Сочинение на тему роль пейзажа в лирике пушкина

Обновлено: 26.04.2024

Большое место в творчестве Пушкина занимает пейзажная лирика. Пейзаж в поэзии Пушкина менялся вместе в самим поэтом. В разные периоды своего творчества Пушкин по-разному изображал природу. На протяжении всего творческого пути усложнялась функция пейзажа в лирических произведениях поэта.

В лицейские годы Пушкин пробует себя в разных жанрах и направлениях. В это время лирика Пушкина еще во многом подражательна. Подражателен и пейзаж в стихотворениях этого периода. Например, в "Воспоминаниях в Царском Селе" Пушкин рисует ос-сианический пейзаж, основываясь на традициях средневекового балладного изображения природы. В первой части стихотворения "Деревня" Пушкин, подражая античным авторам, создает идиллический пейзаж.

Находясь в южной ссылке, Пушкин посвятил немало стихотворных строк описанию южной природы. Пока это только крымский морской пейзаж, позже, побывав на Кавказе, Пушкин создает серию стихотворений с изображением кавказской горной природы. Стихотворения с южным пейзажем связаны в творчестве Пушкина с романтизмом. Пушкин-романтик восхищался морем, бескрайним пространством, свободной, ни от кого не зависящей стихией. Больше всего он любил морскую бурю, в которой видел романтический бунт:

Взыграйте, ветры, взройте воды,/Разрушьте гибельный оплот.

Где ты, гроза-символ свободы?/Промчись поверх невольных вод.

В стихотворении "Узник" тоже есть романтический пейзаж: Мы вольные птицы; пора, брат, пора!/Туда, где за тучей белеет гора,/Туда, где синеют морские края,/Туда, где гуляет лишь ветер. да я!

Это стихотворение символично, в нем присутствуют все романтические символы свободы: гора, море, орел, ветер. Темница символизирует земное существование человека, томящегося по романтическому идеалу.

Лирический герой романтических стихотворений Пушкина не смог слиться с морской стихией, океаном, не смог стать таким же свободным: Ты ждал, ты звал. я был окован,/Вотще рвалась душа моя,/Могучей страстью очарован,/У берегов остался я.

Поэтому Пушкин прощается с романтическим пейзажем и со всем романтизмом в послании "К морю".

В любовных стихотворениях Пушкина часто переживания лирического героя следуют за южным пейзажем. В любовной жизни "На холмах Грузии. " описание "ночной мглы", с которого начинается стихотворение, противопоставляется светлой, наполненной любовью речи лирического героя. Романтическая любовь, таинственная страсть в стихотворениях Пушкина может изображаться только в сочетании с южной экзотической природой. В стихотворении "Ненастный день потух. " унылая северная природа противопоставляется яркому южному пейзажу, при воспоминании о котором лирический герой сразу же вспоминает и свою страстную любовь.

После южной ссылки в творчестве Пушкина наблюдается поворот к реализму. Экзотический крымский пейзаж сменяется реалистическим описанием русской природы. Русский пейзаж в стихотворениях Пушкина можно разделить на осенний и зимний; зимний - на ночной и утренний; осенний - на романтически приподнятый и подчеркнуто стихийный, реалистический.

В стихотворении "Румяный критик мой. " некрасивый, сниженный пейзаж иллюстрирует поэтическую позицию Пушкина, его отказ от романтизма и утверждение реализма в творчестве.

В "Осени", наоборот, мы видим торжественно-романтическое, особенное изображение осени. Это позволяет Пушкину показать свое глубоко личностное восприятие природы, особенно осенней природы. Пушкин так описывает свою "странную" любовь к осени: Мне нравится она,/Как, вероятно, вам чахоточная дева/Порою нравится. На смерть осуждена,/Бедняжка клонится без ропота, без гнева/Играет на лице еще багровый цвет,/Она жива еще сегодня, завтра нет.

Пушкин воспринимает осень как смерть, но поэт говорит, что смерть тоже может быть красивой. Со смертью природы, осенью пробуждается поэт, его организм приходит в норму, и вместе со здоровьем организма возвращается вдохновение, поэт чувствует прилив сил, его душа просыпается, и он начинает творить: И забываю мир - и в сладкой тишине/Я сладко усыплен моим воображеньем,/И пробуждается поэзия во мне.

Стихотворения с зимним утренним пейзажем всегда оптимистические, жизнеутверждающие; лирический герой этих стихотворений восхищается красотой природы и радуется жизни:

Под голубыми небесами/Великолепными коврами.

Ночной зимний пейзаж в стихотворениях Пушкина всегда страшный, мрачный, туманный:

Мчатся тучи, вьются тучи, /Невидимкою луна/Освещает снег летучий.

В стихотворении "Бесы" пейзаж символичен: дорога - это жизненный путь человека, буря - жизненная буря, бесы - человеческие страсти, сбивающие людей с истинного пути.

Символический пейзаж мы встречаем и в таких стихотворениях Пушкина, как "Анчар" и "Пророк". Анчар - это символ зла в мире, а пустыня в "Пророке" символизирует духовную пустыню, духовное перепутье человека.

В последние годы жизни Пушкин пишет все больше стихотворений на философские темы. Пейзаж в этих стихотворениях становится тоже философским, теперь он напрямую связан с философскими размышлениями лирического героя. Проанализируем два стихотворения с философским пейзажем - "Брожу ли я. " и "Вновь я посетил. ".

В стихотворении "Брожу ли я. " мы видим философский конфликт между вечной природой и смертным человеком. Лирический герой размышляет о бренности земного существования человека, о быстротечности жизни, о смерти. Природа выступает здесь как символ красоты, гармонии. Она вечна в своей красоте, потому что в ней все время происходит естественный круговорот.

Поколения людей тоже сменяют друг друга, но человек не вечен, потому что отдельный человек и человечество не одно и то же. Природа равнодушна, у ней нет души, она безлика, а каждый человек - это неповторимая индивидуальность. Лирическому герою стихотворения ничего не остается делать, как смириться с естественным ходом природы:

И пусть у гробового входа/Младая будет жизнь играть,/И равнодушная природа/Красою вечною сиять.

Пушкин решает этот философский конфликт между природой и человеком в стихотворении "Вновь я посетил. ". Спасение человека от забытья смерти Пушкин видит в продолжении рода. Пейзаж помогает поэту выразить эту мысль.

В стихотворении "Я памятник себе воздвиг. " Пушкин говорит о другом способе жить вечно:

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире/Мой прах переживет и тленья убежит - /И славен буду я, доколь в подлунном мире/Жить будет хоть один пиит.

Таким образом, пейзаж в лирике Пушкина проходит сложную эволюцию, его функции в стихотворениях связаны непосредственно с периодами творчества поэта. В стихотворениях лицейского периода, подражая известным авторам, молодой Пушкин пробует себя в создании разных типов пейзажа: идиллического, оссианического. В период увлечения поэтом романтическими идеалами пейзаж в стихотворениях становится тоже романтическим, он часто сочетается с описаниями любовных переживаний лирического героя. В Михайловский период Пушкин реалистически изображает русскую природу, утверждая реализм в своем творчестве. В поздней лирике Пушкина пейзаж выполняет символическую и философскую функции, помогая поэту в выражении особой философской позиции.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Роль пейзажа в лирике А. С. Пушкина.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Лирика Пушкина необыкновенно богата и разнообразна и по содержанию, и по форме. Но у него сравнительно немного пейзажных стихотворений. Природа не занимает в его творчестве такого места, как, например, у Ф. Тютчева, А. Фета. Но образы русского пейзажа постоянно входят в стихи, посвященные самым разнообразным темам. Картины природы мы встречаем в политической декларации поэта, стихотворении “Деревня”, где он говорит о бесчеловечности крепостного строя, в стихотворении “Осень”, где Пушкин размышляет о поэтическом вдохновении, в стихотворении “Брожу ли я вдоль улиц шумных. ..”, где он задумывается над быстротечностью человеческой жизни, в стихотворении “К морю”, где поэт повествует о своей судьбе, о своих думах. Любовная тема в стихотворении “Зимнее утро” тесно переплетается с картинами русской природы. Пейзаж у Пушкина всегда реалистичен, конкретен.

В стихотворении “Деревня” пейзаж играет очень большую роль. Композиционно стихотворение делится на две части. В первой части Пушкин описывает идиллический сельский пейзаж Михайловского. Все дышит покоем: и “темный сад с его прохладой и цветами”, и “луг, уставленный душистыми скирдами”. “Мирный шум дубков” и “тишина полей” создают творческую атмосферу. Картины “лазурных равнин” озер, белеющий иногда “парус рыбаря” — ничто, как кажется, не предвещает той напряженности чувств, накала эмоций, которыми проникнута вторая часть стихотворения. В ней поэт с гневом говорит о “рабстве тощем”, “диком барстве”. Как прекрасна и гармонична природа и как жестоко и бесчеловечно общественное устройство!

Стихотворение “К морю” — и монолог поэта, и разговор его с морем. Мысль о море, впечатление от его бескрайних просторов, от его могущества и свободы и заставляют Пушкина обратиться к раздумьям о своей судьбе. В стихотворении как бы подводятся итоги прошлого и вместе с тем Пушкин с тревогой задумывается о будущем. Образ моря, “свободной стихии”, — это символ абсолютной свободы, которая присуща природе и ее явлениям, не зависящим от воли человека. И тем острее чувство собственной несвободы, невозможности самому распорядиться своей судьбой. Пушкин дает точное и проникновенное описание моря:

Как я любил твои отзывы,

Глухие звуки, бездны глас,

И тишину в вечерний час,

И своенравные порывы!

Читая это стихотворение, не только видишь “волны голубые”, блеск южного моря, но и как будто бы слышишь всплески волн, шум набегающего прибоя. Описания моря, связанные с ним ассоциации способствуют раскрытию внутреннего мира поэта.

Казалось бы, “Осень” — один из немногих образцов пейзажной лирики Пушкина. Простой и скромный пейзаж средней России передан здесь во всей его поэтичности. Пушкин восторгается видом русской природы, ее осенней пышностью и красотой и воспринимает эту красоту как символ вечного обновления жизни:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

Сила пушкинского пейзажа в том, что он в конкретных образах показывает нам в целом всю красоту и тихую прелесть русской природы. Пушкин находит прекрасное в самых простых, повседневных явлениях жизни. Мы чувствуем красоту “легкого бега саней”, “суровой зимы”, “промерзлого льда”, который звенит под копытами коня. Перед нами проходит весь цикл времен года — весна, лето, осень, зима. О весне он пишет весьма иронично:

. Я не люблю весны:

Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен.

Лето также не очень нравится ему:

Ох, лето красное! любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Но даже чувствуя авторскую иронию, мы понимаем, что насмешка его не злая, а скорее добродушная. Осень — любимое время года поэта. Он пишет о ней во многих стихах, в романе “Евгений Онегин” и признается в безграничной любви к ней:

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой.

Последние строфы стихотворения “Осень” посвящены главной теме — теме возникновения творчества, рождения поэзии. Они подготовлены всем предыдущим содержанием. Восхищение красотой, гармонией природы пробуждает в поэте творческое вдохновение:

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута — и стихи свободно потекут.

Точные и яркие образы солнечного зимнего утра сплетены в стихотворении Пушкина “Зимнее утро” с темой любви. Жизнерадостная картина морозного утра созвучна чувствам влюбленного человека. Это стихотворение пронизано светом, радостным ощущением зимней русской природы. Этот зимний пейзаж легко представить себе зрительно. Голубое небо, ослепительный солнечный свет, искрящийся снежный ковер, чернеющий вдали типично русский пейзаж.

Природа не только гармонична и прекрасна, она не только пробуждает вдохновение, но и заставляет задуматься о быстротечности человеческой жизни:

Гляжу ль на дуб уединенный,

Я мыслю: патриарх лесов

Переживет мой век забвенный,

Как пережил он век отцов.

Так пишет Пушкин в стихотворении “Брожу ли я вдоль улиц шумных. ”.

Вечная красота природы рождает в душе поэта мысли о смысле человеческой жизни. И Пушкин заканчивает стихотворение мудрыми и светлыми словами:

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть

И равнодушная природа

Красою вечною сиять.

Так пережили и помнят самого Пушкина сосновые аллеи Михайловского.

В поэзии Пушкина находит отражение подлинная красота русской природы. Пушкинский пейзаж всегда тесно связан с внутренним миром лирического героя и дает ключ к пониманию человеческой души. Природа, описываемая поэтом, делает каждого добрее, отзывчивее, учит понимать прекрасное. Тютчев говорил, что “животворный океан” поэзии Пушкина дает человеку причастность к жизни всего мира.

Описание пейзажей занимает неотъемлемое место в творчестве поэта и отличается разнообразием и богатством. А.С. Пушкин любил и чувствовал природу, находил в ней вдохновение. Он, практически один из первых поэтов, открывших читателю красоту окружающего мира. С точки зрения великого поэта, мудрость и суть жизни заключается в гармоничном слиянии человека и природы. Поэтому лирика А.С. Пушкина наполнена философским звучанием и настроением, которые прослеживаются на протяжении всего творчества.

К ручью пришел, мечтами привлеченный;
Его струи медлительно текли,
Не трепетал в них образ незабвенный.
Уж нет ее. До сладостной весны

Но, по сравнению с другими потами того времени, пушкинские пейзажи отличаются новизной и свежестью взгляда на жизнь.

Позже поэт отходит от сентиментализма и начинает писать в жанре романтизма, ведущем направлении 19 века, которому присуще стремление показывать человека в ярких образах и высоком предназначении.

Пейзажная лирика поэта насквозь пронизана любовью к Родине с ее необычайной и могущественной красотой. А.С. Пушкин мастерски передает все многообразие красок и оттенков окружающей природы. Родные пейзажи помогают поэту передать все его переполняющие чувства. Он видит то, что не может увидеть обывательский взгляд, и гениальным росчерком пера отображает это на бумаге. А следом за ним этот удивительный и яркий мир открывается и читателю.

Пейзажная лирика Пушкина (9 класс)

Пейзажная лирика Пушкина (9 класс)

Популярные сочинения

Соня в произведении являлась главной героиней, которая находится в центре событий. Соне было четыре года, она была маленькой девочкой. Так же она росла в семье с достатком

Родина – это место твоего рождения и проживания родных тебе людей. Родина занимает особое место в нашем сердце. Даже если человек переедет жить в другое место, его будет тянуть туда

Пейзажная лирика Пушкина занимает особое место в творчестве поэта. Она очень разнообразна и богата. Александр Сергеевич черпал в природе вдохновение, наслаждался её мудростью и вечной красотой. Он стал одним из первых, кто научил читателя любоваться окружающим миром. Произведения Пушкина проникнуты размышлениями и философскими построениями.

Пейзажная лирика Пушкина

Раннее творчество

Творчество Александра Сергеевича изучается в школе. Школьникам задают сочинение в 9 классе по лирике Пушкина, анализ его стихотворений, презентации по теме.

Пушкин в лицейские годы

Автора можно назвать вполне сложившимся поэтом уже к 17 годам. Он наравне соперничал с такими местными знаменитостями:

Если говорить кратко, пейзажная лирика Пушкина имела такую особенность, как ясность, в отличие от громоздких строк Державина. Александр Сергеевич завершил начатое обновление русского языка. Одни поэты пишут стихи, уделяя слишком много внимания форме, другие — холодно и тенденциозно. А в творчестве Пушкина присутствует гармония. В его произведениях отлично сочетаются содержание, форма и ритм.

В разные периоды поэт по-разному относился к изображению природы в своих сочинениях. Пейзажная лирика Пушкина постепенно усложнялась в каждом следующем стихотворении. Великий поэт был романтиком, который бесконечно восхищался бескрайним пространством, морем и свободой. Сильнее всего ему нравилась буря.

Воспевание русской природы

Основной особенностью творчества поэта является выраженный национальный характер. Большинство современников и предшественников Александра Сергеевича воспевали красоту в общем понимании. Романтики не обращали внимания на действительность. В их произведения очертания местности были расплывчатыми. Эталоном хорошего пейзажа обычно была какая-то далёкая страна с огромными лесами, бесконечными полями и реками.

Сначала поэт писал свои произведения под влиянием романтизма. Во время ссылки Пушкин восхищался природой, писал о безбрежном море. Он заострил свое внимание на пейзажах, которые видел сам. Перевод в Михайловское позволило Александру Сергеевичу глубоко прочувствовать прелесть русской природы.

Поэт открыл для читателей прекрасный мир родного края, подчёркивая национальный характер. У Пушкина часто можно встретить мотив одинокого путешествия по бескрайней России. При этом он обращает внимание даже на мельчайшие детали, которые попадаются в деревнях.

Времена года

Произведения, посвящённые пейзажу, не были у Пушкина основным жанром. Но из-за этого они становятся ещё более ценными для почитателей его творчества.

Читайте также: