индивида

Так постепенно возникает обобщенный образ своего Я , который как бы сплавляется из многих единичных конкретных образов Я в ходе самовосприятия , самонаблюдения и самоанализа . Этот обобщенный образ своего Я , возникая из отдельных , ситуативных образов , содержит общие , характерные черты и представления о своей сущности и выражается в понятии о себе , или Я - концепции . В отличие от ситуативных образов Я Я - концепция создает у человека ощущение своей константности , самотождественности .

Сформировавшаяся в процессе самопознания Я - концепция в то же время не есть нечто раз и навсегда данное , застывшее , ей присуще постоянное внутреннее движение . Ее зрелость , адекватность проверяется и корректируется практикой . Я - концепция в значительной степени влияет на весь строй психики , мировосприятия в целом , обусловливает основную линию поведения человека .

3. Структура Я - концепции

Р . Берне ( как и многие отечественные психологи ) выделяет три составляющих в структуре Я - концепции : когнитивную , оценочную и поведенческую . Когнитивная составляющая , или образ Я , включает представления индивида о самом себе . Оценочная составляющая , или самооценка , включает аффективную оценку этого представления о себе . Поведенческая составляющая включает в себя потенциальные поведенческие реакции либо конкретные действия , которые могут быть вызваны знаниями о себе и отношением к себе . Такое деление Я - концепции на компоненты условно , на самом деле Я - концепция — это целостное образование , все компоненты которого , хотя и обладают относительной самостоятельностью , тесно взаимосвязаны .

4. Роль Я - концепции в жизни личности

ясностью индивидуального самосознания и наличием адекватных символов для его выражения ;

чувством личной адекватности индивида ;

отсутствием у индивида ощущения угрозы в ситуации самоописания .

5. Самооценка как центр личности

Самооценка относится к центральным образованиям личности , ее ядру . Са мооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности , является регулятором поведения и деятельности . Хотя , конечно , следует отда вать себе отчет в том , что самооценка не есть нечто данное , изначально присущее личности . Само формирование самооценки происходит в процессе социализа ции , в процессе деятельности и межличностного взаимодействия . Социум в зна чительной степени влияет на формирование самооценки личности . Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе от ношений человека к миру . Но , несмотря на это ( а может быть , именно благодаря этому ), в структуре отношений личности самооценке принадлежит особо важ ное место .

Самооценка прямо связана с процессом социальной адаптации и дезадаптации личности . Несмотря на всю противоречивость современных данных о само оценке несовершеннолетних правонарушителей , практически общепризнанны ми являются представления о связи самооценки с асоциальным и делинквентным поведением подростка . Споры же в основном сводятся к выяснению того , какой характер носит самооценка правонарушителя — завышенный или зани женный . Наиболее распространенной позицией , основанной на эмпирических исследованиях , является позиция о завышенной самооценке и подростков - делинквентов и взрослых правонарушителей . Отмечается в связи с этим , что не адекватная , завышенная самооценка , связанная с социальной дезадаптацией личности , создает достаточно широкую зону конфликтных ситуаций и при определенных условиях способствует проявлению делинквентного поведения .

Снижение самоуважения и часто , как следствие , — социальная деградация , агрессивность и преступность .

Стимуляция конформистских реакций в трудных ситуациях . Такие моло дые люди легко поддаются влиянию группы и втягиваются в преступные действия .

Глубокое изменение восприятия . Так , молодые люди с негативной само оценкой с трудом сознают , что совершают хорошие поступки , поскольку считают себя не способными к ним .

6. Угроза Я – концепции

Таким образом , развитие личности , ее деятельность и поведение находятся под существенным влиянием Я - концепции .

Достаточно трудно иметь правильное представление о себе, так как увидеть и оценить свои поступки, посмотреть на свое поведение в той или иной ситуации практически невозможно. Не зря ведь говорят: "Со стороны виднее". Но, всё же, вовремя предоставить о себе достоверную информацию должен уметь каждый человек.
Мое объективное представление о себе в большей мере зависит от того, как я веду себя с окружающими. Я добрый, достаточно умный человек, с непоколебимой верой в свои силы, и в светлое будущее, обладаю твердым характером и стойкими принципами, редко отступаю от своего мнения, и, вместо того, чтобы идти на компромисс, с большим удовольствием отстаиваю свою точку зрения. Меня нелегко сломать, но очень просто обидеть. Я не всегда умею контролировать свои эмоции (что считаю не самым большим моим достоинством): когда есть настроение - я смеюсь, а когда оно отсутствует - выплескиваю всю злость на близ стоящего человека (не редко это бывают близкие). Недостатком является и то, что я слишком доверчивый и открытый человек (неоднократно это оборачивалось против меня), способный на самопожертвование во имя счастья другого человека.
Немаловажным фактором в формировании моей "Я-концепции" является оценка других индивидуумов. И, что не удивительно, более всего влияет оценка тех, кто, как говорится, ближе к телу, то есть тех, кто пользуется большим кредитом доверия.
Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.
Есть то, к чему я стремлюсь, то, чего хочу добиться в будущем, то, ради чего, по большому счету, я живу. Я называю это смыслом жизни.
Вполне возможно, это что-то малозначимое, но оно есть, и с каждым годом оно становится куда более очевидным.
Я нахожу смысл жизни в таких простых вещах, как: искренняя улыбка мамы и ласковое слово отца, понимающий взгляд подруги и сильное плечо друга, нежный голос любимого и слово "люблю" перед сном, в конце концов, зачёт по психологии и похвала преподавателя за проделанную работу. Всё это дает мне ответ на вопрос "Зачем я живу?" и помогает не сойти с правильного пути на длинной дороге жизни.
Я не понимаю людей, которые говорят, что смысла жизни нет. Ведь каждый родился в этом мире для того, чтобы достичь определённой цели и оставить после себя хоть какой-то осадок в сердцах и душах родных. И пускай за цель каждый человек берёт свое, и достигает её разными способами, смысл жизни часто совпадает. Все мы хотим родить детей, достойно их воспитать и обеспечить себе беззаботную старость.
Вчера мир был хмурым и одиноким. Сегодня всё изменилось. Правдивые вчера слова теперь скидаются на ложь. Жизнь, безусловно, имеет смысл. Если не знаете, ради чего жить - подумайте, за что не жалко отдать жизнь. Это и будет ответ.
Это было небольшое лирическое отступление о смысле жизни, так или иначе связанное с "Я-концепцией", а теперь я бы хотела рассказать о представлении своего, не такого уж далёкого. будущего.
С детства я мечтала стать журналистом. Искренне верила, что когда выросту, буду сидеть в 25-этажном здании офиса какого-нибудь престижного издания, в кресле главного редактора и писать статьи на тему любви, страдания, повседневной жизни, "кухонных разговоров", "Я-концепции", того же смысла жизни, и, да что уж там, политики, курса валюты, всемирных катастроф.
Волей случая я попала на факультет психологии. Сказать, что мне до безумия это нравится - ничего не сказать. Да, мне это в какой-то степени интересно, но где-то в глубине души остался "эффект незавершенного действия", "эффект незбывшейся мечты". Ни этого я хотела, ни ради этого я одиннадцать лет усердно (а местами не очень усердно) училась в школе.
Но так сложилось, и жалеть об этом я ни в коем случае не стану. Главное ведь что? Иметь желание и прилагать максимум усилий для достижения своей цели и осуществления мечты. Мне ведь никто и ничто не мешает получить два высших образования, что я на данный момент и планирую сделать. Таким образом, в скором будущем я буду иметь возможность выбрать себе профессию "по духу", или, того лучше, совместить приятное с полезным, найти свой собственный метод работы, который будет включать в себя как журналистику, так и психологию.
Единственное, чего бы я хотела избежать при выборе профессии - это воли случая. Вряд ли меня бы порадовала перспектива всю сознательную жизнь винить себя за то, что кроме денег (в лучшем случае), я от работы больше ничего не получаю.
Как вывод ко всему выше сказанному, я бы хотела взять слова неизвестного автора: "Я - это я. И я - это здорово!". Тобишь, каким бы не было представление о тебе у других людей, как бы настойчиво они не пытались тебя изменить, знай, что твоё собственное представление о себе всегда будет правильным, потому что ты, как никто другой, способен понять, что чувствуешь, что переживаешь. И пускай со стороны виднее, но изнутри то надёжней.
И еще, качество твоей жизни будет зависить от того, настолько позитивным является твое представление о себе. Будь осторожней, ведь всего одним сомнением в себе можно разрушить те гениальные замки, которые ты собственноручно выстраивал на протяжении жизни.

© Copyright: Алина Шеремет, 2012
Свидетельство о публикации №212032101696

Характеристика представления человека о самом себе как субъективного мнения, истинного или ложного. Особенности стремления к достижению максимальной внутренней согласованности. Определение комплекса неполноценности и основных путей борьбы с собой.

Рубрика Психология
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 09.04.2015
Размер файла 14,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Выполнила: студентка 31 группы

Проверила: преподаватель психологии

Совокупность всех представлений человека о себе, включающая в том числе и оценку личных качеств. Я-концепция фактически состоит из набора установок, направленных на самого себя:

1) "образ Я" - представление индивида о самом себе (на основе сравнения с другими людьми);

2) самооценку - эмоционально окрашенную оценку этого представления;

3) потенциальную поведенческую реакцию - те конкретные действия, которые могут быть вызваны "образом Я" и самооценкой.

Представления человека о самом себе, чаще всего, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко не всегда объективны, и с ними не всегда готовы согласиться другие люди.

Если человек обладает непривлекательной внешностью, физическими недостатками, является социально неадекватным (даже если ему это только кажется), то он ощущает негативные реакции окружающих (часто тоже только кажущиеся), сопровождающие его при любом взаимодействии с социальной средой. В этом случае на пути развития позитивной Я-концепции могут возникать серьезные затруднения.

Позитивную Я-концепцию можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности. Синонимами негативной Я-концепции становятся негативное отношение к себе, отрицание себя, ощущение своей неполноценности.

Я-концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию приобретенного опыта и является источником ожиданий относительно самого себя.

Человек стремится к достижению максимальной внутренней согласованности. Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими его представлениями, чувствами или идеями, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Испытывая потребность во внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия. Если новый опыт, полученный человеком, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит внутрь некой условной оболочки, в которую заключена Я-концепция. Если же новый опыт не вписывается в существующие представления, противоречит уже имеющейся Я-концепции, то оболочка срабатывает как защитный экран, не допуская чужеродное тело внутрь этого сбалансированного организма. Противоречивый опыт, вносящий рассогласование в структуру личности, может усваиваться с помощью механизмов психологической защиты личности.

У человека существует устойчивая тенденция строить на основе представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию собственного опыта. Я-концепция здесь действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе. Я-концепция определяет и ожидания человека, т. е. его представления о том, что должно произойти. Так, например, дети, которым свойственно беспокоиться о своих успехах в школе, часто говорят: Я знаю, что окажусь полным дураком или "Я знаю, что плохо напишу эту контрольную". Иногда с помощью таких суждений ребенок просто пытается себя подбодрить, иногда они отражают его реальную неуверенность. Ожидания ребенка и отвечающее им поведение определяются в конечном счете его представлениями о себе. В Я-концепции запрограммировано, каким должно быть поведение человека.

Я-концепция - это представление о "Я", которое может быть верным или неверным, искаженным. Она частично осознана, но частично существует и в бессознательной форме, осознаваясь косвенно, через поведение. Я-концепция дает поведению относительно жесткий стержень и ориентирует его: если в моем "Я" запрограммировано, что я хороший ученик, то могу преодолеть все соблазны развлечений, свою слабость и лень для того, чтобы подтвердить свое "Я". Однако если в моем "Я" жестко записано, что я "беспощадный и сильный", то мне трудно проявить человечность и великодушие, всякое проявление великодушия и любви я буду рассматривать как слабость, достойную презрения.

Самосознание работает путем постоянного сравнения реального поведения с Я-концепцией и тем самым осуществляет регуляцию поведения. Рассогласование между Я-концепцией и реальным поведением порождает страдания. Чем значимей черта, запрограммированная в "Я", тем сильнее переживается рассогласование. Неподкрепление Я-концепции настолько мучительно, что человек реагирует на него чувством вины, стыда, обиды, отвращения, гнева. Если бы воспоминание об этом сохранилось в памяти, то человек был бы обречен на муки, если бы он не мог защищаться против них с помощью механизмов психологической защиты.

Слишком жесткая структура Я-концепции вначале кажется силой характера, а на поверку часто становится источником мучительных рассогласований, которые могут довести до болезни. С другой стороны, слишком слабая Я-концепция делает нас бесхарактерными и непригодными для длительных и напряженных усилий по достижению поставленной цели. Люди могут отличаться друг от друга также тем, как они реагируют на рассогласование между Я-концепцией и реальным поведением. Те, кто совершенно не способны его выдержать, очень чувствительны к нему, кажутся людьми сильными, а на поверку жизнь ломает их быстро. Их жесткая структура не может "гнуться" и изменяться под влиянием обстоятельств, и в силу нетерпимости к рассогласованию она ломается; личность переживает кризис, иногда необратимый.

В случае комплекса неполноценности, где нарушен процесс сличения между Я - Концепцией и реальным поведением, эта Я-концепция настолько искажена и деформирована, что достижение согласования невозможно. Когда мы говорим о низкой самооценке личности, то под этим подразумеваем то, что рассогласование настолько сильно, что человек потерял всякую возможность достичь согласия с самим собой.

Хотя понятие "Я" предполагает внутреннее единство и тождественность личности, фактически индивид имеет множество разных "образов Я".

"Образ Я"- одна из самых важных для личности социальных установок. Все люди испытывают потребность в положительном "образе Я": отрицательное отношение к себе, отрицание собственного "Я", каковы бы ни были его истоки и причины, всегда переживаются болезненно. "Образ Я" ассоциируется с такими специфическими чувствами, как гордость или унижение. представление согласованность неполноценность комплекс

Вопрос об истинности "образа Я" правомерен только относительно когнитивных его компонентов. Знание человеком самого себя не может быть ни исчерпывающим, ни свободным от оценочных характеристик и противоречий.

Личность я интересная, всесторонне развитая. Темпераментом ближе всего подхожу к холерическому типу. Сама принимаю решения и сама же отвечаю за свои поступки. Очень любопытна. Люблю учиться чему то новому, развивать себя в какой - либо деятельности. В душе очень добрая, но не всегда выражаю это окружающим, почему то. Стараюсь быть оптимисткой, но иногда не получается. В меру эгоистична. Очень романтичная, люблю слушать стихи, особенно С.А. Есенина. Работать нравится в одиночестве, так как мне кажется, что это приносит больше пользы. Редко показываю окружающим свои внутренние переживания, мне проще пережить их в себе. Очень остро, иногда даже болезненно воспринимаю окружающее. С детства мечтала стать медицинским работником, чтобы помогать людям. И эту мечту осуществляю. Вывести из себя меня очень легко, я очень вспыльчивая. Люблю рисковать. Чувство юмора развито в меру, могу подшутить над собой. Друзья говорят, что я обидчивая.

Главными своими недостатками считаю лень, наивность и любопытство.

Подобные документы

Сущность и основные черты комплекса неполноценности личности. История возникновения, общее представление, причины комплекса неполноценности личности. Взаимосвязь комплекса неполноценности и комплекса превосходства. Формирование комплекса неполноценности.

курсовая работа [94,7 K], добавлен 11.10.2010

Сущность и психологическое обоснование понятия комплекса неполноценности, основные причины и предпосылки его развития. Приемы и принципы диагностики и коррекции исследуемого психологического комплекса, методика и этапы их реализации по Адлеру и Фрейду.

курсовая работа [39,4 K], добавлен 16.12.2015

Социально-психологическая характеристика Я-концепции как научного феномена. Исследование проблемы "Я-концепции" в отечественной и зарубежной психологии. Я-конценция как составляющая, связанная с отношением к самому себе (самооценка, принятие себя).

реферат [25,1 K], добавлен 15.04.2010

Индивидуальная психология Альфреда Адлера. Фикционный финализм, стремление к превосходству. Стиль жизни, социальный интерес и творческое "Я" человека. Четыре основных вида компенсации неполноценности. Причины нарушения прогрессивного развития человека.

курсовая работа [420,8 K], добавлен 11.08.2014

Признаки и работа с комплексом неполноценности. Условия, предполагающие развитие комплекса неполноценности. Понятие гиперопеки и "базового доверия к миру". Недостаток родительской заботы. Картина мира ребёнка, которому недостаёт родительской любви.

курсовая работа [40,5 K], добавлен 24.01.2014

Доверие к себе и к миру является феноменом, позволяющим гармонизировать отношения человека с миром и с самим собой. Доверие как социально-психологическое явление. Доверие к себе как субъектное образование личности. Практическое изучение феномена доверия.

курсовая работа [31,7 K], добавлен 03.03.2008

Изучение эмоционального состояния привлекательности человека и раскрытие содержания психологии красоты. Определение стресса как защитно-приспособительной реакции организма, особенности эустресса и дистресса. Комплекс неполноценности как причина стресса.

В данном эссе я попыталась выразить свою предагогическую концепцию.

ВложениеРазмер
размышление 24 КБ

Предварительный просмотр:

Много лет назад я сделала свой выбор – пришла работать в школу. В выборе своём я не сомневалась никогда и сейчас, двадцать пять лет спустя, уверена, что выбранная мною профессия – одна из самых важных в многообразном мире человеческих дел.

Каждый ученик – это личность, неповторимая индивидуальность. Наша страна ставит высокие цели, я хочу, чтобы мои ученики были самыми активными в их осуществлении.

Хочется верить, что каждый ученик приходит ко мне (на урок ли, в библиотеку) с уверенностью, что его примут и полюбят таким, какой он есть, поймут его ошибки, помогут преодолеть возможные трудности. Думается, я для каждого ученика - старший друг и советчик, уважаемый и мудрый наставник, интересный человек, способный дать ответы на все вопросы или подсказать пути самостоятельного поиска таковых.

По моему твердому убеждению, настоящего педагога, кроме любви к детям и педагогической деятельности, отличают высокий уровень общей культуры, безупречная нравственность, широкая эрудиция, как общая, так и профессиональная, виртуозное владение всеми современными методами, формами и средствами обучения, глубокое знание психологии, а также артистизм, общительность, толерантность, личное обаяние.

Я думаю, что педагог – это не профессия, не служба, а призвание и образ жизни. Для меня быть в школе - каждый час и день своей жизни посвящать детям, любимому делу. Книги, которые я читаю, публикации, которые заинтересовали меня, фильмы, затронувшие душу, увиденное в музеях, спортивные баталии – всем я делюсь с учениками.

Чтобы работать эффективно в современной школе, нужно идти в ногу со временем, внедрять то новое, что приводит к успеху. Я использую инновационные педагогические технологии: информационно – коммуникационные, элементы технологии развивающего обучения, игровые технологии, технологию проблемного обучения, технологии уровневой дифференциации и индивидуального обучения, метод проектов, элементы здоровьесберегающих технологий - но не ради инноваций – ради ученика.

Размышляя о своём жизненном пути, я отчётливо понимаю, что не могу провести грань, отделяющую мою профессиональную деятельность от моей частной судьбы, потому, что это и есть моя философия, мой путь к счастью, моя дорога, ведущая к бесконечному повторению и продолжению в душах и судьбах моих учеников. С ними я познаю мир, учу их и учусь сама вместе с ними, ищу новое и внедряю его в свою деятельность. И это путь бесконечен. И в этом – счастье и смысл моей жизни.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Концепция одарённости

Рабочую концепцию по одарённости можно использовать для самообразования и подготовки к педсоветам, семинарам и т.д.

Концепция любви в рассказе И.Бунина "Темные аллеи"

Данный урок литературы предназначен для об-ся 9 класса и позволяет не только проанализировать рассказ И.Бунина, но и познакомиться с фактами биографии и мировоззрением писателя.

Концепция любви в рассказе И.Бунина "Темные аллеи"

Данный урок позволяет на только проанализировать рассказ И.Бунина, но и познакомиться с фактами биографии и мировоззрением писателя.

Реализация концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности учителем истории и обществознания.

Духовно-нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу невозв.

"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"

Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе.

педагогическая концепция

Формы и методы работы на уроках русского языка как средство расширения и углубления знаний по предмету воспитания любви к слову.

Я-концепция — система представлений индивида о себе самом, осознаваемая часть личности, образ собственного Я. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознанны и обладают относительной устойчивостью.

Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. На основе Я-концепции индивид строит взаимодействие с другими людьми и с самим собой. Поэтому формирование адекватной Я-концепции, как и самосознания в целом, является важным условием воспитания сознательного члена общества.

Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.

Составляющие Я-концепции

Выделяют когнитивную, оценочную и поведенческую составляющие Я-концепции. Когнитивная составляющая — это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает. Оценочная — это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится. Поведенческая — это то, как человек в действительности поступает.

Когнитивная

Эти убеждения могут иметь разную значимость для индивида. Он может считать, например, что он в первую очередь смелый, а сильный только в десятую очередь. Эта иерархия не постоянна и может меняться в зависимости от контекста или с течением времени. Сочетание и значимость характеристик на тот или иной момент в значительной степени обуславливают установки индивида, его ожидания относительно себя.

Наряду с прочим, когнитивная компонента Я-концепции представлена в сознании индивида в виде социальных ролей и статусов.

Индивид не только полагает, что обладает определёнными характеристиками, но и определённым образом оценивает их, относится к ним. Ему может нравиться или не нравиться что он, к примеру, сильный. Важную роль в формировании этой оценки играют:

Поведенческая

Развитие Я-концепции

Младенцы поначалу не разграничивают себя и окружающий мир. По мере роста начинает развиваться телесное Я, с осознанием которого приходит понимание неидентичности внутреннего и внешнего миров. Позже маленькие дети начинают сравнивать себя со своими родителями, сверстниками и родственниками, находя те или иные различия. К среднему детству их знания о себе расширяются настолько, что уже включают целую систему оценок собственных качеств.

В отрочестве и юности самооценка принимает более отвлеченный характер, и у подростков появляется заметная озабоченность тем, как их воспринимают окружающие. Найти себя, собрать из мозаики знаний о себе собственную идентичность становится для юношей и девушек первостепенной задачей. Именно в этот период их интеллект достигает такого уровня развития, который позволяет им задумываться над тем, что представляет собой окружающий мир и каким ему следует быть.

Можно сказать, что заложено в Я-концепции, то подросток и пытается развить. Например, у физически больного ребёнка в Я-концепции заложено — здоров. Такой ребёнок будет пытаться физически себя подтянуть. Если уровень притязаний высокий, а собственные возможности осознаются недостаточными, может возникнуть невротизация (обидчивость, упрямство).

На протяжении всего взрослого периода жизни Я-концепция человека одновременно стремится сохранить преемственность и претерпевает изменения. Важные события жизни: смена работы, женитьба, рождение детей и внуков, развод, потеря работы, война, личные трагедии — заставляют нас пересматривать отношение к себе.

Читайте также: