Сочинение на тему реальное и фантастическое в повести гоголя шинель

Обновлено: 06.07.2024

Гротеск – это мир небывалый, особый, противостоящий не только обыденному и повседневному, но и реальному, действительному. Здесь гротеск граничит с фантастикой, к которой он охотно прибегает, однако ей не тождествен. В гротеске естественные связи и отношения уступают место алогичным, сталкиваются и обнаруживаются сами моменты перехода одной формы в другую.

Еще одна важная особенность гоголевской фантастики. Хотя Гоголь в концепции фантастики исходит из представления о двух противоположных началах: добра и зла, божеского и дьявольского, но собственно доброй фантастики его творчество не знает. Возможно, правда, использование злой ирреальной силы. Гоголевская фантастика – это в основном фантастика злого. Скажем определённее: она избирает в злом преимущественно один, важный аспект.

В повести она располагается в плоскости странно- необычного.

В произведении мы различаем выражение странно-необычное в плане изображения и в плане изображаемого.

Странно-необычное в плане изображения. Мы установили разновидности алогизмов речи повествователя. Странно - необычное в плане изображаемого. Установили странно - необычное в поведении персонажей, в суждениях, в именах и фамилиях, в непроизвольных движениях и гримасах и т. д.

Итак, в своих исканиях в области фантастики Гоголь развивает принцип параллелизма фантастического и реального. Каков в связи с этим общий характер гоголевской фантастики – вот вопрос, на который мы попытались ответить и который уже ставили в своих трудах такие исследователи как Г. А. Гуковский, Г. Н. Поспелов, Б. Эйхенбаум, Ю. В. Манн и другие.

Услышал Гоголь этот анекдот еще до отъезда за границу, в 1833-1836 годах, в Петербурге.

К этому времени Гоголь был уже знаменитым писателем, автором произведений, которые привлекли к себе всеобщее внимание.

Огромным событием, настоящим происшествием в бедной жизни Акакия Акакиевича было приобретение новой шинели.

Чтобы скопить деньги на шинель, Акакий Акакиевич должен был отказывать себе в самом необходимом. Но забота о новой шинели озарила на время беспросветную жизнь бедного чиновника. Рассказывая об этом, Гоголь заставляет нас с грустью почувствовать, как убога та жизнь, в которой самым большим, самым праздничным событием была новая шинель.

Пропажа шинели, приобретённой ценой огромного напряжения, была для Акакия Акакиевича ударом, приведшим его к преждевременной гибели.

Братство – истинная норма человеческих отношений - противостоит неоглядной системе ведомств и ступенек чиновной лестницы.

Конечно, Акакий Акакиевич остаётся во всём этом Акакием Акакиевичем, и вспышки чего-то нового глохнут в нём. Но они есть, и они приведут к развязке повести.

Кстати, идентификация таинственного лица и Акакия Акакиевича самим повествователем нигде не производится. Говорится лишь об узнавании, опознании Акакия Акакиевича другими персонажами.

В произведении мы будем различать выражение странно- необычного в плане изображения и в плане изображаемого.

Странно - необычное в плане изображения.

Странно – необычное в плане изображаемого.

Странное – необычное в поведении персонажей в повести.

Странное и необычное в именах и фамилиях персонажей повести.

Непроизвольные движения и гримасы персонажей в повести.

Итак, мы видим, что фантастика у Гоголя ушла в быт, в вещи, в поведение людей и в их способ мыслить и говорить.

Мы можем теперь сказать, что действительность сама приобретает некую призрачность и порою выглядит фантастической. Это впечатление порождается целой сетью искусно рассредоточенных в повествовательной ткани образов. Порождается описанными в повести формами проявления странно – необычного в речи повествователя, в поведении персонажей, в именах и фамилиях и т. д.

Человек, всю жизнь глубоко верующий, православный, Гоголь считал, что, если ему удалось приобрести определенный духовный опыт и пройти некоторый путь самосовершенствования, он должен поделиться с близкими людьми приобретенной мудростью. Его собственный опыт должен послужить счастью других.

Гоголь сочувствует судьбе героя. Он призывает нас быть внимательными друг к другу и как бы предупреждает, что человеку придётся отвечать в будущем за нанесённые ближнему обиды.

Николай Васильевич Гоголь – совершенно уникальный писатель, не похожий на других русских мастеров слова. В его творчестве много пора­зительного и удивительного: смешное переплетается с трагическим, фанта­стическое с реальным.

Читая произведения Гоголя, с каждым разом убеждаешься в том, что основа его произведений – комическая. Это карнавальность, когда все наде­вают маски, проявляют непривычные свойства, меняются местами, и все перемешивается.

В повести “Шинель” Гоголь рассказывает историю нелегкой жизни “маленького

человека” Акакия Акакиевича Башмачкина, жизнь которого подчинена традиции и довольного автоматизмом своей жизни. В этом произ­ведении переплелось комическое и трагическое, реальное и фантастическое. Улыбку вызывает история его рождения, выбор имени героя.

Ему доста­лась должность чиновника, которого никто никогда не уважал, не замечал. Только когда его слишком допекали сослуживцы, он просил: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?” Автор с горечью пишет о том, как много в человеке бесчеловечного, как много скрыто свирепой грубости и утончен­ной, жестокой светскости. Бедность Башмачкина вызывает,

И вот пришел счастливый день: мечта Акакия Акакиевича сбылась. Бесцветный и безропотный “маленький человек”, жизнь которого сведена к исполнению должности, в новой шинели почувствовал себя ге­роем, даже получил приглашение в гости к чиновнику-сослуживцу, где соби­рался отметить радостное событие. Как мало человеку надо, чтобы быть счастливым!

Кража шинели обернулась для героя мукой. Он пытался найти защиту у властей, но “значительное лицо топнуло ногой” – и Башмачкина вы­швырнули вон. Бездушие высокопоставленного чиновника вызывает от­вращение.

Никем не защищенный, Акакий Акакиевич умирает. Исчезло и скры­лось существо, никому не дорогое, ни для кого не интересное. Возмездие Гоголь изобразил в фантастическом плане.

Фантастический финал повес­ти оправдан отношением писателя к обиженному “брату” своему.

Мертвец Башмачкин явился “значительному лицу” на улице и снял с него шинель. Это происшествие хоть как-то смягчило деспотический нрав начальника, он даже реже стал говорить подчиненным: “Как вы смеете, понимаете ли, кто перед вами?” Гоголь то сочувствует своему герою, то осу­ждает его за низменность целей, за бессловесность и рабскую покорность.

В повести “Шинель” я не сразу точно определила, что реальность, а что вымысел. Бедность, убогость жизни Акакия Акакиевича Башмачкина доведена автором до абсурда и фантастики (ходя по улице, он очень осто­рожно ступал по камням и плитам, почти не касался их), так же, как и спо­собность “маленького человека” видеть в буквах характеры, а в улице – страну с людьми – буквами и словами. В противоположность этому не­сколько дней шумной жизни после смерти Башмачкина – явная ирреаль­ность – всегда может быть непомерной фантазией и страхом одного из департаментских чиновников, значительного лица и коломенского будоч­ника.

Каждый отдельный характер – это правда, а совокупность их, обра­зуемое ими общество и вытекающие отсюда приключения, – это их фан­тастическая и неправдоподобная сторона.

В “Шинели” же, если говорить об одурачивании, связанном с чем-то ирреальным, присутствуют слухи о шумной жизни Акакия Акакиевича после смерти. Кульминационным моментом, приводящим к развязке, в одном случае к материальной смерти Башмачкина, а в другом случае к исчезно­вению его призрака, является сцена грабежа. Эта сцена повторяется дважды. Отнимают в обоих случаях шинель, но один грабеж – совершенно реаль­ное, а другой связан с мистикой.

В “Шинели” мир вещей имеет огромное значение в развитии сюжета, они, можно сказать, олицетворяются, персо­нифицируются. С вещами же связаны самые необыкновенные происшест­вия. В “Шинели” верхняя одежда, шинель, становится пределом мечта­ний.

Для Башмачкина – это не только деталь гардероба, но и объект любви. Новая шинель была последней мечтой согреться в холодном мире Петер­бурга – этого символа вечного адского холода. Шинель порождает кон­фликт, трагический гротеск перерастает в фантастику.

В “Шинели” герои произведения не имеют собственного лица, зато вещи и материальные ценно­сти одушевляются. Общая тональность в “Шинели” не очень оптимистичная, несмотря на то, что ирония Гоголя также присутствует в сцене крещения Акакия Акакиевича.

В произведении “Шинель” везде сцены повседневного быта, смех сквозь слезы, комическое обнаруживаются здесь только с появлением фантаста-

ки. Мир вещей и связанные с ними происшествия – это яркое дополнение к их духовной жизни. Шинель для Башмачкина – это его мир, любовь, мечта, смысл жизни. Башмачкин не смог перенести кражи своей шинели, тщетности своей мечты.

И незлобивый мелкий чиновник, обладающий духовной силой и противостоящий бездушию общества, умирает.

Элементы ирреального, необычного присутствуют практически во всех произведениях Гоголя. Гипербола, гротеск, “завуалированная” и явная фанта­стика помогали писателю рассмешить зрителя и читателя, а смехом, по мне­нию Гоголя, можно вылечить все болезни в обществе – как народа, так и отдельных личностей.

В сочинении о герое повести “Шинель” полно и целенаправленно рас­крыта тема, показано, как реальность и фантастика причудливо перепле­таются в повествовании о несчастном “маленьком человеке” Акакии Ака­киевиче Башмачкине, для которого новая шинель была последней мечтой согреться в холодном мире Петербурга – символа вечного адского холода. Строго отобран материал, правильно используется текст повести, его наи­более существенные факты, раскрывающие роль фантастики в художест­венном произведении. В работе прослеживаются четкие логические связи.

Сочинение написано хорошим литературным языком в жанре литературно-критической статьи.

Безусловно, реалистично описание жизни Башмачкина: монотонность служебной работы, нищета, отношение с сослуживцами. Реальным остается и главный сюжетный конфликт произведения – кража шинели и попытки героя вернуть ее. Даже реакция героя на произошедшее и грубый отказ высокого чиновника посодействовать его делу, а также страх, который испытал главный герой, вполне могли случиться и с другим человеком.

Автор: Екатерина Озаровская

Автор: Самый Зелёный · Published 16.09.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 14.07.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 07.07.2019

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Образ главного героя

Он отказывает себе во всех развлечениях, не имеет возлюбленной, а на работе постоянно терпит унижения и оскорбления от коллег и сослуживцев. Получается, что социальный класс напрямую влияет на то, как к герою относятся.

Но вот у главного героя появляется цель — покупка новой шинели. И с этого момента судьба Башмачкина кардинально меняется. А всё почему? У него появилась мечта. Для покупки шинели главному герою приходилось экономить на всём. Как же это было трудно!

С жалованием в 400 рублей в год он смог накопить на покупку новой шинели буквально за два месяца, что просто невообразимо! Но, невзирая на все трудности, Башмачкин был по-настоящему счастлив.

Символ мечты

Башмачкин экономит деньги на шинель

Столкновение с реальностью

Гоголь в своём произведении затронул не только одну проблему. Если более подробно рассуждать о повести, можно найти много тем, над которыми размышлял писатель. Например:

Эти проблемы актуальны и сегодня, так как если провести параллели между прошлым и настоящим, можно понять, что ничего особо не изменилось. Поэтому данные произведения по праву считаются бессмертной классикой, ведь они не потеряют своей значимости и в будущем.

Мечта и стремление к ней делают жизнь наполненной определённым смыслом, который заставляет человека двигаться к её достижению каждый день. И это невероятное счастье, если все трудности не ломают веру человека в себя и не заставляют остановиться, сдаться.

Основные идеи повести

  • Стремление к мечте делает каждого сильнее.
  • Отношение к людям зависит от внешнего вида и социальной значимости для общества.

Поэтому писатель решил заглянуть чуть дальше и показать всем, что и под бедной одеждой тоже живёт человек. У него также есть желания, мечты и стремления, а судьба, к сожалению, зависит от вышестоящих людей, которым безразлична судьба остальных. Автор сделал акцент на душе и внутреннем мире, которые часто не берутся в расчёт.

В произведениях писатель большое значение уделяется вещам-образам, которые определяют характер владельца. Изначально шинель титулярного советника была лишь поводом для унижений и насмешек. Но потом она становится символом мечты и причиной гибели. Башмачкин был очень зависим от этой вещи. Его призрак находит покой лишь тогда, когда крадёт ее у своего обидчика. Шинель объединяет в себе ничтожность чиновника и личность героя с его страданиями.

Ученики пишут сочинение

Читайте также: