Сочинение на тему включай мозги

Обновлено: 28.06.2024

С тех пор, как человек познакомился с трудом и начал становиться таким, как он есть, его мозг очень видоизменился. Ведь каждый прожитый день человека – это новый приобретенный опыт. Опираясь на каждый новый опыт, человек делал обобщения об окружающем мире, создавал свои правила, выводил законы жизни.

И так постепенно формировался и развивался ум человека, наполняясь знаниями. Тяга к знаниям у человека была всегда. Но окончательно он подтвердил свое существование после возникновения письменности. Тогда люди смогли, наконец, собирать приобретенные знания и предоставлять им материального выражения. Начали писать книги, учебники. Впоследствии возникли первые школы. Но те школы были не такими как сейчас, потому что сейчас мы все должны обучаться. А в давние-давние времена учеба в школе была роскошью. Только дети состоятельных и богатых родителей могли позволить себе научиться писать и читать, а бедняки могли всю жизнь остаться не письменными.

Ум всегда был в почете. Умные люди осуществляют исследования, познают окружающий мир, создают книги, законы, которые в свою очередь помогают следующим поколениям лучше ориентироваться в этом мире.

Разум – это свойство исключительно человека (сочинение). Животные не обладают этим признаком. Их жизнь руководствуется инстинктами, жаждой выживания и продолжения рода. В свою очередь, человек, разумное существо, не просто живет ради того, чтобы просто прожить, а пытается оставить какой-то след после себя на Земле. И каждый человек хочет, чтобы его дети были умными.

Но откуда берется ум? Мы ходим в школу, после идем в университеты – может, там? По моему мнению, школы и университеты не дают ума, это лишь среда, где ум должен расти, как росточек в теплице. Человек приобретает опыт общения, пробует себя в новой деятельности и это становится причиной развития его умственных способностей. Кроме того, я думаю, большую роль в этом процессе отведена книгам. Только читая, человек может лучше и глубже познать не только мир, но и себя в нем.

Ум – это невероятная сила. Он открывает человеку глаза на жизнь, позволяет использовать все имеющиеся возможности для своего ума. Развивая и обогащая свой разум, человек обогащает и развивает свою жизнь. Разумным существам на нашей планете отведена особая жизнь – наполненная творчеством, радостью, счастьем, а не единственными лишь инстинктами. Поэтому человек всегда должен стремиться к знаниям, не смотря ни на что, только тогда он сможет иметь полноценную счастливую жизнь.

Подумайте немного, запишите ответ на бумажке и добро пожаловать под кат.

А теперь решите вот какую задачку: вы заходите в бар и видите там четырех посетителей, которые что-то пьют. Вам точно известно, что первому из них 14 лет, второму — 25, третий пьёт виски, а четвёртый — колу. Кого из них нужно проверить, чтобы убедиться, что здесь не продали алкоголь несовершеннолетним?

Ну, тут всё просто: первого и третьего. Второй — совершеннолетний и может пить что хочет, а четвертый пьет колу, её в любом возрасте можно пить.

Теперь вернитесь к своей бумажке и сравните ответ с записанными там цифрами. Первая задачка полностью эквивалентна второй — нужно перевернуть первую и третью карточку (на второй — согласная, про которые ничего не сказано, а на четвёртой — и так чётная цифра).

Между тем, около 75% опрошенных не справляются с первой задачкой, хотя отлично решают вторую. Требования к собственно логическому мышлению, предъявляемые обеими задачами, абсолютно одинаковые. В чём же разница?

Разница в том, что вторая задача сформулирована в социальных терминах. А человеческий мозг именно затем и нужен, чтобы решать социальные задачи, а вовсе не для какого-то там абстрактного мышления.

Социальный мозг

В 1992 году Данбар свёл на одной диаграмме относительный размер неокортекса для разных приматов и типичный размер группы для этого вида. И получил вот такую картинку:


Совершенно неожиданно пасьянс сошелся. Прослеживается четкая прямая зависимость. Если график экстраполировать до человека, то размер группы получится ~150 (т.н. число Данбара), что таки соответствует размерам первобытных общин.

Конечно, наличие хорошей корреляции само по себе ничего не доказывает, но найти какие-то альтернативные объяснения размерам неокортекса у приматов пока не получается, к тому же теория социального мозга подтверждается и некоторыми другими (в т.ч. фальсифицируемыми) выводами (см. ниже).

Положим пока, что гипотеза верна. Почему же приматам нужен развитый неокортекс для поддержания целостности социума, когда другие социальные животные запросто обходятся без него? Есть ли какая-то разница между социальным мышлением приматов (и человека) и прочих животных?

Theory of Mind

Оказывается, есть. В англоязычной литературе феномен человеческого социального мышления принято называть Theory of Mind (ToM), в русскоязычной — модель психического (альтернативные варианты — теория намерений, теория сознания). Вкратце, человек и приматы социально взаимодействуют с полным пониманием того, что другой индивид — тоже личность, со своими собственными намерениями и представлениями о мире.

Развитие социальных способностей у детей достаточно хорошо исследовано. Первой важнейшей предпосылкой развития ToM является понимание внимания: ребёнок в возрасте 7-9 месяцев способен понимать, что внимание взрослого направлено на некоторый внешний объект. Второй важнейшей предпосылкой является понимание разницы между случайными и намеренными действиями других людей — эта способность развивается примерно в возрасте 2-3 лет. Приматы также обладают этими двумя способностями.

Критический перелом в развитии модели психического происходит в возрасте 3-4 лет. В этом возрасте ребёнок начинает понимать, что представления других об окружающем мире могут отличаться от его собственных. Для проверки этой способности обычно используется т.н. false belief test; обычно он выполняется в виде теста "Энн — Салли".

Испытуемому представляют двух персонажей — Энн и Салли (в классической серии экспериментов Виммера и Пернера их роль выполняют куклы). У Салли есть корзина, у Энн — коробка. Салли кладёт в корзину какой-нибудь предмет (Виммер и Пернер использовали стеклянный шарик) и выходит из комнаты. Затем Энн забирает предмет из корзины и кладёт в свою коробку. После чего возвращается Салли и испытуемому задают вопрос: где Салли будет искать предмет?

Общество приматов, таким образом, удерживается вместе благодаря СОЗНАТЕЛЬНОЙ кооперации его членов; каждый индивид поддерживает свою собственную социальную сеть и хранит в памяти информацию о каждом другом индивиде и своём отношении к нему. Поддержанию этих отношений приматы выделяют огромную (до 20%) долю своего времени (больше — только на поиск еды). Теперь вы понимаете, почему вконтактик и аська так важны для человека?

Молодой самец Люит сместил старого самца Йероена с вершины иерархии. Йероен, долгое время бывший доминантным самцом, оказался на втором месте социальной лестницы. Через какое-то время другой молодой самец, Никки, передвинул Йероена на третье место, тем самым лишив всех привилегий (прежде всего, доступа к самкам). Тогда Йероен заключил с Никки союз, и Никки при поддержке Йероена смог победить Люита и занять первое место. Йероен тем самым вернулся на второе.

Макиавелли, вероятно, подивился бы политическим талантам Йероена. Кажется, что только самый предвзятый скептик может сказать, что описанная ситуация — цепь случайностей или инстинктивное поведение, а не сознательное манипулирование со стороны Йероена.

Вот именно для этого, для хранения своей социальной сети, для манипулирования другими, для поиска лазеек в социальной структуре (и для выявления таких читеров) и нужен приматам и человеку развитый мозг. Способность решать дифференциальные уравнения и писать Моны Лизы — приятный, но всё же побочный эффект наличия высокоразвитого мозга.

Естественно, что чем больше размер мозга — тем, с одной стороны, больше социальных связей способен хранить индивид (и в тем большей группе жить) и тем, с другой стороны, более эффективные социальные стратегии он способен реализовать.

Что касается первого, то, по-видимому, необходимость поддерживать больший размер группы и была тем фактором, который в итоге привёл к появлению человека. Несколько миллионов лет назад наши далёкие предки по экологическим причинам были вытеснены из тропических лесов и были вынуждены перебраться ближе к окраинам и много времени передвигаться по открытой местности, к которой они были очень мало приспособлены — человеку нечего противопоставить крупным хищникам саванны, кроме действий организованной группой. Больше группа — больше шансов выжить. Возник очень сильный фактор отбора, благоприятствовавший индивидам с большим мозгом.

Что касается второго — более эффективных социальных стратегий для владельцев большого мозга — то Павловский и Данбар выдвинули оригинальную гипотезу, которая утверждает, что с ростом размера неокортекса индивид получал больше возможностей для социального читерства, и в частности — больше возможностей для спаривания. В социальных системах приматов высокоранговые самцы обычно просто не допускают низкоранговых к самкам, и шансов оставить потомство, таким образом, у низкоранговых самцов очень мало. Но развитый мозг позволяет хитрить и искать пути обхода запретов — следовательно, с ростом размера мозга должно наблюдаться увеличение количества потомства от низкоранговых самцов. И эта гипотеза подтвердилась — у приматов с большими размерами неокортекса низкоранговые самцы оставляют больше потомства.

Речь как средство социальной коммуникации

Для поддержания социальной сети приматы используют физические контакты — груминг (включая и сексуальные, например у шимпанзе бонобо). Однако с ростом размеров группы груминг становится слишком затратным занятием — тем более, что древние предки человека оказались в сложной экологической ситуации и были принуждены очень много передвигаться по саванне, что вряд ли способствовало появлению дополнительного свободного времени.

Данбар считает (и доказывает на основе корреляций между размером мозга, размером группы и временем, необходимым для груминга), что в результате предки человека были вынуждены перейти на другой тип социального общения — голосовой. В течение нескольких миллионов лет вокальное общение эволюционировало, пока не превратилось, наконец, в полноценную речь (эволюция вокального общения на данный момент — одна из самых горячих тем в антропологии и я на ней подробно останавливаться не буду). Голосовое общение позволяет избавиться от ряда недостатков груминга — освобождает руки, позволяет общаться сразу с несколькими индивидами, причем дистанционно. Данбар проводил ряд исследований, в ходе которых выяснил, что оптимальный размер неформально общающейся группы — 4 человека, большие группы начинают распадаться на более мелкие. Т.о. речь как средство социальной коммуникации примерно в 3 раза эффективнее груминга (3 собеседника вместо одного). Поразительным образом размер социальной группы человека (150) примерно в 3 раза больше максимального размера социальной группы у приматов (50 особей у шимпанзе).

Да, речь тоже, как и мозг, нужна в первую очередь для социального взаимодействия. Исследования показывают, что обсуждение социальных тем занимает в структуре человеческого общения (имеется в виду, разумеется, неформальное общение) примерно 65% времени, причём эта цифра одинакова и для мужской, и для женской компании. Примерно 2/3 разговоров посвящено исключительно тому, кто где когда и с кем. Единственным существенным отличием мужских и женских разговоров является соотношение личного и чужого социального опыта — женщины значительно больше времени говорят о других, а мужчины — о себе. При этом, однако, надо заметить, что в группах смешанного полового состава структура разговора серьёзно меняется — около 15-20% времени мужчины говорят об искусстве, политике, религии, образовании и прочих важных вещах, хотя в чисто мужской компании доля разговоров на отвлеченные темы не превышает 5%. Проще говоря, мужчины таким образом начинают рекламировать себя. Более подробно о структуре человеческого общения см. Gossip in Evolutionary Perspective.

При этом современный человек уделяет общению (в т.ч. голосовому) примерно столько же времени, сколько и наши ближайшие родственники шимпанзе — грумингу: около 20%.

Человек социальный

Итак, вкратце выводы: мозг нужен человеку для поддержания социальных связей и манипулирования другими людьми; а речь — средство для социальных взаимодействий. Способность лгать, мошенничать, читерить, а равно и дружить (с кем-то и против кого-то), заключать союзы и действовать сообща — это именно то, что отличает человека (и в какой-то степени приматов) от животных; и, вполне возможно, самосознание также появилось для того, чтобы лучше манипулировать другими людьми.

Поэтому, когда я читаю пафосные рассуждения очередного философа-моралиста о низменности человеческой природы и о том, что человек хуже зверя — мне, если честно, становится смешно. Наши древние предки, по большому счёту, потому и стали людьми, что научились обманывать (см. false belief test) и интриговать. Не нравится? Ищите другой глобус.

И, в заключение, хочется отметить вот какой момент: хотя благодаря развитому мозгу человек способен на любую подлость и на вершине социальных лестниц часто стоят бездари и невежды, но всё же таки, совершенно парадоксально, но человеческое общество в сравнении с социумами других животных является наиболее гуманным и наименее основанным на принуждении. Эволюционное давление, толкавшее человека в сторону образования более крупных социальных групп, вывело на первый план способность человека не только обманывать и мошенничить, но и уметь договариваться и кооперироваться с другими, результатом чего и стала человеческая цивилизация. Помните и об этом.

Еще в древности Сократ призывал людей познать самих себя. Но цель эта так и не была достигнута. До сих пор менее всего изученным остается наиболее важный орган человека – головной мозг. Конечно, о нем известно уже много. Но каждое десятилетие ученые убеждаются, что их знания весьма ограниченны. Изучением головного мозга занимаются целые области современной науки. Но в моем эссе я остановлюсь только на тех научных данных, которые имеют наибольшую психологическую значимость.

Содержимое работы - 1 файл

Психология (Эссе).doc

Эссе по психологии

Мозг человека

Еще в древности Сократ призывал людей познать самих себя. Но цель эта так и не была достигнута. До сих пор менее всего изученным остается наиболее важный орган человека – головной мозг. Конечно, о нем известно уже много. Но каждое десятилетие ученые убеждаются, что их знания весьма ограниченны. Изучением головного мозга занимаются целые области современной науки. Но в моем эссе я остановлюсь только на тех научных данных, которые имеют наибольшую психологическую значимость.

Для начала я хотела бы рассмотреть основные функции полушарий головного мозга.

Всем известно, что человеческий мозг разделен на два полушария, которые выполняют различные функции. Они по-разному обрабатывают информацию, но действуют, тем не менее, сообща. Вся поверхность больших полушарий может быть разделена на несколько долей, которые имеют разное функциональное значение.

Традиционно, в каждом полушарии нашего мозга выделяют четыре доли: лобную, теменную, затылочную и височную.

В психической жизни человека особая роль принадлежит лобным долям.

Многочисленные клинические исследования показали, что поражение лобных долей мозга влечет за собой снижение умственных способностей человека. В нижнем отделе левой лобной доли расположен участок коры, ответственный за произнесение слов. При поражении этого отдела мозга человек полностью или частично теряет возможность говорить, но понимает обращенную к нему речь.

Теменные доли полушарий мозга связаны с осязанием (восприятие тепла, холода, боли). От правой теменной доли зависит также и ориентация человека в пространстве. Способность к счету, письму, чтению определяется левой теменной долей.

Височные доли обрабатывают слуховые ощущения, преобразуя звуки в слова. Нарушение левой височной доли ухудшает слуховую память (такой больной не может использовать прошлый опыт для решения текущих задач).

В верхнем отделе левой височной доли находится центр, ответственный за понимание речи. При повреждении данного участка коры человек вообще перестает понимать других людей. При этом сам он может говорить, но речь его часто совершенно бессмысленна.

Затылочные доли отвечают за переработку зрительной информации. Правая затылочная доля воспринимает информацию, полученную с левых полей зрения, в то время как левая отвечает за правые поля зрения обоих глаз.

Рассмотрим теперь, каким образом в головном мозге происходит процесс обработки зрительной информации.

Вначале, когда изображение попадает на сетчатку глаза, мозг должен восстановить его в целостный образ и либо распознать его как уже известный объект, либо квалифицировать как неизвестный. Все это происходит с огромной скоростью.

При формировании образа мозг использует набор правил, которые в психологии называются законами гештальта. Остановимся на них подробнее.

1) Закон фигуры и фона: в любом изображении есть значимая часть (фигура) и незначимая (фон). Мы не можем одновременно воспринимать фигуру и фон. Например, вы читаете текст, и он для вас фигура, а ручка, лежащая рядом с этим листом, входит в фон и не воспринимается как отдельный объект.

2) Закон группировки: любые объекты формируются в группы либо на основе их пространственной близости, либо на основе сходства. Чашку с блюдцем по одинаковому рисунку мы объединяем в один набор, даже если они стоят на разных концах стола.

3) Закон заполнения пробелов: данный закон можно проиллюстрировать на следующем примере. Мы узнаем лицо человека, даже если часть его чем-то закрыта.

5) Закон симметрии: он проявляется в том, что человек стремится видеть симметрию даже там, где её нет. Действительно, когда мы разговариваем с окружающими, мы видим симметричные лица. Однако, вглядевшись внимательно, можем обнаружить, насколько одна половина лица отличается от другой. Считается, что левое полушарие сканирует лишь половину лица и по ней достраивает вторую. Это резко увеличивает скорость узнавания лиц. Лишь задавшись целью рассмотреть чужое лицо или свое отражение в зеркале, мы начинаем выстраивать целостное изображение.

Здесь интересно еще и то, что мозг предъявляет нам картины, которыми мы пользовались вчера. Таким образом, каждый день мы видим в реальности не данную нам действительность, а то, что научились видеть ранее.

На основе этих законов и формируются образы внешнего мира.

Теперь перейдем к рассмотрению практических функций больших полушарий головного мозга.

В обычных условиях жизни мы пользуемся левым полушарием. Оно, как правило, руководствуется логикой, рациональностью, склонно к абстрактному мышлению, стремится все анализировать. Особенностью левого полушария является использование штампов, регулярно закрепляемых в непосредственной практике.

В трудных ситуациях (стресс, адаптация к новым условиям), а также при решении нестандартных задач проявляют себя функции правого полушария. Оно руководствуется эмоциями, обобщает получаемую информацию, связано с интуицией и образным мышлением.

Штамповое восприятие левого полушария позволяет человеку очень быстро и успешно действовать в привычных условиях. Но когда условия меняются, оно может оказаться совершенно неэффективным. Тогда человек использует более медленные механизмы правого полушария, которые помогают создавать нестандартные творческие решения.

У большинства из нас ввиду определенных генетических особенностей, благодаря полученному образованию или выбранной нами профессии, активнее работает какое-либо одно полушарие.

Но, тем не менее, нельзя строго разделять полушария на доминантное и субдоминантное, так как у каждого из них свой круг обязанностей. Такое деление безнадежно устарело после открытия функциональной асимметрии мозга. Рассмотрим данное явление подробнее.

Расщепление мозга испытали и на людях. Рассечение мозолистого тела избавляло больных с тяжелой формой эпилепсии от припадков. После таких операций у людей наблюдались признаки раздвоения личности. Обнаруживалось и такое, что предмет, опознанный на ощупь одной рукой, человек не узнавал, ощупывая его другой рукой.

Интересный факт, изученный итальянскими врачами, заставляет предполагать, что мозг даже для восприятия гласных и согласных звуков использует разные механизмы.

В одной из больниц Болоньи врачи наблюдали двух больных, у которых левое полушарие мозга пострадало из-за инсульта. В результате оба больных испытывали большие затруднения с гласными звуками. Один на письме пропускал все гласные, оставляя вместо них свободные места. Второй больной и на письме и в устной речи путал одни гласные звуки с другими.

С 1967 года проводится изучение функционирования левого и правого полушарий отдельно. Одно полушарие усыпляют, подвергая его электрошоку. При этом второе полушарие некоторое время остается активным. Данные эксперименты дают большой материал для изучения.

Посмотрим теперь, что представляет собой человек, у которого работает только правое полушарие мозга.

На данном опыте можно убедиться, что у человека нет главного и второстепенного полушарий мозга. Одно полушарие дополняет и сдерживает функции другого. Именно такая специализация полушарий позволяет человеку рассматривать мир с двух различных точек зрения и активнее его познавать.

Установлено, что у женщин практически в любом виде деятельности одновременно участвуют оба полушария, поэтому их мозг работает более целостно, а функциональная асимметрия проявляется у них не очень ярко. В то же время для мозга мужчин характерно выраженное доминирование либо правого, либо левого полушария. Обособление функций левого полушария у мужчин делает их деятельность специализированной и эффективной в многочисленных узких областях.

Разум человека

Как работает разум человека и как его можно использовать с максимальной эффективностью? Почему один человек чувствует опасность, а другой нет? И как дети осваивают сложные движения, просто думая о них? Ответ кроется в самой удивительной части каждого из нас - в нашем разуме. Каждую секунду бодрствования, хотя мы даже и не осознаем этого, наш разум работает, изучая окружающий мир. Но наша способность к познанию даже больше, чем мы думаем.

Если попросить нас назвать самые великие достижения человеческого разума, то мы можем подумать о мосте Харбор в Сиднее, Пирамиде Хеопса, космических кораблях. Это действительно великие достижения. Но не самые великие. Сложная машина все-таки в состоянии разработать и построить любое из этих достижений.

На самом деле, существует достижение настолько удивительное, что никакая машина не сможет даже претендовать на его обладание - это "опыт нашего сознания". Видеть великие пирамиды, вспомнить мост Харбор, вообразить космический корабль в космосе - есть процессы гораздо более замечательные, чем построение всего этого.

Воображение – это самое грандиозное достижение человеческого разума, способность представлять объекты и события, что не существуют в реальном мире. Это именно та возможность, которая позволяет нам думать о будущем.

Мы используем события из прошлого, в совокупности с реальностью настоящего, чтобы представить будущее. Наш мозг иногда не спрашивает нас, что делать и выдает нам информацию, составленную на его "усмотрение". Там я говорил о прошлом, но мозг действует точно таким же образом, когда воображает будущее - что-то он дополняет ("filling-in mind trick"), что-то пропускает ("leaving-out mind trick"). Таким образом наше представление о будущем не совсем правильно составлено, но что поразительно в этом, то что мы даже не осознаем, что это происходит таким образом. Мы слепо принимаем результаты нашего мозга и ожидаем, что будущее раскроется перед нами именно в тех деталях, в которых наш мозг это "представил".
Список литературы

Человеческий мозг является одной из самых больших загадок природы. На протяжении столетий, люди пытаются разгадать эту загадку. Но до сих пор о работе мозга известно далеко не всё. Одно удалось выяснить точно: человек использует лишь меньшую часть интеллектуальных возможностей. Учёные считают, что таким образом природа защищает мозг от перегрузки.

Человеческий мозг постоянно получает огромный поток информации, но, перерабатывая её, оставляет в нашей памяти лишь малую часть. В противном случае мы не смогли бы воспользоваться нашими знаниями.

Мозг человека, как и его тело, нуждается в постоянной тренировке с раннего детства и до глубокой старости. Интеллектуальная активность позволяет человеку долго чувствовать себя молодым.

К сожалению, с окончанием школы или вуза развитие интеллекта сужается, что приводит к неизбежной деградации. Но мы можем постоянно тренировать память, мышление, интуицию, умение принимать правильные решения, развивать организаторские способности — эти качества свидетельствуют о высоком уровне развития интеллекта.

Развивая заложенные природой возможности, человек улучшает кровоснабжение коры головного мозга. А именно развитие коры головного мозга отличает нас от животного.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Головной мозг — орган, способный управлять всем, что происходит в нашем организме, и нашим поведением. Увиденное, услышанное, осязаемое переработается в речь и будет выражено словами. Зоны, имеющие отношение к речи, многочисленны и распределены по отдельным областям мозга, расположенным в обоих полушариях. Благодаря одним речевым зонам, мы понимает речь, благодаря другим — мы произносим звуки речи, третьим — помним и говорим слова, четвертые обеспечивают наши способности строить предложения, пятые — ответственны за чтение и письмо. Есть и такие, от которых зависит владение сложными словами, оборотами речи, синонимами, метафорами т.п.

Принято считать, что за речь отвечает исключительно кора мозга, однако помимо коры для развития речи важно состояние других отделов мозга, в частности подкорки. Среди разнообразных функций, осуществляемых подкоркой, важное место занимают двигательные координации. Элементарный подкорковый ритм поставляется мозгу автоматически многими системами нашего организма: мы ритмично дышим, ритмично бьётся сердце, ритмично сокращаются стенки кровеносных сосудов. Подкорка так же участвует в акте сосания во время грудного вскармливания. Но это важно только в течение первого года жизни. В этот период эти действия активизируют работу мозга, а после года могут, наоборот, тормозить процесс развития. Также после первого года жизни длительное сосание задерживает психическое развитие ребенка, деформируется прикус, что осложняет владение речью. Таким же образом действуют и длительные жевательные движения, замедляя мозговые процессы. Ребёнок в процессе развития должен пройти определенные этапы, поэтому необходимо отслеживать, как протекал период гуления, лепета, ползал ли ребёнок, как начинал ходить, бегать. Всё это влияет на его психоречевое развитие. Кора головного мозга состоит из многих функциональных участков: зрительных, слуховых, обонятельных, тактильных, вкусовых. Повреждение даже одного из них ведёт к серьёзному дефекту. Наиболее серьёзными дефектами можно считать слепоту и глухоту. Без зрения и слуха крайне сложно овладеть главной из высших психических функций — речью. В процессе развития приобретаются разные ассоциации: зрительно-тактильные, зрительно-слуховые и прочие. Эти ассоциации лежат в основе главных функции, таких как память, мышление.

Умственное развитие человека достигается путем освоения знаний, выработанных в процессе общественно исторического развития и закрепленных с помощью языка и письменной речи. Люди всегда жили и живут в обществе, осваивая коллективный труд. Возникает необходимость постоянно общаться, воздействовать на других людей. С помощью речи люди способны обмениваться знаниями, делиться чувствами, переживаниями, намерениями.

Язык и речь неразрывно связаны и развиваются в процессе общения людей. Любой язык копит опыт народной жизни во всей её полноте и разнообразии. Каждое новое поколение получает знание о действительности, о нормах поведения, о социальных ценностях. Из этого следует, что язык оказывает влияние на поведение конкретного индивида, на его опыт, культуру, развитие. Также развитие человека зависит от того, под воздействием какой языковой среды проходит его жизнь. Уникальной способностью мозга является запас слов, которые человек способен выучить.

Главным отличием человека от его ближайших родственников-приматов является способность издавать членораздельные звуки. Языковая способность человека изучается псхолингвистикой.

Читайте также: