Сочинение на тему разве из за денег можно так истязать себя по рассказу челкаш

Обновлено: 06.07.2024

Ранние произведения М. Горького раскрывают основы мировоззрения молодого писателя, его философской мысли. Важную роль в этом раскрытии играет образ рассказчика. Благодаря образу рассказчика такие произведения, как "Песня о Соколе", "Старуха Изергиль", становятся "рассказами в рассказе", у них возникает своеобразная "рама", которая, как рама картины, оттеняет своеобразие произведения. Например, в "Песне о Соколе" описание торжественно красивой, задумчивой природы, с которого начинается рассказ, сразу же настраивает читателя на возвышенный лад, позволяет ожидать повествования о чем-то значительном. К этому же подготавливает и характеристика, которую дает рассказчику М. Горький: старый чабан Рагим — человек мудрый, любящий рассуждать о жизни. Рисуя образ Рагима, писатель дает понять: в жизни всегда есть люди, которые близки по духу таким сказочным героям, как Сокол. Они помнят об этих героях, сочувствуют им, любуются ими.

Еще более важную роль играет рассказчик в "Старухе Изергиль". Во вступлении читаем: "Все это — звуки и запахи, тучи и люди — было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки". А затем возникает зловещая внешность старухи, которая "точно говорила костями ", голубой свет луны, облако, о котором Изергиль сообщает, что это Ларра, а далее следует сама сказка — одна из славных сказок, сложенных в степях. Так вступление настраивает читателя на чудесное, эмоционально подготавливает к легенде о Ларре.

Но роль обрамления не только в этом. Вводя нас в сказку, оно вместе с тем напоминает о современности. Вначале рассказчик четко определяет место действия: "Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу". С другой стороны, место действия легенды о Ларре определено так: "Далеко за морем, на восход солнца, есть старая большая река. "

В отличие от обеих легенд, рассказ Изергиль о себе насыщен реальными названиями, бытовыми подробностями, даже политическими событиями (Польское восстание, восстание в Венгрии). Так обрамление рассказа, слово рассказчика создает связь между сказочным и реальным, прошлым и настоящим.

Очень важно, что образ рассказчика здесь обрисован достаточно четко. С одной стороны, это думающий, критически относящийся к жизни человек. Он жадно вслушивается в слова Изергиль, они его волнуют, с горькой иронией говорит о земле, которая на своем веку так много поглотила человеческого мяса и выпила крови, "отчего, наверное, и стала такой жирной и щедрой". Ему же принадлежит упрек обывателям — "живым мертвецам".

Но одновременно вырисовываются и другие черты рассказчика. Во вступлении Изергиль не случайно укоряет его в пассивности, в отсутствии любви к жизни: "У. стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны. Боятся тебя наши девушки". Новые подробности о рассказчике мы находим во второй главе — здесь его образ приобретает некоторый сатирический оттенок. Это своеобразная маска, которая необходима писателю для разоблачения морали "живых мертвецов". Но тем самым устанавливается еще одно звено связи между легендой и реальностью. Осторожность и инертность таких как рассказчик должны уступить место дерзанию и "безумству храбрых".

Итак, образ рассказчика в ранних произведениях М. Горького играет огромную роль: он создает живые и разнонаправленные связи между легендой и реальностью, прошлым и настоящим. Можно сказать, что благодаря ему в этих романтических произведениях возникает реалистическое начало.

Горький не только показал жертв несправедливого общественного строя, но глубоко проник в их психологию, раскрыл индивидуальное своеобразие личности каждого, даже самого забитого человека. Тяжесть жизни и борьба за существование уродуют психику людей, порождают в них злобу, жестокость, хитрость. Но в произведениях Горького появились и люди, которые высоко ценят человеческое достоинство, протестуют против унижения, лжи и несправедливости.
Яркий пример калечащего влияния мира капитала на душу человека дан Горьким в рассказе “Челкаш”.
Сильный, работящий и, в общем-то, неплохой парень Гаврила вынужден податься на заработки в город. После тяжелых деревенских работ Гавриле кажется, что городским все достается легко. Встретившись с бродягой, вором и пьяницей Челкашом, он обретает в его лице помощника, покровителя, “учителя жизни”. “Гаврила чувствовал себя раздавленным этой мрачной тишиной и красотой и чувствовал, что он хочет скорее видеть хозяина”.
Гавриле нужны деньги, он вначале согласен на все ради наживы, но, пережив животный страх, лишается остатков того человеческого, что было в его душе. “Волнения этой ночи выглодали, наконец, из него все человеческое”. Гаврила забыл, что Чел-каш его кормил, приютил, как сам Гаврила клялся ему в вечной дружбе. Сейчас он чувствовал только опасность, которую нес в себе этот человек и которая исходила на него, Гаврилу. Но узнав про деньги, которые сулит Челкаш, Гаврила соглашается на все, даже “душу загубить”. Нет в этом парне никаких принципов. Ради наживы он готов убить своего подельника, даже пытается это сделать, а когда не удается, Гаврила унижается и ползает перед Челкашом: “Сделай доброе дело! Пропащий ведь ты. Нет тебе пути. А я бы — ох! Дай ты их мне!”
Босяк и вор, контрабандист и пьяница, Челкаш оказывается морально выше и благороднее этого крестьянского парня, мечтающего разбогатеть, вложить деньги в хозяйство. Но средства, которыми он хочет добиться своей, может быть, хорошей цели, низки. Даже Челкашу стал омерзителен этот стяжатель, жалкий и ничтожный.
— На! Жри. — крикнул он, дрожа от возбуждения, острой жалости и ненависти к этому жадному рабу. И, бросив деньги, он почувствовал себя героем.
Челкаш удивлен низостью, до которой может упасть человек. “Разве из-за денег можно так истязать себя? . За пятак себя продаете!” Этот бродяга отличается благородством и чувством собственного достоинства, но он не герой, избранник судьбы, а скорее такая же жертва этого бездушного и алчного мира, как Гаврила. В статье “Беседы о ремесле” Горький прямо осудил босячество, говоря, что никаких надежд на него не возлагал. Что же касается анархизма босяков, то писатель резко осудил его в легенде о Ларре. В рассказах о босяках писатель наглядно показал бессилие их анархизма и стихийного протеста.

Горький не только показал жертв несправедливого общественного строя, но глубоко проник в их психологию, раскрыл индивидуальное своеобразие личности каждого, даже самого забитого человека. Тяжесть жизни и борьба за существование уродуют психику людей, порождают в них злобу, жестокость, хитрость. Но в произведениях Горького появились и люди, которые высоко ценят человеческое достоинство, протестуют против унижения, лжи и несправедливости.
Яркий пример калечащего влияния мира капитала на душу человека дан Горьким в рассказе “Челкаш”.
Сильный, работящий и, в общем-то, неплохой парень Гаврила вынужден податься на заработки в город. После тяжелых деревенских работ Гавриле кажется, что городским все достается легко. Встретившись с бродягой, вором и пьяницей Челкашом, он обретает в его лице помощника, покровителя, “учителя жизни”. “Гаврила чувствовал себя раздавленным этой мрачной тишиной и красотой и чувствовал, что он хочет скорее видеть хозяина”.
Гавриле нужны деньги, он вначале согласен на все ради наживы, но, пережив животный страх, лишается остатков того человеческого, что было в его душе. “Волнения этой ночи выглодали, наконец, из него все человеческое”. Гаврила забыл, что Чел-каш его кормил, приютил, как сам Гаврила клялся ему в вечной дружбе. Сейчас он чувствовал только опасность, которую нес в себе этот человек и которая исходила на него, Гаврилу. Но узнав про деньги, которые сулит Челкаш, Гаврила соглашается на все, даже “душу загубить”. Нет в этом парне никаких принципов. Ради наживы он готов убить своего подельника, даже пытается это сделать, а когда не удается, Гаврила унижается и ползает перед Челкашом: “Сделай доброе дело! Пропащий ведь ты. Нет тебе пути. А я бы — ох! Дай ты их мне!”
Босяк и вор, контрабандист и пьяница, Челкаш оказывается морально выше и благороднее этого крестьянского парня, мечтающего разбогатеть, вложить деньги в хозяйство. Но средства, которыми он хочет добиться своей, может быть, хорошей цели, низки. Даже Челкашу стал омерзителен этот стяжатель, жалкий и ничтожный.
— На! Жри. — крикнул он, дрожа от возбуждения, острой жалости и ненависти к этому жадному рабу. И, бросив деньги, он почувствовал себя героем.
Челкаш удивлен низостью, до которой может упасть человек. “Разве из-за денег можно так истязать себя? . За пятак себя продаете!” Этот бродяга отличается благородством и чувством собственного достоинства, но он не герой, избранник судьбы, а скорее такая же жертва этого бездушного и алчного мира, как Гаврила. В статье “Беседы о ремесле” Горький прямо осудил босячество, говоря, что никаких надежд на него не возлагал. Что же касается анархизма босяков, то писатель резко осудил его в легенде о Ларре. В рассказах о босяках писатель наглядно показал бессилие их анархизма и стихийного протеста.

том беринг был маленьким мальчиком, который оставался на попечении тетки корнелии и ее мужа карла. они не любили его и постоянно его запугивали. особенно гневом отца. мальчик часто думал о том, что же это такое. единственный человек, кто с ним играл и поддерживал его, был , родственник корнелии, оскар мунк. когда мальчик обратился к нему с вопросом, кто же такой "гнев отца", который должен приехать вместе с отцом, то он не понял всей серьезности вопроса и отшутился: "да, гнев твоего отца выглядит неважно. чудовище, каких мало. у него четыре руки и четыре ноги. здорово бегает! глаза косые. неприятная личность. жуткое существо." тем самым поселив еще большие сомнения в его душе.

для того, чтобы защититься от "гнева отца", он тайком проникает в кабинет дяди, чтобы украсть пистолет, но был пойман дядей. он объяснил дяде, зачем ему понадобились пистолеты, но тот вместо того чтобы все ему объяснить -закрыл его в кабинете, еще больше напугав "гневом".

том сбежал из комнаты через окно и в это же время вернулся его отец, с молодой женьщиной, которую представил ему как его будущую мать.

но тома продолжала беспокоить мысль о "гневе", он прокрался в комнату отца, чтобы посмотреть не там ли находится "гнев". вместо "гнева" он увидел на кровати заряженый револьвер.

взяв его, он подошел к сундуку, где по его мнению сидел "гнев", он открыл его и выстрелил в него.

в комнату вбежал отец, тетя идядя. он кинулся к отцу, крича, что убил его гнев.

отец обнял его, прижал к себе и объяснил, что он все знает.

- фольклорный жанр - это народное творчество, кот. передавалось от поколения к поколению (из уст в уста), а в -ой есть конкретный автор с конкретным отношением к своему герою (авторское отнош-е, через которое мы видим самого автора)- фолькл-ые сказки, созданы народом, поэтому их язык простой, незамысловатый. у какого-либо автора (как профессионала) присутствует использование разных лит-ых приемов, выразительных средств. тропов.- герои народн. сказок - это собирательный образ, такой обобщенный персонаж. а в лит. сказке герой - это яркая индивидуальность с определенными чертами хар-ра.

Читайте также: