Сочинение на тему вот он на цыпочках и не богат словами

Обновлено: 17.05.2024

Со времени появления комедии “Горе от ума” прошло более 170 лет, а она по-прежнему свежа и интересна для нас, сегодняшних читателей и зрителей. Интересна не только живым, афористичным языком, но и тем, что герои пьесы легко узнаваемы и в современной жизни.

Если приглядеться, то и сейчас можно встретить честных, горячих людей, смело, без забрала выступающих против жизненных уродств, и это такие люди, как Чацкий, а также их антиподов — тихих, вкрадчивых карьеристов, канцелярских крыс типа Молчалина. Чацкий и Молчалин — люди одного поколений, но они представляют две совершенно различные общественные группировки.


В образе Чацкого Грибоедов воплотил черты “нового человека”, демократа, гуманиста,

выступающего против реакционного общества в защиту свободы, просвещения, национальной культуры.


Молчалин же с теми, против кого направленыобличительные монологи Чацкого, он с

приспособленцами, чинопочитателями, душителями ума.


Чацкий представляет век нынешний и, более того, век будущий, а Молчалин — представитель века минувшего. Поэтому диаметрально противоположно их мировоззрение и разные жизненные принципы.


Чацкий гневно обличает крепостничество, “грабителей-богатых”, а Молчалин видит высшее счастье в том, чтобы “и награжденья брать, и весело пожить”. По мнению первого, служить нужно “делу, а не лицам”, не пресмыкаясь, потому что “прислуживаться

тошно”, а другой откровенничает:


Мне завещал отец:


Во-первых, угождать всем людям без изъять —

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить.


Один негодует, что судьями в обществе признаны те, кто ненавидит свободу слова, а “сужденья черпают из забытых газет”, а другой уверен, что в его лета “не должно сметь свое суждение иметь”, что “надобно зависеть от других”.


Чацкого возмущает молчалинская философия добровольного рабства, но он отдает себе

отчет в том, что Молчалин “дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных”. Сам герой не таков. Всем своим обликом, гневными, страстными речами

он подчеркивает свою независимость, самостоятельность мышления. И ясно, что с

таким характером и строем мыслей карьеры не сделаешь. По мнению Герцена, Чацкий — “человек 14 декабря, идущий прямой дорогой на каторжную работу”.


“Тишайший” Молчалин — весомый противник главного героя. И не потому, что житейские истины, им проповедуемые, верны, а потому, что он делает все тонко,

обходительно, вкрадчиво. “Вот он на цыпочках и не богат словами. ”, “услужлив,

скромненький”, а цели своей добивается исподволь: Фамусов взял его в секретари, дал

чин асессора, Софья влюблена, а старуха Хлестова называет: “мой дружок”.


Таким образом, Чацкий с его умом и способностями теряет там, где находит Молчалин. И хотя главный герой не принимает его как антагониста на общественном поприще,

Молчалин опасен в историческом плане. Именно такие, как он, незаметно, тенями

пролезают к благополучию, силе и власти, душат живое, блаженствуя на свете. И все же

поражение их неизбежно. Автор, выдворяя перепуганного Молчалина со сцены в

последнем действии, выдворяет его и из жизни общества, подчеркивая историческую силу и правоту Чацкого.


Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.



А. С. Молчалин - секретарь Фамусова, пользуется его доверием в служебных делах. Он недворянин по происхождению, но стремится сделать карьеру. Фамилия Молчалина оправдывается его поведением. "Вот он на цыпочках и небогат словами", - говорит Чацкий. Молчалин на вид скромный молодой человек. Он играет на флейте, любит сентиментальные стишки. Софья восхищается его добротой, уступчивостью, кротостью. Она не понимает, что все это маска, которая служит М-ну для достижения жизненной программы. Цель жизни М-на блестящая карьера, чины, богатство. Высшее счастье он видит в том, чтобы "и награжденья брать и весело пожить". Для этого он выбрал самый верный путь: лесть, угодничество. Если Если Максим Петрович -тип подхалима предшествующей эпохи, то Молчалин- угодник нового времени, действующий более тонко и не менее успешно. "Он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных", - говорит о нем Чацкий с презрением отзываясь о его умственных способностях. Молчалин знает, как ему надо себя вести, и определяет свою тактику:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья-
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Молчалин трепещет перед Фамусовым, говорит учтиво, прибавляя "с": "с бумагами-с". Он заискивает перед влиятельной Хлестовой. Заботливо составляет ей партию для игры в карты, восторгаясь ее собакой:
Ваш шпиц- прелестный шпиц, не более наперстка,
Я гладил все его - как шелковая шерстка.

Он добивается цели: Хлестова называет его "мой дружок" и "мой родной".

С Софьей он держится почтительно, прикидываясь влюбленным, ухаживает за ней не потому, что она ему нравится, а потому, что она дочь его начальника и ее расположение может пригодиться в его дальнейшей карьере. Он лицемерит с Софьей и с циничной откровенностью признается Лизе, что любит Софью "по должности". Молчалин говорит, что в его лета не должно сметь свое суждение иметь". И он объявляет почему:
Ведь надобно зависеть от других,
В чинах мы небольших.

Низкопоклонство и угодничество вышестоящим - вот жизненный принцип Молчалина, уже приносящий ему известный успех.
"С тех пор как числюсь по Архивам, Три награжденья получил", - говорит он Чацкому, прибавляя, что у него есть два таланта: "умеренность и аккуратность". Готовый на подлости богатства и чинов, он и к другим подходит с той же меркой. Думая, что расположение Лизы легко купить, он обещает подарить ей "туалет прехитрой работы". В решительный момент, когда Софья прерывает его объятья с Лизой, Молчалин начинает униженно ползать перед ней на коленях не потому, что почувствовал свою вину перед Софьей, а потому, что испугался за свою карьеру. Когда же появляется Чацкий, окончательно струсивший Молчалин спасается бегством. Это вызывает негодование Чацкого. "Молчалины блаженствуют на свете!"- восклицает Чацкий с гневом и негодованием. И Именно такой пустой, ничтожный человек был виновником "мильона терзаний" умного, благородного Чацкого, виновником трагедии Софьи.

Диплом на заказ

Узнать стоимость написания работы -->

Сочинение № 1. "Вот он: на цыпочках и не богат словами…" (Образ Молчалина в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума")

(Сочинение начинается с композиционной ошибки – в нем отсутствует введение: следовало написать 1–2 предложения либо о времени создания комедии, либо об авторе, либо об общей оценке комедии литературной критикой.) В своей (грамматическая ошибка, притяжательное местоимение здесь не нужно) комедии "Горе от ума" Грибоедов представляет старое и новое поколения (речевая ошибка – "старое поколение" сказать нельзя, лучше употребить словосочетание "два поколения"). К последнему (стилистическая ошибка, следует написать конкретнее и не используя официальное слово, то есть употребить прилагательное "молодому") относятся противоположные по характеру Чацкий (содержательная ошибка – тема сочинения связана только с образом Молчалина) и Молчалин. Первый вынужден бежать из Москвы, а второй остается (следовало бы начинать с Молчалина, который должен быть основным предметом повествования: он остается в Москве, в отличие от Чацкого). Фамусовскому обществу нужен "громовой отвод", которым является (речевая ошибка – официально-деловое слово "является" в сочинении употреблять нежелательно, лучше написать, каким стал или становится) Молчалин. Каков же этот герой?

Грибоедовский Молчалин представлен как отрицательный герой. Прежде всего, это человек двуличный. Он играет свою роль в обществе, и играет весьма правдиво. С Софией это один человек, а с Лизой – совсем другой. Молчалин умеет скрывать свои чувства, умеет "надеть маску" в нужный момент. Для чего же он все это делает?

Здесь (речевая ошибка – следует указать не на место, а на отношение: по своим жизненным установкам) Молчалин близок московскому обществу, где главные ценности – чины и богатство, а для достижения этого герой использует различные (?) средства. Конечно же, одним из таких средств является (снова та же речевая ошибка – официально-деловое слово "является" в сочинении употреблять нежелательно) лицемерие. Он, например, и Софью любит лишь "по должности". Молчалин всем и во всем готов угождать (лучше употребить настоящее время – угождает). И иногда эта услужливость доходит до крайности, напоминая даже пресмыкание (речевая ошибка – слова "пресмыкание" не существует, следует написать, что Молчалин пресмыкается). На этом основаны и жизненные принципы героя, которым он неукоснительно следует. По завещанию отца (речевая ошибка, поскольку завещание – документ, а отец героя, завещая, давал наставление) Молчалина сын должен угождать всем, даже независимо от чинов, включая и слугу, и собаку. Это чем-то похоже на рабское поведение. Даже "свое суждение иметь" не следует. Эту науку угождать герой усвоил "на отлично": Хлестова, которой не понравился ни Чацкий, ни Скалозуб, Молчалина называет "дружком".

Но было, вероятно, еще что-то, что могло нравиться в герое фамусовской Москве. Какие черты, ценимые обществом (речевая ошибка – ценимы обществом могут быть не черты, а качества), были в Молчалине положительными? Он "бессловесен", и в этом проявляется его осторожность. Для него характерно то терпение, которого не хватает Чацкому. Молчалин уступчив, он всегда скажет и делает то, что от него ждут, или то, что было бы приятно другим. И в этом, наверно, проявляется его ум, который хоть и не сравним с умом Чацкого, в этом обществе принесет не горе, а успех, продвижение по служебной лестнице. Характерной чертой Молчалина является, наверно, и проницательность (глагол "являться" – официально-деловой, в сочинении его лучше не употреблять, почти в любом предложении можно написать "характерная черта Молчалина – проницательность"; другая ошибка может быть расценена и как речевая, и как фактическая, поскольку Молчалин не проницателен, что подразумевает ум, а хитер). Он превосходно смог понять чувства Софьи, что-то даже просчитать и в целом сыграть того человека, которого она и полюбила.

Но, действительно, почему же Софья не увидела всей ничтожности Молчалина? "Вот он: на цыпочках и не богат словами; какою ворожбой умел к ней в сердце влезть!" (Неудачное введение цитаты, которая, в принципе, должна подтверждать положения автора сочинения. При этом нарушается также логика изложения.) Софья доверчива и мечтательна. Она действительно видит Молчалина любящим человеком с широко чувствующей душой (речевая ошибка – чувствовать можно глубоко, но не широко; можно написать о широкой или чувствительной душе). Ему, по мнению героини, присущ ум, который, в отличие от ума Чацкого, не может "опротиветь". Но все это Молчалин лишь разыгрывал. Он был настолько жестоким, расчетливым человеком, что мог изображать влюбленного, совершенно не жалея (речевая ошибка – следовало написать "не щадя") чувств других (фактическая ошибка – Молчалин не щадит чувства только Софьи).

Молчалин чрезвычайно аккуратен (об этом говорит и он сам) и осторожен. Он всегда говорит то, что следует. Причем он везде (речевая ошибка, поскольку имеется в виду время, а не место, следовало написать "всегда") выходит сухим из воды. Даже в финале, когда вся низость Молчалина (слишком часто повторяется фамилия: можно написать "этот герой") открылась, он сумел уйти вовремя, так что вся вина легла на Чацкого. Такой человек может продвигаться по чужим судьбам (речевая ошибка – нельзя продвигаться, двигаться по чьим-либо судьбам, следовало написать "наступать" на чувства других), продвигаясь к своей цели – чинам и богатству. Он уверен, что знает, как надо жить, и даже пытается в чем-то поучать Чацкого.

Молчалин, что особенно страшно, является (снова та же речевая ошибка – официально-деловое слово "является" в сочинении употреблять нежелательно) вечным героем. Люди, способные на угодничество и идущие (речевая ошибка – здесь по значению подходит слово "готовые") на чрезмерную лесть и даже на подлость ради своей выгоды, существовали всегда. Другой человек нужен им лишь в качестве поддержки, помощи для достижения личных целей. И, не задумываясь, они топчут того, кто еще вчера помогал им, если он не имеет прежней власти и положения в обществе. (Композиционно сочинение не совсем завершено: заключения, подводящего итоги рассуждениям автора, как такового нет! Кроме того, недостатком содержания является то, что мало сказано про отношения героя с Чацким и Фамусовым и не названы его основные отрицательные качества.)

В 1824 году была завершена комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума", и почти сразу же критики "принимаются за работу". Уже почти два столетия пишутся статьи, в которых рассматривается прежде всего образ Чацкого. Конечно, критика не забывает и Софью, и Фамусова. Но, может быть, самое большое внимание следовало бы уделить Молчалину? Он не просто подл, как кажется с первого взгляда, он еще и довольно умен. Для меня из всех героев комедии именно Молчалин наиболее интересен, так как его образ многозначен и, может быть, не сразу понятен. Несмотря на блестящий ум Чацкого, именно о Молчалине можно говорить как о герое, существующем всегда. Поэтому следует несколько подробнее рассмотреть этот образ.

В комедии Грибоедов представляет два поколения. К молодому относится и Молчалин. Он почти постоянно присутствует на сцене. И в конце пьесы он остается в Москве, в отличие от Чацкого. Фамусовскому обществу нужен "громовой отвод", каким и стал Молчалин. Каков же этот персонаж?

Грибоедовский Молчалин представлен как отрицательный герой. Прежде всего, это человек двуличный. Он играет свою роль в обществе, и играет весьма правдиво. С Софьей это один человек, а с Лизой – совсем другой. Молчалин умеет скрывать свои чувства, "надеть маску" в нужный момент.

Для чего же он все это делает? По своим жизненным принципам Молчалин близок к московскому обществу. Для него важны чины и богатство, а для достижения этого герой использует различные средства. Конечно же, одно из таких средств – лицемерие. Он, например, и Софью любит лишь "по должности". Молчалин всем и во всем угождает. Он чрезмерно услужлив и готов даже пресмыкаться. На этом основаны и жизненные принципы героя, которым он неукоснительно следует. В соответствии с наставлениями отца Молчалина сын должен угождать всем, независимо даже от чинов, включая и слугу, и собаку. Это чем-то похоже на рабское поведение. Даже "свое суждение иметь" не следует. Эту науку угождать герой усвоил "на отлично": Хлестова, которой не понравился ни Чацкий, ни Скалозуб, называет его дружком. Он и "от старичков не ступит на порог", и "моську вовремя погладит", и "в пору карточку вотрет".

Таким образом, Фамусов нашел идеального служащего для себя. Молчалин не только готов угождать и прислуживать всем гостям в доме Фамусова, он еще и хороший чиновник. Даже после "свидания" у него уже готовы бумаги, которые он несет "для докладу". Он везде успевает. Да и, как говорит Софья об отношениях Фамусова и Молчалина, "тот часто без толку сердит, а он безмолвием его обезоружит". Разве не будет цениться в Москве такой служащий, не только вовремя и добросовестно выполняющий работу, но и не противоречащий начальнику? И потому, даже если бы Молчалина и выгнали из дома Фамусова, теперь он уже мог бы найти себе другую службу и другого покровителя.

Но было, вероятно, еще что-то, что могло нравиться фамусовской Москве в этом герое. Какие же качества, ценимые этим обществом, есть у Молчалина? Он "бессловесен", и в этом проявляется его осторожность. Для него характерно то терпение, которого не хватает Чацкому. Молчалин уступчив, он всегда скажет и сделает то, что от него ждут, или то, что было бы приятно другим. И в этом, наверно, проявляется его ум, который, хоть и не сравним с умом Чацкого, в этом обществе принесет не горе, а успех, продвижение по службе. Характерная черта Молчалина, наверное, и проницательность. Он превосходно понял чувства и настроение Софьи, что-то даже просчитал и сыграл роль того, кого она и полюбила.

Но, действительно, почему же Софья не увидела всей ничтожности Молчалина? "Какою ворожбой умел к ней в сердце влезть"? Софья видит его человеком любящим. Ему, по мнению героини, присущ ум, который, в отличие от ума Чацкого, не может "опротиветь". Но все это Молчалин лишь разыгрывал. Он был настолько жестоким, расчетливым человеком, что мог изображать влюбленного, совершенно не щадя чувств Софьи.

Молчалин чрезвычайно аккуратен (об этом он говорит сам) и осторожен. Причем он выходит сухим из воды при любых обстоятельствах. Даже в финале, где вся низость Молчалина открылась, он сумел уйти вовремя и так, что вся вина легла на Чацкого. Такой человек может молча наступить на чувства другого, продвигаясь к своей цели – чинам и богатству. Он уверен, что знает, как надо жить, и даже пытается поучать Чацкого.

А как Чацкий оценивает этого героя? Он единственный здесь, с самого начала считающий Молчалина ничтожеством. После разговора с Софьей Чацкий разуверился в ее любви к такому человеку: "Шалит, она его не любит". Да и мог ли он, с его душой, с его благородным сердцем, предположить такое? "С такими чувствами, с такой душою. Любим. Обманщица смеялась надо мною!" Именно Чацкий видит настоящего Молчалина, так как тот в разговоре с ним на время "снимает маску", ведь собеседник не может принести ему ни пользы, ни вреда.

Но Чацкий не видит того, что Молчалин – "вечный" герой, что особенно страшно. Люди, готовые на чрезмерную лесть, угодничество, идущие на подлость ради своей выгоды, существовали всегда. Для них другой человек нужен лишь для использования в личных целях. Не задумываясь, они перешагнут через того, кто еще вчера помогал им. А таких персонажей мы можем встретить не только в произведениях Гоголя и Салтыкова-Щедрина, но и в произведениях русской литературы 20 века.

Одна из самых излюбленных тем писателей XIX столетия – это выбор жизненного пути молодыми людьми и их становление в обществе. Яркое разнообразие судеб героев рисуется в таких всемирно известных романах прославленных авторов, как “Обломов” и “Обыкновенная история” И. А. ГончаровА, “Евгений Онегин” А. С. ПушкинА, “Человеческая комедия” Бальзака, “Красное и черное” Стендаля и многих других. К числу этих бессмертных

И это даже не роман, а “высокое” комедийное произведение, в котором, тем не менее, очень мало смешного, исключая единичные ситуации, зато затронуты важнейшие для того времени нравственные и социально-политические проблемы, многие из которых актуальны и в наше время.

Каким должен быть достойный человек? Как он должен прокладывать свой жизненный путь? Что на этом пути нельзя никогда позволять себе и что можно делать?

И что же важнее для человека – его карьера или достоинство? Именно на эти и многие другие вопросы отвечает А. С. Грибоедов

в своей комедии “Горе от ума”. И некоторые ответы, признаться, довольно странные, мы слышим из уст одного из героев произведения – Алексея Степановича Молчалина.

По своему социальному положению и происхождению он не относится к московской знати. “Безродного пригрел и ввел в свое семейство, дал чин асессора и взял в секретари” столичный вельможа Фамусов. Даже фамилия этого героя характеризует его поведение: это молчаливый молодой человек, вкрадчивый, благообразный, скромный. Он старается всем угодить, любит сентиментальные стихотворения и искусно играет на флейте. Любой зритель или читатель комедии скажет: “Что же в этом страшного?”.

Действительно, страшного в этом ничего нет, тем более, что, читая комедию, мы убеждаемся в том, что благопристойные мысли и такое же благопристойное поведение Молчалина – это хорошо подобранная маска, за которой скрывается фальшивый, лицемерный и подлый человек. В одну из минут откровенности Молчалин признается, что живет по заветам отца, который учил его “угождать всем людям без изъятья”, поэтому он угождает даже собаке дворника.

Главная жизненная цель Молчалина – добиться богатства, чинов и сделать блестящую карьеру. Свой жизненный идеал, высшее счастье, этот герой видит в том, чтобы “и награжденья брать, и весело пожить”. Молчалин уверен, что все средства хороши на пути к этой цели.

При этом он использует самый эффективный способ выслужиться – это угодничество, низкопоклонство и лесть. Он предупредителен и почтителен с Фамусовым, всеми способами угождает влиятельной госпоже Хлестаковой и почти не отходит от богатых стариков, постоянно играет с ними в карты и развлекает.

Лицемер и льстец, Молчалин притворяется, что влюблен в Софью (что же тут удивительного – ведь она дочь его благодетеля и начальника) и тут же признается Лизе, что хозяйскую дочь любит исключительно “по должности”. Жизненные принципы Молчалина бесстыдны и просты. Это самоуничижение, отказ от собственного мнения и своего человеческого достоинства: “В мои лета не должно сметь свое суждение иметь” или: “Ведь надобно зависеть от других”.

Молчалин понятия не имеет, что такое искренность, честность, честь, и подличает даже просто так, по привычке, или на всякий случай.

И что самое интересное, такое поведение приносит Молчалину успех: всего лишь секретарь, он не только проживает в доме своего начальника и покровителя, но и принят в высшем обществе. Кроме того, “умеренность и аккуратность” за короткое время обеспечили Молчалину “три награжденья” по службе, поддержку и расположение влиятельных господ.

Вполне понятно, что такой “жизненный опыт” Молчалина является приговором не только герою комедии, но и обществу, которое поддерживает и одобряет его поведение. Люди, которые организовали травлю искреннего, справедливого и целеустремленного Чацкого, которые объявили его, образованного и умного человека, сумасшедшим, не считают постыдным покровительствовать бесчестному подлецу и общаться с Молчалиным, что прекрасно характеризует нравы высшего общества.

После общения с фамусовским обществом Чацкий сделал один из самых горьких выводов: “Молчалины блаженствуют на свете”. Будучи подлым человеком, Молчалин вовсе не смешон и не беспомощен, скорее, он страшен. И в комедии значение этого персонажа определяется двумя обстоятельствами.

Во-первых, А. С. Грибоедов изображает человека, который, живя по подобным принципам, обязательно “дойдет до степеней известных” в фамусовском обществе. Ему не повредит даже разоблачение: ползая на коленях и униженно кланяясь, Молчалин все-таки отыщет путь к сердцу своего покровителя, при этом есть кому заступиться, да и Фамусову нужен такой человек. Так что “деловой секретарь” непотопляем.

Во-вторых, повествуя о “становлении” Молчалина, А. С. Грибоедов клеймит московское высшее общество, которое является олицетворением общественного строя “фамусовской” России, разоблачает “мучителей толпу”. Это “толпа” панически боится людей с несгибаемыми, твердыми характерами и передовыми взглядами, и не принимает их, как многочисленных “Молчалиных”. Только “великая способность нравиться” вывела многих “в люди” в том беспринципном обществе.

Автор комедии уверен, что избранная Молчалиным стратегия нужна ему до поры, до времени. Добившись определенных высот, он обязательно сбросит маску почтительности и скромности, и тогда будет горе тем, кто окажется на его пути. К большому сожалению, “Молчалины” не ушли в прошлое, и сегодня такой человек может легко скрываться под маской скромности и благопристойности, человек, который не брезгует никакими средствами ради достижения собственных целей и который умеет угодить всем и каждому.

А. С. Грибоедов, автор бессмертной комедии “Горе от ума”, учит нас разбираться в людях и видеть под маской истинное лицо человека.

Читайте также: