Сочинение на тему трудовое воспитание

Обновлено: 05.07.2024

Высоко оценивая значение труда, великий русский педагог к.Д. Ушинский подчеркивал, что без определенной деятельности, без личного участия в каком либо труде, человек теряет не только физические силы, но и снижается его нравственность. Бездеятельность, по мнению Ушинского, является одной из причин хулиганства среди детей.

Полезный и посильный труд вызывает у детей большое нравственное удовлетворение, создает бодрое, жизнерадостное настроение. В труде рождаются и развиваются сознательность, любовь и уважение к трудящемуся человеку, в труде крепнет дружба. Только на основе общего туда создается, развивается и крепнет настоящий коллектив.

Трудовое воспитание способствует всестороннему развитию детей. Выполняя трудовые обязанности, преодолевая определенные трудности, ребенок становится более подвижным и ловким, более выносливым и терпеливым, наблюдательным, учится точно и быстро выполнять порученное дело. Человек, воспитанный в труде, никогда не растеряется в жизни, всегда сумеет побороть затруднения на своем пути.

Чрезвычайно важное значение имеет труд для правильного физического развития, укрепления и улучшения здоровья детей. Выполняя посильную работу, дети развиваются и крепнут, и их движения совершенствуются, при этом регулируется деятельность сердца, ускоряется кровообращение, создаются благоприятные условия для сна и отдыха.

Трудовое воспитание – одна из важнейших задач семьи. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми. В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость.

Участие в хозяйственно-бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Это способствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности, самостоятельности.

В семье ребенок слышит рассказы родителей о своем труде и производственной деятельности других людей. Это расширяет представления ребенка о труде взрослых, формирует интерес и уважение к нему. Некоторые родители, понимая, что ребенок дошкольного возраста должен посильно трудиться, не представляют, каковы его возможности, как сформировать у него трудовые навыки, как сделать выполнение им трудовых обязанностей систематическим, как с возрастом должны изменяться эти обязанности, руководство и контроль со стороны взрослых.

В трудовом воспитании важную роль играет привычка, которая вырабатывается в результате повседневно выполняемых действий. Если, например, дети привыкают убирать после себя посуду или заправлять утром свою постель, они будут это делать без лишних напоминаний, приказаний и угроз со стороны взрослых.

В трудовом воспитании важнейшее значение имеет пример взрослых. Правильно делают те родители, которые вместо надоедливых поручений на личном примере приучают детей к порядку, уважению к чужому труду, любви к работе, прививают им прочные трудовые навыки.

Неправильно поступают те, кто, заставляя девочек с раннего возраста убирать постель, мыть посуду, подметать пол, освобождают мальчиков от домашних забот, считая, что это – женское дело. В результате мальчики начинают с пренебрежением относиться к работе по дому. Свободное время они проводят на улице и избегают всего, что связано с домашним трудом.

Задача трудового воспитания детей в семье – приучить их к труду не зависимо от пола и возраста, научить каждого из них выполнять в семье посильную работу, прививая им нужные навыки. Детей необходимо обучать всякой работе. Отец и мать, которые растят белоручек, не приучают своих детей работать в домашнем хозяйстве (мол, сами научатся, когда станут взрослыми), - неправильно понимают любовь к ребенку. Любить детей - это не значит отстранять их от труда. По-настоящему любят своих детей те родители, которые заботятся о всесторонней подготовке их к жизни.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Педагогическая статья на тему: “Трудовое воспитание” Автор: Тимолянова Ольга Викторовна, учитель математики.

Место работы: МБОУ ТСШ №2, с. Топчиха Топчихинского района

Описание материала: Данная статья будет полезна всем родителям и учителям начальных классов, учителям среднего звена. Здесь говорится об актуальности данной темы, о способах привития любви к труду, о роли семьи в процессе трудового воспитания.

Цель: Формирование представления о значимости воспитания любви к труду у детей младшего школьного возраста.

– развивающая: развивать стремление к трудовому воспитанию, к сотрудничеству с детьми в труде;

– воспитательная: воспитывать интерес к общественно полезному труду.

Если человек с ранних лет усвоил привычку к труду, труд ему приятен. Если же у него этой привычки нет, то лень делает труд ненавистным.

Трудиться, выбрав дело по душе, для человека также естественно, как жить и дышать. И одно из главнейших качеств, которое мы должны воспитывать в наших детях, – это любовь к труду, уважение к людям

труда, готовность трудиться в любой сфере общественного производства. Труд должен стать жизненной потребностью будущего гражданина.

Как и любое другое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания – процессе сложном и многогранном. Личность человека неповторима в своей индивидуальности. Отсюда все трудности, но в этом и ключ к их пониманию.

Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности.

Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.

Простейшая трудовая операция производит серьезные изменении в психологии и физических способностях ребенка. Именно успех наполняет сердце ребенка радостью, вызывает прилив энергии, желание снова взяться за дело. Вот почему родители должны стремиться не просто привить трудовые навыки детям, но и следить, чтобы ребенок видел результат своего труда, пользу от него.

Желание повторить успех рождает потребность повторить в труде. С этого момента он работает по тому, что его не только вынуждают к труду внешние обстоятельства, а труд стал для него жизненной потребностью, удовлетворением его непосредственных влечений.

Посеешь поступок, пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер. А. С. Макаренко писал: “Я требую, чтобы детская жизнь была организована, как опыт, воспитывающий определенную группу привычек”. Он имел в виду выработать у человека такие формы поведения, чтобы в конкретных ситуациях у него возникла потребность поступить так, а не иначе.

Под группой “привычек” он подразумевал санитарно – гигиенические, нравственные, культуру поведения, привычные способы мышления, рассуждения и, наконец, трудовые привычки, т. е. привычное положительное отношение к любому трудовому усилию.

Между тягой к деятельности и трудолюбием дистанция большая и знака равенства между двумя этими понятиями ставить нельзя. Задача учителя состоит в том, чтобы эту природную склонность, которая является лишь предпосылкой трудолюбия, путем определенных педагогических мер преобразовать в одну из важнейших качеств личности.

Как это сделать? Пожалуй, воспитание привычки к труду – самое хлопотное дело, и пусть родители не ждут слишком быстрых и легких результатов. Во – первых, потому, что любовь к труду воспитывается только в труде, а во – вторых, потому, что всякий труд связан с преодолением неумений, с усилием, усталостью и напряжением.

Только преодолевая трудности и неумения, ребенок постепенно находит удовлетворение. Получилось! До сих пор не получалось, а теперь – получилось!

Приобретено еще одно умение. Это очень важный момент в эмоциональной жизни ребенка, который нельзя оставить без внимания.

Он радуется и сияет, предлагает окружающим разделить эту радость. Он впервые с удивление смотрит на свои руки, которые до сих пор умели только брать, а теперь научился что-то делать.

Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их готовить к будущей самостоятельной жизни.

Ведь любая трудовая операция, которая для взрослого человека является простой и несложной, требует от ребенка умственного напряжения.

Бытовой труд, формирующий трудовые привычки, ни в коем случае не должен носить в жизни эпизодический характер. Здесь необходима систематичность. У детей непременно должны быть постоянные обязанности.

Но если это сделает 8 летняя дочь, полезнее и важнее. Она гордиться своими умениями.

Необходимо закрепить в сознании ребенка, что учеба – труд, требующий волевых усилий, внимания, активности. Ребенок должен быть готов к тому, чтобы трудолюбие вообще перенести на основную ведущую деятельность – учебу.

Она возвращается домой, как обычно, в час пик. В переполненном автобусе ее толкают со всех сторон, держаться не за что и нечем: руки заняты сумками с продуктами. Она устала.

День был тяжелым.

“Боже мой!” – думает она. Сейчас отдохнуть бы, а дома столько дел. Завтра Танин день рождения. У Сережи в классе праздник, ему нужно подготовить нарядную одежду.

На ужин что – то приготовить, пирог испечь”.

Открывая ключом дверь, она слышит торопливый Сережин шепот: “Пришла”.

– Что они еще там затеяли, – думает она.

– Давай сумки! – Сережа забирает у нее тяжелые авоськи мчится с ними на кухню. Она машинально идет вслед за ними и останавливается на пороге кухни. Раковина сияет, посуда вся чистая.

На электрической плите булькает ее любимый борщ.

– Пойдем в комнату, – тянет ее за руку сын. Она идет в комнату. Полы вымыты, на столе – букет ромашек, вокруг ни пылинки, на тумбочке – подгоревший пирог, сработанный из полуфабриката кекса.

Сережина чистая форма висит на вешалке. Ее раздражение и усталость, как рукой сняло.

– Откуда вы знали, что нужно было делать?

– Секрет фирмы, – поспешно заявляет Сережа, делая Тане предостерегающий знак.

– Ну, правда, ребята? Вы что, телепаты?

Поздним вечером, когда Дети уже спали, она тихонько вошла к ним, нагнулась над кроватью дочери и осторожно подсовывает под подушку сверток – подарок ко дню рождения. Из – под подушки падает какая – то бумажка. Листок из блокнота.

На листке по пунктам переписано ее почерком, что ей нужно не забыть сегодня сделать. Это ее памятка.

– Секрет фирмы, – улыбается она. – Добрые вы мои телепаты.

Доброта, забота о человеке, потребность доставлять радость другим – вот что должно служить мотивом, побуждающим ребенка к труду.

Трудолюбие плюс доброта – тот удивительный комплекс, который поднимает человека на моральную высоту.

Сухомлинский, называя трудовое воспитание гармонией трех начал: надо, трудно и прекрасно – вложил в это определение глубочайший смысл.

Надо. Еще как. Просто необходимо.

Без любви к труду человек не может состояться, утвердиться как личность. Только трудолюбие и вместе с ним такие неотъемлемые качества, как целеустремленность, упорство, помогут ему в жизни добиться намеченной цели.

Трудно. Конечно. И родители должны быть к этому готовы.

Воспитание трудолюбия у ребенка потребует от нас настойчивости, колоссального терпения и времени. Ежедневно и ежечасно, в мелочах и в главном, личным примером проводить эту основную линию в воспитании нелегко.

Прекрасно. Да. Потому что ничто не дает человеку такого высокого морального удовлетворения, как сознание: трудности преодолены, цель достигнута.


Трудовое воспитание – это процесс организации и стимулирования трудовой деятельности учащихся, формирования у них трудовых умений и навыков.

Трудовое воспитание играет важную роль в жизни человека. Именно оно развивает в человеке нравственность, личность, коммуникабельность, а так же помогает выбрать профессию и выявить склонность к определенному виду трудовой деятельности. Благодаря этому у него формируется сила воли для преодоления трудностей, которые могут возникнуть как в трудовом процессе, так и в жизни.

Есть достаточно много примеров из литературы, на основе которых можно проследить последствия такого метода воспитания, в случае его злоупотребления и в случае его правильного использования.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что трудовое воспитание может, как и положительно, так и отрицательно сказаться на человеке. Самое главное именно то, чтобы родители правильно использовали данный метод воспитания, применяя его только в необходимые моменты, чтобы ребенок смог вырасти трудолюбивым человеком, который сможет преодолевать самостоятельно трудности, а так же чтобы работа не являлась большим страхом в его жизни.


-75%

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ДОКЛАД НА ТЕМУ

Высказывание о труде:

Труд является источником материального и духовного богатства общества. В процессе трудовой деятельности человек не только изменяет природу, но и изменяется сам. В труде происходит нравственное и идейное развитие человека.

Трудовая деятельность существенно влияет на формирование нравственных качеств личности, системы её взглядов на природу и общество.

Труд развивает умственные способности человека, именно в трудовой деятельности личность проявляет свою творческую активность, развивает и совершенствует творческие задатки. В процессе труда человек крепнет физически, развиваются умения и навыки.

Трудовое воспитание является составной частью воспитания личности и находится в тесной взаимосвязи со всем его содержанием, так как, формируя добросовестное отношение к труду у школьников, мы прививаем им ведущие нравственные качества.

Творческой разработке путей развития трудового воспитания в школе, методике организации детского труда серьёзное внимание уделяли Надежда Константиновна Крупская, Антон Семёнович Макаренко, Василий Александрович Сухомлинский. Они писали, что при целесообразном применении труд может стать рычагом развития детей. Для этого он должен заинтересовать детей, быть не только физическим, но и умственным; результат труда они должны понимать; надо, чтобы дети трудились не только в школе, но и за её пределами; труд для ребят должен быть посильным, творческим; непосильный труд воспитывает лодырей, людей, которые халатно относятся к своему труду.

В российских школах сложилась определённая система трудового воспитания подрастающего поколения, которая реализуется через непосредственный учебный, производственный и общественно полезный труд.

По мнению Константина Дмитриевича Ушинского, учебный труд едва ли не самый тяжелый для ребёнка, ведь он требует большого умственного напряжения, длителен и кропотлив. Но именно в процессе учебного труда воспитывается отношение к трудовой деятельности в целом.

Другой вид детского труда – производительный. Принцип соединения обучения с производительным трудом реализуется через работу школьника в лагерях труда и отдыха, учебно – производственных бригадах. Такой труд содействует формированию личности школьника в целом, поскольку его результаты идут на пользу всему обществу.

И третий вид детского труда – общественно полезный труд, который является основой всей системы трудового воспитания учащихся. Общественно полезный труд - это целенаправленная, планомерная, сознательная, добровольная деятельность, имеющая четко выраженную общественную значимость. В него вовлекаются все учащиеся. В процессе систематического общественно полезного труда формируются такие нравственные качества, как ответственность, бережное отношение к общественной собственности, дисциплинированность, творческая активность и самостоятельность. Главная отличительная черта общественно полезного труда заключается в том, что это труд, в котором проявляется забота каждого участника деятельности об окружающих людях, о школе, о пришкольной территории.

Наиболее простым и доступным видом общественного полезного труда является самообслуживание, домашнее и школьное. Если ребята приучены дома обслуживать себя, помогать членам семьи, то в школе учителю значительно легче организовать труд по самообслуживанию.

Школьное самообслуживание гораздо шире домашнего и направлено на обслуживание коллектива и самого себя: уборка помещений, ремонт наглядных пособий, библиотечных книг, дежурство в классе, в школе. В процессе самообслуживания у учащегося воспитывается чувства коллективизма, формируются прочные санитарно – гигиенические навыки. Школьники начинают ощущать себя хозяевами класса, организаторами своего совместного быта.

С первых дней поступления ребёнка в школу учитель вовлекает его в жизнь и дела нового коллектива. Простейшей формой такого включения ребят в коллективную деятельность является дежурство. В педагогической литературе оно рассматривается как составная общественно полезного труда по самообслуживанию, школьники при этом выступают в качестве организаторов порядка в классе, в школе. Дежурство можно считать и элементом школьного и классного самоопределения.

В общественно полезный труд включаются так же шефские работы (внутри школы и вне её) и общественная работа, связанная с выполнением разнообразных общественных поручений, закрепляющих у школьников такие нравственные понятия, как интерес, привычка и потребность общественной деятельности, целеустремлённость.

Чтобы трудовое воспитание в школе было полноценным, оно должно отвечать ряду условий:

Чем раньше ребёнок будет приобщен к труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание;

Трудовая деятельность детей должна иметь общественную значимость;

Радость доставляет только тот труд, который вызывает чувство усталости и утомления. Легкий труд не оказывает положительного воспитательного эффекта;

Контроль со стороны взрослых за трудом детей должен быть тактичным, поддерживающим уверенность ребёнка в своих силах;

Каждое трудовое задание должно заканчиваться полезным и по возможности видимым результатом;

В процессе трудовой деятельности учащиеся должны не только выполнять порученную им работу, но и учиться самостоятельно организовывать свой труд.

Специфика образа жизни сельского населения, непреходящей ценностью которой является труд на земле, занятость населения преимущественно сельскохозяйственным трудом всегда определяла потребность сельских детей в сельскохозяйственных знаниях и умениях. Наша школа имеет учебно –опытный участок площадью 12 соток, обучение и практические работы проводятся в 2 этапа : осенний и весенний период, а летом ребята проходят летнюю трудовую практику.

В программу обучения включено выращивание сельскохозяйственных культур, распространённых в нашей местности: картофель, свёкла, морковь, капуста. кабачки, томаты, огурцы и т.д. Выращенная продукция идет в школьную столовую, благодаря чему обеды для учащихся обходятся значительно дешевле.

К сожалению, в нашей работе немало трудностей и проблем. Совершенно ослабло влияние семьи на обучение школьников, все больше подростков не желает заниматься ручным трудом при изготовлении каких либо изделий, их аргумент – зачем делать, если всё можно купить. Летнюю трудовую практику из 91 – го учащегося 29 – не отработали (2-8классы).

Заглядывая в будущее, хочется видеть в нём заинтересованность государства в трудовом становлении подрастающего поколения, без которого немыслимо развитие страны. Задачи взрослых приобщить детей к труду, и уделять больше внимание к трудовому воспитанию.

Читайте также: