Сочинение на тему северные амуры

Обновлено: 04.07.2024

В самой кровопролитной войне XIX века башкиры вместе с остальными народами России противостояли великой армии Наполеона. И победили.

Башкиры исполняли воинский долг с честью, о чем свидетельствуют награждения их орденами, медалями, чинами. Но — за счет больших потерь. В 1816 году после переписи стало ясно, чем обернулась война для башкир: женское население в возрасте от 20 до 40 лет резко возобладало над мужским, что для региона было ненормальным, непривычным.
Башкирские полки имеют свою славную боевую историю, в которой отмечены Мир, Смоленск, Бородино, Березина, Берлин, Лейпциг, Дрезден, Гамбург, Модлин, Данциг, Фер-Шампенуаз, Париж.

События разворачивались так: Кутузов около десяти часов утра, в разгар напряженного боя за Багратионовы флеши, предвидя новую массированную атаку на батарею Раевского, приказал атаману Платову и генерал-лейтенанту Уварову зайти в тыл противника, чтобы отвлечь внимание Наполеона от центра и левого фланга русской позиции. Через речку Войну, выше села Беззубова, по перелескам наши бойцы зашли глубоко в тыл неприятельских колонн.

— Вот из этого лесочка кавалерия выскочила и направились в сторону неприятельского расположения, — показывает гид рукой, — в память об этом и установлен знак.
Маневр вынудил пехоту любимчика Наполеона Эжена Богарне отойти от плотины. Воспользовавшись этим, лейб-гвардии казачий полк Уварова бросился к переправе, быстро перебрался на другой берег и ударил во фланг французской пехоте. Над тылом левого крыла противника нависла серьезная опасность.

В Бородинском сражении отличился и Уфимский пехотный полк. Он был сформирован в Уфе в конце XVIII века еще при императоре Павле I и в то время назывался романтично — Уфимский мушкетерский. Полк активно участвовал в войне 1812 года, заграничном походе 1813 — 1815 годов. Комплектовался он в основном из государственных крестьян — русских, чувашей, мордвы, татар, марийцев и составлял более тысячи человек рядовых с одиннадцатью офицерами. При Бородине полк потерял 218 нижних чинов убитыми, 173 — ранеными, 197 пропали без вести.

— Шестой корпус, в составе которого был Уфимский полк, находился в центре русской армии, прикрывая новую Смоленскую дорогу и подступы к батарее Раевского со стороны деревни Бородино, — рассказывает доцент кафедры историографии и источниковедения Башкирского госуниверситета, кандидат исторических наук Рамиль Рахимов, подробно изучивший историю уфимских мушкетеров. — В составе дивизии графа Воронцова геройски сражались гренадеры 24-й дивизии, в том числе Уфимского пехотного полка. Практически все они погибли.

Однако есть в Отечественной войне 1812 года одно уникальное и не поддающееся переоценке обстоятельство: ее поистине всенародный характер. Родину от супостата очищали всем миром. Казалось бы, это странно для тех условий: народы России, с точки зрения сегодняшнего комфорта, отнюдь не благоденствовали, и поводов отдавать за нее жизнь, опять же с современной колокольни, имелось мало.



МАОУ Гимназия № 3 им. Джалиля Киекбаева

НА ТЕМУ:
МОИ ЗЕМЛЯКИ

Руководитель: Залилова Лиза Раисовна, учитель русского языка и литературы

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Война… Слова нету жестче…

Война приносит только несчастье, горе, бедствия… Сколько существует человечество, столько происходили войны, сражения. Одна цивилизация меняла другую: более цивилизованная страна с целью колонизации другой страны истребляла целые народы, менялось лицо земли. Именно с целью захвата устремлялись на нашу землю орды врагов запада, юга.

В 1806 – 1807 гг. в войне с Наполеоном Бонапартом (Врагом рода человеческого - так называли его за войну в Пруссии и Польше) для усиления границ император Александр I направил прусское войско, в состав которого входили башкиры, татары, мещеряки, чуваши. В конце кампании был заключен Тильзитский мир, и Александр I успокоился. 1811 год был голодным (неурожайным), поэтому крестьянам жилось очень трудно. Но Наполеон вновь в июне 1812 года направил 600-тысячное войско к границам России. Со всех церквей, мечетей слышались воззвания для защиты родной земли. Айдар сэсэн обращался к башкирам:

«В Москве, говорят, поднялся шум –

Сраженье, говорят, будет страшное.

И кто же это? Как не француз

Захватит всей, чужестранец?

Башкирские полки участвовали во многих походах и войнах России, начиная с Ливонской войны XVI века и далее, против наполеоновской Франции (1812 – 1814) было отправлено 28 башкирских полков.

В Бородинской битве и других сражениях башкиры бились отважно. В рапорте атамана Куватова главнокомандующему Российского войска есть слова благодарности к командиру I башкирского полка Бурангулу Куватову, сотнику Карагуже Садыргулову, прапорщику Кагарману Бурангулову, Айсуваку Узянбаеву.

Многие башкиры, в том числе и из нашего района (тогда Усерганская волость) сложили головы на полях сражений, оставив после себя воинскую славу.

В это время на помощь I полку ринулись воины полка под командованием Тимерова. Начался кровопролитный бой. На французов, которые не успели сплотиться, обрушились сотни башкир с саблями и пиками. Точно волны весенней лавины бросались на раненых французов все новые и новые сотни бойцов. И французы, не пробившись к Можайску, были вынуждены отступить.

Башкирские полки под командованием Куватова вошли в Париж и вернулись с победой, и что удивительно, северные амуры удивляли жителей Парижа игрой на курае.

«Кипел бульвар в Париже так

Народа праздными толпами,

Когда на нем летал с нагайкою казак

Н.К. Батюшков

Проезжая через Германию, северные амуры подарили колчан со стрелами немецкому поэту И.В. Гете.

На куполе немецкой церкви в городе Шварц торчит стрела, выпущенная башкирским воином 14 апреля 1814 г. при возвращении башкирских полков из Заграничных походов. Произошло это следующим образом: во дворе церкви 14 апреля 1814 года принц Карл Гюнтер выразил сомнение в эффективности данного вида оружия, тогда четыре башкира из отряда русского князя решили показать своё искусство стрельбы из лука. Условились, что будут стрелять по куполу церковной башни. Стрела одного из воинов вонзилась в купол, пробив достаточно прочную обшивку, и осталась там надолго, пока не сгнила. Деревянная стрела в куполе позднее была заменена на железную, которую до сих пор демонстрируют посетителям.

Наш земляк Ишкарин в звании полковника дошел до Парижа, участвовал во взятии города, но по пути домой заболел тифом и был похоронен в городе Царицыно.

Некоторые из земляков награждены боевыми орденами. Вот их имена: Орденом Святого Георгия награждены воины I башкирского полка – зауряд-есаул Байбулат Турсунбаев, зауряд-есаул Губайдулла Атангулов, зауряд-есаул Миргали Байгулов, зауряд-есаул Мухамет Рахимов, зауряд-есаул и хорунжий Сайфулла Ишбердин, урядник Нигматулла Бирдебаев, Ярмухамет Кунаков, Аюп Үтягулов, двумя серебряными медалями – Ирназар Худайназаров.

“И в Москве бывали мы,

И Париж видали мы,

И побили мы французов,

Сотрясали землю мы.

(Из народной песни “Любизар”)
Использованная литература:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГБОУ Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 13 VI вида

(Об участии башкирских воинов в Отечественной войне 1812 года)

Учитель истории и культуры

Цель: расширить знания учащихся об участии башкирских воинов в Отечественной войне 1812 года; воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, чувства гордости за свой народ.

Оборудование: компьютер, презентация к уроку, магнитофон, иллюстрации.

Методические приемы: вопросы, ответы, слушание песен, просмотр фрагментов видеофильмов, решение кроссворда.

Ход урока: Дорогие ребята! (назвать тему урока и цель) (слайд-1, 2)

2012 год будет посвящен российской истории. Соответствующий указ подписал Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев. (слайд -3)

В Башкирии прошло заседание, на котором обсудили мероприятия по подготовке и проведению празднования 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года. (слайд-4, 5)

Учитель: Скажите, пожалуйста, какая война была в 1812 году?

Ученики: Отечественная война 1812 года! Это война с французами.

Учитель: Кто такой Наполеон Бонапарт? (слайд-7)

Ученик: Наполеон Бонапарт- человек необычной судьбы. Он родился 15 августа 1769 года на небольшом острове Корсика, принадлежащем Франции. Сын бедного дворянина Наполеон закончил военную академию в Париже, когда ему было 16 лет. В 24 года он уже был генералом, затем стал консулом Франции, а в 1804 году Наполеона провозгласили императором. Франция почти непрерывно воевала. В конце концов Наполеон стал властелином Европы. Но ему захотелось завоевать весь мир.

Учитель: Бородинское сражение является одним из самых знамена­тельных событий Отечественной вой­ ны 1812 года.

. Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина! (слайд-8)

Шел 1812 год. Полки башкирской конницы сражались в рядах русской армии, отражавшей наполеоновское нашествие. Во время Бородинс­ кого сражения башкирские конники показали пример особого мужества, отваги и героизма. Во вражеский тыл был направлен большой отряд рус­ ских кавалеристов и 500 башкирских конников. Они уничтожили отряды противника и захватили французский продовольственный обоз.

В этом бою французы потеряли более трех тысяч солдат, их генерал был взят в плен.

В память этого события батальонное знамя Уфимского полка вывешено в зале Славы героев 1812 года Эрмитажа, где хранится и поныне. (слай-9)

Учитель: Ребята! Почему война 1812 года называется отечественной ?

Ученик: Война 1812 года сразу же стала для народов России отечественной, потому что люди защищали свое Отечество, свою Родину. И башкиры ее восприняли именно такой. Было создано и отправлено на войну 28 пятисотенных башкирских конных полков. Помог башкирский народ и деньгами, всего 565 тысяч рублей. Также подарил 4139 лучших лошадей.

Башкиры и не слышали о том, что на русскую землю напали французы. Узнав об этом, все начали готовиться к великому походу: готовили луки и стрелы, сушили и коптили мясо, ши­ли шубы и шапки. Никто не сидел без дела. А когда пришло время провожать батыров на войну, все как один соб­рались на майдан: девушки, старухи, старики, дети. По обычаю, старухи да­рили батырам нитки, чтоб их путь был короток; женщины пришивали им на грудь монеты, чтоб не брала их вра­жеская пуля; девушки дарили своим любимым платочки на память.

Особенность вооружения башкирских воинов – кольчуга, сделанная из железных колец. Она закрывала человека с головы до пояса и пробивалась пулей только с очень близкого расстояния. Сверху башкиры надевали синий кафтан, а на голову – белый войлочный колпак. Вооружение: за спиной – лук и колчан со стрелами, у пояса – пристегнутая сабля, в руке – копье. Многие конники привязывали к седлу волосяной аркан, которым действовали очень ловко.

Учитель: Пользу башкиры приносили немалую. Они метко стреляли из луков и делали это быстрее, чем наполеоновские уланы из пистолетов. Надо заметить, что ружья и пистолеты того времени были еще кремневыми, заряжались дула, и пользоваться ими было очень неудобно.

В течение всей войны 1812 года башкирский народ всем сердцем был на поле брани, где решалась судьба России. Башкиры участвовали во всех сколь - нибудь значительных боях с французами, то прикрывая отход основных войск, то первыми нападая на вражеские отряды, то приводя неприятеля в трепет от распластавшейся по степи лавой, то оглушая его с засадами…

В чем заключалось своеобразие тактики боя у башкир?

(ФИЗКУЛЬТМИНУТКА)

Учитель: Легенда гласит, что царь не раз хвалил башкир за усер­ дие и доблесть в бою. В награду за это приказал отдать им в пользова­ ние обширные земли, которые затем перешли к потомкам.

Был Кутузов славный полководец,

Шел без страха в воду и огонь.

Полководец, эй, Кутузов -

Славный наш батыр,

Храбрый богатырь.

«Кипел бульвар в Париже так,

Народы праздными толпами,

Когда на нем летел с нагайкою казак

Так писал русский поэт Николай Батюшков, восхищенный подвигами уральских воинов.

Жители европейских городов с восхищением смотрели на статных красавцев – казаков и башкирских батыров. Кольчуги, луки со стрелами, сабли были диковиной для утонченных парижан.

Учитель: Как оказался башкирский лук в руках у Иоганна Вольфганга Гете? Какими путями оружие коника – башкира перекочевало за тысячи верст, чтобы попасть в неведомый в его степях тихий немецкий городок Веймар. (слайд 20)

Ученик: Великий немецкий поэт Гёте пригласил к себе в гости башкир. В залах протестантской гим­назии башкирские воины во главе с полковым муллой провели священное богослужение, читали суры из Кора­ на. В память о встрече командир башкирского отряда подарил Гёте лук и колчан со стрелами, оружие, которое победило Наполеона, защитило родину и освободило Европу. Оружие было передано в самые мирные на Земле руки – в руки поэта. В своем саду Иоганн Волфганг Гете стрелял из башкирского лука.

(слайд 30)

Учитель: (слайд 31) Не всем удалось вер­ нуться на родной Урал. Многие на­вечно остались на полях сражений. Такая участь постигла и легендарно­ го полководца Кахым-туря. Это был талантливый военачальник. Его при­ казы всегда были справедливы, по­ этому помнит батыра народ. Узнав о смерти Кахым-туря, люди плакали. Умирая, герой завещал:

Коль умру — помяните,

Бел-горюч камень

На изголовье положите

С именем Кахыма-батыра.

Учитель: Башкирским воинам периода Отечественной войны 1812 года посвящены изобразительные произведения художника Александра Осиповича Орловского. Что вы знаете об этом художнике? (слайд 32)

(показ репродукций А.О.Орловского) ( слайды 33-40)

Есть понятия, смысл которых многомерен. "Северные амуры" - из их числа. С одной стороны всё просто: так называют воинов-башкир, участников Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии 1813-1814 годов. С другой - перед нами феномен культурного сознания, миссия которого прошлыми достижениями не исчерпывается. Она таит в себе богатые возможности как для реставрации исторической памяти, так и для наведения мостов дружбы между некогда враждовавшими народами.

Целая плеяда людей объединена "священной памятью двенадцатого года".

Под знаком "галантного века"

К Новому году я получила в подарок настенный календарь литографий "Северные амуры" Эдуарда Шагеева. Широкую известность художник получил как сюрреалист. Он живет и работает в Москве, но постоянно проявляет сыновнюю нежность к Башкортостану, своей малой родине. Шагеевские задорно-фарсовый "Сабантуй", гротесковая композиция "Три брата" публиковались на страницах престижных изданий. В 1979 году им была выполнена серия литографий "Северные амуры". Ныне она находится в музее-панораме "Бородинская битва", под эгидой которого и был выпущен календарь. Он состоит из шести сюжетов, стилизованных в соответствии с гравюрами времен наполеоновских войн. Есть и существенное различие. "Амуры" на старинных гравюрах лишены романтического флера: в изображениях преобладают бытовые моменты, этнографизм. Шагеев совместил реальность с легендой. Его герои рождены галантным веком (что, кстати, соответствует действительности). Имя свое - "Северные амуры" - они получили не только из-за экзотического вооружения, основой которого были лук и стрелы. Их отличала импозантность внешнего вида, соблюдение правил этикета. Исторический момент единения башкир и гусаров воспроизводит сюжет "Братство по оружию". Его можно назвать и "братством по искусству", так как он объединяет впечатления от прочтения романа Я. Хамматова "Северные амуры" и настроение поэтической грусти известного персонажа кисти О. Кипренского - гусара Е. Давыдова. Со страницами романа Хамматова перекликаются еще два шагеевских сюжета: "Приготовление кумыса" и "Башкирское гостеприимство". Кумыс, традиционный национальный напиток, олицетворяет всеведающая эней, хранительница древних устоев. Чаепитие с "китайской травкой" в те времена только входило в моду у башкир, - знак приобщения их к общеевропейскому этикету. Шагеев эту историческую деталь подчеркивает выбором героини - обаятельной, проворно приплясывающей с самоваром на голове.

"Звездный час" военной истории

Если для Эдуарда Шагеева движущей силой творчества стал художественный вымысел, то Рамиль Рахимов, профессор Академии военных наук Российской Федерации, - приверженец строго достоверного факта. Его статья "Отечественная война 1812 года в современном сознании" ("Ватандаш" № 3, 2000) стала для меня продолжением размышлений о миссии "Северных амуров". Особенно поражает приведенный автором перечень художников, запечатлевших воинов-башкир в рисунках и гравюрах первой четверти XIX века. Среди россиян рядом с широко известным A. О. Орловским перечислены B. Ф. Тимм, А. Ф. Чернышев, Г. Г. и А. Г. Чернецовы. Вместе с ними - имена европейских мастеров из Германии и Франции: Шадов, Бассе, Бержере, Мартине, Дамам-Дэмартрэ, Кер Портер.

Р. Рахимов поделился своими планами - издать альбом старинных гравюр с приложением досконально выверенных комментариев эпохи, обмундирования, оружия. Внимание к этому - не пустяк. Рамиль рассказывает, что умение башкир "беречь мундир снову" некогда восхитило самого Александра I. Император, известный щеголь, перед тем как ввести войска в Париж, устроил смотр своим полкам, пообносившимся за годы боевых походов. Башкиры своего мундира не имели и воевали кто в чем. Полагавшееся им парадное обмундирование возили связанным в тюках, приберегая к самому торжественному случаю. Вот в нем-то они и участвовали в параде победителей и гарцевали по Парижу.

Р. Рахимов, страстный патриот, неоднократно выступал с идеей создания в Уфе памятника участникам освободительной эпопеи 1812-1814 годов: "Башкортостан должен уважать свое героическое прошлое и его "звездный час" - победу над Наполеоном".

Курьер "народной дипломатии"

"Участник Бородинского сражения" - так в шутку называют друзья Ильдара Шаяхметова, художника, преподавателя БГПУ. Шутка недалека от истины: Ильдар - "ветеран" торжественных батальных сражений 1992 года. Они проходили под эгидой ЮНЕСКО в связи со 180-летием Бородина. Он рассказывает, что отряд "Северных амуров" собирали по всей республике, и было их 28 - по количеству вошедших в историю башкирских полков. Двадцать девятым ехал мулла, что по тем временам было ново. Задачу поставили: оправдать красоту исторически сложившегося имени "Северные амуры".

Руководитель отряда, зауряд-хорунжий Рустам Искужин назначил Ильдара комиссаром. Педагог по призванию, он сумел воодушевить соратников, яугиров, - всех покорило умение джигитов держаться в седле. А по ночам у костра знакомил новых друзей с канонами башкирского гостеприимства: всех угощали обжигающе горячим чаем и музыка курая звучала до утра.

Отличился Ильдар и в бою: оружие "амуров" - лук и стрелы - оказалось действеннее макетных штыков. Град стрел и воинственность позы (все как в старину: пять стрел во рту, три-четыре в руках наготове) заставили "французов" лечь на землю и просить "пардону". Свершилось - "целый мир увидел, как могуч башкир"!

Там же, на Бородинском поле, родился у Ильдара проект памятного знака погибшим землякам. Удалось и водрузить его, осуществив историческую справедливость, так как ни один из трехсот имеющихся под Бородиным, о подвигах доблестных "амуров" не упоминает. Но через некоторое время узнал - убрали его обелиск. Не ведал Ильдар, что памятники стихийно не устанавливают. Этот вопрос надо решать на государственном уровне.

В художественном музее им. М. В. Нестерова находится акварель А.Орловского "Всадник-башкир". По легенде, художнику позировал прославленный полководец, первый башкир, закончивший Петербургскую военную академию, - Кахым-туря. Не удалось герою-победителю вернуться в родные края, смерть подстерегла его в пути. Умирая, оставил он завет:

Коль умру - помяните,
Бел-горюч камень
В изголовье положите
С именем Кахыма-батыра.

Нет пока на башкирской земле каменной стеллы в честь ее сынов-победителей, прославленных "Северных амуров". Но она непременно будет. Недаром же волна за волной поднимаются из глубин народной памяти имена, события, даты.

Отечественная война 1812 г., заграничный поход 1813-1814 гг. нашли заметное отражение в мемуарной литературе. Дневники, записки, воспоминания о событиях начала века стали появляться в России и Франции буквально сразу после окончания войны.

Несомненно, эпоха наполеоновских войн явилась одной из переломных вех европейской истории нового времени. Нашла она свое отражение и в общественном сознании участников боевых действий, например, в фольклоре казаков и башкир, принимавших непосредственное участие в них.

Понятно, что массовое использование башкир и других кочевников в составе Российской армии в это время не могло остаться незамеченным как русскими, так и французскими военными, журналистами, художниками.

Целью настоящей статьи является попытка обобщения сведений из описаний, воспоминаний, заметок очевидцев эпохи наполеоновских войн о башкирах как иррегулярной кавалерии Российской армии.

Кроме мемуарной литературы, мы также привлекли изобразительные источники: рисунки, гравюры, вышедшие в первой четверти XIX в. в России, Германии, Франции. Речь идет о тех, что созданы художниками-современниками, в большинстве своем с натуры, это позволяет считать их важным источником по истории наполеоновских войн.

Малоизвестной, редкой книгой является издание Жан-Батиста Бретона. Существуют два экземпляра этой книги, хранящиеся в Париже и Москве. Иллюстрации к ней были сделаны Дамам-Дэмартрэ и англичанином Робертом Кер-Портером в 1806—1807 гг.

Вооружение и снаряжение башкир в 1812—1814 гг. было неизменным.

Местные авторы некоторых работ 30-х гг. XIX в. также касаются вооружения башкир. Н.Казанцев пишет о пистолетах, ружьях, пике, сабле и колчане со стрелами. Пика, лук со стрелами — традиционный набор оружия и по заметкам П.Размахнина, особенно отмечавшего искусство стрельбы ими из лука.

Башкиры в Лейпцигском сражении стали объектом описания французского генерала Марбо, в то время полковника, командира 23-го легкого конно-егерского полка. Мемуары Мар- бо наиболее известны в литературе и иногда используются авторами некорректно. Часто их относят к событиям 1812 г., хотя речь идет о Лейпцигском сражении 1813 г.

Дальше всех в некорректном цитировании мемуаров Марбо зашел С.Х.А- лишев, относя данный текст к татарам.

Изобразительные источники представлены в основном работами неизвестных авторов, немецкого Шадова, французских Дюпрессуара Бержере, Бассе, Мартине, русских Опица, А.О. Орловского, А.Ф. Чернышева, Г.Г. и Н.Г. Чернецовых.

Изучение их показывает, что большинство авторов изобразили башкир вооруженными луком и стрелами, пикой. Лишь у единиц имеется ружье или сабля, причем сабли либо российские легкокавалерийские, образца 1798 г., либо произвольной формы, либо французские трофейные.

Конечно, башкиры могли иметь суконные кафтаны синего, белого цвета, что приближало их обмундирование к казацкому, но, вероятно, таких было очень мало. Лишь в одном графическом листе мы видим башкира, обмундированного в казачий наряд.

Интересная особенность: в качестве материала для стремян, как это видно по графике, использовался не только металл, но и дерево. Такая же практика изготовления деревянных стремян была у индейцев Северной Америки. Вероятно, такое использование природных материалов характерно для кочевников лесостепной зоны.

Характерным явлением было использование башкирами трофейной одежды, о чем упоминают в своих записках Н.Казанцев и Э.Лебом. Как видно, обычай брать трофеи был характерен не только для представителей армии Европы, но и для Азии.

Таким образом, обмундирование башкир во многом было традиционным для кочевника и мало походило на казачье. Таким оно стало лишь впоследствии, в 30-е годы XIX века.

Почему башкиры участвовали в войнах нового времени со столь архаичным вооружением? Корни этого явления уходят в XVIII в., в эпоху башкирских восстаний. По указу от 11 февраля 1736 г. башкирам запрещалось иметь огнестрельное оружие, кузни и кузнецов. Разумеется, с введением 10 апреля 1798 г. кантонной системы управления, в каждом кантоне должны были быть слесари для ремонта оружия и т.д. Однако временной отрезок был очень мал для того, чтобы большинство башкир смогло иметь и самое главное — освоить огнестрельное оружие.

Теперь рассмотрим вопрос, как характеризовали очевидцы того времени тактику боевых действий башкир, использование их командованием, а также обычай войны?

Итак, судя по мемуарам и заметкам очевидцев, башкиры в Российской армии использовались как легкая кавалерия — в качестве разведки и участников боевых вылазок. Д.Давыдов и Комб указывают на использование башкир в сторожевых службах, как на еще один из вариантов применения башкирской конницы. У английского представителя при Российской армии Р.Т.Вильсона вместе с казаками и драгунами башкиры составляли личный конвой. Кстати, башкиры несли конвойную службу в 1813 г. во время осады Данцига, а шесть башкирских полков несли конвойную службу во время Русскопольской войны, в 1831 г. сопровождая пленных в глубь страны.

Необычный вариант использования башкир, учитывая наличие у них дополнительных лошадей для перевозки имущества, приводит в своих воспоминаниях командир егерского полка. Во время отступления Российской армии в 1812 г. башкиры на вьючных лошадях перевозили ранцы, шанцевый инструмент и ослабевших егерей 1-го егерского полка.

Наиболее удачным с точки зрения тактики было использование башкир в партизанской войне осенью 1812 г. В некоторых случаях башкиры участвовали в прямых столкновениях легкой кавалерии с противником. Такое применение башкир было в сражении под Лейпцигом, что приводило к большим потерям.

Такое разночтение не случайно. 1-й и 2-й полки, сформированные в 1811 г., имевшие долгий контакт с казаками в составе корпуса М.И.Платова, были знакомы с тактикой казаков.

Обычай войны того времени предполагал запрет на грабеж солдатами регулярной армии пленных, обозов противника, мародерство в отношении мертвых. Однако на иррегулярную кавалерию он не распространялся. Это был один из законных способов обогащения на войне.

Таким образом, башкиры в наполеоновских войнах применяли привычную им тактику кочевников, а обычай войны был неизменным с XVIII века. Можем ли мы в таком случае считать, что война 1812 г. была для башкир, казаков, татар и т.д. действительно Отечественной, а не обычной войной, в которых они участвовали до сих пор? Ответ будет положительным. Р.Т. Вильсон в дневнике за 1812 г. указывает, что «пришло донесение от одного из татарских полков, уведомлявшее о захвате значительного количества переплавленного неприятелем из церковных украшений золота и серебра; они представляли добычу свою в его распоряжение (Платова), полагая, что присвоить ее было бы святотатством.

Таким образом, можно с уверенностью считать, что Отечественная война 1812 г., заграничный поход 1813-1814 гг. для башкир были более чем обычная война. Свидетельства очевидцев той эпохи, как мы видим, говорят о высоком чувстве долга, патриотизма, уважении к религиозным чувствам, дисциплине башкирских воинов. Участие башкир в наполеоновских войнах стало своеобразным эталоном отношения их к воинской службе, высшим проявлением патриотического долга, сыгравшим большую роль в укреплении кантонной системы управления.

Подводя итог нашему исследованию, мы с известной степенью уверенности можем сказать следующее: участие башкир, как и других кочевников, в наполеоновских войнах начала XIX в. было несомненным феноменом этой эпохи, что нашло яркое отражение в мемуарной литературе, изобразительных источниках.

Башкиры сохраняли традиционное вооружение и снаряжение кочевников, используя его по своему обычаю и навыкам. Влияние представлений современной армии нового времени лишь незначительно затронуло их. Однако даже такое вооружение, состоящее в основном из лука и стрел, холодного оружия, позволяло им выполнять задания командования и представлять опасность для противника, имевшего, несомненно, лучшее вооружение и новейшую тактику.

Особенности вооружения, относительно слабая тактическая подготовка в сравнении с регулярной армией предопределили разнообразные формы их использования: разведка, сторожевое охранение, конвойная служба, перевозка воинов, непосредственное участие в сражениях.

Отечественная война 1812 г., заграничный поход 1813-1814 г. были для башкир событиями особенными, неординарными. Это было действительно патриотическое участие в судьбе страны, серьезное испытание воинской силы башкирского войска. На этой войне башкиры оказались достойны того внимания, которое было им оказано со стороны государства, и оно в свою очередь получило соответствующее представление о них, нашедшее свою реализацию в дальнейшем укреплении кантонной системы в крае, привлечении башкир к участию в походах Российской армии.

Читайте также: