Сочинение на тему смысл названия романа

Обновлено: 02.07.2024

Особое место отводится названию романа. Изначально оно подсказывает, что речь пойдет о конфликте двух поколений и противоречиях между ними. На самом деле, таким названием автор хотел передать более глубокий смысл. Отцы и дети – это не только родители и их потомки. Это зрелые люди, живущие мыслями прошлого поколения и либерально-демократическая молодежь, пришедшая разрушить их консервативное мышление. Сам писатель себя не относил к консерваторам, либо к революционерам-разночинцам. Он не любил крепостное право и стоял ближе к либералам. В своем романе он старался как можно лучше отразить определенный этап в истории России, рассматривая насущные события.

Прочитав роман, можно сделать вывод, что автор по-своему симпатизирует Базарову. Это заметно по малым спорам и крупным конфликтам, в которых он всегда выходит победителем. Более того, нередко показана его сила воли, моральное превосходство и принципиальная убежденность в правоте. В конце романа героя настигла смерть. По сюжету романа это обычная случайность, а, по мнению Тургенева – нет. Таким развитием сюжета автор хотел показать, что людям сродни Базарову, пока нет места в обществе. В частности они преждевременны для России и им не находится настоящего дела. Велика заслуга самого писателя в том, что он сумел мастерски показать дух эпохи и сложившийся конфликт между демократами с консерваторами.

Вариант II

26 предложений/ 424 слова

Название романа красноречиво дает нам понять, что речь пойдет об извечном конфликте между старшим и младшим поколением. Однако конфликт, который описан Тургеневым, не задевает отношений Базарова с его собственными родителями, или Аркадия Кирсанова с его отцом. Противником идей новоявленного нигилиста выступает Павел Петрович Кирсанов - истинный аристократ и человек, переживший в своей жизни сильное любовное потрясение. Базаров уверен, что любовь это не главное в жизни.

Во время дуэли он слегка ранит Павла Петровича, а затем сам же подает ему руку помощи. Это и есть его способ показать свое превосходство над теми, кто с ним не согласен. На самом деле, Базаров глубоко несчастный человек, обреченный на одиночество из-за своего противоречивого характера. Еще одно идейное поражение ожидало его на личном поприще, когда узнав поближе Одинцову и убедившись в ее благосклонном отношении, он оттолкнул ее и решил прекратить отношения.

Павел Петрович, в свою очередь, уехал в Дрезден и продолжал жить в одиночестве, не изменяя своим аристократическим манерам. Кирсановы отец и сын женились на любимых женщинах и жили душа в душу, занимаясь хозяйственными делами. Для них смерть Базарова тоже была неожиданным ударом, но мало повлияла на привычный ход жизни.

Вариант 1

Герой описывается автором в одно и то же время похожим, непохожим на остальных сверстников. В Печорине как будто переплетается пара начал, пара личностей. Первая эгоистична, полна только любовью к себе и корыстью. А вторая не только неустанно борется за нравственность и справедливость, но и воспринимает действительность без особых прикрас.

Так почему роман имеет такое название? Какой в нем смысл? Ведь герой, по определению, должен всегда быть добрым, справедливым и готовым к самопожертвованию. Но в романе все совершенно не так. Игра слов помогает Лермонтову показать читателям, что в действительности немного людей, которые все-таки достойны высокого звания героя.

Общество окончательно испортило подрастающую молодежь: героизм ей не интересен. Новое поколение отличается от предыдущего безжалостностью и скупостью, желчью и честолюбием. Да, Печорин, довольно эгоистичен, но его не отпускают муки совести, но если бы он жил в другую эпоху, то, был бы совершенно другим человеком.

Вариант 2

В середине XIX века власть не позволяла людям иметь свое слово. Любое проявление свободомыслия подавлялось. А люди еще помнили судьбу участников декабрьского восстания. Кого-то казнили, кого-то отправили в ссылку. Народ не желал себе такой судьбы. Этот страх заставлял людей жить покорно и не показывать своего недовольства властью. В итоге в стране появилось много молодых, талантливых людей, которые не могли найти свое место в таких условиях.

Таковым являлся герой романа Печорин. Имея талант, он не может найти ему применение. У Печорина очень сложный характер. Он сам признает двойственность своей личности. Одна сторона совершает гадкие поступки, другая понимает, что это неправильно и ругает первую. Он вынужден был стать скрытным, злопамятным и жадным. Возможно он хотел быть другим, но власть не дает ни единого шанса для проявления человечности. Описание характера и поступков Печорина – это есть отражение всего поколения,”его пороки, в полном их развитии”, – так писал М.Ю. Лермонтов о своем романе. Такими становятся самые лучшие и воспитанные люди под влиянием общественной обстановки.

Само время сделало из способной молодежи жалкое поколение, которое не способно на проявление сострадания и щедрость. Героизм перестал интересовать молодежь того времени. Они не хотят дарить людям добро, а думают только о своих потребностях. Желчные и честолюбивые эгоисты. Они не виноваты в этом. Их вынуждают жить по таким законам. Власть диктует правила. Люди становятся господами или рабами, притесняющими или притесняемыми.

Дополнительные материалы для сочинения

При этом в современном литературоведении существует несколько версий происхождения названия романа и того смысла, который вложил в него автор. Кратко рассмотрим их.

Классическая версия происхождения названия романа

Произведение Мюссе рассказывало о судьбе молодого человека, который в исповедальной форме признавался в своих пороках, недостатках и рассказывал о событиях своей жизни, которые не могли вызвать уважения у окружающих.

Фактически, этот роман свидетельствовал о закате эпохи романтизма. В центре повествования стояла личность, ее внутренние переживания, однако они были ни прекрасными, ни возвышенными, а свидетельствовали о глубокой внутренней травме главного героя и невозможности для человека преодолеть собственные недостатки.

Лермонтов продолжил развитие русского реализма, противопоставив его романтизму, со свойственной этому литературному направлению верой в личность, в чистоту ее помыслов и стремлений.

Иные версии происхождения названия романа и смысла его названия

К числу последних читателей произведения принадлежал известный русский критик В.Г. Белинский. Он увидел в названии романа М.Ю. Лермонтова глубокую истинность, понимание законов развития человеческого общества и знание глубин человечной психики. Белинский высоко оценил произведение автора, посчитав, что тот отразил в нем душевные метания всего своего поколения – людей образованный и умных, не лишенных зачатков лучших человеческих добродетелей, но не знающих, чем занять себя, не понимающих законов бытия и не могущих постигнуть смысла своей жизни.

Белинский рассматривал название романа достаточно широко: как произведение о герое для всего общества, которого, по сути нет (ведь Печорин не может быть предметом для подражания), и как историю о поиске настоящего героя.
Поэтому гениальный критик в своей статье, посвященной роману, предрекал сочинению М.Ю. Лермонтова блестящее будущее, ведь проблема поиска героя своего времени всегда будет стоять перед людьми самых разных общественных эпох.

Основным персонажем произведения, помимо ключевых героев Петра Гринева и Емельяна Пугачева, является Мария Ивановна Миронова, представленная писателем в образе обычной, но благоразумной, чувствительной девушки, дочери офицера, служащего в чине капитана.

Название повести писатель посвящает именно главной героине, поскольку общая концепция произведения состоит в авторском замысле о раскрытии образа положительного героя, описанного как обычный человек, проявляющий в определенных жизненных ситуациях героические личностные черты, позволяющие победить трудные обстоятельства.

Автор представляет Машу Миронову в качестве спокойной, решительной девушки, осознающей свою внутреннюю правоту, способную внутренней душевной силой, нравственным обаянием побеждать и покорять окружающих людей. Именно поэтому капитанская дочка является главным персонажем повести, подтверждающим авторский идеал русских женщин, скромных, робких, но сильных духом.

Эпиграф, предшествующий повествованию повести о сохранении чести с молодых лет, передает характерные черты героини, на долю которой выпадают тяжелые испытания, но при этом она сохраняет собственное достоинство и честь, поскольку имеет надлежащее родительское воспитание и твердо помнит отцовский наказ. Данный завет, в соответствии с которым живет Мария, является основным лейтмотивом всего произведения.

В судьбе Маши Мироновой оказывается немало невзгод в виде погибших во время крестьянского восстания на ее глазах родителей, жестокости предателя Швабрина, угрожающего голодом в случае ее отказа от брака с ним, возможной гибели любимого мужчины, но, несмотря на все трудности, девушка с честью и достоинством выдерживает суровые жизненные обстоятельства и в конечном итоге получает императорское помилование для Петра Гринева.

Писатель демонстрирует в образе героини повести человека с врожденными чувствами долга, чести, совести, способного ради жизни любимого мужчины на любые героические подвиги и поступки, полностью исполняя родительское напутствие о том, что честь необходимо беречь смолоду.

Названием повести автор, явно симпатизируя главной героине, показывает собранные и воплощенные в образе Маши Мироновой лучшие ценные черты истинной русской женщины, отличающейся высокой нравственностью, чистотой, честными, благородными, душевными порывами, передавая семейную теплоту взаимоотношений близких людей, сочетающуюся с патриотическими чувствами.

Как и главный герой Гринёв, так и Маша на протяжении романа становится настоящей личностью, с положительными качествами характера. Маша как истинная дочь любит и уважает своих родителей, также она не может перечить воле родителей Петра, которые отказываются дать согласие на брак их сына, мирно соглашается с ними. В дальнейшем родители Петра принимают Машу с искренним радушием, они видят в ней благородную девушку, несчастную сироту.

В своей любви к Петру Маша раскрывается как верная спутница. Она искренне любит Гринёва, она готова отказаться от брака с ним, лишь бы Пётр не перечил воле своих родителей, лишь бы он был счастлив, пусть даже не с ней.

Силу и смелость своего характера Маша раскрывает в эпизоде её поездки в Петербург к Екатерине II. Перед читателем предстаёт новая Маша, решительная, готовая спасти своего возлюбленного, оправдать его в глазах самой императрицы. Настоящие чувства, неподдельная любовь, искренние эмоции убеждают императрицу в невиновности Петра. Тем самым скромная Маша спасает Гринёва.

Маша Миронова – идеальная героиня А. С. Пушкина, которой он восхищается, в честь которой был назван его роман.

Смысл названия произведения Капитанская дочка

В романе описаны реальные исторические события. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва. Попытка крестьян силой свергнуть существующую власть.

Главный герой романа – молодой офицер Пётр Гринёв, назначенный служить в отдалённый гарнизон — Белогорскую крепость. Воспитанный в лучших традициях русского дворянства. Славные представители которого, верой и правдой служили Отечеству. Одним из таких был отец Петра.

Благословляя сына на службу в дальнюю сторону, он даёт свой отцовский наказ о том, что честь надо беречь смолоду. Пётр на всю жизнь запомнил эти слова. И старался следовать им во всех жизненных ситуациях. Ни разу не отступив от них.

Имея в себе прочный жизненный стержень, Пётр и девушку выбирает под стать себе. Маша живёт по тем же правилам, что и он. Она не сломалась, перенеся смерть родителей, убитых на её глазах.

С виду тихая, кроткая девушка обладает характером и силой. Ради своего любимого она решается на отчаянный шаг – пасть в ноги императрице. Она рассказывает ей правдивую историю Петра Гринёва. И эта властная женщина, одним взмахом руки решающая судьбы людей и страны, милует его.

Возможно, она, глядя на Машу, вспомнила себя юную и молодую. Такую же чистую, честную, смелую, которая ради любимого готова на многое. Она ведь тоже когда-то полюбила своего мужчину. Она не стала лишать девушку последней родной души. Ведь у Маши кроме Петра никого нет.

Родители за всё время богатства не нажили, хотя отец – командир гарнизона. Живут скромно, в услужении только местная девушка. У Маши даже приданого нет. Но у неё есть такое приданное, которого нет у многих девушек из богатых семей. Это её душа, её преданное сердце, её характер.

С точно такой же настойчивостью русские женщины будут добиваться аудиенции у царя. И разрешения поехать в Сибирь за своими мужьями-декабристами.

Почему произведение называется так?

Капитанская дочка — смысл названия

Свободно жить, будучи не обремененными налогами, эти люди не могли. Причиной тому было распределение земель между вотчинниками, помещиками, государством, при котором не учитывалась потребность крестьян в собственных землях для ведения подсобного хозяйства. Пошло разделение крестьян на владельческих и черносошных.

Вторые проживали на землях, принадлежавших государству. Будучи формально свободными, они все равно были обязаны работать на государство. Выполняли такую повинность, как тягло, несли службу в войсках. В случае Пугачева, когда он хотел уйти в отставку, ему не дали этого сделать, что послужило толчком к внутреннему бунту, который впоследствии вылился в казаче — крестьянское восстание. Оно было подавлено властями и теми, кто даже в чем — то сочувствовал восставшим и понимал их, но были верны своей присяге: это и комендант Белогорской крепости — отец Маши и Петр Гринев, ее возлюбленный. Они быстро почувствовали симпатию друг к другу, так как были людьми одного и того же воспитания в духе чести, преданности и долга. У обоих был жизненный стержень.

Петр и Маша были влюблены по — настоящему, не на словах, а на деле. Доказательством тому служит тот факт, что кроткая девушка, обладая стойким характером и силой воли, ради своего любимого решается на рискованный шаг – просить помилование для своего любимого. Царица могла рассердится и приказать казнить обоих, но Маша не думает о себе, все ее мысли заняты спасением любимого человека, обвиненного в сговоре с мятежником Пугачёвым. Екатерина вторая не стала лишать девушку родной души, ведь у нее, кроме Петра, никого нет. Ее отец погиб, защищая крепость.

Другие сочинения: ← Критика о произведении Дубровский↑ ПушкинИван Петрович Берестов в повести Барышня-крестьянка →

Это произведение написано от имени молодого человека, оказавшегося по долгу службы в одной из оренбургских крепостей, где он познакомился с семьей начальника крепости — капитана Миронова и его дочерью. И так случилось, что, не имея вокруг иных объектов для обожания (откуда же взяться девушкам в военной крепости), Петр Андреевич Гринев подружился с Машей, дочерью капитана Миронова.

С момента появления Гринева в крепости и до последней страницы практически все события в той или иной мере связаны с Машей, вращаются вокруг нее.

Сначала к Гриневу приходит Швабрин, и как бы между делом говорит о капитанской дочке всякие гадости. Далее следует увлечение Гринева литературой, его стихотворение, в котором он упоминает Машу. Дуэль, состоявшаяся между Гриневым и Швабриным из-за этого стихотворения, и из-за того что Гринев вступился за честь любимой девушки.

Затем Маша ухаживает за раненным Петром Андреевичем. Письма, отправленные отцу Гринева, и ответ от него, тоже в той или иной степени касаются этой девушки. Разозленный безумным поведением сына, отец отказал ему в разрешении на брак. А Маша категорически отказалась выходить замуж без родительского благословения Гриневых. Этот факт свидетельствует в пользу Маши, говорит о нравственной чистоте нашей героини.

Затем происходит захват крепости. Все события в крепости, смерть родителей настолько расстроили Марию Ивановну, что она слегла с горячкой. Добрая жена священника, рискуя жизнью, взяла на себя заботу о ней. Да шустрая крепостная девка Палашка не покидала свою хозяйку, была с ней рядом.

Больная Маша оставалась в крепости, в которой начальником был назначен Швабрин. Когда Маша стала немного поправляться, Швабрин пытался угрозами, запугиванием склонить Марью Ивановну на брак. Но скромная и робкая девушка тут проявила удивительное мужество и стойкость. Она была готова умереть, но лишь бы не выходить за Швабрина замуж. Палашка нашла человека, чтобы передать Петру Андреевичу письмо от Маши. Гринев обратился за помощью к Пугачеву. Таким образом, эпизод встречи Гринева с предводителем разбойников тоже состоялся ради капитанской дочки.

Эта встреча оказалась спасительной для молодого Гринева. Он был освобожден из заточения, вышел в отставку, вернулся в имение отца и женился на Марии Ивановне.

Таким образом, все события, описанные в этом произведении, в той или иной степени связаны с Марией Ивановной. Наряду с главным героем и рассказчиком этого произведения, Маша Миронова является героиней первого плана. Поэтому Пушкин и дал этому произведению такое название.

Значимость образа Маши Мироновой объясняется и сюжетом художественного текста. О.Я. Поволоцкая писала:

Любовный треугольник, центром которого является Маша Миронова, становится двигателем сюжета и помогает Пушкину раскрыть характеры Гринёва и Швабрина.

Автор: Ксения Яблокова

Сочинение капитанская дочка на тему смысл названия романа

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение на тему СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РОМАНА.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


М. А. ШОЛОХОВА "ТИХИЙ ДОН" "Ой ты, нала батюшка, тихий Дон!" - так в своих песнях обращаются к великой реке донские казаки. Хотя от Днепра и Терека до Яика и Амура раскидало казачество хутора за свою многовековую историю (с 1549 г. упоминаются в летописи "казаки"), для всякого русского человека с судьбой и укладом казаков неразделимо связана именно эта река. Удивительно ли, что, взявшись за роман о донском казачестве, М. Шолохов первоначально дал ему имя "Донщина", однако с расширением замысла изменил и название своей главной книги: "Тихий Дон". На первый взгляд простое, это название вобрало в себя все смысловое богатство грандиозного романа-эпопеи, стало поистине символом судьбы лихих донцев. А так как всякий символ имеет бесконечное число значений, смысл названия этого романа невозможно объяснить в двух-трех словах. Так уж сложилось исторически, что изначально казаки были только независимыми, свободолюбивыми воинами, которые селились по окраинам русских земель, защищались от набегов кочевников, промышляли набегами на чужие пределы; по сути дела, они на Руси несли пограничную службу. Земли же попадались все богатые, а боевыми трофеями и даже разбоями не всегда разживешься: ненадежное это дело да и опасное. Короче, преодолевая устоявшиеся обычаи и даже запреты, стали казаки в свободное от военных действий время сеять хлеб. Так что у всякого казака было сразу как бы две ипостаси: казак-воин проходил военные сборы, добывал славу в походах; казак-земледелец сеял, пахал, растил детей. Донское казачество не было в этом исключением. Земля на Дону, особенно нижнем, жирная, богатая; говорят, воткни в нее палку - прорастет. Да и нет в ней особого дефицита: бескрайни донские степи. "Степь-матушка, Дон-батюшка" - так называли их казаки, кормильцем величали тихий Дон. И впрямь: оплодотворят щедрые воды Дона степь, и родит она богатый урожай на радость казакам и в прибыток их хозяйствам. Потому и располагаются казачьи хутора по берегам могучей реки: тут тебе и столь необходимая всякому земледельцу вода, и рыба водится в изобилии, да и водный путь гладок да широк. На донском берегу расположился и хутор Татарский станицы Вешенской: "Мелеховский двор - на самом краю хутора. Воротца со скотиньего база ведут на север к Дону. Крутой восьмисаженный спуск меж замшелых в прозелени меловых глыб, и вот берег: перламутровая россыпь ракушек, серая изломистая кайма нацелован-ной волнами гальки и дальше - перекипающее под ветром вороненой рябью стремя Дона" - так начинается роман М. Шолохова. Размеренная жизнь земледельца чем-то напоминает течение реки: течет вода - идет время, немудреные события казачьей жизни сменяют одно другое: пахота, посев, покос, жатва. Но как неизменны речные берега, так неизменна в основе своей и жизнь на лоне природы: за зимой приходит весна, за жатвой - пахота. Природное время циклично, течет по кругу; оно опровергает известный афоризм древнего мудреца: мол, нельзя в одну реку войти дважды. Проходит вода, но сама река пребывает вечно. Где бы ни странствовал донской казак, по возвращении первым его встретит Дон-батюшка, по прежнему полноводный и тихий: "Бывало, отслужат казаки в Атаманском полку сроки, - снаряжают их к отправке по домам. Грузят сундуки, именье свое, коней. Эшелон идет, и вот под Воронежем, где первый раз приходится переезжать через Дон, машинист, какой ведет поезд, дает тихий ход, - самый что ни на есть тихий. он уже знает, в чем дело. Только что поезд выберется на мост, - батюшки мои. что тут начинается! Казаки прямо бесятся: "Дон! Дон наш! Тихий Дон! Отец родимый, кормилец! Ур-р-ра-а-а-а!" - из окны кидают, с моста прямо в воду, через железный переплет, фуражки, шинелях старые, шаровары, наволоки, рубахи, разную мелочь. Дарят Дону, возвертаясь со службы. Бывалоча глянешь, - а по воде голубые атаманские фуражки, как лебедя али цветки, плывут. Издавна такой обычай повелся". (Кн. II, ч. V, гл. X.) Циклично природное время; циклична и сама жизнь казака-землепашца, жизнь в целом: вроде бы всего раз рождается, раз умирает человек - да не раз, с рождением ребенка начинается новый круг его существования. Человек смертен лишь сам по себе - в роду, в своих детях он продолжает себя, обретает бессмертие. Поэтому так много места уделяет Шолохов истории казачьих родов: Мелеховых, Коршуновых, Листницких, поэтому так важно для писателя, крепок ли род героя, не лягут ли грехи отцов на плечи детей, как всю жизнь поломало Аксинье двойное преступление, совершенное ее родными. Не зная значения для казака семьи, рода, трудно объяснить слова автора: "Отсюда и повелись в хуторе горбоносые, диковато-красивые казаки Мелеховы, а по-уличному - Турки". Вроде бы, кроме Пантелея Прокофьевича и Григория, ну может, еще Дуняши, и нет пока "турок" в Татарском, да не ошибка это Шолохова: о том, что вопреки всему не пресекся род Мелеховых, говорит писатель, и последние строки романа разъясняют эту загадочную фразу. Циклична жизнь казака-землепашца, да не скажешь того про казака-воина. Историческое время вламывается в его хутор, срывает его с родных мест и ведет на войну. Не отсидеться казаку на печи, потому что с малых лет приучен он к седлу и шашке, вспоен рассказами о боевых доблестях донцев, за оскорбление почтет отвод от воинской службы, тем более тогда, когда враг топчет родимую землю. И вот уже мерится жизнь казака не сменой времен года, а учениями да походами, сражениями да подвигами: линейно историческое время, нет в нем повторений, не важно ему, зима ли, весна на дворе. Иным значением теперь наполняется заглавие романа: не река Дон, а земля Донщины, издавна заселенная казаками, имеется в виду, и от веку нет покоя этой земле. "Тихий Дон" тогда - оксюморон, взаимопротиворечивое сочетание слов. О том и старинные казачьи песни сложены, песни, взятые Шолоховым эпиграфом к роману: Не сохами-то славная землюшка наша распахана. Распахана наша землюшка лошадиными копытами, А засеяна славная землюшка казацкими головами, крашен-то наш тихий Дон молодыми вдовами, Цветет наш батюшка тихий Дон сиротами, Наполнена волна в тихом Дону отцовскими, материнскими слезами. Не тихий буйный Дон в романе Шолохова: идет братоубийственная война, льется кровь, один за другим гибнут казачьи роды. Как и в старинной песне, бьются казаки за родную землю, щедро поливают собственной и чужой кровью, да что на той крови вырастет? Не тем вспахивают казаки степь, не тем ее засевают; страшные урожаи соберут потом матери да вдовы. Не щадит свирепый XX век донских земель: ворвался в каждую станицу, каждый курень, и вот уже, возвращаясь домой, не находят казаки свой дом прежним: семь человек родных недосчитался Григорий к моменту своего последнего возвращения в Татарский, навсегда пресекся род Листницких, дотла сожжены курени и "белого" Коршунова, и "красного" Кошевого. Лишь внешне спокоен "тихий Дон", никогда не знавший покоя, но в XX век - красный от пролитой крови, соленый от вдовьих и материнских слез: Речь возговорит славный тихий Дон: "Уж как то мне все мутну не быть, Распустил я своих ясных соколов, Ясных соколов - донских казаков. Размываются без них мои крутые бережки, Высыпаются без них косы желтым песком". Но как ввек не иссякнуть щедрому потоку тихого Дона, так не пресечься и донскому казачеству: многие сложили в бескрайних придонских степях головы, многие покалечены и телесно, и духовно войной, но не убита в казаках воля к жизни. И вот женится, не дождавшись конца войны, Кошевой: хоть и не самый путевый он из казаков, да жена ему досталась отменная, крепкой мелеховской породы. Вот возвращается ранним мартом домой Григорий, возвращается и понимает, что удержало его на этой земле: "Что ж, вот и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына. Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром". Замкнулся великий круг великого романа, возвратился главный герой туда, откуда начал он свой трагический путь, вернулся ранней весной, когда тает первый лед и природа уже готова вновь расцвести, словно бы в первый раз. Носила Григория история по своим полям, ломала судьба, пытаясь вырвать с корнями из этой земли, навсегда лишить казака родины, да Мелехов не Митька Коршунов: не сломать его, не оборвать ниточек, связывающих его с Доном, с его бескрайними степями. Возвращаются понемногу с войны сыны великой реки, возвращаются, чтобы жить на этой земле. А там, где лед отошел от берега, видно, как тихий Дон катит свои живые воды в вечность свидетелем или участником описываемых событий, входит в образную систему произведения как ее составная часть, выступает как индивидуальный человеческий характер, как мыслящая личность со своими стремлениями, своим отношением к людям, своей особой судьбой ("Колымские рассказы" В. Т. Шаламова). "Образ автора" может быть относительно далеким от "образа рассказчика" ("После бала" Л. В. Толстого) или же "образ рассказчика" может быть тесно связан с "образом автора", родствен ему ("Матренин двор" А. И. Солженицына, где главная героиня раскрывается не только через восприятие рассказчика-постояльца и не только через личное отношение к ней, но и через участие Матрены в происходящих событиях, в описании которых слышится голос автора). В работе над типом сочинения-характеристики поступающий должен выделить прежде всего нравственную позицию автора в его оценке героев. Эту свою позицию (приятие или неприятие каких-либо сторон жизни, особенностей человека) писатель защищает, стремясь сделать читателя активным сторонником своих идеалов. Именно авторское присутствие (в любой форме) всегда ощущается вдумчивым читателем, что позволяет ему верно оценить содержание произведения (его тематику, проблематику, главную мысль), действующих лиц. Приводим образец усложненного варианта типа сочинения-характеристики на тему

Сочинение на тему СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РОМАНА Стр. 1

Сочинение на тему СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РОМАНА Стр. 2

Сочинение на тему СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РОМАНА Стр. 3

Сочинение на тему СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РОМАНА Стр. 4

Читайте также: