Сочинение на тему размышляя над страницами романа преступление и наказание

Обновлено: 05.07.2024

Прочитав роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”, я еще больше стала задумываться о таких важных проблемах, как проблема преступления и наказания, проблема человеческой личности и проблема любви, как чувства воскрешающего человека. Ф. М. Достоевский свои произведением показывает читателям, как должен и как не должен вести себя человек. На примере главного героя Родиона Раскольникова писатель показывает нам, что все, что бы ни делал человек, вернется к нему. За каждый плохой поступок человек будет наказан, а за каждый хороший – награжден. Также по прочтению данного романа я поняла, что человек не имеет права вершить судьбы других людей. Никто из нас не должен устраивать самосуд, лишать кого-то жизни, считая его виновным в чем-то. Ведь человек, каждый человек на земле – это “тварь божья”, и она не имеет власти над жизнями других, подобных ей людей. Человек, все же оступившийся, совершивший преступление, как Родион раскольников, еще может покаяться, отмолить свои грехи, получить заслуженное наказание. Тогда жизнь его станет лучше, но тяжесть преступления навсегда останется в его жизни. Пережить человеку такую тяжесть и боль помогают такие чувства, как любовь, дружба. Ведь именно Соня Мармеладова помогла Раскольникову “воскреснуть” как личности, духовно. Но все же для того, чтобы в жизни человеку не приходилось нести наказание, он должен жить правильно, по заповедям божьим: любить людей, уметь прощать, не покушаться на чужие жизни.

  1. “Мы все глядим в Наполеоны; Двуногих тварей миллионы. Для нас орудие одно…” “Мятеж не может кончиться удачей: В обратном случае он называется иначе” Цели и…
  2. Быть или не быть – таков вопрос; Что благородней духом: покоряться Пращам и стрелам яростной судьбы Иль, ополчась на море смут, сразить их Противоборством? У….
  3. План: 1. Россия в период написания романа “Преступление и наказание”. 2. Предыстория романа “Преступление и наказание”. 3. Психологические особенности романа “Преступление и наказание”. 3.1 Главное…
  4. “Преступление и наказание” – один из самых значительных романов Достоевского. В нем звучит острая боль писателя за уни- женного и оскорбленного человека. Герой романа –…
  5. До сих пор критики и литературоведы спорят о мотивах преступления Родиона Раскольникова – главного героя романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Как многие выдающиеся…
  6. Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь; оно или служит объяснением цели сочинения, или оправданием и ответом на критики. Но…
  7. Система образов романа “Преступление и наказание” строится на основе двух основных идейных полюсов, которые представляют резкий контраст на всех уровнях. Но главное внимание сосредоточено на…
  8. Роман “Преступление и наказание” написан в 1865-1866 годах. Роман Достоевского можно назвать одним из самых сложных произведений русской классической литературы. Как известно, действие романа “Преступление…
  9. 1. Какое место занимает детская тема в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”? Детские образы – это проверка жизненности, истинности любой идеи, теории. Маленькие…
  10. Каждое литературное произведение может заставить задуматься, но лишь от читателя зависит, действительно ли это произойдет. Невзирая на краткость рассказа Льва Николаевича Толстого “Кавказский пленник”, он…
  11. Проблема преступления рассматривается практически в каждом произведении Ф. М. Достоевского. Писатель говорит о преступлении в общечеловеческом плане, сравнивая такой взгляд с различными популярными в то…
  12. В романе “Преступление и наказание” Федор Михайлович Достоевский знакомит нас со своим героем, Родионом Раскольниковым. Он, бедный студент, который погряз в долгах, голоде и грязи….
  13. Пушкин и философско-историческая мысль 19 века …Пушкин явился именно в то время, когда только что сделалось возможным явление на Руси поэзии как искусства. Двадцатый год…
  14. Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является социально-психологическим. В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени. Своеобразие этого романа Достоевского заключается…
  15. Мы все глядим в Наполеоны: Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно. А. С. Пушкин Я хочу рассказать вам о книге, которая не может не…

Ответ оставил Гость

Мысли о жестокой несправедливости начинают тревожить не только автора и его героев, но и читателя. Мы страдаем вместе с Катериной Ивановной, Сонечкой, самим Раскольниковым и Дуней из-за того, что все эти люди не могут реализоваться в жизни, должны идти на преступление только ради того, чтобы просто выжить, найти что-то поесть себе и маленьким детям.

Постепенному развенчанию этой теории и посвящен весь роман. И главная цель автора – заставить читателя задуматься о ценности человеческой жизни.

Развенчание теории Раскольникова происходит и в сознании самого героя. Он сам осознает свою вину и тяжесть своего преступления.

Читая этот роман, понимаешь, что нельзя прийти к добру посредством смерти и насилия. Даже самые благие намерения не стоят человеческих жизней. Раскольников следует безнравственным законам, вместо того чтобы бороться с ними. Он совершает антигуманный поступок, который не несёт в себе пользы и добра. Никогда счастье не строится на крови. Герой понимает, что убив человека, он убил себя. Но в отличие от старушки, ему всю жизнь придётся нести этот крест. Всё возвращается к нам сторицей, причём в троекратном размере.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

  • Автор: Ф. М. Достоевский
  • Произведение: Преступление и наказание
  • Это сочинение списано 58 853 раз

Как большинство произведений этого великого (без преувеличений и лести) автора, действие происходит в Санкт-Петербурге. Место действия не может не отразиться на всем, без исключений. На лицах героев, бледных, изможденных непогодой, чахоточных. На дворах-колодцах, зловещих, темных, толкающих к самоубийству. На погоде, вечно сырой и промозглой, с морским пронизывающим ветром, грязным снегом под ногами, хлюпающем холодном месиве в дырявых калошах…

Посмотрите эти сочинения

О чём заставляет задуматься роман Преступление и наказание Достоевского сочинение

Роман заставляет задуматься о сущности самого человека: никогда не стоит в свои мысли впускать теории, что были на уме у Родиона. Важно не только руководствоваться местью да ослепленной жаждой правосудия, а иногда осмысливать трезво ситуацию, понимать, к чему всё может привести.

О чем меня заставил задуматься роман Достоевского «Преступление и наказание. Чему учит в роман Ф.М

Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” — одно из сложнейших произведений не только в творчестве писателя, но и в русской литературе в целом. Сегодня, когда сильна привычка смотреть экранизацию книг “по мотивам”, читать “по диагонали”, непросто осилить объемный роман, увидеть его глубинный смысл, проследить за сложным, несмотря на острый, детективный сюжет, действием. Но если внимательно вчитаться в произведение, можно понять, что все в нем подчинено раскрытию величайшей гуманистической идеи автора. В “Преступлении и наказании” нашло отражение сложное время — 60-е годы XIX столетия. Передовые люди эпохи считали, что сильная Личность, яркая и незаурядная, может встать над обществом. Достоевский показал брожение умов, поиск своего “я” и, как результат этого, создание теорий, противопоставляющих человека и окружающий его мир. Идеи Раскольникова и Лужина, жизненная позиция Свидригайлова не вымысел автора, а реально существовавшие взгляды. Экономическая теория Лужина почти полностью совпадает с “теорией разумного эгоизма” Добролюбова и Чернышевского. А у Раскольникова есть реальный прототип, человек, совершивший преступление не из-за денег, а под влиянием своей идеи.

Именно эти две линии: развенчание теорий, ставящих одного человека выше других, и утверждение приоритета христианских заповедей и моральных устоев — основные в романе “Преступление и наказание”. И их утверждению подчинены сюжет, система образов, композиция произведения. В основе сюжета романа лежит реальный факт — убийство, совершенное молодым человеком не из-за денег, а под влиянием своих идей. Сердцевину романа составляет психологический анализ преступления и его нравственных последствий. Но “Преступление и наказание” — социально-философское произведение, поэтому автор стремится раскрыть и пороки общества, толкающего человека на злодеяние. Раскольников не обычный убийца, в основе его поступка лежит стремление не только доказать правильность своих выводов, но и стремление подняться над “муравейником”. Но все дальнейшее повествование доказывает ложность его теории, делящей людей на “низших” и “высших”, на “тварей дрожащих” и “право имеющих” убивать во благо. Анализ состояния героя после преступления слит Достоевским воедино с анализом философской теории Раскольникова.

Сам герой, умный и честный человек, прекрасно видит несправедливость окружающего мира, видит, что одни, ничтожные и глупые, живут в великолепных особняках на берегу Невы, летом наслаждаются прохладой Васильевского острова, другие же, справедливые, умные, чуткие, вынуждены ютиться в бараках на Сенной, летом задыхаться от смрада и вони главного торгового района Петербурга. И он понимает, что люди разделены на две части: на сильных мира сего и на “тварей дрожащих”. Но это деление не по материальному, а по нравственному признаку: “…кто крепок и силен умом и духом, тот… и властелин!”. Он признает право одного человека быть выше других, вершить суд, казнить и миловать по своему усмотрению. Он не верит в Бога и считает, что человек может быть судьей. Главное, что противопоставлено теории Раскольникова, — это правда Сони Мармеладовой, ее жизненная позиция.

Образ Сони — один из важнейших в романе, в нем воплотил Достоевский свою идею “Божьего человека”. Соня живет по христианским заповедям. Поставленная в такие же трудные условия существования, что и Раскольников, она сохранила живую душу и ту необходимую связь с миром, которую порвал Раскольников, совершивший самый страшный грех — убийство. Сонечка отказывается судить кого-либо, приемлет мир таким, каков он есть. Когда Раскольников спрашивает ее: “…кому из них умереть?”, Сонечка сразу же отвечает: “И кто меня тут судить поставил: кому жить, кому не жить?” Именно с Соней связан путь Раскольникова, путь покаяния, воскресения.

Для полного развенчания идеи Раскольникова Достоевский использует прием, который широко применялся в русской литературе: вводит двойников главного героя. Это — Лужин и Свидригайлов.

Экономическая теория Лужина на первый взгляд ничего не имеет общего с идеями Раскольникова, но в их основе лежит одна и та же мысль: один человек стоит над остальными людьми, общечеловеческие законы созданы не для него. И Лужин, и Раскольников допускают пролитие крови, но если Раскольников может убить во имя будущего, во имя блага тысяч людей, то Лужин допускает пролитие крови во имя личной выгоды.

Свидригайлов живет по принципу вседозволенности; он считает, что все моральные устои общества созданы не для него. Именно поэтому за ним тянется шлейф преступлений. Именно благодаря Лужину и Свидригайлову мы можем понять, во что может трансформироваться идея Раскольникова, сколько зла таит она. Композиция романа тоже подчинена развенчанию теории Раскольникова. Лишь одна часть из шести посвящена преступлению, остальные пять — наказа- нию Раскольникова. Но это не физическое, а нравственное наказание. Правосудие свершается лишь в конце шестой части и в эпилоге.

Роман выстроен так, что о самой теории мы узнаем после преступления, автор дает нам возможность осознать, что такие взгляды несут только вред. Композиция романа связана и с проникновением христианского вероучения в душу Раскольникова. Трижды в повествовании звучит притча о воскресении Лазаря. Первый раз, когда Порфирий Петрович спрашивает Родиона, верует ли он в воскресение, второй — ее читает Соня, третий — в эпилоге. Так Достоевский показывает возможность нравственного воскресения через мучительно долгий путь покаяния. Не случайно Соня читает Раскольникову притчу в четвертой главе четвертой части романа. Эта цифра приобретает символическое значение: именно через четыре дня воскрес Лазарь.

Огромную роль в романе играет эпилог. В нем Достоевский показывает Апокалипсис в его понимании. Люди, объятые гордыней, мир, который рушится. Только вера может спасти мир.

Больше века отделяет нас от событий, описанных в романе. Может показаться, что мы очень далеки от того времени. Но сегодня, когда разрушены старые законы, нормы поведения, а новые еще не созданы, человек может пойти на преступление во имя власти над людьми. Роман “Преступление и наказание” призван не допустить повторения прошлых ошибок.

Прочитав роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”, я еще больше стала задумываться о таких важных проблемах, как проблема преступления и наказания, проблема человеческой личности и проблема любви, как чувства воскрешающего человека. Ф. М. Достоевский свои произведением показывает читателям, как должен и как не должен вести себя человек. На примере главного героя Родиона Раскольникова писатель показывает нам, что все, что бы ни делал человек, вернется к нему. За каждый плохой поступок человек будет наказан, а за каждый хороший – награжден. Также по прочтению данного романа я поняла, что человек не имеет права вершить судьбы других людей. Никто из нас не должен устраивать самосуд, лишать кого-то жизни, считая его виновным в чем-то. Ведь человек, каждый человек на земле – это “тварь божья”, и она не имеет власти над жизнями других, подобных ей людей. Человек, все же оступившийся, совершивший преступление, как Родион раскольников, еще может покаяться, отмолить свои грехи, получить заслуженное наказание. Тогда жизнь его станет лучше, но тяжесть преступления навсегда останется в его жизни. Пережить человеку такую тяжесть и боль помогают такие чувства, как любовь, дружба. Ведь именно Соня Мармеладова помогла Раскольникову “воскреснуть” как личности, духовно. Но все же для того, чтобы в жизни человеку не приходилось нести наказание, он должен жить правильно, по заповедям божьим: любить людей, уметь прощать, не покушаться на чужие жизни.

  1. “Мы все глядим в Наполеоны; Двуногих тварей миллионы. Для нас орудие одно…” “Мятеж не может кончиться удачей: В обратном случае он называется иначе” Цели и…
  2. Быть или не быть – таков вопрос; Что благородней духом: покоряться Пращам и стрелам яростной судьбы Иль, ополчась на море смут, сразить их Противоборством? У….
  3. План: 1. Россия в период написания романа “Преступление и наказание”. 2. Предыстория романа “Преступление и наказание”. 3. Психологические особенности романа “Преступление и наказание”. 3.1 Главное…
  4. “Преступление и наказание” – один из самых значительных романов Достоевского. В нем звучит острая боль писателя за уни- женного и оскорбленного человека. Герой романа –…
  5. До сих пор критики и литературоведы спорят о мотивах преступления Родиона Раскольникова – главного героя романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Как многие выдающиеся…
  6. Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь; оно или служит объяснением цели сочинения, или оправданием и ответом на критики. Но…
  7. Система образов романа “Преступление и наказание” строится на основе двух основных идейных полюсов, которые представляют резкий контраст на всех уровнях. Но главное внимание сосредоточено на…
  8. Роман “Преступление и наказание” написан в 1865-1866 годах. Роман Достоевского можно назвать одним из самых сложных произведений русской классической литературы. Как известно, действие романа “Преступление…
  9. 1. Какое место занимает детская тема в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”? Детские образы – это проверка жизненности, истинности любой идеи, теории. Маленькие…
  10. Каждое литературное произведение может заставить задуматься, но лишь от читателя зависит, действительно ли это произойдет. Невзирая на краткость рассказа Льва Николаевича Толстого “Кавказский пленник”, он…
  11. Проблема преступления рассматривается практически в каждом произведении Ф. М. Достоевского. Писатель говорит о преступлении в общечеловеческом плане, сравнивая такой взгляд с различными популярными в то…
  12. В романе “Преступление и наказание” Федор Михайлович Достоевский знакомит нас со своим героем, Родионом Раскольниковым. Он, бедный студент, который погряз в долгах, голоде и грязи….
  13. Пушкин и философско-историческая мысль 19 века …Пушкин явился именно в то время, когда только что сделалось возможным явление на Руси поэзии как искусства. Двадцатый год…
  14. Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является социально-психологическим. В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени. Своеобразие этого романа Достоевского заключается…
  15. Мы все глядим в Наполеоны: Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно. А. С. Пушкин Я хочу рассказать вам о книге, которая не может не…

Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям, Раскольников решается на преступление — на убийство отвратительной старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из людских страданий. Родион жаждет мести за поруганных и обездоленных людей, за унижения и страдания Сони Мармеладовой, за всех тех, кто доведен до предела нищеты и нравственных мучений.

Мне кажется, ошибка главного героя заключается в том, что причину зла он видит в самой природе человека, а закон, дающий право сильным мира сего творить зло, считает извечным. Вместо того чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, он следует им. Раскольникову кажется, что он отвечает за свои поступки лишь перед собой, и суд других ему безразличен.

На мой взгляд, антигуманные мысли и дела не могут служить на благо человечества, никакое зло нельзя оправдать счастьем миллионов других. Счастье нельзя построить на крови, жестокости и насилии.

Несколько интересных сочинений

Образ Гриши завершает поэму Некрасова, в которой показал поэт столько несчастий, страданий простых людей. Кажется, что нет уже у них надежды… Но вот в самом эпилоге позитивная нота — Добросклонов

Приемник знаменитого русского писателя Пушкина Александра Сергеевича, который сам смог добиться значительных успехов в данном деле, и так же стать знаменитым и не менее великим, Лермонтов Михаил Юрьевич очень часто не соглашался

Удивительная история, про то, как порой человек не задумываясь о последствиях, совершает нехорошие поступки. Что даже сама матушка природа протестует против человеческой злобы. Автор пытается донести до читателя, что людская злость

Любой праздник, по своему, интересен и привлекателен. Но для меня всегда лучшим праздником был и есть Новый год

Роман “Преступление и наказание” Федора Достоевского один из самых известных во всем мире. Реакция на это произведение может быть разной, как положительной, так и отрицательной, однако равнодушным этот роман никого точно не оставит. Первое, что можно сказать после его прочтения, это то, что автор очень мастерски соединил детективный сюжет с очень глубоким реализмом и психологизмом.
Вопросы, которые поднимает этот роман, это исконные образы добра и зла, а также те понятия, которые каждый человек вкладывает в эти образы. Для кого-то это

совершенно различные категории, между которыми не может быть ничего общего, а для кого-то граница между добром и злом бывает достаточно тонкой.
Раскольников предстает как персонаж, который не хочет просто сидеть и ждать, он выбирает активность, действенность. Проблемы накрывают героя одна за другой: заброшенное обучение в университете, отсутствие работы, просьба матери о материальной помощи, а также любимая сестра, которая для семьи готова провести всю жизнь с ненавистным человеком.
Долги и нищета окружают Раскольников на каждом шагу: семья Мармеладова, судьба Сони, которая продает себя ради благосостояния

семьи, и многих других, что потеряли всякую надежду на лучшую жизнь. Всю эта боль и отчаяние приводит Раскольникова к мысли, что один преступный поступок можно простить, если он будет стоить сотни добрых дел. Именно такие идеи толкают его на убийство процентщицы.
Мысли и действия оказались тождественно: реальным поступком – убийство – все изменит. Деньги уже не кажутся такими необходимыми, но главное, что герой казнил и то, что имел ранее – самоуважение, спокойствие, понимание самого себя. Против Раскольникова не предъявлено обвинений, его самоистязания хуже тюрьмы, в конце концов, это заставляет его сдаться.
Роман заставляет задуматься над приоритетами в жизни, вечными ценностями, моральными принципами и границей между дозволенным и недозволенным, которую каждый человек определяет для себя сама.

Сочинение-размышление над романом Достоевского "Преступление и наказание"

Роман "Преступление и наказание" Федора Достоевского один из самых известных во всем мире. Реакция на это произведение может быть разной, как положительной, так и отрицательной, однако равнодушным этот роман никого точно не оставит. Первое, что можно сказать после его прочтения, это то, что автор очень мастерски соединил детективный сюжет с очень глубоким реализмом и психологизмом.

Вопросы, которые поднимает этот роман, это исконные образы добра и зла, а также те понятия, которые каждый человек вкладывает в эти образы. Для кого-то это совершенно различные категории, между которыми не может быть ничего общего, а для кого-то граница между добром и злом бывает достаточно тонкой.

Раскольников предстает как персонаж, который не хочет просто сидеть и ждать, он выбирает активность, действенность. Проблемы накрывают героя одна за другой: заброшенное обучение в университете, отсутствие работы, просьба матери о материальной помощи, а также любимая сестра, которая для семьи готова провести всю жизнь с ненавистным человеком.

Долги и нищета окружают Раскольников на каждом шагу: семья Мармеладова, судьба Сони, которая продает себя ради благосостояния семьи, и многих других, что потеряли всякую надежду на лучшую жизнь. Всю эта боль и отчаяние приводит Раскольникова к мысли, что один преступный поступок можно простить, если он будет стоить сотни добрых дел. Именно такие идеи толкают его на убийство процентщицы.

Мысли и действия оказались тождественно: реальным поступком – убийство – все изменит. Деньги уже не кажутся такими необходимыми, но главное, что герой казнил и то, что имел ранее – самоуважение, спокойствие, понимание самого себя. Против Раскольникова не предъявлено обвинений, его самоистязания хуже тюрьмы, в конце концов, это заставляет его сдаться.

Роман заставляет задуматься над приоритетами в жизни, вечными ценностями, моральными принципами и границей между дозволенным и недозволенным, которую каждый человек определяет для себя сама.

Наказание” Достоевского Когда великий русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский отбывал наказание на каторге в Сибири, им овладевали тяжёлые и грустные мысли. Он очень много раздумывал о жизни, Боге, человеческой судьбе. Проживая в ужасных условиях, лишённый свободы, именно на каторге писатель впервые в своей жизни встречает “сильных” людей, которые посчитали себя выше остального общества. Именно тогда Достоевский и замыслил о написании гениального произведения – “Преступление и наказание”. Этот роман до сих пор будоражит умы миллионов. Писатель поставил в нём ряд сложных, философских, неоднозначных вопросов, ответить на которые многие не могут и по сей день. Имеет ли один человек убивать другого, пусть даже для спасения кого-либо? Может ли человек поставить себя над обществом, быть выше его, сильнее? Эти и многие вопросы пытался разрешить главный герой романа Достоевского “Преступление и наказание” Родион Раскольников. Молодой человек – бедный, голодный студент Раскольников приходит к выводу, что он имеет право убить старуху-процентщицу. Он идёт к этой мысли очень долго, пытается всё взвесить, обдумать. И, увы, приходит к мнению, что он должен проверить самого себя, кем он является – “Тварь ли я дрожащая или право имею?!” – мыслил Раскольников. В итоге он ошибочно решил, что имеет полное право вершить суд над другими людьми. После того как главный герой романа Достоевского “Преступление и наказание” Родион Раскольников убивает старуху-процентщицу и её беременную родственницу, он понимает, что совершил ошибку. Правда, не сразу. Сначала он даже не понимает, что это с ним происходит и считает, что все эти чувства и эмоции – из-за его душевной слабости. Раскаяние приходит к герою “Преступления и наказания” Достоевского гораздо позже. И даже властям Раскольников сдаётся не из-за угрызений совести, и не из желания искупить свой грех. В действительности он начнёт осознавать тяжесть своего греха и ошибки, только отбывая наказание в Сибири. Там Раскольников будет мучиться угрызениями совести, сожалеть о содеянном. И это будет самое суровое наказание, намного суровее, чем пребывание на каторге. Роман Фёдора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание” – моё любимое произведение этого автора!

Во всех произведениях Достоевского мы замечали одну общую черту, замеченную во всем, что он писал: это боль о человеке, который сам себя не признает человеком и даже не вправе быть им.

Ф. М. Достоевский — самый беспощадный художник XIX века, который изображал в своих гениальных произведениях суровую правду жизни, был одержим великой любовью к человеку и считал своим долгом открыть "униженным и оскорбленным" глаза и заставить их бороться, искать пути избавления от страданий и социальной несправедливости. Л. Н. Толстой писал: "Самое важное в произведении искусства, чтобы оно имело нечто вроде фокуса, и он должен быть недоступен полному объяснению словами". Таким фокусом у Достоевского стало изображение крайней нищеты, когда люди не просто гибнут от голода, но и теряют свой человеческий облик и чувство собственного достоинства.

По глубине и тонкости замысла, по мастерству и правдивости отображения реальной действительности роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" можно смело назвать вершиной творчества писателя. Ведь в центре внимания автора оказалась страшная картина жизни России середины XIX века, со всей той нищетой, бесправием, угнетением русского народа, который хоть и пытался бунтовать против такой несправедливости, но вместе с тем осознавал свое бессилие в этой борьбе. Для более точного отображения этой действительности писатель старался проникнуть в самую глубину человеческой души, отразить сознание людей, их метания и противоречия.

Роман Достоевского вышел в свет в переломное для страны время, когда русская интеллигенция, ожидавшая возрождения России после реформы 1861 года, вынуждена была познать вместо этого глубокое разочарование и потрясение.

Социальные противоречия не исчезли. Напротив, они еще боль-. те обострились, еще острее стала несправедливость общественного устройства. И все это с талантом настоящего мастера сумел тонко подметить и выразить в своем романе Ф.М. Достоевский. При этом на примере трагедии одного человека автор выделил, вывел на первый план трагедию всего народа, отразил целый мир. Писатель не случайно взял своих героев из среды разорившегося дворянства. Именно в этой среде часто проявлялись в то время по-настоящему неординарные личности, яркие, сильные характеры, болезненные спады и светлые подъемы сознания, оказавшегося в конфликте с самим собой.

Действие романа происходит в Петербурге, в той его части, где жила беднота. Серый, мрачный город, многочисленные пивные, зазывающие народ залить горе; толпы пьяных на улицах; женщины, продающие себя за бесценок, а те, кто не желал этого делать, бросались с моста в воду. Страшное царство нищеты, бесправия, болезней, безысходности — вот те условия, в которых существуют простые русские люди, те условия, при которых в сознании многих рождаются ложные (хотя и вполне понятные) идеи восстановления справедливости.

Описывая жизненный путь Родиона Раскольникова — противоречивой личности, вынужденной в силу социальных причин пойти на преступление, на жестокое убийство, — Достоевский в первую очередь стремился показать гибельность подобного шага.

Но вместе с тем он мечтал показать перерождение, очищение человека путем страданий, переосмысления принципов и в конечном итоге преодоления зла. Да, Раскольников совершил преступление, избрал ошибочный путь в жизни. Но главное здесь — то, что толкнуло героя встать на путь убийства. И пытаясь обосновать такой шаг, Достоевский с первых страниц говорит о социальном положении Родиона. Молодой человек вынужден существовать в комнатке, а точнее "каморке", которую сам автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, подчеркивая крайнюю нищету ее обитателя — "задавленного бедностью", "изуродованного нищетой" "бедного и больного студента".

Создавая психологический портрет своего героя, писатель на первое место выводит те черты, которые рождены именно общественным положением бедного студента: мнительный, самолюбивый, мрачный, угрюмый. И в этих чертах, в этих характеристиках Родиона Раскольникова отражен обобщенный портрет поколения, показаны особенности психологии многих его современников.

Такие люди, как Раскольниковы, Мармеладовы и подобные им, вынуждены влачить жалкое существование в жестоком и несправедливом мире, где распорядителями и хозяевами являются подлые и низкие свидригайловы и лужины. Потому не осуждение в первую очередь, а страшная, щемящая боль пронизывает страницы романа Достоевского — боль за людей, раздавленных нищетой, таких как Катерина Ивановна Мармеладова, которая сама себя сравнивает с заезженной клячей; как ее несчастный муж, спившийся от горя и бедности; как дочь Соня, вынужденная продавать себя, чтобы поддерживать хоть какое-то существование семьи. Ее образ наиболее трагичен. "Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь. свою", — говорит ей Родион. А ведь сколько таких же несчастных девушек губили свою жизнь, принося себя в жертву ради близких, ради какого-то призрачного благополучия. Такой же (или почти такой) путь уготован и сестре Раскольникова. Осознание этого, понимание гибельности того поступка, на который готова пойти ради него сестра, выйдя за нелюбимого, к тому же ничтожного человека, зарождает протест в душе главного героя.

Родион не видит другого выхода, как убийство процентщицы. Так он спасет себя, спасет свою семью. И при таких обстоятельствах смерть никому не нужной старухи кажется ему оправданной, в чем еще больше Раскольников убеждается, получив письмо матери, в котором она сообщает о своем плачевном материальном положении. "Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или. Или отказаться от жизни совсем. "

Да, такая идея могла возникнуть в голове героя, как и в голове другого студента, чей разговор Раскольников как-то услышал в трактире, только под влиянием крайней нищеты, безысходности, несправедливости окружающего мира. "За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения". Не правда ли — благородный, оправданный выход?!

Единственный выход для множества людей, загнанных жизнью в глухой угол, вынужденных каждый день видеть сотни, тысячи гибнущих жизней, жизней, которые еще можно спасти "от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических заболеваний. ". А всего-то нужно — убить никчемную старушонку и забрать ее деньги! Нет, конечно, Достоевский не оправдывает своего героя. Наоборот, вся суть пути Раскольникова в конечном итоге сводится к пониманию своих ошибок. Мучительному пониманию. Но хотя в романе и есть намек на то, что стремления к лучшей жизни не напрасны, не напрасны попытки прийти к ней другим, правильным путем, — мы понимаем, что, к сожалению, сбыться этим стремлениям суждено не так уж скоро. И многострадальному русскому народу еще через много испытаний придется пройти. Отсюда нескрываемая боль автора за весь народ, за все человечество.

И все же, размышляя о далеком грядущем, Достоевский писал в "Дневнике писателя": "Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все когда-нибудь образованны, очеловечены и счастливы".

Читайте также: