Сочинение на тему самоотверженность по тексту носова белый гусь

Обновлено: 05.07.2024

(5)Он был коренастый, крепкий, и кулаки у него крепкие. (6)Конечно же, здорово иметь такого брата!

(7)У них были одни учебники на двоих, один портфель на двоих, одна пара валенок на двоих и одни тайны на двоих. (8)Например, тайна про овраг, о которой даже мать ничего не знала…

(9)Улица, на которой стоял их дом, достигнув подножия Соколиной горы, прерывалась и разбегалась в разные стороны неширокими тропинками. (10)Одна тропинка вела к нефтя­ным вышкам и посёлку нефтяников. (11)По ней ходили редко, потому что в посёлок вела другая дорога — широкое асфальтированное шоссе, которое было проложено где-то там, за горой. (12) Другая тропинка тянулась к кирпичному заводу, и туда тоже вела большая удоб­ная дорога с Волги, из-под горы. (13)И ещё одна тропинка приводила к глубокому оврагу. (14)Все мальчишки с их улицы утверждали, что целое лето на дне его лежит лёд, такой он глубокий.

(15)Однажды мать купила им коньки: как обычно, одну пару на двоих. (16)До зимы было ещё далеко, а испытать коньки не терпелось, и они отправились к оврагу.

(17)Дина подбежала к нему первая и, привстав на цыпочки, глянула вниз. (18)На дне ов­рага действительно что-то поблёскивало.

— (19)Скорее! — крикнула Дина, оглянувшись и помахав рукой Андрею, который всё ещё топал по тропинке, но, увидев знак сестры, прибавил шагу.

(20)Перекинув перевязанные верёвкой коньки через плечо, она ещё раз попыталась за­глянуть на дно оврага и только пустилась бежать вдоль его кромки, чтобы найти подходящее место, где можно спуститься, как вдруг большой пласт земли под её ногами отломился, словно его срезали ножом, и пополз вниз…

(21)Всё произошло так быстро, что Дина даже не успела вскрикнуть. (22)3ато Андрей ус­пел не только подскочить к сестре одним невероятно большим прыжком, но и даже крепко схватить её за руку. (23)Другой рукой он намертво вцепился в куст шиповника.

(24)Дина висела над пропастью, безуспешно пытаясь зацепиться ногой за мягкую отсы­ревшую стенку оврага… (25)Но она всё-таки помнила: Андрей не сможет её удержать, ни за что не сможет, сам упадёт! (26)И она, не замолкая ни на мгновение, твердила:

(29)Но он не выпустил её руку. (30)И новый пласт земли отломился от овражьего края! (31)Падая, он, как лопатой, подцепил по дороге Дину, и они вместе: Дина, Андрей и куст ши­повника, за который Андрей держался,— сползли вниз.

(32)Пласт, ударившись о дно оврага, превратился в большую мягкую массу. (33)Это их спасло.

(34)Левая ладонь Андрея была разодрана до крови шипами, с пальцев капала кровь, но он всё-таки взял и распрудил протекавший по дну оврага ручей, потому что его перекрыло обва­лом. (35)Оказалось, это был не лёд, а ручей! (36)Пусть течёт!

(37)Он и сейчас переливается, поблёскивает ледяными искрами, этот ручей. (38)Только склоны оврага теперь крепкие: на них разросся кустарник.

* Галина Даниловна Ширяева (род. в 1932г.) — советская писательница, автор произведений для детей и юношества.

Самоотверженность — это положительное качество личности, при котором человек способен пожертвовать собственными интересами ради блага других людей. Самоотверженный человек делает это из добрых, чистых побуждений, без ожиданий какой-либо похвалы или благодарности. Докажу это примерами.

В тексте Галины Даниловны Ширяевой герой Андрей совершил самоотверженный поступок: он успел схватить за руку сестру Дину, которая чуть не упала в овраг. Андрей другой рукой намертво вцепился в куст шиповника. Дина знала, что брат не сможет ее удержать и упадет сам, она просила отпустить ее. Но Андрей, хотя и понимал, что они оба могут погибнуть, до последнего не отпускал руку сестры, несмотря на то, что его собственная ладонь была разодрана до крови шипами. Благодаря брату Дина осталась жива.

Итак, самоотверженность — это очень благородное качество личности, при котором человек может жертвовать своими интересами, своей жизнью ради блага или спасения других людей.

Рассказ Евгения Носова очень меня взволновал. Совсем не хочется верить в то, что гусь погиб, ведь еще мгновение назад он был жив. Радовал всех своим геройским видом и бесстрашием.

Он трепетно охранял свою территорию, и любому чужаку было очень неуютно в его владениях.

Так случилось, что гусю пришлось самому воспитывать гусят (их мама погибла под колесами автомобиля).

Но однажды, когда гуси были на лугу, начался сильный дождь. Гуси, раскинув крылья, полегли на траву, под ними прятались гусята. Дождь усилился, и вскоре к нему присоединился град. Гуси не выдержали ударов града и побежали прятаться в кусты лозняка. К сожалению, после этого многие маленькие гусята погибли под ударами града. Только Белый гусь сидел неподвижно, изредка вздрагивая и шевеля крыльями.

Вскоре дождь закончился, вышло солнышко, а на лугу лежал Белый гусь, устремив взгляд в небо, по его клюву струйкой стекала кровь.

Гусята, выбравшись из-под мощных крыльев отца, весело копошились в зеленой траве. Так ценой своей жизни Белый гусь сохранил жизнь гусятам.

Мне очень жаль, что погибла такая красивая гордая птица.

В древние времена в Англии гуси считались священными — их не убивали и не ели. Я думаю, англичане были правы.

Эти безобидные фантазии никому не приносят вреда, а лишь учат мальчиков мечтать.

Мишутке и Стасику не понравился подлый поступок Игоря, когда тот подвел свою сестренку.

Ребята сразу поняли разницу между своими фантазиями и злым враньем Игоря.

Встретив заплаканную Иру, сестру Игоря, мальчики делятся с ней своим мороженым, чтобы утешить девочку.

Рассказ писателя Носова учит нас добру, отзывчивости, внимательному, чуткому отношению к окружающим.

Я и мои одноклассники тоже любим придумывать всякие фантастические истории, но никогда не обижаем своими выдумками никого. А того, кто будет врать и выдумывать во вред другим, мы прогоним из своей компании. Фантазия должна приводить человека к изобретательности. Ведь недаром, всякие машины, которые описывают фантасты в своих произведениях, рано или поздно появляются в реальном мире, а не в мире фантазии. Поэтому фантазировать не только интересно, но и полезно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения в 5 Б классе

проведен учителем русского языка и литературы

Ломакиной Еленой Ивановной

а) раскрыть учащимся идейный замысел автора

б) развивать навыки работы с текстом

в) прививать интерес к творчеству Е.И. Носова

Портрет Е.И. Носова, газета посвященная теме урока, выставке книг Е.И. Носова, список литературы по теме урока, памятка для написания сочинения.

…не любить, не петь нельзя,

жить нельзя, себя не отдавая…

Распласталось пламя на ветру,

Став костром былых воспоминаний…

Вновь ромашки проросли во рву,

Тишина плывет из синих далей.

Пахнет хвойным духом летний лес,

Облака проносятся над речкой,

Радужно сверкает рыбный плес,

Тополь серебрится, словно свечка.

Не смолкает песня соловья

Малой родине над Курским краем…

Не любить, не петь нельзя,

Жить нельзя, себя не отдавая.

Зацветает овсяница в лугах,

Рожь заколосится новым хлебом…

Слово Мастера останется в веках

Под родным российским светлым небом.

- работа с толковым словарем

-запись на доске

Я вновь обращаю ваше внимание на стихи И. Максимовой: о чьей самоотверженности пишет поэтесса? (Е.И. Носова) Почему в качестве эпиграфа выбраны именно эти строки?

Проверка домашнего задания

Домашним заданием было составление вопросов к рассказу, на доске записаны основные:

а) Какова основная мысль рассказа?

б) Какие герои притягивают писателя?

в) Легко ли быть добрым, а значит и самоотверженным? – в них скрыт замысел писателя.

Понять авторский замысел – цель нашего урока.

- о чем эта история? Сжато перескажите рассказ.

4. Сжатый пересказ.

« Он лежал, раскинул могучие крылья и вытянув по траве шею. Серый немигающий глаз глядел вслед улетающей туче. По клюву из маленькой ноздри сбегала струйка крови.

Я тронул крыло – гусь не шелохнулся

Грустная трагическая история из жизни птиц…

Беседа по вопросам:

а) Только ли из жизни птиц эта история?

б) Нет ли в ней чего-то от людей, о наших человеческих взаимоотношений?

Вывод: всему живому свойственно творить добро, а добро истинное должно быть самоотверженным. Цена самоотверженности может быть очень высокой. Это и есть основная мысль рассказа.

…Град бил прицельно – по реке, по лугу, никто не ожидал его весной. Цветущий берег был уже не другом, а полем битвы, что сравнишь с войной.

Не выдержали гуси и бежали

Под хлипкую защиту лозняка,

А под собою сзади оставляли

Недвижные тельца молодняка…

Лишь Белый гусь, раскинув гордо крылья,

Детей своих укрыл и защитил.

Когда гроза прошла, он обессилев,

Свои глаза уж больше не открыл…

6. Работа с текстом

Белый гусь - заглавный герой произведения ( имя вынесено в заглавие)

Какой заглавный герой?

Образ белого гуся

а) С кем сравнивал автор Белого гуся? (с адмиралом)

б) Какие строки рассказа демонстрируют достоинство этой птицы? (2-3 абзац)

- как автор описывает мощь заглавного героя, подчёркивая его мощь (5 абзац)

в) Какими привилегиями пользовался Белый гусь?

1.На него засматривались лучшие гусыни

2.Ему принадлежали отмели ( обилие тины, ряски и т. д.)

3.Самые чистые песчаные пляжи

4.Самые сочные участки луга

5.Плес,на котором рассказчик устроил приваду.

г) Черты характера заглавного героя

Положительные

Отрицательные

Примеры из текста

3. Когда остальные гуси не выдержали и побежали, забыв о смертельной опасности, остался один с малышами.

4. Драка с соседней стаей. Тяжба из-за плеса с рассказчиком. Нападение на телёнка.

6. Поедал из банки червей, утаскивая куканы с рыбой.

Вопросы к тексту:

Как повел себя Белый гусь во время града?

В чем проявлялась доброта Белого гуся?

Как повел себя Белый гусь, когда остальные гуси побежали от града?

С кем никак не мог мирно существовать Белый гусь?

Как белый Гусь относился к рассказчику?

7.Портрет заглавного героя

[а] - радостное, храброе [и] – сталкивание, низкое

[о] – высокое, глубокое [е] – нежный, светлый

Что пытается подчеркнуть автор в облике птицы?

- великолепие, могущество, красоту

- такова цена доброты

а) Какова мера ценности героя? (душевная доброта)

б) Какие герои привлекают писателя? Кому он отдает предпочтение?

Герои, наделенные подлинной душевной добротой. Предпочтение отдается тем, кто способен на самоотверженность.

в) Легко ли быть самоотверженным?

У самоотверженности высокая цена – смерть. Из-за своей доброты погибает Белый Гусь.

9. Оптимистичен ли конец рассказа?

Последний третий абзац выразительно зачитываются

- Не так все оптимистично в нашей жизни.

Не мог смириться я никак

С тем, что погиб отец-гусак.

Я перечитывал рассказ,

Но и в другой, и в третий раз,

Мою, утяжеляя грусть,

Не поднимался Белый гусь.

Но видел воспаленный взгляд

Спасенных дюжину гусят…

Но так ли нас от ливней зла

Хранили сильные крыла?

Но вот прошли года как град

И мы как стайка тех гусят:

Увидев солнечную высь,

По белу свету разбрелись.

А в это время из-за круч…

Восходит темень новых туч…

Так поэт Юрий Асмолов воспринимает смерть своего учителя, писателя Е. И. Носова.

10. Домашнее задание:

1) отзыв о рассказе

Рассказ Евгения Ивановича был напечатан в 1976 году.

Ученик 5 Б класса

Руденко Денис


Дек 4, 2019 | 0 комментариев

У всех людей имеются положительные и отрицательные качества. Положительные мы стараемся раскрывать, а вот с отрицательными качествами пытаемся бороться. Сегодня в нашем сочинении мы поговорим об одной из положительных сторон человека — самоотверженности, и постараемся понять, что такое самоотверженность, приведя примеры из жизни.

Самоотверженность: сочинение

В сочинении про самоотверженность, я хочу сказать, что каждый из нас должен стремиться к обладанию этим прекрасным и ценным качеством. Что же представляет собой самоотверженность? Если обратиться к словарю, то самоотверженность — это положительное моральное качество человека, которое характеризуется актом самопожертвования. То есть это добровольный отказ от своих интересов ради интересов других людей или общей цели и идеалов. Но на самом деле, это не только отказ от своих интересов, это жертвенность, где человек готов пожертвовать своей жизнью ради общей цели или дорогих сердцу идеалов. Говоря простыми словами — самоотверженность это способность человека до конца отдаваться делу, полностью забывая о себе.

Одним из вопросов сочинения Единого Государственного экзамена 15.3 является вопрос на чем основывается желание людей пожертвовать собой или своими интересами? Скорее всего здесь играет роль благородство человека, его доброта, любовь, сочувствие и умение дружить. А еще самоотверженность базируется на обязанностях человека, его патриотизме и вере в справедливость поставленной цели. Именно ради этого и можно пожертвовать какими-то личностными интересами, позабыв о такой негативной черте, как эгоизм. Люди жертвуют собой в военное время, жертвуют собой ради спасения других, ради общей цели. В этом и проявляется самоотверженность. Но все ли готовы к этому? Далеко не все, и это доказывают примеры из литературы и жизни.

Самоотверженность сочинение

Примеры самоотверженности из жизни

Главное, чтобы самоотверженность была здоровой и не воплощалась в фанатичную, аморальную и губительную, как в случае с фанатиками, террористами и сектантами.

Читайте также: