Сочинение на тему связь душевной жизни человека с жизнью природы в поэзии фета

Обновлено: 07.07.2024

Афанасия Афанасьевича Фета с полным правом можно назвать певцом природы. В пейзажной лирике он достиг блистательных художественных высот, подлинной реалистической глубины. Как ни один другой поэт, Фет обращает внимание на мельчайшие подробности жизни родной природы, в совершенстве владеет многоцветной кистью. Он описывает самые обыденные моменты в неподозреваемой красоте.

Фет строит картину мира, который он видит, осязает, слышит. И в этом мире все важно и значимо: и облака, и луна, и метель, и звезды. Каждое мимолетное явление имеет для него свое собственное значение, свою собственную красоту.

Не спрашивай: откуда появилась?

Здесь на цветок я легкий опустилась

Надолго ли, без цели, без усилья,

Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья

Лирический герой Фета способен к обостренному восприятию природы, он является частью ее, маленькой песчинкой в большом пространстве:

Я долго стоял неподвижно,

В далекие звезды вглядясь, -

Меж теми звездами и мною

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Какая-то связь родилась…

Природа в лирике Фета живет своей жизнью и показана в движении, в диалектике:

Растут, растут причудливые тени,

В одну сливаясь тень…

Уж позлатил последние ступени

Чувство природы у поэта носит универсальный характер: у него практически нет чисто пейзажной лирики. Фетовская природа тесно связана с душой человека, с его внутренними переживаниями. Поэт считает, что человек должен раствориться в природе, начать жить как она. Отсюда излюбленный прием Фета – психологический параллелизм.

Шепот, робкое дыханье,

Серебро и колыханье

Свет ночной, ночные тени,

Ряд волшебных изменений

В дымных тучках пурпур розы,

И лобзания, и слезы,

На первый взгляд, стихотворение кажется набором зрительных и слуховых впечатлений, однако в нем создана вполне конкретная и наполненная определенным содержанием картина. Читатель как бы присутствует при ночном свидании, которое происходит в саду, у ручья, ночью. Наверное, между влюбленными произошло объяснение, разрешившееся на рассвете слезами счастья и поцелуями.

Основная тематика всего творчества поэта затрагивает описание окружающей природы, в котором сквозит искренняя любовь литератора к родной земле.

Природа представляет собой для поэта средство выражения определенных лирических чувств: восторг, наслаждение, радость, счастье, при этом любовь поэта проявляется не к экзотической природе, а к обычному, тихому живому природному миру.

Своеобразием фетовского творчества является изображение воссоединения человека и природы, которое выражается поэтом в стремлении описания чувств и переживаний, наполняющих человеческую душу при встрече с прекрасным миром окружающей природа, поскольку лирический герой в произведениях сочинителя жаждет жизни в гармонии с окружающим миром.

Посредством описания природных сюжетов и различных времен года поэту удается передать человеческий эмоции, которые он непосредственно связывает с тем или иным состоянием окружающей природы. К примеру, изображая темное время суток, которое по продолжительности превышает дневные и светлые сутки, поэт акцентирует внимание на мрачность человеческих мыслей. Кроме того, поэту удается раскрыть взаимосвязь психологического и душевного состояния человека и природных изменений, поскольку, с его точки зрения, каждому времени года соответствуют определенные причина для душевных перемен.

Через описание окружающей природы поэт стремится к отражению собственного восприятия мира, мимолетных ощущений и настроения, которые возникают при созерцании природы. К примеру, в одном стихотворении поэта описываются наблюдения лирического героя, рисующего необычайные картины с перечислением услышанного и увиденного в природе.

Следует отметить, что самым главным чувством, описанным поэтом с помощью изображения окружающей природы, является любовь человека, при этом не только к женщине, но и к родине, матери, родной земле. Поэт выражает мнение, что влюбленный человек всегда ощущает взаимное понимание его чувств со стороны окружающей природы, которая его поддерживает и разделяет его эмоции. Именно поэтому во многих стихотворениях поэта присутствует образ весны, который он представляется в качестве обобщения душевного обновления, отказ от любых жизненных препятствий и трудностей. Например, появление в лесу первых ландышей представляется поэтом как чувство первой влюбленности молодого человека, характеризующегося различными эмоциональными гранями: и мучительными страданиями, и теплом, и нежностью.

2 вариант

Афанасия Фета считают поэтом, который мог одушевлять природу, описывать родную землю в мельчайших деталях. Природа присутствует в любом произведении автора. Писатель любил каждую былинку, дерево, цветочек, небо, солнышко.

Чудесная природа не могла оставить поэта равнодушным. Его душа была всегда открыта для прекрасного, а поэтические строки наполнены любовью к окружающему миру. Он показал тесную взаимосвязь человека и природы.

Чаще всего поэт описывает образ весны – обобщение обновления, отвержение всего, что мешает жить. Лирический герой в поэзиях Фета растворяется в природе. Утро, вечер, солнце – всё для поэта имеет свои эмоциональные оттенки. Афанасий Фет также обращается к образам природы, когда пишет про любовные переживания. Влюблённым всегда кажется, что природа понимает их чувства, поддерживает и разделяет.

Во всей пейзажной лирике Афанасий Фет изображает природу и человека в единении. Чтобы подтвердить свою мысль, поэт в большинстве своих произведений употребляет риторические вопросы. У него нет ни одного произведения, где бы не использовались точные метафоры и поразительные эпитеты. Эти тропы помогают показать связь человека и природы.

Таким образом, какое бы произведение Афанасия Фета читателю не захотелось прочесть, он обязательно сможет там проследить, какая неразрывная связь между человеком и природой.

Также читают:

Картинка к сочинению Человек и природа в лирике А. А. Фета

Популярные сегодня темы

У бедного дровосека было семеро сыновей. Самый младший имел очень маленький рост, потому его называли Мальчик с пальчик.

В восемнадцатом веке мы можем встретить множество выдающихся авторов, чьи произведения читают и учат наизусть. Один из них – Гавриил Романович Державин – поэт эпохи Просвещения, а также выдающийся государственный деятель

Творчество Фета знаменует новый этап в развитии русской романтической поэзии. В основе фетовской поэтики – особая философия, выражающая зримые и незримые связи человека и природы (циклы “Весна”, “Лето”, “Осень”, “Снега”, “Гадания”, “Вечера и ночи”, “Море”). Романтический герой Фета стремится слиться с запредельным.

Только жизнь в запредельном дает ему возможность пережить состояние абсолютной свободы. Но в это запредельное человека ведет природа. Растворяясь в природном мире, погружаясь в самые

Самый счастливый миг для него – ощущение полного слияния с природой: Целый день спят ночные цветы, Но лишь солнце за рощу зайдет, Раскрываются тихо листы, И я слышу, как сердце цветет. Цветение сердца – символ духовного соединения с природой (причем такого соединения, которое происходит как эстетическое переживание). Чем сильнее захватывает человека эстетическое переживание природы, тем дальше он уходит от реальности.

Такое раздвоение и есть художественное проявление романтического “двоемирия”.

начинает говорить на прекрасном языке природы: Но безмолвствует, пышно чиста, Молодая владычица сада: Только песне нужна красота, Красоте же и песен не надо. Обращениям к природе в лирике Фета нет конца: Распахни мне объятья твои, Густолистный, развесистый лес. Лирическому герою хочется соединиться в объятии с лесом для того, чтобы “сладко вздохнуть”. “Шепот, робкое дыханье…” Темы стихотворения: природа, любовь. Свидание в саду.

Таинственный полумрак. Безглагольность. “Музыка любви”.

Фет изображает не столько предметы, явления, сколько оттенки, тени, неопределенные эмоции. Любовная и пейзажная лирика сливаются в одно целое. Ключевые образы лирики Фета – “роза” и “соловей”. “Пурпур розы” в финале переходит в торжествующую “зарю”. Это символ света любви, восхода новой жизни – высшее выражение душевного подъема.

В стихотворении “Сияла ночь. Луной был полон сад…” соединены две основные темы Фета: любовь и искусство (музыка) – самое прекрасное в человеческой жизни. Звуковые повторы усиливают воздействие фетовского образа.

Аллитерация (н-л) создает звуковой образ, подчеркивает образ живописный. Сияла ночь. Луной был полон сад.

Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Стихотворение можно сравнить с пушкинским ” Я помню чудное мгновенье…”. Так же как и у Пушкина, в фетовском произведении две основные части: говорится о первой встрече с героиней и о второй. Правда, у Фета вторая встреча могла и не быть реальной, а только сильным и живым воспоминанием.

Годы, прошедшие после первой встречи, были днями одиночества и тоски: “И много лет прошло томительных и скучных”. Последние четыре строки – это смысловое, музыкальное завершение стихотворения.

У Фета финал очень значим. Выражается сила истинной любви и истинного искусства, которые поднимают его над временем и смертью: А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Ряд волшебных изменений
Милого лица.

Казалось бы, ничего необычного не может быть в описании зари, но Фет соединил этот пейзаж с чувствами влюблённых, которые и встречают восход:

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря.

Поэт очень тонко чувствует связь психологического состояния человека с изменениями в природе. В каждом времени года есть свой посыл для душевных перемен:

Но возрожденья весть живая
Уж есть в пролётных журавлях.

И потому приходят особые, весенние мысли:

Снова в сердце ничем не умеришь
До ланит восходящую кровь,
И душою подкупленной веришь,
Что, как мир, бесконечна любовь.

Песни-стихи рождаются невольно, ими переполняется душа:

Какая ночь! На всём какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!

Совсем иные чувства появляются в предчувствии, например, зимы:

Какая грусть! Конец аллеи
Опять с утра исчез в пыли,
Опять серебряные змеи
Через сугробы поползли.

Поэт отмечает мрачность мысли, которая соответствует тем сумеркам, когда тёмное время суток по продолжительности превышает день, свет:

И на душе не рассветает,
В ней тот же холод, что кругом.

И всё таинственней, безмерней
Их тень растёт, растёт, как сон;
Как тонко на заре вечерней
Их легкий очерк вознесён!

Эти легкие очертания деревьев в сумерках кажутся поэту волшебными, одухотворёнными, ведь деревья, по его мнению, чувствуют вечность жизни – на земле и на небе. Философская тема Земли и Неба отражена в стремлении ввысь, в желании испытать полноту жизни, и в том, что можно понежиться под солнышком, и в том, что после заката появляется устремлённость к звёздам:

Как будто, чуя жизнь двойную
И ей овеяны вдвойне, –
И землю чувствуют родную,
И в небо просятся оне.

. лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой.

Дорогая Зоя,
Очень давно от Вас ничего не было слышно!
Надеюсь, все хорошо.
Хотела Вас поздравить с Днем учителя -
неутомимого труженика на ниве народного образования)))!
И пожелать Вам самого-самого доброго.
P.S. Вам не хотелось бы заглянуть ко мне и прочитать
новое эссе о Смердякове Достоевского "Вынести себя - нет сил"?
Мне всегда интересно Ваше мнение.

С искренним уважением,

Спасибо, Леночка!
С Днём учителя и Вас!
Счастья, здоровья, благополучия и удачи!

Обязательно почитаю, напишу потом.
Всего наилучшего!
С теплом и уважением

А Ваша работа, как всегда, заслуживает и внимания, и высокой оценки.
Всего доброго, Лена.

Дорогая Зоя,
Спасибо большое, что Вы прочитали и поделились со мной Вашими мыслями.
Поделюсь и я с Вами своими мыслями. Но только заранее чувствую, что как бы не смею говорить о христианстве и православной церкви в силу того, что стою я только на пороге, но благодарна уже и за это.
Да весь "бунт" Ивана (не Смердякова!) Достоевского именно о том, что не может он смириться с несправедливостью этого мира, который "лежит во зле". Но веди Сам Господь отдает на смерть и муки своего единородного Сына. Даже Христос на кресте перед смертью "возопил громким голосом: "Боже Мой,Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?"(Евангелие от Матфея, 27.46)
Этот мир и мы в этом мире - это СТРАШНАЯ ТАЙНА, и уж, конечно, она так просто логически не решается - "покаялся" - "спасёшься", а главное, - "будешь жить хорошо". Ходишь в церковь - значит всё в твоей жизни будет "отлично".
Этот мир давно отпал от Бога и мы в нём. Но Господь, всё равно присутствует в нашей жизни, и спасает нас. Но только это вопрос Веры, а не логики и математики.
Зоя, простите, но я чувствую, когда пишу это, то превышаю свою МЕРУ. Поэтому хотелось бы замолчать.
Недавно я закончила книгу Юрия Лощица "Дмитрий Донской".
Меня просто потрясло описание Куликовской битвы, через какие муки и сомнения прошел святой князь Дмитрий Донской и русские люди того времени. Сколько сил отдал Преподобный Сергий Радонежский, чтобы смирить распри между русскими князьями и вдохновить их на служение Руси. Книга написана на основе документов и автор очень осторожно работает с историческими источниками. Когда я читала её, то даже плакала, так это всё близко и созвучно нашему времени. Очень рекомендую.
Ещё раз простите и спасибо за разговор.
С искренним уважением,
Лена

Спасибо, Лена!
Каждый по-своему прав.
Главное - жить по христианским законам,
стремиться к справедливости, делать добро и не делать зла.
Всего Вам наилучшего!

Читайте также: