Сочинение на тему сила духа по тексту шима

Обновлено: 30.06.2024

Из разнообразных примеров искусства мы можем узнать о том, чем является сила духа. Также есть много примеров и из повседневности, когда такое качество проявляется.

Конечно, историю пишут победители и зачастую они приукрашают собственные заслуги. Иногда некоторые поступки людей идеализируются, и обыденность выдается за силу духа. Тем не менее, существуют действительно феноменальные подвиги, которые могли быть выполнены только обладающими силой духа людьми.

Для меня таким примером является поступок царя Александра Третьего, который на собственных руках удержал крышу вагона, в котором ехал и удерживал до того как остальные выбрались. Возможно, тут есть некоторое преувеличение, но мне кажется, этот подвиг действительно был таким и на самом деле царь проявил, так сказать, свою царскую натуру.

Кстати говоря, по моему мнению, сила духа во многом определяет положение в обществе и отношение других людей. Трудно стать действительно уважаемым человеком и действительно ценным человеком в обществе без этого свойства. Удивительным в этом свойстве является возможность ощутить силу духа каким-то особым чувством.

Ни у кого не существует специального прибора-измерителя, однако, зачастую по человеку легко понять – он обладает силой духа или наоборот. Этот параметр может нарабатываться и тренироваться. Ведь навряд ли кто-то совершивший подвиг или нечто подобное, до этого вообще никак не развивал собственный дух.

Наоборот сила духа дается только людям, которые непрестанно взращивают данное качество. Во многом оно даже может быть противоположно физической силе.

Человек, который развивает силу духа, понимает главенство духа над материальным, в частности над телом. Такие люди не обращают внимания к собственному телу, они более акцентируются на своем внутреннем мире и собственном духе.

Судьба человека

Герой работает, где только можно. В один день он встретил мальчишку по имени Иван, он сирота. Андрей называется его отцом, так как папа мальчика пропал без вести. Герой усыновил паренька и тем самым дал ему шанс на новую жизнь.

Безусловно герой произведения сильный духом человек. Столько факторов могло его сломать, однако, Андрей никогда не останавливался и шел вперед. Его не смог сломать концлагерь, в котором были одни звери и сломанные личности. Мало того, он был с ранением. Ни одна из этих причин не остановила его. Потеря всей семьи могла убить героя, но и это смог пережить и найти в себе силы жить дальше. Когда Андрей встречает паренька-сироту, он берет на себя ответственность усыновить его. Этим действием он спасает и себя, и Ваню от одиночества.

Сила духа – это внутреннее качество человека, которое позволяет ему выдерживать все испытания. Силу духа можно сравнить с обычной силой человека, но если человеку, обладающему физической силой, не всегда удается добиться желаемых результатов, то душевная сила способствует тому, что человеку помогает внутренний стержень, которые не позволяет опускать руки и сдаваться. Человек, который обладает силой духа, никогда не отступит от намеченных целей, никогда не сойдет с определенного самим собой жизненного пути. Обладающий силой духа человек уверен в себе и своих действиях, никакие трудности и проблемы не могут встать на его пути. Такой человек преодолевает все препятствия, а если ему это не удается, то он никого не винит в произошедшем, ведь ради собственных целей сильный духом человек готов пожертвовать даже своей жизнью.

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что сила духа – это внутренняя сила человека, помогающая не сдаваться и идти по жизненному пути до самого конца.

В данном для анализа тексте писатель Э.Шим размышляет над проблемой силы духа.

Автора удивлен, что люди во время блокады сумели сохранить черемуху. Ведь “зимой, когда в комнатах застывает вода и садится на стенах иней, чем не пожертвуешь ради крохи тепла, ради слабенького пламени в печурке?” Такое самопожертвование ради красоты говорит о силе духа людей.

Те, кто позаботился о черемухе, понимали, что оберегают нечто большее, чем просто дерево.

Люди знали, что в будущем оно будет давать жизненные силы и умиротворение новым поколениям. Так черемуха становится укромным местом и для рассказчика, . и для старика, и для молодой пары.

Позиция автора точно не сформулирована. Однако Э.Шим подводит читателя к мысли о том, что способность ценить красоту делает человека сильным духом. Именно чувство прекрасного помогает людям преодолевать тяжелые жизненные ситуации.

Я согласна с позицией автора. Действительно, когда человека умеет видеть красоту и дорожить ею, он становится сильнее как морально, так и физически.

Можно вспомнить немало случаев, когда красота кардинально меняла жизнь человека. Примером этого может служить произведение Г.Успенского “Выпрямила”. Тяпушкин при встрече с Венерой Милосской осознает, что до этого был как “скомканная перчатка”. Античная скульптура наполняет жизнь мужчины новым смыслом, новыми силами и дает ему толчок к новым свершениям. Этот пример доказывает, что способность видеть красоту делает человека сильнее.

Человек, не способный ценить и видеть красоту, слаб духом. Пример этого я нашла в комедии Д.И.Фонвизина “Недоросль”. Сын госпожи Простаковой, Митрофан, малообразованные, грубый и безответственный молодой человек, которому совершенно безразлично все, кроме собственного комфорта. Именно поэтому ему нет дела ни до образования, ни до красоты. Надо заметить, что под красотой можно понимать не только искусство, но и Родину, отчий дом. Главной - уметь разглядеть прекрасное в обычных вещах. Однако для Митрофана это незначимо. Мы делаем такой вывод на основе его поведения. Сначала он прячется за спину матери, а потом предает её. Митрофан - малодушный и трусливый юноша, обладающий очень узким кругозором и не умеющий к самостоятельному преодолению трудностей.

Таким образом, способность ценить красоту делает человека сильным духом. Учитесь видеть красоту. Ведь она может привести в нашу жизнь смысл, наполнить новым содержанием.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Пример сочинения ОГЭ 9.3 (15.3) по тексту Л. Овчинниковой из досрочного ОГЭ по русскому языку 2020.(вариант 1): "Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки - Нюра и Рая Ивановы"

Сила духа – это способность противостоять всем трудностям, которые выпадают на долю человека. Это многогранное понятие, которое включает в себя многие качества человека. Сила духа проявляется прежде всего в смелости, способности надеяться на лучшее и не сдаваться даже в самые сложные моменты жизни.

Таким образом, можно сделать вывод: сила духа – это важное свойство человеческой натуры. Оно формируется тяжелыми испытаниями, и оно же помогает эти испытания преодолевать

Экзаменационная работа состоит из трёх частей, состоящих из 9 заданий.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Часть 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2.
Приступая к части 3, выберите одно из трёх предложенных заданий (9.1, 9.2 или 9.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе.
На экзамене можно пользоваться орфографическим словарём.
(Из инструкции к демоверсии 2021 г.)

Текст 2.
(1)В Ленинград пришла первая послевоенная весна. (2)Однажды я шёл с завода домой. (3)Долгий закат дымил над городом. (4)Только что прошумел дождь, ещё бренчали капли, падая с карнизов, и синие лужи на мостовых курились паром.
(5)Я вспомнил, как вернулся в Ленинград перед концом войны и не узнал его: пустынными и мёртвыми казались улицы, ни один фонарь не горел, не светились окна; на месте газонов и цветников чернела голая земля, разбитая на крохотные кривые грядки; прошлогодние листья скреблись и шуршали по дорожкам перекопанных городских садов.
(6)Я шёл медленно, подставляя лицо под капли и улыбаясь собственным мыслям. (7)В ту первую после войны весну у нас было много работы; мы отстаивали по полторы-две смены и ходили злые, невыспавшиеся. (8)А теперь вот горячка кончилась и можно будет отдохнуть.
(9)Навстречу мне шла женщина. (10)Она несла букет желтоватой черёмухи. (11)Я не успел посторониться, и шершавые мягкие листья коснулись лица. (12)На миг я ощутил полузабытый запах – такой свежий, холодящий, словно от сосульки, положенной на язык.
(13)И неожиданно я увидел эту черёмуху.
(14)Старая, раскидистая, она росла в конце тихой улочки, доставая третьи этажи. (15)Можно было подумать, будто чистое летнее облако опустилось между домами. (16)И, подойдя, я остановился у склонённых веток. (17)Кисти крупных цветов качались над самой головой. (18)Их можно было трогать. (19)Их можно было сорвать.
(20)Я протянул руку. (21)Эти цветы уже сегодня будут стоять у меня дома. (22)Надламываясь, ветка громко хрустнула. (23)Я торопливо сунул её за спину. (24)Постукивая палкой, к черёмухе подходил сутулый, худой старик. (25)Сняв шляпу, он прислонился к стволу и словно задремал. (26)Мне было слышно, как он дышит, по-старчески посапывая.
(27)Я отодвинулся и тут заметил ещё двух человек. (28)Они стояли, прижавшись друг к другу, – молоденький парень и девушка. (29)Ни меня, ни старика они, казалось, не замечали.
(30)И ещё я увидел окна. (31)Настежь распахнутые окна в соседних домах. (32)Казалось, дома тоже дышали, жадно и глубоко.
(33)Я представил себе тех, кто живёт на этой улице, и подумал: как удалось им сохранить черёмуху? (34)Не со слов – сам знаю: страшной блокадной зимой, когда в комнатах застывает вода и когда садится на стенках иней, чем не пожертвуешь ради крохи тепла, ради слабенького пламени в печурке? (35)А огромное старое дерево – уцелело. (36)Не в саду, не в парке – прямо на улице, никем не охраняемое. (37)Неужто на пороге смерти своей заботились люди о красоте и ждали весны?
(По Э. Шиму)*
* Шим Эдуард Юрьевич (1930–2006) – советский писатель, драматург, автор нескольких сборников рассказов для детей и взрослых.

Текст 5.
(1)Ученикам о войне он рассказывал скупо.
– (2)А где вас ранило? – спрашивали ребята.
– (3)В Польше, уже в наступлении. (4)Вот, руку отняли.
(5)Что было потом, не рассказывал: не хотел вспоминать, как учился писать левой – почерком, не лишённым элегантности, как приспособился ловко надевать рюкзак одной рукой. (6)После госпиталя приехал в Москву и вернулся в университет, в котором учился до войны.
(7)Какое это было счастье – полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом.
(8)Потом отправили по распределению в среднюю школу посёлка Калиново Вологодской области преподавать русский язык и литературу.
(9)Жильё выделили при школе. (10)Комната и прихожая, откуда топилась печь. (11)Дровами обеспечивали. (12)Кроме литературы, ещё приходилось учить географии и истории.
(13)Всё в Калинове было бедным, разрушенным, в изобилии только нетронутая робкая природа. (14)И люди были, пожалуй, получше городских, тоже почти не тронутые городским душевным развратом.
(15)Общение с деревенскими ребятами развеяло его студенческие иллюзии: доброе и вечное, конечно, не отменялось, но повседневная жизнь была слишком груба. (16)Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чиненые платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу? (17)Учёба на голодный желудок и потеря времени на знания, которые никогда и ни при каких условиях им не понадобятся?
(18)Детство у них давно закончилось, они все сплошь были недоросшие мужики и бабы, и даже те немногие, кого матери отпускали в школу, как будто испытывали неловкость, что занимаются глупостями вместо настоящей серьёзной работы. (19)Из-за этого некоторую неуверенность испытывал и молодой учитель – и впрямь, не отвлекает ли он их от насущного дела жизни ради излишней роскоши. (20)Какой Радищев? (21)Какой Гоголь? (22)Какой Пушкин, в конце концов? (23)Обучить грамоте и поскорее отпустить домой – работать. (24)Да и сами они только этого и желали.
(25)Тогда он впервые задумался о феномене детства. (26)Когда оно начинается, вопросов не вызывало, но когда оно заканчивается и где тот рубеж, начиная с которого человек становится взрослым? (27)Очевидно, что у деревенских ребятишек детство заканчивалось раньше, чем у городских.
(28)Северная деревня всегда жила впроголодь, а после войны все обнищали вконец, работали бабы и ребята. (29)Из тридцати ушедших на фронт местных мужиков вернулись с войны двое. (30)Дети, маленькие мужики-школьники, рано начинали трудовую жизнь, и детство у них было украдено. (31)Впрочем, что тут считать: у одних было украдено детство, у других – юность, у третьих – жизнь.
(По Л.Е. Улицкой)*
* Улицкая Людмила Евгеньевна (род. в 1943 г.) – современная российская писательница, произведения которой переведены на 25 языков.

С3К1
Толкование значения слова
2 балла ставится в том случае, если экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его.
При оценивании следует учитывать цель и содержание этого речевого действия. Экзаменуемый не обязан в точности воспроизвести словарную статью, его задача – показать, что он понимает значение предложенного для анализа понятия, раскрывает его ценностный смысл, выявляет те семантические оттенки, которые актуализированы в предложенном тексте.
Понятия, заключающие в себе ценностный смысл, зачастую не имеют однозначного толкования, поэтому необходимо учитывать, что экзаменуемый может создавать определения, используя для этого различные способы:
1) классическая дефиниция, когда понятие определяется через родовые и видовые признаки;
2) описание, когда перечисляются свойства и признаки данного понятия;
3) характеристика, когда приводятся наиболее яркие, существенные признаки данного понятия;
4) сравнение, когда данное понятие соотносится с какими-либо понятиями, похожими на него;
5) различение, когда содержание данного понятия определяется указанием на различия в сравнении с другими понятиями.
В любом случае экзаменуемый должен раскрыть содержание понятия, то есть определить его существенные признаки.

Экзаменуемый должен рассмотреть ценностное понятие, содержание которого нельзя раскрыть, если сформулировать только его словарное значение, не поясняя его, не переведя его в поле личностных смыслов. Именно этим объясняется значимость комментария для оценивания по данному критерию.
Комментарий может строиться на развитии различных смысловых линий:
1) раскрытие актуальности рассматриваемой ценности;
2) вычленение в содержательном комплексе понятия наиболее значимого аспекта;
3) анализ смысловой многозначности понятия, адекватной сложной многомерности обозначенного явления действительности;
4) противопоставление (соотнесение) с другими словами для выявления смысловой сущности предложенного понятия.
Независимо от того, какой именно комментарий предложит учащийся, определяющими являются следующие моменты:
1) толкование понятия в русле его реального значения, отражающее личностно окрашенное понимание;
2) содержательная направленность комментария на объяснение предложенного понятия, раскрытие его смысла.
Эти два момента и определяют цель, логику и способы развертывания сочинения.

*ОГЭ – основной государственный экзамен, это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. При проведении ОГЭ используются контрольные измерительные материалы стандартизированной формы.
ОГЭ – государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Формы проведения ГИА 9 – (ОГЭ) и государственный выпускной экзамен (ГВЭ).
На сайте ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) представлены материалы: Единый государственный экзамен. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Информация о контрольных измерительных материалах.

Читайте также: