Сочинение на тему символизм

Обновлено: 05.07.2024

Символы и символизм в мировой и отечественной литературе

Словом "Симболон" (то есть "знак признания") в Древней Греции называли разломанную пополам палочку. Когда люди, связанные определенными отношениями или соглашением, надолго разъезжались, то ломали палочку пополам; каждый брал себе одну половину, а когда через много лет они сами, измененные внешне до неузнаваемости, или же их наследники, встречались для установления личности, то составляли обе половинки разломанной палочки: если они идеально совпадали, значит, они были действительно теми людьми, за которых себя выдавали.

В современности теоретики и критики искусства активно пользовались термином символ, называя им определенные художественные средства. В художественной литературе, где, как известно, орудием художника есть слово, символом стали называть один из разновидностей тропу (слова в косвенном смысле). В отличие от метафоры (средство перенесения значения с одного предмета или явления на другой по похожим признакам), метонимии (перенос по смежности), синекдохи (перенос по количеству), иронии (перенос по противоположности), символ имеет расширенное, отвлеченное (по сравнению с его прямым значением).

От аллегории символ отличается многозначностью. И все же пределы толкования символа более или менее определенны: как в пластических искусствах (Живопись, скульптура, архитектура), так и в литературе, символы сохраняют ассоциативную связь с изображенным (например, у Бодлера альбатрос ​​- свободная, красивая птица - символ свободы и красоты). Именно поэтому зритель или читатель в принципе может понять, что именно символизирует тот или иной символический образ. Правда, то же самое можно сказать и об аллегории. Однако, в отличие от аллегории, не предназначенной для эстетического удовольствия, поскольку разгадывается слишком быстро, умение раскрывать образное значение символа уже само по себе дает зрителю или читателю определенное эстетическое удовольствие. "Назвать предмет, - говорил французский поэт-символист Стефан Малларме (1842- 1898), - это значит уничтожить три четверти того поэтического очарования, которое дает нам постепенное отгадывание. Навеивать - вот идеал. Вот совершенный метод использование тайны, образует символ".

Любое искусство по своей сути символическое. В истории европейского искусства были периоды, когда символ становился основным художественным средством, а основные символы эпохи - "Кодом" целой культуры, "шифром" мировоззрения человека данной культуры, ее картины мира. Таким было прежде искусство средневековья. Таким было и романтическое искусство.

Символизм как художественное направление Новейшего времени начал зарождаться в недрах позднего романтизма и сначала опирался на чисто художественное единство. Однако в начале 80-х годов XIX века во французской литературе возникла потребность в теоретическом определении (прежде всего - самоопределении) ряда писателей (прежде всего - поэтов-лириков), которые принадлежали к одному поколению и при этом не только в творчестве, но и в повседневном быту и морали отличались непринятием "Нормального", "буржуазного" образа жизни.

1883 году Поль Верлен выступил в печати со статьей "Проклятые поэты". Речь шла о том, что некоторые поэты "проклятые" современным буржуазным обществом (которое сначала было проклято ими же самими). Так или иначе, речь шла о целую поэтическую школу. 1886 году критик и поэт Жан Мореас издал теоретичный манифест этой "художественной школы" под названием "Манифест символистов". Мореас утверждал, что "прямое изображения жизни" не достигается глубже его поверхности. Только такой взгляд на действительность, помогает предоставить наглядного выражения абстрактной идеи, можно, за Мореасом, считать настоящим - символистичным - искусством.

Так не только оформилось новое направление во французской литературе, а и родился новый термин, который мгновенно был подхвачен во многих странах Европы и Америки.

В 1894 - 1895 годах в Москве получилось три поэтических сборника "Русские символисты", составленные в основном из стихов молодого поэта Валерия Брюсова (1873- 1924). В предисловии он так формулировал цель поэзии: "Выразить тонкие, еле уловимые настроения . Рядом сопоставленных образов, как будто загипнотизировавши читателя". В России символизм ожидало большое будущее. Символизмом открывается русская литература Серебряного века или, как тогда говорили, "декаданс" (упадок). Однако так считали далеко не все. Например, Леся Украинка, автор символистской драмы "Голубая роза", в 1903 году писала в письме к матери: "Символизм, или декадентство - так нельзя говорить, потому что это не то же самое".

Собственно, декаданс - это тоже символ, созданный самими символистами: "Я - римский мир периода упадка . " - это строка из стихотворения Поля Верлена (в оригинале упадок - decadance) случайно стал и самоназванием его поэтической школы. Кстати, самого Верлена как великого поэта целесообразно рассматривать отдельно от его школы (что и будет сделано в следующем разделе). Здесь только следует сказать об удивительной судьбе его стихотворения "Поэтическое искусство" ("Art poetique").

Написанный еще 1874 года, то есть задолго до споров о символизме и декадансе, это стихотворение было напечатано в журнале "Пари модерн" 1882 года, то есть в глазах читателя непосредственно предшествовал статье "Проклятые поэты" и поэтому воспринимался в контексте дискуссии, возникшей после публикации статьи. Однако в предисловии к поэтическому сборнику 1890 сам Верлен писал, что его "Поэтическое искусство" - "в конце концов, просто песня: я не создал теории". Собственно, таким своеобразным способом, как написанием этих стихов, поэт отметил 200-летие "Поэтического искусства" - стихотворного трактата Николя Буало, теоретика французского классицизма. Итак, "Поэтическое искусство" Верлена - скорее пародия на теории, и единственное, что связывает стих с манифестом, - это мысль о том, что эпоха Буало, когда литература была послушной ученицей "теории", давно прошла.

Тем не менее, эта поэзия Верлена знаменовала собой сознательное стремление к новому искусству. Какого именно. Цитата из "Поэтического искусства" Верлена мы иллюстрировали разговор об импрессионизме, поскольку увидели в этом стихотворении стремление поэта всегда и везде, без теорий и идеологий, выражать свои настоящие, непосредственные впечатления от жизни.

Однако отсутствие у Верлена "теории символизма" не означает, что сам он не примкнул к "школе Бодлера" и был чужой в мире символов, открытом автором "Цветов зла" своим последователям. В конце концов, от импрессионизма к символизму один шаг, и Верлен не раз его делал. От требования выражать свои настоящие, непосредственные впечатления от жизни поэт не раз переходил к попыткам внушать читателю такие впечатления, в которых не всегда располагает окружающий мир и которые неизвестно откуда появились в душе лирического героя. Вспомним слова Малларме (которого Верлен, конечно, тоже причислял к "проклятым поэтам", хотя его судьба не была драматичной): "Внушать - вот идеал". Верлену же принадлежит мысль, которая у символистов действительно развилась в целую теорию: "Про неясное следует говорить неясно".

Именно в творчестве Поля Верлена и его младшего коллеги и Артюра Рембо мы можем найти яркие примеры новаторской поэзии: в Верлена - в основном импрессионистичной, в Рэмбо – в основном символистичной.

Гост

ГОСТ

Символизм в русской литературе

Символизм – это одно из крупнейших течений в литературе (а также искусстве, живописи, музыке), характеризующееся экспериментаторством, новаторством посредством использования приемов недосказанности, тайны, загадочности.

Символизм как явление возник во Франции в конце девятнадцатого века, однако наиболее широкое распространение получил в начале двадцатого века. Его представителями за рубежом были: Шарль Бодлер, Поль Верлен, Артюр Рембо, Стефан Малларме, Лотреамона.

В русской литературе символизм возник в начале двадцатого века. Его представителями в России являлись: Валерий Брюсов, Иннокентий Анненский, Александр Блок, Федор Сологуб, Константин Бальмонт, Андрей Белый, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский и многие другие.

В России символизм приобрел свои особенности, выделившие его среди других стран. К таковым особенностям можно отнести:

Готовые работы на аналогичную тему

Все эти особенности сделали русский символизм выделяющимся среди других стран, а также дали толчок к развитию дальнейшей литературы.

Явление символизма каждый объяснял по-разному. Наиболее признанной считается позиция известного политического деятеля тех времен Льва Троцкого о том, что символизм в России являлся попыткой к бегству в мир фантазий и иллюзий от жестокой и холодной реальности.

Использование символов, конечно, имело свою определенную цель и задачу. Возможно, явление символизма в России того времени и правда являлось попыткой бегства от реальности. Однако, неоспорим тот факт, что символизм внес неоценимый вклад в дальнейшее развитие русской литературы.

Задачи и цели символизма в русской литературе

Как уже говорилось выше, символизм в русской литературе имел свои цели и задачи. К таковым можно отнести:

Таким образом, символизм в русской литературе представляет собой большую ценность, поскольку является одним из главных направлений и явлений в литературе. В его задачи входит представление реальной картины мира, обстановки в стране или же эмоциональное описание картины происходящего. Так, символизм имеет очень большую значимость. Что же появилось благодаря символизму и какой вклад он внес в развитие русской литературы?

  • Во-первых, благодаря символизму появилось бесчисленное множество новых средств выразительности и нашлось применение старым: метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, перифраз, аллегория, инверсия – все эти и многие другие средства стали массовыми, распространенными и более оформившимися в обычном их употреблении.
  • Во-вторых, благодаря символизму, сейчас видна и доступна современная Россия предыдущего века. Многие авторы-символисты в своих произведениях высказывали свое отношение к революции. Поэтому символизм представляет собой историческую ценность.
  • В-третьих, символизм представляет собой духовно-религиозную ценность, так как творчество символистов зачастую находилось в религиозно-философском поиске. Все это придавало символизму в России особенное, возвышенно-духовное значение.
  • В-четвертых, благодаря символизму русская литература получила такую широкую известность.
  • В-пятых, символизм положил начало Серебряному веку русской литературы – веку поэзии. Именно символизм положил начало футуризму, который в последствии его сменил.

Таким образом, символизм в русской литературе сыграл большую роль. Он включал в себя два направления, каждое из которых характеризовалась определенным набором свойств и задач, определяющих впоследствии значимость данного направления в русской литературе. Символизм был и остается одним из самых значимых направлений в лирике двадцатого века. Именно он положил начало развитию лирической русской литературы. Так, символизм сыграл большую роль в русской литературе и внес вклад в развитие мировой литературы в целом.

В истории России Серебряный век сыграл важную роль. В это время менялась система ценностей, забывались старые моральные устои, перестраивался быт. Параллельно с изменениями в жизни стремительно развивались разные направления в искусстве.

  • Определение понятия
  • Основные признаки
  • Черты направления
  • Новая школа
  • Яркие представители
  • Ритмика и тропы произведений

Символизм в литературе

В этот период возник в литературе символизм, который принес много нового в произведения, подарил миру известных поэтов и прозаиков, создал особую школу писателей.

Определение понятия

Символизмом называется направление в литературе, возникновение которого связано с концом XIX века. Истоки его рождения — это глубокий духовный кризис. Писатели пытались найти художественную правду в реалистичном литературном течении. Символизм помог поэтам и прозаикам уйти от суровой жизни в мир идей и вечных тем.

Особенности символизма

Название течения впервые упоминалось в манифесте Жана Мореаса — основоположника символизма. Новая школа опиралась на работы Владимира Соловьева, Шопенгауэра и Ницше. Так как это течение появилось в сложное время, оно стало своеобразным способом побега от реальности.

Русский символизм связывают с выходом поэтического сборника, содержащего стихи Добролюбова, Бальмонта и Брюсова.

Основные признаки

Литературное течение стало отображением работ известных философов. Оно пыталось отыскать в человеческой душе место, которое способно скрыть от жестокой реальности. Существует несколько основных признаков символизма:

 признаки символизма

  • тайный смысл произведения передается с помощью символов;
  • основу составляют философские работы и мистицизм;
  • появляется собственная мифология;
  • образцом служит литература великих классиков;
  • особое внимание уделялось ритму стихотворений;
  • мир должен преобразоваться с помощью искусства и творчества.

Главная цель течения заключается в постижении мира с помощью интуиции через символы. Последние в этом случае играли роль многозначного иносказания. Принцип художественного направления — творить искусство ради него самого. Согласно словам Брюсова, создание искусства — это приотворенные двери в вечность.

Направление символизм

Среди идей символизма можно выделить экспериментирование со сложением стихов.

Московское крыло литераторов возглавил поэт В. Брюсов, поэтому все произведения ориентировались на его работы и мысли. В Санкт-Петербурге во главе символистов стал Д. Мережковский.

Он внес в направление мотивы раздвоенности, бессилия, безысходности и одиночества, возможность ухода в мир фантазий от реальности.

Черты направления

Писатели смогли по-новому посмотреть на роль личности в жизни, творчестве и русской действительности. Такой интерес привел поэтов к расширению сознания, они старались понять индивидуальность человека. Характерные черты символизма:

Символизм в литературе

Писатели использовали интуицию для постижения действительности, старались в произведениях выразить чувственное восприятие жизни. Этому течению характерна постоянная смена масок и ролей, мистификация и артистичная игра. Поэты превозносили личность, но писали стихи на основе творческого пессимизма.

Новая школа

Предшественниками символизма являются Ф. Тютчев и А. Фет, которые впервые заложили что-то новое в поэтической речи. Стих Silentium стал настоящим девизом русских писателей. Большой вклад в развитие течения внес В. Брюсов, именно он считал символизм новой школой. Согласно его мнению, это направление должно с помощью намеков загипнотизировать читателей.

 черты символизма

Писатели в своем творчестве ставят акцент на личности и внутреннем мире художника, они разрушили концепцию критики. Начало символизму положили западноевропейские поэты, которые творили еще в стиле реализма. Им пытались подражать Блок, Брюсов, Сологуб. Но позже они смогли создать собственное течение, развить свои темы.

Предметы реального мира стали символами, с помощью которых выражались внутренние волнения. Учитывался зарубежный и отечественный опыт, но он подстраивался под новые требования. Еще одна особенность символизма — использование примет декадентства. Литературное направление было неоднородным. Образовалось два пересекающихся течения:

Отличительным признаком первых считался особый взгляд на содержание и роль стихотворений в обществе. По их мнению, образ символизма возник из-за развития словесного искусства. Содержание поэзии волновало их не так сильно, как ее художественное оформление.

Представители символизма

Яркие представители

Есть известные поэты среди младшей и старшей ветви литературного течения. У каждого из них свое значение.

Самые яркие представители символизма в первом случае — это А. Блок, А. Белый, В. Иванов. Список старших поэтов:

  • В. Брюсов;
  • Ф. Сологуб;
  • Д. Мережковский; ;
  • К. Бальмонт.

Символисты

Основная тема новой школы — одиночество. Поэт способен творить только в полном уединении, а свобода от всего общества приведет к независимости личности. Любовь перестала быть смыслом жизни, так как она мешает искусству, ее считают только испепеляющей страстью.

Это чувство приводит к страданиям, печальным последствиям, ее изображают как физическое, а не духовное влечение.

В стихах открылись новые темы:

  • урбанизм;
  • антиурбанизм;
  • смерть.

Город воспевался как научный и прогрессивный центр. Поэты представляли мир в образе двух столиц: первая — Москва будущего, вторая — темная и старая. В то же время город являлся отторжением от прежнего существования.

Образ смерти также распространен в символизме, его рассматривали в личном и глобальном плане.

Ритмика и тропы произведений

Писатели использовали новый подход при создании стихотворений, он базировался на устном народном творчестве, древнерусской литературе и реализме. Вся теория утвердилась в символах — приеме, который использовался в народной поэзии и романтическом творчестве. Представители нового течения переосмыслили его содержание и значение. Он стал своеобразным иероглифом, который понимается интуицией, а не разумом. Поэт был шифровщиком, прячущим смысл произведения за образами и иносказаниями.

Символизм в музыке

Символисты считали музыку главным видом искусства, поэтому старались добиться ритмичности в своих стихотворениях. Они использовали фонетические возможности языка, нотные таблицы, придавали строкам особое благозвучие и живописность. Звуковые эффекты доминировали над смыслом фраз, поэты исключали переносы, лексические и синтаксические разделения. Благодаря народной ритмике их стихи были свободными и подвижными.

Символизм существовал недолго, так как его представители сами отрывали себя от окружающего мира.

Они выражали свои мысли кратко, но чувственно, не поддавались общественной критике и давлению. Народ просто не понимал их творчество, хотя некоторые черты символизма присутствуют и в современной поэзии.

В конце 19 века в искусстве и литературе России сформировалось новое направление – модернизм. В нем слилось несколько течений, и одно из самых мощных было символизмом. Однако это течение было свойственно не только русской литературе, но и зарубежной. Строго говоря, зародилось оно не у нас, а во Франции, однако русский символизм отличался от французского и был более многогранным. Без понимания этого течения и художественного метода невозможно составить представление о литературе Серебряного века. Поэтому сегодня я напомню вам, как проявлялся символизм в русской литературе, каковы были его основные черты. Вкратце расскажу и об основных представителях этого направления в русской литературе.

История появления и развития символизма в русской литературе


Наиболее известными французскими символистами были П. Верлен, С. Малларме, А. Рембо. Родоначальником французского символизма называют Ш. Бодлера.

Поэзия французских поэтов символистов – это поток ощущений. Основой их художественного метода является идеализированная чувственность. Типичное не представляет для них интереса, они ищут единственное и неповторимое. Эмоции в их лирике беспредметны.

Формирование символизма в России происходило, с одной стороны, под влиянием вышеперечисленных авторов, с другой стороны, русский символизм имел собственные корни. К слову сказать, поэты, стоявшие у истоков интересующего нас литературного направления в нашей стране, не признавали влияния на их творчество западной литературы. Своими предтечами они называли Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.

С первым этапом развития русского символизма связывают также имена З. Гиппиус (супруги Д. Мережскоского), К. Бальмонта и Ф. Сологуба. Последний творил сам по себе, не примыкая к какой-либо школе.

Д. Мережковский и З. Гиппиус

Д. Мережковский и З. Гиппиус

Второй этап развития русского символизма пришелся на начало 20 века. Наиболее яркими представителями младосимволистов были А. Белый, А. Блок, В. Иванов, С. Соловьев. Большое влияние на их творчество оказала философия В. Соловьева. Его учение базировалось на концепции двоемирия и образе святой Софии, которая олицетворяла ветхозаветную и платоновскую мудрость. Младосимволисты именовали ее Вечной Женственностью, Девой Радужных Ворот, Мировой Душой и Прекрасной Дамой. Они ожидали явления Вечной Жены и видели знаки ее грядущего воплощения в чертах своих любимых женщин: А. Блок – в лице Любови Менделеевой, А. Белый (Бугаев) – в лице Маргариты Морозовой.

Также на этот период приходилось творчество символистов И. Анненского, М. Волошина и многих других авторов.

Просуществовал символизм в русской литературе не долго. Уже в 1910-х годах он начал угасать, а к 1920-м годам от него остались лишь слабые отголоски.

В. Брюсов и К. Бальмонт

В. Брюсов и К. Бальмонт

Основные черты русского символизма

Приведу основные черты русского символизма:

  • концепция двоемирия, то есть признание существования двух миров: реального и идеального;
  • стремление постичь тайны идеального мира с помощью мистики или теологии;
  • преставление о том, что постичь высшую реальность в состоянии только избранные;
  • отражение идеальных сущностью с помощью символов;
  • многоплановость содержания;
  • музыкальность и звукопись;
  • давление формы над содержанием (искусство ради искусства);
  • экспериментаторство (поиск новых форм);
  • мифотворчество.

Главной особенностью символизма является использование символов. Реалистический символ связан с объективной сущностью предметов и явлений, символический – с субъективным представлением поэта о мире. Во всех вещах и словах символисты искали знаки чего-то другого. При этом они не заботились о том, чтобы их символы были понятны читателю. Более того, символы многозначны, из-за чего чтение произведений символистов тоже превращается в творчество.


В. Брюсов: «Этот мир – иного мира тень,

Эти думы внушены оттуда,

Символистским произведение можно назвать, основываясь на характерных признаках символизма. Вот они:

  • использование символов;
  • двоемирие;
  • возвышенные темы;
  • мистицизм;
  • иносказания;
  • недосказанность;
  • многозначность;
  • наличие собственной поэтической мифологии;
  • внимание к форме, структуре произведений, музыкальности стихотворного ритма, звукописи.

Для достижения целей символистов больше подходили лирические жанры (стихотворение, элегия, ода), но использовались и другие:

  • эпические (рассказ, новелла, сказка, повесть);
  • лироэпические (поэма);
  • драматические (трагедия, драма).

Причем пьесы могли писаться в стихах.

Исследователи русского символизма выделяют еще один жанр, присущий именно этому течению. Это книга (или цикл стихотворений). Произведения символистов часто издавались сборниками, и были связаны друг с другом. Это помогало создавать собственную мифологию.

А. Белый, А. Блок, В. Иванов

А. Белый, А. Блок, В. Иванов

Представители русского символизма

Вкратце расскажу об основных представителях обоих течений русского символизма.

Символизм в России просуществовал менее четверти века. Для литературного направления это очень небольшой срок. Однако на дальнейшее развитие литературы творчество символистов оказало огромное влияние. Без него литература 20 века была бы совсем другой.

Читайте также: