Сочинение на тему в походе с чередующимися гласными в корне

Обновлено: 07.07.2024

1. Напишите правило или нарисуйте схему

2. Вставьте пропущенные буквы, графически выделите орфограмму.

Р…сти, р…сти, яблонька,

Цвети, цвети, яблонька,

Р…сла, р…сла яблонька,

И наелась яблочек детвора.

Почему в предложениях так много запятых?

3. Запишите данные слова в два столбика:

выр…сли, р…стительный, выр…щенный, водор…сли, зар…сли, разр…статься, прор…сти, р…стение, пор…сль, выр…с, р…стовщик, отр…сль.

4. Вспомните и запишите все слова-исключения.

5. Догадайтесь, какие слова нужно вставить в русские пословицы.

  • Дети ……………… не по дням, а по часам.
  • На плохой почве трава не …………………. .
  • Не беречь ………………… – не видать и цветочка.

6. Отгадайте загадку.

Что зимою вниз головою на крышах р…стет?
(Можете нарисовать ответ!)

Усложнённый уровень.

1. Прочитайте. Разберите выделенные слова по составу. (Будьте внимательны!)

- Зачем выр…стаю? –
Снегурка спросила меня.
- Я знаю, что скоро растаю,
Растаю, по камням звеня…

В словах I группы правописание зависит от ______________________________________________

1. ________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________

1. Базовый уровень

Вставьте пропущенные буквы, объяснив графически выбор гласной а — о в корне.

1) Изл…гать содержание; хорошо изл…жить; знать признаки прил…гательных; написать изл…жение; сл…гаемые числа; распол…житься на ночлег; распол…гать свободным временем, под пол…гом листвы.

2) Роскошные р…стения; гул нар…стает; зáр…сли кустов; молодой р…сток; зар…сло травой; выр…сли цветы; расчётливый р…стовщик, зелёные водор…сли; ср…щение костей; город Р…стов, строительная отр…сль, подр…стают на глазах, пальто на выр…ст.

3) Предпол…жения не осуществились; тропа зар…стает; р…стительное масло; возл…гать обязанности; изменить пол…жение; сл…гать стихи; лепестки р…стений; ж…луди прор….сли; сберечь р…стения; просека зар…сла; отр…стить волосы; прол…жить лыжню; нал…жить шов; предл…гать помощь.

2. Усложнённый уровень. (Повторяем синтаксис: подчеркните грамматические основы предложений, составьте схемы)

Без удобрений не будет р…стений.

Л…жился на поля туман.

Душу и сердце в работу вл…жи, каждой минутой труда дорожи.

Изл…жите содержание параграфа учебника.

В доме еще не л…жились.

Мы предл…жили провести слёт туристов на берегу реки.

Рис р…стёт на болотистых местах.

Я добрался до пихтовой зар…сли и распол…жился на крохотной полянке.

Берег моря покрылся водор…слями.

Эти места удивляют богатой р…стительностью.

3. Усложнённый уровень

Замените словосочетания фразеологическими оборотами, включив в них слова с корнями -лаг-/-лож-.

Говорить искренне, откровенно – ______руку на сердце.

Ничего не делать, бездельничать – сидеть ______руки.

Погибнуть в сражении – ______ голову. (Сложить)

4. Усложнённый уровень

водор…сли, выр…с, р…са (на траве), зар…сли

изл…жение, предл…жить, сл…жение, насл…ждаться

5. Усложнённый уровень.

От чего зависит правописание корней 2 группы? ___________________________

В каком корне без ударения А? _______________Например ___________________

В каком корне без ударения О? ________________Например __________________

1. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.

Дог…рающая з…ря, заг…релый пловец, оз…рённый светом, сг…ревшая спич…ка,
обг…реть на со…нце, д…лёкие з…рницы, оз…рить лучом, подг…релая каша, внезапное оз…рение, сг…реть дотла, приг…ревшие блины.

2. Вспомним строки великого Пушкина.

Г. рит восток зарею новой.
Сг. рел граф Нулин от стыда.
Но близок день, лампада дог. рает.
Но в нас г. рит еще желанье.
Вечерняя заря в пучине дог…рала.

3. Задание из ЕГЭ (11 кл). Выпишите слово, в котором есть корень с чередованием.

1) в…дяной, р…са (на траве), выр…сти, сл…мать __________________________________

2) бер…говой, г…ристый, в…кзал, сг…реть. ______________________________________

3) т…инственный, оп…здание, осв…щать (ф…нарём), оз…рённый. ____________________

З…ря, з…ряд, з…рница, оз…рённые.

Г…ристый, приг…реть, обг…рели, г…рение.

1. Распределите слова в 2 группы: заб…рать, зам…реть, соб…рёшь, сд…рать, соб…рание, отп…рает, отд…рёшь, отм…рать, ст…раешь, отт…реть, пост…лить, зап…реть, расст…лать, выж…гание, бл…стательный, выч…сть, отч…тать, выч…тание, бл…стящий, соч…тание, бл…снуть, уд…рёт.

2. Запишите несколько (4-5) слов с корнями СТЕЛ-СТИЛ. Не забудьте об удвоенных согласных! Разберите все слова по составу.
………………………………………………………………………………………

3. В чём особенность слов блес…нуть, блес…нувший?

4. Дополните каждую пару глаголом несовершенного вида.

Материал для творческих работ

Предпол…гать изменения в маршруте, пол…жительная характеристика, распол…гающая улыбка, изменить пол…жение, написать изл…жение, увеличить сл…гаемое, высказать предпол…жение, найти прил…гательное, произвести сл…жение, распол…жение лагеря, пол..гаться на себя, предл..жить помощь, прохладно под пол…гом ветвей, склоняешь прил..гательное, пол..жение безвыходное, предл…гать пути решения, изл..гать точку зрения; неясно изл..жить; знать признаки прил..гательных; неизвестные сл..гаемые ; распол..житься неподалеку; распол..гаться у дома, прил..гать усилия, сл..жить вещи, отл..жить поездку, безотл..гательное дело, зал..жить фундамент, прил..жить к ране, трудное пол..жение.

Распол_гаться непод_лёку, под пол_гом ветвей, непрох_димые зар_сли, бл_стеть на со_нце, зар_сли р_машками, ум_рать от страха, соб_рать гр_бы, разл_жить еду, зам_реть от восторга, бл_стающий мир, заж_гаются звёзды , дог_рает з_ря, на утренней зорьке, бл_снул луч, ра(с,сс)т_лить на тр_ве, д_лёкие з_рницы, бл_стающие р_синки, сн_мать к_пюш_н, сж_мать в руках, нат_реться кремом от загара, выт_рать полотенцем, удастся ли отст_рать футболку, р_стут во множестве, смелый Р_стислав, прин_маться за дело, костёр дог_рел, сн_мать фильм, хорошее местопол_жение, ра(с,сс)т_лается туман ………

Напишите небольшой рассказ, используя как можно больше слов, в которых есть корни с чередованием (раст-рос, лаг-лож, зар-зор, гар-гор, корни с чередованием Е-И). Может быть, это будет рассказ о художнике? Или о несчастном промокшем туристе?

Непром…каемое пальто; плащ с капюш…ном, ш…в на рук…ве, вым…кнуть под дождем; разж…гать к…стёр, пол…жить др…ва, соб…рать цветы, з…ря разг…рается, обм…кнуть кисть в краску; нам. чить рукава; подр…внять волосы, ср…внить два вида, р…внение на середину, вым…кшая рожь, м…кать сухарь в чай, сапоги пром…кают, ср…внить р…стения, дог…рающая з…ря, пост…лить на тр…ву.

Тексты детей

Ночлег в лесу

Однажды мы с семьёй решили устроить н…члег в лесу. Папа разл…жил вещи, уст…новил п…латку и подг…товил место для к…стра. Наш маленький лагерь распол…гался напод…лёку от реки. Вечером мы с…дели под пол…гом ветвей. Рядом были непрох…димые зар…сли кр…пивы. В л…су разд…вались т….инственные ш…рохи. Мы зам…рали от страха. Папа ш…потом успокаивал нас. Ноч… прошла сп…койно.
Утром мы пошли соб…рать грибы. Вдруг бл…снула молния и начался дождь. Мы вым…кли до нитки! Приб…жали к п..латке и стали выт…раться полотенцем.
Как кр…сиво вокруг! Повсюду бл…стят капли р…сы, г…рят звёздоч…ками на листьях и р…сточках. Мы не пож…лели, что выбрались в лес. 91 сл.

Текст составлен …. Анной

Смелый Ростислав

Рано утром Р…стислав пош…л в похо… . Он распол…жился на краю оврага под пол…гом в…твей огромной ели. Вокруг были непрох…димые зар…сли. На п…ляне р…сли неизвес…ные Р…стиславу р…стения. Скоро наступил вечер. Наш герой стал разж…гать к…стёр: сл…жил сухие ветки и подж…г. Потом он с…дел и слушал лесные ш…рохи. Его кл…нило ко сну.
Вдруг раздался ужас…ный рёв. Ростислав подск…чил на месте! Он чуть не ум…р от страха. Др…жащей рукой взял огромную палку и полез в овраг… Там никого не ок…залось! Кто же это был? Р..стислав сг…рал от любопытства.
Может быть, ему всё приснил. сь? 90 слов

Текст составлен ……….. Владимиром

Важные уроки

Текст составлен ……………… Марией

За артефактом!

Как-то раз я предл…жил друз…ям отправит…ся в поход. Все согл…сились. Каждый предл…гал свой маршрут, но я пол…жился на свою интуиц… и повёл всех в непрох…димые зар…сли. Там в давние времена распол. гался лагерь кочевников.
Пора было нач…нать раскопки. Мы долго трудились и сильно заг…рели на солнце. К…лючие р…стения расцарапали нам руки. И вот нахо..ка: ст…ринный шлем! Ура! Мы были счас…ливы.
З…ря уже дог…рала, когда мы в…рнулись домой. 68 слов

Текст составлен ………………….. Фёдором

Как мы сн…мали фильм

Однажды мы п…шли в поход и р…шили снять на пам…ть короткий фильм. Вот мы распол. гаемся возле реч…ки и нач…наем готовит…ся. Смелый Р…стислав над..вает куртку с к…пюш…ном и идёт к непр…ходимым зар…слям кр…пивы. Девочки б…рут крем от к…маров и нат…рают руки. Потом накладывают бл…стящий грим и прин…маются кр…чать дикими голосами, как будто отр…вились яд…витыми р…стениями. Вдруг все зам…рли, потому что из кр…пивы выб…рается Р…стислав, весь в ож…гах от р…стков кр…пивы.
Вот какой фильм у нас получился! Просто триллер! 81 сл

Текст составлен ……………………………… Екатериной

Как Р…стислав за мёдом ходил

Р…стислав был большим любит…лем сладкого. Он с…ел в доме все к…нфеты и стал соб…раться в лес, за мёдом. Он пол…жил в рю…зак бано..чку для мёда и ложку, чтобы сразу п…пробовать. Вот Р…стислав входит в лес, заб…рается на высокую ель и пытает…ся пр…никнуть в гн…здо диких пч…л.
Тут же нач…нается что…то ужасное! Пч…лы выл…тают из гн…зда и нап…дают на мальчика. Бедный Р…стислав мгновенно сл…зает с дер…ва и бежит домой. Неудач…ный п….ход! 76 слов

Потерялись!

Вчера мы п…шли в п…ход. Перед нами ра(с,сс)т…лалась кр…сивая р…внина. Вокруг цв…ли неизвес…ные р…стения, пели птиц… . Сер…це зам…рало от восторга!
Вдруг нач…лась гр…за. Все поб…жали куда гл…за глядят и … пот…рялись. Где распол…гается наш лагерь? Пришлось пол…гаться на компас. Ок…залось, что никто не…умеет им пользоват…ся. Пол…жение безвыходное. Все стали предл…гать пути р…шения. Р…стислав взял ответственность на себя и вывел нас к лагерю. Ура! 64 слова

Текст составлен ……………………… Глебом

В походе

Всё лето мы с подругой пл…нировали поход с н….чёвкой в лесу. И вот мы с Катей на л…сной опушке. Лучики со…нца заг…рались в капельках р…сы. Мы распол…жились под пол…гом ветвей высокой ели. Катя разл…жила вещи, а я соб…ралась разж…гать к…стёр. Приг…товленная еда была необыкновенно вкус…ной. После завтрака мы выт…рли руки полотенцем и стали уб…рать за собой. Ведь в лесу должно быть чисто!
В поисках грибов и ягод мы заб…рались в овраги, где р…сли неизвес…ные нам р…стения. Мы не раз обж…гались о кр…пиву и очень устали. Разл. жили спальные мешки под первым же дер…вом и стали разг…варивать обо всём на свете. Ночь прошла спокойно. Ни ш…роха, ни ш…пота.
Солнце только нач…нало св…тить, и на утренней з…ре мы отравились в обратный путь. Такие походы запом…наются надолго! 125 слов

1. Внимательно прочитать задание;

2. Прочитать все слова;

3. Выделить корни;

4. Подобрать правила на каждый корень.

✍? Определяем корень слова

Что такое корень слова и как его определить?

Корень слова – это его главная значимая часть, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

Иными словами, корень слова – это неизменяемая общая часть родственных слов, в которой заключено лексическое значение.

1. Необходимо понять лексическое значение слова;

2. Найти как можно большее число слов, которые имеют одно значение и один корень (обычно, это другие части речи или формы слова);

Приведём пример: белый-беловатый-беленький

3. Требуется определить общую неизменную часть во всех этих словах, это и будет корнем.

В корнях с чередующимися гласными безударная гласная проверяется не ударением, а по особым пра%D 5D0лам. Эти корни можно объединить в четыре группы.

Необходимые теоретические материалы

ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ

Чередующиеся гласные, которые зависят от суффикса -А- или от последующих букв.

В корнях бир-бер, дир-дер, тир-тер, мир-мер, блист-блест, стил-стел, чит-чет, жиг-жег, ним-ня, мин-мя, чин-ча, жим-жа, клин-кля, пин-пя пишется И, если после корня стоит суффикс А.

Исключение составляют слова: Сочетание, Сочетать, Сочетаться.

В корнях кас-/кос-, лаг-/лож- пишется А, если после корня стоит суффикс А.

Например, касаться – коснуться, предлагать – предложить.

Исключением является слово: полог.

В корнях раст-/ращ-/рос- А пишется перед СТ и Щ, в остальных случаях пишется О. Например, растение – выращивать – вырос.

Исключением являются слова: росток, отрасль, подросток, ростовщик, Ростов, Ростислав.

В корнях скак-/скоч- буква А пишется перед К, буква О перед Ч.

Запомните правописание слов скачок, скачите.

Следующая группа – чередующиеся гласные, которые зависят от ударения.

В корнях гор-/гар- со значением “горение” под ударением пишется буква А, в безударном положении буква О.

Например: загар, загореть.

Запомните слова: пригарь, выгарки.

В корнях зор-/зар- под ударением пишется буква О: заря – зорька.

В корнях клон-/клан- без ударения пишется буква О: кланяться, поклон, поклониться.

В корнях твор-/твар- всегда пишется буква О, кроме слова утварь.

В корнях плав-/плов- всегда пишется буква А, кроме слов: пловец, пловцы, пловчиха.

И ещё одна группа – чередующиеся гласные, которые зависят от лексического значения корня.

Корень мак- имеет значение “опустить в жидкость” – макнуть перо.

Корень мок- имеет значение “стать мокрым, влажным” – вымокнуть под дождем.

Запомните слова: равнина, ровесник, подравняться, поравняться.

БЕЗУДАРНЫЕ ПРОВЕРЯЕМЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ

Безударные гласные корня проверяются ударением, то есть в неударяемом слоге пишется та же гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге однокоренного слова.

Пример проверяемых безударных гласных в корне слова:

скрипе́ть → скри́пуплотни́ть → пло́тный
грязну́ля → гря́зьзамеча́ть → заме́тить

Различайте слова по значению!

разряди́ть → разря́дкаразреди́ть → ре́дко
увяда́ть → увя́лувида́ть → ви́д
просвеща́ть → све́тпосвяща́ть → свя́то
умаля́ть → ма́лумоля́ть → мо́лит
примиря́ть → ми́рпримеря́ть → ме́ра

БЕЗУДАРНЫЕ НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ

Написание безударных гласных, которые не могут быть проверены ударением, определяется по орфографическому словарю.

Чередующиеся гласные в корне одна из сложных тем для запоминания из-за большого количества корней слова. Но для большинства случаев достаточно воспользоваться следующей таблицей, в которой корни классифицированы по условиям, влияющим на чередование гласной:

Гласная в корне

1 группа. Корни с четко регламентируемым выбором
написания гласной в безударном положении

  • -ГАР-/-ГОР — (значение: температура) Правило: без ударения О . Пример: загорелый. Омонимы: огорчить, гора.
  • -КЛАН-/-КЛОН — Правило: без ударения О . Пример: поклониться.
  • -ТВАР-/-ТВОР- (значение: создать) Правило: без ударения О . Пример: творение. Исключение: утварь . Омонимы: отварить (яйцо), отворить/ затворить (дверь). Примечание: Этимологически (исторически) в этих омонимах корень -вор- (воръ = ворота, забор). С течением времени самостоятельное значение корня перестало осознаваться и произошло переразложение морфем.
  • -ЗАР-/-ЗОР- Правило:без ударения А . Пример: озарение.
  • -ПЛАВ-/-ПЛОВ- Правило:без ударения А . Пример: сплавлять. Исключение: пловец, пловчиха.

2 группа. Корни, написание которых определяется
наличием последующего суффикса —А-

  • -КАС-/-КОС- (значение: дотрагиваться) Правило: есть суффикс -а-, пиши А, нет суффикса -а-, пиши О . Примеры: касаться, коснуться. Омонимы: косой (взгляд), косить (траву).
  • -БЕР-/-БИР — (значение: брать) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: соберу — собирать. Исключение: побирушка . Омонимы: беречь
  • -ДЕР-/-ДИР- (значение: драть) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: раздеру — раздирать. Омонимы: держать.
  • -ПЕР-/-ПИР- (значение: нажимать) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: подпереть — запирать. Омонимы: перочинный.
  • -МЕР-/-МИР- (значение: исчезать) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: умереть — замирать. Омонимы: мерять, мирить.
  • -ТЕР-/ТИР- (значение: тереть) Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: вытереть — растирать. Омонимы: терять (ключ), терпеть (боль).
  • -БЛЕСТ-/-БЛИСТ — (значение: сверкать) Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: блестеть — блистать.
  • -ЖЕГ-/-ЖИГ — (значение: огонь) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: зажёг — зажигать.
  • -СТЕЛ-/-СТИЛ- (значение: стелить) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: застелить — расстилать.
  • -ЧЕТ-/-ЧИТ- (значение: числа) Правило:Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: расчёт —рассчитывать. Корень -чит- (значение числа) всегда с приставкой с-. Исключение: сочетать, сочетание . Омоним: читать (книгу).
  • — А-(-Я-)/-ИН-(-ИМ-) Правило:Есть суффикс -а-, пиши ИМ или ИН. Примеры: поднять — поднимать.

3 группа. Корни с четко регламентируемым выбором
написания гласной в безударном положении

  • -ЛАГ-/-ЛОЖ- (значение: класть) Правило : перед Г пиши А, перед Ж пиши О . Примеры: излагать, изложить. Исключения: полог . Омонимы: наслаждение, ложный.
  • -РАСТ-/-РОС-/-РАЩ- (значение: увеличиваться) Правило:перед СТ и Щ пиши А, перед С пиши О . Примеры: растение, выращенный, выросли. Исключения: росток, на вырост, ростовщик, подростковый, отрасль . Омонимы: растаять, расстояние.
  • -СКАК-/-СКОЧ- правило: перед К пиши А, перед Ч пиши О . Примеры: скакать, выскочка. Исключения: скачок, скачу.

4 группа. Корни, в которых выбор гласной
зависит от значения слова в контексте

Пояснения и дополнения.

Иллюстративная таблица случаев чередования.

Чередующиеся гласные в корне

Читайте также: